Гумилев жираф идея. Анализ стихотворения “Жираф” Гумилёв

Легендарная личность и страстный путешественник. Его любовь к ярким экзотическим пейзажам подтверждают поэтические произведения, в которых красота русского языка гармонично сочетается с южными образами. Анализ стихотворения Гумилева «Жираф» - одной из жемчужин поэзии прошлого века - раскрывает потаенные мысли и романтические фантазии автора, говорит о его страсти к путешествиям и жажде приключений.

Поездка в Африку

Прежде чем сделать анализ стихотворения Гумилева «Жираф», следует сказать несколько слов о том, с чего началась его любовь к африканским дивным пейзажам.

С детства русский поэт мечтал оказаться на черном континенте, но долгожданная поездка состоялась, когда ему шел двадцать второй год. К этому времени небольшая денежная сумма, которую удалось скопить студенту Сорбонны, позволила покинуть Россию без одобрения отца, в чьих глазах подобное путешествие было чрезвычайно безрассудным. Поездка стала спонтанной, но именно с нее начинается долгая исследовательская деятельность, которую Гумилев посвятил жаркому континенту.

Сегодня особенно грустен твой взгляд…

До поездки в Африку Гумилев сделал предложение Анне Горенко, известной в русской литературе под псевдонимом Гумилева «Жираф» следует начинать с рассмотрения первых строк, в которых автор обращается к девушке, чей взгляд грустен и сидит она, «колени обняв». Начало стихотворения контрастирует с основной частью, где изображена экзотическая африканская природа.

Ахматова отказал Гумилеву. И этот отказ был не первым. Молодому поэту захотелось доказать своей возлюбленной, что он достоин ее. Ведь для того чтобы отправиться в дикие африканские пустыни, необходимо иметь определенную отвагу и решительность.

Спустя два года после публикации сборника, в который вошли слова, обращенные к Анне Ахматовой, где речь идет о живописной жаркой местности, где «изысканный бродит жираф», Гумилев получил наконец-то долгожданное согласие. В этом произведении нет признаний в любви, но оно обладает необычным романтизмом и сказочностью. Автор рассказывает любимой девушке о прекрасных дальних краях, где он побывал. Он стремится порадовать ее описанием дивного пейзажа, а вместе с тем заинтересовать и завоевать ее сердце.

Образ жирафа

Серому рациональному миру, в котором нет чувственных эмоций и ярких впечатлений, противостоят сказочные образы. Словосочетание «изысканный жираф» Гумилев использовал для создания прекрасного и почти нереального мира. Африканский пейзаж - это не вымысел и не сказка. Однако человеку, привыкшему к русскому осеннему ненастью, эта картина кажется недосягаемой.

Уже во второй строфе стихотворение приобретает красочные теплые тона. Грациозной стройностью и волшебным узором обладает, как полагает Гумилев, жираф. История создания этого романтичного произведения начинается, быть может, еще в ранние годы автора, когда будущий поэт-акмеист мечтал об экзотических далях, ассоциирующихся в детских мечтах именно с этим животным.

Я знаю, что много чудесного видит земля…

Анализ стихотворения Гумилева «Жираф» необходим для понимания идейного содержания и художественной формы этого произведения. В третьей и четвертой строфах Гумилев как будто предлагает читателю взглянуть на этот мир иными глазами. Жираф в восприятии поэта имеет несколько образов. Это не просто дикое африканское животное. Это часть прекрасного мира, который не каждый может или хочет видеть. Предлагая освободиться от «тяжелого тумана», поэт призывает познать, насколько огромен и чудесен мир. Обращение к читателю осуществляется посредством диалога с загадочной девушкой.

Озеро Чад

Обращаясь к своей печальной собеседнице, Гумилев делает читателя свидетелем этого диалога. Этот художественный прием позволяет выразить классический для романтизма конфликт реальности и мечты. И озеро здесь символизирует красоты экзотического континента, которые слишком далеки от музы поэта. Она привыкла, по его словам, к «тяжелому туману», и верит лишь дождю. Эти слова можно трактовать как нежелание радоваться жизни и предаваться мечтам.

Композиция

Сюжетная завершенность свойственна произведениям, которые создавал Николай Гумилев. «Жираф», композиция которого имеет ее при всем своем разнообразии обладает довольно четкой структурой. В этом произведении живет мелодия. Стихотворение начинается с минора, но переходит в жизнерадостный мажор. В ярких тонах рисует поэт мечту, которой он живет. Свои романтические грезы он стремится поселить и в сердце возлюбленной. Но появляются сомнения в том, что она способна поверить в его дивную мечту. Это приводит к тому, что повествование его завершается на тихом минорном аккорде.

Как он может поведать ей о тропических садах, о стройных пальмах и запахе немыслимых диких трав, если она привыкла жить в мире рациональном и бесцветном? Но при всей печали, которая живет в строках Гумилева, в них нет пессимизма.

«Мастер сказки» - так называл себя сам поэт. В этом утверждении есть справедливость, поскольку произведения его обладают ослепительными картинами и кольцевым обрамлением. Подобные художественные средства характерны для любой сказки. Поэт не отказывается от намерений поведать своей избраннице о чудесах жаркого континента и вывести ее за пределы «тяжелого тумана», в котором она привыкла существовать. При чтении стихотворения создается впечатление, что он готов рассказывать о солнечной стране снова и снова. Рай на Земле существует, он сможет убедить ее в этом. И желания его подтверждают последние слова, с которых и начинается произведение. Она плачет… И он вновь приступает к своему яркому рассказу.

В своем произведении Гумилев изобразил два мира. Первый тускл и бесцветен. Второй - ярок и разнообразен. Тусклым тонам он уделил немного внимания. Бесцветный мир, скорее, играет роль фона. Красочный яркий мир для поэта - это его увлечение африканской природой, постоянное стремление к романтической мечте и, несомненно, любовь к женщине. Это небольшое произведение столь многогранно, что не может иметь однозначное истолкование. Каждый читатель видит в нем то, что ближе его сердцу.

Жираф (1907)

Стихотворение «Жираф» было опубликовано в 1908 году в сборнике «Романтические цветы» и на­долго стало визитной карточкой Николая Гумилёва в литературе. Поэта всегда привлекали экзотиче­ские места. Детское любопытство к миру, страсть к путешествиям, любовь к яркой живописи - всё это.он вложил в стихотворение. Обращаясь к некой загадочной женщине, которая грустит и ни во что не хочет верить, автор на самом деле ведёт диалог с читателем.

В стихотворении поэт сравнивает два пространства: далёкое и совсем близкое.

Про то пространство, которое «здесь», он почти ничего не говорит, да это и не нужно. Здесь лишь «тяжёлый туман», дождь, грусть да слёзы, в этом мире нет красок - он бесцветен, и потому кажется, что рай на Земле невозможен.

Но поэт хочет доказать любимой женщине, что «далёко, на озере Чад» - всё по-другому. Там мир полон радости, он переливается и сияет всеми краска­ми, словно драгоценный алмаз. И там «изысканный бродит жираф ».

Для описания этого удивительного существа автор нашёл необыкновенные слова:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор…

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт.

Поэтический образ жирафа можно назвать алле­горией. Это дивная грёза - воплощение красоты Африки, о которой мечтает поэт. Лирический герой сближен с автором. Он предстаёт в стихотворении оптимистом, романтиком и мечтателем.

У стихотворения кольцевая композиция, и в на­чале, и в конце - одни и те же слова:

Послушай… далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Поэтическое обрамление стихотворения создаёт такое впечатление, будто лирический герой готов вновь и вновь без устали повторять свой рассказ о рае на Земле, чтобы заставить любимую женщину (и нас, читателей) взглянуть на мир по-иному.

Мелодия стихотворения спокойна и грациозна - сродни образу жирафа. Звуки, протяжные и мело­дичные, дополняют сказочное описание волшеб­ного края.

Для передачи настроения поэт использует кра­сочные эпитеты (изысканный жираф; немыслимые травы; мраморный грот; таинственные страны), необычные сравнения (подобен цветным парусам корабля; бег его плавен, как радостный птичий по лёт), метафоры (вдыхала тяжёлый туман).

Как все поэты-акмеисты, Николай Гумилёв ис­пользует не конкретные цвета, а предметы - он даёт возможность читателю самому представить тот или иной цвет или оттенок. Жираф «подобен цветным парусам корабля», наверное, шкура его - ярко-оранжевая с красно-коричневыми пятнами, что эффектно контрастирует с синей водой.

В этом пространстве воздух свежий и чистый, с запахом «немыслимых трав». Не так уж и далёк этот экзотический африканский континент, если читатель умеет мечтать, если он не желает жить в сером, скучном мире обыденности. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-другому и осознать, что он огромен и прекрасен.

Стихотворение написано пятистопным амфибра­хием.

Строки рифмуются при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге).

Здесь искали:

  • Анализ стихотворения жираф
  • гумилев жираф анализ
  • жираф гумилев анализ

В 11 классе школьники изучают творчество Н. Гумилева. Многие его произведения поражают оригинальными экзотическими образами, не исключение и «Жираф», которому посвящена статья. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Жираф» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1907 г., под впечатлением от путешествий в экзотические страны.

Тема стихотворения – грусть женщины и рассказы о таинственных дальних странах.

Композиция – стихотворение являет собой монолог лирического героя, адресованный печальной слушательнице. По смыслу оно делится на две части: описание грустной женщины и рассказ о таинственных краях, в центре которого образ жирафа. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, постепенно развивающих центральные мотивы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля».

Эпитеты «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф».

Сравнения «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

История создания

История создания анализируемого стихотворения связана со страстью Н. Гумилева к путешествиям. Мужчина любил поездки на Восток, в Турцию и Африку. Культура и природа этих стран очень отличается от русской, поэтому не могла оставить поэта равнодушным. Так экзотические мотивы появились в его лирике. «Жираф» был написан в 1907 г., а уже в 1908 г. Николай Гумилев включил его в сборник «Романтические цветы». Этим сборником поэт доказал, что его лирический герой может быть разным: отшельником, созерцателем, проигравшим игроком и, наконец, путешественником. Последнего видим в анализируемом произведении.

Тема

Первые строки являются вступительной частью, показывающей, что подтолкнуло лирического героя к рассказу о далеких краях. Мужчина увидел, что женщина особо грустна. Кто скрывается, под женским образом, жена или сестра, неизвестно. Чтобы поднять ей настроение, герой решил поведать о жирафе.

Он говорит, что животное живет на озере Чад. Видно, что жираф очень нравится лирическому герою, ведь тот первым делом отмечает изысканный вид животного, « грациозную стройность» и волшебные рисунки на шкуре. Последние ассоциируются у мужчины с лунным светом, падающим на воду. Очаровывает героя и очертания жирафа, плавность его бега.

Образ экзотического животного подталкивает лирического героя к прекрасным воспоминаниям о далеких странах. Он рассказывает женщине вещи, необычные для нас. Вскоре рассказчик останавливается, видя что не смог развеселить слушательницу. Наоборот, та начала ронять слезы. Можно предположить, что грусть стала острее от того, что героиня оказалась заточенной в туманах, и очень сожалеет, что не могла видеть все, о чем услышала.

Благодаря интересной интерпретации экзотических мотивов, стихотворение заняло почетное место в русской литературе.

Композиция

При разборе стихотворения привлекает внимание композиция. По смыслу оно делится на две части: рассказ о загрустившей женщине и рассказ о жирафе, таинственных краях. Первая часть обрамляет вторую, хоть и гораздо меньше по объему. Формально произведение делится на пять катренов.

Жанр

Произведение можно определить как элегию, это ведь в нем представлен размеренный рассказ лирического героя, а некоторые стихи «окрашены» грустным настроением. Написан «Жираф» четырехстопным амфибрахием. Н. Гумилев использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

В тексте есть метафоры - « …узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля» ; эпитеты - «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф» и сравнения - «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация . Например, в первой грусть героини подчеркивается нанизыванием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 33.

Николая Гумилева можно отнести к тем людям, которые были совершенно непредсказуемы. Сам автор часто замечал тот факт, что путешествия и странствия увлекают его намного больше, чем литература и поэзия. Поэтому, этот человек очень часто находился за границей, в чужих, экзотических странах. На родине он проводил один, два месяца и снова отправлялся на встречу со своей судьбой. Каждая поездка была очень важна для автора, ведь она приносила много новых, незабываемых впечатлений, который позже, Гумилев передавал в стихотворных формах.

После визита в Африку, в 1907 году появляется творческая работа «Жираф». Именно в тексте этого стихотворения автор описывает таинственный уголок, который так похож на настоящий рай, только на земле. Зеленый оазис, чистейшая вода в озере, по берегу которого бродит диковинный зверь – жираф.

Животное вызывает у Гумилева настоящий, искренний восторг. Поэт восхищается свободой и независимостью данного создания. Романтическая натура автора превращает неизведанные и отдаленные места в настоящие сказочные долины. Именно в них живут такие необычные животные, как жирафы. Он называет их мифическими созданиями, расцветка которых так напоминает паруса кораблей.

Особое восприятие окружающих экзотических долин создает в мыслях Гумилева таинственные образы, места, о которых он хочет рассказать читателям. Он представляет себе разочарование людей, ведь они не могут увидеть красот и сказочных явлений, которые так ярко и эмоционально описаны в «Жирафе». Россия радует своих жителей только лишь мрачными туманами и проливными дождями. На ее землях так сложно найти такой райский, прекрасный уголок, в котором тихо, уютно и комфортно.

В процессе описания изумительных и сказочных мест, автор понимает, что большинство из них – это всего лишь иллюзия, выдумка воображения. От своих душевных переживаний и жизненных тягот невозможно скрыться даже в таком райском уголке. Но, Николай Гумилев не опускает руки. Он все–таки пытается поверить в настоящий рай, который есть и будет всегда. Поэт старается заполнить все свои мысли красивой мечтой, от которой на душе становится радостно и приятно. Он пытается передать эту радость и близкому человеку, чтобы хоть на мгновение, прогнать унынье и серость в сердцах.

Именно жираф остается в памятях тем мифическим созданием, которое живет в райском месте, полном загадок и тайн. Только вот для автора места в прекрасном уголке земли так и не нашлось!

Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н. С. Гумилева отводится три часа учебного времени.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с великим таинством поэтического текста через выявление сложных внутренних связей его содержания и формы.

Задачи:

  • обучать приемам анализа стихотворения;
  • развивать творческое мышление и навыки письменной речи;
  • формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста.

Оборудование: портреты Н. Гумилева и А. Ахматовой, рисунки А. Модильяни, музыкальный альбом группы “Машина времени” “Место где свет”.

Структура урока.

  1. Запись в тетрадях темы, эпиграфа,ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Чтение стихотворения Н. Гумилева “Жираф”, беседа по тексту.
  5. Запись наблюдений в таблицу.
  6. Прослушивание песни А. Макаревича “Место где свет” с одноименного диска
  7. Итоги урока. Запись домашнего задания.

Эпиграф урока:

Вот рай, пропитанный
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.

А. Кушнер.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Рассказ о приезде семьи Гумилевых в 1903 году в Царское Село, о встрече семнадцатилетнего Николая с удивительной девочкой, утверждающей, что к ней “приплывала зеленая рыба”, “прилетала белая чайка” , а она “была дерзкой, злой и веселой/ И вовсе не знала, что это-счастье. /В песок зарывала желтое платье,/ Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга…” Она была равнодушна к влюбчивому юноше, но он привык всегда добиваться своего, пусть на это уйдут даже годы…

Потом Н. Гумилев стал поэтом, воином, путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару. В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным.

Проверяем домашнее задание: учащиеся выразительно читают подготовленные дома стихотворения (“Гиена”, “Носорог” и другие), отмечают четкие и яркие описания животных, их повадок, даже внутреннего мира.

Стихотворение “Жираф” читает учитель.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, как много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Беседа по вопросам.

Чем стихотворение “Жираф” отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке?

Оно не является рассказом о животных, оно о любви.

Если оно о любви, то почему называется “Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом.

Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

Можно ли пересказать его сюжет?

(да, легко. Слушаем рассказ ученика.

Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша.)

Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

Кто ведет повествование?

(Лиричекий герой.)

Каким вы представляете его себе?

Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг!

Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера.

Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)

Следующие вопросы запишем в тетрадь, оставляя место для ответов и оформив работу в виде таблицы, которая поможет при выполнении письменного домашнего задания.

Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе ?

Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова.

Приведите примеры звукописи.

Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики.

Как выражается художественное пространство?

(Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем.)

Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка- одна из самых завораживающих в тексте ?

(…и руки особенно тонки, колени обняв…)

Итоги урока.

Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? Почему оно называется “Жираф”?

Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку?

А сейчас давайте послушаем песню Андрея Макаревича “Место где свет”.

Чем созвучны стихи и мелодия песни со стихотворением Гумилева?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение “Жираф” наизусть.

Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева” или

“Жираф” Н. Гумилева и “Место где свет” А. Макаревича. Сравнительная характеристика.