Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом. Оперативное управление имуществом: особенности учета и налогообложения Право оперативного управления государственным имуществом

Право оперативного управления, возникшее с начала 60-х гг прошлого века как способ организации производственно-хозяйственных процессов, было действенным механизмом обеспечения материальных интересов государства. Создаваемым предприятиям – юридическим лицам – делегировались частичные обязанности по управлению экономикой. Предприятия наделялись полномочиями хозяйствовать на имущественных объектах, закрепленных за ними на принципах лимитированных прав. Со второй половины 20 века в законодательство СССР было введено определение права оперативного управления, предоставляющего предприятиям и госбюджетным учреждениям строго регламентированные полномочия.

Делегирование прав управления имуществом не исчерпало своей актуальности в современный период. Частичное сохранение уклада планово-регулируемого способа хозяйствования обусловлено переходным характером современной экономики.

Правовая форма владения недвижимым имуществом с жесткими ограничениями открывает возможность участия в экономических процессах широкого круга предприятий, не владеющих имуществом.

Порядок осуществления специального вещного права, способы и пределы его функционирования, круг субъектов определяются статьями Гражданского, Бюджетного и Налогового кодексов, федеральным законодательством, нормативными актами органов местного самоуправления.
Характер и направления деятельности организаций, получивших собственность на правах оперативного управления, регламентируются заданиями собственника имущества. На принципах ограниченных прав владения недвижимостью функционируют, в частности, такие имущественные комплексы, как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт и транспортные инженерные сооружения, жилищный фонд, учреждения здравоохранения, образования, массовой культуры и спорта, охраны общественного порядка.

Собственность как объект передачи прав

В оперативное управление допускается передача недвижимого и иного имущества разных типов собственности: государственной, муниципальной, принадлежащей городским и сельским образованиям, предприятиям, организациям, частным лицам. Недвижимое имущество в контексте гражданского и экономического права, имеет ряд характерных признаков: четкая определенность расположения и невозможность перемещения без утраты его основных свойств, индивидуальная обособленность, высокая стоимость и юридически закрепленный правовой статус с необходимостью государственной регистрации.
Предприятие – особый тип недвижимости, участвующий в имущественном государственном обороте. Вся совокупность имущества предприятия: недвижимые, ценные вещи, движимое имущество, обязательства, денежные средства, задолженности, объекты интеллектуальной собственности – выступает как единое целое. В определенных обстоятельствах все составляющие имущественного комплекса предприятия признаются самостоятельными объектами собственности. В имущественных отношениях действует важная категория – особо ценное движимое имущество, стоимость которого выше принятых критериев и утрата которого приводит к непреодолимым затруднениям в функционировании предприятий.

Особенности имущественных прав предприятий

Круг субъектов права оперативного управления – предприятия на основе всех форм собственности в статусе юридических лиц. К ним относятся коммерческие организации – унитарные (казенные) предприятия и учреждения, и некоммерческие организации, функционирующие на средства собственника. Собственник может целенаправленно создавать учреждения – субъекты права управления, выступая их учредителем и определяя объем правовых полномочий. Учреждения создаются для реализации производственных, управленческих, социально-культурных и других функций. Собственник определяет порядок планирования и исполнения этих задач, частично или полностью осуществляет финансирование их деятельности, реорганизовывает, ликвидирует созданные предприятия в одностороннем порядке.
В зависимости от юридического статуса организации приобретают права управления имуществом с различным объемом правомочий. Уровень и границы правообладания имуществом определяются действующими законодательными нормами, условиями договора или контракта и решениями собственника по вопросам, которые законодательство отводит к его компетенции.
Казенные предприятия – унитарные, хозяйственные общества, товарищества, кооперативы – осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли от выполнения работ, государственных услуг, функций властных органов всех уровней. Финансирование таких предприятий осуществляется из соответствующих бюджетов. На учреждения (бюджетные, автономные) органы федеральной власти и местного самоуправления возлагают задания по оказанию услуг и мероприятий по проведению экспертиз, подготовке решений органов власти для оформления лицензий, свидетельств, регистрации сделок. Характер деятельности бюджетных, автономных, и казенных предприятий часто может быть одинаковым, но осуществляется он в разных режимах и нормах пользования, распоряжения и владения имуществом, полученным в оперативное управление.

Процедурные вопросы юридического закрепления прав на имущество

Правовой статус недвижимого имущества и его изменения легитимны после процедуры государственной регистрации. Она совершается на основании постановления собственника о передаче обособленных от остального его имущества объектов в оперативное управление учреждению. Передаваемое имущество должно быть четко идентифицировано указанием кадастровых номеров, планами объектов недвижимости и земельных участков, технической документацией. Стороны-участники сделки заключают договор или контракт, правила оформления которых установлены действующими нормами. Изменение правового статуса переданного имущества, возникновение у получателя прав собственности и полномочий по управлению им наступают после оформления государственной регистрации.
Регистрация проводится по адресу расположения имущества, а при передаче имущественных комплексов предприятий – по юридическому адресу учреждения-получателя права. Для регистрации учреждение направляет в регистрирующий орган заявление, акт собственника, пообъектный список имущества с указанием инвентарных номеров, остаточной и балансовой стоимости, начисленной амортизации и другие необходимые документы.

Право оперативного управления может передаваться на действующие имущественные комплексы, находящиеся в процессе реконструкции или строительства. Для объектов, не завершенных строительством, допускается совершение регистрации права собственности на недвижимость и передачи ее в оперативное управление одновременно.

Основные принципы хозяйствования

Правовое поле оперативного управления имуществом предполагает разнообразные регламенты функционирования субъектов управления в части уровня ответственности по отношению к имуществу, организации деятельности и финансовых механизмов. Это достигается сочетанием норм законодательного права и механизмов регулирования практики имущественного оборота специальными условиями договорных отношений сторон, решениями собственника.
Владельцем и распорядителем имущества, переданного на условиях права оперативного управления, фактически остается собственник. Он может изъять имущество из оборота предприятия на основаниях, определенных законом: в случаях, когда имущество не используется, эксплуатируется не по назначению или оказалось излишним. Все остальные операции с имуществом могут производиться по предложениям учреждения, но с согласия собственника, от его лица либо самим собственником. Аналогичный порядок применяется в отношении имущества, приобретаемого учреждением в соответствии с поручениями собственника и на его средства. К компетенции собственника относится планирование хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Прямой обязанностью организаций, наделенных этим правом управления имуществом, является выполнение заданий собственника. Предприятия всех трех типов без согласия собственника не правомочны отчуждать имущество, закрепленное за ними при оформлении права, а также приобретаемое на выделенные им средства. Казенные, бюджетные и автономные предприятия могут осуществлять предпринимательскую деятельность, не входящую в круг их обязанностей, определенных заданиями собственника, при условии, что это не противоречит положениям учредительных документов.

Полномочия правообладателей имущества собственника

Казенные предприятия имеют наибольшие ограничения прав: всей совокупностью полученного от собственника имущества (движимого и недвижимого) они распоряжаются только с его согласия. К компетенции казенного предприятия относится самостоятельная реализация продукции и товаров, полученными от этого доходами оно может распоряжаться в порядке, установленном собственником. В обычной практике этот означает, что часть доходов по нормативам направляется на производственное развитие и социальные нужды, а остальное перечисляется в бюджеты надлежащих уровней.
Бюджетные и автономные предприятия, как и казенные, недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом распоряжаются с согласия собственника. В отличие от казенных предприятий, им предоставляется право самостоятельно распоряжаться остальным имуществом, включая движимое, не относящееся к особо ценному.

Автономные и частные предприятия законодательно наделены правами оказывать платные услуги. Допускается выполнение иных работ и услуг, характер которых не противоречит направлению деятельности предприятия и положениям уставных документов. Полученными доходами предприятие распоряжается самостоятельно, но в контексте целей, для которых оно создано. Приобретаемое на эти доходы имущество становится собственностью автономного предприятия, учитывается на отдельном балансе, проводится его государственная регистрация. Предприятие становится обладателем имущества с разными правовыми статусами.
Оформление права в оперативное управление может быть срочным и бессрочным. Изменение срока действия этой правовой нормы подлежит регистрации в государственных органах. Фактически право оперативного управления по своей природе не является владением имуществом, даже на условиях ограничений. Это скорее обязанности и полномочия по отношению к имуществу собственника.

К числу объектов, которые передаются с правом оперативного управления, относят следующую собственность:

  • муниципальная;
  • государственная;
  • частная;
  • из фонда, располагаемого сельскими и городскими образованиями.

Правила использования права оперативного управления регламентируются положениями различных законодательных актов из Гражданского, Налогового, Бюджетного Кодекса, федеральными законами и актами региональных властей. Разрешенные направления ведения деятельности в отношении определенного имущества, также регулируются собственником. Понятие права оперативного управления Определение права оперативного управления включает права владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом владельца на основании норм закона, согласно заданиям собственника, предназначению объектов и целями деятельности учреждения.

Что такое оперативное управление имуществом?

К компетенции казенного предприятия относится самостоятельная реализация продукции и товаров, полученными от этого доходами оно может распоряжаться в порядке, установленном собственником. В обычной практике этот означает, что часть доходов по нормативам направляется на производственное развитие и социальные нужды, а остальное перечисляется в бюджеты надлежащих уровней.Бюджетные и автономные предприятия, как и казенные, недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом распоряжаются с согласия собственника. В отличие от казенных предприятий, им предоставляется право самостоятельно распоряжаться остальным имуществом, включая движимое, не относящееся к особо ценному.


Автономные и частные предприятия законодательно наделены правами оказывать платные услуги.

Особенности управления недвижимостью в условиях ограниченных прав

Для регистрации учреждение направляет в регистрирующий орган заявление, акт собственника, пообъектный список имущества с указанием инвентарных номеров, остаточной и балансовой стоимости, начисленной амортизации и другие необходимые документы. Право оперативного управления может передаваться на действующие имущественные комплексы, находящиеся в процессе реконструкции или строительства. Для объектов, не завершенных строительством, допускается совершение регистрации права собственности на недвижимость и передачи ее в оперативное управление одновременно.
Вернуться к оглавлению Основные принципы хозяйствования Правовое поле оперативного управления имуществом предполагает разнообразные регламенты функционирования субъектов управления в части уровня ответственности по отношению к имуществу, организации деятельности и финансовых механизмов.

Договор оперативного управления имуществом

Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. 8. Списание муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждений и казенных предприятий, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и статьей 12 настоящего Положения. 9. Учреждение и казенное предприятие, в оперативном управлении которого находится помещение в многоквартирном доме, несет бремя расходов по внесению платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; внесению взноса на капитальный ремонт.
10.

Статья 296. право оперативного управления

Учреждения создаются для реализации производственных, управленческих, социально-культурных и других функций. Собственник определяет порядок планирования и исполнения этих задач, частично или полностью осуществляет финансирование их деятельности, реорганизовывает, ликвидирует созданные предприятия в одностороннем порядке.В зависимости от юридического статуса организации приобретают права управления имуществом с различным объемом правомочий. Уровень и границы правообладания имуществом определяются действующими законодательными нормами, условиями договора или контракта и решениями собственника по вопросам, которые законодательство отводит к его компетенции.Казенные предприятия - унитарные, хозяйственные общества, товарищества, кооперативы - осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли от выполнения работ, государственных услуг, функций властных органов всех уровней.

Что такое оперативное управление имуществом

Порядок осуществления специального вещного права, способы и пределы его функционирования, круг субъектов определяются статьями Гражданского, Бюджетного и Налогового кодексов, федеральным законодательством, нормативными актами органов местного самоуправления.Характер и направления деятельности организаций, получивших собственность на правах оперативного управления, регламентируются заданиями собственника имущества. На принципах ограниченных прав владения недвижимостью функционируют, в частности, такие имущественные комплексы, как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт и транспортные инженерные сооружения, жилищный фонд, учреждения здравоохранения, образования, массовой культуры и спорта, охраны общественного порядка.

Оперативное управление муниципальным имуществом

Собственность как объект передачи прав В оперативное управление допускается передача недвижимого и иного имущества разных типов собственности: государственной, муниципальной, принадлежащей городским и сельским образованиям, предприятиям, организациям, частным лицам. Недвижимое имущество в контексте гражданского и экономического права, имеет ряд характерных признаков: четкая определенность расположения и невозможность перемещения без утраты его основных свойств, индивидуальная обособленность, высокая стоимость и юридически закрепленный правовой статус с необходимостью государственной регистрации.Предприятие - особый тип недвижимости, участвующий в имущественном государственном обороте. Вся совокупность имущества предприятия: недвижимые, ценные вещи, движимое имущество, обязательства, денежные средства, задолженности, объекты интеллектуальной собственности - выступает как единое целое.

Право оперативного управления

Право оперативного управления в отношении муниципального имущества возникает у Учреждения и казенного предприятия с момента передачи имущества по акту приема-передачи, если иное не установлено действующим законодательством. 4. Учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия Собственника. Согласие Собственника на распоряжение имуществом выносится в форме постановления Администрации города за исключением сделок, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.


Согласие на совершение муниципальным бюджетным учреждением крупной сделки выносится в форме постановления Администрации города.

Передача в оперативное управление муниципального имущества

В определенных обстоятельствах все составляющие имущественного комплекса предприятия признаются самостоятельными объектами собственности. В имущественных отношениях действует важная категория - особо ценное движимое имущество, стоимость которого выше принятых критериев и утрата которого приводит к непреодолимым затруднениям в функционировании предприятий. Вернуться к оглавлению Особенности имущественных прав предприятий Круг субъектов права оперативного управления - предприятия на основе всех форм собственности в статусе юридических лиц. К ним относятся коммерческие организации - унитарные (казенные) предприятия и учреждения, и некоммерческие организации, функционирующие на средства собственника. Собственник может целенаправленно создавать учреждения - субъекты права управления, выступая их учредителем и определяя объем правовых полномочий.
Статья 8. Передача муниципального имущества в оперативное управление 1. В оперативное управление муниципальное имущество передается муниципальным автономным, бюджетным и казенным учреждениям, муниципальным казенным предприятиям (далее — Учреждения и казенные предприятия). 2. Основанием для передачи муниципального имущества в оперативное управление, изъятия имущества из оперативного управления Учреждений и казенных предприятий (приема имущества в муниципальную казну) является постановление Администрации города, за исключением случаев, установленных настоящим Положением. Передачу имущества, входящего в состав муниципальной казны, в оперативное управление и прием имущества в муниципальную казну осуществляет Управление. 3.

20. В графе «Особые отметки регистратора» указываются сведения об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия (выявленным объектам культурного наследия), о наличии правопритязаний, об оспаривании в судебном порядке права на объект недвижимого имущества, о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о проживающих в жилом помещении членах семьи

Как оформить право оперативного управления

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Федеральным законом от 3 ноября 2006 г.

N 175-ФЗ статья 296 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона 1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Особенности управления недвижимостью в условиях ограниченных прав

Право оперативного управления, возникшее с начала 60-х гг прошлого века как способ организации производственно-хозяйственных процессов, было действенным механизмом обеспечения материальных интересов государства.

Создаваемым предприятиям – юридическим лицам – делегировались частичные обязанности по управлению экономикой. Предприятия наделялись полномочиями хозяйствовать на имущественных объектах, закрепленных за ними на принципах лимитированных прав.

Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника либо же доверенного лица/организации. Указанные лица либо учреждения могут распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации. Оперативное управление - это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей.

Государственная регистрация права оперативного управления организации на объект, созданный в результате реализации бюджетных инвестиций

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ собственности и другие вещные на недвижимые вещи, ограничения этих, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию на недвижимость и сделок с ней. Согласно ч. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав

хозяйственного ведения обладают государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Указанные субъекты права не могут продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или распоряжаться недвижимостью другим способом без согласия собственника. Правом оперативного управления обладают казенные предприятия, а также учреждения.

Распорядительный документ о закреплении имущества за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; Контракт на право хозяйственного ведения (оперативного управления); Свидетельство на хозяйственного ведения или оперативного управления для объектов нежилого фонда, переданных в хозяйственное ведения (оперативное управление) до 16.10.2001г.

Регистрация права хозяйственного ведения

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп.

вступ. в силу с 06.08.2018) 1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию на недвижимость и сделок с ней.

Оперативное управление

Оперативное управление

Право оперативного управления

Оперативное управление имуществом

Право оперативного управления имуществом

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Оперативное управление предприятием

Система оперативного управления

№ п/п

Элемент процесса

Система документооборота, дополнительные программные продукты

Система оперативного управления

Представитель ЗАО «Потребитель», Покупателев А.И., связывается по телефону с ОАО «Поставщик» для выяснения условий сервисного обслуживания парка ПК. Контакт фиксируется.

Визуальный слой CRM

Руководитель отдела продаж ОАО «Поставщик» поручает подчинённому сотруднику Продавцову М.А. вести работу с представителем ЗАО «Потребитель».

Визуальный слой DOCFLOW

Продавцов М.А. ведёт предварительные переговоры с Покупателевым А.И. по телефону, готовит проект договора с ЗАО «Потребитель». Контакты фиксируются. Формируется первая электронная редакция договора.

Визуальные слои CRM и DOCFLOW

Проект договора согласуется с Покупателевым А.И. Фиксируется новая электронная редакция договора с учётом замечаний.

CRM-система и система документооборота

Визуальные слои CRM и DOCFLOW

Новая редакция договора от ЗАО «Потребитель» согласуется в ОАО «Поставщик» в планово-экономическом отделе, бухгалтерии и у юриста.

Визуальный слой DOCFLOW

Для организации встречи с Покупателевым А.И. и заключения договора, Продавцов М.А. формирует заявку на представительские расходы. Добавляется заявка в электронном виде, из кассы выдается необходимая сумма.

Визуальный слой BUDGET

Договор подписывается с обеих сторон и ЗАО «Потребитель» оплачивает договор. Сумма оборота по договору отражается в автоматизированной системе.

Визуальный слой BUDGET

На основании заключенных договоров сотруднику отдела продаж ОАО «Поставщик» Продавцову М.А. устанавливается премия.

Система учёта надбавок и премий

Визуальный слой STAFF

На основании заключённых договоров и затраченных ресурсов в планово-экономическом отделе ОАО «Поставщик» устанавливается рентабельность предоставляемой услуги по обслуживанию ПК.

CRM-система, система бюджетирования

Визуальный слой CRM

В отделе продаж ОАО «Поставщик» производится анализ услуг и клиентской базы. Ведётся учёт всей истории
взаимодействия.

Визуальный слой CRM

В планово-экономическом отделе производится планирование затрат и объемов продаж на очередной период.

Оперативное управление: определение, порядок оформления

Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника либо же доверенного лица/организации. Указанные лица либо учреждения могут распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации.

Суть оперативного управления

Оперативное управление — это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей. Фактически, это реализация производственного плана, а также непрерывный контроль за полнотой и своевременностью его выполнения. Этот экономический механизм позволяет получать прибыль от неиспользуемого оборудования путем передачи его третьим лицам на определенных условиях.

Особенности оперативного управления

Оперативное управление характеризуется рядом специфических особенностей:

  • осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса с целью достижения запланированных результатов;
  • последствия наступают не только в конкретный момент осуществления управления, но также и в последующие периоды (причем это может также касаться того времени, когда срок действия договора на оперативное управление истек);
  • имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия и действия не несут никакого смысла (может выражаться как в денежных единицах, так и в показателях, касающихся производительности труда);
  • является основой тактических и стратегических планов, представляя собой главный механизм претворения их в реальность.

Процесс оперативного управления

Процесс оперативного управления включает в себя ряд обязательных мероприятий, среди которых стоит выделить:

  • установление точных координат, а также временных рамок, в соответствии с которыми будет производится эксплуатация объектов;
  • ведение непрерывного учета всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления;
  • постоянный мониторинг текущего состояния дел с целью сравнения его с плановыми показателями;
  • оперативное реагирование на отклонения в производственном процессе с целью внедрения корректирующих мероприятий.

Право оперативного управления

Распоряжение тем или имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но также и регулируется законодательными актами. Право оперативного управления предоставляется либо непосредственному собственнику объектов, либо же организации, которой он делегировал определенные обязанности. Можно сказать, что предприятие обладает весьма ограниченными полномочиями, ведь фактический владелец может в любое время поступить с имуществом по своему усмотрению.

Говоря о материальных объектах, которые находятся в ведении муниципальных структур, или же были переданы им в собственность, следует заметить, что процесс оперативного управления в данном случае регулируется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. При этом ценности, переданные в ведение государственного или любого другого объекта, должны быть немедленно зарегистрированы в налоговом реестре.

Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению и в соответствии с целями, указанными в уставных документах организации. В случае нарушения данного условия собственник имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, который будет составлен по итогам проведения специальной проверки.

Функции оперативного управления

Довольно распространенной является передача собственником определенного имущества в ведение доверенного лица или определенной организации. Функции оперативного управления могут быть описаны следующим образом:


Управление и ведение

Оперативное ведение и оперативное управление — это разновидности прав, определяющих степень собственности и полномочий касательно распоряжения теми или иными объектами. Эти категории определяют взаимоотношения собственников, доверенных лиц, а также персонала, который непосредственно имеет дело с имуществом, переданным организации в управление.

Оперативное ведение и оперативное управление — неравноправные понятия. Так, субъектами первого могут быть только юридические лица, оформленные как предприятия конкретных видов. Говоря об оперативном управлении, стоит сказать, что в данных отношениях могут принимать участие как производственные, так и некоммерческие организации и общества, а также лица-предприниматели.

Хозяйственное и оперативное управление различаются также объемами полномочий, предоставленных сторонам. Первое является более широким, поскольку такое право может предоставляться непосредственно коммерческому предприятию. Что касается второй категории, то здесь речь может идти о казенных организациях или же об учреждениях, не имеющих своей целью получение прибыли.

Управление предприятием

Оперативное управление предприятием включает в себя несколько составляющих. Так, первая из них представляет собой комплекс действий относительно производственных и непроизводственных затрат, а именно:

  • определение структуры, а также систематизация различных видов издержек с целью их оптимизации и минимизации;
  • регулярное ведение учета и составление отчетности как для внутреннего пользования, так и для предоставления собственнику;
  • определение себестоимости производимой продукции, а также факторов, на нее влияющих;
  • установление принципов зависимости между себестоимостью и размером чистой прибыли;
  • формирование ценовой политики, которая бы позволяла получить максимальный результат в денежном выражении;
  • составление планов затрат и издержек, а также постоянный контроль за их исполнением;
  • проведение анализа отчетных показателей с целью усовершенствования механизмов работы.

Также стоит отдельно выделить управление запасами, которое подразумевает:

  • ведение учета товарно-материальных ценностей в складских помещениях с целью постоянного их пополнения и рационального использования;
  • определение оптимальной системы размещения производственных запасов в границах предприятия (с точки зрения логистики);
  • непрерывный контроль качества и сроков годности сырья и готовой продукции во избежание непроизводственных потерь;
  • организация контроля за работой персонала, задействованного в складском хозяйстве.

Оперативное управление денежными средствами

Деньги в различных формах — это неотъемлемый элемент и даже необходимое условие существования организации. Оперативное управление данным элементом включает в себя ряд мероприятий:

  • контроль движения денег как в наличной, так и в безналичной форме (на банковских счетах);
  • анализ операций с использованием иностранной валюты;
  • ведение налоговой отчетности для своевременной подачи документов в специализированные органы и осуществление соответствующих платежей;
  • аудит финансовой документации как собственными силами, так и путем привлечения профессиональных экспертов со стороны;
  • оценка финансового состояния предприятия на основе расчета и анализа специальных коэффициентов;
  • ведение и анализ бухгалтерской документации.

Система управления

Система оперативного управления включает в себя следующие составляющие:

  • управление затратами на производственные и непроизводственные мероприятия;
  • управление деньгами, которые содержатся как в наличной форме, так и на банковских счетах;
  • управление запасами и ресурсами, которые задействованы в процессе производства;
  • управление закупками и поставками;
  • управление производственными активами;
  • определение эффекта от проведенных мероприятий и сопоставление его с запланированным.

Неотъемлемой частью данной системы является четкий и спланированный документооборот. Каждая из операций, касающихся оперативного управления, должна быть зафиксирована и оформлена должным образом, кроме того, должна быть составлена система отчетности.

Процедура регистрации

В некоторых случаях может возникнуть необходимость передать третьим лицам и организациям свою собственность. Оперативное управление — это один из лучших вариантов. Процедура регистрации подобного рода отношений подразумевает следующие действия:

  • экспертиза подлинности и правильности составления документов, которые поданы как собственником, так и доверенным лицом;
  • запрос в государственные органы с целью получения разрешения на регистрацию оперативного управления;
  • проведение экспертизы и технической инвентаризации объектов собственности, касательно которых будут заключены договорные отношения;
  • регистрация оперативного управления в специализированных государственных органах и получение соответствующих документов.

Документы для оформления

Для того чтобы официально оформить оперативное управление организацией, необходимо предоставить в регистрационные органы следующий перечень документов:

  • оригиналы, а также нотариально заверенные копии учредительных документов предприятия;
  • кадастровый паспорт или же план производственных и непроизводственных помещений;
  • договор, в котором содержатся сведения о передаче прав и полномочий, касающихся оперативного управления;
  • документ, в котором содержится информация об имуществе, передаваемом третьему лицу или организации;
  • акт, фиксирующий прием имущества доверенным лицом.

Объекты управления

Объект оперативного управления может представлять собой движимое и недвижимое имущество, производственное оборудование или же организацию в целом. При этом придется решить ряд задач и ответить на некоторые вопросы, а именно:

  • определение целей оперативного управление, а также разработка плана тактических мероприятий, направленных на достижение желаемого эффекта;
  • определение путей, а также изыскание средств для организации результативной эксплуатации переданных в оперативное управление объектов собственности;
  • организация поставок материальных и сырьевых ресурсов для бесперебойного функционирования производственного процесса;
  • непрерывный контроль за достижением плановых показателей;
  • периодический анализ отчетности для выявления отклонений с целью принятия управленческих решений касательно совершенствования процесса производства.

Оперативное управление — это эффективный инструмент, который позволяет достичь высокого экономического эффекта путем передачи имущества в ведение третьим лицам или организациям.

Что такое право оперативного управления

В наше время многие юридические предприятия оформляют на себя право оперативного управления субъектом недвижимости. Такое ведение является выгодным, как для собственника помещения, так и для представителя юридической компании. Каким образом можно оформить данное ведение, будет рассмотрено в данной статье далее.

Суть права оперативного управления

В юридической практике под правом оперативного управления (ведения) понимается имущественное ведение, которым будет обладать казенное предприятие на конкретное имущество. Такой недвижимый объект будет закреплен за данным предприятием.

Суть этого ведения будет заключаться в следующем:

  1. Заинтересованное лицо может владеть и пользоваться данным помещением;
  2. Субъект права оперативного управления может распоряжаться только в том случае, если собственник имущества дал свое согласие на проведение данных сделок.

Субъекты и объекты

К субъектам, которые могут оперативно управлять недвижимым помещением, могут относиться следующие предприятия:

  1. Медицинские учреждения;
  2. Учебные заведения;
  3. Фирмы, занимающиеся научной деятельностью;
  4. Спортивные организации.

Объектами такого ведения могут являться такие виды недвижимости, как:

  1. Государственные фирмы;
  2. Муниципальные учреждения;
  3. Недвижимость, которой владеют городские или сельские организации по образованию;
  4. Помещения, находящиеся во владении частных организаций.

Право оперативного управления организацией заключается в том, что заинтересованное учреждение сможет выполнять следующие действия:

  1. Субъект ведения может распоряжаться доходами , которые были полученные при осуществлении деятельности согласно уставу предприятия;
  2. Не может отчуждать вверенное ему помещение даже , когда основной собственник предприятия дал свое согласие;
  3. Будет нести ответственность перед кредитными организациями только в том размере, которые находятся в его распоряжении.

К особенностям данного вида права относится то, что:

  1. Такое ведение в обязательном порядке должно иметь целевой характер , соответствующий целям конкретной организации;
  2. Главный собственник имущества будет нести субсидиарную ответственность по всем долгам , имеющиеся у субъектов права оперативного управления.

Право оперативного управления предприятием имеет следующие условия:

  1. Все денежные средства, заработанные казенным предприятием , будут распределяться всегда тем заинтересованным лицом, который является главным собственником имущества;
  2. Продукция, произведенная данным предприятием , данная фирма может продавать самостоятельно.

Регистрация права

Для того, чтобы зарегистрировать право на имущество, должно иметься основание. Таким основанием может являться специальная бумага от собственника предприятия:

Данные документы должны содержать следующую информацию:

  1. Полное название компании, которая обладает юридическим статусом;
  2. Наименование того типа права, согласно которому будет зарегистрирован данный объект недвижимости;
  3. Информация об имуществе.

В государственной организации услуга по регистрации будет предоставлена заинтересованному лицу бесплатно. Через 10 дней после подачи всех необходимых документов представитель фирмы сможет забрать свидетельство, на основании которого данная компания сможет пользоваться объектом недвижимости.

Пошаговая инструкция

Для осуществления регистрации ведения на недвижимость представителю, который заинтересован в проведение данной процедуры, необходимо действовать согласно следующему алгоритму:

  1. Собрать конкретный пакет нужных документов;
  2. Со всеми важными бумагами гражданин должен будет обратиться в компетентную государственную организацию, например:
    • Многофункциональный центр;
    • ЕГРП.
  3. Сотрудники данного госучреждения должны будут проверить все сданные заинтересованным лицом документы и назовут дату, когда заинтересованное лицо должно будет прийти за свидетельством о регистрации прав на данное имущество;
  4. Представитель юридической фирмы должен прийти в Росреестр в назначенный день и получает свидетельство о государственной регистрации конкретного недвижимого объекта.

Необходимые документы

Для того, чтобы у заинтересованного лица была возможность получения имущества в хозяйственное ведение, ему необходимо предоставить в госучреждение определенный перечень документов:

  1. Паспорт заявителя;
  2. Справку об уплате государственной пошлины;
  3. Документы организации, к которым относятся:
  4. Специальная выписка из такой государственной компании, как ЕГРЮЛ;
  5. Доверенность на имя представителя юридической организации. Такая бумага должна быть в обязательном порядке заверена у сотрудников нотариальной службы;
  6. Справка, которая будет подтверждать передачу имущества в пользовании юридического лица;
  7. Документация технического характера на конкретный объект недвижимости. Такими документами могут быть:
    • Кадастровый паспорт;
    • Технический паспорт.
  8. Бумаги, подтверждающие то, что заинтересованный представитель юридической компании теперь обладает правом владения этим помещением;
  9. Документ, который сможет подтвердить закрепление данного объекта за юридическим предприятием;
  10. Заявление о проведении госрегистрации от этого юридического лица.

Если представитель юридической организации, в чьем ведении находиться субъект недвижимого имущества, будет знать определенный алгоритм действий по данному делу, то такой регистрационный процесс затянется на долгое время,

Регистрация права оперативного управления (хозяйственного ведения)

Стоимость услуг по регистрации права оперативного управления

Регистрация права оперативного управления

В комплект услуг по регистрации права оперативного управления (хозяйственного ведения) входит:

  • Правовая экспертиза представленных Заказчиком документов для регистрации права оперативного управления
  • Подготовка и направление запросов в государственные органы власти, если это необходимо для регитрации прав оперативного управления
  • Подготовка документов, необходимых для проведения уполномоченным органом технической инвентаризации (в случае необходимости)
  • Формирование пакета документов, необходимого для государственной регистрации права оперативного управления
  • Представление документов в Федеральную Регистрационную Службу, сопровождение государственной регистрации права оперативного управления, получение зарегистрированных документов и передача их Заказчику

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права оперативного управления (хозяйственного ведения)

учредительные документы (нотар. копии), выписка из ЕГРЮЛ,

кадастровый паспорт/поэтажный план, экспликация, справка по форме1а,

контракт на право оперативного управления,

распорядительный документ о закреплении имущества за организацией на праве оперативного управления,

акт приема-передачи имущества,

решение собственника о создании учреждения

Помимо права собственности к числу важнейших вещных прав, подлежащих государственной регистрации, относятся право хозяйственного ведения и оперативного управления .

Правом хозяйственного ведения обладают государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Указанные субъекты права не могут продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или распоряжаться недвижимостью другим способом без согласия собственника. Правом оперативного управления обладают казенные предприятия, а также учреждения. Казенные предприятия и учреждения вправе отчуждать и распоряжаться имуществом лишь с согласия собственника. Учреждения не могут отчуждать и распоряжаться закрепленным за ними имуществом.

При реорганизации юридических лиц право у вновь образованных организаций возникает с момента их государственной регистрации в ЕГРП. С момента регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления государственного (муниципального) предприятия или учреждения в силу закона возникает право собственности государства или муниципального образования, в чьем ведении находится данная организация. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется при переходе предприятия к другому собственнику.

Всегда Ваш деловой Партнер,
«Департамент недвижимости»

Статья написана по материалам сайтов: juridicheskii.ru, center-yf.ru, businessman.ru, nasledovanie24.ru, www.mos-registr.ru.

Такой объект имущества находиться во владении государства либо муниципалитета, распоряжение им возможно только с разрешения владельца. Процедура подобного управления должна быть зарегистрирована, согласно закона. Что интересно такое понятие, как и схема ведения дел используется только странах постсоветского пространства.

Прежде чем разбираться в этом понятии, следует понять, что вообще такое вещные права. Согласно закона у каждого человека существуют вещные и обязательственные права. В этом аспекте следует рассмотреть особенные черты интересующих нас прав, среди них:

  1. Это абсолютное право. То есть имеется в виду, что человек, который владеет чем-либо, в противоставление другим людям, которые не являются истинным владельцем подобного имущества. По закону это огромное количество людей не имеет права нарушать полномочия истинного владельца.
  2. Оно может признаваться только в том случае, когда это прописано в нормах закона и предусмотрено ним.
  3. Объектом может выступать только одна единственная вещь, ее параметры и применение в этом случае не имеет значения.

Теперь можно рассматривать оперативное управление, как ограниченное вещное право, оно отличается объемом полномочий, который имеется у владельца. В этом случае что-либо находиться в собственности одного лица и при этом во владении другого лица оно также есть, но при этом возможности управления ограничены.

Важно! Подобные права могут возникать вне воли владельца, в следствии действия права следования, когда права идут за вещью.

Обозначение

Оперативное управление – это , является производным от права владения. Пользоваться им может исключительно юрлицо. Если сказать проще, то суть в том, что собственность, находящаяся во владении муниципалитета, госучреждения может быть применена по необходимости, то есть право на подобные действия передаются другому лицу, хотя они и ограничены.

Собственник он же руководитель предприятия имеет следующие права:

  • Создание задач и установление сроков их выполнения.
  • Внесение изменений в организационную структуру.
  • Контроль организационных процессов.
  • Контроль над правильностью и законностью использования имущества.
  • Назначение руководящего состава, он же может быть контролирующим органом от государства.

Есть также четкие ограничения подобного формата управления госимуществом, среди них:

  1. Операции по продаже, в том числе отдельных объектов.
  2. Сдача в аренду.
  3. Использование в качестве залога при кредитовании.

Важно! Если получить разрешение от первичного владельца, то есть государства, даже подобные действия могут быть разрешенными.

Среди других особенностей, следует выделить такие:

  • Субъекты не могут делиться на части и паи, он передаются управляющему только единым целым.
  • Отвечает за вверенное имущество управляющий, помимо того оно находиться на балансе его предприятия.
  • Лицо, осуществляющее рассматриваемое управление все равно находиться в подчинении первичного собственника.

Ограниченное право

Именно так можно сказать об оперативном управлении, среди самых важных черт можно выделить такие:

  1. Управляться подобным образом могут исключительно казенные и чаще всего производственные предприятия, имущество находиться в собственности государства непосредственно или через муниципалитет.
  2. Оперативный управленец распоряжается имуществом, но только в той области, где функционирует предприятие. Иногда корректировка тех или иных действий происходит за счет указаний собственника.
  3. Распоряжаться ввереным без согласия государства нельзя. Единственное что возможно – это продавать произведенную продукцию.

Функции и задачи управляющего

Тот, кто стоит у руля оперативного управления имеет определенные функциональные задачи, которые становясь владельцем, обязан выполнять. Также перед ним ставятся конкретные задачи, ответственность за который он несет.

Функции

Среди них такие:

  • Координация работы всех структурных подразделений. Если рассмотреть производственное предприятие полного цикла, то тут в круг функций управляющего входит обработка заказов, связь с производственными мощностями, реализация готового товара.
  • Работа с документооборотом. В этом случае отвечает оперативный управляющий, а не конечный собственник, то есть все необходимые бумаги, в частности отчеты должны быть готовы своевременно, иначе ответственности по закону не миновать.
  • Планирование. Управляющие контролирует сроки выполнения поставленных задач. Кроме того, собственнику обязательно предоставляется отчет.
  • Управление производством, в том числе контроль качества изготовленных товаров.
  • Учет издержек, которые невозможно исключить, адекватное их обоснование.
  • Техническая составляющая для выполнения производственных задач, то есть оснащение всем необходимыми агрегатами, учет, сохранность и отправка произведенных товаров.
  • Учет запасов и своевременная закупка сырья.

Задачи

Задачи, которые ставятся перед оперативным собственником многочисленны, но основная – это сделать производство прибыльным. Среди ключевых задач, которые этому способствуют:

  1. Определение объемов производимых товаров, которые возможно производить на имеющихся мощностях.
  2. Выбор места размещения производства, опираясь на параметр цена-качество.
  3. Координация заказов, которые поступают на предприятие.
  4. Выдача заданий для работы.
  5. Установление адекватных сроков для выполнения.
  6. Контроль над соблюдением правил, сроков.
  7. Обеспечение наибольшей эффективности работы.

Как взять в аренду имущество под подобным управлением?

Далеко не каждое имущество, находящееся под оперативным управлением взять в аренду сложно, но существует процедура, позволяющая это сделать. Полномочия собственника делегированные, поэтому по своему усмотрению он не может распоряжаться тем, чем управляет и отдавать его в аренду или продавать.

Важно! Обсуждать возможность сдачи в аренду подобной собственности необходимо обсуждать с государственными органами, то есть фактическими владельцами.

Процедура такая:

  • Прошение на имя собственника (государства) о возможности получит имущества в аренду. Причем в кругу интересов могут быть только не задействованные .
  • К подобному прошению следует прикрепить , в ней указывается: характеристика здания, помещения, которое заинтересовало, обоснованная целесообразность аренды и влияние ее на работу предприятия.

Если доводы устроили государство/муниципалитет, то аренды. Финансы, вырученные от сдачи в аренду, направляются предприятию в качестве вспомогательного бюджетного финансирования.

Передача имущества под оперативное управление

Для того чтобы факт передачи имущества под оперативное управление был зафиксирован, необходимо произвести следующие манипуляции:

  1. Составление акта приема-передачи, согласно с требованиями закона.
  2. Заверение акта. Это делают обе стороны, после этого бланки регистрируют.
  3. Только после этого помещения/здание переходят на баланс оперативного управляющего.

Вывод

Хотя оперативное управление на данный момент активно используется в нашей стране, нормативы, которые на данный момент прописаны в законе устаревшие. Возможности управления ограничены, но именно благодаря передаче в управление юридическому лицу, госимущество (предприятия) могут работать и приносить доход.