Управление обеспечением собственными финансовыми ресурсами. Финансирование туристской сферы Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат

Введение

1. Финансирование в туризме

1.1 Понятие, виды и цели финансирования

1.2 Финансирование и экономическая деятельность туристской сферы в РФ

1.3 Источники финансирования туристской сферы

2. Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния ООО «ЛайтТур»

2.1 Общая характеристика ООО «ЛайтТур»

2.2 Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния ООО «ЛайтТур»

2.3 Финансирование ООО «ЛайтТур»

Заключение

Список литературы

Введение

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов, предприятий, предпринимателей, граждан, а также различных экономических программ и видов экономической деятельности.

Особую роль финансирование играет для туристской индустрии.

В России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно - финансирование туризма: производится по остаточному признаку. Фактическое отсутствие полноценного функционирования туристской отрасли приводят к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока. Несмотря на свой колоссальный туристский потенциал, страна занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке, менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ присутствуют 350 зарубежных компаний, которые занимаются в основном выездным туризмом, способствуя вывозу капитала из страны.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации в отрасли туризма задействовано около 9,4% мирового капитала, обеспечивается каждое 16-е рабочее место, а также на нее приходится 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений.

Цель курсовой работы рассмотреть финансирование в рамках туристической сферы, а также анализ фактического состояния предприятия, который включает в себя оценку хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.

Задачи курсовой работы состоят в следующем:

1. Рассмотреть понятие финансирования, его виды, источники, цели и направления;

2. Рассмотреть финансирование в туристской сфере;

3. Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия (в данном случае туристическая фирма «ЛайтТур»);

Объектом исследования является туристская фирма «ЛайтТур», которая является коммерческой организацией.

Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение, список литературы.

1. Финансирование в туризме

1.1 Понятие, виды и цели финансирования

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества. Осуществляется за счет средств предприятий, бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов, частных инвесторов, других источников. Объем финансирования определяется на основе запланированных расходов и источников их обеспечения. На коммерческих предприятиях финансовые ресурсы и финансовые взаимоотношения отражаются в бизнес-плане предприятия. Расходы на текущее содержание и на расширение деятельности учреждений и организаций, состоящих на сметном финансировании, осуществляются в основном за счет средств федерального или муниципального бюджетов, а также бюджета субъекта Федерации.

В зависимости от предметно-целевого назначения денежных средств организаций различают виды финансирования: заработной платы; приобретения предметов длительного пользования; аренды; транспортных расходов; капитального ремонта; капитального строительства; прочих текущих расходов.

Финансирование организуется на принципах: плановости; целевой направленности средств; безвозвратности ассигнований, выделяемых из бюджетов всех уровней; расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций; соблюдения режима экономии. Принцип плановости означает, что финансовые ресурсы предусматриваются в соответствующих бюджетах, внебюджетных фондах, бизнес-планах коммерческих предприятий, сметах бюджета организаций, финансовых планах общественных организаций и других хозяйственных структур. Принцип целевой направленности предполагает использование денежных средств на предусмотренные планом конкретные цели и объекты. Принцип безвозвратности означает, что предоставляемые регионам, предприятиям, организациям финансовые ресурсы (субсидии, дотации, инвестиции) непосредственно ими не возмещаются, в чем состоит отличие бюджетного финансирования от кредитования, основанного на возврате полученного заемщиком на определенный срок средств с уплатой процентов за пользование кредитом. Принцип расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при освоении ранее полученной сумм. Принцип соблюдения режима экономии означает правильное и рациональное расходование денежных средств, строгое соблюдение финансовой дисциплины, установленных норм и нормативов.

Для рыночной экономики характерна множественность источников финансового обеспечения производственных затрат и мероприятий по развитию производства. В целом они подразделяются на 3 группы: собственные средства предприятий; кредиты коммерческих банков; ассигнования из бюджетов.

Структура источников финансирования не стабильна. Она изменяется в процессе развития экономики, финансирования и денежно-кредитной политики государства. В условиях развития рыночных отношений и перехода на коммерческий расчет и самофинансирование основным источником финансирования являются собственные средства предприятий. За последние годы возросла роль коммерческого кредита, снизилась доля бюджетных ассигнований в источниках финансирования текущих и капитальных затрат.

Цели финансирования:

Финансирование - выделение средств или ресурсов для достижения намеченных целей. Если целью финансирования является получение прибыли - тогда финансирование превращается в инвестирование. Если целью прибыль не является - это не инвестирование.

· предпринимательская деятельность

· непредпринимательская деятельность

· получение прибыли (инвестирование)

· не получение прибыли (достижение какой-то цели)

Виды финансирования:

1) Возмездное (платное):

Заём – вид обязательственных отношений, договор, в силу которого одна сторона (Займодавец) передаёт в собственность другой стороне (Заёмщику) деньги или другие вещи, определённые родовыми признаками (например: числом, весом, мерой), а заёмщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества;

- обеспечение деятельности коммерческих организаций за счет их собственных средств.

Самофинансирование предполагает получение прибыли коммерческими структурами и направление ее на финансирование текущих затрат предприятия, покрытие расходов на расширение и совершенствование производства, обновление продукции с учетом требований рынка, повышение заработной платы работников, удовлетворение социальных потребностей трудового коллектива.

Самофинансирование не означает использование всех доходов и прибыли на собственные потребности. Коммерческие предприятия и организации всех форм собственности должны выполнять свои финансовые обязательства перед государством, полностью и в установленные сроки перечислять необходимые денежные средства во внебюджетные фонды. При недостаточности собственных денежных средств предприятия могут привлекать банковский кредит, обеспечив его своевременное погашение и уплату процентов за счет собственных финансовых источников.

Сметное финансирование

Предоставление средств из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных) для покрытия затрат бюджетных учреждений в соответствии с утвержденной сметой.

Учреждение финансируется из бюджета в зависимости от подчиненности тому или иному органу государственной власти или органу местного самоуправления. По смете финансируются учреждения образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы и органы безопасности государства, мероприятия по национальной обороне. Средства из бюджета предоставляются по смете доходов и расходов. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений определяются на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг. Бюджетные ассигнования имеют строго целевое назначение в точном соответствии с подразделениями, функциональными ведомственными и экономической классификации расходов. Они определяются путем детальных расчетов по каждой статье и элементу затрат с учетом плановых производственных показателей и обязательных либо расчетных норм и нормативов расходов на единицу затрат. Не допускается включение в сметы ассигнований сверх утвержденных норм. Учреждения финансируются на основе утвержденной годовой с поквартальной разбивкой сводной бюджетной росписи с учетом вносимых в нее в течение года изменений.

В случае утверждения бюджетов после 1 января наступившего бюджетного года средства впредь до принятия бюджета расходуются по соответствующим разделам функциональных и ведомственных классификаций расходов в размере, не превышающем j ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/ 12 - в расчете на месяц). Бюджетные ассигнования планируются в годовых и квартальных суммах, поэтому их использование ограничено рамками не только бюджетного года, но и квартала. Бюджетные учреждения без разрешения главного распорядителя бюджетных средств не вправе осуществлять передвижение ассигнований между кварталами. Средства из бюджета предоставляются по мере выполнения плана по сети, штатам и контингентам и с учетом использования ранее отпущенных средств. Невыполнение оперативно-сетевых показателей, несвоевременный ввод новых мощностей бюджетными учреждениями влекут за собой уменьшение бюджетного финансирования. Не допускаются расходы сверх утвержденных назначений либо не предусмотренных сметой.

Экономное и целесообразное использование средств достигается путем контроля за обоснованным планированием ассигнований и целевым использованием бюджетных средств. Учреждения не имеют права направлять средства, сэкономленные по одним статьям расходов, на увеличение других расходов (в частности, средства, сэкономленные по материальным затратам, не могут быть направлены на оплату труда). Совершенствование сметного финансирования заключается в повышении обоснованности планирования путем разработки и применения государственных минимальных социальных стандартов, финансовых норм, ориентированных на конечные результаты деятельности учреждений, сближения потребности учреждений в средствах и размера бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование их расходов.

Финансирование

-(англ. financing) - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества. Осуществляется за счет средств предприятий, бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов, частных инвесторов, других источников. Объем финансирования определяется на основе запланированных расходов и источников их обеспечения. На коммерческих предприятиях финансовые ресурсы и финансовые взаимоотношения отражаются в бизнес-плане предприятия (раздел бизнес-плана «Финансовый план коммерческого предприятия»). Расходы на текущее содержание и на расширение деятельности учреждений и организаций, состоящих на сметном финансировании, осуществляются в основном за счет средств федерального или муниципального бюджетов, а также бюджета субъекта Федерации.

В зависимости от предметно-целевого назначения денежных средств организаций различают виды финансирования : заработной платы; приобретения предметов длительного пользования; аренды; транспортных расходов; капитального ремонта; капитального строительства; прочих текущих расходов.

Финансирование организуется на принципах: плановости; целевой направленности средств; безвозвратности ассигнований, выделяемых из бюджетов всех уровней; расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций; соблюдения режима экономии. Принцип плановости означает, что финансовые ресурсы предусматриваются в соответствующих бюджетах, внебюджетных фондах, бизнес-планах коммерческих предприятий, сметах бюджета организаций, финансовых планах общественных организаций и других хозяйственных структур. Принцип целевой направленности предполагает использование денежных средств на предусмотренные планом конкретные цели и объекты. Принцип безвозвратности означает, что предоставляемые регионам, предприятиям, организациям финансовые ресурсы (субсидии, дотации, инвестиции) непосредственно ими не возмещаются, в чем состоит отличие бюджетного финансирования от кредитования, основанного на возврате полученного заемщиком на определенный срок средств с уплатой процентов за пользование кредитом. Принцип расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при освоении ранее полученной сумм. Принцип соблюдения режима экономии означает правильное и рациональное расходование денежных средств, строгое соблюдение финансовой дисциплины, установленных норм и нормативов.

Для рыночной экономики характерна множественность источников финансового обеспечения производственных затрат и мероприятий по развитию производства. В целом они подразделяются на 3 группы: собственные средства предприятий; кредиты коммерческих банков; ассигнования из бюджетов.

Структура источников финансирования не стабильна. Она изменяется в процессе развития экономики, финансирования и денежно-кредитной политики государства. В условиях развития рыночных отношений и перехода на коммерческий расчет и самофинансирование основным источником финансирования являются собственные средства предприятий. За последние годы возросла роль коммерческого кредита, снизилась доля бюджетных ассигнований в источниках финансирования текущих и капитальных затрат.

Финансирование бюджетное

-(англ. budget financind) - предоставление бюджетных средств на безвозвратной и возвратной основе всем бюджетополучателям в соответствии с установленным законодательством для полного или частичного покрытия их расходов на проведение мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете.

Финансирование бюджетное - одна из действующих форм покрытия расходов хозяйствующих субъектов; применяется для обеспечения затрат, имеющих общефедеральное, региональное и локальное значение, с их финансированием соответственно из федерального, регионального и местных бюджетов. Финансирование бюджетное осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств; в ходе бюджетного финансирования действует государственный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием денежных средств.

Принципы бюджетного финансирования можно подразделить на: общие, касающиеся всех бюджетополучателей; частные, определяющие порядок предоставления бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хозяйства. К общим принципам в России относят: соблюдение законности финансирования (отпуск бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи); целевой характер предоставления бюджетных средств; выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований бюджетных. К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства. Так, для бюджетных учреждений действует принцип зависимости объема финансирования от установленных норм и фактически достигнутых показателей по сети, штатам и контингентам.

Бюджетные средства могут предоставляться в следующих формах финансирования: ассигнования различного рода (на содержание бюджетных учреждений; на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам; на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; и др.); трансферты населению и нижестоящим бюджетам; бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки и т.п.); инвестиции; ссуды, дотации, субвенции, субсидии; средства на обслуживание долговых обязательств; кредиты иностранным государствам и др.

Российская система бюджетного финансирования в 90-е гг. претерпела существенные изменения по сравнению с системой бывшего СССР: значительно сокращены объемы бюджетного дотирования предприятий на основе совершенствования механизма дотирования - бюджетные средства стали выделяться под конкретные виды продукции и на строго определенное время; деятельность конкретных предприятий финансируется в рамках целевых программ; средства выделяются в пределах бюджетных обязательств, признанным органом, исполняющим бюджет, и установленных лимитов; введено бюджетное кредитование с использованием принципов платности и возвратности. Порядок предоставления средств из бюджета зависит от организационно-правового статуса предприятия, организации, учреждения. Например, финансирование бюджетных учреждений производится в безвозвратном порядке в строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в их годовых с поквартальной разбивкой сметах и в меру выполнения установленным им государственных (муниципальных) заданий. При этом учитываются изменения, вносимые в смету в установленном порядке, и соблюдаются все требования финансово-бюджетной дисциплины.

Финансирование бюджетное казенных предприятий (заводов, фабрик, хозяйств) производится в соответствии с планом-заказом и планом развития, согласно с Министерством экономического развития и торговли России и Минфином России. Средства казенным предприятиям выделяются из бюджета на: выполнение государственных инвестиционных программ, НИОКР, содержание объектов социальной инфраструктуры; компенсацию убытков от выполнения плана-заказа; проведение конверсионных мероприятий и т.д.

Неиспользованные бюджетные средства по истечении года казенные предприятия обязаны возвращать в бюджет. По государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения и функционирующим на коммерческих началах, финансирование бюджетное частично может осуществляться на условиях платности и возвратности; на таких же условиях бюджетные средства предоставляются негосударственным коммерческим предприятиям, выигравшим конкурс инвестиционных проектов. Их расходы финансируются в пределах сумм, утвержденных по бюджету на соответствующий год. На платной и возвратной основах финансируются специфические мероприятия, особо выделяемые в составе бюджетных расходов. К ним относятся: мероприятия по государственной поддержке завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненной к ним местности с ограниченными сроками завоза; расходы по формированию федерального продовольственного фонда; мероприятия, связанные с обеспечением агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга); расходы на пополнение фонда льготного кредитования; меры по оказанию краткосрочной финансовой поддержки предприятий, осуществляющих структурную перестройку производства или экспортирующих продукцию обрабатывающей промышленности и т.п.

Заемщиками бюджетных средств выступают российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, за исключением предприятий с иностранными инвестициями, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. За несвоевременный возврат бюджетных средств и просрочку уплаты процентов взимается штраф в установленных размерах. Бюджетное финансирование может распространяться и на негосударственные коммерческие организации, осуществляющие новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию своего производства. Однако бюджетные средства на федеральном уровне выделяются только по решению Правительства РФ, принимаемому исходя из экономического обоснования, при наличии необходимой проектно-сметной документации и положительной экспертизы, и лишь при условии обеспечения участия России или увеличения доли ее собственности в уставных капиталах этих организаций. Такое участие и увеличение доли собственности государства достигается путем передачи в федеральную собственность по номинальной стоимости дополнительных пакетов акций (паев) на сумму предоставляемых бюджетных средств. Подобным же образом решаются вопросы с бюджетным финансированием негосударственных предприятий и на региональном, а также муниципальном уровнях с выделением средств из соответствующего бюджета.

Методы бюджетного финансирования , отражающие расходование бюджетных средств, включают: списание денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физического и юридического лиц; зачет денежных средств (при условии наличия задолженности бюджетополучателя по неналоговым платежам в бюджет).

Совершенствованию бюджетного финансирования в России будет способствовать переход к бюджетному субсидированию коммерческих предприятий по результатам конкурсной борьбы претендентов за субсидии и отбора наиболее эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств. Такой способ позволит России реально решить вопрос о возможности долевого участия государства и хозяйствующих субъектов в покрытии определенных видов расходов. При перестройке бюджетного финансирования учитывается опыт, накопленный мировой практикой инвестирования ресурсов в общественное производство (так, в Японии отдают предпочтение финансовой поддержке экономически сильных, а не слабых предприятий, которые благодаря бюджетным субсидиям получают возможность для значительного рывка вперед).

Финансирование бюджетное должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, с другой - для достижения оптимальной структуры отраслей с учетом социальных приоритетов. При этом важно, чтобы в бюджете любого уровня размеры и сроки поступления денежных средств точно соответствовали требованиям бюджетного финансирования , чтобы не было задержек с финансированием из-за несвоевременного и неполного поступления средств в бюджет. Пустая казна, нарушающая финансирование бюджетное , - не только результат кризисного состояния экономики, но и свидетельство просчетов, допущенных в управлении государственными и муниципальными финансами, в том числе из-за несбалансированности бюджета и недостаточной обоснованности устанавливаемых лимитов финансирования, которые не должны превышать сумм реально поступающих доходов. При снижении поступлений бюджетных доходов или источников покрытия дефицита в процессе исполнения бюджета в бюджетном финансировании может предусматриваться режим сокращения расходов бюджета или режим блокировки расходов.

Финансирование инновационной деятельности

Направление и использование денежных средств на разработку, и организацию производства новых видов продукции, услуг, на создание и внедрение новой техники, разработку и внедрение новой технологии, новшеств в области социального обслуживания, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления.

Финансирование инновационной деятельности включает финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затрат, связанных с организацией производства новых видов продукции, услуг, внедрением новой техники и технологии, которые в меньшей части представляют текущие расходы предприятия и в большей - капитальные вложения, финансируемые за счет соответствующих источников. Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации (научно-исследовательские, проектно-конструкторские, опытные, испытательные, экспериментальные организации, предприятия различных отраслей, внедренческие фирмы), важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование (кредитование), создание специальных институтов (организаций), финансирующих инновационную деятельность, инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов.

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)

Направление и использование денежных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Внутренние затраты на гражданские НИОКР составляли в 1998 (в проц. к ВВП): в России - 0,7 проц., в Швеции - 3,6, в Японии - 2,8, в США - 2,3, в Германии - 2,3 проц. В 1999 в России на долю федерального бюджета приходилось 49,9 проц. общей суммы финансирования НИОКР , на долю средств организаций предпринимательского сектора - 15,7 проц., собственных средств научных организаций -10,4 проц., внебюджетных фондов - 6,9 проц., средств иностранных источников - 16,9 проц. За счет средств федерального бюджета финансировались НИОКР , предусмотренные федеральной целевой научно-технической программой на 1996-2000 «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения», федеральными целевыми инвестиционными, социальными, конверсионными, экологическими программами, международными проектами, заказами Минпромнауки России, министерств и ведомств по важнейшим народнохозяйственным программам и проектам (срок реализации проектов по заказу - 1-2 года). Предусмотренные в федеральном бюджете средства на финансирование науки перечисляются получателям через лицевые счета в Федеральном казначействе РФ.

Финансирование НИОКР производится только по договорам, контрактам, утвержденным сметам. Средства федерального бюджета направляются на финансирование НИОКР на безвозвратной и возвратной основе. На возвратной основе финансируются высокоэффективные прикладные научно-технические разработки, выполняемые в рамках федеральных целевых программ и проектов, международных целевых программ и проектов, заказов Минпромнауки России, министерств и ведомств на НИОКР . Затраты на НИОКР финансируются либо непосредственно из федерального бюджета, либо из бюджетных фондов: Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. НИОКР , выполняемые научными организациями по программам (заказам) субъектов РФ, финансируются за счет средств бюджетов территорий.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации выполняют НИОКР и по заказам предприятий, организаций, ассоциаций, банков за счет собственных, привлеченных и заемных средств заказчиков. Оплата этих работ производится в соответствии с заключенными договорами по договорным ценам, зависящим от конъюнктуры рынка НИОКР , степени новизны, коммерческой ценности, значимости НИОКР для заказчика, эффективности выполняемых НИОКР . Предприятия и организации выполняют НИОКР в рамках собственной инновационной деятельности за счет собственных средств: амортизационных отчислений по нематериальным активам; прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; средств от сдачи помещений в аренду, научных приборов в лизинг; средств от продажи патентов, «ноу-хау»; средств акционерных обществ от продажи ими облигаций, акций и др.

Затраты на НИОКР финансируются также за счет средств внебюджетных фондов: отраслевых и межотраслевых, формируемых за счет добровольных отчислений: предприятий и организаций в размере до 1,5 проц. себестоимости реализуемой продукции; Российского фонда технологического развития Минпромнауки России, формируемого за счет перечислений министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями, ассоциациями и другими объединениями 25 проц. суммы средств, поступающих в образованные ими отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР , и других источников. НИОКР за счет отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов финансируются на безвозвратной основе, а за счет Российского фонда технологического развития - на возвратной основе. Для финансирования высокоэффективных НИОКР научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации используют кредиты банков. Международные научно-технические программы, НИОКР , выполняемые по заказам иностранных фирм предприятиями смешанной формы собственности, финансируются (наряду с другими источниками) за счет средств иностранных инвесторов. Отдельные фонды, организации (отечественные и иностранные) предоставляют гражданам и юридическим лицам гранты на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Финансирование строительства

Направление денежных средств на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, новое строительство.

Финансирование строительства осуществляется на основе инвестиционных проектов и бизнес-планов предприятий. В инвестиционных проектах технического перевооружения, реконструкции, расширения действий предприятий, нового строительства определяются виды продукции, ее качество, размеры выбывающих и вводимых производственных мощностей, количество выбывающих элементов основных фондов и выручка от их реализации, объемы производства продукции, сроки строительства, объемы капитальных вложений и их структура, источники финансирования капиталовложений, показатели их эффективности, риска инвестиций. Указанные показатели инвестиционного проекта «встраиваются» практически во все разделы бизнес-плана предприятия (в том числе в финансовый план и раздел «Стратегия финансирования»). В инвестиционном проекте и бизнес-плане предусматриваются суммы финансирования капиталовложений (по месяцам, кварталам, годам) с указанием источников финансирования: амортизационные отчисления, прибыль, выручка от реализации элементов основных фондов, выручка от эмиссии ценных бумаг, сумма получаемого кредита и т.д.

При осуществлении строительства хозяйственным способом предприятие само закупает оборудование, выполняет строительно-монтажные работы), есть финансирует строительство путем оплаты цены оборудования, строительных материалов, труда строителей и монтажников, транспортных расходов и т.п.).

При осуществлении строительства подрядным способом предприятие заказывает (предпочтительно путем проведения конкурса) проектной организации разработку проектно-сметной документации и финансирует эту работу в виде авансовых платежей, либо в виде оплаты за готовые части проекта, либо в виде уплаты договорной цены за готовый проект. Далее предприятие-заказчик закупает оборудование, заключает договор (предпочтительно по результатам тендеров, торгов) с генеральным подрядчиком на выполнение строительно-монтажных работ и финансирует эти работы в соответствии с договором в виде авансовых платежей, или в виде оплаты за законченные этапы работ, или в виде уплаты договорной цены за весь объем предусмотренный в договоре строительно-монтажных работ. При строительстве объекта «под ключ» заказчик оплачивает генеральному подрядчику договорную цену объекта, рассчитанную исходя из стоимости проекта, оборудования, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ. Для контроля за финансирование капитальных вложений на предприятии составляют бюджет капитальных затрат, включающий роспись затрат на строительство (по видам капиталовложений, по объектам строительства, часто - по каждой единице оборудования) по плану капитальных вложений, а также источников их финансирования (включая источники, получаемые в ходе реализации проекта, - выручку от продажи заменяемых элементов основных фондов, амортизационные отчисления по приобретаемым в соответствии с проектом и установленным станкам и др.) с распределением по месяцам, кварталам, годам. При строительстве объекта за счет кредита коммерческих банков (в том числе банков, специализирующихся на кредитовании капиталовложений) заказчик (заемщик) представляет в банк заявление, сводный сметный расчет, технико-экономические расчеты, характеризующие эффективность проекта (сроки окупаемости, уровень рентабельности капитальных вложений), график поступлений платежей предприятия-заемщика, документы, подтверждающие наличие обеспечения ссуды (гарантии, договор залога, страховой полис и т.д.), и другие документы в соответствии с требованиями банка. Банк оценивает риск данной сделки и принимает решение о выдаче (невыдаче) кредита. В случае положительного решения банк заключает договор (кредитное соглашение) с предприятием-заемщиком и выдает ему деньги в соответствии с договором, а предприятие финансирует за счет этих средств строительство соответствующего объекта.

При проектном финансировании капитальных вложений объединяются финансовые и др. ресурсы определенной группы предприятий и организаций, а также частных лиц для финансирования строительства объекта (от стадии проектирования до пуска). Объединение ресурсов кредитных организаций в целях кредитования строительства объекта, эксплуатация которого даст достаточный приток денег для обслуживания и выплаты долга, называется проектным кредитованием.

Основные участники проектного финансирования - учредители проекта (компания-инициатор проекта), кредиторы, подрядчики; потенциальные участники - государство, поставщики сырья, материалов для строительства и эксплуатации объекта, фирмы-потребители продукции (услуг) объекта, страховые компании, агентства по экспортному кредиту и др.

Проектное финансирование строительства объекта требует действенной системы обеспечения рисков, включающей специфические контракты на продажу будущей продукции или оказание будущих услуг (англ. take-or-pay), различные виды гарантий: гарантию исполнения контракта (англ. performance bond), гарантию завершения контракта (англ. completion bond) и др. Используются различные формы распределения рисков между учредителями компании-инициатора проекта и инвесторами (кредиторами): кредитование с правом полного регресса; кредитование с правом частичного регресса; кредитование без права регресса. Источники финансирования капитальных вложений: долгосрочное долговое финансирование (кредиты, в том числе синдицированные, эмиссия облигаций); долгосрочное долевое финансирование (эмиссия акций); лизинговое финансирование и др.

Иностранные банки выдают российским заемщикам как обычные, так и «связанные» кредиты, обязывающие, например, заказчика закупать за счет этих кредитов оборудование для данного объекта (либо взять его в, лизинг) у иностранных фирм, связанных с банком-кредитором.

Финансирование строительства объектов общегосударственного значения осуществляется за счет федерального бюджета, регионального значения - за счет бюджетов субъектов Федерации, местного значения - за счет местных бюджетов. Средства федерального бюджета направляются на выполнение федеральных инвестиционных программ, обеспечивающих структурную перестройку экономики, решение экологических проблем, конверсию оборонной промышленности и др. Средства бюджетов субъектов Федерации - на выполнение региональных инвестиционных программ, строительство объектов социальной сферы, развитие местной производственной базы и др. Бюджетные ассигнования из федерального бюджета направляются заказчикам на финансирование капитальных вложений в соответствии с бюджетными назначениями через лицевые счета Федерального казначейства. Работники органов казначейства проверяют представляемые заказчиками документы - договоры, сводные сметные расчеты, счета-фактуры, акты приемки-сдачи выполненных работ. После проверки деньги по платежным поручениям заказчика в пределах сметы списываются с лицевого счета.

Бюджетные ассигнования на капиталовложения выделяют на безвозвратной или на возвратной основе. На условиях возвратности и платности финансируют расходы на осуществление высокоэффективных инвестиционных проектов, размещаемых на конкурсной основе, в том числе проектов, прошедших конкурсный отбор в порядке, установленном Правительством РФ. За нецелевое использование предприятиями и организациями средств федерального бюджета, предоставленных на финансирование капиталовложений на безвозвратной и возвратной основе, взимается штраф.

В соответствии с Федеральным законом «О бюджете развития Российской Федерации» (1998) за счет средств Бюджета развития может осуществляться финансирование инвестиционных проектов, а также исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам государственным гарантиям в установленном порядке на условиях возвратности, платности и срочности. Средства Бюджета развития выделяются путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов в дополнение к собственным средствам инвестора и иным источникам финансирования ресурсов, а также посредством прямых инвестиций в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответственном увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций. Отношения, возникающие в связи с размещением средств Бюджета развития, регулируются Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ. Отдельным предприятиям федерального значения по решению федеральных органов власти может предоставляться налоговый кредит. Это означает, что предприятия обязуются направить на финансирование капиталовложений определенною сумму прибыли, которую они в обычных условиях должны были перечислить в федеральный бюджет в виде налога на прибыль. По истечении предусмотренного срока, когда в результате капиталовложений будут созданы и дадут отдачу основные фонды, предприятие обязано внести в бюджет соответствующую сумму, как правило, частями с уплатой (или без уплаты) установленных процентов.

Строительство жилья осуществляется за счет различных источников. Если жилье строилось за счет средств федерального, региональных, местных бюджетов, региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства, средств организаций, предприятий, то оно передается соответствующим органам власти, организациям, предприятиям. Региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства формируются за счет добровольных взносов предприятий, организаций, общественных объединений и граждан РФ, а также иностранных юридических и физических лиц; целевых кредитов под гарантии органов исполнительной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления в пределах их компетенции; дивидендов, получаемых от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фондов; платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службами фондов в соответствии с законодательством РФ. Средства указанных фондов расходуются на: строительство жилья, инженерную подготовку территорий под новое жилищное строительство, строительство и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, строительство объектов социальной инфраструктуры, социальную поддержку малоимущих групп населения для оплаты строительства, приобретения и содержания жилья, развитие производственной базы домостроения; приобретение ценных бумаг, в том числе государственных, с целью получения доходов, направляемых на развитие жилищного строительства. Если жилье строится за счет собственных средств строительных организаций или взятых ими кредитов, то оно продается муниципалитетам, гражданам, организациям, риэлтерским фирмам. Муниципалитеты предоставляют жилье гражданам либо бесплатно, либо с частичной оплатой (остальная часть цены жилья составляют жилищные субсидии), либо продают гражданам, организациям по рыночной цене. Граждане покупают жилье у строительных организаций, риэлтерских фирм, муниципалитетов по рыночной цене за счет своих накоплений, приобретенных жилищных облигаций, сертификатов, взятых у банков обычных (без залога жилья) и ипотечных (под залог жилья) кредитов. Ипотечные банки продают взятые гражданами ипотечные кредиты (долги граждан) Федеральному агентству ипотечного кредитования. Тем самым ипотечные банки получают деньги для выдачи ипотечных кредитов другим гражданам.

Целевое финансирование

-(англ. target financing) - выделение финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для обеспечения интересов инвестора с использованием системы мер, обеспечивающей достижение заранее заданных целей, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта.

Средства целевого финансирования подлежат отдельному учету. В бухгалтерском учете выделяется группа счетов «Целевые финансирование и поступления», на которых отражаются средства, полученные из бюджета, фондов специального назначения, от других организаций, физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения (например, проведение НИОКР, подготовку кадров, содержание детских учреждений и так далее). По кредиту этих счетов отражаются поступления средств, а по дебету - их использование на намеченные мероприятия; в балансе на каждую отчетную дату показывается остаток средств. В состав чистых активов средства целевого финансирования не включаются.

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. Финансирование предполагает:

  • - целевое использование средств - расходование средств на установленные заранее определенные цели;
  • - безвозвратность - предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются. В «классическом» понятии финансирование определяется как «обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие народного хозяйства». Финансирование осуществляется на принципах:
  • - плановость - средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);
  • - выделения средств по мере их расходования;
  • - экономность - правильного и рационального расходования средств.

В общем, определение более объемное, но вполне приемлемое. Следует добавить, что эти принципы финансирования в полном объеме включены в действующий бюджетный процесс. Сметное финансирование - предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов. Сметное финансирование осуществляется (точнее должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Смета бюджетного учреждения - документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:

  • - системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
  • - процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
  • - процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета.

На данном этапе двумя важными составляющими системы финансирования являются:

  • - схема финансирования;
  • - распределение функций между органами, участвующими в финансировании.

В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:

  • - Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
  • - Федеральное Собрание Российской Федерации (законодатель);
  • - Правительство Российской Федерации;
  • - Министерство финансов Российской Федерации, включая систему Федерального казначейства и его территориальных органов как составную часть Министерства финансов;
  • - федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
  • - уполномоченные банки (проводящая сеть);
  • - собственно образовательные учреждения федерального ведения (расходование). Важным механизмом бюджетного финансирования образовательных учреждений выступает нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования. Федеральный норматив бюджетного финансирования - нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося. Размер федерального норматива - минимальная стоимость, обязательная для исполнения бюджетов всех уровней. При его расчете не принимаются во внимание следующие расходы:
    • 1) текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие);
    • 2) долгосрочные (капитальные) расходы.

Их финансирование происходит дополнительно к нормативу.

Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно какому именно бюджету). Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер. Таким образом, источники поступления средств в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные. Это вовсе не означает, что бюджетные средства не могут двигаться по схеме приобретения государством (собственником бюджетных средств) каких-либо товаров и услуг. Государство, естественно, может приобретать и то, и другое для своих нужд. Поэтому для понимания финансирования необходимо ввести еще один важный признак: финансировать организацию может только ее учредитель-собственник (по определению, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации, статья 120).

Финансировать образовательное учреждение, таким образом, может государство или муниципальное образование, а может и частное лицо. Кроме того, известно понятие «самофинансирование». Самофинансирование - это финансирование организацией своих собственных работ (выполняемых внутри организации) за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации. Результаты такой работы могут быть:

  • - потреблены этой же организацией, в этом случае самофинансирование представляется в виде возмещения собственных издержек по выполнению работы за собственный счет;
  • - получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т.п., который может быть в дальнейшем реализован, что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен «в запас, в задел» и т.п. Но поскольку оба эти варианта имеют в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или ином виде использованный организацией, то, строго говоря, это финансированием не является. Скорее это следует отнести к приобретению организацией товаров, работ, услуг (хотя бы и у своих сотрудников). Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, например, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверное, можно считать самофинансированием своих собственных работ. Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:
  • - бюджет учредителя;
  • - спонсорские средства;
  • - собственные средства, находящиеся в распоряжении (собственности).

И уж если быть еще более точным, следует указать, что на цели собственного финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т.е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой.

К источникам поступления внебюджетных средств можно отнести:

  • - доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);
  • - доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);
  • - пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)

Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений.

Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно, наверное, разными способами. Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:

  • 1. Основная деятельность:
    • - реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);
    • - проведение научно-исследовательских работ;
    • - деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.
  • 2. Прочая деятельность, включая иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.

Средства федерального бюджета направляются на содержание образовательных учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в рамках финансовых трансфертов в дотационные регионы. Средства бюджетов регионального и муниципального уровней предусматривают ассигнования на содержание учреждений образования, в качестве учредителей которых выступают органы исполнительной власти субъектов федерации, а также на реализацию программ соответствующих субъектов федерации и муниципальных образований.

Термин многоуровневое финансирование применяется в тех случаях, когда финансирование тех или иных мероприятий или учреждения образования осуществляется из бюджетов различных уровней. В тех случаях, когда применяется термин многоканальное финансирование, то имеется в виду, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования различных уровней, но и разные виды внебюджетных средств.

Существует и вексельный способ финансирования учреждений образования. Ему предшествует поступление в бюджет векселей различных предприятий и банков в условиях недостатка средств платежа. Финансовые органы передают поступающие векселя в качестве финансирования органам управления образованием. Векселя передаются по определенной номинальной стоимости с указанием конкретных сроков погашения.

Вариант вексельной формы осуществления финансирования по своей сущности близок к системе взаимозачетов, возникающей как средство сокращения неплатежей. При реализации финансирования методом взаимозачетов заключался договор между кредитором образовательного учреждения, органом управления образованием и финансовым органом.

Участие образовательного учреждения в заключении договора в качестве одной из сторон возможно, но необязательно. Если образовательное учреждение представляет собой полноправное юридическое лицо на правах хозяйственной самостоятельности, после проведения взаимозачета оно получало от органа управления образованием уведомление о финансировании методом взаимозачета.

Казначейская система исполнения бюджета получила развитие с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145. При реализации подобной системы финансирования в первую очередь производиться финансовое обеспечение расходов образовательных учреждений по т.н. "защищенным" статьям бюджетной классификации. При финансировании образовательных учреждений через казначейскую систему исполнения бюджета главный распорядитель кредитов - орган управления образованием отстраняется от процедуры финансовых перечислений денежных средств.

Функции органов управления образованием сводятся к определению сумм, подлежащих перечислению и составлению заявок на финансирование по каждому учреждению с указанием статей расходов. Финансовый орган бюджетные средства перечисляет на банковский счет соответствующего отделения Казначейства, которые зачисляются на лицевые счета образовательного учреждения. На лицевые счета Централизованных бухгалтерий органов управления образованием поступают только денежные средства образовательных учреждений, обслуживаемых этой бухгалтерией.

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности.

Финансирование осуществляется на принципах:

Плановости-средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

Целœевой направленности-использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

Безвозвратности-у получателœей средств не возникает обязательств по их возврату;

Выделœения средств по мере их расходования;

Экономии-рационального расходования средств.

В общем, определœение вполне приемлемо и для условий современной экономики. Следует добавить, что именно эти принципы финансирования в полной мере включены в действующий бюджетный процесс.

По поводу предложенного содержания понятия «финансирование» можно, очевидно, спорить. Оно может показаться недостаточно строгим. При этом не будем претендовать на исчерпывающий характер данного определœения. Для дальнейшего изучения вопроса финансирования вполне достаточно приведенной характеристики.

Следует также отметить, что финансирование не следует смешивать с отношениями ”купли-продажи“, где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Для дальнейшего изучения это важно, поскольку, строго говоря, далеко не каждое поступление денег или материальных объектов в образовательное учреждение является финансированием. Этот вопрос можно обсудить.

Сметное финансирование - выделœение денежных средств из государственного (муниципального) бюджета для покрытия расходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансирование осуществляется (точнее-должно осуществляться) в точном соответствии с целœевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целœевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Смета бюджетного учреждения -документ, определяющий объем и поквартальное распределœение бюджетных ассигнований на всœе расходы данного учреждения, составленный в разрезе статей бюджетной классификации и в соответствии с установленными требованиями.

Остальные определœения, необходимые для понимания вопросов бюджетного финансирования, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.