Разработка урока экономика и ее основные участники. Экономика и её основные участники план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему







Натуральное хозяйство – 1) всё необходимое для жизни производится самими людьми и только для собственного потребления; 2) для производства продукции используются примитивные орудия труда и простейшие технологии; 3) Отсутствует торговля, обмен товарами и продуктами, что понижает уровень жизни людей. - В чём недостатки натурального хозяйства?


Товарное хозяйство – 1) всё, что производится, предназначено для продажи, а не для личного потребления; 2) для производства товаров и услуг используются постоянно совершенствующиеся орудия труда и более совершенные технологии; 3) рост производительности труда и улучшение качества продукции.


Сравнить способы ведения хозяйства. Вопросы для сравнения. Натуральное хозяйство.Товарное хозяйство. Кто производит? Кто потребляет? Как производит? Какова производительность труда? Производители – члены семьи. Производство с применением наёмной рабочей силы. Потребители – члены семьи. Производится для массового потребления. Традиционными методами (чаще всего – ручной труд). Стремление к повышению качества и количества производимой продукции. Производительность труда обычно не самая высокая. Производитель стремится постоянно повышать производительность труда.




Потребности – нужда человека в чем – либо Потребитель – тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей Потребности человека способна удовлетворить только экономическая деятельность Блага – предметы и средства удовлетворения потребностей человека



1. Термину слева подбери его значение справа: 1. Деньги 2. Натуральное хозяйство 3. Потребление 4. Торговля 5. Товарное хозяйство 6. Экономика А) хозяйство, в котором производят товар не для личного потребления, а для обмена Б) хозяйствование по правилам и законам В) то, что признается людьми и выполняет их функции; Г) использование потребительских свойств товаров себе во благо Д) хозяйство, в котором человек производит сам все необходимое для жизни; Е) обмен товара на деньги


Задача Владелец фирмы по производству и установке пластиковых окон за месяц потратил на развитие своего производства 1 млн. руб. и заплатил налог в размере 200 тыс. руб. по какой цене он будет устанавливать одно окно, чтобы получить прибыль, если в этом месяце у него заказ на установку 100 окон?


Решение 1) = (руб.) – все затраты владельца фирмы. 2) : 100 = (руб.) – цена производства и установки одного окна, при котором владелец фирмы возместит свои затраты. Ответ: Цена установки одного окна должна быть более руб.


Карточка 1 1. Написать значение основных понятий: экономика, труд, производительность труда. 2. Сделайте вывод, почему в современном обществе растёт спрос на квалификацию труда? 3. Приведите примеры профессий, требующих от работника следующих качеств: Высокой квалификации работника; Способности идти на риск; 4. Какая система оплаты труда описана ниже? За свой труд рабочий получает заработанную плату независимо от результата выполненной работы. Отработав смену, он идёт домой с уверенностью в том, что получит всю зарплату, хоть и не уверен в качественно сделанном задании.


Написать значение слов: зарплата, квалификация, прибыль. Что является главным при определении размера зарплаты? Приведите примеры профессий, требующих от работника следующих качеств: Умение работать в тяжёлых условиях; Проявление особых талантов. Какая система оплаты труда описана ниже? Выполняя работу по сборке компьютеров, рабочий решил задержаться по окончании смены, т.к. из-за аварии на линии электропередач не успел выполнить заказ. Он знает, что будет получать зарплату в размере 1% от каждого собранного компьютера. Карточка 2


Д/з: § 12; учить определения с. 137 – задание 5 «В классе и дома» (письменно) 1. Решить задачи в презентации и ответить на карточки. 2. Составить кроссворд по данной теме из 10 слов

«Экономика и ее основные участники»

Тип урока: урок – изучения новой темы.

Форма проведения урока: комбинированный урок, с игровой ситуацией, групповой работой, проблемно – проектной деятельностью учащихся, использованием ИКТ.

Цели урока:

    образовательная: раскрыть особенности и значение экономики как науки и как основы жизни и деятельности общества, роль участников экономической деятельности в развитии общества;

    развивающая: развитие экономического мышления учащихся, формирование основ экономической культуры потребителя – активного участника экономических отношений;

    воспитательная: приобретение учащимися практических умений и навыков для участия в экономической деятельности;

Оборудование урока: мультимедийные средства обучения, компьютерная презентация, учебник по обществознанию для 7 класса, тетради, дидактические материалы.

План урока:

1.Что такое экономика.

2.Зачем нужна экономика.

3.Основные участники экономической деятельности

Ход урока.

1. Организационный момент

Добрый день, ребята!Я рада вас видеть, надеюсь, что мы с вами плодотворно сегодня поработаем. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одной из очень важных тем, знания которой вам пригодятся в дальнейшей жизни.

3. Постановка темы урока

Прежде чем начать урок, прослушайте стихотворение.

Экономика- наука, как и все, - большая скука

Скука-это настроенье, никакого наслажденья.

Наслажденье как всегда, - много радости без сна.

Сон, конечно, - это отдых,

чтоб набраться сил природных.

Отдых дарит радость нам,

как свежесорванный банан.

Банан, конечно, -это фрукт,

его так просто не дадут.

А чтобы фрукты нам купить,

нужно деньги заплатить.

Деньги в кошельке лежат и обмену подлежат

А обмены, без сомнений, - основа ЭКО-отношений.

Согласиться можно сразу, что все названные фразы

дают уверенность нам в том, что скука вовсе ни при чем.

Без экономики не будет не уик-эндов, ни будней.

В итоге наших рассуждений получилось утвержденье:

Экономика - не скука, а прикольная наука!

О чем будет урок? (варианты ответов уч-ся)

Сообщаю тему урока.

Попробуйте сформировать цели нашего урока.

1. Что такое экономика

2. Основные участники экономики

3. Зачем нужна экономика

Давайте еще раз проговорим цели.

4. Изучение новой темы

Что такое экономика?

Ребята, в курсе 6 класса вы уже знакомились с этим понятием. Кто помнит, что такое экономика? Чтобы узнать что такое экономика, чем мы можем воспользоваться на уроке. (словарем стр 246)

Зачитайте определение.

Запишем тему урока и определение (только первую часть) в тетрадь.

Попробуйте продолжить предложения, пользуясь определением которое вы записали. (Сдайд)

«Экономика-это наука о...» « Экономика - это умения….» (уч-ся проговаривают свои варианты)

- Еще раз, проговариваем то, что у нас получилось.

Основные проявления экономики

Рассмотрите иллюстрации в учебнике на странице 130 - 131. Объясните с точки зрения экономики, как науки, что происходит. Подвожу детей к основным проявлениям экономики: производство – распределение – обмен – потребление.

- Какое экономическое действие содержится в 1 иллюстрации? Что произошло?

В 2-й? 3-й? 4?

Сделаем вывод. (еще раз проговорили явления экономики)

Определите к каким проявлениям экономики относятся данные стихотворения? (слайд)

Закрепим полученные знания. Откройте стр. 136 задание 3, устно. Прочитайте задание.

Что нужно сделать в этом задании? (проговорили задание)

- Итог. Просмотрите на слайде основные проявления экономики. (уч-к повторяет) Записали в тетрадь.

Для чего люди занимаются такими видами деятельности? (ответы уч-ся)

Учитель: Человек может заниматься такими видами деятельности, чтобы удовлетворять свои потребности.

Какие потребности есть у человека? Назовите самые необходимые? Какие еще есть потребности?

Учитель повел итог: У человека есть потребности, которые невозможно удовлетворить без экономической деятельности. Где мы чаще всего приобретаем необходимые для нас вещи? (В магазине) А откуда они берутся в магазине? Откуда их привозят?

Основные участники экономики

- Ребята, кто может принимать участие в экономической деятельности?

посмотрели на слайд, записали в тетрадь.

Попробуйте объяснить кто такие производители, потребители? Приведите пример. (вспомните иллюстрации, про хлеб)

- Владимир Иванов работает на предприятии, где выпекается хлеб, отработав смену он приходит домой, садится смотреть телевизор, кушает суп с хлебом, который он принес. Кем является Владимир- производителем, или потребителем?

Какой вывод можно сделать? (производителем и потребителем может является один и тот же человек)

А вы кто? Производители, или потребители?

Творческая работа.

Я предлагаю вам сейчас побыть в роли производителей. У вас на столе есть листы бумаги. Побудьте сейчас в качестве производителя и создайте самолет, или кто что умеет.

Если я вам предложу сделать кораблик или хлопушку, что вам понадобится. Что вы должны попросить у меня?

Так же и в экономике, производитель сталкивается с проблемой ограниченности ресурсов.

Какие природные ресурсы вы знаете?

Какой вывод нужно сделать? Прочитайте главное правило экономики (зачитали) , запишем в тетрадь.

Чтобы удовлетворить потребности человека, нужно рационально использовать ресурсы. (слайд)

Мы уже с вами выяснили, что такое экономика. - это ведение хозяйства.

Из курса истории вы знаете, как раньше люди вели хозяйство? Чем они занимались? Как называется вид такого хозяйства? (натуральное хозяйство) Зачитайте определение на стр. 132.

Скажите, а сейчас люди занимаются натуральным хозяйством? Приведите пример.

Люди полностью обеспечивают себя при помощи такого вида хозяйства? (нет, некоторые необходимые вещи мы покупаем в магазине)

Когда мы приходим в магазин, что мы делаем, чтобы получить нужную нам вещь. Опишите действия.

Какое проявление экономики происходит? (Обмен)

Как называется хозяйство, где происходит обмен товара на деньги? (товарное хозяйство) стр. 133 - зачитаем, что такое товарное хозяйство.

Подумайте, кто может быть производителем?

Рассказываю об Андрее

(пример, строитель Андрей и он же вечером отдыхающий, или привести пример из жизни)

Кто является производителем в данном случае? Может ли быть производитель только 1 человек, группа людей?

Представьте, что Андрей не с друзьями создал фирму, а работает на государственном заводе, значит производитель кто? (государство)

Вывод: Какими могут быть производители?

Остановимся на государстве. Государство является не только производителем, оно выполняет еще одну функцию. Как вы думаете, государство должно защищать производителей, потребителей и других участников экономики или нет? (да)

Каким способом можно защитить потребителя или производителя? (создать Законы)

В каких законах могут быть права человека на труд? (Конституция РФ)

5. Поисковая деятельность.

Сегодня нам понадобится ст 34, 35, 36, 37 Конституции.

У вас на столе есть Конституция, прочитайте самостоятельно и выясните какие есть права человека на труд в нашей стране?

Зачитываем вслух.

Обращаю внимание- Труд может быть только добровольным!

Кроме Конституции, в РФ есть еще много документов, регламентирующих деятельность участников экономического процесса. Например, «Закон о защите прав потребителей», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс» и другие.

- Ребята, представьте вы пришли в магазин, купили товар, пришли домой открыли упаковку, а там некачественный испорченный товар, например, заплесневевшая шоколадка, ваши действия?

Для этого и существует закон о защите прав потребителя, который нас должен защищать.

Вы имеете право воспользоваться таким законом? (нет, почему?)

5. Итог урока

Вернемся к целям урока. Что мы хотели узнать? (называют цели)

Называем, что такое экономика.

Назовите основных участников экономики.

Зачем нужна экономика? Чтобы сформулировать, воспользуйтесь своим определением.

6. Рефлексия

Чему научились на уроке? Что нового узнали?

У кого сегодня получилось все узнать, были ли какие-нибудь затруднения?

7. Д\З выставление оценок.

Конспект открытого урока обществознания в 7 А классе

Тема: Экономика и ее основные участники.

Урок открытия нового знания.

Педагогическая цель урока – создать условия для формирования представлений о понятии «экономика», об участниках экономического процесса.

Основные понятия и термины - экономика, производство, распределение, обмен, потребление, натуральное хозяйство, производительность труда.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Применяемые технологии: информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, критического мышления, игровая

Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедиа доска, ноутбук.

Электронные образовательные ресурсы презентация «Экономика и ее основные участники»; электронные словари

Планируемые результаты

Познавательные компетенции:

Научатся : определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; как соотносятся интересы производителей и потребителей.

Метапредметные и личностные УУД

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день, ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Человек и экономика».

«Экономика – лошадь, политика – телега. Они должны занимать надлежащие места – экономика должна идти впереди политики, а не наоборот» Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум

Почему это так, мы с вами сможем сказать, изучив данный раздел.

Тема нашего сегодняшнего урока « Экономика и её основные участники». Запишите её в тетрадь. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор на уроке? Обратите внимание на план изучения нашей темы и сформулируйте цель урока.

слайд 2

2. Актуализация опорных знаний.

- Вспомните, на каких уроках по истории мы затрагивали эту тему? О чем шла речь?

- Используя исторические знания, подумайте, что же входит в понятие «Экономика»?

- Что может входить в современное понятие экономики? Каковы ее основные цели, задачи?

- Способна ли экономика удовлетворять потребности человека?

- Можно ли прожить без экономики? Почему?

3. Изучение нового материала.

1. Что такое экономика

С лово «экономика» произошло от греческих слов «экос» - «дом», «хозяйство» и «номос» - закон». Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий автор Ксенофонт (V в. до н.э.), озаглавив свой трактат «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями не к царям, а к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.

слайд 3

Я предлагаю сесть по группам и познакомиться с различными определениями термина «Экономика» в электронных словарях.

- Какое из определений можно считать наиболее полным?

Знакомясь с различными экономическими явлениями, мы убеждаемся, что это понятие рассматривается в двух значениях: экономика – как хозяйство, экономика – как область знаний.

слайд 4
слайд 5

Задание . Дополни следующие определения;

Экономика – это знания……….

Экономика – это умения………..

Обратимся к иллюстрациям на слайде.

слайд 6

К основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны. Рассмотрим это на примерах.

слайд 7

Сформулируем определения.

Производство – процесс создания экономических благ.

слайд 8

Распределение – действия, связанные с продвижением продукта.

слайд 9

Обмен – получение продукта с предложением чего-либо взамен.

слайд 10

Потребление – использование продукта для удовлетворения потребностей.

Выполним задание на карточках

Производство

Распределение

Обмен

Потребление

Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

(дополните своими примерами)

2. Зачем нужна экономика

Цель экономики – поддержание и продолжение жизни общества. Для этого создаются различные блага.

слайд 11

Экономические продукты создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное.

слайд 12

Работа с учебником стр.69 (прием «инсерт»).

Беседа по вопросам.

- Вспомните, что такое натуральное хозяйство? Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?

- Вспомните, что такое товарное хозяйство? Почему товарное хозяйство лучше натурального?

- Когда произошел переход от натурального к товарному хозяйству?

Сформулируйте определения.

Натуральное хозяйство - это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Главный недостаток этой формы хозяйствования - низкая производительность труда.

Товарное хозяйство - способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики - максимально удовлетворять потребности людей.

Сделайте выводы, опираясь на таблицу.

слайд 13

Предлагаю группам составить синквейн «натуральное хозяйство», «товарное хозяйство».

3. Основные участники экономики.


слайд 14

Основными участниками экономики являются производитель (тот, кто участвует в создании товаров и услуг) и потребитель (тот, кто использует товары и услуги). Причем производитель старается получить больше, а ресурсов затратить меньше. Потребитель тоже заинтересован удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами (т.е. опирается на рациональный выбор).

слайд 15

Задание.

Решив заработать деньги на путешествие по стране, Петр с друзьями открыл салон «Срочное фото». В чем заключается экономический интерес организаторов салона как производителей? Какие экономические знания потребуются им для достижения успеха и развития своего дела?

4. Первичное осмысление и закрепление

Конкурс-игра “Русская сказка на экономический лад”

Вспомните русскую народную сказку «Репка».

Пересказанная на экономический лад, она могла бы выглядеть так:

В одном домохозяйстве с ограниченными ресурсами было произведено материальное благо под названием репка. Процесс извлечения этого блага из земли оказался очень трудоемким : приходилось поэтапно привлекать дополнительное количество трудовых ресурсов

Перескажите на экономический лад сказку «Курочка ряба»

используя как можно больше экономических терминов (работа в группах).

слайд 16

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ресурсы Труд Натуральное хозяйство

Потребности Производитель Товарное хозяйство

Благо Доход Прибыль

Товары Предложение Богатство

Услуги Потребитель Собственность

Производство Деньги Ограниченность

Представление вариантов сказки на новый лад.

5. Обобщение полученных на уроке сведений

Беседа по вопросам.

- Как экономика служит людям?

- Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?

- Сделайте вывод: Какова цель экономики?

Итоги урока. Рефлексия

6. Домашнее задание

слайд 17

Учебник: §8, ответить на вопросы в рубрике «В классе и дома».

УМК, которые были использованы на уроке:

1. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. Обществознание, 7 класс, Москва, Просвещение, 2014 год

Сборник игр, заданий и ответов по экономике.

3. (электронные словари)

Урок «Экономика и её основные участники» (§ 12)

04.11.2013 13684 0

Уроки по этой теме призваны ввести учащихся в мир экономики, познакомить с основными проявлениями экономической жизни общества (производство, распределение, обмен, потребление), предпринимательством, денежными отношениями, экономикой семьи.

С одной стороны, содержание уроков опирается на материалы курсов обществознания 6 класса. Так, тема «Труд» учебника для 6 класса включает азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качества, связанных с отношением к труду (бережливость, рачительность, расчётливость, трудолюбие). Параграфы «Познай самого себя», «На пути к жизненному успеху» акцентируют внимание учащихся на выборе трудового образа жизни, его ценностях, способствуют экономической социализации личности подростка.

С другой стороны, содержание данных уроков тесно связано с содержанием курсов обществознания 8 и 9 классов. Материалы уроков, формирующие целостное представление об экономике, закладывают необходимую основу для более глубокого знакомства с отдельными проявлениями экономики (производство, потребление), особенностями организации хозяйственной жизни в различных экономических системах, в условиях рыночной экономики, для понимания роли и места государства в экономической жизни общества и др.

Вышеизложенное позволяет определить место и задачи рассматриваемых уроков: сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, её основных проявлениях и участниках;

Раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;

Выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера деятельности её участников;

Помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство);

Способствовать успешному освоению учащимися рациональной модели поведения в экономической сфере жизни и деятельности.

План изучения нового материала

1. Что такое экономика.

2. Зачем нужна экономика.

3. Основные участники экономики.

С учётом того что на данную тему отводится два часа, традиционный комбинированный урок может быть построен с использованием различных вариантов организации учебного занятия: беседа по основным фрагментам темы; самостоятельное изучение учащимися фрагментов учебного текста и их анализ; постановка проблемных вопросов, позволяющих в процессе обсуждения усвоить ключевые понятия темы; работа по выполнению творческих заданий, предложенных в конце параграфа, и т. д.

В целях активизации интереса учащихся к сюжетам урока полезно выделять актуальные ситуации, содержательные сюжеты, позволяющие организовать коллективную дискуссию, обмен различными точками зрения на ту или иную проблему, а также подводящие их к необходимым выводам и обобщениям по теме.

Установить содержательную и логическую взаимосвязь урока с материалами курса обществознания 6 класса поможет обращение к рубрике «Вспомни» и обсуждение её вопросов совместно с учащимися. Им можно предложить вспомнить следующие важные положения: труд - отец богатства; трудом создается всё необходимое для жизни; результатом труда являются материальные и нематериальные ценности; созданные блага позволяют удовлетворять разнообразные потребности человека. Эти обобщения позволят включить учащихся в обсуждение вопросов рубрики «Обсудим вместе». Предлагаем выбрать одну или несколько проблем для дискуссии в зависимости от их значимости для данного коллектива учащихся, соответствия их уровню подготовки и имеющемуся социальному опыту. Главное - реализовать функциональное назначение рубрики: вызвать интерес учащихся к теме параграфа, активизировать их дальнейшую познавательную деятельность на основе полученной информации о готовности к усвоению учебного материала.

Изучение первого раздела параграфа «Что такое экономика» направлено на формирование у семиклассников представления о содержании понятия «экономика». Предложенные в учебном тексте определения, трактующие это понятие в узком и широком смысле, в хорошо подготовленном классе можно дополнить другими. Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает следующие определения экономики: «Экономика - это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) использование людьми редких и ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления; 3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств; 4) налаживание и осуществление потребления и производства; 5) богатство» 1 .

1 Задания и тесты по обществознанию: 11 класс. - М., 1999. С. 59.

Возможно обсуждение с семиклассниками следующих вопросов: почему автор предлагает различные определения? Как в этих определениях проявляются различные стороны экономической жизни общества? Какое из определений, с которыми вы познакомились на уроке, можно считать наиболее полным?

Завершить разговор по проблеме раздела целесообразно выполнением следующего практического задания. На доске рисуется таблица из двух столбиков.

Учащимся предлагается дать свои варианты дополнения этих определений. Учитель помогает зафиксировать правильные характеристики и сделать необходимые обобщения по выполнению задания.

Знакомство с основными проявлениями (сферами) экономической жизни общества можно закрепить также выполнением задания 3 рубрики «В классе и дома».

Изучение следующего раздела «Зачем нужна экономика» строится в значительной степени с опорой на знания из истории (например, материал о переходе от средневекового натурального хозяйства к товарному хозяйству). Используя эти знания и текст учебника по обществознанию, учитель помогает семиклассникам усвоить достоинства и недостатки основных форм хозяйствования, увидеть перспективы их развития.

Обращение к материалам рубрики «Путешествие в прошлое» позволяет учителю обоснованно подвести учащихся к важному выводу о том, что натуральное хозяйство - низкоэффективная, неразвитая форма хозяйствования и её сохранение в экономике, как правило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жизни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы хозяйствования - товарному хозяйству, которое позволяет оптимальнее удовлетворять потребности людей.

Усвоение учащимися вышеизложенных положений имеет особое значение для изучения учебного материала следующих параграфов учебника, рассматривающих такие экономические явления, как обмен, торговля, производство.

Проверить степень усвоения учащимися основных понятий изученных разделов и закрепить учебный материал можно на основе выполнения нескольких познавательных и практических заданий.

Задание 1

Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду: потребности, хозяйство, налоги, производство, обмен, товар.

Ответ: налоги.

Задание 2

Сгруппируйте слова, относящиеся к экономическим проявлениям жизни общества: республика, традиции, собственность, поколение, технология, народность, торговля, творчество, мировоззрение, услуга, образование, судопроизводство.

Ответ: собственность, технология, торговля, услуга.

Задание 3

Составьте небольшие тексты (3-4 предложения) с использованием следующих понятий: «потребности», «экономика», «производство», «товарное хозяйство».

Практическое задание

Проследите путь учебной книги от природы (как ресурса производства) до потребителя и определите соответствующие экономические единицы на данном пути (сырьё, предприятия, технологии и др.).

Следующий шаг в работе - знакомство с разделом «Основные участники экономики». Его изучение можно построить путём сочетания комментированного чтения текста учебника и объяснения учителя с привлечением материалов словаря, иллюстраций к уроку, выполнения различных практических, творческих задач с опорой на социальный опыт учащихся.

Выявить специфику характера деятельности основных участников экономики помогут примеры в учебном тексте, а также выполнение следующих тестовых заданий.

1. Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе:

а) сельскохозяйственных работ;

б) участия в экономическом форуме;

в) создания произведения искусства;

г) использования в быту света и тепла;

Ответ: г.

2. Человек в роли производителя проявляет себя в процессе: а) участия в выборах;

б) покупки товара;

в) реставрации памятников;

г) получения денег в банке.

Ответ: в.

Знакомство по тексту учебника с понятиями «производитель», «потребитель» целесообразно сопроводить выполнением нескольких практических заданий, направленных на их более успешное усвоение.

Задание 1

Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».

Задание 2

Приведите примеры товаров индивидуального и общественного потребления.

Задание 3

Что может быть целью производителя:

а) использование машин и оборудования;

б) повышение качества продукции;

в) снижение материальных потребностей;

г) получение дохода;

д) снижение затрат производства;

е) использование природного сырья.

Ответ: б; г; д.

Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности её основных участников. Глубже понять и усвоить его поможет включение учащихся в обсуждение следующих проблемных вопросов: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?

Закреплению основных понятий и материала рассматриваемого раздела параграфа будет способствовать выполнение учащимися задания 5 рубрики «В классе и дома». Его можно дополнить рядом заданий на усвоение понятий «потребитель» и «производитель». Задание 1

Назовите 3-4 термина, наиболее тесно связанных с понятиями «потребитель» и «производитель».

Задание 2

Расположите в правильной последовательности этапы поведения думающего (рационального) потребителя:

решение о покупке, осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора, поиск информации о товаре.

Ответ: осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора (альтернатив), поиск информации, решение о покупке.

Одна из задач урока - освоение учащимися рациональной модели поведения в экономической сфере жизни. Для её осуществления учитель обращается к рубрике «Учимся принимать рациональное решение». Предварить её обсуждение необходимо ещё одним важным положением: экономика не только и не столько область знаний о способах выживания человечества, сколько наука о рациональном поведении различных субъектов экономики (отдельный человек, семья, фирма, государство). Рациональным (разумным с экономической точки зрения) считается поведение участников экономики, стремящихся добиться лучшего результата при наименьших затратах. Пониманию этого положения будет способствовать содержание рубрики.

Обратившись к имеющемуся у каждого учащегося опыту совершения покупки, важно обсудить различные ситуации экономического выбора, с которыми на практике сталкивается потребитель. Учитель помогает проанализировать эти ситуации, обращая внимание учащихся на доминирующие при этом мотивы потребительского выбора. Самостоятельные размышления учащихся завершаются знакомством с рекомендациями, которые дают учёные-экономисты потребителям. Важно помочь учащимся сделать правильный выбор и прийти к выводу о том, что при его осуществлении необходимо опираться на рациональные мотивы, если хочешь извлечь из покупки максимальную пользу.

Материалы рубрики «В классе и дома» могут быть использованы как для работы на уроке (выше предложены такие варианты), так и для домашней работы. Например, задание 2 может быть выполнено дома, а его результаты использованы для обсуждения на уроках, посвящённых обмену и производству.

Желательно завершить урок обсуждением заданий 1, 4 рубрики «В классе и дома». Они связаны с ключевым понятием темы и позволяют ещё раз вернуться к его осмыслению. Задания просты по толкованию, но достаточно сложны по поиску аргументации. Здесь также будет нужна помощь учителя.