Образовательный портал - все для студента юриста. Земские соборы К концу 17 века земские соборы

Земский собор - это орган сословного представительства.

Предпосылками для его появления послужили три обстоятельства:

  • и советы, как традиции истории России;
  • обострение межклассовой борьбы;
  • сложное положение страны на внешнеполитической арене, требующее для правительства поддержки в сословиях (не утверждающее и устанавливающее вече, а орган совещательного характера).

Цари, избранные Земским собором, - это практически все цари, правящие Русским государством, за исключением:

  • Ивана Грозного;
  • марионеточного Симеона Бекбулатовича;
  • «царицы на час» - вдовы Ирины Годуновой;
  • Федора 2-го Годунова;
  • двух самозванцев;
  • Федора 3-го Алексеевича.

Самым известным из избирательных стал Земский собор 1613 г., на нем был избран . Последними правителями, прошедшими эту процедуру, стали и Иван 5-й.

В 1649 г. состоялся Уложенный собор, имеющий особое значение: на нем было принято Соборное уложение.

Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей.

Законы, сформулированные в нем, сохранили значение закона Русского государства до 1-й половины 19-го в.

Создание Сборного уложения - это первая попытка сбора всех действующих правовых норм в единый свод законов. Основой для него послужили:

  • указные книги Поместного, Земского, Разбойного и остальных приказов;
  • коллективные челобитные дворян и посадских людей;
  • Кормчая книга;
  • Литовский статус 1588 г. и др.

На протяжении 16-17-го вв. созывалось немало соборов. Историк Черепнин перечисляет 57 соборов, при этом включает в них и три церковно-земских собора из-за присутствия на них земского элемента. Кроме того, вопросы религиозного характера, затрагиваемые на этих трех соборах, имели светское значение.

Историки единодушны в отношении первого Земского собора, но о прекращении созыва соборов единого мнения нет.

Одни считают последним Земский собор 1653 г. (о присоединении Украины к Русскому государству), после которого соборная деятельность стала менее активной и постепенно сошла на нет.

Другие считают, что последний собор состоялся в 1684 г. (о вечном мире с Польшей).

Земские соборы: условная классификация

Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе , высшее духовенство и представителей разных чинов (поместное дворянство и купечество). Ремесленники и крестьяне не присутствовали на нем.

Земские соборы подразделяют на полные и неполные. Во втором случае возможно абсолютное или частичное отсутствие «земского элемента», то есть поместного дворянства и посадских людей.

По роду деятельности соборы делят на совещательные и избирательные.

Если рассматривать общественно политическую значимость Земского собора, то можно выделить четыре группы:

  • соборы, которые были созваны царем;
  • соборы, созванные царем по инициативе сословий;
  • созыв сословиями;
  • избирательные - на царство.

Чтобы более полно понять роль соборов, рассмотрим еще одну классификацию:

  • соборы, созванные по вопросам реформ;
  • соборы, касающиеся внешнеполитической ситуации;
  • соборы, решающие вопросы внутреннего «устроения государства», подавления восстаний;
  • соборы Смутного времени;
  • избирательные соборы.

Классификация соборов дает возможность понять содержание их деятельности.

Земский Собор – высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины 16 до конца 17 века, собрание представителей всех слоев населения (кроме крепостных) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Земский Собор существовал в период сословно-представительной монархии. Последним Земским Собором принято считать собрание, состоявшееся в 1683-1684 годах по вопросу о «вечном мире» с Речью Посполитой.

В.О.Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С.Ф.Платонов считал, что земский собор - это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»:

1) Освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе

2) Боярской думы

3) Земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, а также по любым делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов - это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Периодизация Земских соборов:

История Земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г.

Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584-1610 года). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции , начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных Российских сил.



1610-1613 года. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти, решающий вопросы внутренней и внешней политики, принимающий Соборное уложение. Именно в этот период времени Земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

1613-1622 года. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

1632-1653 года. Соборы собираются сравнительно редко, для решения важных вопросов внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове. В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства - «Соборное уложение 1649 года».

1653-1684 года. Значение Земских соборов снижается. Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.

В 1684 году состоялся последний Земский собор в российской истории. Он решал вопрос о «вечном мире» с Речью Посполитой. После этого Земские соборы больше не собирались, что стало неизбежным результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма.

Состав Земского собора можно разделить на 4 группы:

Духовные лица – 32 человека (в эту группу входили: архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы)

Бояре и государевы люди – 62 человека (бояре, окольничие, государевы дьяке и другие высшие чиновники общим количеством 29 человек, в эту же группу входило 33 простых дьяков и приказных людей-представителей)

Военно-служивые люди – 205 человек (97 дворян первой статьи, 99 дворян и боярских детей второй статьи, 3 торопецких и 6 луцких помещиков)

Купцы и промышленники – 75 человек (эта группа состояла из 12 купцов высшего разряда, 41 человека простых московских купцов и 22 представителей торгово-промышленного класса, от них правительство ожидало советов, касающихся улучшения системы сбора налогов, ведения торгово-промышленных дел и так далее)

Значение Соборов.
С юридической точки зрения, власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан. Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы недовольство, а то и сопротивление. Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов. Если собор постановил, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение. Необходимо отметить качественное отличие Земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства.

Когда новое уложение было составлено комиссией, то оно было "чтено" на соборе и подписано выборными. Роль большинства выборных этим и ограничилась. Но некоторые приглашались в названную комиссию, работавшую, как известно, во время самого собора, и таким образом принимали непосредственное участие в составлены уложения. Эти выборные за свое участие в комиссии получили после даже особое вознаграждение. Мнения чинов, записанный дьяком, представлялись государю, который, по совещании с Боярской думой, клал решение. Решение это подписывалось членами собора и получало силу закона, носившего в таких случаях название "соборного приговора", или "соборного уложения". Решение не всегда совпадало с мнением чинов, так как мнение чинов не было обязательным для государя. Избирательные соборы, конечно, не идут в счет. Здесь решение собора - выбрать царя - могло быть только выражением мнения выборных.

На избирательных соборах, по древнерусскому обычаю, старались придти к "единомыслию". На других же соборах не видим правильной подачи голосов и большинства. Заканчивались соборы нередко обедами у государя, в Столовой избе, на которые приглашались вей выборные без различия. В таком порядке созывались и действовали земств соборы в XVII веке. Здесь, в противоположность XVI веку, очень заметно выступает на первый план выборное начало. Население действительно теперь выбирало от себя представителей, давало им руководство (наказы) и требовало от выборных защиты своих интересов. В этом главное и существенное отличие земских соборов XVII столетия от соборов XVI столетия. На них присутствовали подлинные представители народа. Поэтому только в соборах XVII века мы можем видеть действительное участие народа в управлении страной. О соборах XVI века нельзя этого сказать.

Во время заседаний земских соборов и перед ними населением городов подавались челобитья (просьбы) государю о своих нуждах. Такими челобитьями народ хотел заявить правительству и собору о своих нуждах и воздействовать таким путем на его рениение. Поэтому челобитья прекрасно дополняют картину соборной деятельности и помогают разобраться в вопросе о значении земских соборов. Насколько подобные челобитья, действительно оказывали влияние на правительство, лучше всего показывает история земского собора 1648-49 года. Этому собору предшествовала "великая докука" населения государю. Государство, расшатанное смутой, не приведено было еще в полный порядок, гражданским и политическим отношениям еще не доставало необходимой устойчивости и определенности. Сообщить тем и другим отношениям устойчивость и определенность могло только приведенное в порядок и согласованное с современными нуждами законодательство.

Население хорошо чувствовало недостаток такого законодательства, сильно от этого страдало и потому беспрестанно слало государю челобитье за челобитьем. Неудобства испытывались всеми классами, и потому челобитья шли от всех классов. И государь, внимая так красноречиво и ясно выраженному желанно народа, "по челобитью стольников и стряпчих, и дворян московских, и жильцов, дворян, и детей боярских, и всех городов и гостей, и гостинные и суконные сотни, и всяких чинов торговых людей (т. е. по челобитью всех сословий), велел на Москве государевым" боярам князю Никите Ивановичу Одоевскому с товарищи написать судебник и Уложенную книгу" (слова акта этого собора), т. е. по просьбе всего населения приказал образовать известную редакционную комиссию князя Одоевского для составления нового уложения законов. Затем, для большей осведомленности правительства о нуждах населения, был созван земский собор. Собор послужил новым толчком для населения, и челобитья стали подаваться уже во время заседаний собора.

Некоторые из таких челобитий, как известно, даже нашли себе прямой ответ в новом уложении. Вот какую видную роль сыграли челобитья в земском соборе 1648-49 года. Подобное же влияние оказали челобитья на земскую реформу царя Ивана IV. Но челобитья населения не были чем-либо чрезвычайным в жизни древней Руси, наоборот, это было обычное и очень распространенное явление того времени. Население широко пользовалось своим правом "бить челом государю", "докучать" ему о своих нуждах, и шло к нему, минуя "царских слуг", едва ли не со всякой нуждой. Теснит властолюбивый воевода, - и население "всем городом" бьет челом государю, просит его заступиться за них, защитить их от налогов и обид насильника. И государь, жалуя челобитчиков, велит нарядить суд над воеводой или сменить его совсем. А если воевода хорошо правит, то население, наоборот, просить государя продлить срок его службы. Не под силу платить подати, тяжело отбывать службу, лихие люди одолели, хлеб не родился и т. п. - опять челобитья к государю.

Челобитья подавались всеми классами, не исключая и сделавшегося впоследствии крепостным, крестьянства, - от целого класса, города, нескольких городов, областей. Через челобитья население непосредственно сносилось с государем, не только минуя "царских слуг", но даже часто на них именно жалуясь. В них оно, правда, часто в очень слезливых выражениях, излагало свои нужды, которые таким образом представлялись государю в чистом виде, не преломленными в "приказах". Обыкновенно, население, составив челобитье и подписав его, выбирало особых челобитчиков, которые, приехав в Москву, собственноручно передавали челобитье государю, дождавшись его выхода.

Земские соборы – сословно-представительное учреждение России в середине 16-17 века.

Слово «земский в XVI веке значило
«государственный». Отсюда «дела земские» означают в понимании XVI - XVIIвв. общегосударственные дела. Иногда термин «земские дела» употребляется для отличия от «ратных дел» - воинских

1)Считалось, что Земские соборы олицетворял собой "всю землю". На самом деле на Земских соборах было представлено далеко не все население России (то же самое наблюдалось в западноевропейских представительных учреждениях).В земских соборах принимали участие:

а)Боярская дума(в полном составе)

б)Освященный собор(высшие церковные иерархи)

в)Выборные от служилых людей «по отечеству»(дворян московских, приказной администрации, городового дворянства)

г)Выборные от служилых людей «по прибору»(стрельцов, пушкарей, казаков и т.д.)

д)Выборные от гостиной и суконной сотни

е)Выборные от посадского населения(черных сотен и слобод)

Соборы отличались по количеству участников. На соборе 1566 г. было 374 человека, на соборе 1598 г. — более 450. Самым представительным был Земский собор 1613 г. — по разным подсчетам от 500 до 700 человек.

Как происходили выборы на соборы? Созывая первый собор в 1550 г, Иван Грозный повелел собрать "свое государство из городов всякого чина". В 1613 г. предводители второго ополчения призывали на совет в Москву "крепких и разумных" людей. В последующие десятилетия царские указы почти в тех же выражениях созывали на соборы "лучших людей, добрых, умных и постоятельных". Члены Боярской думы и высшие церковные иерархи не избирались, участвуя в соборах по своему званию. Нормы представительства от служилых людей и других сословий устанавливались отдельно для каждого собора. К примеру, на собор 1648-49 гг. избирались от каждого чина московского (стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов) — по два человека, от больших городов — по два дворянина, от малых — по одному. Служилые люди "по прибору" в столице посылали выборных от полков, в провинции — от городов и уездов. От купеческой верхушки на собор следовало делегировать трех гостей и по два человека от гостиной и суконной сотен. От посадского населения Москвы по одному человеку от каждой черной сотни. От провинциального посадского населения — по одному человеку от города. Однако ни на этом соборе, ни на других соборах никогда не удавалось выдержать установленной нормы представительства. Списки участников собора свидетельствуют, что одни уезды и города были представлены больше, другие — меньше, а значительная часть не была представлена совсем.

Первый собор 1549 г., очевидно, был созван на Красной площади, во всяком случае на площади молодой Иван Грозный обратился к народу со своей речью. Последующие соборы заседали в Кремле в Столовой или Грановитой палате.

И только самый многолюдный собор 1613 г. собирался в Успенском соборе. На некоторых соборах Боярская дума и высшее духовенство заседали отдельно от выборных людей. Открывал собор или сам царь или дьяк, зачитывавший "письмо", то есть перечень вопросов, поставленных обращение царя к выборным. Ответы давались по отдельным статьям каждым сословием. На некоторых соборах выборные от различных сословий подавали "сказки", то есть записки и проекты, отражавшие сословные интересы.

С 1549 и до 1680-х гг. состоялось около 50 соборов. В XVII в. наиболее значимыми соборами являлись следующие:

Земский собор 1613 г. начал свою работу в январе 1613 г. и избрал царем Михаила Федоровича Романова. По приезде в Москву новый царь не распустил выборных земских людей. Они были заменены другими выборными только в 1615 г. Один состав собора сменялся другим до 1622 г.

Земский собор 1632-1634 гг. был созван по поводу войны с Польшей, возобновившейся сразу же после окончания 14-летнего срока Деулинского перемирия. Собор ввел дополнительный сбор на военные нужды — "пятинную" деньгу.

Собор 1642 г. был созван для обсуждения вопроса об Азове, сильной турецкой крепости, захваченной донскими казаками. Судьба крепости так и не была решена (впоследствии казакам, не получившим помощи, пришлось оставить Азов туркам). Этот собор запомнился тем, что непосредственный повод для его созыва отошел на задний план, а представители различных сословий увидели в соборе способ заявить о своих нуждах и жалобах. Более подробно о "сказках", поданных членами собора, здесь.

Собор 1648-49 г. был созван после Соляного бунта в Москве. Он заседал почти полгода. Главным деянием этого собора было постатейное обсуждение и утверждение Соборного Уложения.

Собор 1650 г. занимался вопросом умиротворения Пскова, где продолжались серьезные народные волнения. Соборы 1651 г. и 1653 г. были посвящены украинским делам.

Собор 1653 г. принял решение о принятии казачьего войска и Малороссии в русское подданство. Последнее заседание собора состоялось 1 октября1653 г. После этого соборы в полном составе не созывались. Последний собор (неполного состава) был созван в 1698 г. для суда над царевной Софьей

2) Ключевский классифицирует соборы по признакам:

а)избирательные, они избирали царя, выносили окончательное решение, закрепленное соответствующим документом и подписями участников собора (рукоприкладство).

б)совещательные, все соборы, которые давали совет на запрос царя, правительства, высшей духовной иерархии.

В)полные, когда земские соборы имели полное представительств, подобное тому, которое было рассмотрено на примерах соборов 1566 г. и 1598 г.

Г)неполные, когда на земских соборах были представлены Боярская дума, «освященный собор» и лишь частично дворянство и третье сословие, а на некоторых соборах-совещаниях две последних группы в силу соответствующих тому времени обстоятельств могли быть представлены символически.

С точки зрения общественно политической значимости соборы можно разделить на четыре группы:

созванные царем;

созванные царем по инициативе сословий;

созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;

избирательные на царство.

К первой группе принадлежит большинство соборов. Ко второй группе относится собор 1648 г., который собрался, как прямо сказано в источнике, по челобитью царю людей «разных чинов», а также ряд соборов времен Михаила Федоровича. К третьей группе относится собор 1565 г., на котором решался вопрос об опричнине и соборы 1611-1613 г.г. о «совете всей земли», о государственном устройстве и политических порядках. Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выбора, утверждения на престоле Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также предположительно Федора Ивановича и Алексея Михайловича.

Созывались воинские соборы, зачастую они были экстренным сбором, представительство на них было неполным, приглашали тех, кто заинтересован в территории, являющейся причиной войны и тех, кого в короткие сроки можно призвать в расчете на поддержку политики царя.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Ответ оставил Гость

Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники собора - думные чины, включая думных дьяков, и Освященный собор (архиепископы, епископы во главе с митрополитом, с 1589 - с патриархом) . К участию в Земском соборе привлекались представители «государева двора» , выборных от провинциального дворянства, верхов посада (последние были представлены на соборах 1566, 1598 и большинстве соборов 17 в.) .

В первой половине 17 века созывались земские соборы, как состоявшие из большого числа выборных людей с мест, так и соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди.

Такое представительство зависело от степени экстренности созыва собора и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение.

Появление земских соборов стало результатом объединения русских земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада.

Первые земские соборы были созваны в середине 16 века. С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады. В начале 17 века, в Смутное время был созван «Совет всея земли» , продолжением которого по существу явился земский собор 1613, избравший на престол Михаила Федоровича - первого царя династии Романовых. В его царствование (1613-45) Земские соборы созывались наиболее часто.

Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя (соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682). На Уложенном соборе (1648-1649) было составлено и утверждено Соборное уложение 1649.

На этом соборе было отмечено наибольшее число представителей с мест. Земский собор 1650 был созван в связи с восстанием в Пскове. Соборным решением 1682 была утверждена отмена местничества.

24) Земские Соборы в 16-17вв.Состав виды,порядок деятельности

С помощью земских соборов правительство вводило новые налоги, изменяло прежние. На соборах обсуждали вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с земского собора 1566, созванного в связи с Ливонской войной (1558-1583), и кончая соборами 1653-1654 о воссоединении Украины с Россией и 1683-1684 о Вечном мире с Речью Посполитой.

Иногда на земских соборах поднимались незапланированные вопросы: на соборе 1566 был поставлен вопрос об отмене опричнины, на соборе 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове, - о положении московских и городовых дворян.

Земские соборы XVII века

Земский Собор – высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины 16 до конца 17 века, собрание представителей всех слоев населения (кроме крепостных) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Земский Собор существовал в период сословно-представительной монархии.

В.О.Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С.Ф.Платонов считал, что земский собор - это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»:

1) Освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе

2) Боярской думы

3) Земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, а также по любым делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира.

Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов - это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе.

В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Периодизация Земских соборов:

История Земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г.

Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584-1610 года). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции , начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных Российских сил.

1610-1613 года. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти, решающий вопросы внутренней и внешней политики, принимающий Соборное уложение.

Именно в этот период времени Земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

1613-1622 года. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

1632-1653 года.

Соборы собираются сравнительно редко, для решения важных вопросов внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове. В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства - «Соборное уложение 1649 года».

1653-1684 года. Значение Земских соборов снижается. Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.

В 1684 году состоялся последний Земский собор в российской истории.

Он решал вопрос о «вечном мире» с Речью Посполитой. После этого Земские соборы больше не собирались, что стало неизбежным результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма.

Состав Земского собора можно разделить на 4 группы:

Духовные лица – 32 человека (в эту группу входили: архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы)

Бояре и государевы люди – 62 человека (бояре, окольничие, государевы дьяке и другие высшие чиновники общим количеством 29 человек, в эту же группу входило 33 простых дьяков и приказных людей-представителей)

Военно-служивые люди – 205 человек (97 дворян первой статьи, 99 дворян и боярских детей второй статьи, 3 торопецких и 6 луцких помещиков)

Купцы и промышленники – 75 человек (эта группа состояла из 12 купцов высшего разряда, 41 человека простых московских купцов и 22 представителей торгово-промышленного класса, от них правительство ожидало советов, касающихся улучшения системы сбора налогов, ведения торгово-промышленных дел и так далее)

Значение Соборов.
С юридической точки зрения, власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан.

Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы недовольство, а то и сопротивление.

Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов.

Если собор постановил, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение.

Необходимо отметить качественное отличие Земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства.

Читайте также:

ЗЕМСКИЙ СОБОР

высший сословно-представительный орган в средневековой России (XVI-XVII вв.), включавший членов Освященного собора, Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. З.с. решали важнейшие вопросы государственной жизни: избрание (утверждение) царя; введение новых налогов, принятие крупнейших законодательных актов (Соборное уложения 1649), объявление войны и др. На З.с. 1653-1654 принято решение о воссоединении Украины с Россией.

Во второй половине XVII в. З.с. теряют значение, с утверждением абсолютизма перестают созываться.

Земские соборы

высшие сословно-представительные учреждения в России в середине 16 — конце 17 веков.

Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники собора — думные чины, включая думных дьяков, и Освященный собор (архиепископы, епископы во главе с митрополитом, с 1589 — с патриархом).

К участию в Земском соборе привлекались представители «государева двора», выборных от провинциального дворянства, верхов посада (последние были представлены на соборах 1566, 1598 и большинстве соборов 17 в.).

Представителей крестьян на земских соборах не было. Исключение составляет собор 1613; предполагают, что в его работе приняло участие несколько представителей черносошного крестьянства. Практика созыва и хода заседаний не была строго регламентирована и постепенно изменилась. Установить различия между собственно земскими соборами и совещаниями соборной формы, то есть совещаниями думных чинов, высшего духовенства с представителями отдельных групп дворян или посадского населения, не всегда возможно, особенно для 16 века.

В первой половине 17 века созывались земские соборы, как состоявшие из большого числа выборных людей с мест, так и соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди. Такое представительство зависело от степени экстренности созыва собора и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение. Появление земских соборов стало результатом объединения русских земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада.

Первые земские соборы были созваны в середине 16 века. С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады. В начале 17 века, в Смутное время был созван «Совет всея земли», продолжением которого по существу явился земский собор 1613, избравший на престол Михаила Федоровича — первого царя династии Романовых. В его царствование (1613-45) Земские соборы созывались наиболее часто. Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя (соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682).

На Уложенном соборе (1648-1649) было составлено и утверждено Соборное уложение 1649.

Земские Соборы 16-17 веков: состав, виды, порядок деятельности

На этом соборе было отмечено наибольшее число представителей с мест. Земский собор 1650 был созван в связи с восстанием в Пскове. Соборным решением 1682 была утверждена отмена местничества. С помощью земских соборов правительство вводило новые налоги, изменяло прежние.

На соборах обсуждали вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с земского собора 1566, созванного в связи с Ливонской войной (1558-1583), и кончая соборами 1653-1654 о воссоединении Украины с Россией и 1683-1684 о Вечном мире с Речью Посполитой. Иногда на земских соборах поднимались незапланированные вопросы: на соборе 1566 был поставлен вопрос об отмене опричнины, на соборе 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове, - о положении московских и городовых дворян.

С середины 17 века деятельность земских соборов постепенно прекращается. Это объясняется утверждением абсолютизма, а также тем, что дворяне и посадские люди изданием Соборного уложения (1649) добились удовлетворения многих своих требований.

Земский собор 1613 года

Земский собор 1613 года ознаменовал завершения Смутного времени и должен был внести внести в правление Россией порядок. Напомню, что после сметри Ивана 4 (Грозного) место на престоле было свободным, поскольку царь не оставил после себя наследников.

Именно поэтому и произошла Смута, когда и внутренние силы и внешние представители осуществляли бесконечные попытки захвата власти.

Причины созыва Земского собора

После того, как иноземные захватчики были изгнаны не только из Москвы, но и из России, Минин, Пожарский и Трубецкой отправили пригласительные письма во все уделы страны, призывая всех представителей знати явиться на Собор, где будет избран новый царь.

Земский собор 1613 года открылся в январе месяце, и в нем принимали участие:

  • Духовенство
  • Бояре
  • Дворяне
  • Городские старейшины
  • Представители крестьян
  • Казаки

Всего в земском соборе приняло участие 700 человек.

Ход Собора и его решения

Первое решение, которое утвердил Земский Собор – царь должен быть русским.

Он не должен никоим образом относиться к ностранцам.

Марина Мнишек намеревалась венчать на царствование своего сына Ивана (которого историки часто называют «воренок»), по после решения Собора о том, что царь не должен быть иноземцем – бежала в Рязань.

Историческая справка

События тех дней нужно рассматирвать с точки хзрения того, что желающих занять место на престоле было огромное количество.

Поэтому стали образовываться группировки, которые объядинялись, продвигая своего представителя. Таких группировок было несколько:

  • Знатные бояре. Сюда относились представителнй боярского рода.

    Одна часть из них считали, что идеальным царем для России станет Федор Мстиславский или Василий Голицын. Другие склонялись к юному Михаилу Романову.

    Количество бояр по интересам разделилось примерно поровну.

  • Дворяне. Это также были знатные люди с большим авторитетом. Они продвигали своего «царя» — Дмитрия Трубецкого. Сложность заключалась в том, что у Трубецкого был чин «боярин», который он совсем недавно получил в Тушенском дворе.
  • Казаки.

    По традиции казаки примкнули к тому, у кого были деньги. В частности они активно служили Тушенскому двору, а после того, как последний, разогнали – стали поддерживать царя, который имел отношениек Тушину.

Отец Михаила Романова, Филарет, был патриархом в Тушенском дворе и пользовался там большим уважением.

Во многом благодаря этому факту Михаила поддержали казаки и духовенство.

Карамзин

Прав на пристол у Романова было не так много. Тем более боьшая претензия к нему была в том, что его отец был в дружественных отношениях с обоими Лжедмитриями. Первый Лжедмитрий сделал Филарета митрополитом и своим ставленником, а второй Лжедмитрий назначил его патриархом и своим ставленником.

То есть отце Михаила был в весьма дружественных отношениях с иноземцами, от которых только что избавились по решению Собора 1613 года решили больше на власть не призывать.

Результаты

Земские соборы в XVI-XVII вв. — структурно-логическая схема

Сейчас сложно достоверно говорить обо всех тонкостях событий тех дней, поскольку документов сохранилось не так много. Тем не менее доподлино известно, что Собор окружали спложные интриги.

Это неудивительно – слишком высоки были ставки. Решалась участь страны и целых правящих династий.

Результатом Собора стало то, что на царство был избран Михаил Романов, которому на тот момент было всего 16 лет.

Однозначного ответа «Почем именно он?» не даст никто. Историки говорят о том, что это была фигура наиболее удобная всем династиям. Якобы молодой Михаил был крайне внушаемым человеком и им можно было бы «управлять как нужно большинству». По факту же вся полнота власти (особено в первые годы правления Романова) была не у самого царя, а у его отца, патриарха Филарета. Именно он фактически правил Россией от имени своего сына.

Особенность и противоречие

Главная особенность Земского Собора 1613 года заключалась в его массовости.

В решении будущего страны принимали участие представители всех классов и сословий, за исключением холопов и безродных крестьян. Фактически речь идет о всесословном Соборе, аналогов которому еще в истории России не было.

Вторая особенность заключается в важности решения и в егосложности.

Однозначного ответа почему выбрали именно Романова нет. Ведь это была не самая очевидная кандидатура. Весь же Собор был ознаменован большим количеством интриг, попыток подкупа и другими манипуляциями людьми.

Резюмируя, можно сказать,что Земский собор 1613 года имел важное значение для истории России. Он сосредоточил власть в руках русского царя, заложил основу новой династии (Романовы) и избавил страну от постоянных проблем и притязаний на престол со стороны Германцев, Поляков, Шведов и других.

Тема 8. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке.

Социально-экономическое развитие.

1. Сельское хозяйство (остаётся основной отраслью всего хозяйства).

А) освоение новых земель: Поволжье, Ю.

Урал, Зап. Сибирь;

Б) втягивание вотчин и монастырей в рыночные отношения, крестьянские же хозяйства тормозятся феодальной зависимостью;

В) барщина – большее развитие;

Г) главными орудиями труда остаются соха, борона, серп, коса, медленно продолжает вводиться плуг;

2. Ремесло и промышленность.

А) вырос удельный вес ремесла в хозяйстве;

Б) превращение ремесла в мелкотоварное производство (производство не просто назаказ, а на продажу мелкооптовыми партиями).

В) товарная специализация районов : производство хлеба, соли, кожи, извести, оружия, ткани (лён), металлических изделий и т.п.;

Г) появление первых мануфактур , к концу XVII века около 30 мануфактур, в основном казённые : монетный, печатный, хамовный (полотняный), пушкарский дворы; Тула – железоделательный; первый частный завод – Ницинский медеплавильный завод на Урале;

Признаки мануфактуры:

А) разделение труда;

Б) ручной труд;

В) производство на рынок (на продажу)

Г) использование свободного наёмного труда.

Торговля.

А) начало складывания Всероссийского рынка — слияние отдельных земель в единую экономическую систему (экономическая зависимость, связанность отдельных районов);

Б) политика ограждения отечественного купечества от иностранных купцов:

— отмена некоторых внутренних пошлин

Торговый устав 1653 г . – единая торговая пошлина 5% вместо множества других (мостовой, езжей, полозовой, явочной); иностранцам – 6%, если же везут товар внутрь страны, то ещё 2%

Новоторговый устав 1667 гг .: в Архангельске (при границе) — 5% с иноземцев, если продвигают товар внутрь страны, то пошлина удваивается (т.е.

10%), и то только оптом. Значение: ограждение русских купцов от конкуренции и увеличение пополнений в казну.

В) Центры торговли с иностранцами:

Архангельск — морская с англичанами, Западной Европой (3/4 всего оборота)

Астрахань – персидский, индийский торговый дворы (плюс транзитом в Западную Европу шёлк-сырец);

Псков, Новгород, Смоленск – сухопутная с Западной Европой;

Г) ярмарки

— Макарьевская близ Нижнего Новгорода (для бассейна Волги)

Свенская под Брянском (для центральной части России и с Украиной)

Ирбитская на Урале (пушнина Сибири, промышленные товары для Сибири.

Россия постепенно вступает в Новое время , в период Новой истории (в России наступает с XVIII в.)

Политическое развитие.

Михаил Кроткий (1613 – 1645 гг .).

Избран на царствованиеЗемским собором 1613 г. Молод, неопытен, влияние сначала родственников со стороны матери, затем после возвращения из польского плена в 1619 г. отца Филарета (стал митрополитом) фактически двоевластие. Первые годы правит в условиях борьбы с польско-шведской интервенцией, закончившейся Деулинским миром 1618 г.

с Польшей и Столбовским миром 1617 г. со Швецией. Значительные территориальные потери. В ходе Смоленской войны 1632-1634 гг. хотел возвратить Смоленск России; война окончилась неудачей, но польский король Владислав отказался от претензий на московский престол. Опирается на Земские соборы, которые собираются часто, особенно до 1619 г., и имеют более широкое представительство. Главной задачей стояло восстановить государственность и поднять пополнение казны, преодолеть последствия Смуты, восстановить хозяйство и торговлю.

Восстановил старые и создал 11 новых приказов, составлена опись поместных земель для упорядочивания взимания налогов. Укрепление централизованной власти – назначение воевод и старост на местах. Опирался на служилое дворянство, но осознал необходимость реорганизации войска (во время военных действий обнаружилась слабость и отсталость русского войска): 1631 – 1634 гг.

– организация полков «нового строя». При нём появились первые чугуноплавильные, железоделательные, оружейный завод в Туле. Проникновение западного влияния в Россию — основание немецкой слободы в Москве, инженерные и военные специалисты, составление с 1621 г. «Вестовых писем» дьяками посольского приказа – прообраз будущей газеты. С1637 по 1642 г. донские казаки захватили у турок и удерживали Азов, царь принял решение вернуть Азов (Россия не была готова к войне с Турцией).

Присоединение Нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии, Чукотки, выход к Тихому океану.

Алексей Михайлович Тишайший (1645 – 1676 гг.). «Утишил» Россию, установил в ней тишину и порядок, укрепил государство. Имел добрый нрав, спокойный характер.

В середине – второй половине XVII века усиливается абсолютистская тенденция в развитии русского государства.

При Алексее Михайловиче было принято в 1649 г. Соборное Уложение, законы строго систематизированы, 25 глав, более 900 статей. Законы определяют сословную структуру общества. Дворяне . Постепенная утрата связи поместий со службой, приближение поместий к вотчине, разрешение передавать поместья по наследству, передавать в приданное. Суровые наказания за покушение на жизнь и собственность феодалов.

Крестьяне. Глава XI навечно прикрепляет крестьян к земле: а) переход крестьян от владельца к владельцу запрещён, т.е. отмена Юрьева дня; б) отмена «урочных лет», бессрочный сыск беглых ; в) крепостное состояние стало наследственным, крестьяне не имели права самостоятельно выступать в суде с исками.

Прикреплёнными к земле оказались владельческие, государственные (черносошные) – к общине, дворцовые, монастырские крестьяне.

Соборное Уложение 1649 г. – окончательное закрепощение крестьян . Крепостное право – зависимость крестьян в личном, земельном, имущественном, юридическом отношении, основанном на прикреплении к земле.

К концу XVII века крестьян стали продавать.

Посадские . Глава XIX навечно прикрепляла население к посаду, наказание за уход из посада. Ликвидация «белых слобод». Сословная привилегия посадского населения – монопольное право и обязанность заниматься торговлей и промыслами – источник финансовых поступлений в казну. Службы в пользу государства.

Бояре. «Белые слободы» передавались на «государево имя». (Ликвидация «белых слобод»). Стрельцы . С их торгов и промыслов теперь взимался налог. (Утрачивают свои льготы). Духовенство. Ограничение церковного землевладения.

Запрет приобретать новые вотчины в дар, покупать.

Особая глава Уложения – XXII . Строгие меры по охране жизни, чести и достоинства царя , строгие наказания за посягательства на власть, измену, умысел, «скоп или заговор». Понятие государственного преступления.

Другие черты становления абсолютизма.

Ослабление роли Боярской думы.

Прекращение созывов Земских соборов после 1653 г.

3. Расцвет приказной системы (45-60 приказов).

4. Создание Приказа Великого Государя тайных дел (1654 г.) — изъятие наиболее важных государственных дел в личное управление царя. Новый титул – «Божией милостью Великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Руси самодержавец».

Замена выборного местного управления (губные и земские старосты) на назначение царём воевод с функциями суда и управления.

Земские Соборы в 16-17вв.состав виды,порядок деятельности

250 уездов. (Усиление подчинения центральной и царской власти).

6. Церковная реформа патриарха Никона 1653-1656 гг . Цель – унификация церковных текстов и обрядов . За основу были взяты греческие тексты . Последствием реформы также стал церковный раскол. Оппонентом Никона был протопоп Аввакум , возглавивший старообрядческое движение. Старообрядцы подвергались преследованию.

7. Подавлена попытка Никона поставить церковную власть в независимое положение от светской власти («Священство выше царства»).

Строительство Новоиерусалимского монастыря под Истрой. В1666 г. Никон смещён с патриаршества.

8. Массовое создание полков нового строя (1648-1654).

К важным мероприятиям политики Алексея Михайловича относится вхождение Левобережной Украины и Киева состав России в 1654 г . (Богдан Хмельницкий, Земский собор1653 г., Переяславская Рада 1654 г.

Сохранение гетманства на Украине).

Смотри также в экономическом развитии Торговый и Новоторговый уставы, внешнюю политику этого периода, введение новых пошлин на соль, чеканку медных денег, народные движения, влияние европейской культуры.

Г. Иван создал Собор примирения. Впоследствии такие соборы стали называться Земскими. Под «собором» подразумевалось всякое собрание. В том числе и совещание бояр («собор боярский»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). В годы царствования Ивана IV Грозного распространилась практика созыва сословных совещаний, называемых «земскими соборами» лишь с XVII века.

История земских соборов - это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений , изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного , первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, тем более, его состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова , когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивная, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов.

Периодизация земских соборов

Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:

1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного . Первый собор состоялся в г. Соборы, созываемые царской властью - данный период продолжается вплоть до г.

Также существует мнение, что это был так называемый «собор примирения» (возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных сословия между собой).

Б. А. Романов, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих , духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи состоялся в 1566 г., где главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности земские соборы февраля - марта 1549 г. и весны 1551 г. были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений принятых монархом.

Исторические предпосылки появления и исчезновения земских соборов

Р. Г. Скрынников высказывает мнение, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а впоследствии пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию.

Верховная власть уже при великом князе Иване III, стараясь уменьшить властные функции крупных феодалов, обратилась за опорой к крестьянскому самоуправлению. Судебник 1497 определил, чтобы на суде наместников непременно присутствовали дворские, старосты и лучшие люди от волостей, то есть представители крестьянских общин.

Правительство и при Иване IV пытается расширить свою социальную базу, обратившись напрямую к различным сословиям преодолевающего феодальную раздробленность русского государства. Земский собор можно рассматривать, как орган, приходящий на смену вече. Воспринимая традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, он заменяет элементы демократизма началами сословного представительства.

По мнению некоторых историков существование земских соборов было сравнительно непродолжительным и не имело большого влияния на общественное развитие России:

Во-первых, соборы никогда не собирались самостоятельно, их созывал монарх, чаще всего для поддержания своей политики, дабы придать им в глазах народа законность и справедливость (утверждение новых налогов волей «всей земли» исключало жалобы населения);

Во-вторых, сословно-представительный орган не мог развиваться в России из-за того, что все сословия по большому счету были одинаково бесправны перед неограниченной царской властью независимо от знатности и богатства. «Холопов своих казнить и миловать, мы вольны», - утверждал Иван Грозный, подразумевая под холопами всех своих подданных, от родовитых князей до последних кабальных мужиков. Как писал В. О. Ключевский: «Сословия в России XVI-XVII отличались не правами, а обязанностями».

Другие исследователи, как например И. Д. Беляев, полагали, что земские соборы:

Способствовали преодолению остатков феодальной раздробленности в русском обществе, как в политическом, так и в психологическом плане;

Ускорили проведение реформ в суде и местном самоуправлении, потому что у различных сословий общества появилась возможность информировать верховную власть о своих нуждах.

Земские соборы XVI-XVII вв. по вполне объективным причинам не породили устойчивого сословного представительства в России. Российская экономика того периода была ещё недостаточно производительна для развития промышленных и торговых сословий (и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм), однако земские соборы сыграли немалую роль в преодолении кризисов и развитии русского общества в XVI-XVII вв.

Библиография

  • А. Н. Зерцалов . «К истории земских соборов». Москва ,
  • А. Н. Зерцалов. «Новые данные о земских соборах в России 1648-1649». Москва, 1887.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Земский Собор
  • Земский Приказ

Смотреть что такое "Земские соборы" в других словарях:

    Земские соборы - высшие сословно представительные учреждения в России в середине 16 конце 17 веков. Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники собора думные чины, включая думных дьяков, и Освященный … Политология. Словарь.

    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ - ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ, высшие сослов но представительные учреждения с законосовещательными функциями в середине 16 конце 17 вв. Включали членов Освящённого собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы … Русская история

    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ - высшие сословно представительные учреждения в Русском государстве середины XVI конца XVII в. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 г. с патриархом). Боярской думы, государева двора,… … Юридический словарь

    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ Современная энциклопедия

    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ - высшие сословно представительные учреждения в России сер. 16 кон. 17 вв. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы, государева двора, выборных от провинциального … Большой Энциклопедический словарь

    Земские соборы - ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ, высшие сословно представительные учреждения в России середины 16 конца 17 веков. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы, Государева двора,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Земские соборы - высшее сословно представительные учреждения в России середины XVI конца XVII вв. Включали членов Освящённого собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы, «государева двора», выборных от… … Энциклопедический словарь

    Земские соборы - центральные сословно представительские учреждения России в середине 16 17 вв. Появление З. с. результат объединения рус. земель в единое государство, ослабления княжеско боярской аристократии, роста политического значения дворянства и… … Большая советская энциклопедия

    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ - центральные сословно представит. учреждения России в сер. 16 17 вв. Появление З. с. показатель объединения рус. земель в единое гос во, ослабления княжеско боярской аристократии, роста политич. значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые… … Советская историческая энциклопедия

    Земские соборы - были одним из наиболее крупных явлений политической жизни Московского государства XVI XVII в., представляя собой выработанную в старой Москве форму участия народного представительства в управлении страной форму, во многих отношениях аналогичную с … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона