Портреты русских императриц. Портреты фаворитов российских императоров Изображения русских царей и цариц

Дамы и кавалеры, от которых сходили с ума наши государи, вошли в историю. А некоторые из них — и в историю русского искусства. Взглянем на самые интересные портреты возлюбленных монархов и попытаемся угадать, в чем было их обаяние.


Василий Голицын


НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. ПОРТРЕТ ВАСИЛИЯ ГОЛИЦЫНА. XVII ВЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Фаворит царевны Софьи Алексеевны — регентши Русского государства во время малолетства Ивана V и Петра I. Голицын возглавлял правительство, предводительствовал войсками и был известен как любитель европейской культуры. Какие именно отношения связывали князя его покровительницей, неизвестно. Алексей Толстой в «Петре Первом» рисует убедительную картину пылкой плотской страсти, но доказательств у него нет никаких.

Портрет Голицына кисти неизвестного художника наивен по стилю и пропорциям — в XVII веке в Русском царстве умели писать лишь такие примитивистские парсуны. Над головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его политических успехов — текст «Вечного мира» с Речью Посполитой. На груди — награда за поход против крымского хана 1687 года. Выписать соболя и бархат художнику удалось лучше, чем передать внешность Голицына, — вряд ли он был так сгорблен. Лицо у него, кажется, привлекательное, по крайней мере бороду он, наперекор обычаю, брил, оставляя усы на польский манер. Современники его за такое франтовство осуждали.

Мария Кантемир

ИВАН НИКИТИН. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, ПОРТРЕТ МАРИИ КАНТЕМИР. 1710-20-Е. ГМЗ «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ»

Мария была дочерью свергнутого правителя Молдавии, нашедшего убежище при дворе Петра Великого. Ее брат Антиох стал одним из первых поэтов Российской империи, а сама она — фавориткой императора. В 1722 году Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской «принцессе», чья мать вдобавок была из византийских Кантакузенов. Но новорожденный умер, а Петр к Марии охладел. Спустя два года, узнав о романе жены с Виллимом Монсом, император снова вернулся к Марии, но через несколько месяцев скончался. Она поселилась в имении, жила в достатке, осталась незамужней и умерла в 57-летнем возрасте.

Сохранившийся портрет изображает либо Марию, либо ее сестру. Он написан Иваном Никитиным — первым русским портретистом, научившимся писать на европейский манер. Кстати, именно Петр послал его учиться в Италию. Девушка на картине Никитина одета в сдержанный наряд благородных темных цветов, украшенный драгоценностями и тонкими кружевами, которые в те времена стоили огромных денег. Мантия, отделанная горностаем, указывает на ее княжеское достоинство.

Эрнст Бирон


НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК XIX ВЕКА (С ОРИГИНАЛА ЛУИ КАРАВАКА, 1730). ПОРТРЕТ ЭРНСТА БИРОНА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке появилось слово «бироновщина», обозначающее и государственное насилие пополам с глупостью, и засилье немцев. Отношения Анны с Бироном длились много лет — бедный молодой человек стал ее секретарем, когда она была еще вдовствующей герцогиней Курляндской. Став императрицей всероссийской, Анна захватила его с собой в Петербург и обеспечила фавориту титул своего покойного мужа. После смерти покровительницы Бирон поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Умер он уже при Екатерине Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте.

Картина неизвестного художника (возможно, копия работы Каравака) — самое раннее из известных изображений Бирона. Здесь он, в отличие от других своих портретов, без знаков герцогского титула (горностаевой мантии и короны на подушке). Значит, полотно относится к тому периоду, когда он уже был фаворитом Анны, но еще не стал Курляндским герцогом.

Иван Шувалов


ФЕДОР РОКОТОВ. ПОРТРЕТ ИВАНА ШУВАЛОВА. 1760. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ

Последний фаворит императрицы Елизаветы Петровны был младше ее на 18 лет. Шувалов обладал веселым, добрым нравом, за почестями и деньгами не гнался, в политику не лез, от графского титула отказался. Любил искусство и науки — вместе с Ломоносовым основал Московский университет и Академию художеств. После смерти императрицы жил за границей и собирал искусство.

Великий русский портретист Федор Рокотов также многим обязан Шувалову — по его приглашению он приехал в Петербург, и по устному приказу мецената его приняли в Академию художеств. Мягкая живописная манера Рокотова очень удачно подходит к кроткому характеру Шувалова. Это ранняя работа начинающего Рокотова, причем написанная не с натуры, а с вариациями скопированная с портрета Шувалова кисти Токе.

Елизавета Воронцова


АЛЕКСЕЙ АНТРОПОВ. ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ВОРОНЦОВОЙ. 1762. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Фаворитка императора Петра III, который открыто высказывал ей такое восхищение, пренебрегая своей женой Екатериной Великой, что в Петербурге совершенно серьезно ждали развода и нового брака. Это, кстати, было одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол. Воронцова была очень некрасива, нечистоплотна, толста, с широким лицом и оливковой кожей, покрытой рубцами после оспин. Почему Петр III высказал такой «прискорбный вкус» — непонятно. В новое царствование Воронцова вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.

Портрет кисти Антропова — пример того, как историки искусства датируют картины. На груди Воронцовой изображен осыпанный бриллиантами императорский портрет — знак камер-фрейлины. Петр III пожаловал ее этим званием сразу после вступления на престол в январе 1762 года. А вот ленты ордена Святой Екатерины, которую она получила 9 июня того же года из его рук, на картине нет. Значит, Антропов писал портрет в эти полгода царствования Петра III. Картина выглядит неприглядно — во-первых, она осталась незаконченной, видимо, из-за переворота; во-вторых, она сильно пострадала от времени. Кстати, Антропов исполнял для императора и другие заказы — редкий пример интереса Петра III к россиянину, а не к иностранцу. Видимо, именно Воронцова обратила внимание императора на этого художника.

Платон Зубов


ИОГАНН-БАПТИСТ ЛАМПИ СТАРШИЙ. ПОРТРЕТ ПЛАТОНА ЗУБОВА. 1793. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

У Екатерины Великой было столько фаворитов, и все такие красавцы, что выбрать, про чей портрет писать, честное слово, трудно. Возьмем, к примеру, Платона Зубова — последнего фаворита императрицы. Ей было 60, ему 22, когда их отношения начались. Вместе они провели семь лет, до самой ее смерти, она называла его «резвушка» и осыпала бриллиантами. Придворные его ненавидели и считали посредственностью.

Портрет кисти заезжего австрийца Лампи Старшего создан примерно на четвертом году фавора Зубова. Стройный красавец в напудренном парике здесь изображен как интеллектуал и государственный деятель (за письменным столом с картой Польши, документами и чернильницей), который думает о судьбах России и днем и ночью (одет в домашний халат).

Екатерина Нелидова

ДМИТРИЙ ЛЕВИЦКИЙ. ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ НЕЛИДОВОЙ. 1793. РУССКИЙ МУЗЕЙ

Фаворитка императора Павла I, который, видимо, унаследовал от отца любовь к некрасивым женщинам: Нелидова была дурна лицом и мала ростом, хотя имела отличную осанку и красивую фигуру. Она служила фрейлиной сначала у первой супруги Павла — рано умершей великой княгини Натальи Алексеевны, затем у второй — императрицы Марии Федоровны, с которой очень подружилась. Через несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Бывшая фаворитка осталась старой девой, жила в своей старой альма матер — Смольном институте благородных девиц, и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.

Портрет кисти Левицкого входит в знаменитую серию «Смолянки», изображающую институток в театральных костюмах. 15-летняя будущая фаворитка выступает здесь в роли субретки — кокетливой горничной из оперы Перголези. Она наряжена в театральный костюм и стоит в танцевальном па из менуэта.

Мария Нарышкина


САЛЬВАТОРЕ ТОНЧИ. ПОРТРЕТ МАРИИ НАРЫШКИНОЙ. 1-Я ПОЛОВИНА XIX ВЕКА. ГМЗ «ПАВЛОВСК»

Почти пятнадцать лет Мария Нарышкина и ее дети были второй семьей императора Александра I. Впрочем, положение фаворитки не мешало ей благодетельствовать и другим красавцам. Ее последний роман с князем Григорием Гагариным, от которого, видимо, она родила мальчика, привел к окончательному разрыву императора с возлюбленной.

На портрете кисти итальянского живописца Сальватора Тончи прекрасная Нарышкина изображена по всем законам царившего тогда стиля ампир — никакой показной роскоши, позолоты, пудры. Фаворитка одета в простое белое платье по античной моде и так же просто причесана.

На этом традиция русских портретов фаворитов прерывается — император Николай I хотя и не соблюдал верность жене, своих любовниц не афишировал. При следующих императорах же появились две модные новинки — фотография и викторианская мораль. Поэтому лицо многолетней подруги Александра II светлейшей княгини Юрьевской, мы знаем по многочисленным фотографиям, а не по портретам маслом. А его сын и внук Александр III и Николай II были образцовыми супругами.

***
Кто еще не проголосовал за мой блог как лучший лонгрид года, проголосуйте, пожалуйста! Клик сюда, за Софью Багдасарову.

Публикации раздела Музеи

Портреты русских цариц и царевен

П ервые портреты на Руси появились в XVII веке, но женщин художники писали крайне редко, исключение делали лишь для цариц и царевен из рода Романовых. О том, как изображали обитательниц кремлевских теремов, рассказывает наш автор Софья Багдасарова .

Царская невеста

Школа Оружейной палаты. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. XVIII в. Государственный музей-заповедник «Гатчина»

Портреты, которые создавали на Руси в XVII веке, в основном относятся к жанру парсун. Он близок к иконописной манере: люди изображались без эмоций на лице, но в богатых одеждах с тщательно выписанными узорами. Именно так выглядит парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея . В 1682 году Марфа стала женой царя Федора III Алексеевича (старшего брата Петра Великого), но провела на троне всего несколько месяцев - супруг болел и скоро умер. Парсуна, судя по девичьему головному убору, была написана еще до венчания, в те несколько месяцев, когда Марфа числилась царской невестой. Картина, созданная неизвестным художником из кремлевских мастерских Оружейной палаты , демонстрирует все черты наивного портретного искусства. У царицы неестественная поза, платье - будто аппликация, а лицо написано так, что зрителю трудно поверить в то, что Марфа считалась первой красавицей своего времени.

Из царицы - в монахини

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный исторический музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный Русский музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Чухломской краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл.

Петр I постриг в монахини не только сестер, но и свою первую жену: другого варианта развода в тот век не существовало. Портрет царицы Евдокии в монашеском облачении и за чтением молитвенника попал в коллекцию Исторического музея из Новодевичьего монастыря . В этой московской обители она доживала последние годы жизни уже в правление своего внука Петра II (сына царевича Алексея), однако на картине изображена молодой.

Еще один портрет Евдокии Лопухиной хранится в Русском музее. На нем бывшая царица одета в скромную светскую одежду, напоминающую наряд сестры-монашки Марфы и вдов Апраксиной и Нарышкиной.

Луи Каравак. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве. 1716–1717. Государственный Русский музей

Совсем других портретов удостоились другие родственницы Петра I - женщины, которые демонстрировали одобрение новой политики и выполняли приказы, касающиеся формы одежды и вообще образа жизни. Речь идет о царице Прасковье Салтыковой - вдове его брата Ивана V и трех ее дочерях Екатерине, Прасковье и Анне. Сохранились их портреты кисти одного из первых настоящих русских живописцев Ивана Никитина - и на них виден контраст между этими женщинами нового времени и остальными обитательницами царских теремов. С этого момента царицы из рода Романовых одевались только так - по-европейски. А иногда и вовсе представали без одежды: в знак истинного обращения к западной культуре с ее культом античной мифологии император заказал портрет своей малолетней дочери великой княжны цесаревны Елизаветы Петровны в обнаженном виде - в образе богини Венеры.

Приветствую всех посетителей сайта!
В 2013 году исполнилось 400 лет одной из великих династий мира -династии Романовых. Поскольку наш сайт преимущественно женский, я решила сделать публикацию о женщинах династии Романовых - тех, кому суждено было стать русскими императрицами.

Екатерина Первая

Удивительная судьба! Прачка Марта Скавронская стала первой русской коронованной императрицей! Приглянулась сначала фельдмаршалу Шереметьеву, потом Меньшикову и, наконец, Петру Первому. Сопровождала Петра в походах, отличалась добродушием, отменным здоровьем, веселостью. Умела «гасить» вспышки гнева вспыльчивого Петра. Правда, в последние годы жизни Петра Первого их отношения разладились… После смерти мужа была возведена на русский престол, но процарствовала всего 2 года.

Анна Иоанновна

Племянница Петра Первого, дочь его сводного брата царя Иоанна Алексеевича. Была выдана замуж за герцога Курляндского для укрепления династических связей. Овдовела почти сразу после свадьбы. Была приглашена на русский престол за неимением прямого наследника. Отличалась грубым нравом и жестокосердием. Россией по сути правил ее фаворит Бирон.

Елизавета Петровна


Дочь Петра Первого. Могла стать французской королевой! Но что-то переговоры между Россией и Францией по поводу брака с наследником французского престола не заладились. Веселая, добрая, простая. В бытность царевной крестила солдатских детей и обожала народные гуляния. Первая модница своего времени - после смерти Елизаветы осталось 15 тысяч! платьев. Любила Россию, но очень не любила заниматься государственными делами и подписывать указы…

Екатерина Вторая



Великая женщина!!! Принцесса из захудалого Ангальт-Цербтского княжества пятнадцатилетней девочкой приехала в Россию и была выдана замуж за будущего Петра Третьего. Всех покорила и очаровала! Возведена на престол гвардией, свергла собственного мужа. Годы ее правления были золотым веком русского дворянства. Успевала все - заниматься государственными делами, менять фаворитов, пополнять коллекцию Эрмитажа, переписываться с Вольтером, выгуливать любимых собачек, сочинять пьесы и сказки. Повторюсь - Великая женщина!

Мария Федоровна


Супруга императора Павла Первого, мать двух императоров - Александра Первого и Николая Первого. Урожденная принцесса Вюртембергская. Екатерина Вторая называла свою невестку «чугунной» - очевидно, из-за недостатка эмоциональности и чуткости. Основная заслуга Марии Федоровны в том, что она укрепила генофонд династии - родила 10 детей. Пыталась играть политическую роль во время царствования Александра Первого. Много занималась благотворительностью.

Елизавета Алексеевна




Супруга императора Александра Первого. Самая красивая русская императрица. Урожденная принцесса Баденская. Как называли ее современники, «женщина высшего порядка». Умна, образованна, интересовалась музыкой, историей, литературой. Единственная из русских императриц выучила в совершенстве русский язык. Ею восхищался Пушкин. Как считают современные литературоведы, именно Елизавета Алексеевна была его МУЗОЙ. «Гений чистой красоты» - это о ней, а вовсе не об Анне Керн. Верным другом императрицы был великий историк Карамзин.

Александра Федоровна



Супруга императора Николая Первого. Дочь прусского короля. Политикой не интересовалась, предпочитая быть «подругой на троне». Прекрасная жена и мать. На любовные «шалости» мужа смотрела снисходительно, что способствовало их счастливой семейной жизни. Была неизменно добра и приветлива с подданными. Но русский язык так и не выучила!

Мария Александровна



Жена императора Александра Второго. Урожденная принцесса Гессен-Дармштадская. Как писала в воспоминаниях ее фрейлина, почти всю жизнь императрица должна была «терпеть и прощать измены » своего влюбчивого супруга. Мать семерых детей. Отличалась умом, скромностью, искренностью. Много помогала нуждающимся, часто делая это анонимно. Последние годы жизни тяжело болела, много жила за границей.

Мария Федоровна




Жена Александра Третьего. Урожденная датская принцесса Дагмар. Пожалуй, самая любимая в народе императрица. Отличалась удивительным обаянием, умением располагать к себе самых разных людей, жизнерадостностью. Была верной опорой мужу, Александру Третьему, и сыну, Николаю Второму. Чудом спаслась от большевиков - английский король (родной племянник императрицы) прислал за ней в Крым военный корабль. Умерла в Дании, так и не поверив в расстрел царской семьи.

Александра Федоровна





Последняя русская императрица. Урожденная принцесса Гессен-Дармштадская. Любимая внучка английской королевы Виктории. С мужем, императором Николаем Вторым, были образцовой семьей, сохранив на протяжении всего брака силу и свежесть чувств. Самая оклеветанная императрица - ее обвиняли и в шпионаже в пользу Германии, и в близких отношениях с Распутиным. Была сестрой милосердия в госпитале Царского Села во время Первой мировой войны. Расстреляна вместе с семьей в Екатеринбурге в 1918 году. Причислена к лику святых русской церковью.

Спасибо за внимание и терпение всем, кто дочитал и досмотрел до конца!!!

Публикации раздела Музеи

Портреты фаворитов российских императоров

Д амы и кавалеры, от которых сходили с ума наши государи, вошли в историю. А некоторые из них - и в историю русского искусства. Взглянем на самые интересные портреты возлюбленных монархов и попытаемся угадать, в чем было их обаяние .

Василий Голицын

Неизвестный художник. Портрет Василия Голицына. XVII век. Государственный исторический музей

Фаворит царевны Софьи Алексеевны - регентши Русского государства во время малолетства Ивана V и Петра I . Голицын возглавлял правительство, предводительствовал войсками и был известен как любитель европейской культуры. Какие именно отношения связывали князя его покровительницей, неизвестно. Алексей Толстой в «Петре Первом» рисует убедительную картину пылкой плотской страсти, но доказательств у него нет никаких.

Портрет Голицына кисти неизвестного художника наивен по стилю и пропорциям - в XVII веке в Русском царстве умели писать лишь такие примитивистские парсуны. Над головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его политических успехов - текст «Вечного мира» с Речью Посполитой. На груди - награда за поход против крымского хана 1687 года. Выписать соболя и бархат художнику удалось лучше, чем передать внешность Голицына, - вряд ли он был так сгорблен. Лицо у него, кажется, привлекательное, по крайней мере бороду он, наперекор обычаю, брил, оставляя усы на польский манер. Современники его за такое франтовство осуждали.

Мария Кантемир

Иван Никитин. Предположительно, портрет Марии Кантемир. 1710–20-е. ГМЗ «Новый Иерусалим»

Мария была дочерью свергнутого правителя Молдавии, нашедшего убежище при дворе Петра Великого. Ее брат Антиох стал одним из первых поэтов Российской империи, а сама она - фавориткой императора. В 1722 году Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской «принцессе», чья мать вдобавок была из византийских Кантакузенов. Но новорожденный умер, а Петр к Марии охладел. Спустя два года, узнав о романе жены с Виллимом Монсом, император снова вернулся к Марии, но через несколько месяцев скончался. Она поселилась в имении, жила в достатке, осталась незамужней и умерла в 57-летнем возрасте.

Сохранившийся портрет изображает либо Марию, либо ее сестру. Он написан Иваном Никитиным - первым русским портретистом, научившимся писать на европейский манер. Кстати, именно Петр послал его учиться в Италию. Девушка на картине Никитина одета в сдержанный наряд благородных темных цветов, украшенный драгоценностями и тонкими кружевами, которые в те времена стоили огромных денег. Мантия, отделанная горностаем, указывает на ее княжеское достоинство.

Эрнст Бирон

Неизвестный художник XIX века (с оригинала Луи Каравака, 1730). Портрет Эрнста Бирона. Государственный исторический музей

Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке появилось слово «бироновщина», обозначающее и государственное насилие пополам с глупостью, и засилье немцев. Отношения Анны с Бироном длились много лет - бедный молодой человек стал ее секретарем, когда она была еще вдовствующей герцогиней Курляндской. Став императрицей всероссийской, Анна захватила его с собой в Петербург и обеспечила фавориту титул своего покойного мужа. После смерти покровительницы Бирон поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Умер он уже при Екатерине Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте.

Картина неизвестного художника (возможно, копия работы Каравака) - самое раннее из известных изображений Бирона. Здесь он, в отличие от других своих портретов, без знаков герцогского титула (горностаевой мантии и короны на подушке). Значит, полотно относится к тому периоду, когда он уже был фаворитом Анны, но еще не стал Курляндским герцогом.

Иван Шувалов

Федор Рокотов. Портрет Ивана Шувалова. 1760. Государственный Эрмитаж

Последний фаворит императрицы Елизаветы Петровны был младше ее на 18 лет. Шувалов обладал веселым, добрым нравом, за почестями и деньгами не гнался, в политику не лез, от графского титула отказался. Любил искусство и науки - вместе с Ломоносовым основал Московский университет и Академию художеств . После смерти императрицы жил за границей и собирал искусство.

Великий русский портретист Федор Рокотов также многим обязан Шувалову - по его приглашению он приехал в Петербург, и по устному приказу мецената его приняли в Академию художеств. Мягкая живописная манера Рокотова очень удачно подходит к кроткому характеру Шувалова. Это ранняя работа начинающего Рокотова, причем написанная не с натуры, а с вариациями скопированная с портрета Шувалова кисти Токе.

Елизавета Воронцова

Алексей Антропов. Портрет Елизаветы Воронцовой. 1762. Государственный исторический музей

Фаворитка императора Петра III, который открыто высказывал ей такое восхищение, пренебрегая своей женой Екатериной Великой, что в Петербурге совершенно серьезно ждали развода и нового брака. Это, кстати, было одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол. Воронцова была очень некрасива, нечистоплотна, толста, с широким лицом и оливковой кожей, покрытой рубцами после оспин. Почему Петр III высказал такой «прискорбный вкус» - непонятно. В новое царствование Воронцова вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.

Портрет кисти Антропова - пример того, как историки искусства датируют картины. На груди Воронцовой изображен осыпанный бриллиантами императорский портрет - знак камер-фрейлины. Петр III пожаловал ее этим званием сразу после вступления на престол в январе 1762 года. А вот ленты ордена Святой Екатерины, которую она получила 9 июня того же года из его рук, на картине нет. Значит, Антропов писал портрет в эти полгода царствования Петра III. Картина выглядит неприглядно - во-первых, она осталась незаконченной, видимо, из-за переворота; во-вторых, она сильно пострадала от времени. Кстати, Антропов исполнял для императора и другие заказы - редкий пример интереса Петра III к россиянину, а не к иностранцу. Видимо, именно Воронцова обратила внимание императора на этого художника.

Платон Зубов

Иоганн-Баптист Лампи Старший. Портрет Платона Зубова. 1793. Третьяковская галерея

У Екатерины Великой было столько фаворитов, и все такие красавцы, что выбрать, про чей портрет писать, честное слово, трудно. Возьмем, к примеру, Платона Зубова - последнего фаворита императрицы. Ей было 60, ему 22, когда их отношения начались. Вместе они провели семь лет, до самой ее смерти, она называла его «резвушка» и осыпала бриллиантами. Придворные его ненавидели и считали посредственностью.

Портрет кисти заезжего австрийца Лампи Старшего создан примерно на четвертом году фавора Зубова. Стройный красавец в напудренном парике здесь изображен как интеллектуал и государственный деятель (за письменным столом с картой Польши, документами и чернильницей), который думает о судьбах России и днем и ночью (одет в домашний халат).

Екатерина Нелидова

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Нелидовой. 1793. Русский музей

Фаворитка императора Павла I , который, видимо, унаследовал от отца любовь к некрасивым женщинам: Нелидова была дурна лицом и мала ростом, хотя имела отличную осанку и красивую фигуру. Она служила фрейлиной сначала у первой супруги Павла - рано умершей великой княгини Натальи Алексеевны, затем у второй - императрицы Марии Федоровны, с которой очень подружилась. Через несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Бывшая фаворитка осталась старой девой , жила в своей старой альма матер - Смольном институте благородных девиц, и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.

Портрет кисти Левицкого входит в знаменитую серию «Смолянки», изображающую институток в театральных костюмах. 15-летняя будущая фаворитка выступает здесь в роли субретки - кокетливой горничной из оперы Перголези. Она наряжена в театральный костюм и стоит в танцевальном па из менуэта.

Мария Нарышкина

Сальваторе Тончи. Портрет Марии Нарышкиной. 1-я половина XIX века. ГМЗ «Павловск»

Почти пятнадцать лет Мария Нарышкина и ее дети были второй семьей императора Александра I . Впрочем, положение фаворитки не мешало ей благодетельствовать и другим красавцам. Ее последний роман с князем Григорием Гагариным от которого, видимо, она родила мальчика, привел к окончательному разрыву императора с возлюбленной.

На портрете кисти итальянского живописца Сальватора Тончи прекрасная Нарышкина изображена по всем законам царившего тогда стиля ампир - никакой показной роскоши, позолоты, пудры. Фаворитка одета в простое белое платье по античной моде и так же просто причесана.

На этом традиция русских портретов фаворитов прерывается - император Николай I хотя и не соблюдал верность жене, своих любовниц не афишировал. При следующих императорах же появились две модные новинки - фотография и викторианская мораль. Поэтому лицо многолетней подруги Александра II светлейшей княгини Юрьевской, мы знаем по многочисленным фотографиям, а не по портретам маслом. А его сын и внук Александр III и Николай II были образцовыми супругами.