Организация управление охраной окружающей среды. Система управления охраной окружающей среды

Управление охраной окружающей природной среды На федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным Собранием Президентом правительством и специально уполномоченными органами главными из которых являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти местными органами самоуправления а также...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


47. Управление охраной окружающей природной среды

На федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным Собранием, Президентом, правительством и специально уполномоченными органами, главными из которых являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения Российской Федерации. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды создаются отделы охраны природы.

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление охраной окружающей среды базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. Различают санитарно-токсический, экологический и биосферный уровни мониторинга.

Санитарно-токсический мониторинг — это наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль над содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами.

Экологический мониторинг — это определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

Министерства здравоохранения изучают динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды. Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистных и пылеулавливающих установок. Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях.

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий. В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с предельно допустимой. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб, вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов, сушильных установок, от газоходов и воздуховодов, отводящих загрязненный газ, от испытательных станций и так далее.

Обследование производят в период работы оборудования на рабочем режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ.

Применительно к транспортным средствам с бензиновыми двигателями нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов определены государственными стандартами. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельцами, а также Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9283. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 12.19 KB
Система управления природоохранной деятельностью различных стран развивалась под воздействием исторических политических этнокультурных и других факторов. Поэтому в различных странах используют различные инструменты управления природоохранной деятельностью.
2392. Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды и методы его определения 6.86 KB
Направление связи оценивается алгебраическому знаку коэффициента корреляции. Силу связи оценивают по коэффициенту линейной корреляции r: при значении к = 01029 связь считается слабой в интервале 03 – 069 связь признают средней умеренной а при r = 070 – 099 – сильной. Коэффициент линейной корреляции бывает трёх видов – парный парцилярный и множественный. Поэтому рекомендуется чаще использовать парциальные коэффициенты корреляции.
2713. Инновационные подходы регулирования воздействия железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды 17.05 KB
Горлова Инновационные подходы регулирования воздействия железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды Понятие эколого-экономическая система в последнее время широко используется в современной научной литературе посвященной исследованию проблем взаимосвязи...
2622. Экология микроорганизмов, их экологические среды. Действие физических и химических факторов окружающей среды на микроорганизмы 41.12 KB
Действие физических и химических факторов окружающей среды на микроорганизмы.Влияние физических факторов на микроорганизмы.Влияние химических факторов на микроорганизмы. Распространение микроорганизмов в природе В природе микроорганизмы заселяют практически любую среду почва воздух вода и распространены гораздо шире чем другие живые существа.
14662. Сельскохозяйственное загрязнение природной среды как экологическая проблема 17.47 KB
Источники загрязнения природной среды в сельскохозяйственном производстве. – марание считаются отходы и продукты которые оказывают более или менее специфическое негативное влияние на качество среды или непосредственно воздействовать на элементы ее организации. Источники загрязнения природной среды в сельскохозяйственном производстве являются: Минеральные удобрения.
556. Управление охраной труда 4.94 KB
Управление охраной труда Управление охраной труда осуществляется в соответствии с основами законодательства по охране труда Министерством труда и социального развития Российской Федерации и его территориальными органами. Деятельность этих органов заключается в контроле условий и охране труда постановке продукции на производство предупредительном надзоре за строительством новых промышленных объектов а также выполнении законодательства по охране труда. Во всех ведомствах в обязательном порядке организуются отделы охраны труда. Система...
6984. Государственное управление и надзор за охраной труда 11.65 KB
Органы государственного надзора за охраной труда. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Обучение по вопросам охраны труда.
8870. Виды и характер загрязнения окружающей среды 399.71 KB
Антропогенное воздействие на атмосферу Виды и характер загрязнения окружающей среды: Определение загрязнения окружающей среды. Антропогенное воздействие на атмосферу Источники загрязнения Экологические последствия загрязнения атмосферы Защита атмосферы от загрязнения Загрязнение окружающей среды это поступление в среду любых веществ твердых жидких газообразных или видов энергии тепла шума радиоактивного или электромагнитного излучения в количествах оказывающих вредное влияние на человека животных и растения как...
754. Мониторинг радиационного загрязнения окружающей среды 263.85 KB
Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и изменение химической структуры что влечет за собой либо гибель клеток либо мутацию организма. Техническое задание Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и...
4177. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 16.9 KB
Международно-правовой ответственности за ущерб окружающей среде. Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Исполнительной власти, местного самоуправления и специально уполномоченными органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ (МГТР России). На МПР возложены выработка и проведение природоохранной политики в стране, координация соответствующих работ в отраслях и ведомствах, проведение экологической экспертизы, проведение экологического контроля и некоторые другие обязанности. МПР также обеспечивает рациональное природопользование (добыча полезных ископаемых, использование вод), государственный экологический контроль за охраной и рациональным использованием поверхностных и подземных вод, а также воды в системе хозяйственного водопользования. Ведомство имеет территориальные органы.

Выбросы в атмосферу и гидросферу могут привести к экологическим катастрофам, поэтому большая роль в их предотвращении и ликвидации последствий принадлежит МЧС России. Таможенный комитет предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.

Управление охраной окружающей среды в субъектах федерации, в краях, областях и городах осуществляется органами представительной (законодательные собрания, городские думы и т. п.) и исполнительной (правительства, мэрии и т. п.) власти.

Органы государственного экологического контроля включают в себя органы исполнительной власти, службу контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России, а также Госатомнадзор России, Федеральную службу земельного кадастра России, Минздрав России(одна из функций которого - проведение санитарно-эпидемиологического надзора) и некоторые другие, осуществляющие государственный контроль в достаточно узком направлении (защита окружающей среды от воздействия объектов атомной энергетики, охрана и рациональное использование рыбных ресурсов и т. д.).

Представители этих органов имеют право давать обязательные для выполнения предписания, привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба и многое другое.

Важнейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура. В ряде субъектов федерации имеется экологическая милиция. Важную роль в обеспечении требований природоохранного законодательства играют суды.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств (при их наличии), а на предприятиях - службы производственного контроля, которые следят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических мероприятий .

На федеральном уровне данное управление осуществляется Федеральным собранием, Президентом, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах для управления охраной окружа ю щей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль состояния этих сред. Основой управления ООС являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в данной области. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом, за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влияние этого процесса на живые организмы, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль содержания в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, качества водных объектов.

Экологический мониторинг определяет изменения в экосистемах, их продуктивность, а также выявляет динамику запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды на базе международных био сферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

В 2000 г. в РФ введен социально-гигиенический мониторинг , контролирующий, кроме среды обитания, состояние здоровья населения, а также социальные факторы: условия труда, быта, климатические условия, качество питания, водоснабжения и т. п.

Человек -- самое могущественное существо в биосфере, способное изменить нормальное функционирование экологических систем.

Человеческое мышление до настоящего времени опиралось, да и опирается, на положительную обратную связь, управляя и властвуя над природой, что привело к эффективной индустриализации, автоматизации технологических процессов и нерациональному использованию природных ресурсов, разрушению природной среды, что, в свою очередь, ведет к снижению качества человеческой жизни. Все это предполагает осуществление охраны окружающей среды. Но мероприятия по охране окружающей среды немыслимы без управления.

Управление - элемент, функция систем различной природы -- биологических, технологических, социальных, обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Сложившаяся на сегодняшний день система управления экологической деятельностью и контроля за природопользованием сложна и имеет много звеньев.

Ведущая роль в этой системе принадлежит Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов. Оно отвечает за формирование и реализацию экологической политики, выработку стандартов и нормативов качества окружающей среды.

Управление и контроль за отдельными видами природных ресурсов, к которым относятся земельные, водные, лесные и пр. ресурсы, осуществляют специализированные ведомства и надзоры. Мониторинг загрязнений, в том числе радиационных, осуществляет федеральный комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды на предприятии включает решение следующих вопросов, направленных на предотвращение социальных последствий вредного воздействия предприятия на окружающую среду и здоровье человека:

Планирование мероприятий по охране окружающей среды, определение заданий подразделения предприятия по выполнению требований охраны природной среды, использование попутных и побочных продуктов производства, выбросов и сбросов.

Инженерное обеспечение работ по охране природной среды, состоящее в экологической экспертизе технической документации на продукцию и технологические процессы, а также приведении их в соответствие с экологическими нормами и требованиями.

Перестройка технологических процессов в соответствии с требованиями охраны природы с целью уменьшения и полной ликвидации вредного воздействия побочных продуктов на природную среду.

Метрологическое обеспечение контроля загрязнения окружающей среды (обеспечение методов и средств контроля качества среды).

Материально-техническое обеспечение проводимых мероприятий по охране окружающей среды.

Обеспечение нормального функционирования средств охраны природы (техническое обследование устройств и установок по улавливанию, очистке и обезвреживанию выбросов и отходов).

Повышение квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих в области охраны окружающей среды.

Контроль и регулирование выполнения мероприятий по охране окружающей среды, включая контроль уровней выбросов и сбросов веществ, загрязняющих окружающую среду, принятие мер по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций.

Учет и отчетность по охране окружающей среды, анализ результатов контроля состояния окружающей среды и использование их при планировании природоохранной деятельности.

Финансовое обеспечение работ по охране окружающей среды.

Оценка эффективности управления охраной окружающей среды по техническим, экономическим, экологическим и социальным показателям.

Согласно информационной модели системы «автомобильный транспорт -- воздушная среда» осуществляется управление выбросами отработанных газов на автомобильном транспорте:

  • · оперативное управление подразумевающее осуществление мероприятий по улучшению конструкций и технологий в целях обеспечения минимальных выбросов токсичных веществ;
  • · тактическое управление, к которому относятся мероприятия по использованию потенциальных возможностей транспортных средств и аппаратов, преобразующих химическую энергию топлива в механическую работу, а также мероприятия, проводимые в масштабе региона, градостроительные, организационные, технические. При этом осуществляется мониторинг и накопление банка данных о состоянии атмосферы в регионе;
  • · стратегическое управление, при котором мероприятия осуществляются в масштабе отрасли, государства, на основании региональных банков данных о состоянии воздушной среды в регионах; при этом осуществляется национальный мониторинг. Загрязнение окружающей среды транспортными средствами формируется при движении их в потоке, поэтому на уровне потока и определяется эффективность мероприятий, проводимых в транспортной системе, по охране окружающей среды. Одновременно экологические характеристики транспортного потока являются исходными для использования их в градостроении.

В управлении охраной окружающей среды на предприятии принимают участие ведущие службы и отделы: главный технолог, главный конструктор, энергетик, механик, отделы материально-технического снабжения, капитального строительства, производственно-техническая центральная лаборатория.

Возглавляет управление охраной природной среды на предприятии главный инженер совместно с отделом охраны окружающей среды.

Для решения задач управления антропогенным воздействием человека па природную среду используются оптимизационные модели.

Основной принцип охраны природной среды при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог сводится к минимизации общих экологических потерь

где r -- абсолютно невосполнимые потери, связанные с изменением биогеоценозов за пределами границ самовосстановления, когда отдельные биологические популяции полностью уничтожены;

rj -- качественный ущерб, наносимый абиотическим экологическим элементам, то есть нарушение рельефа и ландшафта местности, ухудшение структуры почвы, изменение гидрологического режима, микроклимата прилегающей к дороге местности;

rk -- обратимые потери биотипа (живой природы) в пределах самовосстановления или восстановления с помощью человека. Абсолютные потери при строительстве дорог являются функцией интенсивности воздействия дороги на природную среду за срок ее эксплуатации. Обратимые потери могут изменяться в режиме естественного природного восстановления (самовосстановления) и в режиме принудительного восстановления человеком.

Для правильного выбора мероприятий по охране природной среды при строительстве, содержании и эксплуатации автомобильных дорог необходимо установление предельных уровней антропогенных нарушений, которые не должны превышать предельно допустимые экологические нагрузки. Управление охраной природы для системы «автомобиль -дорога -- природная среда» в настоящее время не разработано.

Необходимы срочная разработка методик составления экологических паспортов проведения экспертизы проектно-технической документации транспортных и дорожных организаций; методик инвентаризации загрязнений и паспортизации источников выбросов, утилизации отходов; внедрение автоматизированной системы анализа нормативно-технической документации по экологической безопасности автомобильного транспорта и дорожного комплекса; осуществление подготовки научно-педагогических кадров - экологов - через аспирантуру; внедрение мониторинга.

Министерство общего профессионального образования

Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

по дисциплине «Управление охраной окружающей среды»

Студентки 5курса Шифр 03-ЗДО-051

Специальность 280202 Инженерная защита окружающей среды

Перепечаевой Татьяны Алексеевны

Рецензент Выскубова Елена Николаевна

Дата поступления работы___________________

1. Управление как форма охраны окружающей среды

2. Функции юридической ответственность за нарушение законодательства по охране окружающей среды.

3. Способы и принципы возмещения экологического вреда

4. Система стандартов ISO 9000 и ISO 14000

5. Экологический менеджмент (понятия, задачи, инфраструктура)

6. Экологические службы промышленных предприятий (характеристика)

7. Экологический аудит (цели, задачи)

8. Аудит природоохранных расходов организации (книга)

9. Организационная структура экологического страхования

10. Инвестиции в эколого-экономические проекты

Список использованных источников

1. Управление как форма охраны окружающей среды

В экологическом смысле управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации. Управление природопользования подразумевает управления ни экологией или природными процессами, а действиями людей, включенных в природные системы.

Цель управления в сфере экологических отношений - обеспечение охраны ОС от негативного воздействия в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также рациональное природопользование при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями общества. В России в настоящее время существуют следующие виды управления в области охраны ОС: государственное (в том числе на уровне субъектов федерации) и производственное. Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» (ст. 10) введено также управление в области охраны ОС, осуществляемое органами местного самоуправления, на уровне муниципальных образований.

Производственное управление - экологическое управление в масштабах отдельной организации. Для того чтобы экологическая политика организации была действенной, она должна проводиться в рамках определенной системы административного управления и объединяться в единое целое с общей административной деятельностью. Наибольшая эффективность природоохранных мероприятий достигается при включении их в стратегический план организации и при решении задач повышения современной конкурентоспособности продукции.

Управление природопользования - совокупность методов и инструментов управления, с помощью которых обеспечивается должный уровень экологической безопасности производства и воспроизводится качество окружающей среды.

Методы управления выбираются на основе информационного и нормативно-правового обеспечения процесса управления.

Методы управления - совокупность приемов и способов воздействия на людей для достижения целей или решения определенных задач.

Выбор методов управления включает:

Оценку ситуации для определения основного направления воздействия;

Выбор состава методов, подходящих для достижения поставленных целей;

Обеспечение условий эффективности принятия выбранных методов.

В управлении охраной ОС организация выбора методов управления включает:

Формирование экополитики;

Конкретизация целей и задач экополитики, установления приоритетов;

Выработка стратегий природопользования;

Выбор методов управления;

Создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления;

Создание институционной инфраструктуры для обеспечения управления в сфере природопользования.

2. Функции юридической ответственность за нарушение законодательства по охране окружающей среды.

Наряду с позитивной ответственностью, которая представляет собой необходимость исполнить юридические обязанности, отвечать за поступки, которые человек может совершить в будущем, существует другое собственное юридическое понятие ответственности - ретроспективной ответственности за прежние поступки. Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение. Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия.

Основаниями юридической ответственности являются:

1) норма права, запрещающая определенное деяние и предусматривающая применение санкций за его совершение. Без закона не могут быть применены меры государственного принуждения;

2) факт совершения правонарушения, т.е. виновного деяния, совершенного деликтоспособным субъектом;

3) принятие властного акта компетентным правоохранительным органом (судом, милицией, государственной инспекцией и т.д.), осуждающего правонарушителя, накладывающего на него меры наказания, а также восстанавливающего нарушенный правопорядок.

Наряду с юридической ответственностью государством применяются и другие меры принудительного воздействия. Это предусмотренные законом принудительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, задержание), принудительное лечение, реквизиция, закрытие границ, противоэпидемиологические мероприятия и др.

Принципы юридической ответственности:

1. Законность - ответственность должна налагаться в пределах закона соответствующим компетентным органом, с соблюдением предусмотренного законом процессуального порядка и за деяния, которые прямо предусмотрены действующим правом.

2. Гуманизм - забота и внимание к личности, установление законом возможности смягчения наказания или освобождения от него, запрет пыток, наказаний, причиняющих физические страдания, ущемляющих человеческое достоинство.

3. Индивидуализация - наказание должно применяться в зависимости от тяжести правонарушения, с учетом личности нарушителя, обстоятельств дела, целей и мотивов деяния.

4. Справедливость - соответствие мер наказания общепризнанным нормам и принципам общечеловеческой морали, согласие общественного мнения с решением правоохранительного органа.

5. Неотвратимость - ни одно правонарушение не должно оставаться вне внимания правоохранительных органов, без негативных последствий для правонарушителя. Реакция государства в различных формах (осуждение и даже освобождение от наказания) должна быть на любой противоправный поступок. Для эффективной борьбы с правонарушениями важна, в первую очередь, не суровость наказания, а его неотвратимость.

6. Своевременность - действенность, социальный эффект мер ответственности будут тем выше, чем быстрее, оперативнее будет расследовано правонарушение и принято решение по делу.

7. Состязательность процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности.

8. Презумпция невиновности. Каждое лицо, обвиняемое в совершении правонарушения, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу актом правоохранительного органа.

9. Ответственность за деяния, поступки людей, а не за их мысли, идеи, убеждения

Экологическое правонарушение - это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее реальную угрозу причинения, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Выделяются следующие признаки для экологических правонарушений:

1. противоправность (общая и специальная), т.е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

2. виновность;

3. наказуемость, т.е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

4. экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;

5. субъективность как указание на статус, качества, свойства, либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

6. общественная опасность, отражаемая, прежде всего, указанием на объект и объективную сторону посягательства (последствия);

7. установление типов составов правонарушений (материальных, формальных).

Объектами экологических правонарушений являются охраняемые законом правовые блага (общественные отношения), в том числе ОС или отдельные ее свойства, качества; средообразующие элементы - земля, недра, воды, атмосфера, растительный и животный мир, экологическая безопасность населения и территорий; экологический правопорядок; жизнь, здоровье и имущество людей.

Объективная сторона представлена деянием, состоящим в нарушении предписаний, установленных законодательством и иными нормативными актами в областях ООС.

Субъектами экологического правонарушения являются физические, в том числе должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица.

Субъективная сторона - вина в форме умысла (прямого и косвенного), либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются мотив и цель.

Юридическая ответственность есть реакция государства на правонарушение. Поэтому и ее виды определяются в соответствии с видами правонарушений. Преступления влекут уголовную ответственность, а проступки - соответственно административную, дисциплинарную и гражданско-правовую.