Отнесение юридических лиц к категориям риска. Определены критерии отнесения деятельности юридических лиц и ип к категориям риска

Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

Арбитражный суд Свердловской области (АС Свердловской области)

Бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований. Кроме того для признания действия (бездействия) незаконным необходимо установить наличие самого факта действия (бездействия). Согласно статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № ...

Постановление от 14 июня 2019 г. по делу № А27-19978/2018

Седьмой арбитражный апелляционный суд (7 ААС)

ФЗ закреплено, что Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 8.1 названного Закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (...

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ОБ ОТНЕСЕНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И РАБОТОДАТЕЛЕЙ - ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ
В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,
К КАТЕГОРИИ ВЫСОКОГО РИСКА

В соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными , подпунктом "а" пункта 18 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного и в целях осуществления подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, приказываю:

1. Отнести к категории высокого риска деятельность работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по перечню согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению проектов информатизации в сфере труда и занятости (А.А. Громыко) разместить перечень работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, деятельность которых в соответствии с настоящим приказом отнесена к категории высокого риска, на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 1 июля 2018 года.

3. Признать утратившим силу "Об отнесении деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к категории высокого риска".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости М.Ю. Иванкова.

Руководитель
В.Л.ВУКОЛОВ

Приветствую, уважаемые друзья! Как мы уже знаем, проверки ГИТ должны осуществляться с применением риск-ориентированного подхода, вопрос только в том, где и как узнать к какой категории риска отнесена организация. Про перечень организаций, которые были отнесены к категориям высокого и значительного риска, далее и пойдёт речь. Только сначала предыстория.

С чего начинался риск-ориентированный подход

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 г. № 197 были внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённое постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875.

Изменениями было определено, что государственная инспекций труда должна осуществлять проверки с применением риск-ориентированного подхода.

Постановлением № 197 было определенно, что деятельность работодателей должна быть отнесена к определённой категории риска в соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806.

Кто и как определят категорию риска

  • решения главного государственного инспектора труда РФ (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
  • решения главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Какая периодичность проверок ГИТ с учётом риск-ориентированного подхода

Проведение плановых проверок ГИТ в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей зависит от присвоенной категории риска и должно осуществляться со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», для работодателей, отнесённых к категории высокого риска, плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора).

Более подробную информацию о риск-ориентированном подходе можно получить из прошлых заметок:

Перечни организаций, отнесённые к категориям высокого и значительного риска

К высокому риску были отнесены организации согласно приказу Роструда от 14.06.2017 г. № 350 «Об отнесении деятельности работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к категории высокого риска». Этот же перечень организаций можно посмотреть на официальном сайте Роструда .

Посмотреть перечень организаций, отнесённых к категории значительно риска, можно также на официальном сайте Роструда, а именно .

Отслеживать обновление перечней нужно .

Самостоятельно определить категорию риска можно с помощью онлайн калькулятора категории риска .

На этом всё. Если заметка оказалась полезной, то не проходим мимо рейтинговых звёздочек и формы комментариев, которые расположены чуть ниже;) Спасибо за участие!

Продолжение следует …

Вводит три категории риска: средний, умеренный и низкий.

К категории среднего риска отнесены торговые сети с выручкой от реализации товаров свыше 400 млн рублей и хозяйствующие субъекты, которые являются субъектами естественных монополий или осуществляющие регулируемые виды деятельности, с размером необходимой валовой выручки более 10 млрд рублей. В отношении них плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года.

К категории умеренного риска отнесены хозяйствующие субъекты, имеющие выручку свыше 10 млрд рублей, действующие в сферах производства и продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий, предоставления медицинских услуг, услуг связи, транспортных услуг, жилищно-коммунального хозяйства, транспортировки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам и т.п. Плановые проверки таких организаций проводятся не чаще одного раза в пять лет.

«Стоит отметить, что Указ Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции предусматривает внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля, - сообщил замглавы ФАС Сергей Пузыревский . – Антимонопольная служба уже перешла на риск-ориентированный подход в гособоронзаказе, теперь пришла очередь и сферы антимонопольного регулирования. План проверок на 2018 год составлен ФАС России уже с учетом положений принятого постановления Правительства РФ».

В отношении хозяйствующих субъектов, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут. Принятые решения будут способствовать снижению издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с проведением в отношении них государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, отмечают авторы документа.

Заместитель исполнительного директора "ОПОРЫ РОССИИ" Иван Ефременков: "Мы поддерживаем нововведения, относящие большинство малого и среднего бизнеса к категориям низкого риска. Это означает, что плановые проверки в отношении данных хозяйствующих субъектов проводиться не будут. Тем более, что до конца 2018 г. с уже действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса".

"ОПОРА РОССИИ" обращает внимание на следующее:
1. Риск-ориентированный подход распространяется только на плановые проверки. А ФАС в 2017 г. 97 % всех проверок провел внепланово. Поэтому введенные критерии будут касаться только 3 % проверок.
2. Согласно утвержденному Правительством постановлению, иммунитет в отношении проверок малого торгового бизнеса распространяется только для компанией с выручкой до 400 млн. руб. В отношении торговых компаний с бОльшим оборотом проверки будут проводиться (не чаще чем раз в три года). Однако, сейчас к малому бизнесу относятся компании с оборотом до 800 млн. руб. и на них распространяется мораторий на плановые проверки.

Виды деятельности

Субъекты естественных монополий1 и субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности2 , имеющие размер необходимой валовой выручки за предыдущий год свыше 10 млрд. рублей Хозяйствующие субъекты, имею- щие выручку за предыдущий год свыше 10 млрд. рублей Иные хозяйствую- щие субъекты
Торговая деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, за исключением субъектов, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации) от реализации товаров за последний год не превышает 400 млн. рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 млн. рублей категория среднего риска категория среднего риска категория среднего риска
Производство и продажа лекарственных препаратов, медицинских изделий; медицинские услуги; услуги связи; транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; производство электрической и тепловой энергии; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; строительство, реконструкция, ремонт объектов железнодорожной и дорожно-транспортной инфраструктуры категория среднего риска категория умеренного риска категория низкого риска
Иные виды деятельности, не указанные в позициях 1 и 2 категория среднего риска категория низкого риска категория низкого риска

1 Включенные в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях".
2 Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
3 Если общая выручка хозяйствующих субъектов от указанных в позиции 2 видов деятельности составляет более 10 процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год.
Объекты федерального государственного надзора в области связи Категория риска
I. Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований
1. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области связи при отсутствии обстоятельств, предусмотренных разделом II настоящего документа низкий риск
II. Критерии вероятности несоблюдения обязательных требований
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области связи, при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 (в случае создания радиопомех), частью 1 статьи 13.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях значительный риск
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области связи, при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.3 и 13.4 (в случаях, не связанных с созданием радиопомех), статьями 13.5 - 13.9, 14.1, 19.4, 19.4.1, 19.5, 19.7.10 и 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях средний риск
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области связи, у которых в течение последних 5 лет при проведении плановой или внеплановой проверки были выявлены нарушения обязательных требований в области связи, не связанные с привлечением к административной ответственности умеренный риск";

б) Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное указанным постановлением:

дополнить пунктом 10(1) следующего содержания:

"10(1). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный надзор с применением риск-ориентированного подхода.";

дополнить пунктами 17 - 26 следующего содержания:

"17. В целях применения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемые ими производственные объекты (далее - объекты государственного надзора) подлежат отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Отнесение объектов государственного надзора к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов государственного надзора к категориям риска согласно приложению.

18. Отнесение объектов государственного надзора к категориям риска осуществляется :

а) решением главного государственного санитарного врача Российской Федерации или главного государственного санитарного врача Федерального медико-биологического агентства - при отнесении объектов государственного надзора к категории чрезвычайно высокого риска;

б) решениями главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации или руководителей территориальных органов Федерального медико-биологического агентства, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - при отнесении объектов государственного надзора к категориям высокого и значительного риска;

в) решениями должностных лиц по месту нахождения объекта государственного надзора, определенных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или главным государственным санитарным врачом Федерального медико-биологического агентства, - при отнесении объектов государственного надзора к категориям среднего и умеренного риска.

19. В случае пересмотра указанного в пункте 18 настоящего Положения решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении объекта государственного надзора к соответствующей категории риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении объекта государственного надзора к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении объекта государственного надзора к определенной категории риска объект государственного надзора считается отнесенным к категории низкого риска.

20. Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

21. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство ведут перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска (далее - перечни). Включение объектов государственного надзора в перечни осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении объектов государственного надзора к соответствующим категориям риска.

22. Перечни содержат следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности и (или) производственным объектам которых присвоена категория риска;

г) место нахождения объекта государственного надзора;

д) реквизиты решения о присвоении объекту государственного надзора категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта государственного надзора к категории риска.

23. На официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация из перечней об объектах государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности и (или) производственным объектам которых присвоены указанные категории риска;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта;

24. Размещение информации, указанной в пункте 23 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

25. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство предоставляют им информацию о присвоенной их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска.

26. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в установленном порядке в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска";

дополнить приложением следующего содержания:

"Приложение к Положению о федеральном государственном