Сокращение государственных гражданских служащих в году. Сокращение с государственной гражданской службы

Опубликованный вчера указ президента «Об основных направлениях развития госслужбы» требует от правительства в 2020–2021 годах изменить структуру зарплат чиновников, повысив в ней постоянную часть оклада. На это пойдут средства, сэкономленные на проводимом Минфином сокращении госаппарата. Однако помимо улучшения оплаты труда госслужащих ждут ужесточение найма, аттестации и требований к профессиональному развитию.


В 2019–2021 годах правительству предстоит реформировать государственную гражданскую службу, изменив для госслужащих систему найма, оплаты труда и мотивации. Это следует из опубликованного вчера на портале правовой информации указа президента «Об основных направлениях развития гражданской службы в РФ на 2019–2021 годы». По нему до 2020 года Белый дом должен завершить работу по созданию нормативно-правовой базы для совершенствования практики экспериментов по развитию гражданской службы и порядку отбора кандидатов. Также правительству поручено обеспечить внедрение единой методики прохождения госслужащими испытания в федеральных органах исполнительной власти и усовершенствовать процедуру их аттестации.

Еще одно направление реформы - создание на базе подведомственной Минтруду федеральной информсистемы отдельного ресурса для профессионального развития госслужащих. До 1 января 2021 года Белый дом должен обеспечить мониторинг качества подготовки служащих по дополнительным профессиональным программам и усовершенствовать методы оценки их профессиональных качеств. Кроме того, в 2020 и 2021 годах правительство займется реформированием системы оплаты труда чиновников (без снижения его уровня, уточняется в указе) - оптимизация предполагает поэтапное увеличение в их доходах доли оклада за счет снижения доли премиальных выплат. Рост постоянной части зарплаты, в свою очередь, приведет и к росту размера пенсии госслужащих за выслугу лет.

По итогам 2018 года Росстат насчитал в РФ 692 тыс. региональных, 299 тыс. муниципальных и 38,3 тыс. федеральных госслужащих. Зарплата первых составила 49,4 тыс. руб. (107,7% к 2017 году), муниципальных служащих - 42,1 тыс. руб. (107,9% к 2017 году), федеральных - 126,6 тыс. руб. Если официальные доходы последних превышают среднюю зарплату по стране в несколько раз (в 2018 году - 40 тыс. руб.), то для остальных категорий эта разница не так велика. Впрочем, уровень укомплектованности всех категорий госслужбы в среднем не опускается ниже 90%.

Как ранее пояснял Минфин, источником средств для повышения постоянной доли в оплате труда госслужащих с нынешних 40% (60% - переменная часть, доплаты и премии) до 60% (такую цель ставит для себя министерство) должны стать средства, сэкономленные за счет запланированного на ближайшие годы сокращения госаппарата без сокращения фондов оплаты труда госслужащих (подробнее см. “Ъ” от 19 марта). Отметим, впрочем, что сэкономленных средств может не хватить - запланированные сокращения на 10% численности сотрудников центральных аппаратов органов исполнительной власти и 5% территориальных органов в 2020 году и сокращение на 10% численности терорганов в 2021 году, вероятнее всего, будут выполнены во многом за счет незакрытых низкооплачиваемых вакансий. По словам Павла Кудюкина, члена совета профсоюза «Конфедерация труда», доля переменной части в зарплатах госслужащих сейчас может и превышать 60% за счет совместительства незакрытых вакансий. «Такая ситуация создает руководству органов власти возможность манипулирования подчиненными»,- говорит он.

Отметим, впрочем, что сама высокая доля премий и дополнительных выплат при невысоком окладе характерна не только для зарплат чиновников - достаточно часто это встречается и на рынке частных вакансий, что в совокупности позволяет российскому рынку труда сохранять низкий уровень безработицы в кризисы за счет отмены допвыплат вместо увольнений.

Анастасия Мануйлова

Власти пообещали в ближайшие два года сократить количество госслужащих – в территориальных органах под сокращение попадут 15% сотрудников, в центральном аппарате – 10%. Об этом объявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко: нужно «вывести систему отплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень» (цитата по «Интерфаксу»).

В 2010 г. Минфин предложил ограничить индексацию зарплат бюджетников размером инфляции и сократить 20% федеральных чиновников – 120 000 человек – и так сэкономить для бюджета 43 млрд руб. Дмитрий Медведев (тогда президент) предложение поддержал, подписав указ о поэтапном сокращении госслужащих на 20% в 2011–2013 гг.

В 2014 г. Медведев (председатель правительства) поручил Минфину подготовить новые предложения о сокращении госслужащих на 10%. В конце 2015 г. он подписал и постановление о сокращении 10% госслужащих с 1 января 2016 г.

В 2016 г. численность чиновников действительно сократилась, рассказывала летом 2017 г. Татьяна Голикова, тогда председатель Счетной палаты, но оригинальным способом: сокращали исключительно низовое звено. Начальников стало больше: заместителей руководителей федеральных органов – на 18%, директоров департаментов – на 21%, начальников управлений – на 13%. В территориальных органах чиновников в целом стало меньше на 11,9%, а начальников – больше на 8,4%.

В 2017 г. чиновников снова стало больше – по данным Минфина, в конце года в госсистеме работали 1,2 млн россиян, за год их количество увеличилось на 0,4% (примерно 5200 человек). Но министерство учитывает не все категории работников, например не считает гражданских служащих силовых ведомств. По данным Росстата, который считает и их, в 2017 г. на госслужбе были заняты 2,2 млн человек – на 1,2% больше, чем в 2016 г.

Сокращение госслужащих – популярное среди населения решение, в действительности оно «демонстрируется», но не реализуется, чиновников перераспределяют, объяснял экономист Дмитрий Некрасов.

Сокращение госслужащих напоминает качели, сравнивает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов: «Сначала объявляется административная реформа, сокращение чиновников, их пытаются сократить, а потом появляются новые законы и новые функции министерств и ведомств – и под эти функции они всегда просят дополнительных сотрудников. И численность чиновников опять начинает разрастаться». Нигде в мире эта проблема не решена, считает он.

Фотогалерея

В России ключевая проблема – обилие региональных и муниципальных чиновников, но сокращать их – вне функций Минфина, указывает Сафонов. Одна из немногих эффективных мер – отдать часть функций на аутсорсинг, как делают во многих странах, говорит эксперт.

Аутсорсинг входит в планы Минфина, раскрыла Нестеренко: сокращение служащих – только первый шаг в реформе госуправления, потом Минфин хочет сформировать реестр полномочий и функций государственных органов, чтобы выявлять их дублирование и даже часть передавать на сторону. Без оптимизации невозможно поднять зарплату госслужащих до конкурентной, объяснила Нестеренко, такую задачу Медведев поставил еще в 2012 г., решения приняты.

По данным Росстата, в 2018 г. гражданский служащий в федеральных госорганах в среднем получал 126 600 руб. в месяц, на 5,4% выше, чем в 2017 г. Но зарплаты госслужащих одной категории могут различаться в 2–3 раза, говорила в январе 2018 г. Голикова.

Зарплата чиновников во всем мире меньше зарплат в корпорациях, указывает Сафонов, ничего страшного в этом нет: для работы на госслужбе есть другая мотивация – гарантия найма на долгое время. Поднять зарплаты до рыночных все равно не получится – слишком дорого, считает он: «Да и должен ли президент получать столько же, сколько топ-менеджер? Наверно, это не его цель».

Представитель Минтруда отказался от комментариев. Его коллега из Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Москва, 20.03.2019

Как заявила первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко, с 2020 года в России начнутся масштабные изменения в государственном аппарате, которые коснутся практически всех чиновников страны. В частности, эти изменения предполагают увеличение заработной платы, но для этого придется уменьшить количество занятых на подобных должностях.

"Такой вопрос поставлен и будет решен в следующем году: 5% территориальные органы со следующего года (сокращение численности сотрудников ФОИВ), а через год еще 10%. Итого за два года территориальные органы - 15% (сокращение). Центральный аппарат - 10%", - сказала она, выступая на коллегии Казначейства во вторник. "Мы не можем на эту большую разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда. А у нас стоит такое поручение - вывести систему отплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень", - объяснила она.

В перспективе систему госуправления ждут и более значимые изменения. "Это будет только первый шаг. Впереди будет и второй шаг - рассмотрение структуры государственного управления. Мы сейчас готовим решения правительства со стороны министерства финансов - формировать реестр полномочий и функций государственных органов. Это чрезвычайно важный информационный ресурс, который поможет выявить дублирование функций, и второе, что очень сложно будет сделать - разделить полномочия, которыми наделены те или иные органы на два направления: административно-властные и гражданско-правовые", - сообщила Татьяна Нестеренко.

Начало реформам последних лет положил знаменитый указ президента РФ от N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», напоминает руководитель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ, д.ю.н. Гульнара Ручкина. Начиная с 2000 года, несмотря на все проводимые реформы государственной службы, численность государственных служащих росло как на федеральном, так и на региональном уровнях государственной власти. То есть по факту реального сокращения госслужащих не происходит, напротив, происходит расширение бюрократического аппарата. На смену одним публичным структурам приходят другие.

Государственное управление постоянно развивается в сторону не сужения, а расширения полномочий, констатирует эксперт. Причиной тому является, в том числе усложнение системы госуправления, влекущее расширение полномочий публичной власти. Сокращение численности госслужащих - процесс субъективный, обусловленный стремлением сэкономить денежные средства на госаппарате. А содержание управления - процесс объективный и его невозможно сократить сокращением численности чиновников.

В среднем по России на 32 работающих приходится один государственный служащий. Количество чиновников (работники государственных органов и органов местного самоуправления по всем ветвям власти и уровням управления) в России на 1 января 2018 года составило 2 172 900 человек. Такие сведения предоставлены Росстатом в начале 2018 года.

Если сравнивать с 2000 годом, количество чиновников увеличилось на 1 млн человек, приводит данные Гульнара Ручкина. Необходимо учитывать, добавляет она, что численность территориальных органов МВД стала включаться в статистику только с 2014 года. Максимальное количество госслужащих федерального уровня зафиксирован МИД - 3236, Минобороны - 2753, Минэкономразвития – 1710, Государственная дума -1796, администрация президента -1746, аппарат правительства -1437, Минфин – 1334.

Но понятно, что с нашими экономическими показателями изыскать дополнительные средства на реализацию задач по увеличению зарплат госслужащим, поставленных президентом, средств нет, а ставить систему повышения оплаты труда служащих на регулярную основу – тем более, говорит руководитель направления HR Consulting юридической компании «Прифинанс» Елена Сидоренко. Будет замечательно, если окажутся выделены средства на автоматизацию процессов, на повышение профессионального уровня служащих, а как следствие повышение производительности труда.

Сокращенные служащие выйдут на рынок труда, уверена эксперт. По закону они все могут встать на учет в центрах занятости и получать пособие. Кстати, центры занятости сейчас предлагают переобучение. Кто-то найдет работу в коммерческой отрасли сразу, кому-то придется пройти дополнительное обучение.

Вопросом остается то, насколько грамотно подойдут к сокращению количества служащих. Эта процедура, полагает Елена Сидоренко, может быть мотивационным инструментом, если применяется грамотно, на основании объективной оценки, и основной целью его применения является оставить в штате работников с хорошими показателями трудовой деятельности, постоянно повышающих свою квалификацию и т.д. Иногда качественные изменения профиля сотрудников можно инициировать только такими методами. Целью повышения производительности труда через автоматизацию бизнес-процессов, внедрения электронного документооборота, внедрения новых технологий всегда связано с повышением требований к квалификации работников.

Пока же вряд ли будет известно заранее, какие будут сокращать позиции, продолжает тему шеф-аналитик ГК ТелеТрейд Пётр Пушкарёв. Схематично очерчено - возможно, но скорее встанет вопрос оценки квалификации каждой конкретной "единицы". Личные симпатии роль играть могут, но как минимум формальным критерием, кто из чиновников останется - конечно, должна быть эффективность, то есть в сухом остатке скорость и качество работы. Поэтому стимул "чтобы не уволили", в данном случае, лучше всяких KPI и премий заставит, держась за своё рабочее место, а значит и за свой стабильный доход, добросовестнее относиться к делу и заботиться, чтобы меньше было и нареканий от начальства, и жалоб населения конкретно на то, как именно ты решаешь конкретный вопрос. 

Повышение окладов может пройти неравномерно: не обязательно всем под одну гребёнку на 10%, полагает Пётр Пушкарёв. Но повышение зарплат, конечно, будет заметным, а не на 2%, как у пенсионеров, ведь общая сумма фондов оплаты труда не уменьшается, и деньги сокращаемых так или иначе распределят на остающихся. Да и иначе просто нету смысла данную реформу затевать. Смысл её - прежде всего не в экономии средств, а в том, чтобы наиболее способные кадры из числа чиновников низового, среднего звена не разбегались, чтобы у них было меньше стимулов подыскивать себе работу в частном секторе, где стабильности может быть и меньше, но зато зарплаты, конечно же, более конкурентные. А для этого и цифры в ведомостях на госслужбе обязательно должны быть выше средних зарплат по региону. Надо, чтобы в чиновники шли ведь не те, кого больше никуда не взяли, а чтобы там оставались действительно эффективные работники, способные принести обществу пользу, а не прикормившиеся и не имеющие уважения к другим людям граждане, которых взяли на должность по знакомству или же случайно.

Всем, кто останется на государственной службе, то есть подтвердившим свою профпригодность, будут повышены по замыслу оклады, при этом сокращена до 40% доля премии - и это правильно, чиновники тоже люди, цены-то растут для всех, говорит аналитик. Многим так называемым "рядовым" чиновникам, зарплата которых на самом деле не такая уж и высокая, как правило - в массе это даст гарантии, что государство их не бросает. И это не значит, что у них не будет стимула "биться" за оставшиеся 40% возможных премиальных, выполняя положенные нормативы эффективности. 

На самом деле, считает Пётр Пушкарёв, повышение зарплаты госслужащим может быть и не решит в корне проблему крупных откатов, то есть проблему коррупции на действительно высоком уровне - но как минимум может заметно снизить искушения у чиновником низового и среднего звена скатываться к рутинным и ежедневным поборам. Это поможет если не убрать, то сильно снизить мелкую коррупционную составляющую, когда посетителям намекают, что не плохо бы "отстегнуть" за решение достаточно простых вопросов, но которые конкретный чиновник может решить быстро, а может бесконечно дело затягивать.

«Человек слаб, и понятно, что когда он оказывается на должности, где от него хотя бы немного что-то зависит, а легальный его должностной оклад от государства даже вместе с премией не успевает при этом за фактической инфляцией, за ценами на самые обычные товары в магазинах, то искушение злоупотребить ради благосостояния своей семьи появляется даже у совестливых», – говорит эксперт. 

Хотя и для высоко сидящих управленцев тема тоже актуальна, добавляет Пётр Пушкарёв. Люди, которые по факту много что решают, должны получать достойные своих должностей деньги, как бы многие этому ни завидовали: такие управленцы должны видеть и понимать, что государство по крайней мере даёт им все возможности обеспечивать себя честно, а не обкрадывать бизнес.

Российские власти намерены в ближайшие два года значительно уменьшить количество госслужащих. Такие планы озвучила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко на коллегии Федерального казначейства.

Как пишут «Ведомости», Нестеренко заявила, что в территориальных органах под сокращение попадут 15% чиновников (в 2020 г. - 5%, в 2021 г. - 10%), а в центральном аппарате – 10%. Благодаря такой оптимизации оплата труда оставшихся сотрудников будет выведена «на конкурентный уровень».

По данным Росстата, в 2017 г. на госслужбе было занято около 2,2 млн человек, в том числе 1,4 млн человек – в федеральных госорганах. Средняя зарплата федерального чиновника в 2018 г. составляла 126,6 тыс. руб. в месяц. В Приморье на конец 2017 г. численность сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления составила 32,9 тыс. человек, штаты были укомплектованы на 90%. В федеральных органах власти на конец года было занято 24,9 тыс. человек (из них 90,4% государственных служащих), в краевых – 3,1 тыс. человек (74,3%). За год их численность уменьшилась на 185 человек. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в Приморье в 2017 г. составила 62 тыс. руб., что было выше среднекраевого уровня в 1,6 раза, в том числе работника федеральных органов власти – 62,2 тыс. руб., работника краевых органов власти – 60,4 тыс. руб.

Читайте также:

В рамках дальнейшей реформы госуправления Минфин планирует сформировать реестр полномочий и функций госорганов, чтобы выявлять их дублирование, сообщила Нестеренко. Не исключается, что некоторые функции госорганов передадут на аутсорсинг. Частью сокращения госаппарата станет упразднение сервисных подразделений внутри федеральных органов власти, полагает «Коммерсант». Из обсуждений на коллегии стало известно, что бухгалтерские функции министерств могут быть консолидированы на базе Федерального казначейства. Бухгалтерий уже лишились Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития.

В свою очередь, после 2022 г. аналогичный механизм планируется применить к кадровому учету, юридическим отделам и госзакупкам однотипной продукции. Например, кадровым учетом всех министерств, по мнению Минфина, должен заниматься Минтруд, а не профильный департамент аппарата правительства.

Планы Минфина противоречат идеям главы правительства Дмитрия Медведева. В прошлом году он в своей статье «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития», опубликованной в журнале «Вопросы экономики», заявил о нехватке более 1 млн чиновников. «Сегодня все страны вступили в эпоху цифровой трансформации, и риски отставания здесь могут оказаться очень серьезными, - констатировал Медведев. - На первый план в научно-технологической конкуренции выходит способность накапливать «большие данные» и использовать их в построении платформ, связывающих бизнес, граждан и государство».

Государственному аппарату в новых условиях необходимы служащие и руководители учреждений «с соответствующими (цифровыми) компетенциями», отмечал премьер. «По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 миллиона», - подсчитывал он.

Уже в 2020 году количество сотрудников территориальных органов власти в РФ сократится на 5%, а в 2021 году - на 10%. Под сокращение попадут и 10% служащих центрального аппарата. Такие данные озвучила первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

По словам представителя финансового ведомства, на этот шаг власти идут в связи с тем, чтобы изыскать ресурсы для изменения системы оплаты труда. Она особо отметила, что размер фонда оплаты труда при этом не пострадает.

А кто от этого пострадает прежде всего? Да те же самые уборщицы, электрики, потому как в нашем отечестве уже не в первый раз предпринимается попытка сократить чиновников, и всегда они кончались сокращениями уборщиков, билетёров и т. п.

Чем вертикализм власти консолидированнее, тем больше вертикаль даёт поручения своим низовым ответвлениям и тем больше людей должны эти сигналы принимать, реализовывать и отчитываться о проделанной работе.

Сергей Булкин/сайт

Вертикаль нуждается в кадрах
Как пояснил сайт экономист Дмитрий Орешкин, этот закон проверен эмпирически - и в советские времена он работал, и в постсоветские. Чем сильнее государственно-монополистическая вертикаль, тем больше чиновников должно реализовывать её полномочия. Это, кстати, касается также европейских и американских политиков и управленцев.

Когда к власти приходят более левые правительства - они раздувают управленческий аппарат, так как им надо контролировать процессы, соблюдать справедливость, регулировать, распределять ресурсы между трудящимися. Когда приходят более правые - они его, наоборот, сокращают, потому что полагают, что этим должна заниматься частная инициатива , - отметил эксперт.

В данном же случае позиция Минфина - чисто советская, поскольку вертикаль будет и не может не укрепляться. И начинается публичная борьба с бюрократизацией и одновременным расширением бюрократических штатов.

Я отчётливо помню, как Борис Грызлов более 10 лет назад, будучи лидером „Единой России“, говорил о том, что у нас на 100 тысяч человек ежегодно растёт чиновничий аппарат и надо это остановить. С тех пор число чиновников только прирастало. И то же говорит Минфин , - рассказал Орешкин.

Конечно, это неприятно для чиновников и бюджетников, но на самом деле в них нуждается сама вертикаль и, прежде всего, внизу. Спускаются распоряжения Владимира Путина образца 2012 или 2018 года - и те, и другие невыполнимы, но надо писать отчёты, почему они не были выполнены, представлять красивую картинку. А вот для этого, уверен Орешкин, требуются квалифицированные люди, а избавиться от них нельзя.

Со временем, конечно, от переизбытка чиновников придётся избавляться, но не потому, что кто-то работает неэффективно, а потому, что наступила цифровая эпоха, поэтому многие функции могут быть заменены технологиями и пусть со сбоями, но работающими сервисами.

Видимо, это ждёт и тот же центр „Мои документы“. Это удачное современное решение по сравнению с прежним, советским, но лет через пять всё это придётся как-то роботизировать, переходить на искусственный интеллект , - предположил экономист.

Однако опыт показал, что за счёт сокращения сотрудников территориальных органов власти или центрального аппарата врачам, учителям, научным сотрудникам удалось немного повысить зарплаты. Проблема же в том, что когда идут сокращения, то сокращают не того, кто просиживал штаны, а того, кто чем-то занимался. И этот процесс двусторонний - вертикаль нуждается в кадрах, особенно, на местах, а с другой стороны, идёт развитие технологий.

Сергей Булкин/сайт

Процесс будет идти
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что мера, предложенная Минфином, полностью ложится в комплекс, который применялся в системе высшего образования, здравоохранения, даже среднего школьного образования, когда количество сотрудников уменьшали, нагрузку на них поднимали, а вместе с этим у них повышалась и оплата труда.

Иногда и ставка тоже повышалась - так, чтобы в отчётных документах она выглядела замечательно высокой, а количество людей на эту ставку может быть два человека, а может - три , - заявил Колташов.

По его словам, проблема в том, что в результате экономика всё равно получает негативные сигналы, поскольку люди теряют места, а аналогичные должности они не находят, а это, как правило, люди, которым сложно устроиться на работу.

Слабым местом этой политики, считает он, является то, что в стране реально есть дефицит учителей и врачей, если исходить из потребностей общества, а не из штатных расписаний.

Alexander Legky/Global Look Press

Хорошо, если бы высвободившиеся деньги пошли на создание новых рабочих мест, например, в системе школьного образования. Вопрос касается кадров, поскольку сокращения для людей некомфортны, а управленческие структуры раздуты, работа персонала там является малополезной для общества, - сказал он.

А вот труд в социальной системе, в системе образования является общественно полезным, и вопрос в том, будут ли туда переброшены ресурсы или всё будет опять размазано по тарелке - будут повышены ставки оплаты труда, поскольку чиновники на нижних этажах системы получают зачастую достаточно мало.

Но что бы ни говорил Минфин, процесс будет идти, поскольку иначе не выполнить распоряжения или же придётся фальсифицировать их выполнение. А этим должны заниматься квалифицированные люди. Легко сказать и очень сложно сделать.