Участие в собрании кредиторов в конкурсном производстве. Собрание кредиторов при банкротстве юридического лица

В реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

в ходе наблюдения;

в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

в ходе реструктуризации долгов гражданина;

в ходе реализации имущества гражданина.

Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

О выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

Об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом .

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

обеспечивать установленный порядок голосования;

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится законом о банкротстве собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов (см. табл. 7). Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов: выявленных конкурсных кредиторов (кредиторов, обратившихся в установленный срок и в установленном законом порядке и внесенных в реестр требований кредиторов), уполномоченные органы, представителя работников должников и др.

Особенности первого собрания кредиторов:

Определенная дата проведения (не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения);

Предоставление протокола проведения в арбитражный суд;

Принятие решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении финансового оздоровления, внешнего управления или об открытии конкурсного производства. Т.е. решение первого собрания кредиторов является основанием для принятия арбитражным судом решения о дальнейшей участи должника;

Определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов;

Решение иных вопросов, предусмотренных Законом о банкротстве.

Таблица 7.

Первое собрание кредиторов
Цель Определение дальнейшей судьбы должника
Дата Не позднее 10-ти дней до даты окончания наблюдения
Принимаемые решения (принимаются большинством голосов из числа присутствующих на собрании) 1. решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством: - о введении финансового оздоровления; - о введении внешнего управления; - о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; 2. Другие вопросы, в том числе: - образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов; - определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; - определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих; - выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией; - решение иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве.

Решения первого собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса первое собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не менее чем ¾ голосов от их общего числа (это положение действовало до 1 января 2005г.).



Первое собрание кредиторов – очень важный для должника этап. Цель его проведения состоит в определении кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий на собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложениями перспектив возможности или невозможности восстановления платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются обязательными для кредиторов. Кредиторы могут иметь собственный взгляд на возможность или невозможность оздоровления должника, не совпадающий с результатами анализа.

Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней с даты проведения первого собрания кредиторов.

Окончание наблюдения

Последнюю точку в процедуре наблюдения ставит арбитражный суд: он на основании решения первого собрания кредиторов или руководствуясь законом о банкротстве принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

Основой для вынесения определения или принятия решения арбитражного суда служит решение первого собрания кредиторов. Однако суд может поступить вопреки воле кредиторов в том случае, если есть ходатайство учредителей должника, уполномоченного государственного органа или третьих лиц и они предоставляют банковскую гарантию на сумму свыше 120% от размера обязательств должника, а также существует график погашения задолженности, соответствующий требованиям закона о банкротстве. В этом случае вместо предложенного кредиторами внешнего управления или конкурсного производства суд вводит финансовое оздоровление. Кроме того, если решение собрания кредиторов нарушает чьи-либо права и законные интересы, суд по заявлению соответствующих лиц может признать такое решение недействительным.

Если первое собрание кредиторов не приняло решение о том, какую процедуру надо ввести следующей, суд может отложить рассмотрение дела. Однако если решение не вынесено в течение 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, то суд принимает решение о ведении какой-либо из процедур банкротства самостоятельно:

Если есть соответствующее ходатайство, то вводится финансовое оздоровление;

Если нет оснований для введения финансового оздоровления, но есть возможность восстановления платежеспособности, то вводится внешнее управление;

Если нет оснований для введения финансового оздоровления или внешнего управления, то вводится конкурсное производство и должник признается банкротом.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Контрольные вопросы

1. Что является целью процедуры банкротства Наблюдение?

2. Какова длительность процедуры наблюдения?

3. Кто руководит во время наблюдения предприятием-должником?

4. Какие сделки администрация должника не имеет право осуществлять во время наблюдения?

5. Кто может быть назначен временным управляющим?

6. Какие права и обязанности имеет временный управляющий?

7. В каком случае управление должником осуществляет временный управляющий?

8. Какие сделки осуществляются только с согласия временного управляющего?

9. Каким образом производится удовлетворение требований кредиторов в течение периода наблюдения?

10. Кто определяет дату проведения первого собрания кредиторов?

13. Какие решения может принимать первое собрание кредиторов?

14. В каком случае может быть прекращена процедура банкротства Наблюдение? Кто принимает решение об ее окончании?

15. Что происходит с предприятием-должником после завершения процедуры наблюдения?


Тема 5. Финансовое оздоровление

Особенности процедуры

Финансовое оздоровление – это процедура, появившаяся с введением Закона о банкротстве 2002г. (см. табл. 8). Так же, как и внешнее управление, она направлена на восстановление платежеспособности должника. Существует и еще одна процедура, связанная с оздоровлением - санация (в законе 1992г. она относилась к судебным процедурам, а в законе 1998 и 2002г. является досудебной процедурой). Разница между ними заключается в следующем:

Досудебная санация является процедурой добровольной и заключается в оказании финансовой помощи должнику (например, учредитель оплачивает все долги должника, а должник берет на себя обязательства перед этим учредителем).

Во время внешнего управления кроме того, что осуществляются меры по оздоровлению должника, действует мораторий на долги. Т.е. долги замораживаются и начинают выплачиваться после окончания процедуры.

При финансовом оздоровлении должник начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры (в соответствии с графиком), одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению. Гарантом исполнения обязательств в соответствии с графиком выступают лица, предоставившие обеспечение. В случае неисполнения должником графика погашения задолженности ее будут погашать лица, предоставившие обеспечению, после чего их требования будут включены в реестр как требования конкурсных кредиторов. Если они не смогут исполнить эту обязанность, то будут нести ответственность в пределах стоимости имущества и имущественных прав, предоставленных в качестве обеспечения исполнения обязательств.

Таблица 8.

Финансовое оздоровление
Определение Процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Ст. 2 Закона о банкротстве
Не применяется - К ликвидируемому должнику; - К отсутствующему должнику; - К кредитным организациям* Ст. 225,228 Закона о банкротстве, ст. 5 Закона о банкротстве кредитных организаций
Срок - Не более 2 лет. Кроме того, совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть больше 2 лет; - Для градообразующих организаций – не более 2 лет с продлением еще не более чем на 1 год по ходатайству органа местного самоуправления, привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти или органа власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства; - Для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств - срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции, с продлением еще на 1 год в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, эпизоотий и др.). Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть больше 2 лет и 3 месяцев. Ст. 80,92,172, 178, 219 Закона о банкротстве
Начало По окончании наблюдения на основании определения арбитражного суда при наличии обеспечения исполнения должником обязательств, предоставленного учредителями (участниками) должника, собственниками имущества должника – унитарного предприятия, третьего лица или третьих лиц. Ст. 76, 78 Закона о банкротстве
Орган управления Руководство должника под контролем административного управляющего. Ст. 82 Закона о банкротстве
Специфика Руководителем осуществляется оздоровление должника в соответствии с планом финансового оздоровления, одновременно производится погашение задолженности в соответствии с графиком, утвержденным арбитражным судом. Большинство сделок должно быть внесено в план финансового оздоровления, либо они контролируются собранием (комитетом) кредиторов, административным управляющим. Сделки с имуществом величиной больше 5% балансовой стоимости активов, выдача займов, кредитов, поручительств, гарантий, учреждение доверительного управления, сделки, увеличивающие обязательства больше чем на 20%, осуществляются только с согласия собрания (комитета) кредиторов. Реорганизация осуществляется с согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение. Сделки, связанные с увеличением кредиторской задолженности более чем на 5%, приобретением или продажей любого имущества (за исключением продажи готовой продукцией, работ, услуг), уступка прав требований, перевод долга, получение займов, кредиторов осуществляется только с согласия административного управляющего. Ст. 82 Закона о банкротстве
Окончание процедуры С момента: - Вынесения арбитражным судом определения о прекращении производства по делу; - Вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления; - Принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Ст. 86,87,88, 92 Закона о банкротстве
* Для кредитных организаций до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуется мера по предупреждению банкротства кредитных организаций, также носящая название «финансовое оздоровление», однако она является внесудебной процедурой и включает в себя другие положения. Ст.3, гл.II Закона о банкротстве кредитных организаций

Собрание кредиторов при банкротстве юридического лица - это форма организации заинтересованных лиц, через которую производится взаимодействие с должником в рамках банкротства.

В случае начала процедуры банкротства лицо, имеющее право требования, должно предоставить арбитражному управляющему свои требования для включения их в реестр. С целью защиты прав и интересов лиц, имеющих право требования к должнику, созывается собрание кредиторов. При банкротстве юрлица дальнейшее взаимодействие между сторонами осуществляется через этот орган. Правовое регулирование правоотношений осуществляется на основании Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ .

Права и обязанности участников

Участники делятся в зависимости от возможности голосовать:

  1. Имеющие право голоса. К ним относятся конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
  2. Не обладающие правом голоса. К этой категории относятся: представитель работников должника, лицо, представляющее учредителей должника, представитель саморегулируемой организации.

Непосредственное влияние на дальнейшую финансовую политику, проводимую в организации, могут оказывать участники собрания. Для этого на законодательном уровне установлены полномочия собрания кредиторов в деле о банкротстве, к которым относятся следующие:

  • утверждение графика погашения задолженности;
  • заключение мирового соглашения;
  • утверждение плана внешнего управления.

Исчерпывающий перечень прав и обязанностей установлен в п. 2 ФЗ о банкротстве; собрание кредиторов в первом заседании может принять решение об образовании комитета, утвердить его полномочия, состав и количество. С помощью комитета можно обжаловать действия арбитражного управляющего.

Какие вопросы рассматриваются

Правомочность находится в зависимости от количества голосов, которых должно быть больше половины из расчета требований, отраженных в реестре. Если указанные требования игнорируются, не будет достигнут кворум для собрания кредиторов, банкротство в стадии финансового оздоровления в этом случае может не добиться улучшения финансового состояния организации.

Среди вопросов, которые рассматриваются, выделяют наиболее значимые:

  • разработка плана погашения задолженности и принятие плана финансового оздоровления;
  • определение саморегулируемой организации, из состава которой будет избран управляющий;
  • изменение в большую сторону вознаграждения арбитражного управляющего;
  • создание и прекращение полномочий членов комитета.

Порядок проведения

К субъектам, имеющим право инициировать собрание, относят:

  • арбитражного управляющего;
  • комитет лиц, имеющих право требования;
  • конкурсных кредиторов, права требования которых составляют не менее десяти процентов общей суммы требований реестра.

В Постановлении Правительства РФ от 06.02.2004 № 56 законодатель детально раскрыл вопрос о том, как проходит собрание кредиторов при банкротстве и каков порядок действий арбитражного управляющего. Очередность действий на протяжении всего процесса включает в себя следующие стадии:

1. Лицо, инициирующее совещание, выносит требование о проведении, в котором определяются главные вопросы, выносимые на рассмотрение.

2. Арбитражный управляющий готовит отчеты об экономическом и финансовом положении. На этом же этапе определяется список участвующих лиц.

3. Уведомление всех о предстоящем заседании. Если порядок уведомления будет нарушен, принятое решение можно признать недействительным.

4. В день проведения арбитражный управляющий регистрирует участвующих лиц, проверяет полномочия. Объясняет порядок голосования. Знакомит с подготовленными материалами о финансовом положении организации.

6. Завершающим этапом является оформление протокола. Требования к протоколу установлены в п. 7 ст. 12 ФЗ о банкротстве.

Предельные сроки проведения собрания кредиторов при банкротстве на законодательном уровне не установлены, но в соответствии с п. 3 ст. 14 ФЗ о банкротстве, заседание должно быть произведено не позднее чем через три недели с момента, когда арбитражный управляющий получит уведомление о необходимости проведения.

Как проводится голосование, и можно ли оспорить решение

Документом, который подтверждает голосование на собрании кредиторов в банкротстве, является бюллетень. Он раздается всем лицам, которые имеют право голосовать. Его форма установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 № 235. Чтобы решение по вынесенному вопросу было утверждено, его должно поддержать большее количество голосов.

Для оспаривания решения необходимо обратиться в Арбитражный суд. По результатам рассмотрения дела суд выносит определение. Особенностью обжалования является то, что конечной инстанцией для обжалования является апелляционный суд.

Возможен также и внесудебный порядок отмены принятого решения. Действие решения можно прекратить, пока оно не начало оказывать влияние на права и законные интересы лиц. Для комитета применяется идентичный порядок обжалования.

В процессе участники, заинтересованные в возмещении своих претензий, формируют коллегиальную комиссию – собрание кредиторов (СК) при банкротстве юридического лица. Данное объединение наделено определёнными полномочиями, а его деятельность регулируется Законом РФ «О несостоятельности».

Таким образом, собрание кредиторов в представляет собой особый орган, наделённый огромными полномочиями и необходимый для налаживания взаимовыгодных отношений между должником и заинтересованными лицами.

Участники собрания и их права

В съезде заимодателей принимают участие и имеют право голоса не только кредиторы, имеющие финансовые претензии к должнику, но также уполномоченные органы, которые включили свои требования по выплате обязательных платежей в общий реестр.

Кроме того, в съезде кредиторов могут присутствовать неголосующие участники от следующих лиц:

  • трудовой коллектив предприятия;
  • учредители;
  • владельцы активов юрлица
  • надзорные организации.

Уведомление о проведении

Прежде чем созвать СК должен уведомить всех участников мероприятия. Управляющий, который занимается организацией сборов, обязан соблюдать следующие правила и сроки данной процедуры:

  • почтовые уведомления о проведении собрания отправляются за 14 дней до мероприятия;
  • если сообщения участникам рассылаются при помощи других средств, срок их оправки не должен быть меньше 5 дней до мероприятия;
  • при большом количестве участников съезда, например, более 500, возможна организация оповещения через публикацию в СМИ.

При нарушении указанных сроков или при отсутствии уведомления у какого-либо участника, проводимое собрание и принятые на нём решения могут быть обжалованы.

Оповещение может быть оформлено в свободной форме, однако в нём должна содержаться следующая информация:

  • сведения о юрлице;
  • место и время съезда;
  • план мероприятия и перечень решаемых вопросов;
  • порядок регистрации членов;
  • правила изучения документов, относящихся к процессу.

Все документы, с которыми участникам необходимо ознакомится перед совещанием, должны быть направлены им заблаговременно в пятидневный срок до начала мероприятия.

Первое собрание

Перед первым съездом кредиторов управляющий должен ознакомиться с требованиями каждого участника, изучить особенности дела и финансовое положение юридического лица. При наличии оснований для проведения съезда заимодателей управляющий определяет время мероприятия.

Для участия на первом съезде заимодатели должны направить свои требования в суд и включить их в реестр.

В СК могут также принять участие без права голосования представители юрлица и надзорных органов. Однако, их отсутствие на первом мероприятии не может послужить поводом для признания его несостоявшимся, так как они не участвуют в голосовании.

Отличие первого от последующих

Если рассматривать особенности первого СК от последующих мероприятий, можно выделить такие отличия:

  • первое СК проводится на стадии ;
  • управляющий, который отвечает за уведомление и созыв заинтересованных лиц, должен соблюдать все ограничения по срокам при оповещении участников;
  • если финансовые претензии к должнику ограничиваются только расчётами с трудовым коллективом, СК не созывается, а все решения принимает судья.
  • если на съезде заимодателей не было принято решения об определении следующей стадии процесса, такое решение принимает суд.
  • определение следующего этапа банкротства;
  • согласование графика оздоровления компании;
  • назначение комитета кредиторов;
  • формирование дополнительных требований к управляющему;
  • назначение управляющего на конкретную стадию процесса;
  • условия .

Если из-за малого количества голосующих первое СК было признано несостоявшимся, участники собираются повторно. Для принятия решения в голосовании должны принимать участие не меньше 30% от общего числа голосующих. Количество последующих СК не ограничивается законом.

Стороны могут собираться повторно для решения следующих вопросов:

  • отстранение управляющего, который не справляется со своими обязанностями;
  • согласование условия крупной операции, затрагивающей интересы участников;
  • согласование условий реализации имущества должника.

Протокол собрания

Протокол собрания кредиторов составляется по результатам мероприятия в 2 экземплярах, один из них впоследствии передаётся в суд. Если на съезде не присутствовал управляющий, оформляется дополнительный экземпляр документа.

К протоколу СК прилагаются копии следующих документов:

  • бюллетени;
  • документы, удостоверяющие полномочия собрания кредиторов;
  • подтверждения правильности уведомления всех участников съезда;
  • реестр требований;
  • документы и данные, с которыми были ознакомлены все участники перед мероприятием.

Какие вопросы решаются

  • назначение управляющего и согласование дополнительных требований к специалисту на каждом этапе банкротства;
  • согласование вознаграждения управляющему и утверждение условий расчёта с ним;
  • установление дополнительного вознаграждения управляющему или изменение утверждённого размера выплат;
  • согласование кандидатуры реестродержателя;
  • утверждение необходимости внедрения внешнего управления имуществом должника, реорганизации, оздоровления компании, а также согласование сроков проведения этих этапов;
  • согласование порядка действий, выполняемых в период внешнего управления и внесение необходимых изменений в согласованный порядок;
  • согласование перечня необходимых процедур в рамках оздоровления предприятия;
  • установление очерёдности погашения кредиторских требований;
  • согласование возможности и условий мирового соглашения;
  • направление ходатайства в арбитражный суд о несостоятельности юрлица и инициирование конкурсного производства;
  • решение вопросов относительно работы кредиторского комитета;
  • избрание представителя СК.

Сроки проведения

СК созывается по инициативе конкурсных кредиторов и других заинтересованных лиц, которые должны выдвинуть свои требования. На основании представленных претензий управляющий обязан в течение 21 дня с момента их поступления оповестить всех участников о проведении совещания.

Все решения на СК принимаются большинством голосов участников съезда. По результатам голосования составляется протокол собрания, один экземпляр которого в течение 5 дней должен быть направлен в суд. Кроме этого, в этот же срок управляющий обязан внести изменения в реестр.

В каких случаях откладывается

Право принятия решения об отсрочке проведения СК имеет только судебный орган, рассматривающий конкретное дело. Судья также уполномочен устанавливать срок отложения данного мероприятия.

Основанием для отложения СК могут послужить нерассмотренные кредиторские претензии, особенно если размер претензий довольно существенный. В каждой ситуации только суд принимает решение о периоде, необходимом для изучения всех нерассмотренных требований.

Признание недействительным

Вопросы, которые решаются на СК, могут затрагивать интересы многих участников, потому некоторые из них имеют полномочия оспаривать результаты голосования.

Причины для возникновения подобного конфликта интересов могут быть следующие:

  • принятое решение СК нарушает права одного из участников съезда или права другого заинтересованного лица;
  • в результате принятого решения права собрания кредиторов в конкурсном производстве были превышены;
  • если в голосовании принимали участие лица с суммарным количеством требований, не превышающим половины от общего количества претензий;
  • отсутствие доверенности у одного из участников, который представляет интересы заинтересованного лица;
  • если один из участников не был осведомлён о проведении СК по вине управляющего.

Право оспаривание результатов СК имеют кредиторы и представители должника.

Собрание кредиторов – это важное мероприятие, которое может решить исход процесса и затронуть интересы многих участников.

  • выполнение сроков и очерёдности проведения процедуры;
  • законность принятых решений;
  • адекватность голосующих членов собрания.

В последнее время заинтересованные лица всё чаще прибегают к опровержению решений, принятых на СК. Одной из существенных проблем в данной ситуации является несовершенство действующего законодательства. Поэтому из-за имеющихся противоречий, стороны могут основываться не только на нормы закона, но также на судебную практику, логику и здравомыслие.

Подведение итогов

Собрание считается состоявшимся, если в нем приняло участие большая часть от общего числа голосов. У каждого заимодателя имеется определённое количество голосов, которое зависит от процентного отношения его претензий к должнику и общей суммы требований. Стоит обратить внимание, что в расчёт числа голосов не берутся долги по выплате пени, штрафов и неустоек.

Таким образом, чем больше претензий у участника СК, тем больше у него голосов. Если предприятие имеет непогашенные обязательства перед одним заимодателем, он самостоятельно принимает решения.

Каждая сторона самостоятельно определяет своё участие в собрании. Закон не ограничивает стороны от права выбора присутствия или отсутствия на совещании. Заимодатель может отказаться от голосования посчитав, что его претензии слишком незначительны.

Макарова Елена, юрист группы по реструктуризации и банкротству юридической фирмы Magisters.

Первое собрание кредиторов является важнейшим элементом дела о банкротстве, ведь на нем зачастую определяется дальнейшая судьба должника. В связи с этим необходимо четко представлять и понимать все тонкости данного процесса.

Первое собрание кредиторов проводится в процедуре наблюдения и созывается по общему правилу временным управляющим, который определяет дату его проведения, уведомляет лиц, имеющих право на участие в нем, и осуществляет иные организационные действия по его подготовке и проведению. Однако в случае, если по каким-либо причинам арбитражный управляющий не провел первое собрание кредиторов, любой из кредиторов (группа кредиторов), чьи требования составляют более 10% от внесенных в реестр требований, может организовать и провести первое собрание кредиторов <1>. Исходя из п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве, такой кредитор (группа кредиторов) вправе сделать это только по истечении трех недель после получения арбитражным управляющим требования о проведении первого собрания кредиторов.

<1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2005 N А38-4884-11/10-2005(А38-4884-11/133-2004).

Одним из ключевых вопросов первого собрания кредиторов является определение периода, в течение которого оно должно быть проведено. Несмотря на то, что данный вопрос имеет большое значение, в Законе однозначно не указано, начиная с какого момента такое собрание можно проводить. Есть лишь указание на то, что первое собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (абз. 2 п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве <2>).

<2> Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

На практике указанная норма часто являлась основанием для различных злоупотреблений и мошеннических схем. Например , первое собрание кредиторов проводилось до того, как требования всех заявившихся кредиторов были установлены судом. Таким образом, так как на момент проведения первого собрания требования некоторых кредиторов еще не были внесены в реестр, они не обладали правом на участие в нем. Из-за такой уловки отдельные кредиторы (требования которых были внесены в реестр первыми) получали контроль над последующим процессом банкротства. В качестве другого примера можно привести обратную ситуацию, когда лицо подавало заявление о включении необоснованных требований в реестр и до момента рассмотрения его заявления в суде проводилось первое собрание кредиторов, в котором данное лицо участвовало как выявленный кредитор. В результате нарушалась расстановка сил и принималось решение, выгодное для должника или одного из кредиторов, которое при правильном соотношении сил могло бы быть не принято.

Для того чтобы выявить критерий, на основании которого можно было бы определить дату проведения первого собрания кредиторов, необходимо обратиться к ст. 72 Закона о банкротстве. Нужно учитывать два ее положения:

  • для участия в первом собрании кредиторов арбитражный управляющий уведомляет всех выявленных конкурсных кредиторов и уполномоченные органы;
  • участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, и внесены в реестр требований кредиторов.

Анализ судебной практики показывает, что данная статья применяется по-разному. Часто можно встретить дела, когда суд принимает во внимание только один из вышеперечисленных критериев. Так, некоторые суды указывают, что о проведении первого собрания кредиторов необходимо уведомлять всех выявленных кредиторов, независимо от включения их требований в реестр (следовательно, в первом собрании кредиторов могли участвовать лица, чьи требования еще не были установлены) <3>. В других случаях суды указывают, что для участия в первом собрании кредиторов необходимо, чтобы требования лица были включены в реестр требований кредиторов <4>. Позиция третьих - первое собрание кредиторов может считаться легитимным, даже если в нем не принимал участие кредитор, требования которого еще не были рассмотрены судом, если его участие не могло повлиять на результаты голосования на первом собрании кредиторов <5>.

<3> Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2004 N А06-1301Б-18К/03.
<4> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.06.2003 N А58-7540/02-Ф02-1819-С2.
<5> Рекомендации научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа от 5 - 6 апреля 2006 г. N 2/2006 (п. 26).

Поэтому чрезвычайно важно учитывать оба положения ст. 72 в системном толковании со ст. 71 Закона о банкротстве. Из данных норм следует, что первое собрание кредиторов может быть созвано и проведено только после того, как все установленные судом требования, заявленные в срок не позднее 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, внесены в реестр требований кредиторов <6>.

<6> Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 N А12-911/05-С48; Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2005 N А06-217(544-4/05/Ж)-4/05.

Что касается проведения первого собрания кредиторов менее чем за 10 дней до окончания наблюдения, то данное нарушение носит скорее дисциплинарный характер и не является основанием для признания решения первого собрания кредиторов недействительным. На это также указывает судебная практика <7>.

<7> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2005 N А79-1602/2005.

Переходя к анализу состава участников первого собрания кредиторов, следует отметить, что среди них можно выделить две группы.

К первой группе можно отнести лиц, наделенных полным объемом прав на участие (в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение первого собрания кредиторов). К ним относятся конкурсные кредиторы (в том числе залоговые кредиторы) и уполномоченные органы.

Здесь также хотелось бы затронуть вопрос о признании недействительным решения собрания кредиторов в связи с ненадлежащим уведомлением кредитора, размер требований которого незначителен. Отсутствие такого лица зачастую признается судебной практикой основанием для признания решений собрания кредиторов недействительными <8>. Однако полагаем, что это не совсем верно. Участие такого лица едва ли может повлиять на результат проведения первого собрания кредиторов. В связи с этим наиболее правильной является позиция, согласно которой решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным по заявлению кредитора при условии, что его участие (но не только голосование) могло повлиять на результаты голосования на данном собрании. При этом оценку степени влияния такого кредитора на результат голосования суд должен проводить индивидуально в каждом конкретном случае.

<8> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2466/2005(10730-А46-21); Постановление ФАС СЗО от 07.06.2007 N А05-6106/2006; Постановление ФАС МО от 11.05.2004 N КГ-А41/2588-04.

Ко второй группе относятся лица с ограниченными правами на участие (самое главное ограничение заключается в том, что у них отсутствует право голоса на собрании кредиторов). При этом Закон N 296-ФЗ <9> несколько изменил перечень таких лиц: кроме руководителя должника, представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника должника - унитарного предприятия, представителя работников должника, к ним добавлен новый участник - представитель органа по контролю (надзору); кроме этого, в общих положениях об участниках собрания кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий.

<9> Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 30.12.2008 N 296-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 72 Закона о банкротстве, отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. В связи с этим часто встречаются случаи недобросовестного поведения арбитражных управляющих, когда указанные лица просто не уведомляются о первом собрании кредиторов. Судебная практика сложилась таким образом, что указанные действия арбитражных управляющих являются основанием только для привлечения их к административной ответственности, но не для признания собрания кредиторов недействительным <10> (хотя есть, конечно, и исключения <11>).

<10> Постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 N А12-4730/08-С30; Постановление Девятого ААС от 07.07.2008 N 09АП-7395/2008-АК; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2007 N А43-22241/2007-18-134; Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2004 N А57-891Б/02-32; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2007 N 09АП-13318/2007-ГК.
<11> Постановление Восточно-Сибирского округа от 19.02.2004 N А10-5824/02-Ф02-359/04-С2.

Полагаем, что судебная практика подлежит корректировке, так как данный вопрос необходимо решать на основании обстоятельств конкретного дела. Положение Закона о том, что отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным, должно применяться только для ситуаций, когда данные лица были надлежаще уведомлены, но не явились на собрание кредиторов. В случае неуведомления или ненадлежащего уведомления указанных лиц вопрос о признании собрания кредиторов недействительным должен решаться с учетом обстоятельств конкретного дела, по аналогии с вопросом о признании недействительным первого собрания кредиторов, проведенного в отсутствие конкурсного кредитора - миноритария. В обоих случаях участие данных лиц по общему правилу не может повлиять на исход первого собрания кредиторов. Исключением является ситуация, когда позиция, которая могла быть высказана лицами с ограниченными правами на участие при их присутствии на собрании, повлияла бы на решение кредиторов со значительными по размеру требованиями. Поэтому в случае выявления такого факта решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным.

Основной вопрос, подлежащий разрешению на первом собрании кредиторов, конечно, касается дальнейшей судьбы должника: кредиторы принимают решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства. Кроме этого, на первом собрании кредиторов решаются вопросы об образовании комитета кредиторов, об объеме полномочий, которыми данный орган наделяется, и иные вопросы, связанные с его формированием. Решение по указанным вопросам должно быть принято большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых внесены в реестр на дату проведения собрания кредиторов (п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве).

К иным вопросам (для принятия которых необходимо большинство голосов от числа присутствующих на собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных лиц) можно отнести вопросы, касающиеся кандидатуры арбитражного управляющего, установления размера и порядка выплаты ему вознаграждения, заключения мирового соглашения, выбора реестродержателя, и некоторые другие.

В случае продолжения дела о банкротстве важнейшим вопросом становится определение кандидатуры арбитражного управляющего. Анализируя данную проблему, нельзя не отметить, что при внесении изменений в Закон о банкротстве законодатель оставил без внимания соответствующую статью. В результате получилось, что только в процедуре наблюдения кредиторы не могут предлагать кандидатуру арбитражного управляющего напрямую, а должны в своем решении лишь указать на саморегулируемую организацию, которая обязана будет представить в суд эту кандидатуру.

Интересным является вопрос о том, какими полномочиями обладает суд при рассмотрении решения первого собрания кредиторов. Насколько он может вмешаться в сферу компетенции собрания кредиторов и принять решение вопреки воле первого собрания кредиторов?

Анализ ст. 75 Закона о банкротстве дает основания говорить, что:

  • только решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления является обязательным для суда (при этом данное решение должно соответствовать требованиям п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве, в противном случае оно не может быть утверждено <12>);
<12> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 N А28-122/2007-70/3.
  • решения о введении внешнего управления или конкурсного производства могут быть пересмотрены судом;
  • в случае если первое собрание кредиторов не приняло решение о введении какой-либо процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а семимесячный срок для рассмотрения дела в заседании арбитражного суда истек, суд может ввести любую из возможных процедур: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (при наличии оснований для введения соответствующей процедуры).

Важно отметить, что свобода действий суда в принятии своего решения по вопросу о введении соответствующей процедуры строго ограничена и указанный выше перечень является исчерпывающим.

Наиболее интересным является положение о введении финансового оздоровления независимо от того, каким было решение первого собрания кредиторов. В соответствии с п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве суд может ввести финансовое оздоровление, если учредитель (участник) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третье лицо (третьи лица) представили в суд следующие документы:

  • ходатайство о введении финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности, по которому погашение задолженности должно быть начато не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты его начала;
  • банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности на сумму, превышающую размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.

Здесь можно отметить еще одну особенность введения процедуры финансового оздоровления судом вопреки воле кредиторов. В случае если в ходе указанной процедуры должник нарушает сроки удовлетворения требований кредиторов, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, может вынести определение о прекращении финансового оздоровления и о введении процедуры, ранее принятой первым собранием кредиторов (п. 6 ст. 87 Закона о банкротстве).

Стоит отметить, что в литературе положения ст. 74 Закона о банкротстве часто критикуются как необоснованно ограничивающие права кредиторов <13> и как один из примеров применения судейского усмотрения, которое совершенно не обосновано в банкротном процессе <14>.

<13> Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов при проведении внешнего управления // Юрист. 2008. N 5.
<14> Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 163.

Однако такая критика выглядит неубедительной, и ей могут быть противопоставлены следующие аргументы.

Во-первых, следует учитывать, что основной задачей процедуры банкротства является максимальное удовлетворение требований кредиторов на принципах пропорциональности и очередности. Если данная задача может быть достигнута путем восстановления платежеспособности в ходе финансового оздоровления, то очевидна необходимость введения указанной процедуры. В противном случае (особенно в случае перехода сразу или после внешнего управления в конкурсное производство) требования всех кредиторов не будут удовлетворены и задача института банкротства не будет выполнена.

Во-вторых, норма п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве направлена также на воспрепятствование злоупотреблению со стороны кредиторов (в случае если есть реальная возможность восстановления платежеспособности должника, но собрание кредиторов, несмотря на это, приняло решение о введении конкурсного производства).

Также следует отметить, что введение финансового оздоровления является не обязанностью, а именно правом суда и должно быть основано на имеющихся в деле материалах, с учетом всех обстоятельств дела. Арбитражный суд оценивает реальное положение должника, его платежеспособность с учетом того, обеспечивает ли принятое им решение защиту интересов всех участников банкротного процесса (а не только кредиторов) и публичных интересов.