Транспортные морские пути тихого океана. Морской транспорт

В Тихом океане пролегают самые большие по протяженности трансокеанские пути: центральный путь Сингапур-Панама имеет протяженность 10,8 тыс. миль, а переходы в 6 - 7 тыс. миль без захода в промежуточные порты считаются обычными в Тихом океане. На огромных площадях Тихого океана гидрометеорологические условия более сложные, чем в других океанах.

С точки зрения интенсивности мирового судоходства можно выделить три основных направления: американо-азиатское, американо-австралийское и азиатско-австралийское.

Американо-азиатское направление является главным и, в свою очередь, включает три наиболее используемых маршрута. Путь первого, наиболее оживленного маршрута судоходства, про-ходит от портов Северной Америки (Ванкувер, Сан-Франциско, Лос-Анджелес) в западную часть Тихого океана и обратно из портов Японии, КНР, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила) в США и Канаду. Он проходит в суровых гидрометеорологических условиях штормового сезонного района. Без захода в промежуточные порты его протяженность более 4,5 тыс. миль. Это основной путь поставок в Японию и другие страны различных руд, каменного угля, зерновых грузов из США, а из Канады каменного угля, зерна, леса и пиломатериалов, других грузов и различных полуфабрикатов.

Второй маршрут проходит от Панамского канала и портов западного побережья Южной Америки (через Гавайские острова) на порты Филиппин, Малайзии, КНР, Тайваня и Японии. Центральный путь проходит от Панамского канала на Сингапур. Этот путь пролегает через район редких штормов в экваториальном районе.

Третий, довольно редко используемый, маршрут проложен от Мыса Горн в порты Азиатских стран. В южной части его путь пролегает в штормовом районе (сезонном) со сложными гидрометеорологическими условиями.

Американо-австралийское направление соединяет основные порты Австралии (Сидней, Мельбурн) и Новой Зеландии (Веллингтон, Окленд) с различными портами континента Америка по трем основным судоходным путям: Сидней - Гавайские острова - порты Северной Америки; Сидней - Панамский канал и Сидней - порты Южной Америки (Вальпараисо, Кальяо). Суда, идущие в Южную Америку в опасный период, прокладывают курс к портам назначения в границах сезонного района редких штормов; в период благоприятных погодных условий - огибая Новозеландские острова с юга и используя попутное течение западных ветров. На судах регулярных линий в американские порты доставляется шерсть, свинец, цинк и другое сырье, а в обратном направлении, на Австралию - машины и оборудование, станки, приборы, различная техника.

Азиатско-австралийское, в отличие от предыдущих, имеет генеральное направление Север - Юг и связывает австралийские и новозеландские порты с японскими. Интенсивное судоходство на этом океанском пути во второй половине XX столетия связано с ростом экономического и технического потенциала Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии, развитом судостроения и ростом объемов мировой торговли. Судоходные компании Японии и других стран ЮВА организовали на этом маршруте регулярные грузовые линии по перевозке железной руды, каменного угля, шерсти и другого сырья, зерновых и продовольственных товаров из Австралии в порты ЮВА и Японии.

Вдоль побережья Южной Америки проходят океанские пути,| связывающие порты южноамериканских стран с тихоокеанскими и атлантическими (через Панамский канал) портами США. Основные сырьевые потоки (железной руды и руд цветных металлов, селитры, серы и других полезных ископаемых) имеют направление из портов западного побережья Южной Америки в порты восточного побережья Соединенных Штатов, где расположена основная промышленная база США, через Панамский канал.

Магеллан открыл Тихий океан осенью 1520 года и назвал океан Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, за время перехода от Огненной Земли до Филиппинских островов, более трёх меяцев - мы ни разу не испытали ни малейшей бури». По количеству (около 10 тыс.) и общей площади островов (около 3,6 млн км²) Тихий океан занимает среди океанов первое место. В северной части - Алеутские; в западной - Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Большие и Малые Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания; в центральной и южной - многочисленные мелкие острова. Рельеф дна разнообразен. На востоке - Восточно-Тихоокеанское поднятие, в центральной части много котловин (Северо-Восточная, Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и др.), глубоководные желоба: на севере - Алеутский, Курило-Камчатский, Идзу-Бонинский; на западе - Марианский (с максимальной глубиной Мирового океана - 11 022 м), Филиппинский и др.; на востоке - Центрально-Американский, Перуанский и др.

Основные поверхностные течения: в северной части Тихого океана - тёплые Куросио, Северо-Тихоокеанское и Аляскинское и холодные Калифорнийское и Курильское; в южной части - тёплые Южно-Пассатное и Восточно-Австралийское и холодные Западных Ветров и Перуанское. Температура воды на поверхности у экватора от 26 до 29 °C, в приполярных областях до −0,5°C. Солёность 30-36,5 ‰. На Тихий океан приходится около половины мирового улова рыбы (минтай, сельдь, лосось, треска, морской окунь и др.). Добыча крабов, креветок, устриц.

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили). Через Тихий океан по 180 меридиану проходит линия перемены дат.

Растительная жизнь (кроме бактерий и низших грибов) сосредоточена в верхнем 200-м слое, в так называемой эвфотической зоне. Животные и бактерии населяют всю толщу вод и дно океана. Наиболее обильно развивается жизнь в зоне шельфа и особенно у самого побережья на малых глубинах, где в умеренных поясах океана разнообразно представлены флора бурых водорослей и богатая фауна моллюсков, червей, ракообразных, иглокожих и др. организмов. В тропических широтах для мелководной зоны характерно повсеместное и сильное развитие коралловых рифов, у самого берега - мангровых зарослей. С продвижением из холодных зон в тропические количество видов резко возрастает, а плотность их распределения падает. В Беринговом проливе известно около 50 видов прибрежных водорослей - макрофитов, у Японских островов - свыше 200, в водах Малайского архипелага - свыше 800. В советских дальневосточных морях известных видов животных - около 4000, а в водах Малайского архипелага - не менее 40-50 тысяч. В холодных и умеренных поясах океана при сравнительно небольшом числе видов растений и животных за счёт массового развития некоторых видов общая биомасса сильно возрастает, в тропических поясах отдельные формы не получают столь резкого преобладания, хотя число видов очень велико.

При удалении от побережий к центральным частям океана и с увеличением глубины жизнь становится менее разнообразной и менее обильной. В целом фауна Т. о. включает около 100 тысяч видов, но из них лишь 4-5% встречается глубже 2000 м. На глубинах более 5000 м известно около 800 видов животных, более 6000 м - около 500, глубже 7000 м - несколько более 200, а глубже 10 тысяч м - лишь около 20 видов.

Среди прибрежных водорослей - макрофитов - в умеренных поясах особенно выделяются обилием фукусовые и ламинариевые. В тропических широтах их сменяют бурые водоросли - саргассы, зелёные - каулерпа и галимеда и ряд красных водорослей. Поверхностная зона пелагиали характеризуется массовым развитием одноклеточных водорослей (фитопланктон), главным образом диатомовых, перидиниевых и кокколитофорид. В зоопланктоне наибольшее значение имеют различные ракообразные и их личинки, главным образом копеподы (не менее 1000 видов) и эвфаузиды; значительна примесь радиолярий (несколько сотен видов), кишечнополостных (сифонофоры, медузы, гребневики), икры и личинок рыб и донных беспозвоночных. В Т. о. можно различить, помимо литоральной и сублиторальной зон, переходную зону (до 500-1000 м), батиаль, абиссаль и ультраабиссаль, или зону глубоководных желобов (от 6-7 до 11 тысяч м).

Планктонные и донные животные служат обильным кормом для рыб и морских млекопитающих (нектон). Фауна рыб исключительно богата, включает не менее 2000 видов в тропических широтах и около 800 в советских дальневосточных морях, где имеются, кроме того, 35 видов морских млекопитающих. Наибольшее промысловое значение имеют: из рыб - анчоусы, дальневосточные лососи, сельдь, скумбрия, сардина, сайра, морские окуни, тунцы, камбалы, треска и минтай; из млекопитающих - кашалот, несколько видов полосатиков, морской котик, калан, морж, сивуч; из беспозвоночных - крабы (в том числе камчатский), креветки, устрицы, морской гребешок, головоногие моллюски и многое др.; из растений - ламинария (морская капуста), агаронос-анфельция, морская трава зостера и филлоспадикс. Многие представители фауны Тихого океана - эндемики (пелагический головоногий моллюск наутилус, большинство тихоокеанских лососей, сайра, терпуговые рыбы, северный морской котик, сивуч, калан и многое др.).

Большая протяжённость Тихого океана с Севера на Юг определяет разнообразие его климатов - от экваториального до субарктического на Севере и антарктического на Юге Большая часть поверхности океана, приблизительно между 40° северной широты и 42° южной широты, располагается в поясах экваториального, тропического и субтропического климатов. Циркуляция атмосферы над Тихим океаном определяется основными областями атмосферного давления: Алеутским минимумом, Северотихоокеанским, Южно-Тихоокеанским и Антарктическим максимумами. Указанные центры действия атмосферы в их взаимодействии обусловливают большое постоянство северо-восточных на Севере и юго-восточных на Юге ветров умеренной силы - пассатов - в тропических и субтропических частях Тихого океана и сильных западных ветров в умеренных широтах. Особенно сильные ветры наблюдаются в южных умеренных широтах, где повторяемость штормов составляет 25-35%, в северных умеренных широтах зимой - 30%, летом - 5%. На Западе тропической зоны с июня по ноябрь часты тропические ураганы - тайфуны. Для северо-западной части Тихого океана характерна муссонная циркуляция атмосферы. Средняя температура воздуха в феврале убывает от 26-27 °С у экватора до –20 °С в Беринговом проливе и –10 °С у берегов Антарктиды. В августе средняя температура изменяется от 26-28 °С у экватора до 6-8 °С в Беринговом проливе и до –25 °С у берегов Антарктиды. На всём пространстве Тихого океана, расположенном севернее 40° южной широты, наблюдаются существенные различия в температуре воздуха между восточной и западной частями океана, вызванные соответствующим господством тёплых или холодных течений и характером ветров. В тропических и субтропических широтах температура воздуха на Востоке на 4-8 °С ниже, чем на Западе В северных умеренных широтах наоборот: на В. температура на 8-12 °С выше, чем на Западе. Средняя годовая облачность в областях низкого давления атмосферы составляет 60-90%. высокого давления - 10-30%. Среднее годовое количество осадков у экватора более 3000 мм, в умеренных широтах - 1000 мм на Западе. и 2000-3000 мм на В. Наименьшее количество осадков (100-200 мм)выпадает на восточных окраинах субтропических областей высокого давления атмосферы; в западных частях количество осадков увеличивается до 1500-2000 мм. Туманы характерны для умеренных широт, особенно часты они в районе Курильских островов.

Под влиянием развивающейся над Тихим океаном циркуляции атмосферы поверхностные течения образуют антициклональные круговороты в субтропических и тропических широтах и циклональные круговороты в северных умеренных и южных высоких широтах. В северной части океана циркуляция складывается тёплыми течениями: Северным Пассатным - Куросио и Северотихоокеанским и холодным Калифорнийским течением. В северных умеренных широтах на Западе господствует холодное Курильское течение, на Востоке - тёплое Аляскинское течение. В южной части океана антициклональная циркуляция складывается тёплыми течениями: Южным Пассатным, Восточно-Австралийским, зональным Южно-Тихоокеанским и холодным Перуанским. Севернее экватора, между 2-4° и 8-12° северной широты, северные и южные циркуляции в течение года разделяются Межпассатным (Экваториальным) противотечением.

Средняя температура поверхностных вод Тихого океана (19,37 °С) на 2 °С выше температуры вод Атлантического и Индийского океанов, что является результатом относительно больших размеров той части площади Тихого океана, которая расположена в хорошо прогреваемых широтах (свыше 20 ккал/см2в год), и ограниченности связи с Северным Ледовитым океаном. Средняя температура воды в феврале меняется от 26-28 °С у экватора до -0,5, -1 °С севернее 58° северной широты, у Курильских островов и южнее 67° южной широты. В августе температура равна 25-29 °С у экватора, 5-8 °С в Беринговом проливе и -0,5, -1 °С южнее 60-62° южной широты. Между 40° южной широты и 40° северной широты температура в восточной части Т. о. на 3-5 °С ниже, чем в западной части. Севернее 40° северной широты - наоборот: на Востоке температура на 4-7 °С выше, чем на Западе Южнее 40° южной широты, где преобладает зональный перенос поверхностных вод, разницы между температурами воды на Востоке и на Западе нет. В Тихом океане кол-во осадков больше, чем испаряющейся воды. С учётом речного стока сюда ежегодно поступает свыше 30 тысяч км3 пресной воды. Поэтому солёность поверхностных вод Т. о. ниже, чем в других океанах (средняя солёность равна 34,58‰). Наиболее низкая солёность (30,0-31,0‰ и менее) отмечается на Западе и Востоке северных умеренных широт и в прибрежных районах восточной части океана, наибольшая (35,5‰ и 36,5‰) - соответственно в северных и южных субтропических широтах. У экватора солёность воды уменьшается от 34,5‰ и менее, в высоких широтах - до 32,0‰ и менее на Севере, до 33,5‰ и менее на Юге.

Плотность воды на поверхности Тихого океана довольно равномерно увеличивается от экватора к высоким широтам в соответствии с общим характером распределения температуры и солёности: у экватора 1.0215-1.0225г/см3, на Севере - 1.0265 г/см3 и более, на Юге - 1.0275 г/см3 и более. Цвет воды в субтропических и тропических широтах синий, прозрачность в отдельных местах более 50 м. В северных умеренных широтах преобладает тёмно-голубой цвет воды, у берегов - зеленоватый, прозрачность 15-25 м. В антарктических широтах цвет воды зеленоватый, прозрачность до 25 м.

Приливы в северной части Тихого океана преобладают неправильные полусуточные (высота до 5,4 м в заливе Аляска) и полусуточные (до 12,9 м в Пенжинской губе Охотского моря). У Соломоновых островов и у части берега Новой Гвинеи приливы суточные, величиной до 2,5 м. Наиболее сильное ветровое волнение отмечается между 40 и 60° южной широты, в широтах господства западных штормовых ветров ("ревущие сороковые"), в Северном полушарии - севернее 40° северной широты. Максимальная высота ветровых волн в Тихом океане 15 м и более, длина свыше 300 м. Характерны волны цунами, особенно часто отмечаемые в северной, юго-западной и юго-восточной частях Тихого океана.

Лёд в северной части Тихого океана образуется в морях с суровыми зимними климатическими условиями (Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое) и в заливах у берегов острова Хоккайдо, полуостровов Камчатка и Аляска. Зимой и весной льды выносятся Курильским течением в крайнюю северо-западную часть Тихого океана.В заливе Аляска встречаются небольшие айсберги. В южной части Тихого океана льды и айсберги образуются у берегов Антарктиды и течениями и ветрами выносятся в открытый океан. Северная граница плавучих льдов зимой проходит у 61-64° южной широты, летом смещается к 70° южной широты, айсберги в конце лета выносятся до 46-48° южной широты Айсберги образуются главным образом в море Росса.

Океан (греч. Ωκεανός, от имени древнегреческого божества Океана) - крупнейший водный объект,составляющая часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. Площадь поверхности Мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 процента поверхности Земли (порядка 361 миллиона квадратных километров).

Физико-географическая характеристика Мирового океана

Четыре океана составляют его: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Географы разделили Мировой океан на несколько зон в зависимости от их физико- географических особенностей.

Тихий океан

Объём : 710,36 млн. км³

Наибольшая глубина: 11022 м (Марианская впадина)

Средняя глубина: 3976 м

Координаты: 4°00′00″ ю. ш. 141°00′00″ з. д.

Общая площадь Тихого океана составляет (ок. 178 млн км2), это больше площади всей суши Земли (ок. 149 млн км2).

На долю Тихого океана приходится 49,8 % всей площади Мирового океана. Это самый теплый из океанов, так как его наиболее широкая часть находится вблизи экватора.

Тихий океан - самый большой по площади и глубине океан на Земле. Расположен между материками Евразией и Австралией на западе, Северной и Южной Америкой на востоке, Антарктидой на юге. Морские границы Тихого океана проходят: с Северным Ледовитым океаном - по Берингову проливу, от мыса Пээк (полуостров Чукотка) до мыса Принца Уэльского (полуостров Сьюард на Аляске); с Индийским океаном - по северной окраине Малаккского пролива, западному берегу острова Суматра, южным берегам островов Ява, Тимор и Новая Гвинея, через проливы Торреса и Басса, вдоль восточного побережья Тасмании и далее, придерживаясь гряды подводных поднятий, к Антарктиде (мыс Уильяме на Берегу Отса); с Атлантическим океаном - от Антарктического полуострова (Антарктида) по порогам между Южными Шетлендскими островами к Огненной Земле.

Моря Тихого Океана:

Уэдделла, Скоша, Беллинсгаузена, Росса, Амундсена, Дейвиса, Лазарева, Рисер-Ларсена, Космонавтов, Содружества, Моусона, Дюрвиля, Сомова сейчас включают в Южный океан.

Острова Тихого Океана:

По количеству (около 10 тыс.) и общей площади островов (около 3,6 млн км²) Тихий океан занимает среди океанов первое место. В северной части - Алеутские; в западной - Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Большие и Малые Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания; в центральной и южной - многочисленные мелкие острова. Острова центральной и западной части океана составляют географический регион Океания.

Государства побережья Тихого океана:

Австралия, Бруней, Восточный Тимор, Вьетнам, Гватемала, Гондурас, Индонезия, Камбоджа, Канада, Китай, Колумбия, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Коста-Рика, Малайзия, Мексика, Никарагуа, Панама, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Россия, Сальвадор, Сингапур, Соединённые Штаты Америки, Таиланд, Чили, Эквадор, Япония. Непосредственно на океанских просторах находятся островные государства, образующие регион Океания: островное владение Питкерн (Великобритания), Вануату, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Новая Зеландия, Палау, Самоа, Восточное Самоа (США), Северные Марианские острова, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу, Федеративные Штаты Микронезии, Гуам (США), Фиджи, Филиппины (не входят в состав Океании), островные владения Уоллис и Футуна, Французская Полинезия, Новая Каледония (Франция), островное владение Остров Пасхи (Чили).

Его воды расположены большей частью на южных широтах, меньшей - на северных. Своим восточным краем океан омывает западные побережья Северной и Южной Америки, а своим западным краем он омывает восточные побережья Австралии и Евразии. Почти все его сопутствующие моря находятся с северных и западных сторон, такие как Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Южно-Китайское, Австрало-Азиатское, Коралловое, Тасманово; у Антарктиды находятся моря Амундсена, Беллинсгаузена и Росса.

Транспортные пути:

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Важнейшие океанские пути ведут из Канады и США в Тайвань, Китай и Филиппины. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили).

Северный Ледовитый океан

Площадь: 14,75 млн. км²

Объём: 18,07 млн. км³

Наибольшая глубина: 5527 м (в Гренландском море)

Средняя глубина: 1225 м

Координаты: 90°00′00″ с. ш. 0°00′01″ в. д.

Северный Ледовитый Океан - наименьший по площади океан Земли, расположен между Евразией и Северной Америкой.

Расположен между Евразией и Северной Америкой. Граница с Атлантическим океаном проходит по восточному входу Гудзонова пролива, далее через Девисов пролив и по побережью острова Гренландия до мыса Брустер, через Датский пролив до мыса Рейдинупюр на острове Исландия, по его побережью до мыса Герпир, затем к Фарерским островам, далее к Шетландским островам и по 61° северной широты до побережья Скандинавского полуострова. Границей с Тихим океаном является линия в Беринговом проливе от мыса Дежнёва до мыса Принца Уэльского.

Моря Северного Ледовитого Океана:

Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море, море Бофорта, море Линкольна, море Ванделя, Гренландское море, Норвежское море. Внутренние моря: Белое море, море Баффина. Самым крупным заливом является Гудзонов залив.

Острова Северного Ледовитого Океана:

По количеству островов Северный Ледовитый океан занимает второе место после Тихого океана. В океане находится самый большой на Земле остров Гренландия (2175,6 тысяч км²) и второй по размеру архипелаг: Канадский Арктический архипелаг (1372,6 тысяч км², в том числе крупнейшие острова: Баффинова Земля, Элсмир, Виктория, Банкс, Девон, Мелвилл, Аксель-Хейберг, Саутгемптон, Принца Уэльского, Сомерсет, Принс-Патрик, Батерст, Кинг-Уильям, Байлот, Эллеф-Рингнес). Крупнейшие острова и архипелаги: Новая Земля (Северный и Южный острова), Шпицберген (острова: Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля), Новосибирские острова (Котельный остров), Северная Земля (острова: Октябрьской Революции, Большевик, Комсомолец), Земля Франца-Иосифа, острова Конг Оскар, остров Врангеля, остров Колгуев, Земля Милна, остров Вайгач.

Государства побережья Северного Ледовитого океана:

Дания (Гренландия), Канада, Норвегия, Россия, Соединённые Штаты Америки.

Транспорт и портовые города:

В течение большей части года Северный Ледовитый океан используется для морских перевозок, которые осуществляются Россией по Северному морскому пути, США и Канадой по Северо-Западному проходу. Протяженность морского пути от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет более 12,3 тысячи км. Самый тяжелый участок по Северному морскому пути вдоль Евразийского побережья России проходит от Мурманска до Берингова пролива. До 60 % грузооборота российского побережья Арктики приходится на Мурманский и Архангельский порты. Важнейшие грузы, следующие по Северному морскому пути: лес, лесопродукты, уголь, продовольствие, товары первой необходимости для жителей Севера (горючее, металлоконструкции, машины). По грузообороту в российском секторе Арктики выделяются Кандалакша, Беломорск, Онега, Дудинка, Игарка, Тикси, Диксон, Хатанга, Певек, Амдерма, Зелёный Мыс, Мыс Шмидта.

В американском секторе Северного Ледовитого океана регулярная навигация отсутствует, резко преобладают односторонние перевозки товаров первой необходимости для редкого населения. На побережье Аляски самый крупный порт Прадхо-Бей, обслуживающий нефтедобывающий район. Крупнейший порт Гудзонова залива - Черчилл, через который производится вывоз пшеницы из канадских провинций Манитоба и Саскачеван через Гудзонов пролив в Европу. Сбалансированный характер имеют перевозки между Гренландией (порт Годхавн) и Данией (рыба, продукция горной промышленности следуют в Данию, промтовары и продовольствие - в Гренландию). Вдоль Норвежского побережья развита густая сеть портов и портовых пунктов, развита круглогодичная навигация. Важнейшие из норвежских портов: Тронхейм (лес и лесопродукты), Му (руда, уголь, нефтепродукты), Буде (рыба), Олесунн (рыба), Нарвик (железная руда), Киркенес (железная руда), Тромсё (рыба), Хаммерфест (рыба). Прибрежные воды Исландии характеризуются развитием каботажного плавания. Наиболее значительный порт - Акюрейри (рыба). На Шпицбергене портовые пункты Логйир, Свеа, Баренцбург и Пирамида специализируются на вывозе каменного угля.

Индийский океан

Площадь: 90,17млн. км²

Объём: 282,65 млн. км³

Наибольшая глубина: 7729 м (Зондский жёлоб)

Средняя глубина: 3736 м

Координаты: 22°00′00″ ю. ш. 76°00′00″ в. д.

Индийский океан - третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. На севере он ограничен Азией, на западе - Аравийским полуостровом и Африкой, на востоке - Индокитаем, Зондскими островами и Австралией, на юге - Южным океаном. Граница между Индийским и Атлантическим океаном проходит по 20° меридиану восточной долготы, между Индийским и Тихим океаном проходит по 147° меридиану восточной долготы. Самая северная точка Индийского океана находится примерно на 30° северной широты в Персидском заливе. Ширина Индийского океана составляет приблизительно 10 000 км между южными точками Австралии и Африки.

Моря Индийского Океана:

Андаманское, Аравийское, Арафурское, Красное, Лаккадивское, Тиморское; Бенгальский залив, Персидский залив. Также относящиеся к Южному океану: Рисер-Ларсена, Дейвиса, Космонавтов, Содружества, Моусона

Основные острова Индийского океана:

Подводным Центральноиндийским хребтом Индийский океан делится на западную, менее глубокую часть, где расположены острова Мадагаскар, Сейшельские острова, Маврикий, Реюньон др., и восточную, более глубокую, где расположены острова Суматра, Ява, Бали и множество мелких островов Индонезии. Мальдивские острова представляют собой вершины древнего вулканического хребта и не поднимаются выше 2м над уровнем моря

Государства побережья Индийского океана:

В Индийском океане расположены островные государства Мадагаскар (четвёртый по площади остров в мире), Шри-Ланка, Мальдивы, Маврикий, Коморские острова, Сейшельские острова. Океан омывает на востоке такие государства: Австралия, Индонезия; на северо-востоке: Малайзия, Таиланд, Мьянма; на севере: Бангладеш, Индия, Пакистан; на западе: Оман, Сомали, Кения, Танзания, Мозамбик, ЮАР. На юге граничит с Антарктидой.

Транспортные пути:

Важнейшими транспортными путями Индийского океана являются маршруты из Персидского залива в Европу и Северную Америку, а также из Аденского залива в Индию, Индонезию, Австралию, Японию и Китай.

Атлантический океан

Площадь: 91,7 млн. км²

Объём: 329,66 млн км³

Наибольшая глубина: 8742 м(жёлоб Пуэрто-Рико)

Средняя глубина: 3736 м

Координаты: 15°00′00″ с. ш. 34°00′00″ з. д.

Атлантический океан - второй по величине океан Земли после Тихого океана. Атлантический океан имеет сильно изрезанную береговую линию с выраженным членением на региональные акватории: моря и заливы.

Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии или от легендарного острова Атлантида.

Моря Атлантического океана :

Балтийское, Северное, Средиземное, Чёрное, Саргассово, Карибское, Адриатическое, Азовское, Балеарское, Ионическое, Ирландское, Мраморное, Тирренское, Эгейское; Бискайский залив, Гвинейский залив, Мексиканский залив, Гудзонов залив. Также относящиеся к Южному океану: Уэдделла, Скоша, Лазарева

Острова Атлантического океана :

Британские, Исландия, Ньюфаундленд, Большие и Малые Антильские, Канарские, Зелёного мыса, Фолклендские (Мальвинские).

Государства побережья Атлантического океана:

Атлантический океан и входящие в его состав моря омывают берега 96 стран:

Абхазия, Албания, Алжир, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде, Камерун, Канада, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Латвия, Либерия, Ливан, Ливия, Литва, Мавритания, Мальта, Марокко, Мексика, Монако, Намибия, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Палестинская автономия, Панама, Польша, Португалия, Республика Конго, Россия, Румыния, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сирия, Словения, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Турецкая Республика Северного Кипра, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чили, Швеция, Экваториальная Гвинея, Эстония, ЮАР, Ямайка.

Транспортные пути:

Главные трансокеанские грузопотоки в Северной Атлантике проходят по направлениям, связывающим порты Западной Европы с портами Северной Америки (более 21% грузооборота); порты Северной Америки с портами Юго-Западной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока через Гибралтарский пролив (около 12% грузооборота) ; порты Западной Европы с портами Центральной и Южной Америки и стран Тихого океана через Панамский канал (более 10% грузооборота). После закрытия Суэцкого канала в 1967 г., в результате израильской агрессии, возросло значение путей, пролегающих из портов Европы, Северной и Южной Америки вокруг Африки. Значение этих коммуникаций будет возрастать, видимо, и в дальнейшем, несмотря на открытие канала, так как в последнее время в мировом судоходстве все большую роль начинают играть крупнотоннажные суда - так называемые супертанкеры и другие, имеющие большую осадку.

Какие моря окрашены?
И соленость морей

К наиболее крупным акваториям Тихоокеанского бассейна относятся Берингово море на севере; залив Аляска на северо-востоке; заливы Калифорнийский и Теуантепек на востоке, у берегов Мексики; залив Фонсека у берегов Сальвадора, Гондураса и Никарагуа и несколько южнее - Панамский залив. У западного побережья Южной Америки имеется всего несколько небольших заливов, например Гуаякиль у берегов Эквадора. В западной и юго-западной частях Тихого океана многочисленные крупные острова отделяют от основной акватории множество межостровных морей, таких как Тасманово море к юго-востоку от Австралии и Коралловое море у ее северо-восточного побережья; Арафурское море и залив Карпентария к северу от Австралии; море Банда к северу от о. Тимор; море Флорес севернее одноименного острова; Яванское море к северу от о. Ява; Сиамский залив между полуостровами Малакка и Индокитай; залив Бакбо (Тонкинский) у берегов Вьетнама и Китая; Макассарский пролив между островами Калимантан и Сулавеси; моря Молуккское и Сулавеси соответственно к востоку и северу от о. Сулавеси; наконец, Филиппинское море к востоку от Филиппинских о-вов. Особый район на юго-западе северной половины Тихого океана представляет собой море Сулу в пределах юго-западной части Филиппинского архипелага, где также имеется множество небольших заливов, бухт и полузамкнутых морей (например, моря Сибуян, Минданао, Висаян, бухта Манила, заливы Ламон и Лейте) . У восточного берега Китая расположены Восточно-Китайское и Желтое моря; последнее образует на севере два залива: Бохайвань и Западно-Корейский. Японские о-ва отделены от п-ова Корея Корейским проливом. В этой же северо-западной части Тихого океана выделяются еще несколько морей: Внутреннее Японское море среди южных Японских о-вов; Японское море к западу от них; севернее - Охотское море, соединяющееся с Японским морем Татарским проливом.

Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.

Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.

Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане - США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.

Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.

Трассы и маршруты Тихого океана

В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.

Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.

В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.

Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.

Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов - одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.

Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.

Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия - как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.

Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.

Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных , селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.

Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.

Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.