Причины распада древнерусского государства. Русские земли во второй половине XII- XIII в.в

Феодальная раздробленность – обязательный исторический период в развитии средневековой государственности. Русь его тоже не миновала, и развивалось здесь это явление по тем же причинам и теми же путями, что и в других странах.

Сдвинутые сроки

Как и все в древнерусской истории, период раздробленности в наших землях наступает несколько позже, чем в Западной Европе. Если в среднем такой период датируется X-XIII веками, то на Руси раздробленность начинается в XI и продолжается фактически до середины XV века. Но это отличие не принципиально.

Не принципиально и то, что все основные местные властители в эпоху раздробленности Руси имели некоторые основания считаться Рюриковичами. На западе тоже все крупные феодалы были родственниками.

Ошибка Мудрого

К моменту начала монгольских завоеваний (то есть уже к ) Русь уже была полностью раздроблена, престиж «киевского стола» был чисто формальным. Процесс распада не был линейным, наблюдались периоды кратковременной централизации. Можно выделить несколько событий, способных служить вешками при изучении этого процесса.

Смерть (1054 год). Этот правитель принял-таки не слишком мудрое решение – официально разделил свою империю между пятью сыновьями. Между ними и их наследниками немедленно началась борьба за власть.

Любечский съезд (1097 год) (читайте о нем ) был призван положить конец междоусобицам. Но вместо того официально закрепил притязания той или иной ветви Ярославичей на определенные территории: «…каждый да держит отчину свою».

Сепаратистские действия галицких и владимиро-суздальских князей (вторая половина XII века). Они не только демонстративно прилагали усилия к тому, чтобы не допускать усиления Киевского княжества за счет союза с другими властителями, но и наносили ему прямые военные поражения (например, Андрей Боголюбский в 1169 году или Роман Мстиславович Галицко-Волынский в 1202 году).

Временная централизация власти наблюдалась в период правления (1112-1125), но она была именно что временной, обусловленной личными качествами этого правителя.

Неизбежность распада

Можно сожалеть о распаде древнерусского государства, приведшего к поражению от монголов, долгой зависимости от них, экономическому отставанию. Но средневековые империи были изначально обречены на развал.

Управлять из одного центра большой территорией при почти полном отсутствии проходимых дорог было практически невозможно. На Руси положение усугублялось зимними холодами и продолжительной распутицей, когда путешествовать было вообще невозможно (стоит подумать: это не XIX век с ямскими станциями и сменными ямщиками, каково тащить с собой запас провизии и фуража на путешествие в несколько недель?). Соответственно, государство на Руси изначально было централизованным только условно, воеводы и родственники князя отправляли на местах всю полноту власти. Естественно, у них быстро возникал вопрос, а ради чего они должны кому-то, хотя бы формально, подчиняться.

Торговля была развита слабо, преобладало натуральное хозяйство. Поэтому и экономическая жизнь не цементировала единства страны. Культура же в условиях ограниченной подвижности большинства населения (ну куда и на какое время мог поехать крестьянин?) не могла быть такой силой, хотя и сохранила в результате этническое единство, облегчившее затем новое объединение.

История как наука, предмет, цели и принципы её изучения.

В человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.

Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.

В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:

1. Знание фактов истории;

2. Способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем;

3. Обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории;

4. Социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.

Функции истории . История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:
описательная (нарративная) фунция , сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;
познавательная (когнитивная, объяснительная) функция , суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;
прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция . Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;
воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти .

2.Природно-климатический, геополитический и другие факторы развития России и их влияние на российскую историю.

В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света - восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа - преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор - на юге и востоке.

Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий. Россия – обширная, малозаселенная территория, граница России защищена естественными преградами. Также характерна оторванность от морей, густая речная сеть, промежуточное положение между Европой и Азией.Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека.Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно-европейской (или Русской) равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.Для России всегда были характерными длинная зима и короткое лето, вследствие чего объём совокупного прибавочного продукта был низок. А это обусловило появление крепостничества, деспотической власти.Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства, в конечном счете, наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил - отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к “подрайской землице”, необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.

3.Расселение славян в Европе. Восточные славяне в древности.

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.

Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).

Расселение восточных славян в древности

В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие.

В процессе расселения славянских племён по Восточно-Европейской равнине у них происходит постепенное разложение первобытнообщинного строя. Как говорится в «Повести временных лет», отдельные племена объединялись вокруг одного наиболее сильного племени в племенные союзы или княжения. В летописях упоминается более десятка подобных объединений и мест их расселения. Восточно-племенные союзы возглавлялись князьями из племенной знати. Особо важные для племени решения принимались на общих собраниях – вечевых сходах.

Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.

Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был назван Киев.считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

4.Образование Древнерусского государства и его история Существуют три основные версии происхождения Древнерусского государства:
1. Норманнская теория
2. Антинорманизм (славянская теория)
3. Неонорманская теория
Если верить летописцам начала XII в., то в 862 г князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания норманнской теории.
М.В. Ломоносов отрицал варяжское происхождение слова «Русь», связывая это слово с рекой Рось на юге славянской территории. «Южная» гипотеза происхождения названия «Русь», тезис о внутреннем развитии древнерусского государства способствовало формированию антинорманской теории. Также существуют еще несколько предположений названия «Русь»: от слова «русый»- светловолосый, от слова «руссо»- красный.
На протяжении первой половины XX века формировалась неонорманская теория, сущность которой состоит в том, что государство нельзя навязать извне, это сугубо внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии развития, когда у них должно было возникнуть государство, ну а если летопись сообщает о варягах, то, по всей видимости, они были и способствовали ускорению возникновения государства у восточных славян.
Причины образования Древнерусского государства:
1. Распад родовой общины, её имущественное расслоение, появление соседской общины;
2. Приток населения в земли Северо-Восточной Руси;
3. Образование племенных союзов.
Этапы формирования государственности.
Сначала возникают племенные союзы. Русские летописи называют два – северный и южный: Южный – с центром в Киеве, Северный – с центром в Новгороде.
В 882 г князь Олег совершает поход на Киев, убивает киевских князей Аскольда и Дира и провозглашает Киев матерью русских городов. Таким образом, завершается процесс образования единого Древнерусского государства. Киевские князья стремились захватить окружающие славянские и неславянские земли. Расширению государства способствовали войны против хазар, Волжской и Дунайской Болгарии. Поднимали авторитет Древнерусского государства и походы на Византию. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем господствовала государственная собственность, а собственность феодалов лишь формировалась. Поэтому эксплуатация населения осуществлялась государством главным образом в виде дани (полюдья). Тенденция к укреплению государства наблюдалась до середины XI в., но уже при Ярославе Мудром к началу XII в. нарастал процесс феодальной раздробленности, через который прошли все государства.

5.Принятие христианства на Руси: причины и значение.

В IX веке почти по всей Европе распространилось христианство. На Руси государственной религией оставалось язычество, но с середины X века появляются первые христиане. В 946 году (или 954) христианство приняла княгиня Ольга, однако ее сын Святослав оставался язычником. В 988 году происходит крещение Руси. Используя связи Руси с Византией, киевский князь Владимир крестил киевлян в Днепре, а затем христианство было введено в других городах.
Причины:
1. Усиление роли государства и возвышение его над народом.
2. Желание объединить страну религией.
3. Для вступления в союзы, поднятия международного авторитета.
Крещение происходило добровольно, но были случаи насилия.
В тот момент именно с христианскими державами Русь поддерживала отношения, поэтому выбор князя неудивителен. То, что была выбрано именно православие, явилось фактором наиболее тесного сближения Руси и Византии, эти страны имели не только политические и экономические связи, они были близки в культурном плане. Также в пользу православия говорило и то, что такая религия зависела от правителя и была ему подчинена. Естественно главным для церкви на Руси стал византийский патриарх, но Русь по-прежнему оставалась независимой и в политическом и в религиозном плане. Следующим определяющим моментом стало то, что православие допускает проведение обрядов на национальном языке любого народа, в то время как католицизм требует проведения обрядов на латинском. Киеву было важно, чтобы возвеличивался именно славянский язык.

Следует отметить, что принятие православия на Руси происходило не просто, оно подверглось процессу обрусения. Самобытность славян было никуда не деть, а новая вера была еще слаба в отличие от старых обрядов, поэтому ничего удивительного в том, что усвоение православия происходило своеобразным путем.

Между тем, в отличие от Киева, где новая религия прижилась сравнительно просто благодаря авторитету князя, некоторые регионы активно сопротивлялись реформам. К примеру, жители Новгорода очень долго сопротивлялись, и их приходилось насильно обращать в христианство. Поэтому, анализируя этапы принятия христианства на Руси надо сказать, что не все так однозначно. В сознании людей того времени язычество существовало еще долго. Православной церкви приходилось приспосабливаться и иногда объединять языческие праздники и свои культы. И сейчас мы имеем такие языческие праздники, как масленица и некоторые другие, которые слились с православными.Нельзя назвать этот процесс двоеверием, это скорее синтез язычества и христианства, в результате которого получилось русское православие. Со временем языческие элементы удалялись и постепенно остались лишь некоторые самые стойкие.

Последствия:
1. Нравы русского народа смягчились.
2. Повышение нравственных и духовных ценностей, развитие культуры.
3. Усиление княжеской власти.
4. Укрепление международного авторитета Руси.
5. Объединение русского народа, рождение национального самосознания (образование одной нации).
6. Строительство храмов, появление городов и новых ремесел.
7. Принятие азбуки (Кирилл и Мефодий, IX век), распространение грамотности, образования.
Государство Русь к рубежу X – XI веков стало одним из крупнейших и могущественных в Европе.

Русь в XI-XIII веках. Распад древнерусского государства.

В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою» . Его принятие означало, что князья отказались от лествичнои системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным.
На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел..
В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владими-ро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.

Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками.1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.следствия политической раздробленности.

1. В условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения хозяйства.

2. В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь, которая оказывала сильное влияние на культуру.

3. Противовесом окончательному распаду Руси была постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев, соответственно киевский князь выступал как защитник Руси.

Полит.раздробленность

Со 2трети 12в до конца15в на Руси длился период феодальной раздробленности.Главн.предпосылки:

ослабление центральн.власти киевского князя,

укрепление власти феодалов на местах.(восстание в Киеве-1113г.

бедствие народа из-за усобиц князей)Росло крупное феодальное землевладение.

У круп.феод.есть свои дружины,аппаратуправления:рост желания отд.отКиева.Особая опора на служивых-дворян,составлявш.дружинукот.получ за службу деньги,землю.Рост владений церкви.""Русская правда""-юредическизакреп.господство феодалов и зависимость смердов.В конце12-нач13в. на Руси сложились три центра:Галицко-Волынскоекняж-во имело терр.-от пруссов и литовцев до Дуная(Галич,Червень,Львов,Перемышль,Владимир)1199-1205 княж. РоманМстиславович.Особый расцвет приДаниилеРомановиче(1238-1264)Бояре хотели выйти из-под княж.власти,вступая в сговор с пол.Владимиро-Суздальское-отНижНовг до Твери.СталанезависотКваВ 30-х г12века при сыне Вл.Мономаха-Юр.Долгорукий(1125-1157)

Он расширил подчинив:Муром,Рязань,мордву,мари.РостетМоскваАндрейБоголюбский(1157-1174)-захватил Киев и провозгласил себя великим князем.Заговорщики убили и братВсеволодЮр-ч Большое Гнездо(1176-1212)расправ с загподчинивСмоленск и Чернигов Княжество стало называться Великим Владимирским.

Новгород.освободился от Киева в 1136.Власть принадлежала богат. Боярству.Бояре держали в руках городское собрание свободных граждан-вече.Вече избирало из бояр посадника(суд,упр.) и его пом,тысяцкого(ополчение).С 1156 вече избир.архиепископа(казна,внеш) Для обеспечения внешней безопасн. Приглашался князь с дружиной Князь не имелправаупр.исобств.вреспубл.В 1348 Псков отделился.Полит. дроблен.не повлекло культ. разобщ.Общее религиозное созн. И единство церкви замедлили процессы обособлен. Исоздалипредп.

Для будущ.воссоединения русских земель.

Позитивным моментом раздробленности являлось развитие регионов страны.

Негативные:1. Междуусобицы 2. Борьба за территорию княжества 3. Русь оказалась обеспеченной накануне очередного нашествия кочевников.

История России с древнейших времен до конца XVII века Милов Леонид Васильевич

§ 4. Распад Древнерусского государства

Древнерусское государство, как оно сложилось при Владимире, просуществовало недолго. К середине XI в. начался его постепенный распад на ряд самостоятельных княжеств.

В древнерусском обществе эпохи раннего Средневековья отсутствовало общее понятие «государство». В общественном сознании, конечно, существовало представление о «Русской земле» как особом политическом целом, но такое «государство» неразделимо сливалось с физической личностью носителя высшей власти - князя, являвшегося по сути монархом. Монарх и был для людей того времени реальным воплощением государства. Такое представление, вообще характерное для обществ раннего Средневековья, было особенно прочным в Древней Руси, где князь-правитель выступал как организатор и распределитель производившихся обществом материальных благ. Монарх распоряжался государством, как отец семьи распоряжается своим хозяйством. И как отец делит свое хозяйство между сыновьями, так киевский князь делил между сыновьями территорию Древнерусского государства. Так поступил, например, отец Владимира, Святослав, разделивший свои земли между своими тремя сыновьями. Однако не только в Древней Руси, но и в ряде других государств раннего Средневековья такие распоряжения первоначально не вступали в силу и всей полнотой власти овладевал обычно самый сильный из наследников (в конкретном случае с наследниками Святослава - Владимир). Не исключено, что на том этапе становления государства экономическая самодостаточность могла быть лишь при условии единого контроля Киевом всех основных путей трансконтинентальной торговли: Балтика - Ближний и Средний Восток, Балтика - Черное море. Поэтому княжеская дружина, от которой в конечном итоге зависела судьба Древнерусского государства, выступала за сильную и единоличную власть киевского князя. С середины XI в. развитие событий пошло в другом направлении.

Благодаря сообщениям древнерусских летописцев XI–XII вв., уделявших огромное внимание политическим судьбам Древнерусского государства, мы хорошо представляем себе внешнюю сторону происходивших событий.

Соправители-Ярославичи. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. сложилась довольно сложная политическая структура. Главными наследниками князя стали три его старших сына - Изяслав, Святослав и Всеволод. Между ними были поделены главные центры исторического ядра государства - «Русской земли» в узком смысле слова: Изяслав получил Киев, Святослав - Чернигов, Всеволод - Переяславль. Под их власть перешел и ряд других земель: Изяслав получил Новгород, Всеволод - Ростовскую волость. Хотя в летописях рассказывается, что Ярослав сделал главой княжеской семьи своего старшего сына Изяслава - «в отца место», в 50-60-х гг. три старшие Ярославича выступают как равноправные правители, совместно управляющие «Русской землей». Вместе на съездах они принимали законы, которые должны были действовать на всей территории Древнерусского государства, вместе предпринимали походы на соседей. Другие члены княжеского рода - младшие сыновья Ярослава и его внуки сидели в землях наместниками старших братьев, которые перемещали их по своему усмотрению. Так, в 1057 г., когда умер Вячеслав Ярославич, сидевший в Смоленске, старшие братья посадили в Смоленске его брата Игоря, «выведя» его из Владимира Волынского. Ярославичи совместно добились некоторых успехов: они нанесли поражение узам - «торкам», сменившим в восточноевропейских степях печенегов, сумели завоевать Полоцкую землю, отложившуюся от Древнерусского государства при Ярославе под властью потомков другого сына Владимира - Изяслава.

Борьба между членами княжеского рода. Однако сложившееся положение вызывало недовольство обделенных властью младших членов рода. Убежищем недовольных все чаще становилась крепость Тмутаракань на Таманском полуострове. К этому добавились конфликты между старшими братьями: в 1073 г. Святослав и Всеволод согнали Изяслава с киевского стола и поделили по-новому территорию Древнерусского государства. Количество недовольных и обиженных росло, но имело значение то, что они стали получать серьезную поддержку населения. Корда в 1078 г. ряд младших членов княжеского рода подняли мятеж, они сумели занять один из главных центров Древнерусского государства - Чернигов. Население «града» даже в отсутствие своих новых князей отказалось открыть ворота войскам киевского правителя. В битве с мятежниками на Нежатиной ниве 3 октября 1078 г. погиб Изяслав Ярославич, сумевший к этому времени вернуться на киевский стол.

После смерти Изяслава и Святослава, скончавшегося в 1076 г., киевский стол занял Всеволод Ярославич, сосредоточивший под своею непосредственной властью большую часть земель, входивших в состав Древнерусского государства. Политическое единство государства тем самым сохранилось, но через все правление Всеволода протянулся ряд мятежей его племянников, добивавшихся для себя княжеских столов или стремившихся ослабить свою зависимость от Киева, обращаясь подчас за помощью к соседям Руси. Старый князь неоднократно посылал против них войска во главе со своим сыном Владимиром Мономахом, но в конце концов был вынужден пойти на уступки племянникам. «Сей же, - записал о нем летописец, - омиряя их, раздаваше власти им». Киевский князь был вынужден идти на уступки, так как выступления младших членов рода встречали поддержку населения на местах. Однако племянники, даже получив княжеские столы, оставались наместниками дяди, который мог эти столы и отобрать по своему усмотрению.

Новый, еще более серьезный кризис традиционных политических структур разразился в начале 90-х гг. XI в., когда после смерти в 1093 г. Всеволода Ярославича Олег, сын Святослава Ярославича, потребовал возвращения наследия его отца - Чернигова и обратился за помощью к кочевникам - половцам, вытеснившим торков из восточноевропейских степей. В 1094 г. Олег пришел с «Половецкой землей» к Чернигову, где после смерти Всеволода Ярославича сидел Владимир Мономах. После 8-дневной осады Владимир с дружиной вынужден был покинуть город. Как он вспоминал впоследствии, когда он с семьей и дружиной ехал через половецкие полки, половцы «облизахутся на нас акы волци стояще». Утвердившись с помощью половцев в Чернигове, Олег отказывался участвовать вместе с другими князьями в отражении половецких набегов. Так создавались благоприятные условия для половецких вторжений, усугублявших бедствия междоусобной войны. В самой Черниговской земле половцы беспрепятственно брали полон, и, как замечает летописец, Олег им не препятствовал, «бе бо сам повелел им воевати». Под угрозой нападения оказались главные центры «Русской земли». Войска хана Тугоркана осаждали Переяславль, войска хана Боняка разорили окрестности Киева.

Княжеские съезды. Единство Руси при Владимире Мономахе. В 1097 г. в Любече на Днепре собрался съезд князей - членов княжеского рода, на котором были приняты решения, означавшие важнейший шаг на пути к разделу Древнерусского государства между членами княжеской династии. Принятое решение - «каждо да держить отчину свою» означало превращение земель, находившихся во владении отдельных князей, в их наследственную собственность, которую они могли теперь свободно и беспрепятственно передавать своим наследникам.

Характерно, что в сообщении летописи о съезде было подчеркнуто, что «вотчиной» становятся не только земли, полученные сыновьями от отцов, но и «городы», которые «раздаял Всеволод» и где младшие члены рода были до этого лишь княжескими наместниками.

Правда, и после решений, принятых в Любече, определенное политическое единство земель, входивших в состав Древнерусского государства, сохранялось. Неслучайно на Любечском съезде говорилось не только о признании за князьями прав на их «вотчины», но и об общей обязанности «блюсти» Русскую землю от «поганых».

Сохранившиеся еще традиции политического единства находили выражение на собиравшихся в первые годы XII в. междукняжеских съездах - на съезде 1100 г. в Витичеве за совершенные преступления по общему решению участников съезда был лишен стола во Владимире Волынском князь Давыд Игоревич, на съезде 1103 г. в Долобске было принято решение о походе русских князей на половцев. Во исполнение принятых решений последовал целый ряд походов с участием всех главных русских князей (1103, 1107, 1111 гг.). Если во время междукняжеских смут 90-х гг. XI в. половцы разоряли окрестности Киева, то теперь, благодаря совместным действиям князей, половцам были нанесены серьезные поражения, а русские князья сами стали предпринимать походы в степь, дойдя до половецких городов на Северском Донце. Победы над половцами способствовали росту авторитета одного из главных Ьрганизаторов походов - переяславского князя Владимира Мономаха. Таким образом, в начале XII в. Древняя Русь по отношению к соседям еще выступала как единое целое, но уже в это время отдельные князья самостоятельно вели воины с соседями.

Когда в 1113 г. киевский стол занял Владимир Мономах, под властью которого оказалась значительная часть территории Древнерусского государства, была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. «Младших» членов княжеского рода Мономах рассматривал как своих вассалов - «подручников», которые должны были ходить в походы по его приказу и в случае неповиновения могли лишиться княжеского стола. Так, князь Глеб Всеславич Минский, который «не покаряшеться» Мономаху даже после похода войск киевского князя на Минск, в 1119 г. утратил княжеский стол и был «приведен» в Киев. Утратил свой стол за неподчинение Мономаху и владимиро-волынский князь Ярослав Святополчич. В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда», столетиями действовавший на всей территории Древнерусского государства. И все же реставрации прежних порядков не произошло. В княжествах, на которые разделилось Древнерусское государство, правило уже второе поколение правителей, на которых население уже привыкло смотреть как на наследственных государей.

Политику Мономаха на киевском столе продолжал его сын Мстислав (1125–1132). Он еще более сурово карал членов княжеского рода, отказывавшихся выполнять его приказы. Когда полоцкие князья не захотели принять участие в походе на половцев, Мстислав собрал войско со всей территории Древнерусского государства и в 1127 г. занял Полоцкую землю, местные князья были арестованы и сосланы в Константинополь. Однако достигнутые успехи были непрочны, так как основывались на личном авторитете обоих правителей, отца и сына.

Завершение политического распада Древнерусского государства. После смерти Мстислава на киевский стол вступил его брат Ярополк, распоряжения которого натолкнулись на противодействие черниговских князей. Ему не удалось привести их к покорности. Мир, заключенный после продолжавшейся несколько лет войны, отразил упадок значения власти киевского князя как политического главы Древней Руси. В конце 40-х - начале 50-х гг. XII в. киевский стол стал объектом борьбы двух враждебных союзов князей, во главе которых стояли Изяслав Мстиславич волынский и правитель Ростовской земли Юрий Долгорукий. Коалиция во главе с Изяславом опиралась на подддержку Польши и Венгрии, а другая, во главе с Юрием Долгоруким, искала помощи у Византийской империи и половцев. Известная стабильность междукняжеских отношений под верховным руководством киевского князя, относительно единая политика по отношению к соседям ушли в прошлое. Междукняжеские войны 40-50-х гг. XII в. стали завершением политического распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества.

Причины феодальной раздробленности. Древнерусские летописцы, рисуя картину политического распада Древнерусского государства, объясняли происходящее кознями дьявола, которые привели к падению норм морали между членами княжеского рода, когда старшие стали угнетать младших, а младшие перестали почитать старших. Историки, пытаясь найти ответ на вопрос о причинах распада Древнерусского государства, обращались к историческим аналогиям.

Особый период феодальной раздробленности имел место не только в истории Древней Руси. Через такой этап исторического развития прошли многие страны Европы. Особое внимание ученых привлекал к себе политический распад Каролингской империи - наиболее крупного государства в Европе раннего Средневековья. Западная часть этой державы на протяжении второй половины IX–X в. превратилась в пеструю мозаику из многих слабо связанных между собой крупных и мелких владений. Процесс политического распада сопровождался крупными социальными сдвигами, превращением ранее свободных общинников в зависимых людей крупных и мелких сеньоров. Все эти мелкие и крупные владетели добивались и успешно добились от государственной власти передачи им административно-судебной власти над зависимыми людьми и освобождения своих владений от уплаты налогов. После этого государственная власть оказалась фактически бессильной, и сеньоры-землевладельцы перестали ей подчиняться.

В отечественной историографии длительное время полагали, что распад Древнерусского государства произошел в результате аналогичных социальных сдвигов, когда дружинники киевских князей стали землевладельцами, превратившими свободных общинников в зависимых людей.

Действительно, источники конца XI–XII в. свидетельствуют о появлении у дружинников своих земельных владений, в которых жили их зависимые люди. В летописях XII в. неоднократно говорится о «боярских селах». В «Пространной Правде» упоминаются «тиуны» - лица, управлявшие хозяйством бояр, и работающие в этом хозяйстве зависимые люди - «рядовичи» (вступившие в зависимость по ряду - договору) и «закупы».

К первой половине XII в. относятся и данные о появлении земельных владений и зависимых людей у церкви. Так, великий князь Мстислав, сын Мономаха, передал Юрьеву монастырю в Новгороде волость Буице с «данию и с вирами и с продажами». Таким образом, монастырь получил от князя не только земли, но и право собирать с живущих на ней крестьян дань в свою пользу, вершить над ними суд и взимать в свою пользу судебные штрафы. Тем самым игумен монастыря стал настоящим государем для живущих в волости Буице общинников.

Все эти данные свидетельствуют о том, что начался процесс превращения старших дружинников древнерусских князей в феодалов-землевладельцев и формирования основных классов феодального общества - феодалов-землевладельцев и зависимых от них общинников.

Однако процесс становления новых социальных отношений находился в русском обществе XII в. лишь в самом зачатке. Новым отношениям было далеко до того, чтобы стать главным системообразующим элементом общественного устройства. Не только в это время, но и гораздо позже, в XIV–XV вв. (как показывают данные источников, относящиеся к Северо-Восточной Руси - историческому ядру Русского государства) большая часть земельного фонда находилась в руках государства, а большую часть средств приносили боярину не доходы от собственного хозяйства, а поступления от «кормлений» при управлении государственными землями.

Таким образом, становление новых, феодальных отношений в их наиболее типичной сеньориальной форме шло в древнерусском обществе гораздо более замедленными темпами, чем на западе Европы. Причину этого следует видеть в особо сильной сплоченности и крепости сельских общин. Солидарность и постоянная взаимопомощь соседей не могли препятствовать начавшемуся разорению общинников в условиях усиления государственной эксплуатации, но они способствовали тому, что это явление не приобрело сколько нибудь широких размеров и лишь сравнительно небольшая часть сельского населения - «закупы» - находилась на землях дружинников. К этому следует добавить, что само изъятие сравнительно ограниченного по объему прибавочного продукта у сельских общинников было делом нелёгким, и, вероятно, неслучайно и князья, и социальная; верхушка древнерусского общества в целом в течение длительного хронологического периода предпочитала получать свои доходы за счет участия в централизованной системе эксплуатации. В древнерусском обществе XII в. просто не было таких сеньоров, как на западе Европы, которые захотели бы отказать в повиновении государственной власти.

Ответ на вопрос о причинах политического распада Древнерусского государства следует искать в характере отношений между разными частями господствующего класса древнерусского общества - «большой дружины», между той ее частью, которая находилась в Киеве, и теми, в руках которых находилось управление отдельными «землями». Сидевший в центре земли наместник (как показывает пример Ярослава Мудрого, наместника своего отца Владимира в Новгороде) должен был передавать в Киев 2/3 собранной дани, лишь 1/3 использовалась на содержание местной дружины. Взамен ему гарантировалась помощь Киева при подавлении волнений местного населения и при защите от внешнего неприятеля. Пока шло формирование государственной территории на землях бывших племенных союзов, и дружины в градах ощущали себя находящимися постоянно во враждебном окружении местного населения, которому силой навязывались новые порядки, такой характер отношений устраивал обе стороны. Но по мере того, как положение и княжеских наместников и дружинной организации на местах укреплялось и она становилась способной решать самостоятельно многие задачи, она все менее была склонна отдавать в Киев большую часть собранных средств, делиться с ним своего рода централизованной рентой.

При постоянном пребывании дружин в определенных градах у них должны были возникнуть связи с населением градов, в особенности градов - центров «волостей», в которых находились и центры местной дружинной организации. Следует учитывать, что эти «грады» часто были преемниками старых племенных центров, население которых обладало навыками участия в политической жизни. За размещением дружин в градах последовало появление в них «сотских» и «десятских», лиц, которые от имени князя должны были управлять городским населением. Во главе такой организации стоял «тысяцкий». Сведения о киевских тысяцких второй половины XI - начала IX в. показывают, что тысяцкие были боярами, принадлежавшими к близкому окружению князя. Одной из главных обязанностей тысяцких было руководить городским ополчением - «полком» во время военных действий.

Само существование сотенной организации вело к установлению связей между дружиной и населением центра «земли», те и другие были в равной мере заинтересованы в ликвидации зависимости от Киева. Член княжеского рода, желавший стать самостоятельным правителем, т. е. присвоить часть централизованного фонда государственных доходов, мог в этом отношении рассчитывать на поддержку и местной дружины, и городского ополчения. При господстве в Древней Руси XI–XII вв. натурального хозяйства, при отсутствии прочных экономических связей между отдельными «землями» не было каких-либо факторов, которые могли бы противодействовать этим центробежным силам.

Особые черты политической раздробленности в Древней Руси. Распад Древнерусского государства принял иные формы, чем распад Каролингской империи. Если ЗападноФранкское королевство рассыпалось на множество больших и малых владений, то Древнерусское государство разделилось на ряд сравнительно крупных земель, устойчиво сохранявшихся в своих традиционных границах до самого монголо-татарского нашествия в середине XIII в. Это Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское княжества, а также Новгородская и Псковская земли. Хотя территория, на которой жили восточные славяне, оказалась разделенной политическими границами, они продолжали жить в едином социокультурном пространстве: в древнерусских «землях» действовали во многом сходные политические институты и общественный строй, сохранялась и общность духовной жизни.

XII- первая половина XIII в. - время успешного развития древнерусских земель в условиях феодальной раздробленности. Наиболее убедительно говорят об этом результаты археологических исследований древнерусских городов этого времени. Так, во-первых, археологи констатируют значительное увеличение количества поселений городского типа - укрепленные крепости с торгово-ремесленными посадами. На протяжении XII - первой половины XIII в. количество поселений такого типа увеличилось более чем в полтора раза, ряд городских центров при этом был создан заново на незаселенных местах. Одновременно значительно расширилась и территория главных городских центров. В Киеве огражденная валами территория увеличилась почти втрое, в Галиче - в 2,5 раза, в Полоцке - вдвое, в Суздале - втрое. Именно в период феодальной раздробленности укрепленный «град»-крепость, резиденция правителя или его воинов в эпоху раннего Средневековья, окончательно превратился в «город» - не только место пребывания власти и социальной элиты, но и центр ремесла и торговли. На городских посадах к этому времени находилось уже многочисленное торгово-ремесленное население, не связанное со «служебной организацией», самостоятельно производившее изделия и самостоятельно торговавшее на городском торгу. Археологи установили существование на Руси в то время многих десятков ремесленных специальностей, количество которых постоянно увеличивалось. О высоком уровне мастерства древнерусских ремесленников говорит освоение ими таких сложных видов византийского ремесла, как изготовление смальты для мозаик и перегородчатых эмалей. Интенсивное развитие городов вряд ли было бы возможно без одновременного оживления и подъема хозяйственной жизни деревни. В условиях поступательного развития общества в рамках традиционных социально-экономических и социально-политических структур шел медленный, постепенный рост новых отношений, характерных для феодального общества.

Достаточно хорошо известны и негативные последствия, которые принесла с собой феодальная раздробленность. Это ущерб, который наносили древнерусским землям достаточно частые войны между князьями и ослабление их способности противостоять наступлению со стороны соседей. Эти негативные последствия особенно сказывались на жизни тех земель Южной Руси, которые граничили с кочевым миром. Отдельные «земли» уже не были в состоянии обновлять, поддерживать и создавать заново систему оборонительных линий, созданную при Владимире. Положение усугублялось тем, что сами князья в конфликтах между собой обращались за помощью к восточным соседям - половцам, приводя их с собой на земли своих соперников. В этих условиях наметился постепенный упадок роли и значения южно-русских земель в Среднем Поднепровье - исторического ядра Древнерусского государства. Характерно, что в первых десятилетиях XIII в. Переяславское княжество было владением младших родственников владимиро-суздальского князя Юрия Всеволодовича. Постепенно росли политическая роль и значение таких удаленных от кочевого мира регионов, как Галицко-Волынская и Ростовская земли.

Из книги История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 3. СОЗДАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 1. На юге у КиеваОтечественные и византийские источники называют два центра восточнославянской государственности: северный, сложившийся вокруг Новгорода, и южный – вокруг Киева. Автор «Повести временных лет» с гордостью

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Законодательная система Древнерусского государства Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы. Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, со хранившиеся со времен первобытности.Среди

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава I Образование Древнерусского государства Зерцалом бытия и колокола звоном, Воспета летописцами огромная страна. На берегах Днепра, рек Волхова и Дона Известны сей истории народов имена. О них упоминание велось намного ранее, До рождества Христова, в былые

автора

ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства Понятие «государство» многомерно. Поэтому в философии и публицистике многих веков предлагались и разные его объяснения, и разные причины возникновения объединений, обозначаемых этим термином.Английские философы XVII е. Т.

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§4. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древняя Русь изначально была многоэтничным государством. На территории будущего Древнерусского государства славяне ассимилировали многие другие народы - балтские, угро-финские, иранские и другие племена. Таким образом,

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

автора

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство - это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 1. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К началу периода удельной раздробленности (XII в.) Киевская Русь представляла собой социальную систему со следующими признаками:? государство сохраняло свое административно-территориальное единство;? это единство обеспечивалось

Из книги Русь между Югом, Востоком и Западом автора Голубев Сергей Александрович

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА «История – в некотором смысле священная Книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример

автора Автор неизвестен

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ – ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА К сер. IX в. северные восточные славяне (ильменские словене), видимо, платили дань варягам (норманнам), а южные восточные славяне (поляне и пр.) в свою очередь платили дань

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная

Из книги Вспомогательные исторические дисциплины автора Леонтьева Галина Александровна

Метрология древнерусского государства (X - начало XII в.) Изучение метрологии Древнерусского государства связано с большими трудностями по причине полного отсутствия источников, специально посвященных единицам измерений. Письменные памятники содержат лишь косвенные

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. Первая получила название норманнской.Ее суть заключается в следующем: русское государство

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

В XII веке Киевская Русь распалась на независимые княжества. Эпоху XII-XVI веков принято называть удельным периодом или феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 - год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием - формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.

Причины распада

Киевская Русь не являлась централизованным государством. Подобно большинству раннесредневековых держав её распад был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Назревание кризиса

Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив своих 12 сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира - Изяслава.

После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу - Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволоду - Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю - Смоленск и Волынь. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками. В 1097 году по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашен новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.

Киев по решению Любеческого съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093-1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Княжение Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава (1125-1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.

Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку. Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава - Всеволода в обход младших Мономашичей - ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская».

Возникновение суверенных княжеств

К середине XII века Киевская Русь фактически разделилась на 13 княжеств (по летописной терминологии «земель» ), каждое из которых проводило самостоятельную политику. Княжества различались как по размеру территории и степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.

Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роде. Столы в чужих землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.

В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовальская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). В отделившемся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Ростово-Суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха - Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество. Со 2-й трети XII века за потомками Всеволодка (его отчество в летописях не приводится, предположительно он был внуком Ярополка Изяславича), закрепляется Городенское княжество. Анклавные Тмутараканское княжество и город Белая Вежа прекратили своё существование в начале XII века, пав под ударами половцев.

Три княжества не закрепились за какой-либо одной династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века - XIII веков владели младшие представители разных ветвей Мономаховичей, приходившие из других земель.

Киев оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева - так называемая «Русская земля» в узком смысле слова - продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например в 1181-1194 Киев находился в руках Святослава Всеволодовича Черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич Смоленский.

Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных функций, и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода.

После пресечения династии галицких Ростиславичей (1199) в числе «ничейных» столов временно оказался Галич. Им завладел Роман Мстиславич волынский, и в результате объединения двух соседних земель возникло Галицко-Волынское княжество. Однако после смерти Романа (1205) галицкое боярство отказалось признать власть его малолетних детей, и за Галицкую землю развернулась борьба между всеми основными княжескими ветвями, победителем из которой вышел сын Романа Даниил.

Упадок Киева

Для Киевской земли, превратившейся из метрополии в «простое» княжество, было характерно неуклонное уменьшение политической роли. Территория самой земли, остававшаяся под контролем киевского князя, также постоянно уменьшалась. Одним из экономических факторов, подорвавших могущество города, было изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Древнерусского государства, потерял свою актуальность после Крестовых походов. Европа и Восток теперь были связаны в обход Киева (через Средиземное море и через волжский торговый путь).

В 1169 году в результате похода коалиции 10 князей, действовавших по инициативе владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, Киев впервые в практике княжеских усобиц был взят штурмом и разграблен, и впервые князь, завладевший городом, не остался в нём княжить, посадив на княжение своего ставленника. Андрей был признан старейшим и носил титул великого князя, но не делал попыток сесть в Киеве. Тем самым традиционная связь между киевским княжением и признанием старейшинства в княжеском роде стала необязательной. В 1203 году Киев подвергся второму разгрому, на этот раз от рук смоленского Рюрика Ростиславича, до этого уже три раза воцарявшегося в городе.

Страшный удар был нанесён Киеву в ходе монгольского нашествия в 1240 году. В этот момент город управлялся уже только княжеским наместником, в период с начала нашествия в нём сменилось 5 князей. По свидетельству посетившего город шесть лет спустя Плано Карпини, столица Руси превратилась в городок, насчитывающий не более 200 домов. Существует мнение, что значительная часть населения Киевщины ушла в западные и северные области. Во 2-й пол. XIII века Киев управлялся владимирскими наместниками, а позже - ордынскими баскаками и местными провинциальными князьями, имена большинства из которых неизвестны. В 1299 году Киев утратил свой последний столичный атрибут - резиденцию митрополита. В 1321 году в битве на реке Ирпени киевский князь Судислав, потомок Ольговичей, потерпел поражение от литовцев и признал себя вассалом литовского князя Гедимина, одновременно оставаясь и в зависимости от Орды. В 1362 году город был окончательно присоединён к Литве.

Факторы единства

Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства русской земли сохранилась. Важнейшими объединяющими факторами, которые свидетельствовали об общности русских земель и одновременно отличали Русь от других православных стран были:

  • Киев и титул киевского князя как старшего . Город Киев даже после 1169 года формально оставался столицей, то есть старейшим столом Руси. Его называли «старействующим градом» и «матерью городов». Он воспринимался как сакральный центр православной земли. Именно к киевским правителям (вне зависимости от их династической принадлежности) в источниках домонгольского времени используется титул «князей всея Руси» . Что касается титула «великий князь» , то он в тот же период применялся как к киевским, так и к владимирским князьям. Причём в отношении вторых более последовательно. Но в южнорусском летописании его употребление обязательно сопровождалось ограничивающим уточнением великий князь «суздальский».
  • Княжеский род . До завоевания южнорусских земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика. Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), то есть Киевского княжества является общерусским делом. В крупных походах против половцев в 1183 и монголов в 1223 принимали участие князья почти всех русских земель.
  • Церковь . Вся древнерусская территория составляла единую митрополию, управлявшуюся киевским митрополитом. С 1160-х гг. он стал носить титул «всея Руси». Случаи нарушения церковного единства под воздействием политической борьбы периодически возникали, но носили кратковременный характер. К их чмслу относятся учреждение титульной митрополии в Чернигове и Переяславле во время триумвирата Ярославичей XI в., проект Андрея Боголюбского по созданию отдельной митрополии для Владимиро-Суздальской земли, существование Галицкой митрополии (в 1303-1347, с перерывами и др.). В 1299 резиденция митрополита была перенесена из Киева во Владимир, а с 1325 - в Москву. Окончательное разделение митрополии на Московскую и Киевскую произошло только в XV веке.
  • Единая историческая память . Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.
  • Осознание этнической общности . Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает. Племенная идентификация у восточных славян уступила место территориальной. Жители всех княжеств называли себя русскими и свой язык русским. Ярким воплощением идеи «большой Руси» от Северного Ледовитого океана до Карпат являются «Слово о погибели Русской земли», написанное в первые годы после нашествия, и «Список русских городов дальних и ближних» (кон. XIV в.)

Последствия распада

Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску. В 1237-1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.

Тенденции к объединению

В начале XIII века общее количество княжеств (с учётом удельных) достигло 50. В то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими княжествами являлись на северо-востоке Владимиро-Суздальское и Смоленское. К нач. XIII века номинальное главенство владимирского великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо признавалось всеми русскими землями, кроме Чернигова и Полоцка, и он выступал арбитром в споре южных князей за Киев. В 1-й трети XIII века лидирующие позиции занимал дом смоленских Ростиславичей, которые в отличие от других князей не дробили своё княжество на уделы, а стремились занимать столы за его пределами. С приходом в Галич представителя Мономаховичей Романа Мстиславича на юго-западе самым могущественным княжеством стало Галицко-Волынское. В последнем случае формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой.

Однако, естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием. Дальнейшее собирание русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Княжества северо-восточной Руси в течение XIV - XV веков консолидировались вокруг Москвы. Южные и западные русские земли вошли в состав Великого княжества Литовского.

Распад Древнерусского государства является одним из наиболее важных и значимых процессов раннего Средневековья. Уничтожение Киевской Руси оставило огромный отпечаток на истории восточных славян и всей Европы. Назвать точную дату начала и конца раздробления довольно сложно. Самое большое государство мира разлагалось почти 2 столетия, утопая в крови междоусобных войн и иноземных нашествий.

Книга "Распад Древнерусского государства: кратко" является обязательной к прочтению на всех исторических факультетах постсоветского пространства.

Первые признаки кризиса

Схожи с причинами падения всех могущественных государств Древнего мира. Обретение независимости от центра правителями на местах являлось неотъемлемой частью прогресса и развития феодализма. Отправной точкой можно считать смерть Ярослава Мудрого. До этого Русью правили потомки Рюрика - приглашённого на царствование варяга. Со временем правление этой династии охватило все земли государства. В каждом крупном городе сидел тот или иной потомок князя. Все они обязаны были платить дань в центр и поставлять дружину в случае войны или набегов на чужие земли. Центральная власть заседала в Киеве, который был не только политическим, но и культурным центром Руси.

Ослабление Киева

Распад Древнерусского государства не в последнюю очередь стал следствием ослабления Киева. Появились новые торговые пути (например, "из варягов в греки"), которые шли в обход столицы. Также на местах некоторые князья предпринимали самостоятельные набеги на кочевников и оставляли награбленные богатства себе, что позволяло им развиваться автономно от центра. После смерти Ярослава оказалось, что огромна, и каждый хочет получить власть.

Младшие сыновья великого князи умерли, началась затяжная междоусобная война. Сыновья Ярослава пытались поделить между собой Русь, окончательно отказавшись от центральной власти.

Ряд княжеств оказывается опустошённым в результате войн. Этим пользуются половцы - кочевой народ из южных степей. Они нападают и разоряют пограничные земли, каждый раз заходя всё дальше. Несколько князей предприняли попытку отбить набеги, но безуспешно.

Мир в Любече

Владимир Мономах созывает съезд всех князей в городе Любеч. Основной целью сбора была попытка предотвратить бесконечную вражду и объединиться под одним знаменем, чтобы дать отпор кочевникам. Все присутствующие соглашаются. Но вместе с тем было принято решение об изменении внутренней политики Руси.

Отныне каждый князь получал полную власть над своими владениями. Он должен был участвовать в общих походах и координировать свои действия с другими княжествами. Но упразднялась дань и прочие налоги в центр.

Такое соглашение позволило остановить кровопролитную гражданскую войну, но катализировало начало распада Древнерусского государства. Фактически Киев утратил свою власть. Но при этом оставался культурным центром Руси. Остальная территория была разделена на примерно 15 государств-"земель" (разные источники указывают о наличии от 12 до 17 таких образований). Практически до середины 12-го века в 9 княжествах царил мир. Каждый престол стал передаваться по наследству, что повлияло на появление династий в этих землях. Между соседями были преимущественно дружественные отношения, а киевский князь по-прежнему считался "первым среди равных".

Поэтому за Киев развернулась настоящая борьба. Несколько князей могли одновременно править в столице и уездах. Постоянная смена различных династий привела город и окрестности к упадку. Одним из первых в мире примеров республики было Здесь привилегированные бояре (потомки дружинников, которые получили землю) крепко установили власть, существенно ограничив влияние князя. Все базовые решения принимались народным вече, а на "лидера" возлагались функции управленца.

Нашествие

Окончательный распад Древнерусского государства произошёл после нашествия монголов. способствовала развитию отдельных провинций. Каждый город напрямую управлялся князем, который, будучи на месте, мог грамотно распределять ресурсы. Это способствовало улучшению экономической ситуации и значительному развитию культуры. Но вместе с этим значительно упала оборонная способность Руси. Несмотря на Любеческий мир, неоднократно происходили за то или иное княжество. К ним активно привлекали половецкие племена.

К середине 13-го века над Русью нависла страшная угроза - нашествие монголов с востока. К этому вторжению кочевники готовились несколько десятилетий. В 1223 году произошёл набег. Его целью была разведка и ознакомление с русскими войсками и культурой. После этого задумал напасть и поработить Русь целиком. Первыми под ударом оказались рязанские земли. Их монголы разорили за несколько недель.

Разорения

Монголы удачно использовали внутреннюю ситуацию на Руси. Княжества, хоть и не враждовали между собой, вели абсолютно независимую политику и не спешили на помощь друг другу. Каждый ждал поражения соседа, чтобы иметь с этого собственную выгоду. Но всё изменилось после полного уничтожения нескольких городов Рязанщины. Монголы использовали тактику набегов в масштабах государства. Всего в набеге принимало участие от 300 до 500 тысяч человек (с учётом отрядов, набранных из покорённых народов). В то время как Русь могла выставить не более 100 тысяч человек от всех княжеств. Славянские войска имели превосходство в вооружении и тактике. Однако монголы старались избегать генеральных сражений и предпочитали быстрые внезапные атаки. Превосходство числом давало возможность обходить крупные города с разных сторон.

Сопротивление

Несмотря на соотношение сил 5 к 1, русы давали жестокий отпор захватчикам. Потери монголов были намного выше, но быстро восполнялись за счёт пленных. Распад Древнерусского государства был приостановлен благодаря консолидации князей перед угрозой полного уничтожения. Но было слишком поздно. Монголы стремительно продвигались вглубь Руси, разоряя один удел за другим. Уже через 3 года 200-тысячное войско Батыя стояло у ворот Киева.

Храбрые русы обороняли культурный центр до последнего, но монголов было в разы больше. После взятия города он был сожжён и практически полностью разрушен. Таким образом, последний объединяющий фактов русских земель - Киев - перестал играть роль культурного центра. Одновременно с этим начались набеги литовских племён и походы католических германских орденов. Русь прекратила своё существование.

Последствия распада Древнерусского государства

К концу 13-го века практически все земли Руси оказались под властью других народов. Золотая орда правила на востоке, Литва и Польша - на западе. Причины распада Древнерусского государства кроются в раздробленности и отсутствии координации между князьями, а также неблагоприятной внешнеполитической ситуации.

Уничтожение государственности и пребывание под иностранным гнётом катализировало желание вернуть единство всем русским землям. Это привело к образованию могущественного Московского царства, а затем и Российской Империи.