План по первой части преступление и наказание. Анализ романа Ф

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 6 частей и эпилог. Предлагаю вниманию коллег один из вариантов изучения романа. Каждому уроку дано название, подобран эпиграф (цитата из романа) и план анализа каждой главы. Думаю, что этот материал может быть предложен и ученику перед прочтением очередной главы произведения и подготовкой к уроку. Это позволит обратить внимание старшеклассника на важные эпизоды романа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 6 частей и эпилог. Предлагаю вниманию коллег один из вариантов изучения романа. Каждому уроку дано название, подобран эпиграф (цитата из романа) и план анализа каждой главы. Думаю, что этот материал может быть предложен и ученику перед прочтением очередной главы произведения. Это позволит обратить внимание старшеклассника на важные эпизоды романа.

К изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1 часть. «Груда мертвых камней, где человеку некуда идти». (История создания романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.)

План 1 части: «Проба». Рассказ Мармеладова о собственной жизни. Письмо Пульхерии Александровны Раскольниковой. Встреча с пьяной девочкой. Разговор Лизаветы с мещанином. Подготовка Раскольникова к убийству. Убийство Алены Ивановны и Лизаветы.

2 часть. «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».

Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой.

План 2 части: Душевное состояние Раскольникова после убийства. В конторе квартального надзирателя. Обморок. Отношение к украденному. Второй сон героя. Болезнь Родиона. Разговор о Миколке. Встреча с Заметовым в «Хрустальном дворце». Смерть Мармеладова.

3 часть. «Я не человека убил, я принцип убил».

Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: (обыкновенные)… и собственно на людей.

План 3 части: Встреча Родиона с матерью и Дуней. Заботы Разумихина о родных приятеля. Ультиматум Лужина и объяснение Раскольникова с Лужиным. Встреча с Соней Мармеладовой. Первый поединок с Порфирием Петровичем. Появление мещанина. Третий сон Раскольникова. Свидригайлов.

4 часть. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Ей три дороги,- думал он,- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или… или, наконец, броситься в разврат, одуманивающий ум и окаменяющий сердце.

План 4 части: Встреча Родиона со Свидригайловым. Изгнание Лужина. Разрыв Раскольникова с Пульхерией Александровной и Дуней. Соня читает Евангелие. Второй поединок с Порфирием Петровичем.

5 часть. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо».

Давно уже незнакомое чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах.

Так ты не оставишь меня, Соня?- говорил он, чуть не с надеждой смотря на нее.

План 5 части: Лужин и Лебезятников. Уход из квартиры Катерины Ивановны. Раскольников исповедуется Соне. Объяснение Родиона с сестрой. «Карнавал» на улице и смерть Катерины Ивановны.

6 часть. «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!»

…И он кончает тем, что принужден на себя донести. Принужден, чтобы хоть погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разрозненности и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его.

План 6 части: Душевное состояние Раскольникова после похорон Катерины Ивановны. Сообщение Разумихина. Внутренний монолог Раскольникова после ухода Разумихина. Третий поединок Раскольникова со следователем. Встреча со Свидригайловым в трактире. Объяснение Свидригайлова с Дуней. Самоубийство Свидригайлова. Последнее свидание Раскольникова с родными. Признание в убийстве.

Эпилог. «Наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.


Клик мышью на номерах глав ведёт к полному тексту каждой из них. Клик на ссылках «См. подробнее» – к более развёрнутому изложению содержания той или иной главы.

Наш краткий пересказ «Преступления и наказания» может быть использован для читательского дневника. Читайте полный текст «Преступления и наказания» по главам с краткими содержаниями каждой главы, «Преступления и наказания», краткое содержание по главам романа «Идиот» и биографию Ф. М. Достоевского . Ссылки на другие статьи о творчестве писателя - см. ниже в блоке «Ещё по теме...»

Достоевский «Преступление и наказание», часть 1 – краткое содержание

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

На следующий день он долго и тревожно спит, просыпается поздно вечером – и в возбуждении от того, что удобное время уходит, незаметно берёт в каморке дворника топор и торопится на преступление. (См. .)

Достоевский «Преступление и наказание», часть 2 – краткое содержание

Добравшись домой, Раскольников вскоре впадает в беспамятство. (См. .)

На пороге трактира он встречает Разумихина, но грубо отделывается от него, не желая разговаривать. Взойдя на один мост, Раскольников едва удерживаясь от желания утопиться. Не в силах терпеть душевный гнёт дальше, он решает идти сознаваться «в контору», однако по дороге неожиданно видит перед собой дом старухи.

Повинуясь неудержимой тяге, он поднимается к той квартире. На глазах у двух клеящих там новые обои работников безмолвно ходит по комнатам, дергает дверной колокольчик, вслушиваясь в тогдашний звук, потом спускается к подъезду. Стоящие на улице у дома люди глядят на Раскольникова с подозрением. Он опять направляется в полицию, но вдруг обращает внимание на собравшуюся чуть поодаль, у экипажа, толпу. (См. .)

Раскольников отдаёт на похороны свои последние деньги. Когда он уходит, его догоняет маленькая дочь Мармеладова Поля, которую Соня послала спросить имя и адрес благодетеля. Раскольников называет их и просит Полю: «Молись за меня!» (См. Внешность Сони Мармеладовой .)

Он вдруг с изумлением чувствует, что бескорыстная забота о ближнем вызвала в нём ощущение прихлынувшей полной, могучей жизни. Загорается яркая надежда, что он преодолеет чувство вины за убийство и вновь обретёт душевную силу. В этом возбуждении Раскольников заходит к Разумихину. Тот идёт провожать его, рассказывая: происшествие в трактире подействовало на Заметова так, что он напрочь отверг наклёвывавшуюся было в полиции мысль о его причастности к убийству, ибо преступник никогда не был бы так откровенен.

Войдя с Разумихиным в свою каморку, Раскольников неожиданно видит там приехавших мать и сестру – Дуню и Пульхерию Александровну. Те бросаются обнимать его, а он, осознав, что впервые предстаёт перед самыми близкими людьми отягощённый убийством, падает в обморок. (См. .)

Достоевский «Преступление и наказание», часть 3 – краткое содержание

Теория Раскольникова

Достоевский «Преступление и наказание», часть 4 – краткое содержание

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Достоевский «Преступление и наказание», часть 5 – краткое содержание

Разложив на столе в комнате Лебезятникова деньги, якобы для подсчёта, Лужин просит позвать Соню и даёт ей десять рублей для потерявшей кормильца семьи. (См. .)

Раскольников путается в объяснениях: вначале говорит, что «собирался помочь сестре и матери», потом, что «хотел стать Наполеоном». Но под конец сам доходит до правды: «Просто я самолюбив, завистлив, зол, мстителен, работать не хотел. И решил узнать: тварь ли я дрожащая или право имею… » (См. полный текст этого монолога .)

«Что мне теперь делать!», – в отчаянии восклицает он. – «Стань на перекрёстке, – говорит Соня, – поцелуй землю, которую ты осквернил и скажи всем, вслух: "Я убил!" Прими страдание и искупи себя им!» Родион отказывается: «Нет, я ещё поборюсь!» Отталкивает крест, который Соня хочет навесить на него. (См. .)

Стоящий тут же сосед-Свидригайлов обещает Раскольникову обеспечить Соню и детей на свои деньги – и плутовски подмигивает: «Ведь не была же Катерина Ивановна вредная вошь, как старуха-процентщица». Раскольников столбенеет. Свидригайлов объясняет: он слышал через стену все его разговоры с Соней. (См. .)

Достоевский «Преступление и наказание», часть 6 – краткое содержание

В конторе он сразу сталкивается с поручиком Порохом. Тот добродушно оправдывается за прошлую ссору, бранит нигилистов, от которых всё больше самоубийств. «Вот и сегодня один застрелился… Свидригайлов». Известие о самоубийстве Свидригайлова потрясает Раскольникова и сбивает его решимость. Так и не сделав признания, Родион спускается по лестнице на улицу, но там видит Соню, горестно всплескивающую руками. Он возвращается в контору и, сделав над собой страшное усилие, сознаётся во всём. (См. полный текст отрывка «Признание Раскольникова в преступлении (в полицейском участке)» .)

«Преступление и наказание» план составить можно после прочтения романа, используя эти варианты.

1. Знакомство с Родионом Раскольниковым.
2. Встреча с Мармеладовым в трактире.
3. История семьи Мармеладовых.
4. Письмо матери Родиона, Пульхерии Раскольниковой.
5. Случай с пьяной девушкой.
6. Сон о лошади.
7. Страшное преступление.

План 1 части «Преступление и наказание»

1.Проба
2.Знакомство с Мармеладовым. История Сони Мармеладовой
3.Письмо матери
4.Обманутая девушка
5.Сон Раскольникова
6.Разговор Лизаветы на Сенной площади
7.Разговор офицера и студента
8.Последние приготовления
9.Убийство
10. Тяжелый побег
11.Забытьё

План 2 части «Преступление и наказание»

1. Ужас от содеянного,обморок в полиции.
2.Страх обыска,сокрытие улик.
3.В бреду,перевод денег от матери.
4.Товарищ Зосимов и подозрения полиции.
5.Обвинения Лужина,уход друзей.
6.Разговор в распивочной и сумасшествие Раскольникова.
7.Смерть Мармеладова и приезд родственников.

«Преступление и наказание» сложный план

    Раскольников у старухи-процентщицы.

    Рассказ Мармеладова о своей жизни («…идти больше некуда!»)

    Письмо Пульхерии Александровны Раскольниковой.

    Встреча Раскольникова с пьяной девочкой на бульваре.

    Первый сон Раскольникова.

    Подслушанный разговор.

    Подготовка к преступлению.

    Убийство.

  1. Душевное состояние Раскольникова после убийства.
  2. В конторе квартального следователя. Обморок.
  3. Избавление от украденного.
  4. Второй сон героя.
  5. Болезнь Родиона.
  6. Разговор о рабочем Миколке.
  7. Встреча с Заметовым в «Хрустальном дворце».
  8. Смерть Мармеладова.
  9. Встреча Родиона с матерью и Дуней.
  10. Забота Разумихина о родных приятеля.
  11. Ультиматум Лужина и объяснение Раскольникова с ним.
  12. Встреча с Соней Мармеладовой.
  13. Первый поединок с Порфирием Петровичем. Теория Раскольникова.
  14. Появление мещанина.
  15. Третий сон Раскольникова.
  16. Свидригайлов.
  17. Встреча Раскольникова со Свидригайловым.
  18. Изгнание Лужина.
  19. Разрыв с Пульхерией Александровной и Дуней.
  20. Соня читает Родиону Евангелие.
  21. Второй поединок со следователем.
  22. Лужин и Лебезятников во время поминок Мармеладова.
  23. Уход из квартиры Катерины Ивановны.
  24. Раскольников исповедуется Соне.
  25. Объяснение Родиона с сестрой.
  26. «Карнавал» на улице и смерть Катерины Ивановны.
  27. Душевное состояние Раскольникова после смерти Катерины Ивановны.
  28. Сообщение Разумихина о пойманном убийце. Внутренний монолог Раскольникова.
  29. Третий поединок со следователем.
  30. Встреча со Свидригайловым в трактире.
  31. Объяснение Свидригайлова с Дуней.
  32. Самоубийство Свидригайлова.
  33. Последнее свидание Родиона с родными.
  34. Признание в убийстве.

План эпилога

І. «Со дня преступления его прошло почти полтора года».

1. Что повлияло на вынесение приговора Раскольникову:

А) сведения Разумихина;

Б)«…к каторжной работе… всего 8 лет».

2. «Свадьба была грустная и тихая».

3. Безумие и смерть Пульхерии Александровны.

4. Соня отправилась на каторгу вместе с Родионом.

5. Равнодушие Раскольникова к своей участи в тюрьме.

6. «Его гордость была сильно уязвлена; он и заболел от уязвлённой гордости. О, как бы счастлив он был, если мог сам обвинить себя!»

7. Каторжане все полюбили Соню.

8. Соня простудилась. Волнение Раскольникова.

9. «…вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам».

ІІ. «Их воскресила любовь».

По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем — нравствен-ные идеи, которые определяют его композиционные особеннос-ти. Роман состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая — до преступления, а вторая — рассказ о нравственном наказании героя после совер-шения преступления, то есть автор показывает сомнения, муче-ния и страдания героя. Эпилог подводит к его возрождению. Во многом данное произведение было навеяно действительностью того времени, когда передовая молодежь задумывалась о том, как найти выход из сложившейся ситуации и что нужно сделать для улучшения жизни людей.

Главным героем романа является студент Родион Раскольни-ков, живущий в нищете и познавший все ужасы окружающей действительности на себе. В его мозгу рождается особая теория, по которой все люди делятся на два разряда: «право имеющих» и «тварей дрожащих». Ссылаясь на Наполеона и других исторических деятелей, он доказывает, что личность ради великой цели может даже совершить преступление. Раскольников уверен в пра-вильности этой теории, он сомневается лишь в том, к какому раз-ряду причислить себя. Чтобы проверить свои возможности, он убивает старуху, титулярную советницу, дающую деньги под проценты.

Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова, которая олицетворяет собой правду Достоевского. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в произведении и произносится приговор.

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она считает, что никто не имеет права добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил. И Соня, тоже «преступившая», одного разряда с Раскольниковым, осуждает его и его теорию.

Достоевский считал, что спасает и воссоединяет павшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников. Ведь возрождается Родион только благодаря Соне, так как правда на ее стороне. А правда Сони — сострадание и любовь.

Таким образом, религия любви и самопожертвования приобре-тает исключительное и решающее значение в христианстве Дос-тоевского.

План

  1. Условия жизни Родиона Раскольникова.
  2. Письмо от матери. Участь его сестры.
  3. Знакомство с Мармеладовым и его семьей. Материал с сайта
  4. Философская причина преступления — теория «разреше-ния крови по совести».
  5. Убийство — способ проверки своих возможностей.
  6. Нравственные мучения Раскольникова, борьба с самим со-бой
  7. Страдания, причиненные близким, его отчуждение от людей.
  8. Идейные «двойники» Раскольникова, Лужин и Свидри-гайлов.
  9. Поединки с Порфирием Петровичем.
  10. Общение с Соней Мармеладовой.
  11. Явка с повинной.
  12. Каторга. Возрождение Раскольникова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • преступление и наказание философский план
  • план романа преступление и наказание
  • краткий анализ преступление и наказание
  • план первой части преступления и наказания
  • достоевский преступление и наказание краткий анализ

Ф. М. Достоевский - великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над романом «Преступление и наказание». Это произведение при несло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.

Один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.

Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”.
Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. «Страдание - великая вещь», - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе - Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.

Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь - преступление. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.

Ребят помогите составить анализ стихотворения "Туча" Лермонтова.Сами сделали,поставила тройку.Напишите пожалуйста по какому плану вы делаете

анализ.Просто хоть не анализ,но напишите план.Спасибо заранее.

"Преступление и наказание" 6 вопросов. Развернутые ответы. 1. Как вы понимаете название романа? Почему преступлению

посвящена одна часть, а наказанию – пять частей романа?
2. Перечислите все события первой части романа, которые подталкивают героя к преступлению. Выпишите из текста реплики внутреннего монолога Раскольникова, которые показывают глубокие противоречия между «головной» теорией и живым сердцем.
3. Для чего писатель-гуманист Ф.М. Достоевский так подробно описывает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы?
4. Как вы понимаете слова Сони в адрес Раскольникова: «От Бога вы отошли, и Бог вас поразил, дьяволу предал!»?
5. Объясните смысл фразы Раскольникова: «...вечная Сонечка, пока мир стоит!». В какой связи он это произносит?
6. Почему автор романа в сцене чтения Нового Завета обратился именно к притче о воскрешении Лазаря?