Теоритеский вопрос
Назовите и объясните суть основных нормативных документов, регламентирующие деятельность воспитателя ДОО.
Вся работа воспитателя – это непрерывный «педагогический процесс» состоящий из нескольких этапов. Каждый из этих этапов требует тщательной подготовки, планирования, последовательности, оперативного контроля и анализа результатов. Для облегчения работы педагогов на каждом этапе педагогического процесса создано практическое понятие «рабочая документация».
Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
1. календарный план воспитательно-образовательной работы,
2. табель посещаемости детей.
Практика доказывает необходимость упорядочения документации, которую ведет воспитатель ДОУ. Порядок в документации, умение быстро найти и проанализировать имеющиеся материалы помогут педагогу при подготовке к новому учебному году, аттестации воспитателя.
Документация может быть систематизирована в следующих папках:
· информационно-нормативная (01),
· планирования и анализа (02),
· организации воспитательно-образовательной работы (03).
1.Информационно-нормативная документация:
1.1.Должностная инструкия воспитателя группы раннего дошкольного возраста.
1.2.Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста.
1.3.Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
1.4.Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
2. Документацияпоорганизацииработывоспитателя:
2.1.Основная образовательная программа дошкольного образования в группе раннего возраста. / Рабочая программа.
2.2.Перспективное и календарное планирование в соответствии с положением о планировании.
2.3.Расписание НОД.
2.4.Педагогическая диагностика (мониторинг, индивидуальные карты развития, индивидуальные образовательные маршруты / программы).
2.5.Портфолио воспитателя.
2.6.Творческая папка по самообразованию.
3.Документация по организации работы с воспитанниками:
3.1.Табель посещаемости.
3.2.Сведения о детях и родителях.
3.3.Лист здоровья на воспитанников группы.
3.4.Журнал здоровья
3.5.Лист адаптации.
3.6.Режим группы (на холодный период, теплый, адаптационный).
4.Документация по организации взаимодействия с родителями и семьями воспитанников:
4.1.Социальный паспорт семей воспитанников группы.
4.2.План взаимодействия с родителями воспитанников группы.
4.3.Протоколы родительских собраний.
Рабочая программа педагога.
Разрабатывается на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года)
Перспективный план и календарный план.
Перспективный план составляется на год, а календарный план составляется на неделю или на каждый день. В каждом дошкольном учреждении принято использовать единую для всех педагогов форму написания планов. Составление плана в группах раннего возраста имеет свою специфику и планируется в три этапа:
первый этап - период адаптации (индивидуальные листы наблюдений), в плане работы воспитателя: развлечения, сюрпризные моменты, игры- занятия.
второй этап - это период диагностики. Оформляется карта нервно-психического развития на каждого ребенка, и формируются подгруппы детей для проведения занятий.
В плане работы воспитателя: развлечения, сюрпризные моменты, игры- занятия.
третий этап - планирование работы с детьми.
Расписание НОД.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Составляется с учётом ФГОС, размещается в родительском уголке, должна присутствовать в календарном плане, рабочей программе.
Педагогический мониторинг.
Представляет собой собранный и оформленный диагностический материал в папки по разным направлениям. Диагностики определяются программой, используемой в конкретном учреждении, проводятся в начале, середине и в конце учебного года.
Табель посещаемости.
Позволяет контролировать, какое количество дней дети посещают детский сад в течение месяца. Это необходимо для начисления родительской платы, для контроля над заболеваемостью детей, а в период адаптации помогает выявить беспричинные пропуски усложняющие успешное прохождение адаптации ребёнка к условиям ДОУ. В конце месяца табель закрывается, подсчитывается число пропусков и посещений ребенком за месяц.
Журнал здоровья (Дневник Ф – 127)
Позволяет выявить заболевание ребёнка на ранней стадии и принять меры для сохранения здоровья детского коллектива группы.
В группах раннего возраста воспитатели ведут так называемый «журнал здоровья», в котором отмечается состояние здоровья каждого ребёнка при утреннем приёме.
Обязательная для всех документация, так как каждый воспитатель должен знать о родителях своих воспитанников необходимые сведения: Фамилия, имя, отчество ребёнка, дата его
рождения; фамилия, имя, отчество матери, отца, дата рождения, место работы обоих родителей, контактные телефоны(номера сотовых телефонов, рабочие номера, домашний номер, если таковой есть, а так же можно выяснить номера телефонов бабушек, дедушек или иных родственников, которыми можно воспользоваться, если не получится дозвониться до родителей), образование.
Лист здоровья.
Данные листы содержат основную информацию о состоянии здоровья детей и составляются на каждого ребёнка индивидуально. В данном документе прописывается фамилия и имя ребёнка, дата рождения, группа здоровья, физкультурная группа, группа закаливания, рост и вес, маркировка мебели,дополнительные сведения. Листы здоровья заполняются воспитателем совместно с медицинским работником.
Лист адаптации (на вновь прибывших детей).
Педагог ведет наблюдение за каждым ребенком в течение двух месяцев и отмечает в листе адаптации общий эмоциональный фон, активность в познавательной и игровой деятельности, уровень взаимоотношения со взрослыми, а также с детьми в группе, отмечает реакцию ребенка на изменение привычной ситуации. Затем по итогам наблюдений психолог определяет уровень адаптированности каждого ребенка.
Социальный паспорт группы.
Составляется педагогом группы в начале учебного года и содержит сведения о количестве мальчиков и девочек в группе, о национальной принадлежности детей, о количестве полных и неполных семей. Об уровне образованности родителей, о социальном статусе родителей.
План взаимодействия с родителями воспитанников группы
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ДОУ ведется работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Работа с родителями в детском саду планируется заранее. Поэтому начинать работу необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Индивидуальный план-график работы педагога на год.
Здесь указываются открытая НОД с детьми, работа с родителями, педагогами и работа по самообразованию.
Тетрадь закаливания детей.
Здесь педагог делает отметки о закаливании каждого ребёнка. Может выглядеть это примерно так:
«Документ HTML» - Запись URL в общем виде: Пример: Гиперссылка. Документ найден… ждите. Примеры визуальной разметки. Заголовок.