Площадь и церковь санта-мария новелла во флоренции. Санта мария новелла во флоренции - наводы

Я с известной долей смелости и нерешительности приступаю к рассказу об этой известной доминиканской базилике Флоренции. Нерешительность связана с тем, что базилика эта описана и расписана во множестве путеводителей и искусствоведческих книг, и сказать что-то новое о ней - задача невозможная. Смелость же обусловлена тем, что даже на беглый осмотр церкви и примыкающих к ней клуатров требуется не менее двух часов, а за два часа у самого внимательного зрителя внимание притупится, а вот тут у меня и появляетс яшанс показать что-нибудь такое, чего уставший посетитель не увидал.

Доминиканцы получили в свое владение маленькую часовню на окраине Флоренции в 1221 году. За два с половиной последующих столетия на этом месте была построены большая новая церковь ("Новелла" - в противовес изначальной часовенке) и монастырь, перед которыми была обустроена площадь - тоже немаленькая роскошь для средневекового города. Тот комплекс, который мы видим сейчас, - это лишь часть изначального сооружения. Когда при Муссолини было решено "ввести" жедезную дорогу в центр Флоренции (до этого вокзал находился на далекой окраине), для строительства будущего вокзала и привокзальной площади пожертовали частью монастыря. Мысленно прибавьте к церкви и прилегающим клуатрам еще и привокзальную площадь, и вы получите представление о былых масштабах обители. Дело, конечно, не только в размерах, но и в большом количестве работ известных мастеров, собранных в Санта-Мария-Новелла. Сейчас для туриста ситуация упростилась: церковь, по-прежнему принадлежащая доминиканцам, и клуатр секуляризованного монастыря, превращенный в музей, теперь можно посетить по единому билету, придерживаясь единого, вполне удобного по сравнению, например, с Сан-Марко, расписания: http://www.chiesasantamarianovella.it/en/opening-times .

Главный фасад Санта-Мария-Новелла, открывающийся на одноименную площадь, строился в два этапа. Нижняя часть принадлежит XIV веку, верхнюю в 1456-1470 годах достраивали по проекту Альберти на спонсорские деньги Ручелаи. Знакомое уже нам, традиционное для Тосканы, сочетание белого и зеленого на фасаде - это, напомню, два местных мрамора - из Каррары и Прато.

Верхняя часть, на которой отражены год постройки и имя спонсора (о великом архитекторе, как всегда, не написали):

Осматривать интерьер начнем с контрфасада и далее пойдем по часовой стрелке. Сразу же видим несколько фресок XIV века, автор - Пьетро да Миниато.


А по левой стене церкви мы видим чуть ли не первую работу Ренессанса, в которой (наконец-то!) появилась перспектива. Это - "Троица" Мазаччо

Более того, Мазаччо так качественно "нарисовал" архитектуру, настолько точно передал перспективу, что в первый момент можно действительно поверить: перед нами не плоская фреска, а объемная глубокая капелла.

Не стОит пройти равнодушно и мимо недалеко установленного амвона, потому что выполнен он по проекту Брунеллески - того самого, что подарил Флоренции и миру первый со времен античности гигантский купол (над флорентийским собором). Амвон украшают прекрасные барельефы работы Буджиано, но доминиканцы так экономны, что не только мне, но и многочисленым корреспондентам Вики, заснять все барельефы, увы, не удалось.

Что касается посещения разных мест, то мы решили устроить себе максимально легкую программу: 3 места, где уже были 6 лет назад (но некоторые ничего не помнят), и 2 места, где еще не были, но ужасно хотим. И первой в этом списке оказалась церковь Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella, сайт , wiki) где начинается действие "Декамерона".

Читая свой старый отчет, я осознаю, что писал тогда больше о впечатлениях в целом, чем о каких-то частностях: типичный случай "синдрома Стендаля" - два абзаца, и то больше о перспективе. Давайте в этот раз рассмотрим хотя бы кое-что.

Начнем с хитрой детали. Если вспоминать художников, работавших в церкви, первым делом назовут Гирландайо, потом, может быть, Филиппино Липпи, Нардо ди Чоне и Мазаччо. Но сколько из тех, кто сюда входит, знают о контрфасадном люнете "Поклонение младенцу" работы Боттичелли? А о том, что он написан в подражание тому же сюжету учителя, Филиппо Липпи, в Сполето?

На левой стене невозможно не заметить "Троицу" Мазаччо (wiki), произведение революционное во многих планах: так, это первый опыт интеграции нарисованной архитектурно-скульптурной композиции внутрь настоящей и яркий пример "возрожденческой" перспективы.

Нижнюю часть, с гробницей, в свое время прикрыли настоящим алтарем, да так, что никто не заметил подмены. Потом верхнюю часть перенесли на другую стену, а нижнюю забыли - пришлось возвращать.

Редкие лица у Богоматери и Св. Иоанна.

Донатор, одетый как гонфалоньер справедливости (государственная должность Флорентийской республики), изображен вровень со святыми - вероятно, это тоже первый раз.

Среди боковых капелл моя любимая - капелла мантуанских Строцци (Cappella Strozzi di Mantova, wiki), оплаченная Томмазо Строцци во искупление греха ростовщичества (представьте себе). На стенах изображены "Страшный суд", "Ад" и "Рай", соответственно, все три - работы Нардо ди Чоне. Вероятно, это первое в истории (капелла расписана около 1360 года) использование для такого цикла больших площадей. Алтарный образ Андреа Орканьи, брата Нардо ди Чоне.

К сожалению, "Ад" сильно пострадал от времени и влажности. С цветами здесь произошло то же, что с цветами фресок Чимабуэ в верхней базилике Ассизи: темные тона выцвели, а светлые - потемнели, превращая композицию в негатив. Интересно, что "Ад" у Нардо ди Чоне структурирован по Данте.

"Рай" представлен в виде сюжета "все святые": редкая версия, которую можно встретить, например, в Санта-Мария-ди-Кастелло в Генуе.

Алтарная капелла (или капелла Торнабуони, wiki) расписана Доменико Гирландайо, учителем Микеланджело (возможно, сам Микеланджело тоже поучаствовал: в его ранних записях есть эскизы одной из местных фресок). Здесь, пожалуй, самые известные росписи, изображающие житие Богоматери и житие Св. Иоанна Крестителя.

Как и положено, фрески читаются снизу вверх, в сторону центра: "Обручение Богоматери", "Избиение младенцев", "Успение".

"Рождество Богоматери": в отличие от других фрагментов, где действие происходит на воздухе или в абстрактной галерее, здесь показан настоящий флорентийский дом и настоящие родовые хлопоты зажиточного флорентийского семейства, причем присутствуют не только роженица с повитухой, но и явившаяся в сопровождении служанок и компаньонок Лукреция Торнабуони, дочь донатора.

А вот сам алтарь сделан только в XIX веке, что абсолютно понятно по облицовке, имитирующей собор Санта-Мария-дель-Фьоре.

Капелла Филиппо Строцци (Cappella di Filippo Strozzi, wiki) расписана представителем младшего поколения флорентийских живописцев Возрождения, Филиппино Липпи и посвящена Св. Филиппу (тезке донатора) и Св. Иоанну Евангелисту. Центральное место тут занимают два сюжета из "Золотой легенды": "Воскрешение Св. Иоанном Друзианы"...

И "Изгнание Св. Филиппом дракона из храма в Иераполисе". О последнем подробнее.
Однажды язычники захватили Св. Филиппа и решили принести его в жертву в храме Марса (вот он, на пьедестале, вместе со своими священными животными, волчицей и дятлом).

Но в тот момент, когда жрец стал разжигать огонь, из-под алтаря выбрался дракон (в православном каноне ехидна).

Своим зловонным дыханием он сразил сына жреца и многих других присутствующих.

Но Св. Филипп прогнал его, а затем воскресил погибших и исцелил отравленных. Жители были довольны и разрешали Св. Филиппу проповедовать, пока он не исцелил и не обратил в христианство жену градоначальника Никанора, укушенную змеей. Может, змея ее укусила не просто так, но Никанор вместо радости проявил неблагодарность и приказал распять Филиппа вверх ногами, что и было сделано.

Фрески отсюда принадлежат кисти Паоло Учелло с дополнениями Вазари. Сейчас они перенесены в дальний корпус и восстановлены, но, пожалуй, это самое слабое, что представлено в музее. Учелло известен как проповедник перспективы (взгляните на горы, например) в ущерб фигурам и колориту, но здесь ни фигур, ни колорита, ни реальной перспективы (кроме "Страшного суда", да и то).
"Первородный грех".

"Изгнание из рая" и "Труды прародителей".

Но все равно, общее впечатление настолько сильное, что уподобляешься вот этому ягненку, летящему на облаке.

Естественно, это не все, чем может похвастаться Санта-Мария-Новелла: здесь есть работы Джотто, Брунеллески, Гиберти, Джамболоньи, Бронзино, Вазари и т.д., но все это надо ходить и рассматривать самостоятельно (желательно с применением хорошей оптики). Я бы сказал, что по-хорошему на это нужно не меньше часа, а при грамотном подходе - и двух. Мы уложились в полтора, и я считаю, что после этого нужен большой перерыв. Но для этого надо жить во Флоренции хотя бы недельку, у нас же был только один день.

продолжение следует

Базилика Санта Мария Новелла словно визитная карточка Флоренции. Именно ее сказочно прекрасный фасад сразу обратит на себя внимание на площади у городского железнодорожного вокзала. И вмиг заставит окунуться в атмосферу средневековой старины и волшебства. При всем богатстве Флоренции на достопримечательности, это архитектурно-историческое сокровище выпадает из общего ряда, благодаря своей внешней и внутренней уникальности. Соседство сохранивших средневековый стиль строений вдоль периметра одноименной площади Санта Мария Новелла лишь оттеняет ее необычность. Легкая ажурная вязь из светлых и темных мраморных плит, стрельчатые арки, изысканные капители на фасаде делают здание похожим на изящную шкатулку, выполненную в восточном стиле. Сравнительно небольшие размеры подчеркивают своеобразную прелесть архитектурного решения. Внутренне убранство просто потрясает собранием неподражаемых произведений искусства. А еще базилика Санта Мария Новелла является первой и главной доминиканской церковью Флоренции.

Детище Виноградников

Ее Величество История скупа на подробности. Тем более, когда речь идет о делах давно минувших дней. Первые упоминания о базилике датируются 1246 годом. Этой дате предшествовала своя история. О том, как на славную землю Флоренции прибыли два монаха-доминиканца. Им, в знак признания заслуг, было дано разрешение на строительство церкви на месте старенькой молельни. Городских стен Флоренции тогда еще не было, и окружали будущую достопримечательность лишь прекрасные виноградники. Даже местность носила название «Виноградная».

В создании шедевра участвовали многие мастера. И времени на создание ушло немало. Отсюда смешение стилей, создающих индивидуальность базилики Санта Мария Новелла. Романский, ренессансный, готический – приверженцы каждого найдут приятные для себя элементы и детали. Пытаясь найти гармонию в соединении разных структур, архитекторы и скульпторы немало потрудились. Так, Леон Баттиста Альберти, который довел фасад до совершенства, придумал оформление в виде квадратов. А также своеобразные завитки – волюты, соединившие внутри центральный и боковые нефы.

Бурный ход истории, вечное перетягивание территориального «одеяла» мало способствовали созиданию. Поэтому строительство церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, как и многих других архитектурных шедевров, продолжалось очень долго. В XIV веке фасад был покрыт светлым и темно-зеленым мрамором, его украсили боковые порталы. В XV веке семейство Руччелаи взяло финансовую опеку над строительством Санта Мария Новелла. Благодаря этим меценатам базилика приобрела свои нынешние очертания. А доброе имя Руччелаи увековечено на фронтоне фасада латинизированной вязью. Над ней, в треугольной части фронтона – словно испускающий солнечные лучи Лик Младенца. В XVI веке готические окна были сужены, что позволило создать боковые алтари. Тогда же построили великолепную капеллу Гадди. Официальное освящение церкви во Флоренции состоялось в 1420 году.

Шкатулка сокровищ

Так можно охарактеризовать бесценное собрание фресок, скульптур, картин, украшающее внутренние помещения базилики Санта Мария Новелла. Датируются они XIV–XVI веками. Как и в некоторых других храмовых строениях Флоренции, внутри находятся три нефа, разделенные колоннадой. Восторг и благоговение невольно ощущает каждый, кто вошел в это огромное прекрасное здание. Длина – почти 100 метров, арочный свод украшен белым и зеленым мрамором. Впереди, за центральным алтарем, на высоте 45 метров посетителей ждет потрясающее зрелище: шедевр Джотто «Распятие». Созданное великим художником 700 лет назад, оно и сейчас вызывает духовный трепет. Что же говорить о современниках Джотто, для которых это было первое в истории искусства произведение, где Христос «очеловечен» до натуралистичности.

Слева от алтаря базилики Санта Мария Новелла не менее раритетные византийские фрески. Они признаны самыми древними из всех, которыми славятся храмы Флоренции. Фреска Мазаччо «Троица» тоже входит в число уникальных. Специалисты признали, что именно в этом произведении впервые учтены законы перспективы. Впечатляют и размеры – 18 квадратных метров!

Алтарной частью базилики Санта Мария Новелла можно любоваться часами. Она разделена на несколько часовен-капелл, оформлением каждой из которых занимались знаменитые семейства Флоренции. Чтобы не ударить в грязь лицом перед современниками и оставить свой след в истории, они нанимали самых знаменитых творцов. Не жалели средств, чтобы их часовни в базилике Санта Мария Новелла были самыми прекрасными и запоминающимися.

В капелле Строцци-ди-Мантова воспроизведены сюжеты Божественной комедии Данте: картины Рая, Страшного Суда, Ада. В капелле Гадди находится единственное деревянное распятие, творение рук великого скульптора и архитектора Брунеллески. В центральной части алтаря, в часовне Торнабуони, фрески жизнеописания Богоматери и Иоанна Крестителя. Они представляют не только огромную художественную ценность, но и интересны своей историей. Среди фигур, окружающих великих святых, изображены члены семьи заказчика, их знаменитые современники – члены Платоновской Академии и даже сам Джованни Торнабуони.

Монастырь-музей

Рядом с базиликой Санта Мария Новелла во Флоренции действительно есть здание монастыря. Оно представлено внутренними двориками, носящими названия «Капелла испанцев», «Зеленый клуатр». Третье помещение – Трапезная. Их стены также украшают великолепные средневековые фрески. А в Трапезной хранятся священные реликвии, ювелирные изделия, литургические одеяния. Есть здесь и монастырь усопших – «Клуатр Мертвых». Местные жители утверждают, что иногда тут появляются настоящие призраки! Их мало кто видел. Но туристы имеют возможность полюбоваться здесь прекрасными надгробными памятниками. Базилика Санта Мария Новелла знаменита еще и тем, что упоминается в романе Боккаччо «Декамерон». Именно здесь ведут свою неторопливую беседу герои произведения. Ирвинг Стоун в своем произведении «Муки и радости» тоже упоминает ее, рассказывая о жизни и творчестве Микеланджело.

Это самая первая флорентийская базилика. Время постройки XIV - XV век. Расположена на одноименной площади рядом с центральным городским вокзалом. Базилика построена в архитектурном стиле, сочетающем в себе элементы готики и раннего ренессанса. Ее интерьер украшен многочисленными фресками и погребальными памятниками.

Вскоре по завершению строительства и начала функционирования, базилика становится главной доминиканской церковью города. Свое название она получила от доминиканской молельни (оратория) IX века, которая изначально находилась на этом месте. Молельня называлась Санта Мария делле Винье.

В 1221 году, когда это место было выделено ордену доминиканцев, монахами было принято решение строить на нем церковь с прилегающим к ней монастырем. Проект строительства разработали два монаха: Фра Систо Фьорентино и Фра Ристоро Кампи.

Строительство было начато в середине XIII века (приблизительно в 1246 году). Нефы были закончены к в 1279 году, а в 1360 году Фра Якопо Таленти, закончил работы по постройке колокольни, выполненной в романско-готическом стиле. Тогда же была построена сакристия. Фасадные работы продвигались медленнее: на момент постройки ризницы была закончена нижняя часть фасада, выполненная в тосканском готическом стиле.

Освящена церковь была в 1420 году. В последствие церковь несколько раз достаивалась и перестраивалась. В 1456 году местный купец Джованни ди Паоло Ручеллаи нанял архитектора Леона Батисту Альберти для перестройки церковного фасада. В результате работ, длившихся 14 лет, церковь получила красивый портал и всю верхнюю часть церкви с, присущей ей чёткой и изящной ритмикой квадратов, инкрустированных мрамором белого и черного цвета. Квадраты композиционно ограничивают с трех сторон геральдические символы семьи Ручеллаи, которая и выступила в роли инициатора этих новшеств. Пилоны, имеющие вид связок колонн, делят храм на три нефа. На колоннах покоятся огромные арки с красивыми стрельчатыми сводами.

В церкви хранятся произведения искусства XIV - XVI веков. Коллекция, собранная здесь, впечатляет многочисленностью и уровнем мастеров кисти, чьи работы хранятся в этой церкви.

Особого внимания, среди представленных здесь экспонатов, заслуживают: памятник с надгробия блаженной Вилланы, работы Росселлино (1451); бюст святого Антонина (из терракоты); гробница епископа Фьезоле, работы Тино да Камаино; надгробная плита
Леонардо Дати, прекрасно выполненная Гиберти (1423); гробница Филиппа Строцци, автора Бенедетто да Майано (1491); Мадонна с чётками, работы Джорджо Вазари (1568) и Чудо Иисуса, автор Аньоло Бронзино.

Отдельно необходимо отметить: Капеллу Маджоре (или Капеллу Торнабуони), особенно её алтарь с Распятием Джамболоньи, сделанным из бронзы, а также фреску Доменико Гирландайо и Себастьяно Майнарди Жизнеописание святого Иоанна Крестителя, Житие Девы Марии (конец XV века).

В капелле Гонди — творении Джулиано да Сангалло — своды украшены фрагментами фресок греческих мастеров XIII века, а на стене алтаря — знаменитое Распятие Брунеллески. В Капелле Строцци ди Мантова, на стене алтаря находятся фрески с изображением Страшного Суда (правая стена — Ад, левая — Рай) Нардо ди Чоне или Орканьи. В этой же церкви была написана знаменитая Троица (Мазаччо).

Адрес, часы работы, как добраться

  • Basilica di Santa Maria Novella
  • Адрес : Санта-Мария-Новелла, Piazza di Santa Maria Novella, 18, 50123 Firenze, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 43.774233 , 11.249322
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/places/1886.jpg

Оценить!

В принципе, она первая в городе встречает путешественников, так как рядом с ней расположен железнодорожный вокзал, носящий то же имя. Но когда мы приехали, задерживаться возле нее не входило в наши планы. На сей раз мы собирались уделить ей столько внимания, сколько она заслуживает.

Уже в середине XIV века Санта-Мария-Новелла упоминается в великом литературном произведении. Во время вошедшей в историю страшной чумы 1348 года именно под этими сводами, как утверждает Боккаччо, встретились несколько приятных дам и молодых людей - героев бессмертного «Декамерона».

Подобно Санта-Мария-дель-Фьоре и Сан-Лоренцо, нынешнее здание Санта-Мария-Новелла также имеет предысторию. С IX века, когда это место было еще границей города, здесь существовала небольшая часовня. В XIII веке она была передана стремительно набиравшему силу ордену доминиканцев, которые в 1279 году начали строительство нового, большего здания. Достроили его только к середине XIV века, когда был облицован мрамором нижний ярус фасада, но закончен фасад был более века спустя - в 1478 году - на средства покровительствовавшей церкви знатной семьи Ручеллаи.

Вход в церковь - через внутренний дворик

И самое интересное в Санта-Мария-Новелла находится внутри - это фрески и распятия XIII - XV веков. Заходим.

Алтарная часть церкви разделена на несколько часовен-капелл знатнейших флорентийских семейств, которые заказывали росписи самым знаменитым художникам своего времени.

Одна из главных ценностей церкви - Распятие работы Джотто, относимое к раннему периоду его творчества, ориентировочно к 1290 - 1300 году. Одно из первых произведений, где художник отходит от византийского канона и Христос обретает живые человеческие черты, даже слишком натуралистичные по мнению современников.
Напоминаю, что, как приличная девочка, я не снимаю то, что снимать нельзя, поэтому здесь и далее иногда будут не мои фотографии.

В капелле Гонди, с которой началось строительство церкви в 1279 году, сохранились еще византийские фрески, самые древние во Флоренции. Там же находится Распятие работы Брунеллески. Это единственная известная деревянная скульптура великого архитектора, строителя купола Дуомо и церкви Сан-Лоренцо. С его созданием связана легенда о споре Брунеллески и Донателло, гласящая, что Брунеллески создал свое Распятие в ответ или в пику Распятию Донателло, находящемуся в церкви Санта-Кроче.

Распятие Донателло (1406 - 1408 г.) и распятие Брунеллески (1410 - 1415 г.).

В капелле Барди на стенах фрески Спинелло Аретино, вторая половина XIV века…

… и «Мадонна и Розы» Джорджио Вазари, двумя веками моложе.

Капелла Строцци-ди-Мантова расписана в середине XIV века Нардо ди Кьоне картинами Страшного Суда, Рая и Ада, в соответствии со структурой Божественной Комедии Данте…

… а Алтарь «Христос Освободитель, Богоматерь и святые» в капелле создан в 1357 году его знаменитыми братом Андреа Орканья.

В капелле Строцци находится шедевр зрелого Ренессанса - фрески Филиппино Липпи
из жизни Святого Филиппа и Иоанна Богослова, датируемые 1497 - 1502 гг.

Но самое грандиозное произведение в Санта-Мария-Новелла, на которое мы собственно и пришли - это центральная капелла Торнабуони, расписанная мастерской - боттегой - Доменико Гирландайо в 1485 - 1490 гг. Стены капеллы покрыты фресками жизнеописания Богоматери с одной стороны и святого Иоанна Крестителя с другой.


Картинка отсюда

Эти картины, наполненные светом, красками, жизнью, являют собой не только прекрасный образец живописи зрелого Ренессанса, но на них будто оживает и выходит к зрителю мир флорентийцев, существовавший 500 лет назад. Росписи капеллы сделаны по заказу Джованни Торнабуони, дяди Лоренцо Великолепного, и среди многочисленных фигур можно найти портреты членов семьи заказчика, известных людей Флоренции, друзей Гирландайо, членов Платоновской Академии при Лоренцо Великолепном, и автопортрет самого автора. В создании этих фресок принимал участие молодой Микеланджело, который некоторое время учился у Гирландайо. Упоминания о процессе создания этих фресок есть в замечательной книге Ирвинга Стоуна «Муки и радости», посвященной жизни Микеланджело.
Предлагаю просто посмотреть. Картинки отсюда

Житие Иоанна Крестителя. Благовещение Захарии.

Житие Иоанна Крестителя. Встреча Марии и Елизаветы.