Представление пояснений по ндс в году. Как отвечать на требования о пояснениях по ндс

Что изменилось с 2017 года в порядке представления в налоговую инспекцию пояснений по декларации по НДС? Как теперь сдавать пояснения в ходе камеральной проверки? Обязательно ли теперь передавать пояснения в электронном виде? Ответы на эти и другие вопросы, а также образец пояснений, вы найдете в данной статье.

Когда запросят пояснения

После получения декларации по НДС налоговая инспекция могут выявить с ней (п.3 ст. 88 Налогового кодекса РФ):

  • ошибки;
  • противоречия с документами;
  • несоответствия сведениям, имеющимся у налоговой инспекции.

В такой ситуации налоговая инспекция вправе запросить пояснения от организации или ИП, представивших декларацию по НДС. В этих целях налоговики направляют требование о предоставлении пояснений (приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189).

Как представить пояснения: пошаговая инструкция 2017 года

Предположим, что в 2017 году вы получили от налоговиков требование о представлении пояснений по декларации по НДС. Допустим, что налоговики обнаружили в декларации какие-либо противоречия. Как действовать? Поясним в инструкции и приведем образец пояснений.

Шаг 1. Передайте квитанцию о приеме требования

В первую направьте налоговикам электронную квитанцию о приеме требования о предоставлении пояснений (п. 14 Приложения к Приказу ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149).
Квитанцию передайте в течение шести рабочих дней со дня отправки требования (п. 5.1 ст. 23, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Если квитанцию в указанный срок не передать, то в течение 10 рабочих дней со дня истечения шестидневного срока налоговики будут вправе заблокировать банковские счета, а также переводы электронных денежных средств (п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23, пп. 2 п. 3, пп. 2 п. 11 ст. 76 НК РФ).

Шаг 2. Разберитесь с выявленными противоречиями

Выясните, по каким из отраженных в декларации операций инспекция обнаружила противоречия (несоответствия). Перечень таких операций должен прилагаться к полученному требованию (Приложение к Письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395). По каждой записи данного перечня налоговой инспекцией справочно указывается один из четырех кодов возможной ошибки, расшифровка которых приведена в Приложении к Письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

Шаг 3. Перепроверьте декларацию по НДС

Перепроверьте правильность заполнения налоговой декларации по НДС по выявленным несоответствиям. Так, в частности, может потребоваться сверить записи декларации со счетами-фактурами. Причем обращайте внимание на правильно заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж).

Шаг 4. Представьте пояснения или уточненную декларацию

После того, как вы перепроверили декларацию по НДС у вас есть два варианта дальнейших действий, а именно:

  • представить в ИФНС уточненную налоговую декларацию с правильными сведениями (если выявлены ошибки и они привели к занижению суммы НДС к уплате);
  • представить в ИФНС пояснения (если выявленные ошибки или противоречия не повлияли на сумму НДС или если ошибок, на ваш взгляд, вообще не было).

Пояснения либо уточненную налоговую декларацию по НДС нужно представить налоговикам в течение пяти рабочих дней с даты получения требования.

С 2017 года пояснения только в электронном виде

С 2017 года пояснения по декларации по НДС можно представлять исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При представлении пояснений на бумажном носителе такие пояснения с 2017 года не считаются представленными. То есть, сдавать пояснения «на бумаге» совершенно теряет всякий смысл. Это предусмотрено новым абзацем 4 пункта 3 статьи 88 НК РФ.

Заметим, что до 2017 года ФНС России полагала, что пояснения по декларации по НДС можно представлять в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (Приложение к Письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395). С 2017 года «бумажный» вариант полностью отпадает.

Формат пояснений, который будет предназначен для передачи пояснений в 2017 году утвержден приказом ФНС от 16 декабря 2016 г. № ММВ-7-15/682. (абзац 4 пункта 3 статьи 88 НК РФ). Минюст зарегистрировал приказ 13 января. Он вступил в силу через 10 дней – 24 января 2017 года. В связи с этим, при формировании пояснений по такому формату могут быть некоторые особенности. Однако, в целом, образец пояснений по декларации НДС, которые может потребоваться передавать в ИФНС в 2017 году, может выглядеть так:

Новый штраф с 2017 года

Если в рамках камеральной проверки декларации по НДС налоговики запросили пояснения (п.3 ст. 88 НК РФ), то их нужно представить в течение пяти дней. Однако прежде налоговое законодательство не содержало никакой ответственности за неисполнение требования о представлении пояснений. И некоторые налогоплательщики попросту игнорировали запросы налоговых инспекций.

С 1 января 2017 года ситуация изменится. За непредставление (несвоевременное представление) пояснений введен штраф в размере 5000 рублей, а за повторное нарушение в течение календарного года – 20 000 рублей. Это предусмотрено новой редакцией статьи 129.1 НК РФ, которая введена пунктом 13 статьи 1 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ.

Работодатели в соответствии с действующим законодательством должны оплачивать работу своих сотрудников дважды в месяц, и стандартно первую выплату принято называть авансовом, хоть это и не предусмотрено действующим законодательством.

При этом работодатель должен в установленные сроки подавать в налоговые органы декларацию, в которой будет указываться отчетность по всем сделанным выплатам, и в частности, при наличии какой-либо дополнительной или особой информации указывать к ней соответствующие пояснения.

Однако нужно правильно понимать, в каких ситуациях могут потребоваться пояснения к декларации по НДС и как их правильно указывать в 2019 году.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основные замечания

Перед оформление декларации по НДС нужно ознакомиться с основными правилами и законодательными нормами, которые регулируют проведение этой процедуры и устанавливают для нее соответствующие нормы.

Новый стандарт

В 2019 году был принят новый формат декларации, поэтому стоит сразу обновить программы, через которые осуществляется сдача отчетности, чтобы утилита в любом случае заполняла документацию в соответствии с новыми правилами и установленными нормами. Подача документов в старом формате не предусматривается, и любая отчетность, которая сдается таким образом, в конечном итоге не будет принята.

Если декларация оформляется в бумажном виде, то в таком случае на нее вовсе не обязательно ставить печать, и вполне достаточно будет заверить документ подписью директора. В частности, так могут поступать организации, работающие на упрощенной системе, которые оплачивают налог на добавленную стоимость в качестве налоговых агентов в процессе приобретения государственного имущества или оформления его в аренду.

Помимо этого, теперь в разделах 10 и 11 отсутствуют строки, в которые прописывается дата оформления или получения счета-фактуры, и теперь там нужно переносить информацию из пункта 2 журнала учета таких счетов.

Как действовать сторонам

В процессе проведения камеральной проверки сотрудники налогового органа могут увидеть какие-либо ошибки или противоречия между реальными операциями и той информацией, которая была прописана в декларации по налогу на добавленную стоимость. Помимо этого, могут обнаружиться также различные несоответствия между информацией о налогоплательщике в поданной декларации и той, которая находится в отчетности по налогу на добавленную стоимость другого налогоплательщика.

В том случае, если такие ошибки привели к сокращению суммы налогообложения, то в таком случае налоговый орган должен отправить уполномоченному плательщику уведомление с требованием о подаче пояснений, прикладывая соответствующие табличные формы, которые приводятся в соответствующих приложениях к законным рекомендациям.

После того, как налогоплательщик получает от сотрудников налогового органа соответствующее требование, в первую очередь, ему нужно будет предоставить в налоговый орган соответствующую квитанцию, которая подтвердит получение им требования, на протяжении шести дней с момента отправки документа со стороны налогового органа. В случае несоблюдения этого требования компания может пожать негативные последствия, вплоть до полной остановки банковских операций или электронных переводов.

Далее у организации будет пять дней для того, чтобы внести корректировки в соответствующую документацию или представить пояснения сотрудникам налогового органа. Несмотря на то, что на сегодняшний день законодательство не предусматривает какой-либо ответственности за нарушение пятидневного срока, затягивать с их представлением не стоит, так как в дальнейшем налоговый орган может провести еще целый ряд проверок документации и деятельности компании.

Памятка налогоплательщику

Стоит отметить несколько ключевых моментов, которые должен знать каждый налогоплательщик:

  • требование о выдаче пояснения оформляется в процессе проведения камеральной проверки в случае обнаружения расхождения в представленных данных;
  • подавать пояснения нужно в течение пяти рабочих дней с момента получения требования;
  • пятидневный срок отсчитывается с момента получения требования налогоплательщиком;
  • в случае с электронной формой отсчет начинается с даты отправки квитанции.

Инструкция по оформлению пояснения к декларации по НДС

Для начала нужно передать налоговым органам электронную квитанцию о приеме требований о предоставлении пояснений. Квитанцию нужно передать на протяжении шести рабочих дней с момента отправки требования, причем, если квитанция не будет передана в указанные сроки, то в таком случае на протяжении десяти рабочих дней с момента истечения срока налоговые органы получат право полностью заблокировать банковские счета и электронные переводы компании.

Далее нужно определиться с тем, в каких именно пунктах налоговая инспекция нашла какие-либо противоречия, причем сделать это не так сложно, так как перечень операций обязательно указывается в полученном требовании. По каждой записи из этого перечня налоговая инспекция должна указать один из четырех кодов возможной ошибки.

После этого нужно будет повторно проверить правильность оформления налоговой декларации в соответствии с обнаруженными несоответствиями. В частности, можно сверить записи в декларации со счетами-фактурами, обращая отдельное внимание на корректность заполнения реквизитов в тех записях, по которым были найдены несоответствия.

В конечном итоге нужно будет подать в отделение налоговой службы уточненную декларацию или же пояснения, если обнаруженные ошибки не сказываются на сумме рассчитанного налога или в принципе отсутствуют.

Особые случаи процедуры

Для того, чтобы подать пояснения без каких-либо повторных непониманий или ошибок, лучше всего запомнить все ключевые нюансы данной процедуры, которые должны учитываться в процессе оформления декларации.

Коды ошибок

Для того, чтобы определиться с тем, что именно указывается в требовании о представлении пояснений, нужно помнить перечень кодов ошибок, установленных Федеральной налоговой службы:

Код «1» Указывается в том случае, если запись об определенной операции не указывается в декларации контрагента или же он вообще не предоставил отчетность по указанному отчетному периоду. Помимо этого, данный код может прописываться также в случае подачи контрагентом нулевой декларации или же при отсутствии возможности идентифицировать запись об этом счете в связи с допущенными ошибками.
Код «2» Пишется тогда, когда информация об операции, указанная в разделах №8 и №9, не соответствует друг другу в декларации налогоплательщика (к примеру, в процессе принятия к вычету суммы налога на добавленную стоимость по ранее рассчитанным авансовым счетам).
Код «3» Прописывается тогда, когда обнаруживаются несоответствия в информации об операциях, прописанной в разделах №10 и №11 в оформленной декларации».
Код «4» Означает, что, вероятно, налогоплательщик допустил ошибки в процессе заполнения определенных граф, причем в скобках обязательно указывается номер графы, где может присутствовать данная ошибка.

Что не включено в книгу продаж

Требования по информации, не включенной в книгу продаж, указываются в том случае, если покупатель отражает в своей декларацию сделку с продавцом, в то время как последний этого не сделает. Теоретически подобные требования могут подаваться на протяжении трех месяцев проверки, но, скорее всего, будут поданы в течение двух недель с момента отправки.

В электронном ответе нужно указать данные в разных таблицах ответа на требование в зависимости от различных условий. Если сделка подтверждена, то в таком случае счет-фактуру нужно подавать в таблицу с пояснением расхождений, указывая всю информацию о контрагенте. Если же сделка не подтверждается, то в таком случае нужно включить в таблице с неподтвержденными сделками.

Если же плательщик просто забыл отобразить этот счет-фактуру в , то в таком случае в нее нужно будет включить , после чего отправить уточненную отчетность в течение следующих пяти рабочих дней.

Электронный формат

Электронные пояснения к налоговой декларации должны оформляться в специальном формате, утвержденном приказом Федеральной налоговой службы №ММВ-7-15/682. Для этого можно воспользоваться специальными бухгалтерскими системами, которые имеют функцию ведения отчетности в формате XML или же пользоваться программой, предоставленной спецоператорами, через которых осуществляется сдача электронной отчетности.

Нужно будет найти в программе оператора перечень требований к декларации, и выбрать из нее то, на которые будет нестись ответ. ИФНС присылает требования в форматах XML или PDF/ После того, как будет заполнена соответствующая форма, нужно будет открыть форму ответа на требование, заполнить ее и загрузить соответствующий файл в программу спецоператора.

Куда и как отправлять

Если после сверки с контрагентами или проведения проверки первичной документации обнаруживается ошибка, в связи с которой декларация включает в себя неправильные данные, многие задаются вопросом о том, что именно должно подаваться в отделение налоговой – уточненная декларация или уточнение. В данном случае все зависит от того, привело ли это к снижению налоговой базы.

Если ошибка привела к занижению налоговой базы, в налоговую службу нужно будет обязательно подать уточненку, в то время как при обнаружении переплаты или если ошибки вообще никак не сказались на сумме налога, можно вполне ограничиться подачей пояснения.

Часто задаваемые вопросы

В данной памятке стоит рассмотреть несколько ключевых вопросов, которыми чаще всего задаются обязанные налогоплательщики:

Когда и в какие сроки нужно отправлять квитанцию о приеме требований? Квитанция должна отправляться в электронной форме на протяжении шести рабочих дней с момента отправки требования.
Когда нужно отправить пояснения? Налогоплательщик должен подать пояснения или же внести соответствующие корректировки на протяжении пяти дней с момента получения сообщения.
Можно ли продлить этот срок? Действующее законодательство не предусматривает возможность продления сроков.
Что нужно делать после получения требования? Детально изучить полученный документ, обращая отдельное внимание на все представленные коды ошибок, после чего самостоятельно провести проверку документов и корректность заполнения различных реквизитов.
Нужно ли подавать пояснения, если при проведении сверки счетов-фактур не было обнаружено нарушений? Если не было ошибок в процессе проверки, об этом факте нужно отправить уведомление сотрудникам налоговой службы.
Когда нужно подавать пояснение и уточненную декларацию? Последний документ подается только в том случае, если ошибка привела к сокращению суммы налога, в то время как отсутствие влияния на сумму или ее увеличение предусматривает только обязанность в подаче пояснения.
Как нужно оформлять пояснения? Действующее законодательство не предусматривает конкретной формы, утвержденной для подачи пояснений.
Нужно ли подавать пояснение с какими-то документами? Налогоплательщик должен подавать дополнительно также выписки из регистров или другие бумаги, которые подтвердят правдивость указанной информации.
Могут ли отказать в приеме пояснений? Да, но только в случае нарушения формата подачи пояснений.
Что делать в случае отказа в приеме пояснений в электронной форме? Вновь проверить правильность составления документа или оформить пояснения на бумажном носителе и подать их в налоговое отделение.
Отправляют ли плательщикам уведомления о получении пояснений? Пояснения будут считаться принятыми только в том случае, если налогоплательщик получит уведомление о приеме со специальной электронной подписью.
Что может быть, если пояснения не будут учтены, и это обнаружится в процессе камеральной проверки? Если после подачи пояснений ошибки так и не были устранены, налоговый орган может проводить различные мероприятия для обеспечения контроля в полном соответствии с нормами Налогового кодекса.
Нужно ли органам уведомлять плательщика об устранении выявленных расхождений? Если ранее обнаруженные расхождения были полностью устранены, налоговые органы не должны обязательно уведомлять об этом налогоплательщиков.
Что предусмотрено в случае отказа от подачи пояснений? Налоговые органы требуют у плательщика счета-фактуры, а также другие документы, которые относятся к операциям, данные по которым были внесены с ошибками.

Учитывая все эти нюансы, плательщики могут подавать документы в налоговые органы без каких-либо ошибок и проблем со стороны государственных служащих.

По итогам камеральной проверки налогоплательщик может получить от инспекции требование пояснить какую-либо информацию, указанную в декларации по НДС. С 1 января 2017 года отвечать на такое требование необходимо только в электронном виде. Например, такая возможность есть в сервисе для отправки отчетности

К настоящему моменту ФНС утвердила электронные форматы трех видов требований о представлении пояснений по НДС (письмо ФНС от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752). Это требования по контрольным соотношениям, по расхождениям с контрагентами и требования о не включенных в книгу продаж сведениях.

Давайте рассмотрим, что включает каждое из них и как действовать налогоплательщику, если он получил такое требование.

Тип пояснения Пояснения по контрольным соотношениям Пояснения по расхождениям с контрагентами
Если налоговый орган рассчитает контрольные соотношения в декларации и обнаружит неточности Если в ходе сверки счетов-фактур покупателей и продавцов не найдется контрагент или обнаружатся расхождения в данных (например, в НДС)
Когда придет В течение 1–2 дней после отправки декларации. Теоретически требование может поступить в течение всех трех месяцев проверки, но на практике налоговые органы справляются с задачей за день-два после отправки деклараций Как правило, в течение двух недель после отправки декларации
В каком формате придет pdf pdf + xml
Что содержит - Номер контрольного соотношения (например, 1.27).
- Формулировка нарушения (например, «завышение суммы НДС, подлежащей вычету»).
- Ссылка на норму законодательства (НК РФ ст. 171, 172).
- Контрольное соотношение (ст.190 р.3 + сумма ст. 030 и 040 р.4 + ст. 080 и 090 р.5 + ст.060 р.6 + ст. 090 р.6 + ст. 150 р.6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р.8 – ст. 005 прил. 1 к р. 8] если левая часть равенства > правой).
- Данные, отраженные в декларации (1781114.00
- Список счетов-фактур, по которым найдены расхождения, требующие пояснений.
- Коды ошибок. Например:
1 - запись об операции отсутствует у контрагента;
2 - несоответствие данных об операциях между книгой покупок и книгой продаж. В частности, между данными раздела 8 (сведения из книги покупок) или приложения 1 к разделу 8 (сведения из дополнительных листов книги покупок) и разделом 9 (сведения из книги продаж) или приложением 1 к разделу 9 (сведения из дополнительных листов книги продаж) декларации налогоплательщика;
3 - несоответствие данных об операциях между разделом 10 (сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур) и разделом 11 (сведения из журнала учета полученных счетов-фактур) декларации налогоплательщика;
4 (a, b) - не исключена ошибка в графах a, b (указывается номер граф, в которых допущены ошибки)
- Номер контрольного соотношения, к которому дается пояснение.
- Само пояснение в произвольной форме
Необходимо поднять оригиналы счетов-фактур, упомянутые в требовании. И сверить данные - от итогов сверки зависят дальнейшие действия:
- Данные оказались верными. Подтвердите правильность данных, не помешает приложить скан счета-фактуры или оригинал в электронном формате (хml). Не забудьте включить в опись прилагаемые документы.
- Выявлена ошибка в реквизитах счета-фактуры (дата, номер, ИНН, КПП или др.). Внесите правку в ответе на требование (кроме суммы НДС).
- Ошибка в сумме налога. Придется подать уточненную декларацию, при этом уложившись в отведенный пятидневный срок после отправки квитанции

Требование пояснений по расхождениям имеет несколько важных особенностей. Так, в него могут попасть ошибочные счета-фактуры сразу из нескольких разделов декларации по НДС. В рамках камеральной проверки одной декларации может прийти несколько требований данного вида. Наконец, требование о пояснениях в отношении того или иного счета-фактуры одновременно направляется и покупателю, и продавцу.

Пояснение по сведениям, не включенным в книгу продаж

Порядок реагирования на требования такого рода официально не утвержден, поэтому в эту таблицу мы включили экспертные рекомендации.

Тип пояснения Пояснение по сведениям, не включенным в книгу продаж
В каком случае придет требование Когда покупатель отразит в декларации сделки с продавцом, а продавец в своей книге продаж этого не сделает
Когда придет Теоретически такие требования могут поступать в течение трех месяцев проверки, но более вероятно, что требование поступит в течение двух недель со дня отправки декларации
В каком формате придет pdf
Что содержит Наименование, ИНН и КПП покупателя, который отразил данные сделки, а также номера и даты счетов-фактур
Что указать в электронном ответе Данные должны попасть в разные таблицы ответа на требование в зависимости от условий, приведенных ниже.
- Сделка подтверждается, то есть счет-фактура в декларации есть, но с данными, отличными от данных покупателя. Тогда счет-фактура попадает в таблицу, поясняющую расхождения. В таблице достаточно указать номер, дату и ИНН контрагента, дополнительные сведения указывать не обязательно.
- Сделка не подтверждается, то есть данный счет-фактуру продавец покупателю не выставлял. Счет-фактура включается в таблицу, содержащую данные по неподтвержденным сделкам. В таблице нужно отразить такие сведения:
– номер счета-фактуры;
– дату счета-фактуры;
– ИНН покупателя.
- Счет-фактура, упоминаемый в требовании, у плательщика есть, но он забыл отразить его в книге продаж. В этом случае советуем включить счет-фактуру в дополнительный лист книги продаж и отправить уточненную декларацию. На это дается пять рабочих дней после отправки квитанции о приеме требования

Если вы получили требование…

…то в течение шести рабочих дней вы должны отправить квитанцию о приеме требования, после этого у вас есть пять рабочих дней, чтобы ответить на требование (выходные и государственные праздники не учитываются).

Санкции

За непредставление или несвоевременное представление пояснений предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей. Обратите внимание, что ответ на требование, направленный в инспекцию в бумажном виде, считается непредставленным (ст. 88 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Отчитывайтесь и отвечайте на требования за 1 500 рублей в год!

Сдать отчеты в ФНС и ПФР очень просто. Подготовьте отчет в своей программе, загрузите в сервис который проверит файл на соответствие законодательству, затем подпишите и отправьте. Если вы получили требование о представлении пояснений по НДС от налоговой, заполните пояснение и отправьте его в инспекцию в электронном виде. Все возможности сервиса стоят от 1 500 рублей * в год. Нулевая отчетность - еще дешевле. Сдавайте нулевые отчеты в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат за 500 рублей в год!

Елизавета Булавина, эксперт сервиса Отчет.ру компании СКБ Контур.

* цену для своего региона уточняйте на сайте

действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля. С 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, изменившие порядок исполнения налогоплательщиками требований налогового органа о представлении пояснений. Процедуре получения пояснений, способам представления пояснений и ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с экспертом.

- В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) - это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

- Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этой ситуации относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

- Есть еще основания у налогового органа истребовать пояснения?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).

Можно истребовать пояснения о применении не любых налоговых льгот, а только льгот по налогам, объектом налогообложения по которым являются операции или имущество. Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка - это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

- Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений статьи 38 НК РФ.

Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами, и соответственно, в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции. Пунктом 14 указанного Постановления названы примеры льгот: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

Единообразный подход относительно применения освобождения по статье 149 НК РФ отсутствует. Суды признают освобождение операций займа не налоговой льготой, а специальным правилом налогообложения операций. Это означает запрет на истребование пояснений и документов об этих операциях по пункту 6 статьи 88 НК РФ.

Вопрос признания налоговыми льготами освобождений, установленных для операций, которыми изначально занимаются только определенные категории лиц, является неурегулированным.

- Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были?

Истребование пояснений - по общему правилу, обязательная стадия камеральной проверки. Минуя ее, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны (раздел 2 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 12.07.2006 № 267-О в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений.

Когда налоговый орган при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08).

Получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий и в случае отсутствия таковых в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений.

В правоприменительной практике есть примеры признания недействительными решений налогового органа, вынесенных по результатам камеральной проверки, в ходе которой до составления акта инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не потребовала пояснений.

Коллизию между обязанностью и правом налогового органа на истребование пояснений возможно разрешать следующим образом: если налоговый орган не истребовал пояснения по декларации по НДС или по уточненной декларации, то возможность истребования документов по основаниям, указанным в пункте 8.1 и пункте 8.3 статьи 88 НК РФ, у него отсутствует.

- Ограничены ли количество и срок направления требований о представлении пояснений?

Срок направления требований о представлении пояснений ограничен сроком камеральной проверки.

Количество направляемых требований о представлении пояснений Налоговым кодексом не ограничено. Налогоплательщик может получить несколько требований о даче пояснений в рамках камеральной проверки одной декларации, в том числе по одному и тому же основанию. Например, требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги покупок» и требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги продаж» налоговой декларации по НДС.

- Как налогоплательщик представляет пояснения?

Необходимые пояснения должны быть представлены в налоговый орган, который такие пояснения запрашивает.

Пояснения представляются в течение 5 рабочих дней со дня, когда соответствующее требование налогового органа считается полученным.

До 2017 года обязанности представлять пояснения, а тем более представлять их каким-то определенным способом не было.

С 1 января 2017 года за непредставление пояснений в случаях, указанных в пункте 3 статьи 88 НК РФ, введена ответственность.

- Предположим, налогоплательщик не успевает представить пояснения в пятидневный срок. Можно ли ходатайствовать о продлении этого срока?

Налоговый кодекс не предусматривает основания для продления срока представления пояснений. Но налогоплательщик может представить пояснения и после установленного срока. Последствия непредставления пояснений зависят от оснований, в связи с которыми они были истребованы.

- Когда нужна уточненная декларация, а когда можно ограничиться пояснениями?

Это решает сам налогоплательщик исходя из фактических обстоятельств.

Налогоплательщик вправе дополнительно к пояснениям представить выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Обязанность прикладывать к пояснениям какие-либо документы не установлена.

- Может ли налогоплательщик освобождаться от ответственности, если уточненная декларация представлена им после получения от налогового органа требования о представлении пояснений?

Данный вопрос является неоднозначным.

Согласно пункту 5 статьи 88 НК РФ, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Акт налоговой проверки составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе ее проведения (пункт 1 статьи 100 НК РФ).

Таким образом, по смыслу указанных положений установление факта совершения нарушения происходит после процедуры истребования пояснений и отражается в акте налоговой проверки.

В ином случае представление уточненной декларации в ответ на требование о даче пояснений теряет смысл, поскольку налогоплательщик фактически признается в совершении правонарушения без возможности освобождения от штрафа по статье 122 НК РФ.

Но существует судебная практика, согласно которой если налогоплательщиком подана уточненная налоговая декларация после того как налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога в результате его неправильного исчисления, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику, основания для применения положений статьи 81 НК РФ об освобождении от ответственности отсутствуют.

- Значит, избежать ответственности нельзя?

Представляется, что выводы судов не носят универсального характера.

В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2013 № А27-3428/2013 было установлено, что налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, в результате неприменения коэффициента-дефлятора, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику.

В Постановлениях АС Московского округа от 17.06.2016 № Ф05-7756/2016, от 21.06.2016 № Ф05-7777/2016, от 06.05.2016 № Ф05-4971/2016 содержатся положения об отсутствии оснований для освобождения организации от ответственности при представлении уточненной декларации после получения от налогового органа сообщения об ошибках. Но основанием к принятию решений о привлечении к ответственности послужили выводы о преднамеренном и систематическом занижении в декларациях по акцизам данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок по сравнению с данными о ее отгрузках, отраженными в ЕГАИС. В адрес налогоплательщика были направлены соответствующие сообщения о выявленных расхождениях. Передавая в ЕГАИС одни данные об объемах отгруженной алкогольной продукции, и, отражая в налоговых декларациях по акцизам иные данные, существенно ниже содержащихся в ЕГАИС, общество не могло не осознавать, что совершает налоговое правонарушение, занижает налоговую базу с целью уменьшения своих налоговых обязанностей.

Из рассмотренных судами дел можно сделать вывод, что направление требования о представлении пояснений носило формальный характер, поскольку очевидность нарушения сомнений не вызывала.

Иные случаи, когда налоговый орган указывает в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках, которые носят предполагаемый характер, то есть без описания в требовании фактов нарушения законодательства, не должны служить препятствием для применения статьи 81 НК РФ. На это указывает и пункт 2.7 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

- А если налогоплательщик не выявил никаких ошибок?

Об этом следует сообщить налоговому органу.

Как правило, пояснения составляются на бумаге в произвольной форме и направляются по почте. При этом специальные правила установлены для лиц, представляющих налоговую декларацию по НДС в электронной форме.

- Что изменилось в процедуре истребования пояснений в рамках камеральных проверок по НДС с 1 января 2017 года?

Лица, представляющие налоговую декларацию по НДС в электронной форме:

  • представляют пояснения по декларации по НДС;
  • представляют пояснения только по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • представляют такие пояснения по формату, утвержденному ФНС.

Пояснения по декларации по НДС на бумажном носителе не считаются представленными.

До введения формата ответа на требование о представлении пояснений налогоплательщик, желающий представлять пояснения по ТКС, мог использовать рекомендуемую ФНС форму ответа (приложение № 2.11 к письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ утвержден формат представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13.01.2017). Возможно толкование, что указанный формат применяется с 24 января 2017 года.

Вместе с тем, положения статьи 5 НК РФ распространяются на издаваемые в пределах компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты ФНС. Это означает, что приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ не может вступить в силу ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования, то есть 14 февраля 2017 года.

Отказ инспекции в приеме пояснений на бумаге до истечения указанного срока может быть обжалован.

- Если просуммировать нормы пункта 3 статьи 88 НК РФ, какие есть основания для запроса пояснений в рамках камеральной проверки декларации по НДС…

Поводом для направления требования о представлении пояснений при проверке декларации по НДС признаются:

  • ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных в налоговый орган документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
  • изменение показателей налоговой декларации при представлении уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.

При этом, по мнению ФНС России, ответ должен быть подготовлен на каждое требование, даже если они получены одновременно (письмо от 07.11.2016 № ЕД-4-15/20890@).

- Как происходит рассмотрение представленных пояснений?

Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения (пункт 5 статьи 88 НК РФ).

Если налоговый орган не получил пояснения или посчитал их недостаточными для принятия обоснованного решения, он проводит иные мероприятия налогового контроля.

- Какая ответственность установлена за непредставление пояснений?

С 1 января 2017 года за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ в рамках камеральной проверки декларации (расчета), предусмотрен штраф в размере 5000 рублей (пункт 1 статьи 129.1 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, повлекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Штраф взыскивается за непредставление пояснений по требованиям, направленным согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ налоговым органом после 31 декабря 2016 года. Новые правила касаются деклараций (расчетов), проверки которых продолжаются в 2017 году (осуществляются с 2017 года), то есть, в том числе деклараций, представляемых за налоговые периоды, предшествующие 2017 году. В частности, по НДС за 3 и 4 кварталы 2016 года, а также уточненных деклараций.

- Как избежать ответственности за просрочку представления пояснений?

Обстоятельства, исключающие ответственность, перечислены в статье 109 НК РФ. Помимо этого, избежать штрафа по статье 129.1 НК РФ можно, представив не пояснения, а уточненную декларацию. По смыслу пункта 3 статьи 88 НК РФ, уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган в течение 5 дней с даты получения требования о представлении пояснений.

Вместе с тем, права и обязанности налогоплательщика определяются статьями 21 и 23 НК РФ соответственно. При этом ни статьей 23 НК РФ, ни какой-либо иной статьей Налогового кодекса представление пояснений, включая пояснения относительно декларации по НДС, не закреплено в качестве обязанности налогоплательщика. Для пояснений по декларации по НДС установлена обязательная форма представления - это положение можно толковать таким образом, что законодатель в рассматриваемом случае разрешил налоговым органам «не учитывать» пояснения, представленные на бумаге.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок определяет в качестве права налогоплательщика, в отличие, например, от представления документов, которое подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ закреплено как обязанность налогоплательщика.

Направление налоговым органом требования о представлении пояснений не влечет превращения «права налогоплательщика представить пояснения» в «обязанность налогоплательщика представить пояснения».

При буквальном толковании изменений, внесенных в Налоговый кодекс, получается, что пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ введена ответственность за деяние, обязанность совершения которого не установлена.

Привлечение к ответственности за то, что налогоплательщик не воспользовался своим правом, с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ и статьи 106 НК РФ может быть признано неправомерным.

- Установлена ли Налоговым кодексом ответственность за непредставление пояснений в иных случаях?

Налоговым кодексом не установлена ответственность:

  • за непредставление пояснений об имуществе (операциях), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ);
  • за непредставление пояснений в рамках выездной налоговой проверки или пояснений, истребованных налоговым органом при вызове налогоплательщика в налоговый орган.

- Существует административная ответственность в процедуре получения пояснений?

Часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Закрепление законодателем административной ответственности за указанное противоправное действие направлено на обеспечение осуществления прав и исполнения обязанностей, предусмотренных, в частности, Налоговым кодексом (Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 № 2630-О).

В качестве санкции за неявку возможно предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 2000 до 4000 рублей.

Аналогичная ответственность может применяться и при непредставлении пояснений, истребованных в случаях, установленных пунктом 3 статьи 88 НК РФ.

С 1 января 2017 года ответ на требование о пояснениях по НДС придется представлять только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Ответ на требование, направленный в инспекцию в бумажном виде, считается не представленным. Это прямо предусмотрено статьей 88 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ. За непредставление (или несвоевременное представление) пояснений предусмотрен штраф в размере 5000 рублей.

В рамках камеральной налоговой проверки НДС-деклараций инспекция может направить плательщикам требование пояснить какую-либо информацию, отраженную в декларации.

С 1 января 2016 года налогоплательщиков, которые представляют декларации в электронном виде, обязали обеспечить прием требований налоговиков (п.5.1 ст.23 НК РФ). Если этого не сделать, не исключена приостановка операций по счетам в банке (п.3, п.1.1 ст.76 НК РФ). С 1 января 2017 года ответы на требования должны направляться в электронном виде.

Какие требования сейчас актуальны

Cуществует три вида требований о представлении пояснений по НДС, формат которых формализован ФНС (то есть разработан и нормативно закреплен электронный формат документа):
  • по контрольным соотношениям;
  • по расхождениям с контрагентами;
  • о не включенных в книгу продаж сведениях ().
Требования о пояснениях после сдачи НДС-деклараций могут поступить и по другим основаниям, но их формат налоговой службой пока не формализован.

После получения требования у плательщика есть шесть рабочих дней на отправку квитанции о приеме требования, затем еще пять рабочих дней для ответа на требование (не учитываются выходные и государственные праздники).

Рассмотрим детальнее, что следует предпринять, если получено требование.

Пояснения по контрольным соотношениям

Если налоговый орган рассчитает контрольные соотношения в декларации и обнаружит неточности.

Как быстро придет. В течение 1-2 дней после отправки. Теоретически, требование может поступить в течение всех трех месяцев проверки, но на практике налоговые органы справляются с задачей за день-два после отправки деклараций.

В каком формате придет. В виде pdf-файла.

Какую информацию содержит. В требование о пояснениях по контрольным отношениям войдут такие сведения:

  1. Номер контрольного соотношения (например, 1.27).
  2. Формулировка нарушения (например «завышение суммы НДС, подлежащей вычету»).
  3. Ссылка на норму законодательства (НК РФ ст. 171, 172).
  4. Контрольное соотношение (ст.190 р.3 + сумма стр. 030 и 040 р.4 + ст.080 и 090 р.5 + ст.060 р.6 + ст. 090 р.6 + ст. 150 р.6 = ст.190 р. 8 + [ст.190 прил.1 к р.8 — ст.005 прил.1 к р.8] если левая часть равенства > правой).
  5. Данные, отраженные в декларации (1781114.00<=3562595.75).
В ответе на требование налогоплательщик должен указать номер контрольного соотношения, к которому дается пояснение и привести само пояснение в произвольной форме.

Пояснения по расхождениям с контрагентами

В каком случае придет требование. Данные по счетам-фактурам покупателей и продавцов автоматически сверяются в информационной системе налоговой инспекции. Для этого в нее заложены специальные алгоритмы. Если в ходе сверки контрагент не найдется или обнаружатся расхождения в данных (например, в НДС), то ФНС направит компании требование представить пояснения по расхождениям.

Как быстро придет. Как правило, в течение 2 недель после отправки декларации.

В каком формате придет. В формате pdf + xml .

Какую информацию содержит. В требование о предоставлении пояснений по расхождениям включаются список счетов-фактур, по которым найдены расхождения, требующие пояснений, а также коды ошибок. Коды найденных ошибок могут быть такими:

  • 1 — запись об операции отсутствует у контрагента;
  • 2 — несоответствие данных об операциях между книгой покупок и книгой продаж. В частности, между данными раздела 8 (сведения из книги покупок) или приложения 1 к разделу 8 (сведения из дополнительных листов книги покупок) и разделом 9 (сведения из книги продаж) или приложением 1 к разделу 9 (сведения из дополнительных листов книги продаж) декларации налогоплательщика;
  • 3 — несоответствие данных об операциях между разделом 10 (сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур) и разделом 11 (сведения из журнала учета полученных счетов- фактур) декларации налогоплательщика;
  • 4 (a, b) — не исключена ошибка в графах a, b (указывается номер граф, в которых допущены ошибки)
Требование пояснений по расхождениям имеет несколько важных особенностей. Так, в него могут попасть ошибочные счета-фактуры сразу из нескольких разделов декларации по НДС. В рамках камеральной проверки одной декларации может прийти несколько требований данного вида. Наконец, требование о пояснениях в отношении того или иного счета-фактуры одновременно направляется и покупателю, и продавцу.

Что указать в электронном ответе. Чтобы не возникло проблем в дальнейшем, разумно дать пояснение по каждому счету-фактуре, указанному в требовании. А чтобы разобраться, какое именно пояснение дать, необходимо поднять оригиналы счетов-фактур, упомянутые в требовании. И сверить данные — от итогов сверки зависят дальнейшие действия:

  • данные оказались верными. Подтвердите правильность данных, не помешает приложить скан счета-фактуры или оригинал в электронном формате (хml). Не забудьте включить в опись прилагаемые документы;
  • выявлена ошибка в реквизитах счета-фактуры (дата, номер, ИНН, КПП или других). Внесите правку в ответе на требование (кроме суммы НДС);
  • ошибка в сумме налога. Придется подать уточненную декларацию, при этом уложившись в отведенный пятидневный срок после отправки квитанции.

Пояснение по сведениям, не включенным в книгу продаж

Официально утвержденного порядка реагирования на требования такого рода не существует. Здесь мы приводим экспертные рекомендации.

В каком случае придет требование. Требование пояснить сведения, не включенные в книгу продаж, направят налогоплательщику в том случае, когда покупатель отразит в декларации сделки с продавцом, а продавец своей книге продаж этого не сделает.

Как быстро придет. Теоретически такие требования могут поступать в течение все тех же трех месяцев проверки, но более вероятно, что требование поступит в двухнедельный срок со дня отправки декларации.

В каком формате придет. В формате pdf-файла.

Какую информацию содержит. В такое требование включают наименование, ИНН и КПП покупателя, который отразил данные сделки, а также номера и даты счетов-фактур.

Что указать в электронном ответе. Данные должны попасть в разные таблицы ответа не требование в зависимости от условий, приведенных ниже.

  1. Сделка подтверждается, то есть счет-фактура в декларации есть, но с данными, отличными от данных покупателя. Тогда счет-фактура попадает в таблицу, поясняющую расхождения. В таблице достаточно указать номер, дату и ИНН контрагента, дополнительные сведения указывать не обязательно.
  2. Сделка не подтверждается, то есть данный счет-фактуру продавец покупателю не выставлял. Счет-фактура включается в таблицу, содержащую данные по неподтвержденным сделкам. В таблице нужно отразить такие сведения:
    • номер счета-фактуры
    • дату счета-фактуры
    • ИНН покупателя.
  3. Счет-фактура, упоминаемая в требовании, у плательщика есть, но он забыл отразить его в книге продаж. В этом случае советуем включить счет-фактуру в дополнительный лист книги продаж и отправить уточненную декларацию. На это дается пять рабочих дней после отправки квитанции о приеме требования.

Требование о пояснениях по другим основаниям

В каком случае придет требование. Основания могут быть любыми. Пояснять данные декларации в таком случае нужно в произвольной форме, но в электронном виде.

В каком формате придет. В виде pdf-файла.

Что указать в электронном ответе. Итак, с 1 января 2017 года электронный формат пояснений становится обязательным. Однако соответствующий документ пока что окончательно не утвержден (см ниже). Вероятность утверждения документа очень высока. Таким образом, в ответе может быть по сути любое пояснение, одно или несколько сразу. Иначе говоря, это могут быть пояснения по расхождениям, по контрольным соотношениям, по сделкам, не вошедшим в книгу продаж, а также все прочие пояснения в произвольной форме.

Если же ничего не изменится, то формат ответа в электронной форме подразумевает на сегодня только пояснение по расхождениям.

Готовимся к новому формату пояснений

На общественное обсуждение вынесен проект приказа ФНС о новом формате представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме (http://regulation.gov.ru/projects#npa=53377). Документ успешно прошел стадию так называемой оценки регулирующего воздействия. Новый формат предусматривает:
  1. Возможность включения в ответ пояснений по контрольным соотношениям.
  2. Возможность включения в ответ пояснений по сделкам, не включенным в книгу продаж.
  3. Возможность включения в ответ любых других пояснений в произвольной форме.
Елизавета Булавина , эксперт системы Контур. Экстерн компании СКБ Контур