Классический психоанализ зигмунда фрейда. Структура человеческой личности по фрейду Структура личности по теории фрейда

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский врач и психолог, профессор.

Структура личности по З. Фрейду.

Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики.

Главенствующая сфера личности - «Оно» .

Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что «психическое » и «сознательное» - понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличест­вуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

Характеризуя бессознательное, как «закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наше психическая деятель­ность», Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

1) оно - несловесное (невербальное);

2) «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической

силы и энергии;

3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;

4) по динамике своего образования бессознательное, есть вытесненное(Verdrangung), формирующееся на протяжении всей Жизни человека без всякого участия сознания;

5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обраща­ет внимание» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «всевременно», - сразу прошлым, настоящим и будущим.

Решающую роль в образовании комплексов играют влечения(Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознатель­ного. Представляя собой психические элементы внутренних раз­дражении организма, имеющих соматический (телесный) харак­тер, влечения подразделяются на две группы:

· влечения «Я», цель которых - самосохранение индивида;

· сексуальные влечения(libido), цель которых - продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут нико­гда не угасающую жизнь в его психике.

На основе влечений, и в особенности инфантильных влече­ний сексуального характера, происходит формирование ком­плекса Эдипа .

Комплекс Эдипа восходит к античному мифу о царе Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В учении Фрейда он означает вытесненное из детской жизни половое влечение к матери и связанное с ним агрессивное отношение к отцу.

Фрейд считал, что личность во всех жизненных ситуациях заимствует свою психическую энергию от этого пер­вого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа(или эдипова комплекса).

Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психо­терапевтической практики подверглась им существенной корректи­ровке. Он вводит новое деление влечений и предлагает более рас­ширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходит из того, что психическая жизнь человека представляет со­бой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями «Я») и Танантосом (влечениями к смерти).

Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохране­нию во что бы то ни стало, или в форме сексуальной - продолже­ние рода - или в виде целостности организма. Весь физиологиче­ский процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.

Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.

Вторая сфера личности - «Я» , по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и, обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.

Принцип наслаждения, который господствовал в бессозна­тельном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действо­вать новый принцип психической жизни - принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».

Пройдя цензуру, психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание «принципом реальности» психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что нахо­дится в сознании или может войти в него, - строго процензуровано.

Третья сфера личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Важнейшим является и то, что система «Сверх-Я» формирует­ся под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения «добра» и «зла».

К проявлениям «Сверх-Я» можно отнести внезапное пробуж­дение совести" у человека, возникновение «безотчетного чувства вины», строгости и презрения к себе.

Образование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психиче­ским механизмом -идентификацией (отождествлением). В жиз­ни человека идентификация возникает довольно часто, особен­но, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом. В дальней­шем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.

Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая их трех, рассмотренных выше систем, мо­жет быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессоз­нательного, «Сверх-Я» и предсознательного предстает более образно.

Схема наглядно показывает, что бессознательное («Оно») может взаимодействовать одновременно с двумя системами - «Сверх-Я» и «Я» и ее самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в соз­нании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре лич­ности протекает на предсознательном и подсознательном уров­нях.

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестаби­лизировать личность, если «Я» будет неспособно восстановить между ними равновесие.

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном «Я», которое может не только определить требования «Оно», но и преодолеть давление со стороны «Сверх-Я». Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «Оно», то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, - раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают «Я» снимать на­пряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его доче­рью Анной механизмы психологической защиты.

механизмы психологической защиты

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека.

Сублимация , как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначаль­но, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели при­носит личности реальное удовлетворение. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. Поэтому в диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделить сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совме­стного решения в согласительной фазе главным является смяг­чение и возможное устранение противоречий между отобранны­ми вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом проис­ходит взаимное блокирование определенных психических побу­ждений партнеров, взамен которых появляются новые, прино­сящие удовлетворение большей своей результативностью.

Проекция , состоящая в наделении других людей собственны­ми чувствами, не приемлемыми с точки зрения «Сверх-Я», мо­жет найти проявление в контактной фазе делового общения.

Какрационализа­ция - поиск удобных причин для оправдания невозможности со­вершить те или иные действия. Встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только пси­хологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его.

Вытеснение - невозможность:
- либо вспомнить какое-либо событие;
- либо воспринять какую-либо информацию в связи с травмирующим характером этой информации.

Вытеснение является защитным механизмом, сохраняющим психику человека неповрежденной. Вместе с тем травмирующая информация, вытесняясь в бессознательное, продолжает влиять на поведение и психологическое состояние человека.

Десублимация (от лат.Sublimo) - возвышаю

В психоаналитической теории - обратное перенесение сублимированной инстинктивной энергии на первоначальные сексуальные объекты.

Идеализация - психологический механизм защиты индивида; психический процесс сверхоценки объекта или субъекта.

Идентификация (от лат.Identifico – отождествляю) - по Фрейду - механизм психологической защиты заключающийся в отождествлении индивидом себя с другим человеком или группой людей. Идентификация помогает человеку овладевать различными видами деятельности, усваивать нормы поведения и социальные ценности.

Изоляция - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в уходе от общества, от других людей; погружение вглубь себя.

Интроекция - в глубинной психологии - противоставляемый проекции психический процесс; замещение внешних объектов их внутренними образами, играющими важную роль в формировании «сверх-Я», совести и пр.

Конверсия - механизм перехода вытесненных психологических желаний, идей, чувств в физиологические симптомы.

Отказ - защитный механизм, заключающийся в бессознательном игнорировании событий во внешнем и внутреннем мире.

Отрицание реальности - психологический механизм защиты, проявляющийся в том, что различные явления, факты и т.д., содержащие в себе угрозу для того или иного индивида, отрицаются и не воспринимаются им.

Рационализация - защитный механизм, заключающийся в поиске разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам. Посредством рационализации от сознания субъекта скрываются истинные мотивы его действий, мыслей, чувств.

Регрессия (от лат.Regressus - обратное движение) - защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Репрессия ( от лат.Repressio – подавлении - в психоаналитической теории - защитный механизм, специфика которого заключается в подавлении, изгнании из памяти неприятных, вызывающих боль и неудовольствие воспоминаний, образов, мыслей.

Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго .

Ид

Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия . Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы . В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом. Например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.

Эго

Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности , цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Суперэго

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал . Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Психосексуальные стадии развития личности

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивида закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадии , коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной . В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится на промежуток примерно между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период — это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называются прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В таблице дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Стадии психосексуального развития по Фрейду

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Оральная

0 -18 месяцев

Рот (сосание, жевание, кусание)

Отвыкание (от груди). Отделение себя от материнского тела

Анальная

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

Половые органы (мастурбация)

Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

Отсутствует (сексуальное бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

В термине “психосексуальный” подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие личности, является сексуальный инстинкт , прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости . В случаях фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание и жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде “остаточного” поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.

Основные инстинкты поведения человека

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но качество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами . Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами.

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти . Первая группа (под общим названием Эрос ) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Признавая большое значение инстинктов жизни, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. “хотеть” или “желать”).

Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос , — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличии от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: “ Цель жизни является смерть”.

Фрейд определяет, что основные влечения играют ведущую роль в формировании психики личности, ее структуры и являются основной движущей силой онтогенетического развития индивида.

Согласно Фрейду, ребенок рождается с единственной психической субстанцией ИД. Эта психическая структура представлена почти целиком только бессознательным и «содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции, то есть инстинкты, которые возникают в соматической организации».

ИД содержит психические формы:

  • которые никогда не были сознательны;
  • а также материал, который оказался неприемлемым для сознания.

ИД подчинено бессознательному влечению к удовольствию, в частности, очень мощно заряжено энергией к получению сексуального удовольствия. Уже новорожденный приносит с собой на свет зародыши сексуальных переживаний. При этом либидозное стремление ребенка бесполое. По Фрейду дети после рождения в течение доэдипального периода бесполы, нейтральны в отношении пола. И девочки, и мальчики выбирают объектом либидозного влечения мать. Эрос ребенка ориентирован на получение удовольствия. Но периферическая нервная система подает сигналы в ЦНС, что мир особых удовольствий не сулит. И ребенок пытается получить его посредством собственного тела. Для этой цели ему служат эрогенные зоны - зоны, через раздражение которых ребенок получает наибольшее удовлетворение либидозного влечения. «Сексуальная цель инфантильных влечений состоит в том, чтобы получить удовлетворение благодаря соответствующему раздражению так или иначе избранной эрогенной зоны». С момента рождения ребенок с помощью рта взаимодействует с внешним миром, эрогенная зона расположена во рту, ребенок получает удовольствие через рот посредством сосания материнской груди. Раздражение губ теплым молоком матери дает ощущение удовольствия. «Сосание является образцом инфантильных сексуальных проявлений, действия сосущего ребенка определяются поисками удовольствия». Это оральный период развития психики, он охватывает первые полтора года жизни.

При дальнейшем развитии индивида эрогенная зона смещается к анусу. Анус становится тем участком тела, через который ребенок удовлетворят свое либидозное влечение. Это анальная фаза психосексуального развития индивида. Она характеризуется тем, что ребенок начинает учиться контролировать акт дефекации, приобщаясь, таким образом, к культуре человечества. При задержке каловых масс идет раздражение чувствительной поверхности слизистой оболочки прямой кишки, и ребенок получает удовольствие через стимуляцию этих эрогенных зон. На данном периоде инфантильная сексуальность аутоэротична, сексуальное влечение ищет удовлетворение на собственном теле. «Организация сексуальной жизни, в которых генитальные зоны еще не приобрели своего преобладающего значения, мы назовем прегениальными. Первой прегениальной сексуальной организацией является оральная. Вторую прегениальную фазу составляет анальная организация» (Фрейд,1990).

Далее ребенок вступает в фаллическую стадию развития. По своему значению в развитии и становлении личности она занимает, по сути, центральное место. Ребенок втягивается в критический момент психического развития и можно сказать, что становится человеком именно в фаллическую фазу. Это связано с переживанием комплексов Эдипа, кастрации, и нарцисса.

В преэдипальный период дети бесполы. На фаллической фазе начинает проявляться половая дифференциация. Дети обнаруживают различие в устройстве генитального аппарата, в частности, девочки обнаруживают отсутствие у себя пениса. Либидозное влечение на этой стадии начинает направляться на другие лица и объекты, период первичного аутоэротизма заканчивается. Либидо начинает операцию катексиса - выноса либидозной энергии на внешний объект. Мальчик катетектирует либидо на мать и его развитие начинается с комплекса Эдипа. Развитие девочки начинается с переживания комплекса кастрации. Девочка, обнаружив у себя отсутствие пениса, а вместо него недоразвитый клитор, начинает себя ощущать кастрированной в процессе эволюции. У нее развивается комплекс неполноценности, определенный Фрейдом как комплекс кастрации. При этом она испытывает к матери амбивалентные чувства. С одной стороны любовь, с другой стороны ненависть за то, что она родила ее без пениса.

Развитие мальчика после осознания своей половой принадлежности начинается с комплекса Эдипа. Мальчик осуществляет катексис либидо к матери, она становится объектом его сексуальных влечений. Он любит мать, желает инцеста с ней. Отца ребенок начинает воспринимать как соперника, ревнует мать к нему. Мальчик испытывает амбивалентные чувства к отцу, с одной стороны, ненависть и желания устранить его, с другой стороны - любовь к нему. Девочка также переживает аналогичный комплекс, но обратный, любовь к отцу и ненависть к матери, который носит название комплекса Электры. Она переживает его после комплекса кастрации. Разрешение Эдиповой ситуации является важным моментом для формирования в психике одной из центральных структур. Это ЭГО или «Я».

Начинается формирование ЭГО в фазу аутичности, когда принципу получения удовольствия противостоит принцип реальности. Завершается формирование ЭГО в период разрешения комплекса Эдипа. Либидо катетектированное на мать наталкивается на нравственный запрет, запрет на инцест. Либидозное влечение не удовлетворяется, что сопровождается переживанием гаммы чувств, фрустрацией. При этом либидо совершает операцию антикатексиса. ЭГО как структура, которая находится в контакте с внешним миром и руководствуется принципом реальности, понимает всю неестественность желания ребенка по удовлетворению сексуального влечения посредством матери. И ЭГО предлагает различные способы приложения либидо. ЭГО выдвигает в качестве объекта либидозного влечения себя, либидо переходит на ЭГО. Формируется «Я-либидо». ««Я-либидо» в противоположность объект-либидо, мы называем нарцистическим либидо». Ребенок начинает любить сам себя, переживает комплекс нарцисса и вступает в фазу вторичного аутоэротизма. Объектом привязанности либидо становится он сам. Эта фаза аутоэротизма продолжается весь латентный период до начала генитальной фазы. Пока ребенок в период пубертатного развития не начнет искать другие объекты привязанности либидо.

С развитием комплекса нарцисса завершается формирование ЭГО как одной из структурных составляющих психики. Как мы уже отмечали выше, переживание комплексов в фаллическую фазу является основополагающим моментом становления человеческого существа. Следует подчеркнуть роль либидозного влечения в формировании ЭГО. Все периоды развития ЭГО ребенка обусловлены именно наличием этого влечения. И период первичного аутоэротизма, и период переживания ситуация Эдипа, а также период вторичного аутоэротизма с переживанием комплекса нарцисса, все они обусловлены существованием у индивида либидозного влечения и процессом его катетектирования, помещением его на тот или иной объект. Именно либидозное влечение является движущей силой тех процессов, которые происходят с психикой ребенка с точки зрения формирования ЭГО.

Также в ряду вышеперечисленных комплексов в фаллическую фазу мальчик переживает еще комплекс кастрации. Для мальчика пенис является символом фаллической мощи и его наличие очень важно для ребенка. Истоки культа фаллоса находят свое подтверждение в мифологии, антропологии. В культуре существовало поклонение фаллосу как олицетворение жизни, плодородия. Обладание пенисом, дает мальчику чувство превосходства, гордости, некоторой силы. Формирование комплекса кастрации обусловлено тем, что для инфантильной сексуальности ребенка характерно удовлетворения влечения посредством своего тела, вследствие чего, в поведении мальчика имеет место мастурбационные проявления. Родители налагают запрет на такие действия, зачастую пугают, что отрежут пенис. При этом мальчику кажется, что угроза исходит от отца. Чтобы убрать запрет «нельзя» психика ребенка прибегает к способу фантазии. Посредством бессознательных фантазий мальчик воображает себя отцом. Идет процесс идентификации мальчика с отцом. И ребенок становится обладателем тех возможностей, которыми обладает отец, и приобретает ту же силу, что и он. Процесс идентификации является ключевым моментом в развитии человеческого существа, так как обуславливает формирование СУПЕР-ЭГО . Феномен идентификации также объясняется следующей ситуацией, которая имеет место в семье. С развитием мальчика, становится очевидно, насколько дискомфортно его положение. С одной стороны, он желает свою мать, с другой стороны, очень привязан к отцу. Он восхищается им, хочет подражать ему и стать таким же, как он. Это рождает в нем стремление иметь интимные отношения со своей матерью. В то же время, его отец представляет собой такой же сексуальный объект, который женская часть его либидо желает. Таким образом, мальчик с обеих сторон хочет невозможного. И он замещает любовное желание к отцу тем, что он пытается интеоризировать его и стать как он. Идет идентификация мальчика с отцом. Ребенок, который любит, становится как тот, кого он любит. Подражая ему, он овладевает им. Мальчик пытается приобрести как можно больше сходства с отцом, ребенок становится носителем норм, правил, запретов, которые имеются в обществе и присущи отцу. Через механизм идентификации с отцом у ребенка идет формирование Сверх-«Я». Отец оказывается в глубинных слоях психики как инстанция, которая его представляет. Это и есть СУПЕР-ЭГО или идеал «Я». Ему определяется функция быть моральной инстанцией, судьей и постоянным критиком наших дел и поступков, взглядом и голосом наших родителей. «СУПЕР-ЭГО - это хранилище моральных установлений, норм поведения и тех конструкций, которые создают запрещения личности» Совесть, самонаблюдение и формирование идеалов - основные функции СУПЕР-ЭГО.

Итак, к моменту разрешения Эдипова комплекса у ребенка формируется три основные составляющие структуры личности: Ид (происходит от латинского ОНО), Эго (Я), Супер-Эго (СВЕРХ-Я). Это дает основание считать данный период основополагающим в становлении человеческого существа и критическим периодом развития психики.

Мы имели возможность проследить, что формирование этих структур непосредственно связано с либидозным влечением, с его направленностью, целями, выбором объекта, возможностями выноса либидо на внешний объект и привязанности к тому или иному объекту. На прегенитальной стадии развития индивида инфантильное сексуальное влечение помимо удовлетворения его посредством эрогенных зон и получения, таким образом, удовольствия, обусловливает развитие целого ряда комплексов. В свою очередь, переживание и разрешение этих комплексов является важнейшим момент в становлении психики индивида в самый ранний период развития. Это позволяет сделать вывод, что либидозное влечение является основополагающим для развития личности и структуры психики, а также всего последующего формирования индивида.

Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области - системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем - сознательного и бессознательного - характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок. При этом необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного. Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье "Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе" Фрейд предложил для обозначения этой системы использовать сочетание "Ubw" (начальные буквы немецкого Unbewust - бессознательное). Позднее в работе "Я и Оно" эта система получила обозначение "Оно".

Характеризуя бессознательное, как "закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наше психическая деятельность", Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как: 1) оно - несловесное (невербальное); 2) "оно никогда не умирает", не теряет своей динамической силы и энергии; 3) ему закрыт прямой доступ в сознательное; 4) по динамике своего образования бессознательное, есть вытесненное (Verdrangung), формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания; 5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное "как бы не обращает внимание" на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет "все всевременно", - сразу прошлым, настоящим и будущим.

Решающую роль в образовании комплексов играют влечения (Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой, психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы: влечения "Я", цель которых - самосохранение индивида; сексуальные влечения (libido), цель которых - продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.

Таким образом, Фрейд подходит к обоснованию второй области психической структуры личности - "Идеал-Я" или "Cвepx-Я", которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.

Важнейшим является и то, что система "Сверх-Я" формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения "добра" и "зла".

К проявлениям "Сверх-Я" можно отнести "внезапное пробуждение совести" у человека, возникновение "безотчетного чувства вины", строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, веления которого выполняются вытеснением, "Сверх-Я" обнаруживает себя как моральная и даже "гиперморальная" (по терминологии Фрейда) психическая сила, которую сознание не может преодолеть. Природа человека, по утверждению Фрейда, - как в отношении добра, так и в отношении зла далеко превосходит то, что он сам предполагает о себе.

Образование "Сверх-Я" Фрейд связывает с особым психическим механизмом - идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом в период переживания эдипова комплекса. В дальнейшем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п. Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений.

В целом фрейдовская концепция "Сверх-Я" еще раз подтверждает тесную взаимосвязь этических и социально-психологических моментов.

В качестве третьего пласта психической структуры личности Фрейд называет "предсознательное" "Я". Оно находится между "Сверх-Я" и "Оно" (бессознательным), связывая их, как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.

Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни - принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями "Оно".

Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и "Сверх-Я", психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание "принципом реальности" психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что находится в сознании или может войти в него, - строго процензуровано.

Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая их трех, рассмотренных выше систем, может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, "Сверх-Я" и предсознательного предстает более образно.

Схема наглядно показывает, что бессознательное ("Оно") может взаимодействовать одновременно с двумя системами - "Сверх-Я" и "Я" и ее самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в сознании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и подсознательном уровнях [ 7, с. 92].

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если "Я" будет неспособно восстановить между ними равновесие.

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном "Я", которое может не только определить требования "Оно", но и преодолеть давление со стороны "Сверх-Я". Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям "Оно", то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, - раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают "Я" снимать напряжение с помощью разного рода "выпускных клапанов", к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты. Это подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация.

Заключение

Подведем итоги работы.

Психоанализ открыл бессознательное, специально его изу­чал и широко толковал философски. Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ - это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

Под психоанализом (термин введен Фрейдом) понимается, во-первых, метод психологического исследования бессозна­тельных психических процессов, во-вторых, метод лечения невротических заболеваний и, в-третьих, психологическая теория о строении и функционировании психического аппара­та человека. Психика индивида представляет собой динами­ческую систему, основным содержанием которой является конфликт сознания с бессознательными влечениями.

Психоанализ помогает человеку разобраться в самом себе, перестать быть марионеткой, которую собственные потаенные желания и комплексы тянут за ниточки, и он послушно дергается, сам не понимая цели и смысла сво­их поступков. Фрейд открыл такие глубины человечес­кой сущности, о которых не подозревала наука о челове­ке XIX века.

Объектом изучения 3. Фрейда является цельная человеческая личность. Личность рассматривается как продукт биологической эволюции в тесной зависимости от общественно-культурной среды. При этом приоритет отдается сексуальному в сфере бессознательного, являющемуся, по мнению Фрейда, источником мотивационного поведения личности, тем организующим центром, вокруг которого структурируются все остальные составляющие человеческой психики. Человек есть «эротическое существо» - заявляет Фрейд.

В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессов представления. Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур - совести и эго-идеала.

Если рассматривать проявления бессознательного в нормативном аспекте, то обнаруживаются четыре их типа: 1) внеморальные, то есть не подлежащие этическим оценкам; 2) подлежащие этическим оценкам, но при этом не выходящие за рамки моральных норм; 3) нарушающие нормы морали (проступки, пороки); 4) нарушающие нормы права (преступления).

Наряду с учеными, развивающими идеи Фрейда, появились мыслители, которые попытались модифицировать его идеи, соединить их с другими концепциями. Именно это направление дало наиболее интересные результаты и привело к образованию самостоятель­ных школ и направлений.

ПСИХОАНАЛИЗ - направлении психологии, основанное в конце XIX века австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом.

Психоанализ в классическом виде представляет собой работу, подразумевающую частоту встреч 4-5 иногда 6 раз в неделю. Пациент при этом принимает положение лёжа на кушетке, а психоаналитик находится у изголовья кушетки таким образом, чтобы пациент его не видел или видел небольшую часть его одежды, тела. Психоаналитик имеет возможность видеть пациента, а пациент его нет.

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни - сновидений, ошибочных действий, остроумия - были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться, по меньшей мере, год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года, то эффективное проведение процесса почти невозможно.

Основные методы работы, которые используются в психоанализе это:

  1. метод свободных ассоциаций;
  2. метод толкования сновидений;
  3. метод интерпретации.

Похожая информация.


Отец системы под названием «Вы хотите поговорить об этом? Ложитесь на кушетку», человек, который обеспечил работу сексологам, считал ко всем проблемам, был признан всем миром и чудом избежал гибели от рук нацистов, - Соломон Сигизмунд (Зигмунд) Фрейд.

С чего все начиналось

Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 года - 23 сентября 1939 года) - основоположник Получив в конце XIX века высшее медицинское образование в Австрии, он писал труды на тему системных нарушений речи и болезней нервной системы. Однако обрести успех на данном поприще у него не вышло, так как мешал антисемитизм, который набирал в обществе размах в то время. Из-за этого он обратил свое внимание на психиатрию, которая была менее развита и не особо интересна. Этот шаг стал переломным в данной отрасли медицины, так как Фрейд впервые рассмотрел обращение к бессознательному человека, именно его считая источником всех психических и психосоматических болезней. Психология по Фрейду неоднозначна, она вызывает немало споров и по сей день. Чего стоит хотя бы официальная привязанность Зигмунда к кокаину! Он пользовался им сам и настоятельно делился с окружением, восторженно комментируя действие наркотика, который изгонял депрессию и способствовал пищеварению. В ходе экспериментов было выяснено, что «целительный порошок» можно применять как анестезию при операциях на глазах. Кокаин в научных трудах был возведен Фрейдом в ранг панацеи, что, в свою очередь, спровоцировало волну наркомании, которая не утихала до 1920-х годов. Из-за этого психиатр подвергся всеобщему порицанию, так как стал своеобразным инициатором наркомании у жителей Европы и Соединенных Штатов. Помимо этого, из-за прогрессирующего нацизма и антисемитизма жизнь психиатра и его семьи находилась под постоянной угрозой, и только лишь благодаря его популярности правительство позволило ему покинуть Австрию и обосноваться в Лондоне. приняла Фрейда с радостью, включив в Королевское общество и обеспечив почет до конца его дней.

Личность по Фрейду: основы, структура

Как уже было сказано выше, Фрейд явился новатором в сфере психиатрии, так как взывал к бессознательному человека, минуя его осознанные проявления. Труды его обширны и специфичны, но можно вычленить основные положения, на которые они опираются.

Рисунок схематично изображает личность по Фрейду, рассмотрим все элементы детально:

  • Id - «Оно». Животная составляющая человека, основанная исключительно на низменных желаниях и потребностях. «Оно» преследует одну цель - получение удовольствия.
  • Ego - «Я». Это сам человек как он есть с социальной точки зрения. «Я» отображает осознание происходящего, что значит по Фрейду максимально полное взаимодействие с окружающим миром, способность связывать прошлое, настоящее и будущее, делать выводы. Обладает ограждающим от «Оно».
  • Superego - «Сверх-Я». Это то, кем человек стремится стать под давлением социума. «Сверх-Я» диктует человеку, как именно он должен поступать, основываясь на привитой морали и совести.

Теория замещения

В идеальном варианте все эти составляющие личности мирно сосуществуют - «Оно» жаждет удовольствий и по мере возможности получает их, «Сверх-Я» стремится к навязанному извне идеалу, а «Я» уравновешивает две эти крайности. На практике идеал по Фрейду недостижим, ибо везде так или иначе идет перевес. Например, у психопатов «Я» подавляется «Оно», жажда удовольствия вырывается на волю, подминая все устои. У неврастеников - наоборот, роль первой скрипки играет «Сверх-Я», растет вечное недовольство собой и неприятие своего несовершенства.

Что значит по Фрейду лечение психических расстройств? Основной принцип - замещение «Оно» или «Сверх-Я» на «Я» методом трактовки сновидений и свободных ассоциаций.

Личностное развитие

Психолог не только первым признал человеческую сексуальность, но и делал на ней акцент, утверждая, либидо (жажда чувственных удовольствий). Развитие по Фрейду завязано на сексуальности, причем она появлялась вместе с человеком, а не проявлялась лишь при половом созревании. На основании этого были выделены следующие стадии формирование личности:

  • Оральная (рождение-1,5 года). Все удовольствия мира сосредоточены во рту. Младенец не только наслаждается в процессе кормления, но и исследует окружающие предметы при помощи рта.
  • Анальная (1-3 года). Область ануса является средоточием удовольствия, так как ребенок обучен справлять нужду самостоятельно, способен управлять кишечником и не столь полно зависит от опеки родителей.
  • Фаллическая (3-5 лет). Либидо проявляется в интересе к половым органам, контактом с которыми ребенок наслаждается. На этом этапе у мальчиков может сформироваться что значит по Фрейду влечение к матери, у девочек же аналог - комплекс Электры, или «зависть к пенису».
  • Латентная (6-12 лет). Либидо утихает, социальное осознание себя выходит на первый план.
  • Генитальная (от 12 лет). сексуальность занимает первое место.

А есть ли вывод?

Объяснение того, что значит по Фрейду человек, спорно. Рассматривать личность только с точки зрения его сексуальности не стоит, ибо это однобоко. Однако и сам психолог признавал то, что суждения его не являются полными и должны быть оспорены в том случае, если появятся новые данные. И не стоит забывать о том факте, что труды психолога служат основой для современной сексологии, в них можно найти описание и метод лечения любой девиации.