Минимальный состав экипажа речного судна. Об установлении требований к минимальному составу экипажей судов



На современном немецком контейнеровозе
Капитан (Master)
Старпом (Chief officer)



Моторист (Oiler)
Четыре матроса и боцман
Повар (Cook).

К примеру — старший помощник капитана

Судовладельцу незачем платить двум-трем, если работу может выполнить один человек. То, что этому одному иногда даже спать некогда, судовладельцу фиолетово. Есть . Зарплата и условия устраивают. Тогда вперед и с песней. А что там и как получится в итоге при работе на судне, дело десятое…

Всему причина — деньги. И деньги правят миром. Емкое изречение, безусловно, не помню только чьё….

О должностях и экипажах

Расскажу о должностях на судах торгового флота. Существует много должностей хороших и разных. Механики и штурмана, электрики и матросы. Всем работы хватает, а особенно сейчас, когда на большинство торговых судов сокращенные экипажи. Сокращенный — читай необходимый минимум экипажа для нормальной работы судна. А какое количество матросов, штурманов и механиков должно быть на каждом судне? Откуда судовладельцу знать, сколько необходимо? Существует такой специальный документ. Называется Minimum Safe Manning. Этот сертификат определяющий, какое минимальное количество экипажа должно быть на судне для безопасного его эксплуатирования, согласно правилам государства флага.

На борту каждого судна, неважно, под каким флагом судно работает, будь-то Антигуа и Барбуда или Пакистан, есть этот документ. Увеличение экипажа разрешается, на усмотрение судовладельца, конечно. Главное, чтобы не меньше, чем оговорено в сертификате.

Во времена Союза на судах Черноморского морского пароходства (ЧМП), количество экипажа регламентировалось в больших кабинетах, существовали штатные расписания и т.п. Для сравнения возьмем типичный советский сухогруз дедвейтом 10000 тонн. В машинном отделении — четвертый, третий, второй, старший механики, у каждого моторист в подчинении, а еще токарь и электрик; палуба — аналогично: четвертый, третий, второй, старший помощники, помполит, капитан плюс радист и судовой врач. Матросы и боцман. Повар, стюарды. Уйма народа. 25 человек. Плюс-минус. И у каждого были свои обязанности. Каждому было чем заняться.

На современном немецком контейнеровозе такого же дедвейта (судно на фото в топе примерно на 1000 контейнеров) всего 12 человек экипажа:
Капитан (Master)
Старпом (Chief officer)
Второй помощник (Second officer)
Старший механик (Chief Engineer)
Второй механик (Second Engineer)
Моторист (Oiler)
Четыре матроса и боцман
Повар (Cook).

Да, что говорить, вот . Огромное судно, но трудно поверить, что там тоже всего 13 человек экипажа.

Конечно, надо отдать должное техническому прогрессу. Как я уже писал про современные суда — сейчас некоторые функции вместо человека выполняют компьютеры и автоматика. Но, тем не менее, практически каждый член экипажа современного судна имеет несколько совмещенных обязанностей.

К примеру — старший помощник капитана . Он отвечает за все, что связано с грузом: планирование, крепление, расчеты по остойчивости; балластные операции, распределение работы на палубе в тесном контакте с боцманом. Старпом так же может быть офицером безопасности, что тоже возлагает на него дополнительные обязанности. Плюс бумажная работа: отчеты, чек-листы, рапорта, грузовые документы на приход-отход и тому подобная бюрократия. А этих самых бумажек до неприличия много. Ну и навигационную вахту никто не отменял. Четыре часа через восемь. Откровенно, сколько работаю — столько вижу, что старпом в порту, во время грузовых операций почти не спит. Просто нет на это времени.
Механикам тоже не сладко. Обслуживание систем и механизмов, бункеровка, маневры. Опять же бумажная работа. А если аврал в машинном отделении — вышел из строя какой-нибудь механизм, то трудовому подвигу механиков не будет конца и края. Десять человек при союзе на таком же судне и три сейчас. Разница ощутимая.

Судовладельцу незачем платить двум-трем, если работу может выполнить один человек. То, что этому одному иногда даже спать некогда, судовладельцу фиолетово. Есть

В экипаж морского судна входят лица, занятые выполнением обязанностей, связанных с его эксплуатацией или обслуживанием, и включенные в судовую роль. Судно должно быть укомплектовано экипажем таким образом, чтобы его состав, как по количеству, так и по квалификации обеспечивал безопасное плавание и надлежащую эксплуатацию судна.

В соответствии со ст.52 КТМ РФ в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.

К командному составу судна, кроме капитана, относятся помощники капитана судна (старший, второй, третий и четвертый), механики (старший, второй, третий и четвертый), электромеханики (старший и второй), радиоспециалисты (обычно - начальник рации и второй радист) и врачи. В зависимости от назначения и особенностей судна, его размеров, района плавания и других факторов численность командного состава может варьироваться в широких пределах, но не должна быть ниже указанного в судовом свидетельстве о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна.

Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна. Обычно лиц судовой команды называют рядовым составом. Возглавляет ее боцман. В состав команды, как правило, входят матросы, мотористы, обслуживающий персонал (повара, буфетчики и т. д.) и другие лица в зависимости от назначения судна.

Согласно положениям КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:

§ обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды;

§ выполнения требований по соблюдению рабочего времени на борту судна;

§ недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.

К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством РФ.

Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются капитанами морских торговых портов и капитанами морских рыбных портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями. Дипломы капитанов и лиц командного состава судов считаются действительными при наличии подтверждений капитанов морских торговых портов и капитанов морских рыбных портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств согласно с установленным требованием.

Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.


Согласно ст. 56 КТМ РФ в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан России, могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые, однако, не вправе занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

Международные требования, предъявляемые к квалификации моряков, основаны в первую очередь на нормах Международной конвенции по подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 г., а также соответствующих рекомендаций и резолюций ИМО.

Командный состав при работе на судне должен иметь следующие квалификационные документы:

1) рабочий диплом с подтверждением;

Рядовой состав:

1) квалификационное свидетельство (матроса, моториста и т.п.);

2) свидетельство о прохождении курсов по борьбе за живучесть судна.

Помимо указанных документов, судоводительский состав должен иметь:

1) свидетельство о прохождении курсов радиолокационного наблюдателя и специалиста по средствам автоматической радиолокационной прокладки - САРП;

2) свидетельство о прохождении курсов судового оператора-радиотелефониста.

Старший помощник капитана при направлении на танкер должен также иметь свидетельство о прохождении курсов по мойке танков сырой нефтью.

От моряка могут потребоваться и другие квалификационные документы. К примеру, для командного состава введены требования об обязательном наличии сертификатов, выдаваемых в связи с вводом Глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ).

Международные требования, касающиеся квалификации командного состава торговых судов, определены в Конвенции МОТ № 53 " О свидетельствах о квалификации лиц командного состава торговых судов" 1936 г. Требования к квалификации рядового состава сосредоточены в двух конвенциях МОТ: Конвенции № 69 "О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации" 1946 г. и Конвенции № 74 "О выдаче матросам свидетельств о квалификации" 1946 г.

К работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность по состоянию здоровья. Требования к морякам относительно их здоровья определены рядом международно-правовых актов. Условно их можно разделить на два вида:

устанавливающие медицинские требования к профессиональной пригодности моряков и касающиеся предупреждения заноса и распространения карантинных заболеваний, таких, например, как холера, желтая лихорадка, СПИД.

Прежде всего, моряк должен иметь свидетельство о прохождении медицинского осмотра. Наличие этого свидетельства и медицинские требования, предъявляемые к морякам для его получения, определяются положениями Конвенции МОТ № 73" О медицинском освидетельствовании моряков".

В соответствии с Международными медико-санитарными правилами 1969 г. (с последующими изменениями) для моряков необходимо обязательное наличие двух международных свидетельств о вакцинации или ревакцинации против желтой лихорадки и холеры. Используемая вакцина должна соответствовать требованиям, установленным Всемирной организацией здравоохранения, что должно указываться в свидетельствах. Свидетельство о вакцинации или ревакцинации против холеры действительно в течение 6 месяцев, начиная с шестого дня после первого введения вакцины, или в случае ревакцинации, проведенной в течение этих 6 месяцев, начиная со дня вакцинации. Срок действия свидетельства о вакцинации или ревакцинации против желтой лихорадки -10 лет, начиная с десятого дня после вакцинации или в случае ревакцинации, произведенной в течение этого десятилетнего периода, - со дня данной ревакцинации. Свидетельства должны быть собственноручно подписаны врачом. Его личная печать не может заменить подписи. Любое внесенное изменение, подчистка или неполное заполнение любой части свидетельства может повлечь за собой его недействительность.

Свидетельства выдаются индивидуально только одному лицу, выдача коллективных свидетельств не допускается. Фотографий прилагать к свидетельству не нужно.

Если врач считает, что моряку противопоказана прививка по медицинским соображениям, то он должен выдать письменную справку с указанием причин невозможности вакцинации. Вопрос о том, как поступить с моряком, имеющим такую справку, решается санитарными властями порта захода судна.

Правовое положение членов экипажа судна устанавливает Статья 416 КТМ, согласно которой:

1. Правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна.

2. Отношения между судовладельцем и членами экипажа судна регулируются законом государства флага судна, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами.

Выбор сторонами трудового договора права, подлежащего применению к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, не должен приводить к ухудшению условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве.

Становясь моряком, не только привыкаешь к особому миру, к судну - стальному, напичканную машинами, приборами, проводами, к вечно переменчивому океану, к непогоде, которую уже нельзя ни на минуту игнорировать, как это могут те, кто может жить на берегу. Привыкаешь к окружению людей, среди которых место и обязанности каждого строго определены должностной инструкцией. На корабле точно известно кто есть кто - это экипаж судна .

КАПИТАН КОРАБЛЯ

Представим себе картину. Если бы часть суши каким-то образом оторвалась от берега и начала плыть в океане, безусловно, на этой части земли стало необходимым иметь человека, который смог бы поддерживать порядки, придерживаясь закона и одновременно управлять этим клочком суши. Такой частью государства, которая временно отделяется от берега и ходит в водах мирового океана, и есть судно или , а таким человеком становится капитан. Слово «капитан» живет уже много столетий и происходит, как утверждают, от слова «глава».

Слово капитана на корабле или судне - закон. Все распоряжения исходящие от берега передаются только капитану судна. Неудивительно, что закон дает право капитану и арестовывать, а также засвидетельствовать рождение или смерть человека.

капитан судна

Про обязанности капитана можно говорить бесконечно. Капитан корабля обязан знать и уметь все. Если судно обнаружит в море людей или другой корабль, с которым произошла беда, капитан должен оказать людям помощь, и после заключения спасательного контракта, начать спасение судна.

Капитан судна должен быть внимательным и осторожным человеком. В перечне его обязанностей прямо говорится, что курс судна он должен рассчитать с особым старанием, дабы избежать ошибок. При подходе к рифам он должен уделять больше внимания цвету воды (на мели вода темнее) и наличия в ней плавучих водорослей. При подходе к берегу эти меры предосторожности должны быть удвоены. Даже присутствие на судне приглашенного не снимает с капитана судна ответственности за безопасность движения корабля.

В случае опасности столкновения с другим судном капитан должен действовать четко и недвузначно: он обязан лично сообщить на другой корабль название своего судна и порт приписки и получить в ответ те же данные. В противном случае, когда неизбежна, капитан может покинуть судно только тогда, когда исчерпаны все возможные средства для спасения. Сначала он принимает меры по спасению пассажиров, затем разрешает оставить борт судна экипажу и покидает корабль последним, забрав с собой журналы (судовой, машинный), карты и корабельную кассу.

Во время беды, спасая людей, независимо от пассажиров своего судна или людей с другого корабля, который тонет, капитан должен беспокоиться, чтобы в первую очередь в были помещены дети, женщины, старики и больные.

И уже совсем неприятная обязанность: в случае смерти человека на борту, капитан корабля должен засвидетельствовать смерть и решить - доставлять тело в порт или похоронить в море...
И это лишь незначительная часть обязанностей капитана корабля.

ПОМОЩНИКИ КАПИТАНА

Помогают капитану командовать кораблем помощники. Их много, но судно, на котором они находятся тоже немаленькое.

Старший помощник - первый заместитель капитана, готовый в любой момент заменить его в море или на стоянке. От него зависит порядок и дисциплина на судне. Капитан сошел на берег и к старшему помощнику переходят все права и обязанности капитана.

старший помощник капитана и рулевой

Старшему помощнику капитана в административном порядке подчиняется весь экипаж судна, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.

Старший помощник капитана должен быть постоянно готов заменить капитана и принять на себя командование кораблем. В отсутствие капитана может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в акватории порта, вызывая при необходимости лоцмана и портовые .

Старший помощник капитана обязан:
1. Составлять и корректировать судовое расписание.
2. Организовывать и проводить подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использование спасательных средств и спасение людей, груза и судового имущества, контролировать подготовку аварийных команд.
3. Обеспечивать наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов.
4. Контролировать и вести учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, и ее расход.
5. Обеспечивать правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпус, палубы и надстройки судна, судовые помещения и отсеки, питьевые танки, помещения коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты.
6. Совместно со старшим механиком старший помощник капитана обязан проверять состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна.
7. Планировать и осуществлять контроль проведения судовых работ, а также следить за качеством приготовления пищи.

Перед началом и в ходе грузовых операций старший помощник капитана обязан:
1. Обеспечивать подготовку грузовых устройств и помещений к приему грузов; проверить их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.
2. Лично руководить погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза.
3. Лично руководить подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивать выполнение правил морской перевозки.

Перед выходом в рейс старший помощник капитана обязан:
1. Обеспечить подготовку судна по-походному, принять меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.
2. Проверить готовность рулевых, якорных, швартовных и шлюпочных устройств, сигнальных огней, средства световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следить за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов.

В рейсе старший помощник капитана обязан:
1. Контролировать надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна; принимать меры к их обеспечению; руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.
2. Старший помощник капитана несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.

Также в командный состав судна входят: второй помощник, которого еще называют грузовым помощником. Он отвечает за погрузку и разгрузку, загруженность трюмов, их чистоту и безопасность.

Третий помощник - штурман. На нем карты, магнитные компасы, хронометр, судовые часы и прочие приборы.

Четвертый помощник отвечает за электронавигационные приборы - гирокомпас, лаг, эхолот и пр.

Пятый помощник капитана обеспечивает противопожарную безопасность судна. Он контролирует состояние противопожарной безопасности судна, и соблюдение экипажем противопожарных правил; обеспечивает меры противопожарной защиты при выполнении на судне ремонтных работ и работ с открытым огнем; не допускает эксплуатации на судне оборудования, технических средств и материалов, состояние которых создает опасность возникновения пожара; ежесуточно проверяет стационарные и переносные средства пожаротушения, дымоизолирующие приборы индивидуального пользования, готовность их к действию, исправность средств пожарной сигнализации и систем противопожарных закрытий; следит за состоянием противопожарного имущества и инвентаря, своевременно принимает меры к его ремонту и пополнению до установленных норм.

старший механик

рубка управления энергетической установкой контейнеровоза «Mathilde Maersk»

Старший механик - самостоятельный руководитель машинной команды. Он обеспечивает работу главного и вспомогательных двигателей, главного редуктора, валопроводов, опреснителей, общесудовых систем, вспомогательных механизмов, механической и гидравлической части приводов, средства предотвращения загрязнения моря, механической части палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механических средств бытового назначения, системы кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации, румпельного отделения, механических мастерских, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения.

Второй механик - его помощник и заместитель. Обеспечивает надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств трюмных систем. Контролирует наличие запасов топлива, смазочных масел, воды, снабжения для нужд службы.

Третий механик отвечает на судах за работу дополнительных двигателей.

Четвертый механик отвечает за палубные механизмы и систему вентиляции.

Старший электромеханик отвечает за работу электро-механизмов и электрической сети. В ведении старшего электромеханика находятся источники электроэнергии: главные и вспомогательные генераторы на судне с электродвижением, генераторы с автономным приводом и валогенераторы на судах без электродвижения, аварийные станции электропитания с берега, гребная электрическая установка, главный и аварийный распределительные щиты, другие распределительные устройства; электрооборудование постов и пультов управления, электрические (электронные) части систем и устройств автоматики, в том числе систем с дистанционным управлением, всех видов сигнализации и защиты; сети канализации тока, размагничивающие устройства, электроприводы с пускорегулирующей и защитной аппаратурой механизмов машинно-котельного отделения, общесудового и производственного назначения; электрическая часть рулевой установки (включая авторулевую), машинные телеграфы и аксиометры, телефония, аккумуляторы с зарядными устройствами и электроизмерительные приборы своего заведования, освещение, электрооборудование бытового назначения.

Старший электромеханик обеспечивает безопасную организацию работ, надежную работу и поддержание в надлежащем техническом состоянии механизмов, устройств, систем, оборудования, правильную эксплуатацию электрооборудования и средств автоматизации; следит за режимом работы электро-механизмов.

Боцман - начальник палубной команды. Находясь на баке, руководит всеми работами во время постановки и съемки с якоря и швартовки. Во время спуска на воду шлюпок, хозяйственных работ, такелажных работ распоряжения боцмана - закон.

Судовой доктор , в ведении которого находится лазарет, амбулатория и все, что служит здоровью экипажа судна .

Все вышеперечисленные должности - от старшего помощника до судового доктора - это командный состав судна. Но существует еще и судовая команда. Начну с тех, кто работает под руководством боцмана на верхней палубе.

Подшкипер (шкипер) - помощники боцмана по хозяйственной части.
Старший матрос выполняет на судне столярные работы, принимает пресную воду, руководит швартовкой на корме.
Старший рулевой стоит на руле, в том числе обязательно во время сложного маневрирования (вход в порт, прохождение узких мест).
Матрос 1-го класса должен уметь стоять на руле, пользоваться сигнальными флагами и семафором, управлять шлюпкой под парусом. Выполняет все такелажные и малярные работы.
Матрос 2-го класса должен уметь грести на шлюпке, вязать морские узлы, управлять лебедкой и шпилем, убирать помещения, подкрашивать и оббивать ржавчину, пользоваться семафорными флагами.
Матрос-водолаз выполняет подводные работы, а также работает на судне как матрос.

В машинном отделении судна возле котлов и моторов, в трюмах работают: старший котельный машинист, мотористы, помповый машинист и электрики.

На камбузе, на складах, в пассажирских каютах и коридорах рабочие места кладового, старшего кока, камбузника, буфетчика, матроса и обслуживающего персонала.

директор круиза

Земснарядов , техник радионавигации и электрорадионавигатор.

посчитав все морские профессии, получается, что судно это на самом деле плавучий город

Российская Федерация

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.05.94 N 31 "О МИНИМАЛЬНОМ СОСТАВЕ ЭКИПАЖЕЙ САМОХОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ"

В соответствии со статьей 40 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, а также требованиями международных Конвенций, участником которых является Россия, приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 1994 года "Положение о минимальном составе экипажей транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания", обеспечивающее безопасность эксплуатации судов (Приложение).

2. Капитанам морских и речных портов, начальникам бассейновых Государственных речных судоходных инспекций установить контроль за соблюдением судовладельцами требований "Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания", не допуская эксплуатацию судов численностью экипажа менее установленной настоящим Положением.

3. Считать недействующими Приказы Министерства морского флота СССР от 23.05.90 N 44, Департамента морского транспорта от 06.05.92 N 25 и инструктивное письмо Министерства речного флота от 31.03.89 N 54 на территории Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Департамент речного транспорта и Департамент морского транспорта.

В.Б.ЕФИМОВ

Приложение
к Приказу Министра транспорта
Российской Федерации
от 24 мая 1994 г. N 31

Адмирал (вф) - высший
в морской службе чин, соответствующий генеральскому чину в сухопутных
войсках. Командует флотом. Адмиральских чинов 4: генерал-адмирал,
адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал.

Коммодор (вф) - в Англии и Голландии морской офицер, командующий эскадрой

Капитан - командир корабля. Может состоять даже в должности лейтенанта (об этом в следующем пункте)

Лейтенант -
морской офицер, является помощником капитана. Вместе с тем лейтенант
является командиром корабля 4 ранга, имеющем 14-16 пушек. На такие
корабли капитан не назначается. На корабле 3 ранга, имеющем 50 пушек
лейтенант является старшим помощником капитана (т.к. там по регламенту
нет капитан лейтенанта). Говоря современным языком лейтенант является
вахтенным офицером, начальником вахты, т.е. части экипажа, несущей
корабельную службу в данный отрезок времени.

Секретарь корабельный -
на любом корабле один секретарь. Можно сказать, что этот офицер
является помощником капитана по учету личного состава, штабной работе,
учету, контролю за работой всех служб снабжения, переписке. Он обязан
контролировать прием на корабль всех припасов, вести бортовой журнал,
знакомить экипаж с Уставом, письменными приказами и распоряжениями
старших флотских начальников, вести судебные протоколы, составлять
контракты на поставку припасов, контролировать выдачу пищи и другого
имущества личному составу, учитывать добычу взятую у неприятеля,
записывать расход пороха и ядер во время боя, составлять заявки в порт
на пополнение припасов, переписывать вещи погибших и умерших и
передавать их родственникам. Он не имеет права покидать борт корабля
(кроме как для исполнения обязанностей, требующих его присутствия на
берегу) пока тот не будет поставлен на длительную стоянку и не будет
разоружен.

Священник (капеллан) -
священник приравнивался скорее к офицерам по своему положению, но и
однозначно к офицерам его отнести было нельзя. Скорее он просто стоял
особняком. На флоте имелся один начальный священник, отвечавший за
деятельность корабельных священников. На каждом корабле имелся
священник, который отправлял все религиозные мероприятия. Кроме того он
был обязан посещать раненых и больных и облегчать их душевные
страдания. Священник отвечал за священнические припасы и вел их учет и
использование (походная церковь, престол с облачением, Евангелия,
кресты и т.п.)

Лекарь -
на всех кораблях имелся один лекарь. В зависимости от ранга корабля у
него имелось разное количество помощников. Лекарь ведал учетом,
снабжением лекарствами, медицинскими инструментами, вел учет больных,
отвечал за лечение больных, качество и количество выдаваемой им пищи.
Во время боя ему запрещалось выходить на палубу, а должен был
находиться в интрюме, где было определено место сбора раненых. Если
устанавливалось, что больной или раненый умер от небрежения лекаря, то
последний рассматривался как убийца и подлежал казни.

Шкипер
- один из старших офицеров. Выше его по регламенту был только штурман.
На всех кораблях был один шкипер. Шкипер отвечал за учет, наличие,
хранение, использование, ремонт, пополнение, замену шкиперского
имущества. Вел журнал этого имущества. К шкиперскому имуществу
относился весь съемный рангоут (мачты, реи), весь такелаж (канаты,
веревки, блоки), якоря, фонари, моечный и уборочный инвентарь, свечи,
плотничный инвентарь и инструменты, шлюпочные паруса, все металлические
изделия, инвентарь, материалы и инструмент конопатчика, смазочные
материалы, крепежный материал (гвозди, скобы, болты). Шкипер принимает
на корабль все это имущество и следит за полнотой получения, качество.
Он же отвечает за распределение всего имущества и припасов по местам
хранения, закрепление имущества от качки. При постановке корабля на
якорь и снятии с якоря следит за потравливанием или приемом якорного
каната, работой стопорных устройств. Он же отвечает за организацию
уборки корабля, наведением порядка. Шкипер надзирает за работой
матросов, наказывает нерадивых, обучает неумелых. Подшкипер замещает
шкипера в его отсутствие.

Штурман
- отвечал за штурманское имущество, его получение, хранение,
использование, расходование. Штурманским имуществом считались флаги,
сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса,
песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штурман вел журнал учета
штурманского имущества, следил за пополнением и исправностью своего
имущества. Он же отвечал за морские карты, лоции, исправность рулевого
управления корабля. Он выверял компаса и песочные часы. Во время
плавания он должен был сверять карты с реальной береговой линией,
островами, скалами, рифами и наносить на карты все их изменения.
Штурман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля
(мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан
или иной офицер его не послушают, и корабль будет потерян, то штурман
будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штурман
обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не
проломило бы своим якорем. Подштурман помогает штурману, а в его
отсутствие полностью отвечает за штурманскую службу.

Боцман
- специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ -
старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В
обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса,
такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами
и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу,
наблюдение за порядком и чистотой на судне. На крупных военных кораблях
имеется один главный боцман и несколько боцманов.

Мичман -
непосредственный помощник офицеров. Основная обязанность следить за
полным и точным исполнением всеми членами экипажа приказаний офицеров.
В другие обязанности входит организовывать укладку и размещение в
помещениях корабля имущества и вести журнал учета этого имущества.

Канониры
- это корабельные артиллеристы. Можно сказать - командиры орудий. По
числу пушек и канониров можно сказать, что на три пушки приходилось два
канонира. Следовательно канониры занимались заряжанием, прицеливанием и
производством выстрела, а накат пушек на место, охлаждение, прочистка
после выстрела возлагалась на солдат. Матросы же отношения к пушкам не
имели.

Квартирмейстер
- командует матросами, размещаемыми в данном кубрике. Он обязан следить
за наличием своих матросов на корабле, за здоровьем своих матросов,
чистотой и исправностью их одежды, за выдачей матросам питания и за
возврат на поварню остатков пищи и посуду, за тем, чтобы продукты,
оружие, вещи, снасти не растаскивались с корабля. Квартирмейстер также
является командиром шлюпки, следит за ее исправностью, оснащенностью,
управляет ею на воде и командует матросами, назначенными в экипаж
шлюпки.

Плотник
- обязан следить за всеми деревянными деталями корпуса и рангоута и
чинить их; осуществлять контроль за качеством принимаемых на корабль
деревянных деталей рангоута (мачты, реи); совместно с конопатчиком
устранять течи в корпусе. Обязан также следить - нет ли где поступления
воды в корпус. Ведут журнал учета поступления и расхода деревянных
деталей, материалов. Обязаны знать размеры и конструкцию всех
деревянных деталей с тем, чтобы могли грамотно заказать на берегу
изготовление деталей для данного корабля.

Конопатчик -
обязан следить за тем. чтобы не было течей в корпусе, чтобы люки и
пушечные порты были плотно закрыты. При появлении течей совместно с
корабельным плотником устранять их.

Парусный мастер
- на корабле любого ранга один парусный мастер. Под его руководством
один-два парусных ученика. Обязан следить за исправностью парусов и
чинить их.

Солдаты (морские пехотинцы) - привлекались для обслуживания пушек в помощь канонирам, из них составлялись абордажные и десантные команды.

Матросы -
младшее звание. Привлекались для работы на судне, как то: работа с
парусами, откачка воды из трюма, содержание корабля в чистоте. На
разбойничьих судах составляли абордажную команду.