Безопасность на железной дороге. Открытый классный час по бжд Классный час на тему безопасная железная дорога

Методическая разработка

мероприятия по ПДД

Классный час

Тема: Безопасное поведение на железной дороге.

«Правила соблюдать – беду миновать!

Цель: осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге.

Основные задачи:

1. Ознакомление с основными причинами травматизма на железной дороге;

2.Расширение знаний учащихся о некоторых объектах железной дороги (железнодорожный переезд, шлагбаум, настил, локомотив);

3. Составление памятки «Правила поведения на железной дороге»;

4. Развитие внимания, памяти, мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), речи;

5. Закрепление умений работать с информацией;

6. Развитие коммуникативных навыков.

Продолжительность занятия: 60 минут

Форма организации – классный час (с предварительной подготовкой)

Материально – техническое оснащение:

ПК, электронный носитель, экран для показа слайдов, презентация, музыкальный центр, диск mp3 «Голубой вагон» (сл. Э.Успенского, муз. В.Шаинского), видеоролик «На пути железнодорожном будь предельно осторожным»;

Реквизит:

модель светофора на переезде, форма дежурного по переезду, флажок жёлтого цвета, картинки железнодорожных знаков, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», карточки с напечатанными словами, результаты игры «Ассоциация», толковые словари, «продукты» решения проектной задачи, конверты с заданием «Ситуация», шариковые ручки, листы А-4.

I. Организационный этап.

Дети заходят в класс. Рассаживаются по группам. Класс оформлен. На доске: картинка с изображением поезда, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», картинки дорожных знаков, результаты игры «Ассоциация», карточки со словами: «машинист», «локомотив», «пассажир», «вагон», «шлагбаум», «настил». На столах: толковые словари, «продукты» решения проектной задачи, конверты с заданием «Проблемная ситуация».

II. Актуализация знаний и представлений.

1. Дети читают (с экрана) загадку и отгадывают её:

«Мчится, мчится железный конек!

По железу железо гремит.

Пар клубится, несется дымок;

Мчится, мчится железный конек,

Подхватил, посадил да и мчит…»

Как вы догадались? (объяснения детей)

2. Работа с толковым словарем. Лексическое значение слова: «поезд».

III. Создание эмоционального настроя.

Вспомните и назовите детские песенки, мультфильмы, связанные с железной дорогой. (звучит песня В. Я. Шаинского «Голубой вагон»)

Кто из вас уже совершал поездки на поезде? (рассказы детей по впечатлениям)

IV. Самоопределение к деятельности.

1. Рассказ учителя.

- Железная дорога - удобный вид транспорта, которым пользуются многие люди каждый день.

- Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы.

- Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом.

- В 2012 году исполнилось 175 лет Российской железной дороге. За эти годы заметно улучшилась работа Российских железных дорог. Значительно увеличилась скорость движения поездов. На большинстве участков железных дорог она достигает 140 км/ч. Сократилось время нахождения пассажиров в пути, быстрее происходит доставка грузов.

- Одновременно появилось много опасностей для человека. Каждый день мы слышим и узнаем о трагических ситуациях, которые происходят на железной дороге. Получают травмы и даже погибают люди: взрослые и дети.

2. Определение темы. (поиск подсказок: плакаты, карточки со словами, результаты игры «Ассоциация», картинки с дорожными знаками). Формулировка темы по группам.

3. Целеполагание.

Учащимся предлагается определить цель занятия. (фронтальный опрос)

- Железная дорога является зоной повышенной опасности.

- Сегодня мы поговорим о правилах поведения на железной дороге.

«Правила эти железнодорожные -

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно,

В жизни помогут они обязательно».

V. Основной этап.

1. Коллективная работа. «О поездах»

Скажите, какие поезда вам известны? (ответы детей)

Что общего есть у поездов?

Уточнение понятий: «машинист», «пассажир», «локомотив», «вагон», (карточки с напечатанными словами)

На железной дороге работают люди разных профессий.

Догадайтесь, кто так говорит о себе?

Выступают ученики (в спецодежде):

Ученик 1.

« Мы, усталость позабыв,

Не спуская с рельс внимания,

Вместе поведём локомотив,

Уложившись в сроки расписания».

(Машинист и помощник машиниста - локомотивная бригада)

Ученик 2.

« Я – вежливый, добрый, но строгий –

Работник железной дороги.

Встречаю я вас на перроне

И с вами поеду в вагоне». (проводник)

Ученик 3.

« Я - пропускаю поезда,

Знаю всё - кому куда.

Приму поезд и отправлю,

Зря на месте не оставлю». (дежурный по станции)

Ученик 4.

«Вам безопасный всем проезд

Мой обеспечит переезд,

Вы звука слушайте сигнал

И уважайте персонал!» (дежурный по переезду)

Ученик 5

«Мы работаем не в кабинете,

Наше место – отрезок пути,

Можем много мы километров

С инструментом в руках пройти.

Мы выносливы и закалены,

Мы решительны и тверды,

Исправляем поломки на рельсах,

Чтоб в поездках не вышло беды». (Монтеры пути)

2. Работа в группах. «Правила пассажиров в электричке».

Отгадайте:

«Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая?» (дети называют: электричка)

Многие из вас уже ездили в электричке. Назовите основные правила пассажиров. (дети в группах совещаются, записывают на листках правила, представители групп зачитывают)

3. Коллективная работа. «Опасные ситуации на железной дороге».

Выясним, что может привести к травмам на железной дороге? (подготовленные дети читают наизусть стихи – подсказки, другие ученики высказывают версии, которые записываются на доске)

Ученик 1 . «Игры на дороге»

«На дороге две дворняжки

Разыгрались в догонялки:

Позабыв про электричку,

Догоняет брат сестричку!

Рассердился очень папа

И детей отшлёпал лапой»!

Ученик 2. «Высовывание в окно»

«Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, -

Высунул голову Ослик в окошко.

Что же ты делаешь?! Вот озорник!

Сядь-ка на место, - сказал проводник, -

Впредь так не делай, Осёл, никогда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

Ученик 3 . « Переход дороги в неустановленном месте »

«Эй! Не трусь, скорей за мной:

Через рельсы - по прямой!

Здесь гораздо путь короче!

Поезд близко? Перескочим!

Нет, друзья, - ответил Дрозд, -

Безопасно - через мост!»

Ученик 4. «Подлезание под вагоны»

«- Я в обход, - сказал Зайчишка, -

Ты рискуешь жизнью, Мишка.

В это самое мгновенье

Вдруг объявят отправленье,

Поезд тронется, тогда -

Неминуема беда».

«Хождение по путям»

Что ещё может привести к травмам на железной дороге? (фронтальный опрос) Дети высказывают свои версии. (Предполагаемые ответы: спрыгивание с платформы, пробегание перед идущим поездом, невнимательность, неумение правильно оценить расстояние до поезда...)

4. Рассказы старшеклассников « О железнодорожном переезде»

Где же разрешено переходить железную дорогу? (предположения детей)

На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.

Значения слов: « шлагбаум», «настил» (фронтальный опрос)

Послушайте сообщения.

Рассказывают старшеклассники.

Старшеклассник 1.

Рассказ о регулируемом переезде.

- « Движением на регулируемом переезде управляет техника (шлагбаум, светофор) или люди (дежурный по переезду)

Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора, слышится звуковой сигнал. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.

Дорожный знак « Железнодорожный переезд со шлагбаумом» - белый треугольник с красной каймой, в середине которого нарисован короткий заборчик».

Что надо сделать, чтобы пройти через регулируемый переезд? (ответы учащихся)

Старшеклассник 2.

Рассказ о нерегулируемом переезде.

- «Если нет шлагбаума и светофора, либо светофор не горит (отключен) и нет дежурного по переезду, такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым , т.е. им никто не управляет (ни автоматика, ни люди). На переезде без шлагбаума может быть установлен светофор.

Внутри треугольника изображен паровоз - этот знак обозначает нерегулируемый « Железнодорожный переезд без шлагбаума ».

Как правильно переходить нерегулируемый переезд? (спрашивает у детей). Ответы.

VI. Представление проектов.

На территории железной дороги размещено много предостерегающих плакатов с надписями. (Дети читают надписи на плакатах)

Вы работали над проектом «Как предостеречь пассажиров от опасности?»

Группы представляют «продукты» решения проектной задачи.

VII. Физкультминутка.

Ролевая игра «На переезде»

VIII. Закрепление знаний. Самостоятельная работа в группах. «Ситуация» (задания записаны на листках)

(учащимся в группах предлагается обсудить ситуацию, представители групп высказывают коллективное мнение - решение проблемы)

Ситуация 1.

«Лена и Оля – подруги. Набрав целые корзины грибов, они возвращались из леса. Идти было тяжело: цепляли кусты, трава, да и корзины нелегки. Девочки решили, что легче пройти вдоль железной дороги, по шпалам и рельсам. Правы ли они?

Ситуация 2.

«Миша и Коля на электричке приехали в деревню к бабушке. Им надо было перейти на другую сторону железной дороги. Железнодорожный мост – высокий и идти до него надо в обратную сторону. А на железнодорожных путях тихо, только товарный поезд стоит. Мальчики подумали, что быстрее подлезть под вагоны состава и оказаться на другой стороне. Так ли это?»

Дополнительная информация: тормозной путь поезда в среднем составляет около тысячи метров. Поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.

Ситуация 3.

«Был жаркий летний день. Ребята отправились купаться. Чтобы добраться до места, им предстояло пройти через железнодорожный мост, который соединял один берег реки с другим. Мост был высокий, под ним громко шумела вода. А от движения поездов ещё и покачивался. Ребята решили, что безопаснее идти по участку земли, который находился между двумя железнодорожными путями. Какая опасность их ожидает?»

Дополнительная информация : Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.

IX. Рефлексия.

1 . Работа в группах. Создание памятки «Правила поведения на железной дороге»

(дети в группах записывают правила, представители групп зачитывают текст)

Примерная памятка:

- Переходить через пути нужно по мосту или по переходу;

- Не подлезайте под вагоны!

- Не устраивайте подвижных игр на платформе!

- Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!

- Переходите дорогу только в установленных для этого местах!

- Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!

- На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!

(выбирается лучшая памятка для оформления в «Классный уголок»

2. Рекомендации. Игра «Детская железная дорога» - хорошее средство для повторения правил безопасного поведения на железной дороге.

X. Просмотр видеоролика «На пути железнодорожном будь предельно осторожным».

XI. Итог занятия.

- Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. (слайд 31) Хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Берегите себя!

XII. Творческое задание на дом.

- Продолжите работу дома. Придумайте и запишите небольшой рассказ

Классный руководитель

Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Только в столичном регионе пригородные поезда перевозят в сутки почти человек. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

Зачастую всплеск детского травматизма приходится на летнее время, когда многие ребята оказываются предоставленными сами себе. Другой причиной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.

Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?

Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя - просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?

Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плейера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?

- Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?

Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

- Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему?

Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

- Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?

Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

Нет ничего важнее человеческой жизни. Будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде , скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете

Знаешь ли ты, что: Поезда бывают разные: пассажирские, товарные, ближнего и дальнего следования.
Поезда состоят из локомотива (тепловоза или электровоза) и вагонов.
Поездом управляет машинист. Он руководствуется специальным светофором.
Железнодорожный переезд
Если перед настилом переезда есть шлагбаум и светофор (и может быть еще дежурный по переезду), это регулируемый переезд. Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.
Такой светофор может быть установлен на переезде без шлагбаума. Если нет шлагбаума и светофора, либо светофор не горит и нет дежурного по переезду, такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым.
В таком случае надо переходить железнодорожный переезд, руководствуясь следующими правилами:
Товарный поезд
2. Подойти к настилу на железнодорожных путях, сосредоточиться и сказать себе мысленно: «Будь осторожен».
2. Посмотреть во все стороны и прислушаться - не слышен ли звук приближающегося поезда, посмотреть назад - нет ли машин, затем еще раз налево и направо, и только тогда переходить железнодорожные пути.
Нельзя переходить пути, если виден приближающийся поезд. Запрещается выходить на переезд при закрытом или начинающем опускаться шлагбауме, независимо от сигнала светофора.
НА ЭЛЕКТРИЧКЕ
Электричка движется с большой скоростью и имеет больше вагонов, чем трамвай. А значит, быстро остановить её трудно. Тормозной путь электрички намного длиннее, чем у трамвая. Перебегать железнодорожные пути, когда по ним едет электричка, очень опасно и недопустимо! Останавливаются электрички у специальных посадочных площадок - платформ. Они довольно высоко подняты над землёй.
Вести себя на платформе надо очень осторожно. Запрещается стоять на самом краю платформы и садиться на её ограждения. Не следует подходить к краю платформы, чтобы посмотреть, не идёт ли электричка. Тебя могут нечаянно толкнуть, и ты упадёшь на рельсы.
Не стоит бегать и играть на платформе. Ты можешь случайно толкнуть других людей. Могут толкнуть тебя. Последствия бывают очень тяжёлыми.
Электрички подходят к платформе на большой скорости, а те, которые не останавливаются у данной платформы, проезжают мимо неё очень быстро. Если вести себя неосторожно, электричка заденет или собьёт тебя.
Осторожным надо быть при посадке в вагон электрички и при выходе из него. Ведь между платформой и вагоном есть пространство. Во время толчеи можно оступиться и случайно упасть в это пространство. А ещё закрывающиеся автоматически двери могут плотно зажать твою ногу или руку, а электричка может в этот момент поехать и потащить тебя за собой.
В вагоне электрички надо вести себя так же, как и в любом другом виде общественного транспорта . Выходи из электрички спокойно, без суеты и постоянно помни очень важное правило: Переходить железнодорожные пути можно только по надземному или подземному переходу.
Нельзя стоять возле путей или идти вдоль железнодорожного полотна. Поезд идет с такой скоростью, что поток воздуха может втянуть пешехода под вагон. При движении поезда летят камни, которые могут ударить пешехода.
Запомним правила перехода через железную дорогу:
1. Посмотреть налево, направо, если нет приближающегося поезда, можно переходить
2. Если только что проехал поезд, посмотреть, не идет ли встречный поезд, его можно не заметить, из-за шума уходящего поезда.
2. Не переходить под вагонами, поезд. Может тронуться в любой момент.
2. Не отставать от родителей.
2. Переходить железнодорожные пути по специально проложенным дорожкам.

Контрольные вопросы

1.
Расскажите о правилах поведения на железной дороге.

2.
Где можно переходить железнодорожные пути?

3.
Какие правила необходимо соблюдать при переходе охраняемого железнодорожного переезда?

4.
Какие правила необходимо соблюдать при переходе неохраняемого железнодорожного переезда?


Беседа

Тема: Безопасное поведение на железной дороге.

Цель:

  • осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге;
  • познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на железной дороге .

Ребята, я приготовила для вас загадки, отгадав их, вы узнаете, чему сегодня будет посвящен наш классный час.

Я зашел в зеленый дом,
Но недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом…
(Поезд)

Не ёж, а пыхтит, не змея, а ползет.

(Паровоз)

Эта лесенка лежит,
А паровоз по ней бежит.
(Железная дорога)

Они бывают разные -
Зеленые и красные.
Они по рельсам вдоль бегут,
Везде встречают их и ждут.
(Вагоны)

Серебрятся два Ужа.

Переливаясь и дрожа.

По Ужам несётся Поезд,

Ни о чём не беспокоясь.

(Рельсы)

Работник этот хоть куда!
Сопровождает поезда.
(Железнодорожник)

Пассажиров он встречает

Их билеты проверяет,

Говорит, куда пройти,

Чаем потчует в пути.

(Проводник)

Посмотрите внимательно на отгадки, как можно назвать наш классный час?

Безопасное поведение на железной дороге.

Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Только в столичном регионе пригородные поезда перевозят в сутки почти 500 000 человек.

Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы. Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом.

Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

Как вы думаете, почему так важно говорить о правилах на ж\д?

Причиной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых и детей, незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории. Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя – просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плеера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае? Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно? Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса. Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами. Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

Я предлагаю вам, посмотреть мультфильмы о правилах поведения на ж\д.

О каких правилах шла речь?

Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?

  • Переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах.
  • Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда.
  • Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума. Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни – это самое ценное.
  • Обращаемся именно к детям: будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога – не место для игр.
  • Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах – ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!
  • Приближаясь к железной дороге – снимите наушники – в них можно не услышать сигналов поезда!
  • Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом.
  • Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Опасно – безопасно » и проверим, как вы усвоили эти правила . Я буду называть разные ситуации, а вы будете определять опасные они или безопасные . Если опасные, вы качаете головой, если безопасные – хлопаете.

Дима играет в мяч на платформе;

Коля в зале ожидания ждет поезд;

Саша идет по рельсам;

Катя переходит железнодорожные пути по пешеходному настилу;

Дети играют в прятки. Маша спряталась под вагон, чтобы её не нашли;

Мальчики бросают камни в окна проходящего поезда

Молодцы ребята, хорошо запомнили правила безопасного поведения на железной дороге .

Конкурс рисунков по правилам. Работы вывешиваются на доску и комментируются.


классный руководитель: Шпиллер Л.Б.

Классный час: «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Цель мероприятия: проверить и закрепить знания по правилам поведения на объектах железнодорожного транспорта.

Задачи:

  • Рассмотреть причины детского травматизма на железнодорожном транспорте;
  • Обсудить и закрепить правила поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры;
  • Воспитывать у учащихся культуру поведения на железнодорожных путях.

Оборудование: иллюстрации, карточки.

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, не только в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, которое они нередко проводят в местах повышенной опасности, в том числе вблизи железнодорожного полотна, но и в период учебного процесса, когда дети вынуждены добираться до учебных заведений по железной дороге.

Основными причинами несчастных случаев с детьми на объектах железнодорожной инфраструктуры по-прежнему остаются:

Отсутствие контроля со стороны родителей за местонахождением детей;
- хождение по железнодорожным путям в неустановленных местах, а также в наушниках;
- подвижные игры на объектах ОАО « РЖД »;
- приближение к контактной сети на расстояние ближе двух метров;
- нахождение в состоянии алкогольного опьянения.

Совершенно обоснованно называют железную дорогу зоной повышенной опасности .

Техническое совершенствование Российских железных дорог также не стоит на месте, ее стремительное развитие позволило значительно повысить вес и скорость движения поездов.
На большинстве участков железных дорог скорость поездов достигает до 140 км/ч . При огромных объемах перевозок, высокой интенсивности и повышенных скоростях движения поездов железные дороги являются зоной повышенной опасности .
Однако очень часто некоторые из вас, забывая об опасности, позволяют себе играть вблизи железнодорожных путей, станций, бросать снежки, камни и другие предметы в проходящие пассажирские поезда, подкладывать посторонние предметы на рельсы перед движущимся поездом, кататься на велосипедах, роликах, скейтах, санках и сноубордах. Устраивая подвижные игры на территории объектов железнодорожного транспорта, вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но жизнь и здоровье окружающих людей, локомотивной бригады и пассажиров, едущих в поезде.
Вы уверены, что услышав сигнал, поданный машинистом, успеете отойти в безопасное место. Увы, многие из вас за такую самоуверенность расплачиваются жизнью, а оставшиеся в живых получают тяжелейшие травмы, делающие их инвалидами.
Напоминаем вам, что нахождение на железнодорожных путях, переход их в не установленных местах, озорство, хулиганство и необдуманные поступки всегда связаны с риском и опасностью для жизни, во избежание чего вам необходимо строго соблюдать установленные на железных дорогах правила безопасного поведения.

Выписка из Правил нахождения граждан на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта

Переходить железнодорожные пути можно только в установленных местах , пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами.

На станциях, где мостов и тоннелей нет, граждане должны переходить железнодорожные пути по настилам , а также в местах, где установлены указатели «Переход через пути».

Запрещается переходить пути на железнодорожных переездах при закрытом шлагбауме или показании красного сигнала светофора переездной сигнализации.

При переходе через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда , локомотива или вагонов.

Ходить по железнодорожным путям категорически запрещается!

Переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 м - запрещаетс я.

Запрещается переходить железнодорожные пути менее чем за 10 минут до прохода скоростного поезда.

Запрещается проходить вдоль железнодорожных путей ближе 5 метров от крайнего рельса

Запрещается в охранных зонах контактной сети набрасывать на провода контактной сети, опоры и приближать к ним посторонние предметы , а также подниматься на опоры.

He использовать наушники и мобильные телефоны при переходе через железнодорожные пути!

А также

Не заходи за линию безопасности у края пассажирской платформы!

Не прыгай с пассажирской платформы на железнодорожные пути!

Не поднимайся на крыши вагонов поездов!

Некоторые факты

Для остановки поезда , движущегося со скоростью 60-70 км/ч, необходимо 600-700 метро в. Масса локомотива превышает 500 тонн, а грузового состава – 5 тысяч тонн!

Напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт

Поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров . А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд

Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя : каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду . И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса

Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн , при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время

Запрещается:

  • ходить по железнодорожным путям;
  • переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров;
  • на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь;
  • проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса;
  • подлезать под закрытый шлагбаум на железнодорожном переезде, а также выходить на переезд, когда шлагбаум начинает закрываться;
  • заходить за линию безопасности у края пассажирской платформы.

Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте:

  1. Переходить железнодорожные пути только в установленных местах, переходить железнодорожные пути по настилам, а также в местах, где установлены указатели «Переход через пути».
  2. Перед переходом через пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива, вагонов.
  3. При приближении поезда, локомотива или вагонов следует остановиться, пропустить их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход.
  4. Подходя к железнодорожному переезду, внимательно следить за световой и звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума. Переходить пути можно только при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, прежде чем перейти пути, необходимо убедиться, не приближается ли к переезду поезд, локомотив или вагон.

Https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правила безопасного поведения н а железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт - удобный, безопасный, быстрый и доступный вид сухопутного транспорта.

Первая железная дорога в России была открыта в 1837 году. Она связывала Санкт – Петербург, Царское Село и Павловск.

Не высовывайся из вагона во время движения поезда. Не загромождай проходы вещами. Держись за поручни во время движения поезда.

Переходи железнодорожное полотно только в установленных местах. Не подходи близко к краю платформы. Не прыгай на рельсы с платформы.

Не играй на путях и не ходи по ним. Не подкладывай под рельсы предметы. Не провози с собой опасные предметы, которые могут травмировать пассажиров.

Не пытайся перебраться на другой путь под вагонами. На остановках не отходи от поезда. Не забирайся на опоры линии электропередач.

Не трогай стоп-кран без необходимости. Не открывай наружные двери во время движения поезда. Будь вежлив с пассажирами и работниками поезда. При ЧС в вагоне – не паникуй, следуй инструкциям проводника.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ: Силовая тяговая установка. Возвышенное место для пассажиров. Неконтролируемый процесс горения. Город – начало железной дороги в России. 5. Электропоезд не дальнего следования. Пересечение железной и автомобильной дорог. Он совершает поездку. ПО ВЕРТИКАЛИ: Вывод людей в безопасное место. Помещение для ожидания поезда. Работник ж/ д транспорта. Состав из вагонов и локомотива. Часть ж/ д полотна. Помещение в вагоне поезда. Дорога. Несамоходное транспортное средство, движущееся по рельсам. Путь по определённому маршруту.

СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!


МКОУ СОШ № 9

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Безопасное поведение на железной дороге»

Учитель: ПирмурадоваБариятАгаховна

г. Кизляр 2018-2019 уч. год

Тема: Безопасное поведение на железной дороге.

«Правила соблюдать – беду миновать!

Цель : осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге.

Основные задачи:

1. Ознакомление с основными причинами травматизма на железной дороге;

2.Расширение знаний учащихся о некоторых объектах железной дороги (железнодорожный переезд, шлагбаум, настил, локомотив);

3. Составление памятки «Правила поведения на железной дороге»;

4. Развитие внимания, памяти, мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), речи;

5. Закрепление умений работать с информацией;

6. Развитие коммуникативных навыков.
Организационный этап.
1. Дети читают загадку и отгадывают её:
«Мчится, мчится железный конек!
По железу железо гремит.
Пар клубится, несется дымок;
Мчится, мчится железный конек,
Подхватил, посадил да и мчит…»
- Как вы догадались? (объяснения детей)

Вспомните и назовите детские песенки, мультфильмы, связанные с железной дорогой. (звучит песня В. Я. Шаинского «Голубой вагон»)

Кто из вас уже совершал поездки на поезде? (рассказы детей по впечатлениям)
Самоопределение к деятельности.

    Рассказ учителя.

    Железная дорога - удобный вид транспорта, которым пользуются многие люди каждый день.

    - Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы.

    - Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом.

    - В 2012 году исполнилось 175 лет Российской железной дороге. За эти годы заметно улучшилась работа Российских железных дорог. Значительно увеличилась скорость движения поездов. На большинстве участков железных дорог она достигает 140 км/ч. Сократилось время нахождения пассажиров в пути, быстрее происходит доставка грузов.

    Одновременно появилось много опасностей для человека. Каждый день мы слышим и узнаем о трагических ситуациях, которые происходят на железной дороге. Получают травмы и даже погибают люди: взрослые и дети.

    Учащимся предлагается определить цель занятия.
    - Железная дорога является зоной повышенной опасности.
    - Сегодня мы поговорим о правилах поведения на железной дороге.
    «Правила эти железнодорожные -
    Строгие очень, но вовсе не сложные,
    Ты их запомни, слушай внимательно,
    В жизни помогут они обязательно».

Основной этап.
1. Коллективная работа. «О поездах»
- Скажите, какие поезда вам известны? (ответы детей)
- Что общего есть у поездов?

Уточнение понятий: «машинист», «пассажир», «локомотив», «вагон», (карточки с напечатанными словами)
- На железной дороге работают люди разных профессий.
- Догадайтесь, кто так говорит о себе?
Выступают ученики (в спецодежде):

«Мы, усталость позабыв,
Не спуская с рельс внимания,
Вместе поведём локомотив,

Уложившись в сроки расписания».

(Машинист и помощник машиниста - локомотивная бригада)
Ученик 2.

«Я – вежливый, добрый, но строгий –
Работник железной дороги.
Встречаю я вас на перроне
И с вами поеду в вагоне». (проводник)

Ученик 3.
« Я - пропускаю поезда,
Знаю всё - кому куда.
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю». (дежурный по станции)

Ученик 4.
«Вам безопасный всем проезд
Мой обеспечит переезд,
Вы звука слушайте сигнал
И уважайте персонал!» (дежурный по переезду)
Ученик 5
«Мы работаем не в кабинете,
Наше место – отрезок пути,
Можем много мы километров
С инструментом в руках пройти.
Мы выносливы и закалены,
Мы решительны и тверды,
Исправляем поломки на рельсах,
Чтоб в поездках не вышло беды». (Монтеры пути)

2. Работа в группах. «Правила пассажиров в электричке».

Отгадайте:
«Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?» (дети называют: электричка)

Многие из вас уже ездили в электричке. Назовите основные правила пассажиров. (дети совещаются, записывают на листках правила, представители групп зачитывают)
3. Коллективная работа. «Опасные ситуации на железной дороге».

Выясним, что может привести к травмам на железной дороге? (– подсказки, другие ученики высказывают версии, которые записываются на доске)

Ученик 1. «Игры на дороге»
«На дороге две дворняжки

Разыгрались в догонялки:
Позабыв про электричку,
Догоняет брат сестричку!
Рассердился очень папа
И детей отшлёпал лапой»!

Ученик 2. «Высовывание в окно»
«Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, -
Высунул голову Ослик в окошко.
- Что же ты делаешь?! Вот озорник!
Сядь-ка на место, - сказал проводник, -
Впредь так не делай, Осёл, никогда,
Чтобы с тобой не случилась беда.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.
Ученик 3. «Переход дороги в неустановленном месте »

«Эй! Не трусь, скорей за мной:
Через рельсы - по прямой!
Здесь гораздо путь короче!
Поезд близко? Перескочим!
Нет, друзья, - ответил Дрозд, -
Безопасно - через мост!»

Ученик 4. «Подлезание под вагоны»
- Я в обход, - сказал Зайчишка, -
Ты рискуешь жизнью, Мишка.
В это самое мгновенье
Вдруг объявят отправленье,
Поезд тронется, тогда -
Неминуема беда».«Хождение по путям»

Что ещё может привести к травмам на железной дороге? (фронтальный опрос) Дети высказывают свои версии. (Предполагаемые ответы: спрыгивание с платформы, пробегание перед идущим поездом, невнимательность, неумение правильно оценить расстояние до поезда...)
4. Рассказы старшеклассников « О железнодорожном переезде»
- Где же разрешено переходить железную дорогу? (предположения детей)
- На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.

Значения слов: «шлагбаум», «настил» (фронтальный опрос)
- Послушайте сообщения.


Рассказ о регулируемом переезде.

- «Движением на регулируемом переезде управляет техника (шлагбаум, светофор) или люди (дежурный по переезду)
- Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора, слышится звуковой сигнал. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.
- Дорожный знак «^ Железнодорожный переезд со шлагбаумом» - белый треугольник с красной каймой, в середине которого нарисован короткий заборчик».
- Что надо сделать, чтобы пройти через регулируемый переезд? (ответы учащ

Рассказ о нерегулируемом переезде.

- «Если нет шлагбаума и светофора, либо светофор не горит (отключен) и нет дежурного по переезду, такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым, т.е. им никто не управляет (ни автоматика, ни люди). На переезде без шлагбаума может быть установлен светофор.

Внутри треугольника изображен паровоз - этот знак обозначает нерегулируемый «Железнодорожный переезд без шлагбаума».

Как правильно переходить нерегулируемый переезд? (спрашивает у детей). Ответы.
Представление проектов.
- На территории железной дороги размещено много предостерегающих плакатов с надписями. (Дети читают надписи на плакатах)
- Вы работали над проектом «Как предостеречь пассажиров от опасности?»

Группы представляют «продукты» решения проектной задачи.
Физкультминутка.

Ролевая игра «На переезде»

Закрепление знаний. Самостоятельная работа в группах. «Ситуация» (задания записаны на листках)

(учащимся в группах предлагается обсудить ситуацию, представители групп высказывают коллективное мнение - решение проблемы)

Ситуация 1.

«Лена и Оля – подруги. Набрав целые корзины грибов, они возвращались из леса. Идти было тяжело: цепляли кусты, трава, да и корзины нелегки. Девочки решили, что легче пройти вдоль железной дороги, по шпалам и рельсам. Правы ли они?
Ситуация 2.

«Миша и Коля на электричке приехали в деревню к бабушке. Им надо было перейти на другую сторону железной дороги. Железнодорожный мост – высокий и идти до него надо в обратную сторону. А на железнодорожных путях тихо, только товарный поезд стоит. Мальчики подумали, что быстрее подлезть под вагоны состава и оказаться на другой стороне. Так ли это?»

Дополнительная информация: тормозной путь поезда в среднем составляет около тысячи метров. Поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.
Ситуация 3.

«Был жаркий летний день. Ребята отправились купаться. Чтобы добраться до места, им предстояло пройти через железнодорожный мост, который соединял один берег реки с другим. Мост был высокий, под ним громко шумела вода. А от движения поездов ещё и покачивался. Ребята решили, что безопаснее идти по участку земли, который находился между двумя железнодорожными путями. Какая опасность их ожидает?»

Дополнительная информация: Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.

Рефлексия.

1.Работа в группах. Создание памятки «Правила поведения на железной дороге»

(дети в группах записывают правила, представители групп зачитывают текст)

Примерная памятка:
- Переходить через пути нужно по мосту или по переходу;
- Не подлезайте под вагоны!
- Не устраивайте подвижных игр на платформе!
- Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!
- Переходите дорогу только в установленных для этого местах!
- Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!
- На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!

2. Рекомендации. Игра «Детская железная дорога» - хорошее средство для повторения правил безопасного поведения на железной дороге.
X. Просмотр видеоролика «На пути железнодорожном будь предельно осторожным».
Итог занятия.

- Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное.Хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Берегите себя!

Творческое задание на дом.