Что не является целями принятия фз 68. Законодательная база российской федерации

О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями и дополнениями)

  • Глава II. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Глава IV. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших
  • Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
  • Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Глава VIII. Международные договоры РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
    (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
    (в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 19.05.2010 N 91-ФЗ)
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Государственной Думой

142. Мероприятия по защите населения и территории следует проводить по планам, утверждаемым техническим руководителем организации, эксплуатирующей ОПО МТТЖА, с учетом требований, установленных ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17; 2009, N 19, ст. 2274; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529; 2010, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24; 2011, N 1, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610; 2013, N 27, ст. 3450; 2013, N 27, ст. 3477; 2013, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408; 2015, N 18, ст. 2622; 2015, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68; 2016, N 7, ст. 919; 2016, N 26, ст. 3887).


Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Закон рф «о гражданской обороне» № 28 – фз от 12.02.1998 г.

Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Постановление Правительства рф «о создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.

Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

2.2. Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности

Экологическая безопасность. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия.

Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодательства являются:

Охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

Предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности;

Оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

* нормативы качества окружающей среды;

* экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

* механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического):

ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС,

нормы радиационного воздействия,

нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др.

Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Госсанэпиднадзор-Роспотребнадзор) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ.

Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды.

Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов.

С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ

17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер.

Декларация Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) провозгласила право человека на жизнь в благоприятной среде. Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию , провозгласившую цель – установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Охрана труда. Основы законодательства РФ об охране труда, как составной части обеспечения безопасных условий жизнедеятельности гражданина, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными нормативными требованиями охраны труда … устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности».

В 1994 г. была создана межведомственная комиссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.

На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В нее входят:

- государственные стандарты (ГОСТы);

- система стандартов безопасности труда (ССБТ);

- отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;

- санитарные правила СП;

- гигиенические нормативы ГН;

- правила безопасности ПБ;

- инструкции по безопасности ИБ;

- правила по охране труда отраслевые ПОТО;

- типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных правовых актов.

ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:

- к производственному оборудованию;

- к производственным процессам;

- к средствам защиты работающих.

Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя.

В обязанности последнего входит

Обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов,

Выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процессе работы.

В целом, как показывает практика, законодательная база на федеральном уровне отвечает требованиям обеспечения безопасности жизнедеятельности, а несчастные случаи на производстве являются следствием, как правило, грубого нарушения требований безопасности.

Чрезвычайные ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона:

1. предупреждение возникновения и развития ЧС,

2.снижение размеров ущерба и потерь от ЧС,

3. ликвидация ЧС.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Все население страны делится на категории:

1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.

2. Работники объектов экономики , входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 20-часовой программе по месту работы.

3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 14-часовой программе по месту работы.

4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений обучаются по соответствующим программам дисциплин БЖД и ОБЖ.

    Определение от 8 июля 2019 г. по делу № А46-11868/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Исковому заявлению управления к администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области (далее - администрация) о взыскании денежных средств бюджета Омской области - части субсидий по соглашению от 11 . 08.2016 № 16 и соглашению от 06.09.2016 № 31 в сумме 1 720 000 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного...

    Постановление от 29 апреля 2019 г. по делу № А50-33285/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    Пункту 1 предписания заявитель не создал и не содержит аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, что является нарушением подпункта «а» пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ и подпункта 24 пункта 1 статьи 14 Федерального закона 131-ФЗ. Заявителю предложено устранить нарушение до марта 2019 года. Суд первой инстанции, оценив...

    Решение от 29 апреля 2019 г. по делу № А78-1499/2019

    Арбитражный суд Забайкальского края (АС Забайкальского края)

    Суммы основного долга, 15 000 руб. расходов на оплату услуг представителя при участии в судебном заседании: от истца: Цыпылова А.В., представителя по доверенности от 11 . 02.2019; от ответчика 1: Петрика А.В., представителя по доверенности от 18.03.2019; от ответчика 2: представитель не явился; от ответчика 3: представитель не явился; ...

    Постановление от 18 апреля 2019 г. по делу № А42-1292/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    52 копеек задолженности за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения за период сентябрь – октябрь 2017 года, 2 541 рубля 71 копейки законной неустойки за период с 11 . 10.2017 по 19.02.2018, а также неустойки по день фактического исполнения обязательств. Решением Арбитражного суда Мурманской области от 07.02.2019 иск удовлетворен частично, присуждены...

    Постановление от 16 апреля 2019 г. по делу № А51-18201/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    10.3. муниципального контракта, стороны установили претензионный порядок разрешения споров, а пунктом 10.4 муниципального контракта установлен судебный порядок разрешения споров. В соответствии с пунктами 11 . 2, 11 . 3 муниципального контракта, стороны вправе расторгнуть муниципальный контракт по взаимному соглашению. Муниципальный контракт, может быть расторгнут по решению суда. Нарушение муниципального контракта Заказчиком признается существенным...

    Постановление от 4 апреля 2019 г. по делу № А43-40205/2018

    Первый арбитражный апелляционный суд (1 ААС)

    Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты «ж» и «з» пункта 2 статьи 11 Закона № 68-ФЗ). Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия ими решений определяются в положениях о них или...

    Решение № 2А-78/2019 2А-78/2019~М-78/2019 М-78/2019 от 25 марта 2019 г. по делу № 2А-78/2019

    Решение № 2А-77/2019 2А-77/2019~М-77/2019 М-77/2019 от 25 марта 2019 г. по делу № 2А-77/2019

    Крутинский районный суд (Омская область) - Гражданские и административные

    К вопросам местного значения сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: - осуществляют подготовку и...

  • ...независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно п. «г» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Таким образом, принятие...

6 Глав, 25 статей

Этот Закон определяет организационно-правовые нормы в области защиты граждан на территории РФ.

Общие положения

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

(см. текст в предыдущей редакции)

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Целями настоящего Федерального закона являются:

  • предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

    снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

    ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

    разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

    обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях

    (см. текст в предыдущей редакции)

    организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

    прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций