Перечень международных стандартов аудита. Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева, О.А. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебник для вузов / О.А. Агеева, А.Л. Ребизова. - М.: Юрайт, 2013. - 447 c.
2. Бабаев, Ю.А. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): Учебник / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 398 c.
3. Воронина, Л.И. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие / Л.И. Воронина. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. - 200 c.
4. Грачева, М.Е. Международные стандарты аудита (МСА): Учебное пособие / М.Е. Грачева. - М.: ИЦ РИОР, 2012. - 138 c.
5. Карагод, В.С. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие для бакалавров / В.С. Карагод, Л.Б. Трофимова. - М.: Юрайт, 2013. - 322 c.
6. Константинова, Е.П. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие / Е.П. Константинова. - М.: Дашков и К, 2011. - 288 c.
7. Куликова, Л.И. Международные стандарты финансовой отчетности. Нефинансовые активы организации: Учебное пособие / Л.И. Куликова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 400 c.
8. Макальская, М.Л. Международные стандарты аудита: Учебное пособие / М.Л. Макальская, Н.И. Ковалева. - М.: ДиС, 2013. - 112 c.
9. Миславская, Н.А. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник / Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. - М.: Дашков и К, 2012. - 372 c.
10. Палий, В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник / В.Ф. Палий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 506 c.
11. Палий, В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебное пособие / В.Ф. Палий. - М.: ИЦ РИОР, 2012. - 304 c.
12. Панкова, С.В. Международные стандарты аудита: Учебник / С.В. Панкова, Н.И. Попова. - М.: Магистр, 2009. - 287 c.
13. Пласкова, Н.С. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебное пособие / М.А. Вахрушина, Л.А. Мельникова, Н.С. Пласкова; Под ред. М.А. Вахрушина. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 320 c.
14. Суворова, С.П. Международные стандарты аудита: Учебное пособие / С.П. Суворова, Н.В. Парушина, Е.В. Галкина. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 c.
15. Тютюрюков, В.Н. Международные стандарты аудита: Учебник / В.Н. Тютюрюков. - М.: Дашков и К, 2013. - 200 c.

1. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
2. О бухгалтерском учете: федер. закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
3. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
4. О службе главного аудитора Банка России: приказ Банка России от 31.03.1997 N 02-140 (ред. от 25.12.2002) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
5. Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов: рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору (Приняты в г. Базеле в августе 2001 года) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
6. Абаева Н.П. Концептуальное содержание внутреннего аудита корпоративного управления / Н.П. Абаева, Н.А. Филевская // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 1. - С. 207 - 212.
7. Абаева Н.П. Целеполагание как принцип внутреннего аудита в системе корпоративного управления / Н.П. Абаева, Н.А. Филевская // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2014. - № 3. - С. 40 - 43.
8. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК / Р.А. Алборов. - М.: Дело и сервис, 2004. - 464 с.
9. Алибеков Ш.И. Автоматизация работы службы внутреннего аудита / Ш.И. Алибеков // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 2. - С. 155 - 158.
10. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации / Л.Л. Арзуманова. - М.: Проспект, 2014. - 144 с.
11. Асанова И.М. Методика внутреннего аудита / И.М. Асанова, А.Н. Сырцев // Аккредитация в образовании. - 2013. - № 2. - С. 40 - 41.
12. Балукова С.Е. Внутренний аудит как форма управленческого контроля на малых предприятиях / С.Е. Балукова // Молодой ученый. - 2015. - № 4. - С. 332 - 334.
13. Батова В.Н. Роль внутреннего аудита в обеспечении экономической безопасности предприятия / В.Н. Батова, Н.Ю. Юдаева // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2014. - № 2. - С. 142 - 148.
14. Березюк В.И. Внутренний контроль и аудит в условиях мирового кризиса - необходимость для компании / В.И. Березюк // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2012. - № 3. - С. 65 - 69.
15. Бородина В.В. Внутренний аудит основных средств организации / В.В. Бородина // Аудитор. - 2015. - № 4. - С. 48 - 57.
16. Брызгалов Д.В. Особенности риск-ориентированного внутреннего аудита в страховых компаниях / Д.В. Брызгалов // Аудитор. - 2015. - № 4. - С. 40 - 47.
17. Васильева Е.А. Внутренний аудит при обеспечении конкурентоспособности предприятия сферы услуг / Е.А. Васильева // Научное обозрение. - 2012. - № 3. - С. 186 - 193.
18. Васильева Е.А. Внутренний аудит как основополагающее звено развития внутрихозяйственного контроля в системе управления организацией / Е.А. Васильева, Т.Н. Гуськова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 4. - С. 125 - 127.
19. Вахорина М.В. Классификация видов внутреннего аудита для целей принятия управленческих решений / М.В. Вахорина // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2014. - № 1. - С. 59-61.
20. Воробьева О. К вопросу формирования плана и программы аудиторской проверки / О. Воробьева // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. - № 1. - С. 344 - 348.
21. Воронин В.П. Признание международных стандартов аудиторской деятельности в России / В.П. Воронин, И.В. Панина // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 13. - С. 55 - 59.
22. Воронина Л.И. Аудит. Теория и практика / Л.И. Воронина. - М.: Омега-Л, 2014. - 576 с.
23. Галустов В.У. Исследование роли и методических подходов и вариантов создания службы внутреннего аудита / В.У. Галустов // Учет и статистика. - 2014. - № 1. - С. 43 - 49.
24. Глинская О.С. Исторические, правовые и экономические факторы формирования внутрихозяйственного контроля / О.С. Глинская, И.А. Накруткина // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 4. - С. 176 - 180.
25. Голубятникова О.Н. Методы формирования системы внутреннего аудита экономических субъектов по производству и продаже бытовой химии / О.Н. Голубятникова, А.В. Шохнех // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 5. - С. 207 - 214.
26. Демидов А.Ю. России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита / А.Ю. Демидов, О.Б. Иванов, С.Н. Мовчан // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2015. - № 1. - С. 20 - 32.
27. Долматова В.Ю. Организация внутреннего контроля: новый взгляд на управление экономическим субъектом / В.Ю. Долматова, О.А. Зыбинская // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 5. - С. 41 - 48.
28. Дунаева В.И. Использование аналитических процедур при проведении внутренних аудиторских проверок / В.И. Дунаева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2014. - № 1. - С. 70 - 72.
29. Дунаева В.И. Особенности проведения внутренних аудиторских проверок в современных условиях / В.И. Дунаева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2014. - № 1. - С. 81 - 83.
30. Егорова И.С. Особенности организации внутреннего контроля согласно рекомендациям Министерства финансов РФ / И.С. Егорова // Аудитор. - 2014. - № 8. - С. 49 - 60.
31. Егорова С.К. Внутренний аудит как форма управленческого контроля на малых предприятиях сферы услуг / С.К. Егорова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2013. - № 6. - С. 102 - 112.
32. Зуева Ю.М. Внутренний аудит системы управленческого учета / Ю.М. Зуева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Социально-экономическое развитие региона: теория и практика. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. - С.91 - 93.
33. Зуева Ю.М. Организация внутреннего аудита в компании / Ю.М. Зуева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Социально-экономическое развитие региона: теория и практика. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. - С. 185 - 187.
34. Иванов О.Б. Построение системы внутреннего аудита компании на основе внутрикорпоративных стандартов / О.Б. Иванов // Аудитор. - 2013. - № 4. - С. 44 - 47.
35. Иванова М.Н. Значение службы внутреннего аудита в отечественных организациях / М.Н. Иванова, А.Н. Устинова // Контентус. - 2014. - № 10. - С. 42 - 49.
36. Игошина Ю.А. Система внутреннего контроля как элемент управленческого учета / Ю.А. Игошина // Вестник НГИЭИ. - 2014. - № 1. - С. 59 - 69.
37. Каковкина Т.В. Организация системы внутреннего контроля и его взаимосвязи с бухгалтерским учетом / Т.В. Каковкина // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3. - С. 220 - 225.
38. Ковалёва А.М. Внутренний управленческий аудит как составная часть системы управленческого контроля строительной организации / А.М. Ковалёва, Н.В. Куканова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1. - С. 143 - 147.
39. Комаров Н.Н. Внутренний аудит в системе финансового менеджмента предприятий / Н.Н. Комаров // Экономика природопользования. - 2013. - № 3. - С. 148 - 152.
40. Коське М.С. Внутренний контроль как обязанность экономического субъекта и объект оценки аудитора / М.С. Коське, И.В. Воюцкая // Аудитор. - 2015. - № 1-2. - С. 40 - 47.
41. Крышкин О.В. Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы / О.В. Крышкин. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 478 с.
42. Кузнецова М.С. Внутренний аудит как инструмент минимизации рисков экономической безопасности предприятия / М.С. Кузнецова // Вестник науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 35 - 36.
43. Курилов К.Ю. Система внутреннего контроля и аудита на предприятии автомобильной промышленности / К.Ю. Курилов, А.А. Курилова // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 2. - С. 202 - 207.
44. Курилова А.А. Внутренний контроль и аудит на предприятиях автомобильной промышленности / А.А. Курилов, К.Ю. Курилова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2013. - № 4. - С. 22 - 26.
45. Мазий В.В. Управленческий аудит бухгалтерской информации в системе внутреннего контроля / В.В. Мазий // Научное обозрение. - 2013. - № 9. - С. 557 - 560.
46. Макальская М.Л. Международные стандарты аудита по вопросам планирования проверки / М.Л. Макальская, Н.И. Ковалева // Финансовый менеджмент. - 2013. - № 3. - С. 133 - 136.
47. Максимова Г.В. Внутренний аудит в компаниях со сложной организационной структурой / Г.В. Максимова // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. - 2013. - № 11. - С. 85 - 87.
48. Максимова Г.В. Внутренний аудит: развитие стратегического планирования проверок / Г.В. Максимова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 1. - С. 35 - 39.
49. Мамушкина Н.В. Внутренний аудит как эффективный метод управления организацией / Н.В. Мамушкина // Вестник НГИЭИ. - 2013. - № 1. - С. 48 - 63.
50. Мельник М.В. Организация системы внутреннего аудита и контроля в крупных организациях / М.В. Мельник // Аудиторские ведомости. - 2012. - № 1-2. - С. 118 - 134.
51. Миронова О.А. Внутренний контроль в организациях: проблемы и перспективы развития / О.А. Миронова // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 3. - С. 120 - 123.
52. Мусипова Л.К. Внутренний аудит: понятие и необходимость информационного обеспечения / Л.К. Мусипова, А.Б. Алиева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 1. - С. 92.
53. Нагоев А.Б. Роль внутреннего контроля в деятельности организаций / А.Б. Нагоев, С.С. Сижажева, Ж.А. Аппоева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-10. - С. 2283 - 2287.
54. Нечухаева О.В. Правовые тенденции сближения национальных и международных стандартов аудиторской деятельности / О.В. Нечухаева // Право и бизнес. - 2014. - № 2. - С. 44 - 47.
55. Панкратова Л.А. Внутренний аудит в современной системе управления организацией / Л.А. Панкратова // Аудитор. - 2012. - № 6. - С. 25 - 32.
56. Панкратова Л.А. Формирование системы внутреннего аудита в производственных структурах / Л.А. Панкратова. - М.: LAP Lamdert Academic Publishing, 2014. - 96 с.
57. Первова К.А. Актуальность внутреннего аудита в современных условиях / К.А. Первова // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 5. - С. 199 - 201.
58. Плахотя Т.В. Актуальные вопросы организации эффективной службы внутреннего аудита / Т.В. Плахотя // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-7. - С. 1469 - 1472.
59. Подольский В.И. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности / В.И. Подольский, А.А. Савина, Л.В. Сотникова. - М.: Инфра-М, 2010. - 302 с.
60. Попова Л.В. Методологические основы применения внутреннего аудита в системе управления коммерческой организацией / Л.В. Попова // Управленческий учет. - 2014. - № 10. - С. 93 - 101.
61. Ризванова М.В. Основные подходы к формированию системы внутреннего контроля в организации / М.В. Ризванова // Аудитор. - 2014. - № 7. - С. 33 - 38.
62. Рогуленко Т.М. Внутренний аудит и его место в системе внутрихозяйственного контроля / Т.М. Рогуленко // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 1. - С. 568 - 576.
63. Савицкий Д.В. Внутренний управленческий контроль как основа оценки деятельности центров ответственности / Д.В. Савицкий // Аудитор. - 2014. - № 11. - С. 48 - 53.
64. Селезнева Е.С. Взаимодействие риск-ориентированного внутреннего аудита, внутреннего контроля и системы управления рисками в контрольной среде предприятия / Е.С. Селезнева // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 4. - С. 223 - 226.
65. Селезнева Е.С. Развитие внутреннего аудита в российских условиях ведения бизнеса / Е.С. Селезнева // Наука и общество. - 2014. - № 2. - С. 112.
66. Серебрякова Т.Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль / Т.Ю. Серебрякова. - М.: Инфра-М, 2013. - 108 с.
67. Сметанко А.В. Классификация и характеристика принципов внутреннего аудита / А.В. Сметанко // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 2. - С. 49 - 59.
68. Сметанко А.В. Современный подход к определению сущности внутреннего аудита и его основных функций в системе корпоративного управления акционерным обществом / А.В. Сметанко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2013. - № 2. - С. 22 - 25.
69. Снегирева Л.И. Внутренний контроль / Л.И. Снегирева // Бухгалтерский учет. - 2014. - № 4. - С. 79 - 84.
70. Сунгатуллина Р.Н. Идентификация рисков существенного искажения информации о фактах хозяйственной жизни при оценке системы внутреннего контроля / Р.Н. Сунгатуллина, О.Л. Гоголева // Аудитор. - 2014. - № 12. - С. 38 - 49.
71. Сунгатуллина Р.Н. Методические подходы к оценке системы внутреннего контроля в аграрных организациях / Р.Н. Сунгатуллина, О.Л. Гоголева // Аудитор. - 2015. - № 4. - С. 23 - 33.
72. Телепнева А.В. Риск-ориентированный внутренний контроль, как важный критерий эффективного управления организациями в рыночных условиях / А.В. Телепнева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 33. - С. 139 - 144.
73. Тлеубаева С. Организация внутреннего аудита в условиях экономической интеграции / С. Тлеубаева. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. - 152 с.
74. Товсултанова Л.Г. Аспекты эффективности создания службы внутреннего аудита / Л.Г. Товсултанова // Российское предпринимательство. - 2014. - № 9. - С. 12 - 19.
75. Умарова Н.С. Требования современных структур управления коммерческой организацией к учету и внутреннему контролю / Н.С. Умарова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 12. - С. 133 - 138.
76. Фаянцева Е.Ю. Внутренний контроль как метод управления финансовой устойчивостью компании в условиях экономической нестабильности / Е.Ю. Фаянцева // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 3. - С. 48 - 56.
77. Филевская Н.А. Совершенствование экономическим субъектом элементов механизма внутреннего контроля с применением ПЗ-11/2013 / Н.А. Филевская // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3. - С. 238 - 241.
78. Хахонова Н.Н. Методологические и практические аспекты формирования службы внутреннего аудита / Н.Н. Хахонова // Академический вестник. - 2013. - № 3. - С. 162 - 167.
79. Хорохордин Д.Н. Нормативно-правовое регулирование внутреннего аудита холдингов и сложно структурированных экономических субъектов / Д.Н. Хорохордин // Аудитор. - 2015. - № 3. - С. 35 - 39.
80. Чхутиашвили Л.В. Повышение эффективности внутреннего контроля организации / Л.В. Чхутиашвили // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 1. - С. 210 - 213.
81. Шешукова Т.Г. Организация внутреннего аудита на малых предприятиях / Т.Г. Шешукова, А.В. Береснева // Аудитор. - 2015. - № 4. - С. 34 - 39.
82. Шлифер Е.В. Система внутреннего контроля в бухгалтерии: проблемы понятий и терминов / Е.В. Шлифер // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 16. - С. 117 - 122.
83. Щербакова Е.П. Внутренний аудит коммерческих организаций: проблемы оценки контрольной среды / Е.П. Щербакова // Академический вестник. - 2014. - № 1. - С. 63 - 69.
84. Щербакова Е.П. Комплексный подход к вопросу оптимизации процессов регламентации и стандартизации внутреннего аудита в российских коммерческих организациях / Е.П. Щербакова // Менеджмент сегодня. - 2014. - № 2. - С. 74 - 77.
85. Юнусова Д.А. Внутренний аудит в системе управления предприятием / Д.А. Юнусова // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2014. - № 5. - С. 56 - 59.
86. Языкова С.В. Внутренний аудит как составляющая системы внутреннего контроля организации / С.В. Языкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3. - С. 598 - 600.
87. Яхина Л.Т. Внутренний аудит в системе управления предприятием / Л.Т. Яхина, В.З. Миннигалеева // Научное обозрение. - 2014. - № 3. - С. 903 - 905.

Список литературы по аудиту, аудит список литературы 2017, список литературы по аудиту 2016, список литературы по бухгалтерскому учету и аудиту, список используемой литературы по аудиту, список литературы диплома по аудиту

Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

В статье рассматриваются порядок вступления в силу и применения на территории Российской Федерации международных стандартов аудита, их полный перечень, а также критерии оценки качества аудита, вводимые в действие с 2017 года.

Аудит в соответствии с международными стандартами аудита

Российский аудит вступил в 2017 г. с международными стандартами аудита. Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации" на территории России введены в действие 30 международных стандартов аудиторской деятельности, а аналогичным Приказом от 09.11.2016 N 207н - еще 18 стандартов.

Нормативными документами установлено, что международные стандарты аудита вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования, применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу на территории Российской Федерации, т.е. с 2017 г.

Перечень международных стандартов и иных международных документов, вступивших в действие с 2017 г., представлен в табл. 1.

Таблица 1

Международные стандарты аудита и иные международные документы, вступившие в силу на территории России с 2017 г .

Наименование документов

Нормативный акт, на основании которого документ введен на территории РФ

1. Международный стандарт контроля качества (МСКК) 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг"

2. Международный стандарт аудита (МСА) 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

3. Международный стандарт аудита (МСА) 210 "Согласование условий аудиторских заданий"

4. Международный стандарт аудита (МСА) 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

5. Международный стандарт аудита (МСА) 230 "Аудиторская документация"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

6. Международный стандарт аудита (МСА) 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

7. Международный стандарт аудита (МСА) 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

8. Международный стандарт аудита (МСА) 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

9. Международный стандарт аудита (МСА) 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

10. Международный стандарт аудита (МСА) 300 "Планирование аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

11. Международный стандарт аудита (МСА) 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

12. Международный стандарт аудита (МСА) 320 "Существенность при планировании и проведении аудита"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

13. Международный стандарт аудита (МСА) 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

14. Международный стандарт аудита (МСА) 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

15. Международный стандарт аудита (МСА) 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

16. Международный стандарт аудита (МСА) 500 "Аудиторские доказательства"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

17. Международный стандарт аудита (МСА) 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

18. Международный стандарт аудита (МСА) 505 "Внешние подтверждения"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

19. Международный стандарт аудита (МСА) 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

20. Международный стандарт аудита (МСА) 520 "Аналитические процедуры"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

21. Международный стандарт аудита (МСА) 530 "Аудиторская выборка"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

22. Международный стандарт аудита (МСА) 540 "Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

23. Международный стандарт аудита (МСА) 550 "Связанные стороны"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

24. Международный стандарт аудита (МСА) 560 "События после отчетной даты"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

25. Международный стандарт аудита (МСА) 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

26. Международный стандарт аудита (МСА) 580 "Письменные заявления"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

27. Международный стандарт аудита (МСА) 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

28. Международный стандарт аудита (МСА) 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

29. Международный стандарт аудита (МСА) 620 "Использование работы эксперта аудитора"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

30. Международный стандарт аудита (МСА) 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

31. Международный стандарт аудита (МСА) 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

32. Международный стандарт аудита (МСА) 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

33. Международный стандарт аудита (МСА) 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

34. Международный стандарт аудита (МСА) 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

35. Международный стандарт аудита (МСА) 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

36. Международный стандарт аудита (МСА) 800 "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

37. Международный стандарт аудита (МСА) 805 "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

38. Международный стандарт аудита (МСА) 810 "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

39. Международный стандарт обзорных проверок (МСОП) 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

40. Международный стандарт обзорных проверок (МСОП) 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

41. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

42. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3400 (ранее МСА 810) "Проверка прогнозной финансовой информации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

43. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

44. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

45. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

46. Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4400 (ранее МСА 920) "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

47. Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

48. Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

МСА применяются начиная с 2017 г., при этом если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 1 января 2017 г., то аудит может проводиться в соответствии со стандартами, действовавшими до вступления в силу данных МСА.

Порядок признания международных стандартов аудита подлежащими применению на территории России определен соответствующим Положением , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 (далее - Положение).

В частности, решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, признанного подлежащим применению на территории Российской Федерации, принимается Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Положением. В случае если решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, признанного подлежащим применению на территории Российской Федерации, принимается Министерством финансов Российской Федерации на основании соответствующего документа, поступившего из Международной федерации бухгалтеров, экспертиза не проводится. Документ, содержащий международные стандарты аудита, признанный подлежащим применению на территории Российской Федерации, прекращает действие с даты, определяемой Министерством финансов Российской Федерации.

В случае если при применении на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, между текстом указанного документа на русском языке и текстом этого документа на английском языке выявляется различие, уточнение текста документа, содержащего международные стандарты аудита, на русском языке осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Международной федерацией бухгалтеров.

Контроль качества аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

В связи с переходом на МСА в ближайшее время необходимо привести в соответствие с ними документы, регулирующие отдельные аспекты аудиторской деятельности, а именно:

Перечень аудиторских услуг;

Вопросы профессиональной этики аудиторов и аудиторских организаций;

Особенности аудита малых экономических субъектов;

Внутренний и внешний контроль качества аудиторских услуг;

Другие аспекты аудиторской деятельности.

Все необходимые изменения в нормативно-правовой базе аудиторской деятельности предполагается предусмотреть в рамках Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, проект которой был одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 23 июня 2016 г. Концепция развития аудиторской деятельности направлена на обеспечение и повышение качества аудиторских услуг, снижение информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации .

Аудиторские услуги, оказываемые российскими аудиторами, должны соответствовать международным стандартам аудита, при этом качество аудиторских услуг будет обеспечено международными стандартами аудита .

Минфин России в Информационном сообщении от 03.10.2016 N ИС-аудит-7 доводит до сведения, что Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2016 г. (протокол N 26) одобрены критерии оценки качества аудита. Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов (ранее - каждая саморегулируемая организация аудиторов устанавливала и применяла собственные критерии оценки). Они будут применяться для оценки качества выполненного аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

При проверках аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлявших аудиторскую деятельность, качество их работы будет оцениваться следующим образом:

- оценка "1" - ;

- оценка "2" - ;

- оценка "3" - выявлены существенные неустранимые нарушения.

Результатом проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора, не осуществлявших аудиторскую деятельность, станет одно из следующих заключений: существенные нарушения не выявлены или выявлены существенные устранимые нарушения.

В случае когда существенные нарушения при проверке не выявлены, проверенной аудиторской организации (индивидуальному аудитору) будет выдаваться . По результатам внеплановой проверки и в случае выявления существенных нарушений при плановой проверке саморегулируемая организация аудиторов будет выдавать выписку из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.

Оценка качества работы аудиторских организаций и аудиторов при проведении ими аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности будет осуществляться в соответствии с установленными едиными критериями.

Кроме этого, определены оценки и виды заключений, формируемых при соответствии определенным критериям, а также виды документов, выдаваемых по результатам проводимых проверок.

Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов.

Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающие реализацию риск-ориентированного подхода при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (одобрены Советом по аудиторской деятельности 22.09.2016, протокол N 26) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Единые критерии оценки качества аудитабухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающие реализацию риск-ориентированного подходапри осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов

Вид заключения

Критерии

Существенные нарушения не выявлены

1. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в основном соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов.

2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и эффективность организации такого контроля достаточны для обеспечения соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований.

3. Осуществление организационных мер для обеспечения качества аудиторских услуг не требуется

Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы

Выявлены существенные устранимые нарушения

1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов.

2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля не в полной мере обеспечивают соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований.

3. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость системных организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг

Выявлены существенные неустранимые нарушения

1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные неустранимые нарушения требований и (или) Федерального закона "Об аудиторской деятельности", и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов.

2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля не обеспечивают соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований

Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы

В случае когда аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в проверяемом периоде не осуществляла (не осуществлял) аудиторскую деятельность, по результатам внешнего контроля качества работы такой аудиторской организации (такого индивидуального аудитора) выдается одно из заключений, представленных в табл. 3.

Таблица 3

Виды заключений по результатам внешнего контроля качества работы при отсутствии аудиторской деятельности

Вид заключения

Критерии

Документ, выдаваемый по результатам плановой проверки

Существенные нарушения не выявлены

2. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в основном соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов.

3. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля способны в целом обеспечить соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и условий членства в саморегулируемой организации аудиторов в случае осуществления аудиторской деятельности.

4. Характер выявленных нарушений не предполагает осуществление организационных мер по их устранению и обеспечению качества аудиторских услуг

Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы

Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности

Выявлены существенные устранимые нарушения

1. В проверяемом периоде аудиторская организация (индивидуальный аудитор) аудиторскую деятельность не осуществляла (не осуществлял).

2. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) условий членства в саморегулируемой организации аудиторов.

3. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля недостаточны для обеспечения соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и условий членства в саморегулируемой организации аудиторов в случае осуществления аудиторской деятельности.

4. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг

Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы

По результатам внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) выдается выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.

С 1 октября 2016 г. согласно ст. 11, 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ сведения о членстве в СРО и о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Литература

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
2. Положение о признании Международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2015 г. N 576.
3. Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации".
4. Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации".
5. Информационное сообщение Минфина России от 03.10.2016 N ИС-аудит-7.
6. Лосева Н.А. Качество аудиторских услуг в современных условиях (теория, методология, практика): Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 340 с.
7. Лосева Н.А. Международные стандарты аудита: признание и применение в России // Аудитор. 2016. N 11. С. 44 - 48.
8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: www.minfin.ru.

Стандарты позволяют осуществлять регулирование деятельности специалистов в области аудита . Отметим, что они являются признанными в большинстве стран мира, так как способствуют достижению объективности в вопросе аудиторского мнения и процессу создания всей отчетности предприятия, относящейся к финансовому сектору.

Используя их, существует возможность установки определенных критериев , которые являются едиными в сравнении результатов обеспечения деятельности аудиторского характера. Однообразие деятельности аудиторского вида – это важное условие для обеспечения многообразия методик, которые используются на практике.

Определение

На основе документов аудиторского характера появляется возможность сформировать программу , которая обеспечивает подготовку специалистов. Документы выступают в качестве основного доказательства во время судебного разбирательства и определения меры ответственности.

С их помощью существует возможность установить подход к проведению аудита, к масштабам аудиторской проверки, видам отчетов, методологии и так далее.

В том случае, если специалист во время осуществления своей рабочей деятельности отступает от применения правил, то он должен готов объяснить, на основании какой причины это было сделано .

Применение требований международного характера является очень важным в процессе выполнения работ. Это объясняется тем, что документы:

  1. Позволяют обеспечить качество осуществления проверки.
  2. Способствуют тому, что люди понимают весь происходящий процесс.
  3. Возможность создания имиджа данной деятельности.
  4. Отсутствие необходимости осуществлять контроль государственными органами власти.
  5. Помощь специалисту в вопросе ведения переговоров с заказчиками.
  6. Обеспечение связи между отдельно взятыми процессами.

Документы определяют подход к реализации аудиторских действий, масштабам проверки, различным сопутствующим вопросам. Отечественные разрабатываются на основании международных алгоритмов.

В общем виде, процедура может иметь национальный, внутренний и международный характер. В результате, общей целью является создание и использование пакетов внутренних стандартов, детализированных и регламентируемых требования к проведению проверок, а также оформлению заключений.

Каким образом осуществляется классификация

Стандарты аудиторской сферы представляют собой документы , в которых сформулированы требования и подходы для того, чтобы успешно осуществить проведение данной деятельности.

В основе лежат учебные программы для того, чтобы подготавливать аудиторов и требования для ведения экзаменационной деятельности. Их применение должно способствовать изменению экономических условий. Как следствие, они требуют регулярного пересмотра .

Они предназначены для того, чтобы обеспечить унифицированный подход в международных масштабах и развитие в тех странах, где их уровень является значительно меньшим, чем используемый во всем мире.

Итак, на сегодняшний день существует 39 стандартов . Они разделены между собой на 9 групп и 11 положений. Их общая характеристика следующая:

  1. Введение.
  2. Обязанности.
  3. Планирование.
  4. Обеспечение внутреннего контроля.
  5. Доказательства аудиторского характера.
  6. Применение «третьими лицами».
  7. Выводы и заключения.
  8. Специализированные области.
  9. Услуги сопутствующего типа.

К введению относят два стандарта, в которых максимально подробно изложены принципы и процедуры осуществления рабочей деятельности аудиторов и принципы формирования. В обязанности входит 8 документов, в которых находятся общие положения, в том числе задачи и цели, а также обеспечение контроля качества.

К третьей группе, в которой описано планирование, предоставлена информация про то, как осуществлять план проведения проверки. В данном случае сюда относят три документа.

Группа внутреннего контроля также имеет три стандарта . Здесь осуществляется изучение вопросов, которые относятся к оценке рисков и контролю проведения проверки в области информационных технологий. Под аудиторскими доказательствами подразумевают 11 документов, в которых разъясняется связь назначения доказательств и методов проведения проверок.

К группе применения работы третьих лиц относят три стандарта аудита, посвященных применению и оказанию дополнительных услуг экспертов, прочих аудиторов, а также материалов для проведения финансовой проверки. К выводам и заключениям относят 4 документа. Данный пункт посвящен завершению проверки и составлению заключения аудиторского характера.

К специальным областям аудита относят два основных стандарта , которые посвящены составлению отчета для проведения аудита путем использования специальных аудиторских заданий и применению финансовой информации, которая ожидается. Последняя, девятая группа – это сопутствующие услуги. Сюда входит три стандарта, которые посвящены услугам по аудиту отчетности финансового характера.

Начиная с 2017 года, на территории Российской Федерации функционирует 30 международных стандартов . В том числе, к ним относят:

  1. Согласование реализации процесса аудиторских знаний.
  2. Контроль качества при осуществлении процедуры.
  3. Создание документации.
  4. Создание заключительной финансовой отчетности.
  5. Информирование про ключевые вопросы.
  6. Мнение про заключения.

Помимо этого, начиная с этого года, в значительной степени увеличилась степень ответственности для специалистов . Министерство финансов России предлагает наказывать аудиторов не только штрафами, но и уголовной ответственностью за то, что ими было выдано заключение не соответствующее действительности.

Также составляется более подробное заключение, которое соответствует международным стандартам. Данная форма заключения может содержать оценку отчетности компании и обращать внимание на самые важные моменты в работе. Таким образом, одна из новых форм предполагает указание расширенной информации для специалистов бухгалтерии и других заинтересованных лиц .

Прежде всего, к ним относят акционеров, лиц, входящих в совет директоров, и прочих, принимающих ключевые решения в деятельности компании.

Новые требования уже смогли отразиться как на отдельно взятых специалистах, так и на организациях, которые проверяются. Именно поэтому, прежде чем составлять документацию, необходимо в полной мере ознакомится с правилами, которые были введены с января 2017 года.

Профессиональные внутренние

В соответствии с законодательством РФ, к внутрифирменным правилам и стандартам деятельности, которые функционируют в организации, осуществляющей аудиторскую деятельность, относят стандарты внутреннего вида .

Профессиональные внутренние стандарты – это документация, в которой детализированы и регламентированы одни требования, обеспечивающие осуществление и оформление аудиторской документации. Они принимаются и утверждаются аудиторскими организациями для того, чтобы обеспечить эффективность работы и соответствие определенным правилам ведения финансовой работы.

Организация должна выполнять работу по формированию пакета внутрифирменных стандартов. Они отражают собственный подход к проверкам, которые проводятся. Следствием становится составление заключения исходя из принципов организации и проведения аудиторской деятельности.

Внутрифирменные стандарты позволяют обеспечить регламент деятельности аудиторов в рамках компании и обеспечивают ряд дополнительных основ для того,чтобы регулировать реальные и потенциальные конфликты, возникающие во время рабочего процесса.

К стандартам аудиторской деятельности, которые принимаются внутри фирмы, можно отнести те, которые утверждаются в порядке, который был установлен законодательством или стандартами, инструкциями, разработками методического вида, пособиями и прочими видами документации. Они должны быть обязательны к использованию в аудиторских организациях. Дело в том, что такие документы позволяют раскрыть внутренний подход к реализации аудита. Вместе они представляют собой процесс описания подхода комплексного вида к организации и технологиям аудиторской деятельности.

Необходимо отметить, что такие стандарты утверждаются руководителем аудиторской компании, если внутренние документы не предполагают что-либо иное. Документы могут пересматриваться в случае, если осуществляются изменения в действующем законодательстве страны, в специализациях или же при изменении собственника.

Таким образом, крайне важно соблюдать правильность выполнения работы по финансовому аудиту предприятия или организации. Для этого рекомендуется обращаться за помощью в те компании, которые предоставляют услуги данного вида на протяжении длительного периода времени и, соответственно, знают нормативную базу, законодательство и нюансы выполнения работы по аудиту.

Если же данный вопрос изучать самостоятельно и углубленно, то на это уйдет очень много времени. К тому же, ежегодно вносятся изменения в действующее законодательство Российской Федерации.

В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11 положений по международной аудиторской практике (ПМАП).

Дадим их общую характеристику.

группа - «Введение» - включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.

группа - «Обязанности» - включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.

группа - «Планирование» - посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.

группа - «Внутренний контроль» - включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.

группа - «Аудиторские доказательства» - состоит из 11 стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.

группа - «Использование работы третьих лиц» - включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.

группа - «Аудиторские выводы и заключения» - включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки - составлению аудиторского заключения.

группа - «Специальные области аудита» - включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.

группа - «Сопутствующие услуги» - включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.

Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 - особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений - помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

Перечень Международных стандартов аудита мса:

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК):

200-299 общие принципы и Обязанности

МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА»

МСА 210 «Согласование условий аудиторского задания»

МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»

МСА 230 «Аудиторская документация»

МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности»

МСА 250 «Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности»

МСА 260 «Информационное взаимодействие с представителями собственника»

МСА 265 «Доведение информации о недостатках в системе внутреннего контроля для представителей собственника и руководства организации»

300-499 Оценка рисков и противодействие выявленным рискам

МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации»

МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита"

МСА 330 «Аудиторские мероприятия по противодействию выявленным рискам»

МСА 402 «Особенности аудита предприятия, пользующегося услугами обслуживающей организации»

МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»

500-599 Аудиторские доказательства

МСА 500 «Аудиторские доказательства»

МСА 501 «Аудиторские доказательства - особенности оценки отдельных статей»

МСА 505 «Подтверждение из внешних источников»

МСА 510 «Первичное аудиторское задание - начальные сальдо»

МСА 520 «Аналитические процедуры»

МСА 530 «Аудиторская выборка»

МСА 540 «Аудит расчетных оценок, в том числе оценок по справедливой стоимости, и связанной с ними раскрываемой информации»

МСА 550 «Связанные стороны»

МСА 560 «Последующие события»

МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности организации»

МСА 580 «Письменные представления»

600-699 Использование услуг других лиц

МСА 600 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов подразделений)»

МСА 610 «Использование внутренних аудиторов»

МСА 620 «Использование привлеченных экспертов аудитора»

700-799 Аудиторские выводы и заключения

МСА 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности»

МСА 701 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора»

МСА 705 «Виды модифицированного аудиторского заключения»

МСА 706 «Пояснительный раздел и раздел "прочие вопросы" аудиторского заключения»

МСА 710 «Сравнительные данные: сравнительные показатели и сравнительная финансовая отчетность»

МСА 720 «Ответственность аудитора за прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность»

800-899 Особые аспекты

МСА 800 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности, подготовленный в соответствии с принципами специального назначения»

МСА 805 «Особые аспекты: аудит отдельных финансовых отчетов, конкретных элементов, счетов и статей финансового отчета»

МСА 810 «Задания по составлению заключения по обобщенной финансовой отчетности»

      Аудит финансовых вложений.

Целью аудиторской проверки финансовых вложений является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и соответствии применяемой методики учета по финансовым вложениям, действующим в РФ нормативным документам.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

Информационная база, используемая аудитором при проверке финансовых вложений, включает:

Документы, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение финансовых вложений;

Бухгалтерскую отчетность;

Приказ об учетной политике организации;

Регистры синтетического и аналитического учета финансовых вложений;

Первичные документы по отражению финансовых вложений.

По приказу об учетной политике организации аудитор может ознакомиться со следующей информацией:

Порядком признания доходов от участия в уставных капиталах других организаций доходами от обычных видов деятельности или операционными доходами;

Рабочим планом счетов, используемых для отражения финансовых вложений;

Формами первичных документов, разработанных и утвержденных организацией для учета финансовых вложений.