Российская подлодка проекта 955 борей. Как устроен "подводный байконур"

Проект 955 Борей – стратегический довод для НАТО о мире от подводного флота России

Проект Борей 955 призван решить главную задачу в обороне страны – обеспечить качественный стратегический паритет с НАТО. Носителем сверхмощных баллистических ракет в ядерной триаде с 2020 года станет этот подводный крейсер 4-го поколения, что даст возможность главе государства и дипломатам смело защищать политические и экономические интересы России.

Откуда возник проект Борей 955

Совсем не случайно появился на свет этот проект. У Борея 955 есть предшественник – проект 941 Акула , который в свою очередь стал ответом на разработку американской субмарины 3-ей серии «Огайо» с баллистическими ракетами (БР) «Трайдент». С появлением этих лодок, американской и советской, связаны первые договорённости сверхдержав «Об ограничении количества стратегического оружия». Ведь обоюдно сокращая количество подлодок второго поколения, по планам Запада образовался бы перевес США по количеству баллистических ракет у границ нашей Родины.

Стоит вспомнить, что в 1970-м в США полагались на единоличное владение таким грозным оружием, как носитель большого количества ядерных ракет – подлодки класса «Огайо». Выполнение своих международных обязательств, подписанных в 1972-м Москвой, гарантировало бы Западу качественное превосходство и давало бы право начать третью мировую, ядерную. Не лишне вспомнить настрой американских и английских генералов, собиравшихся начать новую войну против СССР сразу же в 1945-м году после поражения гитлеровской Германии.

К началу восьмидесятых положение усугубилось размещением в Европе американских ракет средней дальности, в результате, за 8 минут можно было нанести по всему западному региону СССР массированный ядерный удар, и у нас не хватило бы противоракет для перехвата всех целей. Главным альтернативным ответом стали АПЛ с БР у берегов Америки и Англии, тем самым достигался паритет по времени и мощи нанесения удара, главным образом, по объектам в США, где за те же считанные минуты можно уничтожить одной лодкой до 80 целей типа Нью-Йорк или 160 вдвое меньших.

Как создавался современный стратегический крейсер 4-го поколения Борей 955

Бореи 955 можно было бы начать строить с приходом 1990-х, а фактически строительство кораблей началось только в конце этих лихих годов, в 1998-м, и то с проблемами в финансировании. Историю лучшего на сегодня русского атомного подводного крейсера 1-го ранга, начал ТК-208 «Дмитрий Донской», главный конструктор Ковалёв С.Н., а конструктор БРПЛ Р-39 Макеев В.П.. В 1981-м году наш новый крейсер 941 Акула заступил на боевое дежурство одновременно с американским Огайо. На том же кораблестроительном заводе «Севмаш», в уникальном по масштабам 55-м цеху, и теперь строятся огромные субмарины типа Борей 955, постоянно модернизируя предыдущий корабль, ведь на строительство одного уходит 8 лет.

По программе перевооружения 2020 их должно быть на счету ВМФ РФ 8-10 единиц. Сейчас в строю 3 борта: на Северном ВМФ «Юрий Долгорукий», на Тихоокеанском ВМФ «Владимир Мономах» и «Александр Невский». К 2018 году ожидается получить ещё один, модернизированный Борей 955А «Князь Владимир», в сентябре 2017-го года он уже спущен на воду. Известны имена следующих ракетных подводных крейсеров стратегического назначения РПКСН 955А, пятый назван князем Олегом, шестой генералиссимусом Суворовым, седьмой императором Александром-III и восьмой народным освободителем Москвы Дмитрием Пожарским.

Нынешний главный конструктор АПЛ класса РПКСН Здорнов В.А. в 1979-м закончил Ленинградский Кораблестроительный Институт, откуда был направлен в проектно-монтажное бюро ПМБ Рубин (сейчас АО Центральное Конструкторское Бюро ЦКБ Рубин). В 1988 году он стал заместителем С.Н. Ковалёва. Здорнов изначально усердно трудился над крейсерами, через 2 года занял должность главы ЦКБ Рубин (1990 г.), является главным разработчиком лодок 4-го и 5-го поколений. Так, что шагнув в бездну девяностых годов, эти русские инженеры сохранили в себе привычки быть первыми. Проект Борей 955 можно считать полностью российским, ведь бесчисленная модернизация подводного ракетоносителя связана с ракетами постсоветского периода, сделанных по ряду причин уже самостоятельно новой Россией – это Р-30.

Главным оружием, для чего и создавался проект 955 Борей, являются ракеты Р-30 «Булава» – по индексу ВМФ 3М30, коду СНВ-III РСМ-56. В НАТО их знают под своим обозначением SS-N-30. Это БР на твёрдом топливе для комплекса Д-30, разработанного для корпуса 955 АПЛ. Достижением стало увеличение срока службы БР и улучшение преодоления системы современной ПРО. Ракету Р-30 начали разрабатывать в 1998 году, после разрыва кооперативных связей СССР. Московский Институт Теплотехники разработал до этого Тополь-М, в 1987-1997 гг. Соломонов Ю.С. был главным конструктором ракет до 2010 года, после его заменил заместитель и помощник Суходальский А. – они и возглавляли работы над Р-30.

До этого времени все БР для АПЛ разрабатывал КБ Макеева, кроме Р-31. К 1991 году успешно закончились наземные испытания и созданная ракета Р-39 преодолевала расстояние 10 000 км двумя способами. В первом случае, обычным методом, но из под льда. Во втором, по настильной траектории полёта, вдвое быстрее. Развал прежних связей вынудил отказаться от ракетного топлива (гидрид алюминия) для общесоюзной Р-39 в 1996 году, никакое новое на замену не годилось. После 3-х неудачных пусков на российском топливе 90-х решено было отказаться от Р-39 (СССР) и передать заказ Московскому Институту Теплотехники. Так уже исключительно российская Р-30 стала ракетой для 955-х Бореев, надёжной и качественной заменой Р-39.

Характеристики проекта 955 Борей

Здесь нет ничего неважного, неосновное оружие – это множество электронных систем, специальный корпус корабля, его активная и пассивная защита, подготовленность офицеров и матросов, и многое другое, обеспечивающие основному оружию (ядерному) гарантированное достижение цели.

Лодка 170 м длиной, шириной корпуса 13,5 м, осадкой 10 м по КВЛ. Подводное водоизмещение 24 тыс.т., надводное – 14,72 тыс.т. Скорость для подлодки внушительная, 29 узлов в толще воды 400 м, на поверхности 15 узлов. Погружение 500 м позволяет скрыться от всех надводных современных гидроакустических систем. Отсеки сделаны таким образом, что потопить субмарину почти невозможно. Хорошо продумана система покидания крейсера экипажем в 107 человек. Вообще жизнеобеспечение самое современное и самое безопасное. Не лишены моряки и комфортных условий, в наличии превосходное питание и места ночного и дневного отдыха, даже баня есть.

Отсеки, первый – торпедный, в котором гидроакустический комплекс. Второй, для командиров, с центральным постом и помещениями для проживания. Третий отсек состоит из боевых постов. В четвёртом и пятом находятся ракеты. Шестой эксплуатируется под паропроизводящую установку. Реактор и турбины АПЛ расположены в последних 7-м и 8-м отсеках.

class="eliadunit">

Основные системы

Гидроакустическая скрытность РПКСН Борей

Прочный титановый двойной корпус защищён композитным стелс-материалом в несколько слоёв, тем же, что и проекты Варшавянок «Лада». Остановить атомную турбину невозможно, значит и совсем исчезнуть с радаров американских Иджис тоже. Но, чтобы улучшить незаметность лодки до максимума, её изготовили по принципу всё тех же «Чёрных дыр», всё, что есть внутри крейсера, крепится к амортизаторам, включая силовые установки. Вдобавок ещё и более совершенная пассивная система опознавания лодочной станции ЛС позволяет первым находить врага.

Бореи 955 первыми из субмарин стали оборудоваться водомётными движителями, исключающими кавитацию, сильный источник шума. Двигатель находится в специальной насадке, использует ускорение набегающей воды. Впервые применяется невинтовой метод движения. На корпусе отсутствует вибрация от крутящего момента, исходившего от винтов. Стабилизаторы стали занимать меньше площади. Количество издаваемого шума РПКСН 4-го поколения Борей снизилось в 5 раз по сравнению с предыдущими, 3-го поколения 941 Акула и Огайо.

Силовая установка для РПКСН Борей

Силовая установка РПКСН 955А Борей – водо-водяной реактор, работающий на нейтронах ВМ-5 или аналогах. Представляет собой 4-е поколение ядерных реакторов. Паропроизодящая установка ОК-650В, мощность составляет 190 МВт. К энергетическому оборудованию корабля относится и паротурбинный генератор «Азурит-90». Автономность 95 суток традиционно для нас рассчитана по запасам провизии.

Гидроакустическая вооружённость РПКСН 955

Превосходство в гидроакустических станциях – вопрос жизни. Отечественные разработки давно стали лучшими в мире. На вооружении лодки стоит МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Главные: антенна и цифровое программное обеспечение, позволяющие обрабатывать поступающие из океанов сигналы. Весь комплекс способен решать многие задачи, пеленговать шумы, эхо шумов, классифицировать и выбирать вражеские цели. Обработка гидроакустических сигналов – не всё для комплекса, им обнаруживают мины и торпеды, устанавливается скорость движения объектов. Не считаясь главным вооружением для поставленных перед субмариной задач «Нанесение ядерных ударов по наземным целям», для подводников гидроакустика решает чуть ли не всё, кто будет бить первым, и будет ли вообще. Обнаружение врага до 230 км, ведение и обработка 30 целей одновременно.

Округ-55 – центральная автоматизированная система Борея 955А

Электроника стала главной отраслью развития современной военной техники 4-го и 5-го поколения. Быстрая и точная обработка данных экономит время, принимаются сложные решения, точнее поражаются цели. Округ-55 отвечает за пуск ракет и слаженную работу всех систем корабля. Данные о нём держатся в строжайшем секрете. Что полностью соответствует самой секретной на сегодня информации о русском оружии. Точных данных пока нет.

Защита крейсера Борей

В носовой части есть 8 торпедных аппаратов, 4 обычных 533 мм для пуска торпед и противоторпед и 4 нестандартных для подлодок – размером 650 мм. По советским стандартам оба они использовались для противолодочных и противокорабельных целей. Меньший диаметр для торпед 7,7 м массой 2 т и боевым зарядом 400 кг. Больший диаметр для пуска торпед 11 м массой 4 т и ядерным зарядом. Из этих же аппаратов можно запускать и беспилотники для разведки акватории.

P.S. Этот проект уже не похож на советские субмарины, гораздо более прогрессивный. Есть ракеты собственного производства – Р-30, которые становятся в процессе введения 995-х ещё лучше. Флот США состоит из лодок 3-го поколения, теперь уступает нам по качеству, но превосходит по количеству и сбалансированности. Создание Борея 955 – доказательство Западу и нам самим, что Россия состоялась вновь, как самостоятельная и великая держава, обрела политическую независимость.

Пуски баллистических ракет Р-30 «Булава»

Р-30 в шахтных пусковых установках 955-х АПЛ 16 единиц. В новом типе ракет, об этом говорится в СМИ 2017-го, прорабатывается усовершенствованный способ их доставки. Ожидается увеличение дальность полёта Р-30 до 12 000 км, а также и массы боезарядов, которая после модернизации возрастёт в два-три раза. Ракеты «Булава» станут ещё больше и тяжелее. От этого будет меняться и архитектура комплекса Д-30. Поэтому рассматривается вопрос об отказе от транспортно-пусковых контейнеров для увеличения внутреннего пространства РПКСН в будущем. Движители для них станут мощнее, конструкторы увеличивают силу тяги, совершенствуют системное управление. Это перспективы.

Сейчас же характеристики 12-метровой Р-30 достаточные, позволяют нанести залповый удар 38,6-тонными ракетами 2-метрового диаметра, выпуская их без разрыва во времени одну за другой из под воды и или льда. Расстояние до цели 8 000 км, боевая часть из десяти блоков, общий вес заряда 1,15 т. Размеры и масса ракеты «Булава-30» позволяет оборудовать её современными системами по преодолению нынешних и перспективных зарубежных систем ПРО.


Серия проекта 955

Название Заложен Спущен на воду Введен в строй Флот
К-535 «Юрий Долгорукий» ноябрь 1996 февраль 2008 январь 2013 СФ
К-550 «Александр Невский» март 2004 декабрь 2010 декабрь 2013 ТОФ
К-551 «Владимир Мономах» март 2006 декабрь 2012 декабрь 2014 ТОФ
«Князь Владимир» июль 2012 конец 2017 года 2018 СФ
«Князь Олег» июль 2014 - - СФ
«Генералиссимус Суворов» декабрь 2014 - - ТОФ
«Император Александр III» декабрь 2015 - - ТОФ
«Князь Пожарский» декабрь 2016 - - СФ
class="eliadunit"> Borei class (Dolgorukiy class) Скорость (надводная) 15 узлов Скорость (подводная) 29 узлов Рабочая глубина погружения 400 м Предельная глубина погружения 480 м Автономность плавания 90 суток Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров Стоимость $713 млн (первый корабль) , 23 миллиарда рублей Размеры Водоизмещение надводное 14 720 т Водоизмещение подводное 24 000 т Длина наибольшая
(по КВЛ) 170 м Ширина корпуса наиб. 13,5 м Средняя осадка
(по КВЛ) 10 м Силовая установка
  • ОК-650В 190 МВт
  • ПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
Вооружение Торпедно-
минное вооружение 6ТА × 533-мм + 6 СГАПД × 324-мм , торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты(включая Калибры и Ониксы). Ракетное вооружение 16 ПУ комплекса Д-30 , БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»
Количество ракет: 16 ПВО ПЗРК Категория на Викискладе

В 2011 году озвучивался план постройки 8 кораблей к 2018 году .

7 февраля 2012 года газета «КоммерсантЪ» сообщила, что план изменился и включает строительство 10 кораблей к 2020 году . В середине февраля 2012 года начальник генерального штаба ВС России Николай Макаров опроверг эту информацию , отметив, что такой вопрос прорабатывался, но решение не было принято.

В 2018 году СМИ со ссылкой на анонимные источники в Минобороне сообщали о возможном расширении состава серии в госпрограмме вооружений, включая варианты строительства по обновлённому проекту 955Б «Борей-Б» , увеличение серии 955А «Борей-А» до 11 или 7 единиц. Однако, официальных заявлений министерства обороны сделано не было.

История создания

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова . «Борей» создавался, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО). Было предложено перепроектировать строящуюся ПЛ ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей» .

По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Начиная с сентября 1998 года началась доразработка проекта 955 до проекта 09551. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие распада СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода .

В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты .

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей-А» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку - 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей-А» от базовой модели будут отличаться ещё более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, ещё более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет ещё более улучшена обитаемость экипажа и живучесть.

Конструкция

Внешние изображения
Инфографика и чертежи, доступные в СМИ
Инфографика: история создания и ТТХ РПКСН проекта 955 «Борей»
Инфографика: ТТХ ракетного вооружения и статистика пусков
Инфографика: сравнение подводных ракетоносцев серии 955 и 955А
РПКСН «Александр Невский», общий вид
РПКСН «Юрий Долгорукий»

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова , ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей» .

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В , использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б» , ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ . Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Корпус

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед из-за особенностей размещения в этом месте одной из станций гидроакустического комплекса . Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются также активные средства снижения шума. Длина АПЛ - 170 м . Максимальное подводное водоизмещение - 24 тысячи тонн . Скорость подводного хода - до 29 узлов . Глубина погружения - до 400 м. Автономность по провианту - 90 суток. Экипаж - 107 человек .

Силовая установка

Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л. с. (по другим данным - 370 л. с.). (Расположены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)

Оборудование

  • БИУС «Округ»
  • ГАК МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей». Дальность обнаружения целей - более 220-230 км. Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей - не менее 30.
  • Носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах
  • Две бортовые конформные антенны большой протяженности
  • Аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов с ГАС обнаружения ГАС противника
  • Аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной антенны
  • Аппаратура классификации целей «Аякс-М» с использованием цифровой библиотеки шумов
  • ГАС миноискания
  • Обнаружитель разводий во льдах
  • Обнаружитель полыней во льдах
  • Защищенная звукоподводная система передачи тактических данных
  • Система РЭБ
  • Аппаратура госопознавания
  • РЛС госопознавания
  • Радиопеленгатор
  • Автоматизированная комплексная система управления техническими средствами ПЛА «Булат-Борей»
  • Система управления электро-энергетической системой «Луга-Борей»
  • Система централизованного электропитания «Косинус-Борей».
  • Навигационный инерциальный комплекс
  • Система спутниковой навигации
  • Автоматизированный комплекс радиосвязи в составе
  • Оптическая обзорная ТВ-система (позволяет вести оптическое наблюдение на глубинах до 50-60 м)
  • Перископы: командирский и штурманский астронавигационный

Модификации

  • пр.955 «Борей-1» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31 . Начало проектирования - середина 1980-х годов.
  • пр.955 / 09550 «Борей» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк» . Начало проектирования - конец 1980-х годов (по другим данным - в 1995 году), разработка прекращена в 1998 году. Первая заложенная лодка - К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) - достраивалась по пр.09551.
  • пр.955 / 955(А) / 09551 «Борей» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава» . При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей» . Начало перепроектирования - сентябрь 1998 года (завершено в 1999 году).
  • пр.955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» - ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава» . По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетах «Булава» в лодках этого улучшенного проекта, но, позже, она была опровергнута . Задел для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие » в течение 2009 года, строительство фактически стартовало 22 декабря 2009 года. Официальная закладка 1-й ПЛАРБ «Борей-А» была перенесена Министерством Обороны России на 2010 год. Лодки будут строиться без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках «Борей-А» будет полностью использован потенциал проекта АПЛ четвертого поколения .
  • пр.955Б «Борей-Б» - проект атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками . Проектом предполагалась, в частности, установка нового водомётного движителя и оснащение более соверешенным оборудованием. Проект «Борей-Б» был включен в государственную программу вооружений до 2027 года. В соответствии с этим планом ОКР по созданию головного подводного ракетоносца должны были начаться в 2018 году, сдача его флоту после проведения испытаний запланирована на 2026 год. Серийное строительство «Бореев-Б» начнется с 2023 года. Планируется построить не менее четырех единиц. Позднее проект «Борей-Б» был исключён из госпрограммы вооружения на 2018-2027 годы, поскольку проект строительства этих подлодок не отвечал критерию «стоимость - эффективность» .

Постройка

Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих . Кроме того, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения - ракетного комплекса «Булава ». Финансирование вышло на достаточный уровень. Работа самого «Севмаша » также вошла в нормальный ритм. Однако, задержки остались, уже по вине поставщиков второго - третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта - «Юрий Долгорукий» . Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания . 29 декабря 2012 года - подписан Акт о приемке Флотом ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года - на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота .

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки . 4 февраля 2013 года - в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30 % прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 года может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания . 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом .

При строительстве первых трёх РПКСН, «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проекта 971 «Щука-Б» : соответственно К-133 «Рысь», К-137 «Кугуар», К-480 «Ак Барс» .

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» - «Владимир Мономах» . 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду . 18 января 2013 года выведен из плавучего дока, начаты швартовные испытания . 7 июля 2014 года завершились заводские испытания , 25 июля 2014 года - первый этап государственных испытаний . 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг .

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года . Корабль носит имя «Князь Владимир » (первоначально предполагалось название «Святитель Николай») , будет построен в модификации 955У или 955А . Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20 , но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута . Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. Вывод из эллинга состоялся 17 ноября 2017 года.

Представители

Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена, традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга .

Наименование Проект Зав. № Закладка Спуск на воду Начало испытаний Передача ВМФ Флот Состояние Примечания
К-535 «Юрий Долгорукий» 955
(09551)
201 02.11.1996 12.02.2008 19.06.2009 10.01.2013 СФ В строю 9.09.2013 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ВМБ Гаджиево в Мурманской области
К-550 «Александр Невский» 955 202 19.03.2004 13.12.2010 24.10.2011 23.12.2013 ТОФ В строю 30.09.2015 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке
К-551 «Владимир Мономах» 955 203 19.03.2006 30.12.2012 18.01.2013 10.12.2014 ТОФ В строю 26.09.2016 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке
К-549 «Князь Владимир» 955A
(09552)
204 30.07.2012 17.11.2017 28.11.2018 2019 СФ Проходит ЗХИ
«Князь Олег» 955A 205 27.07.2014 12.2019 СФ Строится Завершены гидравлические испытания
«Генералиссимус Суворов » 955A 206 26.12.2014 12.2020 ТОФ Строится К концу 2015 года будет сформирован прочный корпус
«Император Александр III» 955A 207 18.12.2015 12.2020 ТОФ Строится Заложена.
«Князь Пожарский » 955A 208 23.12.2016 11.2021 СФ Строится Заложена.
н/д 955А н/д 2023 2026 н/д Планируется
н/д 955А н/д - 2027 н/д Планируется Возможно, включено в государственную программу вооружений . (СМИ ссылаются на анонимные источники)

Цвета таблицы:
Белый - строится
Зелёный - действующий в составе ВМФ

Принятие на вооружение и служба

В состав ВМФ РФ приняты 3 корабля проекта 955 - «Юрий Долгорукий» , «Александр Невский» и «Владимир Мономах» .

Приёмка головного корабля состоялась 10 января 2013 года . Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется в Гаджиево .

Приёмка второго корабля (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года . Подводный крейсер «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Вилючинске .

Приёмка третьего корабля (второго серийного) состоялась 10 декабря 2014 года . Подводный крейсер «Владимир Мономах» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске .

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение . Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт , и эта унификация призвана упростить обслуживание и содержание кораблей. 14 запланированных к постройке атомоходов планируется распределить по 7 кораблей на Северный и Тихоокеанский флот. «Бореи» призваны стать единственным типом стратегических подводных ракетоносцев на вооружении ВМФ России по меньшей мере до середины XXI века.

Сравнительная оценка

941 «Акула» «Огайо» 667БДРМ
«Дельфин»

Еще до распада СССР в нашей стране начались разработки атомной подводной лодки четвертого поколения, оснащенной баллистическими ракетами. Несмотря на трудности во время строительства, подводные крейсеры проекта 955 начали поступать на вооружение российского флота. Статья посвящена истории их создания и испытаний.

Еще во времена холодной войны в вооруженных силах обеих сверхдержав, Советского Союза и Соединенных Штатов, началось формирование «ядерной триады». Таким термином обозначают комплекс стратегических ядерных вооружений, состоящий из трех частей: авиационной (стратегические бомбардировщики), сухопутной (межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования и подвижные комплексы) и морской (ракетные подводные крейсеры стратегического назначения). Обеим странам удалось создать подобную структуру стратегических ядерных сил.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов международная обстановка начала накаляться. «Разрядка» заканчивалась, наступало время нового витка гонки вооружений. В Советском Союзе велась работа по обновлению компонентов «ядерной триады». В воздух в 1981 году поднялся новейший Ту-160, велась разработка ракет Р-36М и М2 шахтного базирования. Не остался без внимания и морской компонент ядерных сил СССР. В 1981 году на Северном флоте появился первый представитель АПЛ проекта 941 «Акула», являющихся самыми большими подлодками в мире. С 1984 года в строй стали поступать новые атомные подводные лодки проекта 667БДРМ. Они принадлежали к третьему поколению ПЛ.

Но еще до всех этих событий, в 1978 году, стартовали первые работы по формированию облика субмарины нового, четвертого поколения. К 1985 году они были завершены. Конструкторское бюро ленинградского предприятия ЦКБ «Рубин» в то же время приступило к созданию проекта подводного крейсера, получившего цифровое обозначение 955. Лодка должна была быть не только тише своих предшественников, но и по первоначальному плану нести новые баллистические ракеты Р-39УТТХ «Барк».

Период проектирования и начала строительства новой атомной подводной лодки совпал со временем тяжелой социально-экономической ситуации в нашей стране. Поэтому, несмотря на всю важность работ над лодками 955 проекта, они практически не получали государственного финансирования и, как следствие, шли очень медленно. Кроме того, задерживались и испытания «главного калибра» новых подлодок – баллистической ракеты «Барк». Тем не менее, осенью 1996 года на верфи «Севмаша» был заложен первый атомный подводный крейсер серии, именовавшийся сначала «Санкт-Петербург», а затем получивший свое новое имя – «Юрий Долгорукий» и обозначение К-535.

Однако строительство «Долгорукого» шло низкими темпами. Было и другое обстоятельство, осложнявшее судьбу подводных крейсеров проекта 955. Новая ракета, создаваемая для них, оказалась очень ненадежной, так как провалила все пусковые испытания. В 1998 году руководством страны было решено прекратить работы над «Барком». Новую ракету, впоследствии получившую известность под именем «Булава», начали создавать в Московском институте теплотехники. Из-за смены «главного калибра» конструкторам ЦКБ «Рубин» пришлось вносить изменения в конструкцию лодки. Модернизированный вариант получил обозначение «проект 09551».

Работы над новым атомным подводным крейсером возобновились в 2003 году. В следующем, 2004-м, была заложена вторая АПЛ серии – «Александр Невский», а еще через два года третья – «Владимир Мономах». Зимой 2008 года «Юрий Долгорукий» был спущен на воду. Через полтора года начались его ходовые испытания. В эти же годы шли активные испытания новой ракеты Р-30 «Булава». После нескольких первых удачных запусков с борта атомной подводной лодки 941 проекта новый «главный калибр» морских ядерных сил стали преследовать неудачи. В ходе нескольких следующих запусков постоянно возникали нештатные ситуации. Ходили даже разговоры о том, что новая баллистическая ракета непригодна для использования на подводных лодках, и новые «Бореи» придется вооружать старыми образцами. Однако конструкторам «Булавы» удалось выявить все неисправности, и дальнейшие пуски, производившиеся уже с борта К-535 «Юрий Долгорукий», завершились успешно.

Ходовые испытания новой лодки 955 проекта продолжались. Зимой 2010 года вторая АПЛ серии, «Александр Невский», была спущена на воду. В следующем же, 2011 году с борта «Долгорукого» были произведены первые стрельбы ракетами «Булава». Уже в конце 2011 года между государством и кораблестроителями был заключен новый контракт на постройку атомных подводных крейсеров по улучшенному проекту 955А. Лодки этой серии будут еще более незаметными для средств акустического обнаружения, кроме того на них будут устранены прочие недостатки, выявленные в ходе испытаний первых подлодок 955 проекта.

В 2013 году первые атомные подводные ракетные крейсеры проекта 955, К-535 «Юрий Долгорукий» и К-550 «Александр Невский», были приняты в строй Военно-морского флота России. Первый останется на Северном флоте, второй же отправится на Тихий океан. Несмотря на все трудности, преследовавшие конструкторов подлодок и ракет, российские морские ядерные силы получили новейший боевой подводный корабль четвертого поколения. В ближайшие годы новым «Бореям» предстоит заменить устаревающие подлодки третьего поколения и стать на долгие годы неотъемлемой частью «ядерного щита» нашей страны.

Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей» предназначены для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника.

История

На смену ракетным подводным крейсерам стратегического назначения проектов 667БДРМ и 941, постройка которых про­должалась до начала 90-х гг., в ЦКБ МТ «Рубин» в середине 80-х была начата разработка двух проектов перспективных РПКСН 4-го поколения под обозначением «Борей-1» (проект 955) и «Борей-2» (проект 935) под руководством Генерально­го Конструктора С.Н. Ковалева. Первый проект был рассчитан для несения тяжелого межконтинентального ракетного ком­плекса Д-31, а второй для комплекса Д-35, так и оставшихся на стадии проектирования. В 1990 году дальнейшую разра­ботку проекта 955 возглавил новый Главный Конструктор В.А. Здорнов. Не смотря на то, что «Борей-1» в начале 90-х фак­тически был готов к серийному производству, распад Советского Союза и проблемы с созданием комплекса Д-31 задержа­ли его закладку на 4 года. Всего, в рамках последнего советского судостроительного плана намечалась постройка 14 РПКСН проекта 955.

Длина АПЛ — 170 м.Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов Глубина погружения — до 400 м. Автономность — 90 суток. Экипаж — 107 человек.

В 1997 г. по причине недофинансирования работ по строительству новых АПЛ, а также в связи с серией неудачных испыта­тельных запусков новой ракеты, было принято решение о заморозке дальнейшей постройки К-535, которая на тот момент состояла, в основном, из разрозненных корпусных конструкций, оборудования и закладной секции. В сентябре 1998 года дальнейшая разработка ракетного комплекса «Барк» была остановлена, а для вооружения проекта 955 был объявлен кон­курс на разработку перспективного твердотопливного ракетного комплекса под обозначением «Булава». По итогам этого конкурса, в котором участвовал ГРЦ им. В.П. Макеева с проектом БР «Булава-45» и Московский институт теплотехники с ракетой «Булава-30», победителем был признан МИТ. Одновременно шли поиски возможностей для постройки головной лодки в отсутствие достаточного финансирования, контрагентского оборудования и даже корпусной стали. Перепроекти­рование велось в спешке и завершилось в первой половине 1999 года. Неуверенность в дальнейшем развитии событий от­носительно основного вооружения проекта 955 привела к тому, что некоторое время параллельно существовали два тех­нических проекта этого РПКСН: «Борей-А» с комплексом «Барк» и «Борей-Б» с комплексом «Булава». При этом были разра­ботаны два варианта, предусматривавших использование корпусных секций лодок других проектов. В первом варианте (проект 09550) использовался задел недостроенных многоцелевых АПЛ проекта 971, а во втором (проект 09552, Главный Конструктор И.Л. Баранов) задел также недостроенных ПЛАРК проекта 949Б. Для дальнейшей реализации был выбран про­ект 09550.

В 2000 году работы по постройке К-535 были возобновлены. Для этого блоки недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Ку­гуар» были доставлены из цеха №50 в цех №55 Севмашпредприятия. Сдача головной лодки флоту планировалась, при этом, в 2006 году. 19 марта 2004 года по проекту 09550 был заложен второй РПКСН под наименованием К-550 «Александр Невский» с заводским номером 202. При его постройке был использован задел многоцелевой АПЛ К-333 «Рысь».

В 2005 году было завершено формирование корпуса «Юрия Долгорукого», а 19 марта 2006 года под наименованием «Влади­мир Мономах» была заложена третья лодка серии по несколько измененному проекту 09551 (заводской номер 203). В де­кабре 2009 года были начаты работы по постройке четвертой лодки проекта под наименованием "Святитель Николай".

15 апреля 2007 года состоялся вывод К-535 из цеха в плавдок, 12 февраля 2008 года лодка была спущена на воду, а 21 ноября того же года на ней был произведен физический пуск реактора. 17 марта 2009 года начались швартовые испыта­ния, с 19 июня по 10 июля того же года прошел первый этап ходовых испытаний, а в августе завершился их второй этап. Таким образом, проект 09550 стал первым реализованным российским проектом 4-го поколения.

Описание

Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на 8 отсеков. 1-й отсек является торпедным. Также в нем находится аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи. Во 2-м отсеке расположен центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радио­электронного вооружения общекорабельных систем, таких как насосное оборудование, гидравлическая система, конди­ционеры, электрические преобразователи и аккумуляторную батарею. 3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, холодильные машины, различные насосы и эле­менты системы воздуха высокого давления), часть аппаратного оборудования РЭВ, а также шахты и фундаменты подъем­но-мачтовых устройств. 4-й и 5-й - ракетный отсеки. Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й от­сек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве корпуса размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. Вместо большого количества шпигатов проницаемой надстройки, свойственных предыдущим проектам советских РПКСН, использованы всего два протяженных щелевых шпигата.

Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в аморти­зационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолиро­ван от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

Рабочая глубина погружения «Борея» составляет 380 м, а предельная - 450 м. Автономность - 90 суток.

Конструкция

Двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются активные средства снижения шума. При создании первых трех лодок серии использован задел корпусов лодок пр.971, при создании же первых 6 корпусов вообще использован задел ПЛА предыдущих проектов.

ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А

Силовая установка

Главная энергетическая установка корабля включает энергетическое оборудование с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и блочной паротурбинной установкой (ПТУ) «Азурит-90». Последняя включа­ет в себя главный турбозубчатый агрегат с однопроточной паровой турбиной и с эффективной системой влагоудаления из проточной части, маневровое устройство с блоком управления, планетарный двухступенчатый редуктор, автономные тур­богенераторы, встроенные пароэжекторные холодильные машины, гребной электродвигатель, виброизолирующую муфту, главный упорный подшипник, система автоматического регулирования частоты вращения вала и давления свежего пара, вспомогательные центробежные насосы и другое оборудование. Мощность ПТУ на валу составляет 43000 л.с., суммарная мощность автономного турбогенератора 7000 л.с. За счет этого достигается максимальная подводная скорость около 29 узл и надводная 15 узл.

В состав вспомогательной силовой установки входит резервный движительный комплекс с подруливающими устройствами в откидных колонках с погружными 2-х скоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. На бор­ту лодки установлен вспомогательный дизель-генератор АДГ-1000 мощностью 1000 л.с., на базе дизеля 8ДМ-21С.

Система спасения - всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж ПЛ. Находится за ракетным отсе­ком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).

Всплывающая спасательная камера ПЛ пр.955

Вооружение

16 х БРПЛ комплекса Д-30 / 3К30 "Булава" с ракетами Р-30 / SS-NX-30 разработки Московского Института Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). По неподтвержденным пока данным на ПЛАРБ пр.955У будет 20 пусковых шахт БРПЛ.

Для целей самообороны проект 955 оснащен восемью торпедными аппаратами. На проекте 09550 четыре ТА калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм размещены в носовой части корпуса над главной антенной гидроакустического комплекса. В состав ракетно-торпедного вооружения входят многоцелевые электрические торпеды УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза», ракеты ПЛРК «Водопад». Боезапас - до 40 единиц. Средства противодействия торпедному оружию и гидроакустическим средствам включают комплекс «Шлагбаум» с шестью 533-мм непроникающими ПУ в надстройке но­совой части корпуса.

Управление всеми корабельными системами и оборудованием осуществляется посредством автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) «Округ-55». В нее интегрированы все уровни систем вооружения, энергетической установки, систем всплытия-погружения, жизнеобеспечения и др.

Гидроакустический комплекс - МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» («Иртыш-Амфора-Б») с конформной крупногабаритной основной антенной «Амфора» и цифровой обработкой сигналов с использованием цифровых библиотек системы автомати­ческой классификации целей «Аякс-М». Боковые конформные антенны большой площади. Буксируемая антенна ГАС в об­текателе вертикального оперения ПЛ.

8 х 533 мм носовых ТА (боезапас до 40 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 "Гранат" или "Бирюза", ракеты ПЛРК "Водопад"). Система подготовки ТА "Гринда"

Боекомплект - общий - не более 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.

6 х 533 мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ РЭПС-324 "Шлагбаум" запуска средств гидроакустического противодействия, расположена в надстройке (аналогично ПЛА пр.971). Боекомплект - 6 СГАПД:

МГ-104 "Бросок"

МГ-114 "Берилл"

Состав ГАК :

  • аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации):
  • носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах;
  • 2 бортовых конформных антенны большой протяженности;
  • аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника;
  • защищенная звукоподводная система передачи тактических данных аналогичная аппаратуре звукоподводной связи "Структура". Аппаратура госопознавания;
  • аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной ан­тенны;
  • аппаратура классификации целей "Аякс-М" с использованием цифровой библиотеки шумов;
  • ГАС миноискания;
  • ГАС измерения скорости звука в воде;
  • ГАС определения начала кавитации гребных винтов;
  • эхоледомер;
  • обнаружитель разводий во льдах;
  • обнаружитель полыней во льдах;
По кодификации НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» - от имени головного корабля класса

Серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения, создан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. Головной корабль - «Юрий Долгорукий» в составе Северного флота, второй - «Александр Невский» и третий - «Владимир Мономах» - в составе Тихоокеанского флота. Четвёртый - «Князь Владимир», пятый - «Князь Олег», и шестой - «Генералиссимус Суворов» в процессе постройки. Седьмой - «Император Александр III» заложен 18 декабря 2015.

В 2011 году озвучивался план постройки 8 кораблей к 2018 году. В 2012 году 7 февраля газета «Коммерсантъ» проинформировала, что план изменился и включает строительство 10 кораблей к 2020 году. В середине февраля 2012 года начальник генерального штаба ВС России Николай Макаров опроверг эту информацию, отметив, что такой вопрос прорабатывался, но решение так и не было принято.

История создания

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» проектировался для того, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО). Было предложено перепроектировать строящуюся ПЛ ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ создавлась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о создании нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56).

По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В начале 1998 года, было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Начиная с сентября 1998 года началась доработка проекта 955 до проекта 09551. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие развала СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода.

В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о заключении между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей-М» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку - 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей-М» от базовой модели будут отличаться еще более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, еще более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет еще более улучшена обитаемость экипажа и живучесть.

Конструкция

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей», который в свою очередь, как показала практика, были гораздо менее шумными чем американские АПЛ.

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных ядерных энергоблоков, эксплуатация водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» - это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, совмещающий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».

Подводные лодки проекта оборудованы системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера размещена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оборудованы спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Корпус

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус сделан, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса произведена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки сделана с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, применяются также активные средства снижения шума. Длина АПЛ - 170 м. Максимальное подводное водоизмещение - 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода - до 29 узлов. Глубина погружения - до 400 м. Автономность по провианту - 90 суток. Экипаж - 107 человек.

Силовая установка

На лодке установлен ядерный энергоблок, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения - КТМ-6.

Для движения применяется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с.

Для улучшения манёвренности ПЛ оборудованы двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным - 370 л.с.). (Размещены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)

Постройка

Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Помимо этого, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения - ракетного комплекса «Булава». К 2013 году ситуация изменилась к лучшему - «Булава» попросту страдала типичными «детскими болезнями», как это довольно часто бывает с любой новой техникой. Финансирование вышло на достаточный уровень. Работа самого «Севмаша» также вошла в нормальное русло. Однако, задержки остались, уже по вине поставщиков второго - третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта - «Юрий Долгорукий». Изначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60%. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года - подписан Акт о приемке Флотом ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года - на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки. 4 февраля 2013 года - в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30% прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 г. может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были применены секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» - «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года лодка выведена из плавучего дока, начаты швартовные испытания. 7 июля 2014 года закончились заводские испытания, 25 июля 2014 - первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Корабль носит имя «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»). Он будет построен в модификации 955У или 955А. Изначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20. Но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. По состоянию на 19 февраля 2014 года собран и испытан основной корпус подлодки. Основной задачей на 2014 год является монтаж оборудования, поступающего с заводов-поставщиков.

Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».

Последнюю, восьмую лодку серии планируют заложить в июле 2016 года.

Представители

Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена, традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга.

Наименование
Зав. №
Закладка
Спуск на воду
Начало испытаний
Передача ВМФ
Флот
Состояние
Примечания
К-535 «Юрий Долгорукий»
955 (09551) 201 02.11.1996 12.02.2008 19.06.2009 10.01.2013 СФ (Краснознамённый Северный флот) В строю 09.09.2013 прибыла к месту постоянной дислокации в ВМБ Гаджиево в Мурманской области
К-550 «Александр Невский»
955 202 19.03.2004 13.12.2010 24.10.2011 23.12.2013 ТОФ (Тихоокеанский флот) В строю 30.09.2015 прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке
К-551 «Владимир Мономах»
955 203 19.03.2006 30.12.2012 18.01.2013 10.12.2014 ТОФ В строю Переход на Тихоокеанский флот ожидается в 2016 году
«Князь Владимир»
955A (09552) 204 30.07.2012 12.2016 12.2017 ТОФ Строится Ведётся монтаж оборудования.
Готовится к началу электромонтажных работ.
«Князь Олег»
955A 205 27.07.2014 2018 СФ Строится Готовится к гидравлическим испытаниям
«Генералиссимус Суворов»
955A 206 26.12.2014 2019 СФ Строится К концу 2015 года будет собран прочный корпус
«Император Александр III»
955A 207 18.12.2015 до 2020 ТОФ Строится
«Князь Пожарский»
955A н/д 31.07.2016 до 2020 СФ
н/д
955A н/д - н/д -
н/д
955A н/д - - Рассматривается возможность строительства


Принятие на вооружение

В состав ВМФ РФ приняты 3 корабля проекта 955 - «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Приёмка головного корабля произошла 10 января 2013 года. Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется в Гаджиево.

Приёмка второго корабля (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года. Подводный крейсер «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.

Приёмка третьего корабля (второго серийного) произошла 10 декабря 2014 года. Подводный крейсер «Владимир Мономах» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось применение десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.

ТТХ

Скорость (надводная): 15 узлов
-Скорость (подводная): 29 узлов
-Рабочая глубина погружения: 400 м
-Предельная глубина погружения: 480 м
-Автономность плавания: 90 суток
-Экипаж: 107 человек, в том числе 55 офицеров

Размеры

Водоизмещение надводное: 14 720 т
-Водоизмещение подводное: 24 000 т
-Длина наибольшая (по КВЛ): 170 м
-Ширина корпуса наиб.: 13,5 м
-Средняя осадка (по КВЛ): 10 м

Силовая установка

ОК-650В 190 МВт
-ПТУ с ГТЗА
-гребной вал
-водомётный движитель

Вооружение

Торпедно-минное вооружение: 6ТАх533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
-Ракетное вооружение: 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»
-Количество ракет: 16 (проект 955), 16 (проект 955А)