Регламент по пожарной безопасности. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: основное

Статья 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности

1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.

4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

5. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

6. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

7. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности - это документ, который устанавливает единообразные подходы к организации и обеспечению пожарной безопасности и пожарной защиты. Разбираемся, что такое технический регламент о требованиях пожарной безопасности, для чего он нужен, где применяется.

Технический регламент по пожарной безопасности 123-ФЗ определяет конкретные и основополагающие , классифицирует понятия в единую систему, разъясняет терминологию.

Положения технического регламента пожарной безопасности 123-ФЗ от 22.07.2008 обязательны:

  • на любом этапе создания, изменения, обслуживания, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
  • при создании, утверждении, применении и исполнении техрегламентов и иной документации, касающихся безопасности при пожаре.

Основные требования

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности определяет ряд требований. Каждый раздел Регламента содержит обязанности при проектировке, строительстве, эксплуатации жилых и производственных объектов (разделы II, III, IV), а также требования к технике (раздел V) и продукции общего назначения (раздел VI).

Разделами II, III, IV регламентируются общие требования к проектной документации на объекты строительства (помещений, зданий и других строительных сооружений) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также классификация объектов, их элементов и частей, помещений, конструкций и материалов. Например, в зданиях должна быть предусмотрена возможность эвакуировать людей вне зависимости от возраста и состояния до того, как наступила угроза их жизни и здоровью, возможность спасения матценностей.

Раздел V касается пожарной техники в целом, а также отдельных видов, таких как первичные средства пожаротушения (огнетушитель, пожарные кран и шкаф); мобильные средства пожаротушения (автомобиль, мотопомпа, летательные аппараты, поезда, суда), автоматические установки пожаротушения (водяного и пенного пожаротушения), средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дыхательный аппарат, противогаз) и т. д.

Разделом VI регулируются требования к информации о веществах и материалах, устанавливается обязанность производителя разработать документацию на них.

Что меняется с 2020 года

Пакет с таблицей поправок, который будет вводиться с 2020 года, не настолько объемный. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2020 года содержит изменения, связанные с обновлением Лесного кодекса и вступающие в силу с 01.07.2019.

Например, в действующей редакции статья 69 закона 123-ФЗ устанавливает размеры противопожарных расстояний, которые нужно соблюдать на территории между строениями и лесничествами (лесопарками) во избежание распространения огня. Новая редакция исключит термин «лесопарки», оставив лишь лесничества.

Скачать технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Изменения прошлых лет

В технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2017 год внес изменения в статьи 1, 2, 3, 6.1, 64 закона № 123.

Теперь идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится через установление соответствия классу и степени огнестойкости пожарной опасности.

Расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние. Допускается уменьшение расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов при применении противопожарных преград, предусмотренных ст. 37. При этом расчетное значение риска не должно превышать допустимое значение, установленное ст. 93.

Для оценки соответствия требованиям безопасности объекта с количеством этажей не более двух собственник или владелец может добровольно составить декларацию, предусматривающую сведения о системе противопожарной защиты.

Эвакуационными выходами также считаются выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1-В4, Г и Д; из помещений категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5.

К зданиям и сооружениям по всей их длине (кроме линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд мобильных средств пожаротушения: с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

Помещения класса Ф5 категорий А, Б и В1, где производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, должны иметь класс пожарной опасности не выше КМ 1 (указано, что полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1).

Противодымные экраны должны оборудоваться автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина таких экранов должна быть не менее толщины дымового слоя, образующегося при пожаре. Основа рабочих полотен экранов должна выполняться из негорючих материалов.

Кроме того, список классов опасности дополнен объектами религиозного назначения (Ф 3.7). В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по безопасности (Положение вступило в силу 31.07.2018).

В последние два года регламент подвергся существенным корректировкам. В Федеральный закон 123-ФЗ введена новая статья 6.1. Она касается проведения идентификации объектов, которые нужно защищать.

Сооружения распределены по классам. Для этого они разграничены в соответствии с установленными признаками:

  • отнесение к классу пожароопасности функционального и конструктивного характера;
  • устойчивость к огню;
  • принадлежность производственного объекта к определенной категории пожарной, взрывопожарной опасности.

Более подробным стал перечень разрешенных к применению вариантов защиты от огня. Он дополнен экранами, занавесами, шторами. А вот в список возможных к применению средств тушения огня первичного характера включена категория «аэрозольный генератор».

Правки касаются перечня эваковыходов: группа дополнена новыми категориями в виде выходов из подвалов и вестибюлей на первых этажах зданий.

Владельцы объектов размером до 1500 м² и высотой не больше 2 этажей имеют право добровольно формировать декларацию пожарной безопасности. Если произошла смена владельца здания и конструктивных особенностей сооружения (реконструкция, капремонт), обновленная информация предоставляется в течение одного года с момента изменений.

Декларация пожарной безопасности

Одним из обязательных компонентов обеспечения пожаробезопасной эксплуатации объекта является пожарная декларация. Статья 64 техрегламента предусматривает необходимость составить такой документ в части определенных зданий.

Для каких объектов нужна

Документ нужно формировать в части сооружений, в отношении которых:

  • законодателем персонально предусмотрена экспертиза проектных документов (кроме многоквартирных, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных);
  • присвоен класс огнеопасности функционального характера Ф 1.1., то есть детские сады, дома престарелых, лечебные учреждения, спальные здания образовательных интернатов.

Документ предусматривает наличие сведений об оценке:

  • риска пожара;
  • объема потенциального имущественного ущерба.

Для каких объектов не требуется

ГрК РФ в ст. 49 говорит о том, что экспертизу можно не проводить в части проектных документов по некоторым видам жилых домов, многоквартирных, отдельно находящихся объектов с высотой не больше 2 этажей и с общей площадью не больше 1500 м². Исключение составляют особенно опасные, технически сложные, уникальные сооружения, которые:

  • неприменимы для проживания, производственной деятельности;
  • применимы для производства, но не требуют конструирования санитарно-защитных зон;
  • применимы для производства, и санитарно-защитные зоны уже установлены в границах участка, на котором они стоят.

Это значит, что обязанность составлять декларацию по подобным сооружениям отсутствует. Такой документ можно составить на добровольных основах.

Можно ли разработать для одного помещения

Пункт 2 Приказа МЧС РФ № 91 гласит, что данные по документу можно сформировать как на весь объект, так и на отдельные элементы (сооружения), для которых определены требования к пожарной безопасности.

Кто имеет право составить

ДПБ составляет собственник объекта. Специальные формы для заполнения документа содержатся на сайте МЧС. Руководитель организации вправе привлечь к формированию декларации любого техспециалиста или организацию. Наличие лицензии не является необходимым условием (Письмо Рособра от 27.02.2010 № 16-486/07-03).

Руководитель объекта защиты подписывает документ. Далее его надо заверить печатью предприятия.

Как оценить риск пожара

Риск пожара — это оценка вероятности возникновения опасности пожара и последствий для человека и матценностей. Оценка оформляется на основе расчета.

Расчет должен быть в части объектов производства и тех, где нарушаются нормативы по пожарной безопасности. Если на объекте нет производства и предписаний по нарушениям, расчет риска не делается. Руководитель организации, не заполняя такой раздел декларации, должен установить, исполняются ли на объекте требования безопасности обязательного формата.

Если расчет нужен, он прилагается в форме отчета. Правила же подсчета определены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.

Как оценить ущерб для имущества третьих лиц

Владелец объекта оценивает в собственных расчетах возможность причинения вреда чужим ценностям, например оборудованию (не здоровью!). В разделе ДПБ можно прописать стоимость и количество имущества, которому может быть причинен ущерб.

Если нарушения отсутствуют, в этом разделе можно обозначить, что опасность потенциального ущерба имуществу третьих лиц отсутствует.

Внести изменения или создать новую декларацию

Если условия на объекте защиты неизменны, декларация носит бессрочный характер. Документ надо уточнить или разработать заново, если есть изменения, которые затрагивают сведения, имеющиеся в ДПБ (к примеру, сменился владелец, поменялось назначение объекта, сфера его деятельности, тип). Изменения в ДПБ надо регистрировать в том же порядке, который определен для самой декларации.

Как зарегистрировать

Алгоритм регистрации документа определен Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91. Документ должен разработать и предоставить владелец сооружения. Если здание проектируется, декларацию формирует застройщик (до ввода в эксплуатацию). Ответственность за полноту информации в документе несет ее разработчик.

Декларацию надо оформить по установленной форме. Число экземпляров такое: на бумаге в 2 экземплярах или электронно (выбор варианта за исполнителем документа).

Направить декларацию можно:

  • почтой;
  • по интернету;
  • через портал госуслуг;
  • в сканированном виде через официальный сайт МЧС РФ.

МЧС проверяет документ на соответствие шаблону не более 5 рабочих дней. Если все соответствует нормативам, документ регистрируется в перечне деклараций пожарной безопасности.

Если форма не соответствует установленной, МЧС возвращает ее исполнителю, указав причины.

По факту регистрации МЧС направляет один экземпляр в адрес декларанта.

Нужно ли согласовывать

Документ не следует согласовывать с органами Госпожнадзора. Почему? Все просто: он направляется в порядке уведомления. Сведения, включенные в него, проверяются в процессе контрольных мероприятий.

Кто проверяет

Юрлицо, оформившее декларацию, несет полную ответственность за сведения, включенные в документ. Исполнение нормативов безопасности проверяется в дальнейшем в период плановой проверки. В случае обнаружения пожарным инспектором включенных в документ, но не реализованных норм, предприятие подвергается штрафу.

Важно знать, что в процессе плановой проверки инспектор вправе запросить ДПБ, даже если распоряжение о проверке не содержит необходимости предоставить такую бумагу.

Ответственность за невыполнение

Ответственность за невыполнение правил № 123-ФЗ (непредоставление или предоставление с неполными или недостоверными сведениями декларации, предусмотренной п. 4 ст. 64 Регламента) административным законодательством напрямую не предусмотрена. Однако в КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) в госорган или должностному лицу сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления его деятельности.

А.В. Зайцев
Советник президента Ассоциации индустрии безопасности

Следуя букве Закона о техническом регулировании, МЧС России завершило в 2008 г. подготовку Технического регламента, призванного объединить требования пожарной безопасности, которые были рассредоточены в таких нормативных документах, как ГОСТы, СНиП, Правила пожарной безопасности и НПБ

"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вступит в силу 1 мая 2009 г. При его подготовке за основу были взяты требования пожарной безопасности, традиционно применяемые на территории Российской Федерации и привычные для специалистов. Вместе с тем закон установил ряд новых понятий. Прежде всего, стоит упомянуть оценку допустимого уровня пожарного риска, а также декларацию пожарной безопасности.

Цели и задачи ФЗ № 123

Цели создания Технического регламента:

  • определение на законодательном уровне основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и общих требований пожарной безопасности к объектам защиты;
  • формирование принципиально нового механизма реализации требований в области пожарной безопасности и контроля их выполнения.

Основные задачи Технического регламента:

  • комплексное обеспечение пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;
  • внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности (оценка пожарного риска, добровольное противопожарное страхование).

Четыре составляющих закона

Технический регламент охватывает все направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности объектов и продукции.

Можно выделить следующие составляющие закона:

  • правовую;
  • организационно-правовую;
  • организационно-техническую;
  • техническую.

Правовая составляющая
Заключается в определении в качестве подзаконных актов, необходимых для практической реализации требований Технического регламента, национальных стандартов (ГОСТ Р) и сводов правил (СП).

Национальные стандарты (ГОСТ Р) можно разделить на две части: одна из них регламентирует требования пожарной безопасности конкретных объектов, а другая - требования к пожарной технике. На момент написания этой статьи на согласовании находились 97 проектов стандартов.

В связи с этим нормы пожарной безопасности (НПБ), касающиеся требований к средствам пожарной сигнализации и оповещения, переходят с нововведениями в формат национального стандарта ГОСТ Р 53325-2009 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний".

Для определения времени работы технических средств противопожарной защиты в условиях пожара впервые вводится ГОСТ Р "Электрооборудование систем противопожарной защиты. Требования пожарной безопасности. Метод определения работоспособности в условиях пожара".

Для части объектов, имевших ранее свои Правила пожарной безопасности, вводятся национальные стандарты, в частности ГОСТ Р "Объекты образования. Требования пожарной безопасности", ГОСТ Р "Объекты социальной защиты. Требования пожарной безопасности", ГОСТ Р "Сельскохозяйственные предприятия. Требования пожарной безопасности" и т.п.

Если национальные стандарты содержат требования к обеспечению пожарной безопасности конкретных объектов и технических средств, то Своды правил (СП) прописывают пути достижения задач, поставленных ГОСТами. На момент написания этой статьи на согласовании находились 13 Сводов правил.

В частности, практически закончены работы над сводом правил "Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования". Наиболее актуальными для читателей данного журнала являются первые три части этого документа:

  • "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические";
  • "Системы оповещения и управления эвакуацией";
  • "Системы отопления, вентиляции, кондиционирования и противодымной защиты".

Организационно-правовая составляющая и декларирование
Организационно-правовая составляющая заключается в введении механизма декларирования факта обеспечения пожарной безопасности собственниками объектов.

Декларирование носит обязательный характер и производится в уведомительном порядке. В декларации пожарной безопасности собственник должен либо привести расчетные величины пожарных рисков, либо перечислить нормативные документы по пожарной безопасности, требования которых он обязуется выполнять. В частности, одним из основных показателей, используемых для управления пожарной безопасностью путем оценки пожарного риска, является расчет индивидуального риска - количественной меры, характеризуемой частотой поражения опасными факторами пожара определенного человека.

"Статья б. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Пункт 5. Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона"

На проектируемый объект декларация должна составляться застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации

Пункт 3. Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации".

Собственник объекта несет административную и уголовную ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений.

"Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.

Пункт 4. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Декларации пожарной безопасности на объекты, которые будут эксплуатироваться на момент вступления регламента в силу, должны быть предоставлены не позднее 1 мая 2010 г.

"Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.

Пункт 7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу".

"Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности Пункт 4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона".

Организационно-техническая составляющая
В Техническом регламенте впервые сведены требования и отражены все необходимые связи между всеми составляющими системы противопожарной защиты, а именно:

  • объемно-планировочными решениями;
  • используемыми строительными конструкциями и материалами;
  • средствами, ограничивающими распространение пожара за пределы очага;
  • эвакуационными путями;
  • первичными средствами пожаротушения;
  • средствами индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
  • автоматическими системами пожарной сигнализации;
  • автоматическими установками пожаротушения;
  • системами оповещения людей о пожаре;
  • системами вентиляции и кондиционирования, аварийной вентиляции, пожарным водопроводом;
  • системами управления лифтами и т.п.

Живучесть систем противопожарной защиты

Одно из существенных отличий от ранее существовавшей нормативной базы заключается в том, что в Техническом регламенте время функционирования всех технических средств систем противопожарной защиты рассчитывается исходя из времени, как минимум необходимого для полной эвакуации всех людей в безопасное место. Из этого требования вытекает необходимость максимально повысить надежность и живучесть указанных средств в условиях распространения опасных факторов пожара, что является одним из основных элементов организационно-технической составляющей Технического регламента.

"Статья 51. Цель создания систем противопожарной защиты.

  1. Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий
  2. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара
  3. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности".

Как следствие, в Техническом регламенте отдельной статьей введены требования к кабелям и проводам всех систем противопожарной защиты, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

"Статья 82. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений.

2. Кабели и провода систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны в зданиях, сооружениях и строениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону".

"Статья 103. Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации.

2. Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны быть выполнены с учетом обеспечения их функционирования при пожаре в течение времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации, в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также времени, необходимого для управления другими техническими средствами".

В подзаконных нормативных документах радиоканал наравне с проводными средствами стал одним из вариантов организации линий связи в системах пожарной сигнализации, оповещения и автоматики.

ГОСТ-Р 53325-2009 "Техника пожарная Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний".

"Пункт 3.38: Линии связи: Провода, кабели, оптическое волокно, радиоканал или другие средства передачи сигналов, обеспечивающие взаимодействие и обмен информацией между компонентами системы пожарной сигнализации.

Пункт 7.1.13: ППКП и ППУ, а также иные технические средства противопожарной защиты, взаимосвязь с которыми осуществляется по радиоканальным линиям связи, должны быть адресными и обеспечивать между собой двухсторонний обмен данными. Достоверность передачи информации по радиоканальным линиям связи должна быть обеспечена техническими решениями, определяемыми производителями систем. В качестве данных технических решений могут быть предусмотрены возможности перехода на резервные частотные каналы, использование специальных протоколов обмена и иные способы повышения достоверности и надежности системы связи. При отсутствии связи с любым компонентом радиоканальной системы в течение определенного времени, но не более 300 с, ППКП и/или ППУ должны индицировать информацию о возникшей неисправности".

Свод правил. Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования.

"Часть 1. Автоматическая пожарная сигнализация и автоматическое пожаротушение.

Пункт 13.15.1: В качестве шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий связи могут применяться как проводные, так и непроводные каналы связи.

Часть 2. Оповещение и эвакуация людей при пожаре.

Пункт 2.7: Соединительные линии: Провода, кабели, а также радиоканальные линии, обеспечивающие соединение между компонентами систем пожарной автоматики, в том числе систем оповещения и управления эвакуацией.

Пункт 3.4: Радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их исправности".

Таким образом, одним из возможных вариантов реализации требований Технического регламента является использование профессиональных беспроводных адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации с двухсторонним протоколом обмена.

Техническая составляющая

Заключается в определении требований к техническим средствам пожарной автоматики, включающим отдельные установки или целые системы. Данные требования позволяют реализовать основные задачи систем противопожарной защиты и достигнуть требуемого уровня надежности и устойчивости к воздействию опасных факторов пожара (живучести).

В соответствии с Техническим регламентом автоматические установки пожарной сигнализации не могут управлять пожаротушением, оповещением и пожарной автоматикой и призваны только обнаруживать сам факт возгорания, не более Все остальные функции возложены на приборы управления оповещением, пожаротушением, лифтами, дымоудалени-ем, вентиляцией и т.п.

Согласно пункту 5 статьи 83 Технического регламента автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управления системами противопожарной защиты, приборами управления установками пожаротушения. Вся информация должна сводиться на приемно-контрольные приборы, использование дополнительных выносных ламп и кнопок, размещенных на стене, исключено.

Статья 84 содержит практически всю первую часть НПБ 104-03 вместе с ранее исключенным пунктом по управлению разблокировкой эвакуационных выходов. Теперь эти требования прописаны в федеральном законе, что еще раз подчеркивает, что обнаружение пожара - лишь малая часть задачи систем противопожарной защиты, а основной задачей является своевременная организованная эвакуация из здания всех людей.

В статье 85 Технического регламента приводятся требования к системам дымоудаления и аварийной вентиляции, которые ранее содержались в СНиП "Вентиляция и кондиционирование". Положения этой статьи также напрямую связаны с организацией своевременной и организованной эвакуации людей в случае пожара, а их невыполнение влечет за собой уголовную ответственность владельцев объектов.

Продолжение следует...

Данный материал - первый в серии публикаций о Техническом регламенте. Он раскрывает лишь часть широкого спектра вопросов, которые затрагивает новый Федеральный закон № 123. Сегодня активно продолжается работа по формированию подзаконной нормативной базы. На официальных сайтах ВНИИПО и МЧС размещаются для открытого обсуждения текущие версии проектов национальных стандартов и сводов правил.

"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - это:

  • принципиально новый подход к ответственности юридических и физических лиц;
  • инновационный подход к живучести систем пожарной безопасности.

Уже сейчас проектно-монтажным организациям необходимо подготовиться к работе в новых условиях - разобраться в требованиях новых нормативных документов, подобрать типовые технически и экономически обоснованные решения.

Значение Технического регламента как основы для введения в действие новой нормативной базы трудно переоценить, а реализация его требований позволит поднять обеспечение пожарной безопасности в нашей стране на новый качественный уровень.

Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам

1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

2. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

3. К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

1) из помещений первого этажа наружу:

а) непосредственно;

б) через коридор;

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого:

а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;

3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

4. Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

5. Эвакуационными выходами считаются также:

1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами;

2) выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1 - В4, Г и Д в помещения категорий В1 - В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;

3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа;

4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

7. В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей.

8. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

9. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

10. Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

11. Число эвакуационных выходов из здания и сооружения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания и сооружения.

12. Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий и сооружений класса Ф5 - от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания и сооружения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания и сооружения.

13. Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.

14. Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:

1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;

2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;

3) по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции;

4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;

5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3 - 5 настоящей статьи.

15. Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.

Статья 88. Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках

1. Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

2. Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону.

3. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.

4. Требования к элементам тамбур-шлюзов различных типов приведены в таблице 25 приложения к настоящему Федеральному закону.

5. Противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания или сооружения либо до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания или сооружения со стороны очага пожара.

6. Места сопряжения противопожарных стен, перекрытий и перегородок с другими ограждающими конструкциями здания, сооружения, пожарного отсека должны иметь предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград.

7. Конструктивное исполнение мест сопряжения противопожарных стен с другими стенами зданий и сооружений должно исключать возможность распространения пожара в обход этих преград.

8. Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, ворота, шторы, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

9. Общая площадь проемов в противопожарных преградах не должна превышать 25 процентов их площади.

10. В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха. Устройство общих тамбур-шлюзов для двух и более смежных помещений категорий А и Б не допускается.

11. При невозможности устройства тамбур-шлюзов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от других помещений, или противопожарных дверей, ворот, штор, люков и клапанов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категории В от других помещений, следует предусматривать комплекс мероприятий по предотвращению распространения пожара на смежные этажи и в смежные помещения.

12. В проемах противопожарных преград, которые не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения между смежными помещениями категории В или Г и помещениями категории Д должно быть предусмотрено устройство открытых тамбуров, оборудованных установками автоматического пожаротушения, или должны быть установлены вместо дверей и ворот противопожарные шторы, экраны. Ограждающие конструкции этих тамбуров должны быть противопожарными.

13. Противопожарные двери, ворота, люки и клапаны должны обеспечивать нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций. Противопожарные шторы и экраны должны выполняться из материалов группы горючести НГ.

14. Не допускается пересекать противопожарные стены и перекрытия 1-го типа каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования горючих газов, пылевоздушных смесей, жидкостей, иных веществ и материалов. В местах пересечения таких противопожарных преград каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования веществ и материалов, отличных от вышеуказанных, за исключением каналов систем противодымной защиты, следует предусматривать автоматические устройства, предотвращающие распространение продуктов горения по каналам, шахтам и трубопроводам.

15. Ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется.

16. Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.

17. В зданиях и сооружениях высотой 28 метров и более шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта.

18. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

19. Объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами.

20. В подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре.