Понятие, цель, социальная роль, принципы и виды выборов. Понятие и виды выборов в рф Понятие и виды выборов

Статья 71. Повторные, дополнительные и досрочные выборы

5. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, орган, уполномоченный на то настоящим Кодексом, назначает повторные выборы.

5.1. Если основные выборы в Законодательное Собрание области, представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления проводились во второе воскресенье марта и по их результатам Законодательное Собрание области или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо местного самоуправления не было избрано, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором проводились соответственно основные выборы в указанный орган, основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий указанного органа, либо депутатов указанного органа, либо выборного должностного лица местного самоуправления, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье марта либо во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

6. При назначении повторных выборов в случае, если полномочия окружных и участковых избирательных комиссий не истекли, организующая выборы избирательная комиссия обязана распорядиться либо о продлении срока полномочий избирательных комиссий, либо о формировании этих избирательных комиссий в новом составе.

7. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то настоящим Кодексом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 6 статьи 11 настоящего Кодекса) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий Законодательное Собрание Владимирской области, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть.

8. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Глава 1. Понятие, виды и принципы проведения выборов в РФ

Понятие выборов

Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году ознаменовало совершенно новый этап государственного развития России. Осуществился переход от системы тоталитаризма к современному политическому строю, названному демократическим. Привычное функционирование органов государственной власти стало не приемлемо, начали разрабатываться новые механизмы функционирования органов государственной власти и управления. На одно из первых мест выдвинулся институт выборов.

Изучая современную научную литературу посвященную теме выборов, мы видим, достаточно большое количество определений понятия «выборы» и в то же время отсутствие четкого понимания данного феномена, особенно на современном этапе развития общества, когда выборы становятся действенным институтом народовластия.

Без сомнения, понятие «выборы» - базовое понятие. В современной научной литературе определились два основных уровня, исследующих эту категорию: правовой и политологический. При этом, следует обратить внимание, что правовое восприятие доминирует над политологическим. Это связано, прежде всего с тем, что ранее этот термин рассматривался исключительно в рамках конституционного права.



Отправным моментом в уяснении сущности и политико-правовой природы выборов служат положения Конституции РФ. В соответствии с ними выборы представляют собой:

§ во-первых, высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);

§ во-вторых, способ участия граждан в управлении делами государства, реализуемый посредством права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32);

§ в-третьих, императивный порядок замещения должности Президента РФ (ст. 81) и формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 96);

§ в-четвертых, необходимое средство осуществления местного самоуправления, предполагающее обязательное наличие выборных органов местного самоуправления (ст. 130).

Так следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации единственным носителем власти в стране выступает народ, который имеет право осуществлять власть в стране непосредственно, а так же через выборные органы государственной власти и местного самоуправления. Речь идет прежде всего о референдумах и свободных выборах.

Референдум в условиях современной России явление сравнительно редкое. Связано это, прежде всего с тем, что процедура применения института референдума сегодня характеризуется смещением на региональный и местный уровень. Современная модель федерального устройства РФ требует более современных форм и методов осуществления воли народа как на уровне государства, так и на уровне местного самоуправления.

В последние десятилетия наиболее широкое распространение и небывалую актуальность приобрели выборы всеобщие. За счет чего, на сегодняшний день в России избираются:

· Президент РФ – глава государства

· Государственная Дума – одна из палат Федерального Собрания РФ

· На региональном уровне – представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ

· На муниципальном уровне – главы муниципальных образований и представительные органы местного самоуправления.

Нужно подчеркнуть, что выборы представляют собой, продолжительную по времени избирательную компанию, которая проходит несколько этапов избирательных процедур и действий, регламентируемых законодательными и иными нормативно-правовыми актами.

Выборы по своей природе легитимируют властные органы, т.е. создают законные основания для их деятельности, создавая тесную нравственную связь народа и органов власти и являясь тем самым источником политической силы народного представительства.

Существует точка зрения, согласно которой понятие «выборы» включает в себя 3 составляющие:

1. Политическую, т.е. выборы представлены в форме конкретной избирательной системы, которая обеспечивает распределение выборных мест по итогам голосования избирателей;

2. Юридическую, т.е. выборы выступают в качестве избирательного права – системы юридических правил, которые устанавливают порядок и гарантии осуществления избирательных действий на протяжении всех стадий избирательного процесса;

3. Технологическую, т.е. оформление выборов в виде официального документооборота, обеспечивающего реализацию активного и пассивного избирательного права в рамках избирательного процесса.

Виды выборов в РФ и принципы их проведения

Действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов, проводимых в Российской Федерации. Однако можно выделить следующие:

В зависимости от территории проведения выборов, можно подразделить по следующим уровням:

§ Выборы в органы государственной власти федерального уровня. Сюда относятся выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ;

§ Выборы законодательных органов субъектов Федерации;

§ Выборы в органы местного самоуправления. Это прежде всего выборы депутатов в представительные органы муниципальных образований, глав муниципальных образований, а так же контрольных органов власти;

В зависимости от избираемого органа или должностного лица выделяются:

§ Выборы представительных органов власти федерального уровни, а так же в представительные органы муниципальных образований. Это выборы в Государственную Думу, парламенты субъектов РФ;

§ Выборы высших должностных лиц различного уровня власти (сюда причисляются Президент РФ, глав муниципальных образований);

§ Выборы иных органов (контрольные органы муниципальных образований) и должностных лиц (мировые судьи).

Так же выборы можно подразделить в зависимости от причин (оснований) назначения:

· Очередные

· Досрочные

· Дополнительные

· Повторные

· Совмещенные

Очередные выборы проводятся, когда истекает установленный законом срок полномочий выборных органов власти и должностных лиц.

Досрочные выборы проводятся в том случае, когда досрочно истекает срок полномочий выборных должностных лиц, а так же когда досрочно прекращают свои полномочия выборные депутаты, что в свою очередь влечет за собой неправомерность законодательного (представительно) органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования. Если досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица не влечет за собой прекращение полномочий органа федеральной или муниципальной власти, то назначаются дополнительные выборы.

Повторные выборы проводятся в том случае, если очередные, досрочные или дополнительные выборы не привели к избранию должностного лица, депутата или органа (выборы признаны несостоявшимися или недействительными). При этом, в законодательстве существует оговорка, что повторные или дополнительные выборы не могут назначаться или проводится, если в их результате депутат не может быть избран на срок более одного года.

Отдельно, следует упомянуть совмещенные выборы – выборы, которые назначаются на один и тот же день, и которые проводятся одновременно ы несколько органов власти федерального или муниципального уровней. Совмещению выборов объективно способствует установление в законе двух возможных дат их проведения (второе воскресенье марта или второе воскресенье октября). Благодаря подомному совмещению достигается экономия средств бюджета и материальных ресурсов, которые используются на нужды избирательного процесса. За счет выше указанного повышается уровень заинтересованности граждан в участии в избирательном процессе. Однако в законодательстве имеются определенные ограничения, касающиеся проведения совмещенных выборов: 1. Считается не допустимым совмещение дня голосования на выборах в федеральные органы власти, которые проводятся одновременно по всей территории РФ, с днем голосования граждан на референдуме. 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оговаривает и те случаи, когда не допускается совмещение дней голосований на нескольких выборах, в результате которых избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах (ст. 81).

Следующим критерием выделения видов выборов является их юридическое значение, как способа формирования органов власти. Здесь выделяют:

· Императивные выборы. Считаются единственным способом наделения публичными властными полномочиями. Это, прежде всего, выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных (законодательных) органов власти субъектов РФ, депутатов представительных органов округов, поселений.

· Альтернативные выборы проводятся для замещения депутатских мандатов и выборных должностей. В эту группу можно отнести выборы мировых судей, глав муниципальных образований, депутатов и контрольных органов муниципальных образований.

Согласно 3 статье Конституции РФ, можно выделить следующие принципы проведения процедуры выборов:

1. Гражданин РФ участвует в процедуре выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Сегодня выборы следует рассматривать как процедуру государственно-правового значения, установленную действующим на территории Российской Федерации законом, во время которой физические лица (граждане отдельной местности) отдают собственные голоса за кандидата или партию. В результате столь несложных действий формируется представительный (выборный) орган власти или же занимает свой пост (избирается) определенное должностное лицо, будь то судья или президент. В Российской Федерации актуальными являются три разновидности представленной категории: региональные, федеральные и муниципальные выборы. Целесообразным будет рассмотреть их подробнее.

Понятие и значение выборов

Развивая разговор по поводу содержания, актуальных особенностей и предназначения избирательного права, невозможно не вспомнить о вопросе понятия и классификации выборов в Российской Федерации, потому что именно регулирование отношений, которые тесным образом связаны с их предварительной подготовкой и последующим проведением, представляет основной смысл нормативов, образующих рассматриваемую отрасль конституционного права. Отправной точкой в уяснении понятия выборов, а также их политико-правового характера считаются положения актуальной Конституции РФ. Так, в строгом соответствии с ними выборы являются:

  • Во-первых, высшим непосредственным выражением общественной власти в соответствии со статьей третьей действующей Конституции.
  • Во-вторых, понятие выборов подразумевает метод принятия участия со стороны физических лиц (граждан отдельных регионов или страны в целом) в управлении государственными делами, который реализуется через право граждан быть избранными и избирать органы власти государственного значения, а также местного самоуправления. Данное положение обусловлено статьей 32 действующей Конституции.
  • В-третьих, закон «О выборах» предполагает, что соответствующая категория представляет собой порядок императивного плана в отношении замещения должности Президента России, а также создания Государственной думы Федерального собрания РФ.
  • В-четвертых, это необходимое средство реализации местного самоуправления, которое предполагает обязательное участие в общественной жизни выборных структур местного самоуправления. Данное положение аргументировано законом «О выборах», а также статьей 130 Конституции РФ.

Определение по Федеральному закону

Важно знать, что официальное определение рассматриваемой категории включено в статью вторую Федерального закона «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав». В соответствии с ним утверждаются гарантии избирательных прав граждан. Помимо этого, приведенная трактовка предполагает, что выборы - не что иное, как форма прямого волеизъявления физических лиц, которое осуществляется строго по Конституции РФ, федеральным законам, уставам (конституциям) субъектов Федерации, законам субъектов РФ, уставам образований муниципального типа в целях создания структуры государственной власти, структуры местного самоуправления или же наделения должностного лица определенными полномочиями.

Для того чтобы полноценным образом уяснить понятие выборов, сегодня немаловажной является юридическая позиция Конституционного суда, которая была сформулирована посредством постановления от 10.06.1998 в соответствии с делом по поводу проверки определенных положений Конституции (пункта шестого статьи четвертой, пунктов третьего и четвёртого статьи тринадцатой, пункта третьего статьи девятнадцатой), а также пункта второго статьи 58 Федерального закона от 19.09.1997 «По поводу гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав».

Важно отметить, что трактовка проведения выборов, которая содержится в представленном постановлении так или иначе характеризует их в качестве способа изъявления общественной воли, а также создания соответствующих структур государственной власти легитимного значения и структур местного самоуправления, от его имени реализующих власть публичной природы. Для того чтобы в полной мере достигнуть указанных целей, выборы должны основываться на приоритете воли большего процента избирателей, которые приняли участие в голосовании.

Классификация выборов

В данной и последующих главах целесообразным будет полноценно рассмотреть классификацию видов выборов. Важно отметить, что действующее российское законодательство избирательной природы не включает в себя исчерпывающего перечня разновидностей выборов, которые проводятся на территории Российской Федерации. Так, классификация обусловлена наличием определенных критериев.

В соответствии с уровнем процедуры, который определяется непосредственной территорией ее проведения, сегодня выделяют следующие виды выборов:

  • Выборы в структуры Союзного государства. Важно знать, что проведение их обусловлено Договором Республики Беларусь и Российской Федерации от 08.12.1999. Так, по статье 39 представленного Договора, в России принято избирать 75 депутатов в Палату представителей.
  • Выборы в органы федерального значения (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы президента).
  • Выборы законодательных структур субъектов России.
  • Выборы в государственные органы местного уровня. Среди них важно отметить выборы структур контрольного значения, выборы глав образований муниципального типа, а также выборы депутатов структур муниципальных образований представительного плана.

Избираемый орган как критерий классификации

В соответствии с таким критерием, как должностное лицо или избирательный орган, принято выделять следующие виды выборов:

  • Выборы должностных лиц высшего значения соответствующей степени власти. Сюда целесообразным будет отнести руководителей муниципальных формирований, а также Президента РФ.
  • Выборы органов представительной власти (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы представительных структур муниципальных формирований, выборы парламентов субъектов РФ).
  • Выборы других органов. Сюда необходимо включить в первую очередь определенных должностных лиц, к примеру мировых судей. Помимо этого, речь идет о выборе политических партий, а также контрольных структур образований муниципального типа.

Причины выборов как критерий

В соответствии с таким критерием, как причина (основание) назначения процедуры, на сегодняшний день выделяют следующие виды выборов:

  • Очередные выборы.
  • Досрочные выборы.
  • Дополнительные выборы.
  • Повторные выборы.

Целесообразным будет рассмотреть их подробнее, а также проанализировать примеры выборов.

Очередные, досрочные и дополнительные выборы

Важно отметить, что очередные выборы реализуются по причине истечения сроков полномочий должностных лиц и выборных структур, установленных законодательством. Досрочные же выборы относятся к досрочному прекращению полномочий определенных должностных лиц, а также к досрочному прекращению депутатских полномочий. Необходимо дополнить, что такого рода прекращение так или иначе влечет за собой неправомочность представительного (законодательного) органа власти государственного значения субъекта Российской Федерации или же представительной структуры муниципального формирования. Интересно знать, что досрочная остановка полномочий представительного (законодательного) органа власти государственной направленности субъекта РФ, представительной структуры местного управления или депутатов, если она говорит о прекращении полномочий соответствующей структуры, является основанием для осуществления дополнительных выборов.

Повторные и совмещенные выборы

Необходимо знать, что общественное участие в выборах повторного типа актуально тогда, когда все рассмотренные в предыдущей главе процедуры не привели к избранию структуры, депутата или должностного лица в соответствии с причиной признания данных выборов недействительными или несостоявшимися. Кроме того, в законодательстве специально оговаривается, что дополнительные и повторные выборы не назначаются и, соответственно, не проводятся, когда по результатам их тот или иной депутат не может избираться сроком, превышающим один год.

Необходимо также отметить совмещенные выборы, которые отличаются назначением на один и тот же день. Важно дополнить, что проводится представленная процедура в отношении нескольких должностных лиц, структур государственного типа власти или самоуправления местного значения. Логично, что совмещению выборов объективным образом способствует определение в законе двух дат их реализации, которые считаются возможными, благодаря чему так или иначе имеет место экономия материальных ресурсов, в частности денежных средств, применяемых для нужд избирательного процесса. Помимо этого, в данном случае существенно повышается уровень заинтересованности граждан в плане участия в выборной кампании.

Актуальные ограничения

Важно заметить, что в действующем законодательстве содержатся некоторые ограничения, касающиеся такого вида выборов, как совмещенные. Во-первых, это исключение допущения совмещения дня голосования в отношении выборов в органы государственной власти федерального значения с днем произведения аналогичной операции на референдуме РФ.

Во-вторых, в Законе федерального значения «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав» специально оговариваются случаи, в соответствии с которыми нельзя допустить совмещения дней голосования на разных выборах, по итогам которых избиратель получает возможность одновременно проголосовать более чем по 4 бюллетеням избирательной формы, которые выдаются на выборах досрочного, повторного и дополнительного плана.

Юридическое значение как критерий

В соответствии с юридической направленностью рассматриваемой процедуры, в качестве методики формирования руководящих структур государственного значения, а также местного самоуправления сегодня выделяют следующие разновидности выборов:

  • Императивные выборы, которые являются исключительным методом наделения общества властными публичными полномочиями.
  • Выборы, которые используются на альтернативной основе с иными методами замещения выборных должностей и депутатских мандатов.

В первую группу включаются выборы следующих категорий лиц:

  • Президента Российской Федерации.
  • Депутатов представительной (законодательной) структуры власти субъектов РФ государственного значения.
  • Депутатов Гос. думы.
  • Депутатов законодательной структуры городского округа или поселения сельского типа.

Вторую группировку формируют выборы:

  • Руководства муниципальных формирований (муниципальные выборы).
  • Судей мирового значения.
  • Депутатов законодательных структур районов муниципального значения.
  • Контрольных структур муниципальных формирований.

Заключение

Целесообразным будет отдельно отметить косвенный (непрямой) вид выборов. Он представляет собой выборную систему, в соответствии с которой кандидата на ту или иную должность избирают не физические лица, а структура власти или выборщики, заранее избранные определенными должностными лицами. Важно отметить, что представленная разновидность выборов может осуществляться в две и более ступени. Ярким примером в данном случае может послужить избрание Президента Соединенных Штатов Америки.

Важно отметить, что рассмотренные в материалах данной статьи выборы служат не в единственном плане возможными методиками формирования определенных структур (эти органы четко указаны в конкретных главах). Стоит подчеркнуть, что при этом именно другие способы, которые никаким образом не связаны с выборами, на сегодняшний день зачастую наделяются предпочтительным закреплением в законодательных актах субъектов Российской Федерации, а также актуальных уставах муниципальных формирований.

Интересно заметить, что особенно наглядно данная картина проявляется в процессе выбора судей мирового значения. Хотя Закон федерального уровня «По поводу мировых судей в Российской Федерации» в соответствии с его восьмой статьей предполагает, что, несмотря на наличие возможности замещения должности судьи мировой направленности или через назначение представительным (иными словами, законодательным) органом власти государственного значения субъекта Российской Федерации, или посредством избрания через усилия населения, а также отдельных его представителей соответствующей судебной местности, законодательство абсолютно всех субъектов России игнорирует выборы в качестве методики замещения указанных выше должностей.

Внеочередные выборы

Внеочередные выборы - проводятся после роспуска или самороспуска законодательного органа власти. Могут проводиться и после того, как на голосовании прошёл вотум о недоверии к правительству . После того как правительство подаёт в отставку, также в короткий срок назначают дату внеочередных выборов.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Внеочередные Олимпийские игры
  • Внесение неисправностей

Смотреть что такое "Внеочередные выборы" в других словарях:

    Выборы в Мажилис Парламента Казахстана (2007) - Досрочные выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан в 2007 году прошли 18 августа (по партийным спискам) и 20 августа (выборы депутатов от Ассамблеи народа Казахстана). Проведение выборов было связано с принятием в мае 2007 года поправок в … Википедия

    Выборы в Эстонии - Политика Портал:Политика Эстония Эта статья часть серии: Полит … Википедия

    Внеочередные парламентские выборы в Израиле - Выборы восемнадцатого состава Кнессета выборы в парламент Израиля, которые должны были состояться в 2010 году. Однако, новый лидер партии «Кадима» Ципи Ливни не смогла сформировать коалиционное правительство и была вынуждена рекомендовать… … Википедия

    Внеочередные Олимпийские игры 1906 - года проводились в Афинах 22 апреля 2 мая 1906 года (с 9 по 19 апреля по юлианскому календарю) на «Мраморном стадионе», на котором проходили Олимпийские игры 1896 года. Участвовали 883 спортcмена и 20 спортсменок из 21 страны. Они не были… … Википедия

    ВЫБОРЫ - форма непосредственной (прямой) демократии, волеизъявление народа с целью формирования органов государственной власти или местного самоуправления путем голосования. По масштабам (территориальному признаку) проведения выделяют национальные… … Политологический словарь-справочник

    ВЫБОРЫ - (elections) избрание путем голосования депутатов, должностных лиц, членов руководящих органов тех или иных партий, организаций. Существуют В. президента, парламента, местные, плановые, очередные, внеочередные, досрочные и т.п. Конституция… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    ВЫБОРЫ - важнейший институт современной демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых… … Политология: словарь-справочник

В конституционном праве под термином «выборы» мы понимаем установленную законом процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования управомоченных лиц за кандидата или партию при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата (списков политических партий).

В результате выборов воля управомоченных лиц формирует выборный (представительный) орган власти или в результате этого избирается конкретное должностное лицо.

Данное определение выделяет выборы из других процедур формирования государственных органов или наделения полномочиями должностных лиц, в частности от назначения на должность, производимого коллегиально путем голосования управомоченных лиц. Для назначения на каждую должность представляется обычно один кандидат, тогда как основное предназначение выборов заключается в том, чтобы выбрать одного из нескольких кандидатов.

Из этой формулировки следует, что не является выборами голосование граждан за навязанного властями одного кандидата без реальной возможности голосовать против него, как это происходило в Советском Союзе до 1990 г. Не является также выборами голосование граждан за нескольких кандидатов, когда в результате фальсификаций заинтересованными субъектами отбирается предварительно установленный «победитель».

Очевидно, что выборы являются одним из важнейших политических событий в жизни любого государства. Выборы определяют перспективу развития государства на установленный законом период времени (обычно 4, 5 или 7 лет). Посредством выборов избираемые органы власти получают легитимацию: внутреннюю (народную поддержку и признание) и внешнюю (иностранных государств и международных органов). Выборы определяют также расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии или избирательного блока политических партий внутри государства. Результаты выборов, если они проводятся по установленным законом правилам и определяются как свободные и справедливые, отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны.

Посредством выборов формируются различные органы публичной власти - избираются парламенты или их нижние палаты, главы государств, правительства или премьер-министры, судебные органы, а также органы местного самоуправления.

Конституционное право подразделяет выборы на различные виды. Классификаций выборов много. Ряд из них является общепризнанными, другие используются более редко. Рассмотрим основные виды выборов.

В первую очередь выборы классифицируются в зависимости от территории их проведения на национальные и региональные. Национальные проводятся на территории всей страны, региональные же проводятся в рамках установленных законом административно-территориальных единиц. В ряде классификаций региональные выборы также называют местными (локальными), поскольку посредством них избираются органы местного управления или самоуправления. Местные выборы иногда называют административными, поскольку во многих странах местное самоуправление регулируется административным правом.

В зависимости от субъекта избрания выборы подразделяются на парламентские, президентские, местные, выборы судей и других лиц, которые выполняют важные государственные функции и наделены широкими полномочиями.

Следующей общепризнанной классификацией выборов является подразделение их на очередные и внеочередные. Очередные - это такие выборы, которые проводятся периодически после истечения определенного срока полномочий данного органа или должностного лица, т.е. срока, установленного для них в законе. Например, срок полномочий Парламента Республики Беларусь - 4 года, а Президента - 5 лет. Это означает, каждые четыре года в Республике Беларусь проводятся очередные выборы Парламента, а каждые пять лет - Президента.

Внеочередные выборы часто называют досрочными. Они проводятся до установленного законом срока истечения полномочий представительного органа или должностного лица. Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус представительного органа, должностного лица. Причины проведения досрочных выборов представительного органа и должностного лица существенно различаются.

Внеочередные выборы представительного органа (например, Парламента), проводятся в основном в тех странах, где законодательно установлен досрочный роспуск Парламента. Основания для роспуска могут быть разные - вынесение вотума недоверия правительству, самороспуск парламентского большинства, роспуск Парламента управомоченным лицом и др. В этом случае после процедуры досрочного роспуска назначаются досрочные выборы и избирается новый состав Парламента.

Причина внеочередных выборов должностного лица только одна - вакансия должности. Должность (например, Президента) может освободиться в связи с его смертью, уходом в отставку или отрешением от должности в результате процедуры импичмента.

Отметим, что в большинстве стран избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов сокращенные сроки осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами.

Выборы также подразделяются на первоначальные и повторные. Первоначальные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий представительного органа (должностного лица). Повторные выборы проводятся только в тех случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны несостоявшимися или недействительными.

Повторные выборы не тождественны повторному голосованию. Повторное голосование является факультативной стадией, которая происходит в рамках первоначального голосования. К повторному голосованию допускаются те же (часть или все, в зависимости от условий проведения) кандидаты, которые участвовали в первоначальном голосовании. Повторные же выборы являются самостоятельным избирательным процессом, включающим все его стадии, в том числе и выдвижение кандидатов.

Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два голосования или более, то соответственно - в два тура или более.

Выборы бывают основными и дополнительными. Данная классификация применима только к выборам депутатов представительных органов, избираемых по мажоритарной избирательной системе. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий депутата в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Это делается для того, чтобы в Парламенте были представлены депутаты от всех избирательных округов и чтобы все граждане страны имели своих представителей в Парламенте.

Выборы бывают также всеобщими (общими) и частичными.

Всеобщие выборы имеют место в тех случаях, когда в них призваны участвовать все избиратели страны (например, выборы нижней или единственной, реже - верхней, палаты Парламента, выборы Президента). Частичные выборы проводятся в тех случае, если представительный орган обновляется по частям, т.е. формируется путем ротации - разновременного избрания частей депутатского корпуса представительного органа. Поэтому в литературе частичные выборы часто называют ротационными. Наиболее известные ротационные выборы - избрание сенаторов в Соединенных Штатах Америки. Сенаторы США избираются на срок шесть лет, но при этом избираются не все одновременно, а каждые 2 года переизбирается 1/3 Сената (33 из 100 сенаторов).

Отметим существенное различие дополнительных и частичных выборов. Дополнительные выборы - нерегулярные, назначаемые в силу появившейся необходимости (отставка депутата). Частичные же выборы, в отличие от дополнительных, - выборы регулярные, обязательные и предусмотренные законодательством.

Выборы бывают прямые и косвенные. Прямые (или непосредственные) выборы - это такой вид выборов, когда избиратели непосредственно избирают конкретного человека на определенный пост. Прямыми выборами избираются парламенты или их нижние палаты (иногда и верхние), президенты при всенародных выборах и др. Таким образом, прямые - это такие выборы, когда между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией), нет никаких промежуточных звеньев.

Косвенные выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица - выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами избираются в основном верхние палаты парламентов, в ряде стран - президенты, правительства, судьи.

В литературе иногда можно встретить иную терминологию: различают выборы прямые и непрямые. Непрямые выборы подразделяются на косвенные и многостепенные, при которых вышестоящие органы избираются нижестоящими (например, в Австрии - Федеральный совет - верхняя палата Парламента избирается парламентами земель).

Косвенные выборы по данной классификации - это такие выборы, когда посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, которые от имени избирателей сами непосредственно избирают депутатов Парламента или конкретное должностное лицо. По системе косвенных выборов избирается Президент США.

Многостепенные (многоступенчатые) выборы - это такие выборы, когда в качестве выразителя воли граждан выступает не специальная коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, Парламент или одна из его палат. Так, например, принято считать, что многоступенчатыми выборами избирается верхняя палата Парламента Беларуси - Совет Республики, поскольку она избирается коллегией, состоящей из депутатов районных (городских) Советов.

Классической системой многостепенных выборов была система выборов в Советы, существовавшая в СССР с 1918 по 1936 г. Граждане СССР непосредственно избирали только депутатов местных Советов. Затем депутаты местных Советов избирали делегатов на районные и городские съезды Советов, которые избирали делегатов на республиканские съезды советов. Последние избирали делегатов на Всесоюзный съезд Советов, который избирал Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет, а тот - его Президиум.

Отметим еще такое понятие, как обязательные выборы (более правильно - обязательное голосование). Для устранения абсентеизма населения законодательством ряда стран установлена обязательность для граждан участвовать в выборах. Обязательность обеспечивается путем установления определенной законом санкции в том случае, если избиратель не примет участия в голосовании. Санкция в виде штрафа предусмотрена, например, в Австралии и Австрии. В Италии предусмотрена такая мера воздействия, как общественное порицание. Списки лиц, не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. В Бельгии при многократном неучастии в выборах гражданин может быть лишен избирательных прав сроком на 10 лет; кроме того, он не сможет получить должность на государственной службе.