Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Правовой режим посткриминального контроля при отдельных видах освобождение от наказания Контроль за условно досрочно освобожденными

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания

Комментарий к статье 183 УИК РФ:

1. Законом РФ "О милиции" установлена обязанность милиции контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений. Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900, на участковых уполномоченных милиции также возлагаются обязанности по осуществлению контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Однако этот контроль носит формальный характер.

2. Возложение на осужденного обязанностей не менять без уведомления постоянного места жительства, работы, учебы, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи и других обязанностей, способствующих его исправлению, которые по своему содержанию могут быть расценены как определенные ограничения, в соответствии с УК РФ возможно лишь при применении к нему условно-досрочного освобождения.

При этом предусмотрено, что в течение оставшейся не отбытой части наказания контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.

Суд может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания по представлению названных органов, если осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения.

Вместе с тем специализированный государственный орган, наделенный необходимыми полномочиями по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных лиц, в настоящее время не определен. Следовательно, правовые основания для обеспечения надлежащего контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, за исключением условно-досрочно освобожденных военнослужащих, отсутствуют. Сложившаяся практика отмены судами условно-досрочного освобождения вследствие совершения нового преступления свидетельствует лишь об отсутствии контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

3. Ранее данные вопросы регулировались Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI, регламентировались порядок установления, осуществления и прекращения административного надзора, а также обязанности лица, находящегося под административным надзором, и ответственность за нарушение правил надзора. Институт административного надзора способствовал предупреждению повторных преступлений и действовал до вступления в силу с 1 июля 2002 г. УПК РФ и КоАП РФ.

Уровень преступности, и рецидивной в частности, особенно среди лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, не может не вызывать серьезной озабоченности государства и общества: каждое пятое преступление в стране совершается лицами, отбывшими наказание.

4. Учитывая, что в настоящее время правовое регулирование контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, носит бессистемный характер, существующая нормативная база не устанавливает четкого механизма реализации данного института, на различных уровнях неоднократно рассматривался вопрос о необходимости принятия специального федерального закона, позволяющего в полной мере урегулировать осуществление постпенитенциарного контроля.

Такой закон должен быть разработан с учетом позитивной мировой практики, поскольку европейскими и другими зарубежными государствами накоплен большой опыт применения постпенитенциарного контроля, и направлен на защиту общества от преступных посягательств, уменьшение рецидива преступности, исполнение предписаний суда в отношении освобожденных из мест лишения свободы, осуществление помощи жертвам преступлений и реабилитацию правонарушителей.

Важным фактором, способствующим повышению результативности института условно-досрочного освобождения, является качественная организация контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно.

Как было отмечено выше, в соответствии с п.26 ч.1 ст.21 Федерального закона «О полиции» осуществление контроля (надзора) за рассматриваемой категорией освобожденных, относится к обязанностям полиции. Однако, в научной литературе бытует ошибочное мнение о том, что субъектом исполнения постановления суда об условно-досрочном освобождении лица и, соответственно контроля за данной категорией лиц, является уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России. Чириков А. Г., Кундозерова И. Н., Остряков Л. А. Ретроспективный анализ становления и развития альтернативных мер наказания условно-досрочно освобожденным лицам // Междунар. журн. эксперим. образования. 2011. № 10. - С. 78

Вместе с тем, автор работы не считает данную точку зрения ошибочной и поддерживает мнение большинства ученых, которые предлагают возложить функции по контролю за лицами, условно-досрочно освобожденными на специализированный по данному вопросу орган, которым может являться уголовная исполнительная инспекция или созданный на ее платформе другой государственный орган. Свое мнение ученые обосновывают тем, что основным направлением деятельности уголовно исполнительных инспекций является исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы.

В соответствии с п. 63.1 приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» и пп. «ж» п. 2.1.1. приказа МВД России от 15 октября 2013 г. №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» обязанности по осуществлению контроля и профилактической работы с рассматриваемой категорией лиц возложены на участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета от 27.03.2013 №65; Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №11 от 17.03.2014.

Данные документы регламентируют деятельность указанных подразделений в целом, но не решают задач по разъяснению действий и мероприятий при осуществлении контроля за условно-досрочно освобожденными. Так, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность подразделений полиции, предусматривают следующие основные мероприятия по контролю за условно-досрочно освобожденными:

регистрация и учет осужденных;

проведение профилактических мероприятий с ними;

разъяснение освобожденным порядка и условий отбывания данного вида освобождения;

привлечение к ответственности за допущенные нарушения.

Однако это не решает обозначенных выше вопросов, в связи с чем, как считает автора работы, необходимо на федеральном уровне разработать и принять нормативный правовой акт о деятельности полиции, в котором будут установлены перечень прав и обязанностей субъектов контроля, организационные аспекты по направлениям деятельности.

К сказанному следует добавить, что на сегодняшний день отсутствует единый нормативный акт, регламентирующий порядок взаимодействия подразделений участковых уполномоченных полиции и исправительных учреждений ФСИН России по организации контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, вследствие чего, взаимодействие ОВД и ФСИН России осуществляется не на должном уровне, что влияет на снижение эффективности условно-досрочного освобождения. Лукин Е.Е. Пути ресоциализации осужденных в России: условно-досрочное освобождение // Вестник Саратовского государственного техн. ун-та. 2011. №55. - С. 217

Анализ деятельности подразделений ОВД в сфере контроля за досрочно освобожденными позволяет выявить основные направления их работы при исполнении постановлений судов о применении данного вида освобождения:

Ведение учета лиц, освобожденных условно-досрочно.

Основанием постановки осужденных на учет является копия вступившего в законную силу постановления суда об условно-досрочном освобождении, которая, как показывает практика работы подразделений ОВД, может быть получена из учреждения, исполняющего наказание, или суда. В процессе исполнения судебного решения при осуществлении контроля за данной категорией лиц ОВД проводят комплекс мероприятий: ведут их всесторонний учет с использованием двух его основных форм - персональной и количественной; собирают информацию о лице путем получения представляющих интерес сведений от различных организаций и граждан; обобщая имеющиеся данные об осужденных, анализируя их, определяют степень эффективности работы с условно-досрочно освобожденными, которая отражается в отчетах.

Контроль за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных по месту работы, обучения, постоянного проживания и соблюдением данной категорией лиц установленных законом требований.

Участковые уполномоченные полиции и сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних при осуществлении индивидуальной профилактики правонарушений обязаны контролировать лиц, досрочно освобожденных из мест лишения свободы и вести с ними профилактическую работу.

Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных лиц осуществляется по месту их фактического проживания участковым уполномоченным полиции, обслуживающим административный участок, с участием работников других служб ОВД. Осужденные ежемесячно проверяются на предмет выявления нарушений общественного порядка и совершения преступлений, повлекших применение мер административного воздействия или привлечение к уголовной ответственности, с ними ежемесячно проводятся профилактические беседы. Ежемесячно составляются списки лиц, освобожденных условно-досрочно, и направляются в службу уголовного розыска, патрульно-постовую службу, государственную инспекцию безопасности дорожного движения, отдел вневедомственной охраны, дежурные части ОВД и другие подразделения.

При выявлении фактов нарушения и неисполнения осужденным обязанностей и соблюдения запретов, предусмотренных законодательством и возложенных судом, от него отбирается объяснение, выносится предупреждение о возможности отмены условно-досрочного освобождения с исполнением неотбытой части наказания и составляется справка о повторно проведенной профилактической беседе. Данный порядок действий сотрудников полиции не регламентирован нормативными документами, автор работы приводит их примеры, исходя из собственной практики.

При осуществлении контроля за рассматриваемой категорией лиц подразделения ОВД уполномочены:

вызывать условно-досрочно освобожденных для доведения и уточнения порядка отбывания примененного вида освобождения от отбывания наказания, осуществления с ними профилактической работы, решения иных вопросов, которые возникают при отбывании досрочного освобождения, и причин выявленных нарушений порядка отбывания досрочного освобождения;

посещать досрочно освобожденных в месте их пребывания, а также месту проживания, работы или обучения;

обращаться к иным субъектам контроля за условно-досрочно освобожденными по вопросам, касающимся порядка и условий отбывания досрочного освобождения.

осуществлять регулярную проверку условно-досрочно освобожденных по специальным учетам подразделений ОВД по вопросу совершения административных правонарушений и преступлений;

систематически направлять в соответствующие подразделения ОВД списки условно-досрочно освобожденных.

Внесение в суды, в установленном порядке, представлений по вопросам отбывания осужденными досрочного освобождения.

Специализированный государственный орган может обратиться с представлением в суд по следующим вопросам относительно условно-досрочно освобожденных:

п.4.1 ст.397 УПК РФ - об отмене условно-досрочного освобождения в соответствии со ст. 79 УК РФ;

п.10 ст.397 УПК РФ - исполнении приговора при наличии других неисполненных приговоров, если это не решено в последнем по времени приговоре в соответствии со ст.70 УК РФ;

п.13 ст.397 УПК РФ - освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со ст.10 УК РФ;

п.15 ст.397 УПК РФ - о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора.

Вносимые представления должны быть обоснованы и мотивированы.

Продолжая анализировать полномочия полиции по осуществлению контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно, автор пришел к выводу, что существует противоречие между Законом «О полиции» и УПК РФ.

В соответствии с Законом «О полиции» органом, контролирующим условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, является полиция, а согласно п.5 ч.1 ст.399 УПК РФ представление по вопросам, связанным с исполнением приговора, имеют право направлять только учреждения и органы, исполняющие наказания.

Для законодательного установления права органов полиции на внесение в суды, в установленном порядке, представлений по вопросам отбывания осужденными досрочного освобождения, автор работы предлагает внести изменение в п.5 ч.1 ст.399 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судом по представлению органа внутренних дел или учреждения, исполняющего наказание, - в случаях, указанных в пунктах 2, 4.1, 4.2, 7 - 8.1, 10, 12, 13, 15, 17 - 17.2 и 19 статьи 397 настоящего Кодекса».

Выявление обстоятельств, способствующих совершению условно-досрочно освобожденными нарушений установленных обязанностей и требований, разработка мероприятий по их устранению, а также привлечение к ответственности данной категории лиц.

В заключение, следует сделать несколько выводов:

Во-первых, основным субъектом контроля и ресоциализации условно-досрочно освобожденных являются подразделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, которые в своей деятельности привлекают множество иных заинтересованных субъектов.

Во-вторых, следует регламентировать деятельность органов полиции по контролю за условно-досрочно освобожденными. По мнению автора работы, МВД России необходимо подготовить приказ, который закрепит права и обязанности субъектов контроля за условно-досрочно освобожденными, порядок их постановки на учет, осуществления контроля и профилактической работы с данной категорией лиц, взаимодействия с иными субъектами контроля за данной категорией лиц, оформления и направления в суд материалов на отмену условно-досрочного освобождения и исполнения оставшейся не отбытой части наказания.

В-третьих, следует создать единую базу данных об условно-досрочно освобожденных, которая будет содержать сведения о порядке и условиях отбывания осужденными досрочного освобождения. Это будет способствовать координации деятельности заинтересованных субъектов контроля, ресоциализации осужденных, своевременному реагированию на складывающиеся негативные ситуации и принятию необходимых мер.

В-четвертых, устранить имеющиеся противоречия в законодательстве, в отношении определения субъекта обращения в суд по вопросу отмены условно-досрочного освобождения и дальнейшего направления осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение.

О необходимости совершенствования деятельности по контролю за условно-досрочно освобожденными свидетельствует принятие в 2008 году Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, предусматривающей формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе в отношении условно-досрочно освобожденных. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р (по сост. на 08.08.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №47, ст. 5489. а также принятие в 2010 году Концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года, которая предопределяет обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных и предотвращение рецидива преступлений. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р (по сост. на 31.05.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. №43, ст.5544.

Также следует отметить находящийся на рассмотрении в Федеральном собрании РФ проект Закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих», в соответствии с которым основным исполнителем судебного решения об условно-досрочном освобождении должна стать Федеральная служба пробации.

Как сейчас МВД контролируют УДО не представляю, думаю скоро у нас будет весело с ними

Да никак не контролируют (не считая поднадзорников). Контроля как такового нет. Разве это контроль, когда порядочный УДОшник приходит из полиции в УИИ и говорит: « Меня к вам из милиции прислали, отмечаться»? А что бывает с непорядочными. Они попросту забивают на все ограничения и делают то, что хотят. При этом никакая полиция их не ищет, не ставит на учет и не контролирует. Разве можно сравнить это с тем контролем, который осуществляет УИИ? Видимо, это одна из предпосылок передачи УДОшников из, если это можно так назвать, «ведения» полиции в ФСИН.
Плюс к этому неурегулированность и расплывчатость данного вопроса в законодательстве.
Что мы имеем на сегодняшний день:
Так, в УК в статье 79. «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания» сказано:
«… Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом , а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.»
Кто-нибудь может сказать – что это за орган? Этот орган законодательно до сих пор не определен, и, соответственно, нет никаких оснований ни полиции, ни УИИ контролировать, а тем более, применять предусмотренные ст. 79 ч.7 УК санкции (представление) к данной категории осужденных.
Получается, что условно-досрочно освобожденные военнослужащие подконтрольны, а гражданские - сами по себе.

Хотя, тут же:
Закон « О полиции».
«Статья 12. Обязанности полиции
26) осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений ; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;»

А так же:
ПРИКАЗ МВД РФ от 16.09.2002 N 900 (ред. От 12.04.2007) «О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ»
«9.15. Контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством , а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы.»

Вроде бы что-то и прописано, но нет приказа, детально регламентирующего данный контроль, а также порядок, и сроки вынесения санкций. От того и «расслабленное» состояние УДОшников.
УИИ вообще-то, исполняют наказания, не связанные с лишением свободы (без изоляции от общества), а условно-досрочное освобождение не является наказанием (даже наоборот).
Однако, скорее всего, на УИИ все же повесят ещё один головняк.

Для начала, отметим, что УДО - вид условного освобождения от наказания, применяемый судом в отношении лица, отбывающего исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, когда будет признано, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного ему наказания. При этом лицо может полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания. Применяя условно-досрочное освобождение от наказания, суд может возложить на лицо обязанности, предусмотренные ч.5 ст. 73 УК, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания. Эти обязанности должны способствовать исправлению осужденного. Контроль за поведением лица, освобожденного от наказания условно-досрочно, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел, а в отношении военнослужащих - командование воинских частей или учреждений. Основанием условно-досрочного освобождения является убеждение суда в том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Этим констатируется факт исправления осужденного. Об исправлении лица судят по его поведению в период отбытия наказания: по соблюдению установленных правил распорядка исправительного учреждения, отношению к работе и учебе, администрации и к другим осужденным. Условием досрочного освобождения является обязательное отбытие им определенной части назначенного наказания. Размер этой части определяется в ст. 79 УК исходя из тяжести (категории) совершенного преступления. Так, необходимо отбыть не менее одной трети срока, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; не менее половины срока - за тяжкое преступление; не менее двух третей - за особо тяжкое преступление. Закон предусматривает, что независимо от категории преступления фактический отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев, а для лиц, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, - не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Действующее законодательство предусматривает отмену условно-досрочного освобождения в следующих случаях: 1) если осужденный в течение оставшейся неотбытой части наказания совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или он злостно уклонялся от исполнения обязанностей, возложенных на него судом; 2) если осужденный совершил умышленное преступление; 3) если осужденный совершил преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом, так же, как и при условном осуждении. При назначении наказания за совершенное преступление лицу, освобожденному условно-досрочно, суд руководствуется правилами, предусмотренными ст. 70 УК.

Право на условно-досрочное освобождение призвано обеспечить применение уголовного наказания в точном соответствии с его целью. Если цель достигнута досрочно, то дальнейшее применение наказания становится излишним и осужденный подлежит освобождению. Осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Такое ходатайство осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Для рассмотрения дела в суде требуются определенные материалы. Только на их основе суд может разрешить дело по существу. Поэтому еще до судебного рассмотрения должна быть проведена предварительная работа по подготовке материалов к условно-досрочному освобождению, которая производится администрацией ИУ Жидков В.С. Из опыта реализации концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС // Современные проблемы правоприменительной деятельности органов УИС в РФ: Сб. статей. - Саратов, 2007. - С. 36..

Администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд ходатайство осужденного вместе с характеристикой на него. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения. Необходимо представлять только те материалы, которые могут свидетельствовать об исправлении осужденного или отсутствии такового.

Подготовка должна выражаться в тщательном, всестороннем изучении личности, кропотливой работе по собиранию и проверке данных, дающих возможность установить его исправление. Однако положение закона о глубоком и всестороннем изучении личности осужденного на практике зачастую сводится к сугубо формальному подходу к характеристике осужденного. Изучение материалов подготовки дел к условно-досрочному освобождению в судах показывает снижение качества предварительной проверки и подготовки документов, характеризующих личность осужденного; сами характеристики пишутся без изучения личного дела осужденного, под "копирку".

Помимо основных документов - ходатайства и характеристики осужденного, в суд могут представляться:

  • 1) выписка из протокола о переводе из обычных в облегченные условия отбывания наказания, если осужденный был переведен;
  • 2) выписка из протокола заседания собрания коллектива колонии (СКК) или собрания коллектива отряда (СКО) о ходатайстве в представлении к условно-досрочному освобождению;
  • 3) справка о поощрениях и взысканиях с отметками об их применении, снятии или погашении;
  • 4) справка о виде и сроке наказания, размере отбытого и неотбытого срока наказания, дате окончания срока.

Говоря о способах изучения личности осужденного в связи с представлением к условно-досрочному освобождению, следует заметить, что в основу должен быть положен анализ письменных материалов, документов и одновременное специальное наблюдение за осужденным. Только комплексное изучение материалов и личности осужденного может дать достаточно данных для вывода о его исправлении.

Изучение судебной практики показывает, что отказ суда в предоставлении условно-досрочного освобождения часто объясняется тем, что эти документы не отражают фактических данных, по своей форме настолько однотипны, что на их основании невозможно составить определенного мнения об осужденном. По своей инициативе судьи редко истребуют дополнительные материалы и практически не используют предоставленные им законом возможности проверять доказательства исправления осужденного на досудебной стадии, а зачастую всецело полагаются на выводы администрации ИУ. Как указывал Л.Ф. Мартыняхин, 20 % в Кемеровской области и 42 % в Алтайском крае судей отметили в качестве типичных недостатков предоставляемых в суд материалов неполноту характеристик, в 17 % - их необъективность. При этом 50 % начальников отрядов указали в анкетах, что в их практике не было случаев возвращения материалов из суда, у 48 % такие случаи были редко и у 2 % - крайне редко. Поскольку при столь распространенной неполноте материалов судьи не принимают мер к их возвращению, истребованию дополнительных сведений и не вызывают свидетелей, их деятельность по принятию мер к восполнению материалов нельзя признать достаточно эффективной. В лучшем случае подготовка подменяется поверхностным и формальным ознакомлением судьи с поступившими материалами Мартыняхин Л.Ф. Проблемы повышения эффективности судебной деятельности по делам об условно-досрочном освобождении от наказания. Автореф. дисс. канд. юр. наук. - Томск, 1990. - С. 15-16..

Помимо указанных выше документов, в суд направляются сведения о месте жительства после освобождения, о возможности трудоустройства, о семье, близких родственниках, социальных связях осужденного. Желательно также предоставлять личное дело осужденного. Н.И. Титов предлагал заводить на осужденного одно личное дело еще в процессе следствия, чтобы все данные о личности преступника, собранные в процессе предварительного и судебного следствия, а не только те, которые зафиксированы в приговоре, передавались в ИУ. Тем самым обеспечивалась бы преемственность в воспитательном процессе.

Часть 1 ст. 175 УИК РФ указывает, что в ходатайстве осужденного должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.

Законом предусмотрен перечень показателей, по которым оценивается поведение осужденного за время отбывания наказания: соблюдение режима, добросовестное отношение к труду и обучению во время отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию. Последний показатель подразумевает признание своей вины, раскаяние, осознание совершенного деяния, возмещение причиненного вреда. Эта новелла УИК РФ характеризует моральное исправление осужденного, его социальную направленность. В теории уголовно-исполнительного права неоднократно высказывалось предложение о включении данного показателя в общую систему признаков, характеризующих личность осужденного, что и было сделано законодателем. Косвенными, но не менее обязательными показателями являются следующие: наличие мер поощрения, отсутствие неснятых или непогашенных мер взысканий, перевод на облегченные (льготные) условия отбывания наказания.

Говоря о показателях исправления, мы называли и меры взыскания, применяемые за нарушение установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 115 УИК РФ). Процесс исправления обычно бывает очень сложным, и далеко не каждый осужденный с первого дня отбывания наказания становится на путь исправления. Особенно труден первый этап адаптации к жизни в исправительном учреждении, на что указывают все исследователи данного вопроса Ефимов М.А. Условно-досрочное и досрочное освобождение от лишения свободы и замена неотбытой части его более мягким наказанием. - Свердловск, 1960. - С. 45.. Вывод суда должен быть основан на данных за всё время отбытия наказания, или, по крайней мере, в течение значительной части срока. Поэтому совершение правонарушения, заглаженного дальнейшим хорошим поведением, не должно препятствовать условно-досрочному освобождению. Как правило, суды освобождают условно-досрочно, если имелись взыскания в начале срока отбывания наказания, тем самым, учитывая сложности адаптации осужденных к новым условиям жизни в ИУ. Однако при наличии злостных нарушений режима содержания или нарушениях, совершаемых осужденным периодично в течение всего срока отбывания наказания, условно-досрочное освобождение не должно быть применено, потому что такой осужденный демонстрирует свое явное пренебрежение к нормам поведения в ИУ.

Вопрос об условно-досрочном освобождении лица, имевшего взыскания, как правило, решается положительно лишь в случае, если эти взыскания в установленном порядке были сняты или погашены, иначе говорить о доказанности исправления осужденного весьма сложно. Взыскание погашается в течение года со дня его наложения, если осужденный не был подвергнут новому взысканию (ч. 8 ст. 117 УИК РФ). Досрочное снятие взыскания является мерой поощрения и допускается не ранее трех месяцев со дня наложения либо отбывания взыскания. Наличие у лица неснятого или непогашенного взыскания лишает его возможности получения ряда поощрений, например, перевода на облегченные условия отбывания наказания, представления к условно-досрочному освобождению и др. В то же время отказ в условно-досрочном освобождении лицу, имеющему снятые или погашенные взыскания, не обоснован Определение СК Верховного Суда РФ от 16 августа 1994 г. "Постановление судьи об отказе в условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания отменено как необоснованное" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1995. - № 4. - С. 5..

Все применявшиеся к осужденному поощрения и взыскания должны быть отражены в его личном деле, где подробно указываются основания и вид примененных поощрений и взысканий, а также сведения об их снятии или погашении.

Недостатки системы учета и контроля за применением мер взысканий и поощрений осужденных усугубляются фактами нарушения законности отдельными сотрудниками учреждений. Проверкой комиссии ФСИН Министерства юстиции РФ вопросов оперативно-служебной деятельности в подразделениях учреждений ЖХ-385, изучением личных дел осужденных и иных документов выявлено 34 грубых нарушения УК и УИК РФ в части необоснованного применения мер поощрения, представления к условно-досрочному освобождению Обзор дисциплинарной практики ГУИН Минюста РФ за 2009 г..

При изучении личности с целью выяснения изменения жизненных ориентиров осужденного практические работники сталкиваются со многими трудностями. Иногда осужденные переводятся из одного учреждения в другое, поэтому суд не всегда информирован о поведении осужденного за все время отбывания наказания. Степень исправления и данные, характеризующие осужденного, довольно скупо отражаются в характеристике осужденного, составляемой администрацией ИУ. По данным Л.Ф. Мартыняхина, вывода о доказанности исправления осужденного не было в 11 % дел, представленных в суды Алтайского края, и 25 % - в суды Кемеровской области, в 50 % и 70 % дел в указанных регионах, соответственно, не были указаны дата и виды поощрений Мартыняхин Л.Ф. Проблемы повышения эффективности судебной деятельности по делам об условно-досрочном освобождении от наказания. Автореф. дисс. канд. юр. наук. - Томск, 1990. - С. 15-16..

У суда возникает много вопросов относительно обоснованности ходатайства осужденного к условно-досрочному освобождению, которые не всегда разрешимы в судебном заседании. Это ставит вопрос о необходимости поиска новых форм проверки и фиксации степени исправления. Одной из таких форм является аттестация осужденных, апробированная на практике в ряде регионов еще в бытность СССР и применяемая в настоящее время в отношении несовершеннолетних осужденных Михлин А.С. Проблемы досрочного освобождения от отбывания наказания: Учеб. пособие. - М., 1982. - С. 79.. Изучению вопросов аттестации осужденных к лишению свободы посвящены исследования А.С. Михлина, М.С. Рыбака, А.Ф. Сизого и др Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов, 2001. - С. 123.; Сизый А.Ф., Васильев А.И. Оценка степени исправления и перевоспитания осужденных. - Рязань, 1986. - С. 80..

Ходатайство осужденного является главным документом, направляемым в суд. Процессуальное значение ходатайства состоит в том, что с его подачей связаны определенные правовые последствия - обязанность суда рассмотреть дело. Оно оглашается в судебном заседании и позволяет уяснить сущность заявленного ходатайства и познакомиться с доказательствами исправления.

Непосредственно сам процессуальный порядок рассмотрения дел об условно-досрочном освобождении регламентирован ст. 399 УПК РФ. Судебное заседание начинается с доклада ходатайства осужденного. Затем исследуются представленные материалы, выслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, мнение прокурора, после чего судья выносит постановление.

Ч. 3 ст. 396 УПК РФ устанавливает, что условно-досрочное освобождение применяется судом по месту отбывания наказания осужденного. Такой же порядок предусмотрен и в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, а в исключительных случаях - в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 80, 93, 96 УК РФ).

На основании ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом, поэтому только он, признавший обвиняемого виновным и назначивший ему наказание, может освободить осужденного досрочно.

В связи с этим логично было бы решать вопрос об условно-досрочном освобождении в полноценном судебном заседании - с участием защитника, прокурора и др. заинтересованных лиц. За проведение полноценных судебных заседаний по делам об условно-досрочном освобождении выступают и др. авторы Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов, 2001. - С. 20-21; Михлин А.С. Проблемы досрочного освобождения от отбывания наказания: Учеб. пособие. М., 1982. - С. 58..

Но закон (ст. 399 УПК РФ) исходит не из принципа целесообразности, а из принципа судебной экономии. Вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судьей единолично, участие осужденного, прокурора, защитника - не обязательно, с чем вряд ли можно согласиться.

Важным является закрепление в УК РФ положения, предоставляющего суду право возлагать на освобожденного определенные обязанности, которые должны исполняться им в течение неотбытой части срока наказания, и возможность отмены условно-досрочного освобождения при злостном неисполнении последних и при нарушении общественного порядка (ч. 2 ст. 79 УК РФ). Впервые в практике применения условно-досрочного освобождения в России этот институт стал действительно условным, ибо ранее действовавшее законодательство к освобожденным предъявляло лишь одно требование - не совершать новых преступлений, а для несовершеннолетних до 1954 г. вообще не существовало никаких условий.

Нарушение установленных законом требований влечет отмену условно-досрочного освобождения и реальное исполнение неотбытой части наказания, а в случае совершения нового умышленного преступления - назначение наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ).

При условно-досрочном освобождении суды не назначают испытательного срока. По смыслу закона таким сроком является неотбытая часть наказания. Продолжительность нахождения лица под контролем специализированного государственного органа зависит от величины фактически отбытого наказания. То есть, чем больше осужденный находился в местах лишения свободы, тем меньше будет то время, в течение которого он должен подтвердить доверие суда.

В течение неотбытой части наказания проверяется правильность применения условно-досрочного освобождения. Но сводить к этому роль данного "испытательного срока" было бы ошибочным, т. к. оставшаяся часть наказания служит и для того, чтобы осужденный подтвердил свое исправление. Она необходима для закрепления результатов исправления, специального и общего предупреждения совершения преступлений и ресоциализации осужденных Хегай Л.В. Испытательный срок при условно-досрочном освобождении от наказания. // Вестник МГУ. Серия 11, Право. - М., 1982. - № 4. - С. 52..

Таким образом, неотбытая часть наказания - это период времени, в течение которого освобожденный находится под угрозой отмены условно-досрочного освобождения и реального отбытия оставшейся части срока наказания в случае совершения нового умышленного преступления, нарушения общественного порядка или нарушения установленных судом обязанностей. Началом "испытательного срока" считается день вынесения судом постановления об условно-досрочном освобождении, а окончанием - день истечения срока наказания.

Определение продолжительности неотбытой части наказания имеет существенное практическое значение, ибо от этого зависят:

  • а) длительность времени, в течение которого будет осуществляться контроль;
  • б) срок, в течение которого может быть отменено условно-досрочное освобождение и наказание обращено к реальному исполнению;
  • в) период времени, когда действует принцип сложения приговоров;
  • г) срок наказания, который при совершении нового преступления будет присоединен судом к наказанию, назначенному по новому приговору.

Институт условно-досрочного освобождения показывает свою высокую эффективность, во многом благодаря его условному характеру. По данным работников специальных частей исправительных учреждений Волгоградской области, после условно-досрочного освобождения (в 2010 г. условно-досрочно было освобождено 1134 человека) вновь совершили преступление в течение неотбытой части наказания 63 человека, или 5,5 % освобожденных. Однако большинство осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений освобождаются за несколько месяцев до конца срока наказания. Неотбытый срок у большинства освобожденных составляет от 2-х до 10-ти месяцев, что не позволяет достоверно судить об их исправлении и ресоциализации, т. к. нет возможности наблюдать освобожденного в условиях полноценной жизни общества достаточное количество времени Обзор статистических показателей ФСИН Минюста РФ за 2010 г..

По нашему мнению, эта парадоксальная ситуация разрешима введением следующих мер, учитывающих интересы осужденных и защищающих общество от условно-досрочного освобождения неисправившихся преступников. Это, во-первых, проведение комиссионной аттестации осужденных в ИУ на предмет определения степени их исправления, во-вторых, законодательное закрепление права осужденного на условно-досрочное освобождение при наличии установленных законом материального и формального оснований.

Ч. 2 ст. 79 УК РФ говорит о том, что суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания. Ч. 5 ст. 73 определяет следующие обязанности: не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением лица, освобождаемого условно-досрочно; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; трудоустраиваться (трудиться), либо продолжать обучение в образовательном учреждении. Суд может возложить на освобождаемого исполнение и других обязанностей, способствующих закреплению его исправления. Установление подобных обязанностей имеет место в региональной судебной практике Кемеровской области. Так, в частности, гражданин В, осужденный по ч.1 ст.112 УК РФ к трём годам лишения свободы, по отбытии одного года, данного наказания, Федеральным судом Куйбышевского района г. Новокузнецка в апреле 2010 г. был в соответствии со ст. 79 УК РФ освобождён условно-досрочно от дальнейшего отбывания наказания с возложенными обязанностями трудоустройства и не посещать заведения, оказывающие развлекательные услуги, связанные с потреблением алкогольных напитков Дело № 24050/11 Из архива федерального суда куйбышевского района г. Новокузнецка.

Норма ч. 2 ст. 79 УК РФ отсылочная, и предусмотренные обязанности более подходят для условно осужденных (ч. 5 ст. 73 УК РФ). С таким положением нельзя согласиться, т. к. институты условно-досрочного освобождения и условного осуждения по сути и основаниям применения различны, а потому и обязанности для условно-досрочно освобожденных должны быть специфичные. В ст. 79 УК РФ следует предусмотреть требования, учитывающие особенности применения условно-досрочного освобождения и тот факт, что лицо уже отбывало наказание и претерпело ряд правоограничений, например, прошло курс необходимого лечения.

При этом суду предоставлено право, а не обязанность ограничения прав осужденного. "Открытый список" этих требований, их предположительный характер, с одной стороны, дает широкую возможность использовать их для индивидуального подхода к каждому осужденному и совершенному деянию, т. к. заранее невозможно предусмотреть уголовно-правовые и общественные средства воздействия, необходимые для закрепления исправления осужденного.

Вместе с тем, отсутствие четко закрепленных в законе правоограничений создает возможность неконтролируемого судейского усмотрения, ограниченного лишь правосознанием самого судьи. Необходимо учитывать реальную возможность исполнения обязанности, например, наличие денег на проезд из сельской местности для регистрации, или свободных рабочих мест. За введение исчерпывающего перечня конкретных обязанностей высказывались и др. авторы Хегай Л.В. Испытательный срок при условно-досрочном освобождении от наказания. // Вестник МГУ. Серия 11, Право. - М., 1982. - № 4. - С. 52-57.

Малин П.М. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы. Автореф. дисс. канд. юр. наук. - Рязань, 2000. - С. 20-21..

Исходя из анализа практики реализации условно-досрочного освобождения, можно предложить следующий перечень обязанностей, устанавливаемых условно-досрочно освобожденным:

  • ? трудоустроиться или встать на учет в службе занятости в течение месяца после условно-досрочного освобождения;
  • ? не менять места работы и жительства без уведомления контролирующего органа;
  • ? не покидать жилище с 22.00 до 6.00 часов, если это не связано с выполняемой работой;
  • ? осуществлять материальную поддержку семьи;
  • ? не менее 2-х раз в месяц являться на регистрацию в контролирующий орган;
  • ? воздерживаться от общения с лицами, заведомо для него занимающимися преступной деятельностью или осужденными за совершение преступлений;
  • ? возместить причиненный ущерб;
  • ? не посещать места распития спиртных напитков;
  • ? оказывать содействие сотруднику контролирующего органа в проведении воспитательных и контролирующих мероприятий.

Во избежание нарушения прав условно-досрочно освобожденных список применяемых условий должен быть исчерпывающим и не подлежать расширительному толкованию, т. к. любые условия тем или иным образом ограничивают свободу и права условно-досрочно освобожденных. Необходимо, чтобы любое ограничение основывалось только на законе, а не на усмотрении судебных или административных органов. При этом возложение обязанностей на осужденных следует осуществлять на принципах индивидуализации исправительного воздействия, в каждом конкретном случае устанавливая определенный круг обязанностей, способствующих закреплению исправления конкретного осужденного и его ресоциализации.

В этой связи можно предложить формулировку ч. 2 ст. 79 УК РФ, предусматривающую следующие обязанности:

"2. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного следующие обязанности: трудоустроиться или встать на учет в службе занятости в течение месяца после освобождения; не менять места работы и жительства без уведомления контролирующего органа; не покидать жилище с 22.00 до 6.00 часов, если это не связано с выполняемой работой; не менее 2-х раз в месяц являться на регистрацию в контролирующий орган; воздерживаться от общения с лицами, заведомо для него занимающимися преступной деятельностью; осуществлять материальную поддержку семьи; возместить причиненный ущерб; не посещать места распития спиртных напитков; оказывать содействие сотрудникам контролирующего органа в проведении воспитательных и контролирующих мероприятий".

Определяя условия досрочного освобождения, не следует забывать, что они только тогда возымеют должный эффект и станут способствовать исправлению и ресоциализации освобожденных, если их применение будет сопровождаться постоянными мерами контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными.

Период, непосредственно следующий за освобождением, является самым ответственным в становлении освобожденного на честный жизненный путь. Суд должен установить за ним контроль, имеющий целью закрепление результатов исправления, достигнутых в исправительном учреждении. Контроль должен осуществляться специально уполномоченным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений. Только в России требования закона и реальное положение дел не всегда сопоставимы. Если поведение условно осужденных контролирует уголовно-исполнительная инспекция, то условно-досрочно освобожденные остаются фактически бесконтрольными. В России нет никакого специализированного органа по контролю за такими лицами. Право суда возлагать на освобождаемых определенные обязанности реально не обеспечивается полномочиями государственного органа контролировать их соблюдение. На практике контроль специализированного государственного органа выглядит как административный учет лиц, имеющих судимость. Этот учет ведут участковые инспектора по месту постоянного жительства освобожденного лица на основании приказа МВД РФ. Они не проверяют соблюдение осужденными обязанностей, зачастую даже не имеют копии постановления суда об условно-досрочном освобождении. Такой контроль неэффективен, и условно-досрочное освобождение не достигает своих целей и теряет всякий смысл.

По смыслу уголовно-правовой реформы такими контролирующими органами должны были стать уголовно-исполнительные инспекции, ведь они осуществляют аналогичную деятельность в отношении лиц, осужденных условно, и женщин, осужденных с отсрочкой отбывания наказания. Однако в принятом в 1997 г. "Положении об уголовно-исполнительных инспекциях" подобной задачи по контролю за условно-досрочно освобожденными нет, а значит, нет названного в УК РФ специализированного государственного органа.

Кроме того, меры контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно, весьма специфичны, но не отражены в законе: не определены порядок осуществления контроля, полномочия уголовно-исполнительных инспекций, меры воздействия на условно-досрочно освобожденных в случае нарушения условий освобождения, ответственность данной категории лиц. Вместе с тем УИК РФ признает необходимость законодательной регламентации осуществления мер контроля за лицами, осужденными условно, и посвящает этому 8 раздел.

В соответствии с вышесказанным, считаем необходимым изменить название раздела 8 "Контроль за условно осужденными" на "Контроль за условно осужденными и условно-досрочно освобожденными" и дополнить главой 25 "Осуществление контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно". В этой связи следует также внести изменения в Положение об уголовно-исполнительных инспекциях в части предоставления им полномочий по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных.

Наделение уголовно-исполнительных инспекций полномочиями по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных являлось бы тем важным промежуточным звеном между отбыванием наказания в исправительном учреждении и полноценной жизнью после отбывания наказания. Именно в части контроля над исполнением обязанностей освобожденными условно-досрочно институты условно-досрочного освобождения, условного осуждения и отсрочки исполнения наказания должны быть схожи. Такое положение существует в большинстве зарубежных государств и реализуется в рамках института пробации. Изучение зарубежного опыта в области применения условно-досрочного освобождения показало, что многие наши предложения по совершенствованию Российского законодательства уже апробированы и успешно применяются во многих странах.

Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных на постпенитенциарной стадии, которая охватывает при УДО период времени с момента досрочного освобождения осужденного до момента истечения неотбытой части наказания, осуществляет специализированный государственный орган, которым является уголовно-исполнительная инспекция.

При этом в УИК и подзаконных нормативных актах, принятых в развитие содержащихся в нем положений, вопросы контроля за условно-досрочно освобожденными не урегулированы. Так, в Положении «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности» утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16июня 1997 г. (с изм. от 20 февраля 1999 г.) контроль за поведением условно-досрочно освобожденных в числе прочих задач уголовно-исполнительных инспекций не значится. Нет указания на такого рода контроль и в Инструкции «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Министерства Юстиции от 20 мая 2009 г. Поэтому видится необходимым дополнить указанные законодательные акты нормами, которые регулировали бы контроль за условно-досрочно освобожденными.

В уголовно-исполнительном законодательстве регламентирован лишь контроль за условно осужденными (ч. 1 ст. 187 УИК РФ). Однако, исходя из того, что правовое положение условно-досрочно освобожденных, по сути, аналогично таковому и у условно осужденных, то и контроль за ними должен осуществляться одним и тем же органом. При этом в ч. 2 ст. 87 УИК РФ отмечается, что к осуществлению контроля условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Действительно, в соответствии с п. 26 ст. 12 Закона «О полиции» от 07 февраля 2011 г, полиция обязана осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами освобожденными из мест лишения свободы установленных для них судом запретов и ограничений (п. 18 ст. 10 Закона от 18 апреля 1991 г. (в ред. от 15 июля 2009 г.) «О милиции»). В соответствии с п. 9.15 Инструкции «По организации деятельности участкового уполномоченного», утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. такой контроль возложен на участковых уполномоченных милиции. Приказом МВД РФ от 30 марта 2006 г. «О внесении изменений в Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900» положения указанной Инструкции были дополнены обязанностью участкового уполномоченного милиции заводить учетно-профилактические дела на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, а также разъяснен порядок заведения, хранения, ведения и сдачи учетно-профилактических дел. Как отмечает Т.Ю. Конькова необходимость внесения этих изменений возникла в связи с тем, что без заведения таких дел и приобщения к ним характеризующих материалов на осужденного, совершившего нарушение общественного порядка или уклоняющегося от исполнения обязанностей было невозможно направить представление в суд об отмене досрочного освобождения под условием.



Таким образом, анализ статьи 187 УИК РФ дает основание полагать, что контроль за условно-досрочно освобожденными осуществляет и уголовно-исполнительная инспекция и участковый уполномоченный милиции. При этом необходимо иметь в виду, что содержание деятельности органов внутренних дел по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных существенно отличается от содержания контролирующей деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Органы внутренних дел в лице участковых уполномоченных выполняют контрольно-профилактические функции (профилактика правонарушений, новых преступлений) Инспекции же выполняют функции контрольно-исполнительные. Соответствующая обязанность органов внутренних дел, отмечает П.Н. Панченко, возникает не в связи с уголовно-исполнительным правоотношением, возникшем ввиду обвинительного приговора и необходимости исполнения наказания, а в связи с уголовно-профилактическим правоотношением, появление которого связано с судимостью лица. Если уголовно-исполнительная инспекция выполняет в основном контрольно-исполнительные функции, то органы внутренних дел именно контрольно-профилактические, имеющие целью недопущения (предупреждение) подобных фактов. Исходя из сказанного, указанные органы должны взаимно содействовать друг другу в достижении общих правоохранительных целей, каковыми являются противодействие преступлениям и обеспечение правопорядка.



В настоящее время условно-досрочно освобожденные обязаны не реже одного раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей. Уголовно-исполнительные инспекции правомочны вызывать условно-досрочно освобожденных для проведения, к примеру, профилактических бесед, дачи разъяснений по различным вопросам.

В целях повышения эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными Т.Ф. Минязева предлагает активно использовать положительный опыт ряда зарубежных государств в этой области (Англии, Бельгии, Франции). В частности, автор видит целесообразным внедрение в практику работы уголовно-исполнительных инспекций электронных браслетов, по типу радиопередатчиков, которые обязаны носить условно-досрочно освобожденные на протяжении всего срока неотбытой части наказания. Данные устройства смонтированы таким образом, что позволяют определять местонахождение лица в любое время суток, а в программу, обеспечивающую их системное функционирование, закладываются допустимые маршруты передвижения условно-досрочно освобожденного (на работу, в магазин или школу). Отклонение лица от заданных маршрутов, равно как и попытка избавления от этого браслета фиксируется на пульте дежурного.

Думается, использование подобного рода изобретений не способно в полной мере выявить действительное поведение условно-досрочного освобожденного в процессе осуществления над ним контроля. Дело в том, что применение рассматриваемых приборов изначально моделирует именно правомерное поведение лица, причем правомерное на безальтернативной основе. У осужденного с электронным браслетом по существу нет возможности сделать выбор на основании нескольких альтернатив поведения, а следовательно, с его стороны будет отсутствовать и такой показатель поступка, как борьба мотивов.

Одна ситуация, когда условно-досрочно освобожденный не покидает место жительства в вечернее время, заведомо зная, что о его поведении тут же станет известно контролирующему органу. Вряд ли в подобных условиях он вообще на это отважится. И совсем другой случай, если лицо не нарушает вышеуказанный запрет, не находясь под постоянным надзором. Имея определенную альтернативу поведения, субъект сталкивается с более сложной дилеммой и, если при данных обстоятельствах он все-таки исполняет возложенную судом обязанность, то это свидетельствует о формировании у него положительных поведенческих установок. Поэтому вывод об окончательном исправлении условно-досрочно освобожденных, думается, будет верным лишь при условии наличия у них свободы выбора в поведении. Обеспечение же повышения качества контроля возможно, например, путем сбора информации о поведении лица (на работе, в школе, по месту жительства) представителями уголовно-исполнительной инспекции.