Консультация для родителей «Мы изучаем татарский язык. Эффективные формы и методы обучения татарскому языку детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей) Консультации для родителей на татарском языке в детском саду

Консультация для родителей "Обучение татарскому языку русскоязычных детей"

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.

В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Учитывая возрастные особенности детей, и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию, в саду проводятся занятия по изучению татарского языка с русскоязычными детьми. В конспектах занятий ставятся такие задачи:

*повышение у детей словарного запаса;

*участие детей в диалогах, развитие у детей памяти, воображения;

*вызвать у детей интерес к татарскому языку;

*воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;

*познакомить с историческими памятниками и достопримечательностями города Казани и т. д.

Данная методика была разработана специально для детей – облегчённый вариант, в игровой форме. Они будут учить разговорный язык. Есть норма – к первому классу ребёнок должен знать 167 татарских слов. По мнению разработчиков программы, этого будет достаточно для погружения ребёнка в языковую среду и начала изучения татарского языка по-взрослому – в школе.

В средней группе работаем по проекту «Минем өем» («Мой дом»), который включает в себя следующие темы: «Гаилә», «Ашамлыклар», «Уенчыклар», «Саннар», «Кабатлау». На занятиях используется информационно- коммуникативные технологии, игры- ситуации, наглядные материалы, аудиозаписи, мультфильмы по сказкам татарских писателей. Так же дети выполняют задания на рабочих тетрадях.

Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

В старшей и подготовительной группе расширяются и углубляются знания по темам. Проекты называются в старших группах «Уйный-уйный үсәбез» («Растём, играя»), в подготовительных - «Без инде хәзер зурлар-мәктәпкә илтә юллар» («Скоро в школу»). У детей формируются умения:

* различать речь на татарском и родном языках;

* понимать речь на татарском языке в пределах изученных тем;

* задавать вопросы;

* выражать просьбу, желание, потребности, необходимость чего-либо;

* пересказывать небольшие по объёму тексты;

* составлять рассказ по картине и наблюдениям;

* рассказывать стихотворение, считалки, петь песенки, сказки.

Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.

Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей.

Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка. После проведённого анкетирования выяснилось:

В средней группе все родители знают, что в РТ два государственных языка, но только одна семья владеет двумя гос. языками. Проведена консультация: «Создание благоприятных условий к изучению второго государственного языка».

В старшей группе родители хотят, чтобы их дети общались с людьми других национальностей как с равными. Проведена консультация: «Воспитание любви и уважения к людям другой национальности».

В подготовительной группе родители сообщили о своем уважении к родному краю г.Казани. Проведена консультация: «Ознакомление детей с Родным краем».

Миникаева Алсу Тимуршовна
Должность: воспитатель (по обучению детей татарскому языку)
Учебное заведение: МБДОУ № 62 "Весняночка"
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Консультация
Тема: "Развитие познавательных способностей через обучение детей татарскому языку по УМК"
Дата публикации: 23.09.2015

Текстовая часть публикации

Консультация на тему
«Развитие познавательных способностей

через обучение детей татарскому языку по УМК»
В условиях новой языковой ситуации в Республике Татарстан формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Учитывая, возрастные особенности детей и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию, мы проводим занятия по изучению татарского языка с русскоязычными детьми и ставим перед собой следующие задачи: - воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; - вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края; - воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края; - познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа; - познакомить с историческими памятниками и достопримечательностями нашего города Набережные Челны и столицы РТ г. Казани. В средней группе дети знакомятся с темами: «Игрушки», «Семья», «Продукты». Здесь развивается артикулярный аппарат дошкольников, даются образцы устной речи. Обучение на данном этапе проводится в игровой форме с использованием разнообразной наглядности, театра, аудио-видео материалов. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения, диалоги, игровые ситуации и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков. В старшей и подготовительной группе расширяются и углубляются знания по темам. У детей формируются умения: - различать речь на татарском и родном языках; - понимать речь на татарском языке в пределах изученных тем; - задавать вопросы; - выражать просьбу, желание, потребности, необходимость чего-либо; - пересказывать небольшие по объёму тексты; - составлять рассказ по картине и наблюдениям; - рассказывать стихотворение, считалки, петь песенки, сказки. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением. Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка. После проведённого анкетирования выяснилось: родители хотят, чтобы их дети изучали второй язык и общались с людьми других национальностей, как равными.
Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.

М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алтынчеч» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района

Республики Татарстан

«Использование УМК

по обучению

воспитанников татарскому языку»

консультация для воспитателей

Воспитатель: Л.В.Мухутдинова

октябрь, 2017 год

Детский сад-первое звено в системе образования. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование первоначальной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Обучению языку должно быть планомерно, это целенаправленный процесс развития познавательных способностей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирование речевых умений и навыков.

В зависимости от намеченных целей и поставленных задач, учитывая возрастные особенности, применяются разные методы и формы обучения. Образовательная деятельность осуществляется в групповой форме. Обучение в группе является занимательным и эффективным, потому что языковые ситуации отрабатываются в диалогах, играх и таким образом преодолевается языковой барьер. Во время игр нужно создавать обстановку не принуждённого общения и дети друг другу задают простые вопросы, отвечают на них, выполняют поручения воспитателя своих товарищей, речь других тем самым осуществляется взаимовлияние речи друг на друга.

Игра – одна из важнейших форм обучения и является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Во время игры дети сами того не замечая усваивают определенную лексику овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связанного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются что они учатся сами того не замечая, на много лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков. Информационно – коммуникативные технологии, то есть использование компьютера, телевизора, мультимедийное оборудование, прослушивание аудиозаписей повышает эффективность образовательного процесса, а также закрепляется пройденный материал. Например, при помощи компьютера для закрепления пройденного материала можно использовать такие дидактические игры: «Кого нет?»; « Отгадай и назови»; «Кто лишний?»; «Посчитай»; «Угости зайцев»; «Сделай салат» и многие другие. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объём информации. Для развития полноценного игрового общения используется игровые ситуации, в которые попадает персонаж «Акбай и Мияу». Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать. Для старшего возраста наиболее эффективны игровые проблемные ситуации. В этих ситуациях взрослый привлекает ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях- проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке большую роль играет дидактический материал. Так как все занятия проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления тем - это дидактические игры. Например, «Положи в корзину»; «Угости Алсу»; «Пригласи в дом»; «Что изменилось»; «Кто (что) это?»; Командир»; «Волшебные цвета»; «Я назову ты покажи» или «Я покажу ты назови»; «Весёлый мяч» и многие другие. Цель дидактических игр: развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащения словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук. С целью развития и укрепления памяти используются словесные игры: «Магазин»; «В кафе»; «В цирке»; «Куда идёшь(едешь)»; «Телефонный разговор»; «Что?, Какой?, Сколько?» и другие. Использование рабочих тетрадей дает возможность ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процессе развития своего ребенка. Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный материал, задают вопросы друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. Использование аудиозаписей во время введения новых слов, речевые образцы, диалоги игр, записи для показа настольного театра также повышают качество обучения татарскому языку.

Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия воспитателей и родителей. Хотелось бы надеяться, что вскоре дети будут легко общаться на двух государственных языках.

Чулпан Идрисова
Консультация для родителей «Мы изучаем татарский язык»

Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста. Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теория, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие.

Но любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Поэтому педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Поэтому дети на занятиях должны не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия на занятиях, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.

На занятиях обучение татарскому языку можно организовать на следующих этапах :

первый этап - ознакомление детей с новыми словами;

второй этап - повторение пройденного материала;

третий этап - закрепление, активное пользование языком .

Когда я провожу занятия, то ставлю перед собой следующие задачи :

Воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;

Вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края;

Воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;

Познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа .

На самом первом этапе работы мы включаем игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, что является основным действием к театрализованным играм, заодно знакомить детей с новыми словами.

А на занятиях по обучению языку необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. Педагогу часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.

На втором этапе мы переходим к сюжетно-ролевым играм. Для этого нужно подбирать материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой (“Телефоннан сйлш”, “Кибетт”, “Уенчыклар кибетенд” и др.) .

Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи (куклу би-ба-бо, игрушку, которые помогают перенести диалог. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть.

На следующем третьем этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным) . Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.

Хорошее усвоение языка , эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.

На занятиях по обучению татарского языка предлагаю детям среднего возраста игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания «Репки» , «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на татарском языке , отвечать на поставленные вопросы, следить за развитием действия.

С детьми старших групп инсценируем небольшие сказки («Три медведя» , «Кто что любит» , «Лиса и гусь» и др.). При этом большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов. Детям очень нравится красочные, яркие картинки, карточки, которые мы с удовольствием используем на занятиях.

Дети подготовительных групп также очень любят инсценировки. По УМК у нас большое внимание уделяется на это. Мы с детьми тоже сыграли «Репку» , «Теремок» (татарский вариант , «Кто что любит» (татарская народная сказка , проводим татарские народные игры , как «Тбтй» , “Яшел яулыгым”, “Су анасы”, “Мен сиа у кулым” и. др. А также мы поем песенки, водим хороводы. На занятиях провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, кричалки, потешки, прибаутки.

Вместе с детьми мы смотрим татарские мультфильмы , анимационные сюжеты, которые скачали с сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан (montatarstan. ru) . После просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет. Когда они слышат знакомые слова, их лица меняются, они радуются.

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки .

Консультация для родителей «Мы изучаем татарский язык» Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста. Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теория, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Но любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Поэтому педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Поэтому дети на занятиях должны не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия на занятиях, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов. На занятиях обучение татарскому языку можно организовать на следующих этапах: первый этап - ознакомление детей с новыми словами; второй этап - повторение пройденного материала; третий этап - закрепление, активное пользование языком. Когда проводятся занятия, то педагог ставит перед собой следующие задачи: - воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; - вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края; - воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края; - познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа. На самом первом этапе работы мы включаем игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, что является основным действием к театрализованным играм, заодно знакомить детей с новыми словами. А на занятиях по обучению татарскому языку необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. Педагогу часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово. На втором этапе мы переходим к сюжетно-ролевым играм. Для этого нужно подбирать материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой (“Телефоннан сйлш”, “Кибетт”, “Уенчыклар кибетенд” и др.) На следующем третьем этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным). Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов. Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им. На занятиях по обучению татарского языка предлагаем детям игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Проводим индивидуальную работу с детьми, поощряем желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на татарском языке, отвечать на поставленные вопросы, следить за развитием действия. С детьми инсценируем небольшие сказки («Три медведя», «Кто что любит», «Лиса и гусь» и др.) . При этом большое внимание уделяем речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов. Детям очень нравится красочные, яркие картинки, карточки, которые мы с удовольствием используем на занятиях. Вместе с детьми мы смотрим татарские мультфильмы, анимационные сюжеты. После просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет. Когда они слышат знакомые слова, их лица меняются, они радуются. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.