Санитарно эпидемиологические обеспечение населения в зоне чс. Организация санитарно-противоэпидемического обеспе­чения в чрезвычайных ситуациях

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций начинается непосредственно в зонах бедствия, в возникших эпидемических очагах и продолжается на путях эвакуации вплоть до мест размещения пострадавшего населения.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение - это комплекс организационных, правовых, медицинских противоэпидемических мероприятий направленных на предупреждение возникновения и ликвидации инфекционных заболеваний, а также соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зонах катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

5.1. Особенности образования эпидемических очагов при ЧС и общий комплекс мероприятий для предупреждения распространения инфекции в зоне катастрофы

Эпидемические очаги при ЧС:

Резкое ухудшение социально-бытовых условий жизни людей в связи с разрушение жилых и иных зданий, нарушением водо- и энергоснабжения, ухудшением организации питания, работы банно-прачечных учреждений и т. д.;

Одномоментное загрязнение значительных площадей территории, водоисточников, продовольственного сырья;

Появление большого числа пораженных, которых необходимо госпитализировать;

Обострение эпидемической ситуации по инфекциям, характерным для данной местности;

Инфицирование людей и животных при употреблении зараженной воды и пищи, массовой миграции источников возбудителей инфекции;

Снижение уровня естественной резистентности организма у пострадавших, что облегчает формирование эпидемических штаммов возбудителей и инфицирование различных групп населения;

Образование множества эпидемических очагов, отсутствие их четких границ;

Размещение инфекционных больных в приспособленных помещениях и на дому из-за невозможности эвакуации или по медицинским показаниям;

Перепрофилирование лечебно-профилактических учреждений, переоборудование общественных зданий и сооружений для развертывания обсерваторов, госпиталей и других медицинских подразделений; - транспортировка, вскрытие и захоронение значительного количества умерших, в т.ч. и от инфекционных заболеваний;

Отсутствие достаточного количества сил и средств санитарно-эпидемиологической службы и здравоохранения, что затрудняет организацию своевременного выявления и изоляции инфекционных больных, лабораторную диагностику и оказание медицинской помощи;

Поздняя обращаемость заболевших, сокрытие заболевания при опросах и обследованиях пострадавшего населения, отказ от госпитализации после установления диагноза, что вызывает необходимость участия представителей исполнительной власти (сотрудников милиции, ОМОНа и др.) в принятии мер по своевременной изоляции опасных для окружающих инфекционных больных.

Следует учитывать, что санитарно-противоэпидемическое обеспечение зависит от характера ЧС, объема и последовательности мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий конкретных местных условий к которым относятся:

Коммунально-бытовая обустроенность мест размещения пострадавших;

Санитарное состояние населенных пунктов;

Наличие и оборудование путей эвакуации инфекционных больных;

Инфекционная заболеваемость среди пострадавшего населения;

Иммунный статус населения;

Укомплектованность медицинскими кадрами лечебных и санитарно-профилактических учреждений;

Коечная сеть инфекционных больниц, в том числе и резервы для ее дополнительного развертывания;

Общий комплекс мероприятий для предупреждения распространения инфекции в зоне катастрофы

- Регистрация. Все больные и подозрительные на заболевания лица берутся на специальный учет в санитарно-эпидемиологическом учреждении, поэтому динамика поступления инфекционных больных докладывается в штаб санитарно-противоэпидемической комиссии (СПК) не реже двух раз в сутки, а при карантинных инфекциях - каждые 2 часа.

- Эпидемиологическое обследование. При появлении инфекционных больных среди пораженных, поступивших на этап, проводится тщательное эпидемиологическое обследование, имеющее целью выявить источник заражения и пути передачи возбудителя, число общавшихся, а также определить объем лабораторного обследования и показания к антибиотикопрофилактике или использованию иммунопрепаратов.

- Госпитализация. Своевременная госпитализация инфекционного больного является кардинальной мерой, предотвращающей распространение инфекции. Эвакуация инфекционных больных из эпидемических очагов в зонах катастроф проводится специальным или приспособленным для этой цели транспортом, который после каждой перевозки должен быть подвергнут дезинфекции. В первую очередь эвакуируют больных с высоко контагиозными формами инфекции. В случае привлечения к сопровождению больного сотрудников милиции, ОМОНа и др. необходимо предусмотреть меры их медицинской защиты (одежда, защитная маска, антибиотикопрофилактика и т.д.).

- Усиление санитарно-эпидемиологического надзора: дополнительное обследование водоисточников, запасов продовольствия, мест размещения эвакуируемых, внеплановое обследование декретированных контингентов и т.д.

- Применение средств общей и специальной экстренной профилактики или мер специфической профилактики по эпидемиологическим показаниям согласно существующим схемам.

- Широкое развертывание санитарно-разъяснительной работы проводится в целях повышения уровня санитарной культуры населения, разъяснения правил поведения инфекционных больных и носителей в районах катастроф до их изоляции, порядка использования водоисточников, продуктов питания, правил размещения, правил личной и общественной гигиены.

Требования к эвакуации пострадавших и инфекционных больных

Среди пострадавшего населения следует проводить активное выявление больных с различными инфекционным заболеваниями, появляющихся за счет «фактора перемешивания», которые подлежат эвакуации. Эвакуация таких заболевших может осуществляться как за пределы, так и внутри зоны чрезвычайной ситуации. При планировании эвакуации инфекционных больных определяются их численность, очередность и сроки вывоза, маршруты следования до пунктов госпитализации или промежуточных пунктов.

Основными санитарно-противоэпидемическими требованиями к эвакуации пострадавших и инфекционных больных являются:

Организация эпидемиологического наблюдения;

Выявление в местах сбора эвакуируемого населения инфекционных больных и подозрительных на инфекционные заболевания, изоляция их и направление в инфекционный стационар;

Проведение экстренной профилактики (по показаниям);

Оборудование на путях эвакуации и в местах расселения пострадавших инфекционных изоляторов, обсерваторов и осуществлением контроля за проведением санитарной обработки населения;

Контроль за организацией питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания на путях эвакуации и в местах размещения эвакуируемых;

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил снабжения питьевой водой и хранением пищевых продуктов, предназначенных для эвакуируемых инфекционных больных;

Организация контроля за поддержанием удовлетворительного санитарного состояния мест и помещений временного пребывания эвакуируемого населения;

Борьба с насекомыми и грызунами, контроль за удалением и обеззараживанием нечистот и пищевых отбросов на маршрутах движения. Руководство эвакуацией осуществляют штабы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) административных территорий. Для практического осуществления мероприятий по эвакуации в помощь штабам ГОЧС создаются специальные эвакуационные органы и формирования.

Органы управления здравоохранением и санитарно-эпидемиологиическая служба организуют медицинское обеспечение эвакуируемого населения, представляющее комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Эти мероприятия проводятся в местах сбора, в пунктах погрузки средства эвакуации и высадки в местах предназначения, в пути следования и местах расселения.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых возлагается в местах отправления, прибытия и размещения, а также в пути следования по шоссейным и грунтовым дорогам - на местные отделы здравоохранения, центры санитарно-эпидемиологического надзора областные, краевые, городские, районные, а в пути следования по железным дорогам - на медико-санитарные органы МГТС, по водным путям сообщения - на органы медико-санитарного управления водного транспорта.

Санитарно-эпидемиологическая служба республики, входящей в состав РФ, области, района, города несет полную ответственность за санитарно-противоэпидемическое обеспечение и выделяет из состава санитарно-профилактических учреждений врачей для организации мероприятий по медицинскому обслуживанию эвакуируемых групп. В обязанности вышеуказанных специалистов входит:

Выяснение медико-санитарных условий размещения эвакуируемых;

Участие в выборе и оборудовании мест отправки, прибытия и окончательного размещения пострадавших, а также санитарно-эпидемиологический надзор за ними;

Организация медицинских осмотров эвакуируемых, проведение мероприятий по унитарной обработке по эпидемическим показаниям;

Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора во время следования в поездах, судах, по шоссейным дорогам, на самолетах;

Проведение эвакуируемым по эпидемическим показаниям экстренной специальной и специфической профилактики;

Осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за организацией водоснабжения и питания.

Санитарно-эпидемиологическая служба на местах при эвакуации из районов катастроф должна иметь сведения о контингенте эвакуируемых. Лица, ответственные за санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых, должны иметь постоянную связь с органами исполнительной власти, осуществляющими эвакуацию.

Противоэпидемические мероприятия в пути следования

Включают выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эвакуации населения;

Санитарный надзор за местами питания,

Обеспечение доброкачественной питьевой водой;

Дезинфекционные мероприятия.

Каждый поезд, морские и воздушные суда должны иметь медицинский персонал, назначенный руководством территориального здравоохранения в местах отправки и выполняющий одновременно функции санитарного надзора (врач, фельдшер, медсестра, помощник эпидемиолога, дезинфектор - в зависимости от количества эвакуируемых).

При эвакуации пострадавшего населения на пассажирских поездах медицинский персонал осуществляет:

Периодический обход всех вагонов;

Выявление больных и оказание им медицинской помощи;

Извещение органов здравоохранения об имеющихся случаях инфекционных заболеваний;

Изоляцию больных инфекционными болезнями;

Подготовку к эвакуации и транспортировку больных в стационарные учреждения здравоохранения;

Надзор за санитарным состоянием вагонов;

Ведение санитарного дневника;

Оформление документации при необходимости снятия с поезда больных или умерших в пути следования.

В каждом поезде выделяются отдельные купе и вагоны для временного размещения больных. Медицинский персонал поезда обязан иметь медицинскую укладку с медикаментами, в т.ч. антибиотики для экстренной профилактики, дезинфицирующие средства. Все рестораны и буфеты при железнодорожных станциях должны быть переориентированы для снабжения эвакуируемых горячей водой, пищей и детей - молоком.

При обнаружении в пути больных и подозрительных на особо опасные инфекции, их снимают с поезда на ближайшей станции, имеющей лечебно-профилактическое учреждение или изоляционный пропускной пункт. Больницы обязаны по телеграфному уведомлению от лиц ответственных за эвакуацию подготовиться к приему инфекционных больных. При появлении в поезде 20 и более инфекционных больных или случая особо опасного инфекционного заболевания состав поезда подвергается карантину или обсервации.

При этом необходимо провести:

Медицинский осмотр всех эвакуируемых для выявления, изоляции и отправки в учебные учреждения всех больных и подозрительных на инфекционное заболевание;

Экстренную общую, а при установлении диагноза, специальную профилактику антибиотиками и другими препаратами; полную санитарную обработку эвакуируемых, дезинфекцию их вещей и вагонов (по необходимости).

В случае эвакуации автотранспортом по шоссейным и грунтовым дорогам территориальные органы здравоохранения организуют медицинские, а санитарно-эпидемиологические учреждения - санитарно-противоэпидемические мероприятия в группах эвакуируемых (исходя из наличия сил, средств и условий).

В местах прибытия эвакуируемых санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет следующие мероприятия:

Участвует в выборе территории и населенных пунктов районов, благополучных по санитарно-эпидемическому состоянию;

Осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за развертыванием и организацией работы приемников-распределителей для временного размещения (палаточные городки, землянки и другие места пребывания), временных инфекционных стационаров за питанием, водоснабжением пострадавших;

Организует проведение санитарной обработки прибывших людей и дезинфекцию их вещей при наличии эпидемических показаний в ЛПУ в местах прибытия пострадавшего населения,

Обеспечивают проведение медицинского осмотра, в первую очередь, детского контингента, оказание необходимой амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи инфекционным больным,

Проведение экстренной профилактики.

Противоэпидемические мероприятия в местах временного размещения

Требования к месту размещения переселенцев.

Сухая, не затапливаемая ровная территория с естественным уклоном для отведения атмосферных осадков;

Низкий уровень стояния грунтовых вод и чистую, хорошо фильтрующая почва;

Хорошая освещенность солнцем и проветривание;

Расположение вблизи источников питьевого и продовольствен­ного обеспечения, энерго- и теплоснабжения, подъездных путей;

Подразделение на две зоны: жилую (бытовую) и зону обслужи­вания;

Санитарно-защитные разрывы между местами размеще­ния людей и объектами, оказывающими вредное воздействие на эвакуированных;

При выборе места необходимо учитывать местную сезонную розу ветров;

Место временного не должно не включать в себя природные очаги, эндемичные по особо опасным инфекционным заболеваниям, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, полигоны и могильники промышленных отходов, а также быть безопасной от оползней, селевых потоков, снежных лавин;

Территория должна быть заблаговременно благоустроена и в по­следующем содержаться в чистоте и порядке;

Твердые бытовые отходы должны собираться в установленные на площадках с твердым покрытием контейнеры с закрывающейся крышкой, которые должны вывозиться при их заполнении не более чем на 0,9 полезного объема; сроки хранения мусора в кон­тейнерах не должны превышать 3 дней зимой и 1 дня - летом, мойка и дезинфекция контейнеров должны проводиться регулярно, с этой же периодичностью;

Септики и выгребы должны заполняться не более чем на 2/3 их объема, наружные уборные должны ежедневно убираться, дезин­фицироваться, должны быть освещены в темное время суток, окна - закрыты мелкоячеистой сеткой;

Санитарно-гигиенические требования к помещениям и другим объектам

Эвакуированное население обеспечивается жильем с учетом развертывания и сооружения, при необходимости, временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.), из расчета 6 м 2 на 1 чел. Наиболее приемлемы сборно-щитовые конструкции жилых зданий отечественной заводской сборки (малогабаритные домики), если при их строительстве и эксплуатации обеспечивается функционирование необходимого инженерного оборудования (вентиляционного, электро-, тепло-, водоснабжения). Возможно также использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных городков, детских лагерей).

Температура воздуха в помещениях, где находятся инфекционные больные, не должна быть ниже 18°С при средней относительной влажности 35-65%. Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, нарах и т.д., не ближе 0,5-0,8 м от наружных стен.

Нормы расхода воды для нужд инфекционных больных, поступающих на лечение, составляют в сутки не менее: на 1 больного, находящегося на стационарном лечении - 75 л, на обмывку - 45 л. Для проведения санитарной обработки должны быть использованы городские бани или подвижные дезинфекционно-душевые установки (ДДА, ДДП, банно-прачечные поезда и др.).

Необходимо иметь сушильные помещения для про­сушки одежды и обуви, из расчета 18 м 2 площади сушильного помещения на 100 чел. Температура воздуха для просушивания шерстяной и хлопчатобумажной одежды должна поддерживаться на уровне 60°С, для просушивания обуви и меховой одежды - 40°С.

На расстоянии 50-100 м от жилой зоны следует разместить: умывальники, из расчета не более 20 чел. на 1 кран; наружные туалеты, из расчета один унитаз - на 20 женщин, один унитаз - на 40 мужчин.

Уборка жилых помещений влажным способом с использованием дезинфицирующих средств должна проводиться ежедневно, общая генеральная уборка всех помещений проводится не реже одного раза в неделю. Умывальники и туалеты убираются и дез­инфицируются не реже 2 раз в сутки.

Расстояние от места размещения людей до наружных уборных - 50-100 м; выгребов - не менее 5 м; площадок для мусоросборников - не менее 20 м; свинарников и других животноводческих объектов - не менее 200 м; открытого склада с углем - не менее 300 м; полей фильтрации - не менее 500 м; полей ассенизации - не менее 1 км; мусорной свалки (полигона) - не менее 3 км.

При развертывании городка в палаточном варианте необходимо учитывать, что срок проживания в палатках рассматривается в гигиеническом отношении как временный (до 6 мес), так как в них трудно создать стабильные и нормальные санитарно-гигиенические условия проживания.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ФГУ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ "ЗАЩИТА"

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Руководство

Москва - 2006


ББК 51.1(2)1 С 18

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Руководство - М., ЗАО "МП Гигиена", 2006 г., - 550 с.

Г.Г.Онищенко, С.Д.Кривуля, Ю.М.Федоров, В.Г.Субботин

(Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека); С.Ф.Гончаров, А.Л.Шапошников, И.И.Сахно, Т.А.Лукичева, Н.И.Батрак, Т.Г.Суранова, Н.Г.Политова, А.С.Довгалев, В.Э.Шабанов (Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Росздрава); Н.Г.Кашапов, П.С.Гнсздилов, В.Ф.Кучма, А.Г.Щербаков (ТУ Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу); Г.В.Ющенко, В.Ф.Лавров, Е.В.Русакова, М.И.Петрухина, А.З.Слободин, Н.В.Старостина, Б.И.Прокопенко, В.А.Миронова (Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава); М.Г.Шандала (научно-исследовательский институт дезинфектологии Роспотребнадюра); Т.М.Бутаев, З.З.Каболова (ГУ Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия-Алания); О.Л.Гавриленко, А.Н.Каира, В.В.Скобелев, В.Н. Железняк (ТУ Роспотребнадзора по Московской области); И.Ь. Ушаков, В.Д. Мосягин, А.С. Володин, И.С. Конышев, А.Ф. Карниз, А.Р. Волгин (Медицинская служба Минобороны РФ), В.А.Савинкин, А.II.Осин, В.П.Коновалов, А.В.Панкратова (ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Московской области

Рецензент: директор НИИ вакцин и сывороток им. И.И.Мечникова РАМН, академик РАМН, профессор Зверев Виталий Васильевич.

В руководстве освещены основные положения теории и практики деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потре­бителей и благополучия человека, ее органов, учреждений и специализи­рованных формирований при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера.

Руководство утверждено Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 27.07.2006 г.

Введено взамен Руководства по противоэпидемическому обеспе­чению населения в чрезвычайных ситуациях, - М. 1995 г.

ISBN 5-98215-004-5 © Роспотребнадзор, Москва, 2006


ВВЕДЕНИЕ

С момента издания первого руководства по противоэпиде­мическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях (1995) прошло более 10 лет. За это время произошли существенные изменения в организационной структуре госсанэпидслужбы и здра­воохранения, поставлены новые задачи в соответствии с действую­щими законодательными и нормативно-правовыми актами. Создана новая Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потре­бителей и благополучия человека, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В последние годы значительно увеличилось количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых биологический фактор играет важную роль. Представляет серьезную опасность терроризм с возможным использованием пато­генных биологических агентов (ПБА).

Появились "новые" инфекции и возвращаются "старые" ин­фекционные болезни, требующие современного лечения и выработ­ки организационно-методических подходов к их ликвидации в чрез­вычайных ситуациях в местных, региональных, федеральных и об­щечеловеческих масштабах. Следует отметить, что перестройка противоэпидемической защиты на принципах эпидемиологического надзора и контроля привела к существенным успехам в борьбе с инфекциями. Это направление успешно развивалось в последние десятилетия, что способствовало развитию концептуальных основ эпидемиологии как общемедицинской науки, изучающей всю пато­логию (инфекционную и неинфекционную) на популяционном уровне. Следует признать, что принятие Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ явилось продолжением революционных пре­образований в эпидемиологии и достижений в области борьбы с ак-гуальной патологией на основании системы эпидемиологического надзора.

Сложившаяся санитарно-эпидемиологическая обстановка требует в современных условиях переосмысливания и внедрения новых организационных форм деятельности и выполнения госнад-юрных функций. Появились новые санитарно-эпидемиологические надзорные функции, включившие в себя надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


В данном руководстве изложены закономерности развития эпидемического процесса в ЧС и особенности формирования эпи­демических очагов. В свете новых нормативно-правовых актов представлена организация противоэпидемической защиты населе­ния в условиях государственного реформирования.

В руководстве приведены уточненные данные по вопросам диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность.

Особое внимание уделено вопросам планирования, органи­зации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС. Успешное выполнение задач, решаемых Роспотребнадзором и Росздравом при ликвидации медико-санитарных последствий раз­личных чрезвычайных ситуаций, в значительной степени зависит от уровня подготовки руководящего состава органов управления, уч­реждений и формирований Службы различной подчиненности. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянно совершенство­вать формы и методы подготовки руководящих кадров Роспотреб-надзора и здравоохранения в целом.

Одним из главных направлений здравоохранения остается обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населе­ния в чрезвычайных ситуациях различного происхождения.

Как известно, основным звеном эпидемического процесса при любой инфекционной болезни является очаг соответствующего инфекционного заболевания. Поэтому изучение закономерности эпидемического процесса в чрезвычайных ситуациях невозможно без обобщения материалов эпидемического обследования таких очагов, целью которого является расшифровка причин их возникно­вения и формирования в районах катастроф. Первоочередной зада­чей эпидемиологического обследования очага инфекционной болез­ни в ЧС является выбор и проведение эффективных мер, направлен­ных на его локализацию и ликвидацию (исключение возможного источника инфекции - зараженных продуктов питания, инфициро­ванной воды, госпитализации заболевшего, дезинфекция, дезинсек­ция, наблюдение за контактировавшими, применение антибиотиков, бактериофага, введение гамма-глобулина и т.д.). Более отдалённой задачей эпидемиологического обследования, базирующейся на вы­явлении конкретных связей между отдельными очагами соответст­вующей инфекционной болезни, является установление и нейтрали­зация путей распространения ее возбудителя среди пострадавшего населения. Эпидемиологическое обследование очага, независимо от


числа заболевших (отдельные случаи или одномоментное заболева­ние), требует высокой оперативности в работе эпидемиологов.

При проведении эпидемиологического анализа наряду с ма­териалами эпидемиологического обследования и данными о числе заболевших в районах чрезвычайных ситуаций, без распределения по полу, возрасту и другим демографическим показателям, с учетом санитарно-коммунальных условий жизни и быта, привлекаются и другие материалы. Так, учитываются состояние иммунологической структуры пострадавшего населения, в случае зоонозов - контакт заболевших с домашними животными и представителями дикой фауны, степень обеспеченности населения коечным фондом для госпитализации инфекционных больных, уровень и качество лабо­раторной диагностики, санитарное состояние объектов и пунктов по сбору, переработке, транспортировке и реализации пищевых про­дуктов и сети общественного питания и т.д.

Выяснение перечисленных и ряда других вопросов должно быть максимально унифицировано, так как лишь в этом случае ре­зультаты эпидемиологического надзора могут быть сведены к эф­фективным противоэпидемическим мероприятиям. Поэтому состав­ление эпидемиологического обзора осуществляется по специальной форме с обязательным заполнением фонда аналитических таблиц. Инструктивно-методические материалы по проведению эпидемио­логического надзора постоянно совершенствуются и периодически переиздаются.

Наиболее существенным при проведении эпидемиологиче­ского надзора является объективная оценка проведенных в борьбе с инфекционными болезнями профилактических и противоэпидеми­ческих мероприятий и изыскание путей максимального повышения их эффективности на конкретной территории.

В связи с этим противоэпидемическая практика в чрезвы­чайных ситуациях испытывает необходимость в Руководстве по са-нитарно-противоэпидемическому обеспечению населения при раз-личных экстремальных ситуациях эпидемиологического характера, в котором на современном уровне в сжатом виде и по унифициро-ванной форме было бы дано системное изложение данных об осо-бенностях эпидемиологии, клиники, диагностики, лечении, профи-лактики инфекционных болезней. Краткая характеристика органи-зационной и эпидемиологической характеристик многих опасных и особо опасных инфекций, действий учреждений и формирований в черезвычаиных ситуациях была представлена в предыдущем Руково-

Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение - это комплекс мероприятий по сохранению здоровья и предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди военнослужащих и населения.

Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение войск . Санитарно-гигиенические мероприятия в войсках включают в себя контроль за питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием, обычной и специальной одеждой и обувью военнослужащих, размещением личного состава в казармах, полевых условиях и оборонительных сооружениях, сбором, удалением и обезвреживанием нечистот и отбросов, условиями эксплуатации вооружения и техники, соблюдением правил личной и коллективной гигиены. Важным разделом санитарно-гигиенических мероприятий является контроль за состоянием защиты военнослужащих от действия военного труда (например, сверхвысокочастотного излучения, влияния компонентов ракетного топлива и т. п.). К санитарно-гигиеническим мероприятиям относится экспертиза воды и продуктов питания на заражение их РВ и ОВ.

К числу противоэпидемических мероприятий относятся: профилактические мероприятия, которые проводятся постоянно, независимо от эпидемической обстановки, и мероприятия по ликвидации возникших эпидемических очагов.

Предупреждение заноса инфекционных заболеваний в войска осуществляется системой противоэпидемических барьеров при приеме пополнения на призывных и сборных пунктах военкоматов, в запасных частях тыла и фронта. Во всех названных объектах проводится осмотр личного состава с целью выявления больных и подозрительных на инфекционное заболевание, их изоляция в медпунктах и эвакуация в инфекционные госпитали или отделения госпиталей. На путях передвижения личный состав войск подвергается осмотру на санитарно-контрольных пунктах. В районах расположения и боевой деятельности войск проводится санитарно-эпидемиологическая разведка (см. ) с целью выявления очагов инфекционных заболеваний среди гражданского населения, войск противника, а также обнаружения природных очагов. Предупреждение заноса инфекционных заболеваний с фронта в тыл осуществляется путем выявления и изоляции инфекционных больных на всех этапах , среди невойсковых контингентов, а также среди военнопленных и лечения выявленных больных в полевых инфекционных госпиталях до выздоровления. Профилактические мероприятия включают также меры по предупреждению возникновения заболеваний в войсках от возможных источников внутри части. В эти мероприятия входит учет переболевших дизентерией (в последние два года), тифо-паратифозными инфекциями, периодическое их обследование и в случае необходимости дополнительное лечение, систематическое наблюдение за ними и бак. обследование не менее двух раз в год; и периодическое (минимум два раза в год) обследование на носительство работников питания и водоснабжения; медосмотры сменного наряда на кухню и др.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в войсках проводятся также профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация, а также иммунизация (см.).

Ликвидация возникших эпидемических очагов осуществляется П5гтем изоляции инфекционных больных в изоляторе части с последующей госпитализацией в инфекционный госпиталь (инфекционное отделение госпиталя), усиленного медицинского наблюдения за личным составом войск, введения режима обсервации (см.) или карантина (см. Карантин, карантинизация), целенаправленного улучшения санитарно-гигиенического состояния войск и санитарной обстановки в районах их пребывания, проведения заключительной и текущей дезинфекции (см.), а при необходимости (см.). По показаниям проводится иммунопрофилактика и экстренная профилактика.

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий является обязанностью всей военно-медицинской службы (см. Медицинская служба Вооруженных Сил). Многие из этих мероприятий осуществляют средние медработники как самостоятельно, так и под руководством врачей (медицинский контроль за питанием, водоснабжением, бытом военнослужащих, выявление и изоляция инфекционных больных, взятие материала на лабораторное исследование и направление его в лабораторию, эвакуация инфекционных больных, проведение дезинфекционно-дезинсекционных мероприятий и др.). Лабораторные исследования и квалифицированные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия проводят специалисты санитарно-противоэпидемических учреждений также с участием средних медработников (осмотр воинских эшелонов персоналом санитарно-контрольных пунктов на путях передвижения войск, участие в санитарно-эпидемиологической разведке и др.).

Задачи, принципы и основные мероприятия санитарно­противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС ) включает функциональную подсистему надзора за санитарно- эпидемиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются:

  • государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом региональных особенностей;
  • единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий;
  • соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;
  • дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;
  • взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-санитарными службами.

Основными целями противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются:

  • предупреждение и снижение инфекционной заболеваемости населения и недопущение распространения опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС и за ее пределами;
  • поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в зоне ЧС и в районах временного размещения эвакуированного населения, обеспечение эпидемической безопасности питьевой воды, продовольственного сырья и продуктов питания, коммунальных и иных объектов.
  • Санитарно-эпидемиологический надзор за санэпидобстановкой осуществляется на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Из ЧС природного и техногенного характера для санитарно-эпидемиологической службы наибольшую значимость имеют тс из них, которые более всего осложняют санитарно- эпидемиологическую обстановку.

По прибытии в зону ЧС специалисты санитарно-эпидемиологической службы обязаны провести тщательное эпидемиологическое расследование, чтобы оценить эпидемическое состояние территории, сформулировать гипотезу о характере возбудителя, путях его передачи и возможности дальнейшего развития эпидемии.

Санитарно-профилактические мероприятия в чрезвычайных ситуациях.

В период и после происшедших стихийных бедствий, аварий, катастроф, происходит резкое ухудшение социальных условий жизни и быта, пояатяется большое число механических травм, ожогов и других поражений, при которых значительно снижается естественная резистентность организма, возникают стрессовые состояния и другие явления. Население лишается жилищного фонда, электроэнергии, питьевой воды, разрушается канализация, нарушается работа банно-прачечных учреждений, ухудшается организация питания.

Все это значительно ухудшает санитарно-гигиеническую обстановку, существенно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекций, так как создавшееся положение приводит к тому, что потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными и в течение длительного времени имеют многочисленные контакты с окружающими их лицами.

Для обеспечения быстрого реагирования на базе ЦГСЭН и других учреждений санитарно- эпидемиологической службы создаются специализированные формирования.

В целях предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС санитарно- эпидемиологические учреждения и формирования проводят следующие основные мероприятия:

  • осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, организуют экспертизу пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на загрязненность радиоактивными веществами, отравляющими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;
  • взаимодействуют с ведомственными медико-санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах поражения;
  • проводят специальную подготовку сотрудников санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований для работы в ЧС;
  • поддерживают в высокой степени готовности территориальные центры Госсанэпиднадзора формирования и учреждения санэпидслужбы, силы и средства научно-исследовательских институтов, функционирующих в РСЧС;
  • осуществляют накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества необходимого для работы формирований и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в ЧС;
  • осуществляют контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;
  • организуют работу сети наблюдения и лабораторного контроля но своевременному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;
  • существляют прогнозирование возможности возникновения эпидемий па территории Российской Федерации.

Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и граждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно-эпидемиологические комиссии. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабочим органом комиссии является штаб, который создастся из работников служб ГОЧС, здравоохранения и противоэпидемических учреждений,

В учреждениях, входящих в состав государственной санитарно-эпидемиологической службы (ЦГСЭН, научно-исследовательских институтах санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, противочумных институтах и станциях и др.), для работы в ЧС создаются органы управления — штабы по делам ГОЧС объекта Состав штаба определяется приказом начальника ГО объекта в зависимости от структуры учреждения, его возможностей и решаемых задач.

Порядок работы штаба по делам ГОЧС объекта определяется функциональными обязанностями его должностных лиц.

Под санитарно-гигиеническим обеспечением в чрезвычайной ситуации

понимается комплекс мероприятий, проводимых в зоне (районе) ЧС с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС, путем:/медицинского контроля за состоянием их здоровья; санитарного надзора за условиями размещения,3 питанием, { водоснабжением, ^санитарным состоянием территории, удалением нечистот, захоронением трупов погибших людей и животных; оценки санитарно-гигиенического состояния зоны (района) ЧС; прогнозировании влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, и4 разработки предложений по улучшению этого влияния;’гигиенического воспитания.

Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит следующие санитарно- гигиенические мероприятия:

  • организация и проведение оценки санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих па здоровье населения и окружающую среду;
  • организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения;
  • организация и участие в санитарном надзоре за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием;
  • организация санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;
  • медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС,
  • участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием и надзор за захоронением погибших и умерших;
  • организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов.

При проведении санитарно-гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты. К таким объектам относятся: системы водоснабжения и канализации; предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли; детские дошкольные и школьные учреждения; предприятия коммунального обслуживания; пострадавший и непострадавший жилой фонд; лечебно­профилактические учреждения, в которые госпитализированы пораженные и больные из района катастрофы; места временного расселения эвакуируемого населения; места расположения спасательных команд, отрядов; промышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается комплексом организационных, правовых, медицинских, противоэпидемических, режимно­ограничительных мероприятий, направленных па предупреждение возникновения и ликви­дацию инфекционных заболеваний, а также соблюдением санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зоне ЧС.

Основными противоэпидемическими мероприятиями при возникновении эпидемического очага являются:

  • регистрация и оповещение;
  • эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка;
  • выявление, изоляция и госпитализация заболевших;
  • режимно-ограничительные или карантинные мероприятия;
  • общая и специальная экстренная профилактика;
  • обеззараживание эпидемического очага.
  • выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за пораженным населением и личным составом спасательных формирований;санитарно-разъяснительная работа.

Санитарно-эпидемиологическая разведка-организация и проведение, оценка санитарно-эпидемического состояния района чрезвычайных ситуаций.

Санитарно-эпидемиологическая разведка — это сбор и передача сведений о санитарно- гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС, заключающаяся в получении данных об эпидемических очагах, качестве воздуха, воды и продовольствия, санитарном состоянии территории, жилого фонда, коммунальных и иных объектов, влияющих на проведение специальных и профилактических мероприятий, организуемых и проводимых санитарно-эпидемиологической службой.

В задачи санитарно-эпидемиологической разведки входит:

  • выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распространенности инфекционных заболеваний, иммунной защищенности среди различных контингентов в районах размещения пострадавшего населения;
  • установление наличия и активности в зонах ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;
  • обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в нее населенных пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммунально- и санитарно-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений.
  • оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах катастроф.

Группа состоит из трех человек: руководитель — врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер-лаборант), водитель. При необходимости в группу могут быть включены и другие специалисты, врач-гигиенист, врач-инфекционист, врач-бактериолог. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль. В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспертиза продовольствия, контроль за качеством воды.

При планировании бактериологической (санитарно-эпидемиологической) разведки определяются ее конкретные задачи, районы и объекты, состав и оснащение разведгруппы, маршруты движения, сроки проведения разведки, порядок и форма представления донесения о результатах разведки.

Мероприятия по организации санитарно-эпидемиологической разведки включают:

  • уточнение обстановки в зоне ЧС, возможные сроки проведения разведки, определение маршрутов движения, характера оповещения и средств связи;
  • обследование зоны ЧС (населенные пункты, системы жизнеобеспечения).
  • сбор и уточнение данных, которыми располагают местные органы власти и здравоохранения, учреждения ветеринарных и других служб (общее число жителей в населенном пункте, возможное количество оставшихся людей в очаге и зоне ЧС; район отселения пострадавших и пути их эвакуации);
  • отбор проб почвы и воды поверхностных водоемов для микробиологического контроля;
  • представление донесений о результатах разведки и соответствующих рекомендаций.

Для сбора информации используются различные методы: непосредственное

обследование (обход и осмотр) районов, отдельных объектов, получение данных от медицинских работников и местных органов власти, опрос местных жителей, взятие проб и проведение лабораторных исследований. Наиболее полно и точно информацию можно получить в медицинских учреждениях, а данные об эпизоотической обстановке — у специалистов ветеринарной службы. Вторым по достоверности источником сведений являются органы власти. В ряде случаев единственным источником сведений может оказаться население.

Результаты разведки старший группы докладывает лично руководителю, организовавшему разведку, который использует полученные сведения в интересах противоэпидемического обеспечения населения. Наиболее важные сведения должны быть доложены руководителю работ по ликвидации последствий ЧС.

Для определения вида биологических средств в микробиологических лабораториях предусматривается специфическая индикация БС, в основе ее лежат лабораторные методы экспресс-анализа. Предварительный ответ может быть получен через 1 -3 часа, окончательный — через 18-48 (72) часа.

Санитарно-эпидемическое состояние района может быть оценено как благополучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.

Благополучное состояние: отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний; наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего данного заболевания; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей; удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения; коммунальная благоустроенность; эффективная организация санитарно- гигиенического и противоэпидемического обеспечения; отсутствие массовых инфекционных заболеваний на прилегающих территориях.

Неустойчивое состояние: рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворительном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зоонозных инфекций, представляющих угрозу для людей; район ЧС находится в непосредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.

Неблагополучное состояние: появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения в организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.

Чрезвычайное состояние: резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация в зоне ЧС природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.

Обеззараживание эпидемического очаги инфекции (, дезинсекции, ). Обеззараживание квартирных очагов осуществляется силами государственной санитарно-эпидемиологической службы путем проведения текущей и заключительной дезинфекции.

— уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней. Она может проводиться физическими, химическими и комбинированными способами дезинфекционными группами.

Дезинфекцию подразделяют на профилактическую, текущую и заключительную.

Профилактическая проводится постоянно, независимо от наличия инфекционных заболеваний (в отсутствие чрезвычайной ситуации) и имеет целью предупреждение их возникновения и распространения, накопления возбудителей этих заболеваний на объектах окружающей среды. Для этого систематически проводится обеззараживание питьевой воды, сточных вод, мест общего пользования и т.д.

Профилактическую дезинфекцию проводят коммунальные службы под методическим контролем санитарно-эпидемиологической службы.

Текущая дезинфекция — это дезинфекция в непосредственном окружении больного или носителя, проводимая с целью предупреждения распространения возбудителей инфекционных заболеваний в окружающей среде.

Текущую дезинфекцию проводит медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений. Текущую дезинфекцию проводят многократно до госпитализации больного; кроме того, выявляют бактерионосителей той или иной инфекции среди его окружения.

Заключительная дезинфекция — это предупреждение распространения возбудителей инфекционных заболеваний через объекты, с которыми контактировал больной. Заключительную дезинфекцию проводят однократно после изоляции (госпитализации) инфекционного больного, а также в случае его смерти дома или в медицинском учреждении. Сроки заключительной дезинфекции должны быть максимально сокращены. Желательно, чтобы она осуществлялась немедленно после эвакуации инфекционного больного. Заключительную дезинфекцию проводят дезинфекционные бригады, обычно состоящие из 2-3 человек. В состав бригады входят врач-дезинфекционист или помощник эпидемиолога, или инструктор-дезинфектор и 1-2 дезинфектора.

Дезинсекция — уничтожение насекомых (переносчиков инфекционных болезней), проводится физическими и химическими способами. Основным считается химический способ, который заключается в обработке объектов инсектицидами.

— уничтожение грызунов (источников возбудителей инфекционных болезней). Она проводится механическими (отлов) и химическими (применение отравляющих приманок) способами.

Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды — служба водоснабжения. Контроль за качеством обеззараживания продовольствия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет служба государственного санитарно- эпидемиологического надзора.

Режимно-ограничительные мероприятия: карантин, обсервация.

В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространения при возникновении эпидемических очагов осуществляется комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемио­логических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделяются па карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возлагается па ответственных руководителей административных территорий и санитарно­противоэпидемическую комиссию.

Чрезвычайная эпидемическая ситуация — прогрессирующее нарастание

численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводящее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории, возможному выносу возбудителя за ее пределы, утяжелению течения болезни и увеличению числа неблагоприятных исходов.

Карантин — система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактических, санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию.

Карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний , лихорадками Ласса, , Марбурга и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, желтой лихорадкой, туляремией, сапом, мелиоидозом, сыпным тифом, бруцеллезом, пситтакозом должен быть введен режим карантина.

Введение карантина сопровождается одновременным введением режима обсервации во всех сопредельных с зоной карантина административных территориях.

При наложении карантина на крупные административные и промышленные центры в границы карантина включаются как территория самого города, так и непосредственно прилегающие к нему населенные пункты,

Административная территория, на которой находится очаг заражения и населенные пункты, карантинизированные в связи с расселением в них пострадавших из эпидемических очагов, объявляется зоной карантина.

Обсервация- режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.

Обсервация вводится в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитарно- эпидсмическим состоянием, то есть появлением групповых неконтагиозных заболеваний или единичных случаев контагиозных инфекций.

Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.

При введении карантина предусматривается:

  • полная изоляция эпидемического очага, карантинизированных населенных пунктов и всей зоны карантина с установлением вооруженной охраны (оцепления);
  • строгий контроль за въездом и выездом населения и вывозом имущества из зоны карантина;
  • запрещение проезда через очаг заражения автомобильного транспорта и остановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и водного транспорта;
  • создание обсерваторов и проведение мероприятии по обсервации лиц, находившихся в очаге и выбывающих за пределы карантинной зоны;
  • раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в специально выделенное лечебное учреждение;
  • ограничение общения между отдельными группами населения;
  • установление противоэпидемического режима для населения, работы городского транспорта, торговой сети и предприятий общественного питания, объектов экономики в зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки, обеспечивающего их бесперебойную работу;
  • обеспечение населения продуктами питания и водой с соблюдением требований противоэпидемического режима;
  • установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений, находящихся в очаге;
  • проведение мероприятий по обеззараживанию объектов внешней среды, выпускаемой промышленной продукции и санитарной обработки населения;
  • перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологический режим работы, гарантирующий безвредность выпускаемой продукции;
  • проведение экстренной и специфической профилактики;
  • контроль за строгим выполнением населением, предприятиями, министерствами и ведомствами установленных правил карантина;
  • проведение санитарно-разъяснительной работы.

Карантин может быть заменен обсервацией. При введении обсервации предусматривается:

  • ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта через обсервируемую территорию;
  • ограничение передвижения и перемещения населения;
  • проведение обеззараживания зараженных объектов внешней среды;
  • активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;
  • проведение санитарной обработки пораженного населения;
  • проведение экстренной профилактики среди контактных лиц;
  • усиление ветеринарно-бактериологического контроля за зараженностью сельскохозяйственных животных и продукцией животноводства;
  • установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений.

Вооруженная охрана (оцепление) карантинизированной территории имеет целью обеспечить ее изоляцию и исключить вынос инфекции за ее пределы. Она осуществляется силами и средствами МВД России совместно с воинскими подразделениями Минобороны России.

Для контроля за осуществлением противоэпидемического режима при выезде и въезде населения, вывозе груза развертываются специальные подразделения контрольно­пропускные пункты (КПП), включающие в свой состав санитарно-контрольные пункты (СКП- для контроля за правильностью ввода или вывода из зоны карантина формирований и населения) и приемно-передаточные пункты (ППП- с целью материаль­но-технического снабжения; работа ППП должна быть организована так, чтобы исключить возможность контакта людей, находящихся вне зоны карантина, с людьми, находящимися в его пределах).

СКП развертывается в составе КПП силами и средствами здравоохранения с обязательным наличием изолятора.

Задачей КПП является контроль за выполнением пропускного режима, установ­ленного в соответствии с противоэпидемическим требованиями. Из зоны карантина разрешается вывозить любые грузы (оборудование, технику, сырье, товары и продо­вольствие) при наличии документов об их обеззараживании и безвредности. Выезд, выход людей из зоны карантина разрешается при наличии у них документа о прохождении обсервации.

Ввоз грузов в зону карантина (до мест разгрузки) осуществляется беспрепятственно при строгом выполнении установленных правил лицами, сопровождающими грузы.

В зону карантина беспрепятственно допускаются формирования службы медицины катастроф спасателей и отдельные специалисты, направляемые для проведения мероприятий по ликвидации возникших эпидемических очагов, а также лица, постоянно проживающие на территории зоны карантина, но выехавшие из нее до установления карантина.

Выезд лиц, временно оказавшихся в карантинной зоне (отпускники, командированные и др.), разрешается после обсервации. Для этих целей создаются специальные обсерваторы, где за обсервируемыми осуществляется медицинское наблюдение в течение срока, равного инкубационному периоду инфекционного заболевания. При холере обсервируемые обследуются на вибриононосительство.

Обсерваторы развертываются местной администрацией и органами здравоохранения по заранее разработанному плану на базе гостиниц, общежитии, домов отдыха и т.п. В качестве обсерваторов возможно использование морских и речных судов, вокзалов, портовых сооружений.

Сведения о временно проживающих в карантинной зоне, подлежащих выезду, представляются руководителями предприятий, учреждений, органами коммунального хозяйства, домовладельцами в местные органы власти.

Обсервация пассажиров и обслуживающего персонала, выехавшего из очага до введения карантина, организуется руководителями соответствующих транспортных ведомств совместно с территориальной администрацией и органами здравоохранения.

Заполнение обсерватора производится одномоментно. Обсервируемые по возможности размещаются мелкими группами, общение между группами не допускается.

По окончании обсервации обсервируемые доставляются организованно в аэропорт или на железнодорожную станцию для отправки по месту жительства

При появлении случаев инфекционных заболеваний среди обсервируемых срок их обсервации соответственно удлиняется. В обсерваторе после госпитализации больного производится заключительная дезинфекция.

Въезжающие в карантинную зону лица должны иметь подтверждающие документы о проведении вакцинации (при необходимости), средства экстренной профилактики, индивидуальные средства защиты.

Активное раннее выявление инфекционных больных или подозрительных па заболевания обеспечивается путем опроса пострадавшего населения в эпидемическом очаге, организации измерения температуры тела и медицинского осмотра. Данные мероприятия проводят врачебно-сестринские и сестринские бригады.

Изоляция и госпитализация выявленных больных организуется медицинскими формированиями, работающими в эпидемическом очаге. После госпитализации инфекцион­ных больных дезинфекционными бригадами проводится заключительная дезинфекция.

Снятие карантина или обсервации в зависимости от складывающейся конкретной обстановки может осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне. Карантин и обсервация снимаются распоряжением председателя СПК по рекомендациям органов здравоохранения, но не ранее чем до истечения максимального данного заболевания, исчисляемого с момента изоляции последнего заболевшего и проведения заключительной дезинфекции в очаге заболевания.

В эпидемическом очаге одним из мероприятий противоэпидемического режима является максимальное разобщение населения. Следует отметить, что в очаге недопустимо скопление людей, в том числе в поликлинических учреждениях. Учитывая это, вся медицинская помощь приближается к населению и оказывается на дому или на предприятиях и в учреждениях.

В районах сохраняется участковый принцип курации, однако, в связи с резким увеличением объема работы, участки делятся на микроучастки.

Работа па микроучастке осуществляется медицинской бригадой в составе врача, двух медицинских сестер и двух дезинфекторов, а также нескольких человек-активистов (уполномоченных) от местного населения. Общее количество населения, проживающего на микроучастке, обслуживаемом одной бригадой, не должно превышать 2 тыс. чел. Для проведения поквартирных обходов к бригаде может приписываться автотранспорт. Кроме непосредственно лечебных мероприятий и активного выявления больных, члены бригады проводят санитарно-разъяснительную работу по правилам поведения населения в эпидемическом очаге. Следует особо подчеркнуть, что работа бригады постоянно проводится и условиях строгого противоэпидемического режима. В зависимости от особенностей микроорганизмов, явившихся причиной ЧС, применяется соответствующий тип защитной одежды. Комплекты защитной одежды, подобранные по размерам и ростам, хранятся в лечебно-профилактических учреждениях.

Каждая бригада составляет поквартирные списки населения, проживающего па данной территории, включая приезжих. Поквартирные обходы проводятся не реже двух раз в сутки с обязательным измерением температуры тела у всех проживающих (термометрия проводится самими прожинающими). Результаты термометрии заносятся в специальный журнал. В случае обнаружения больного немедленно информируется руководитель бригады. В квартире организуются мероприятия по изоляции больного и проведению текущей дезинфекции. Пациенты с повышенной температурой госпитализируются в провизорное отделение, а больные с симптомами, характерными для данного заболевания, — в инфекционный стационар.

В конце дня каждая бригада заполняет специальную отчетную форму.

Руководитель бригады обобщает полученные сведения и в тот же день передаст их в поликлинику, откуда они поступают в отдел здравоохранения района. Здесь полученные данные анализируются в масштабах района и далее в виде донесения направляются в штаб очага и в СПК.

Личный состав формирований, учреждений и подразделений в конце рабочего дня проходит полную санитарную обработку со сменой одежды. В зависимости от конкретных условий указанные лица размещаются в местах постоянного проживания или переходят па «казарменное» положение.

Следует отметить, что на всех этапах оказания медицинской помощи инфекционным больным должен быть обеспечен необходимый противоэпидемический режим.

Общая и специальная экстренная профилактика

Общая и специальная экстренная профилактика. Экстренная профилактика (превентивное лечение) представляет собой комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их заражения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Она проводится немедленно после установления факта бактериального заражения или появления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний неизвестной этиологии.

В отличие от , экстренная профилактика обеспечивает быструю защиту зараженных.

Экстренная профилактика подразделяется на общую и специальную. До установления вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболевание, проводится общая, а после установления вида микроба-возбудителя — специальная экстренная профилактика

В качестве средств общей экстренной профилактики используются и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или большинства возбудителей инфекционных заболеваний. Продолжительность курса общей экстренной профилактики определяется временем, необходимым для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и составляет в среднем 2-5 сут.

Основным средством общей экстренной профилактики является доксициклин

В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибактериальные препараты, оказывающие высокое этиотропное действие на возбудителя, выделенного от инфекционных больших в эпидемическом очаге, с учетом результатов определения его чувствительности к антибиотикам.

Специфическая профилактика проводится прививочными бригадами с использованием сывороток, вакцин, анатоксинов, гамма-i лобулинов, бактериофагов.

Продолжительность курса специальной экстренной профилактики определяется нозологической формой заболевания (сроком инкубационного периода исчисляемого со дня заражения), свойствами назначаемого противомикробного препарата.

Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики выдается санитарно­противоэпидемическими комиссиями.

Ответственность за ее проведение возлагается на руководителей учреждений, предприятий, врачебно-сестринские бригады.

Методическое руководство и контроль за выполнением мероприятий экстренной профилактики ведется органами здравоохранения.

Очередность экстренной профилактики определяется местными органами ис­полнительной власти. В первую очередь ее проводят в учреждениях и формированиях, участ­вующих в предупреждении или в ликвидации вспышек инфекционных заболеваний; в учреждениях, заведениях и предприятиях, находящихся в очаге и продолжающих свою работу, а также в детских коллективах. Ее организация и проведение возлагаются: в первом случае — па руководителей формирований и учреждений, во втором -на руководителей медико-санитарных частей, ведомственных поликлиник и амбулаторий, в третьем — на руководителей и медицинских работников учреждений.

Экстренная профилактика среди остальных категорий населения осуществляется участковыми поликлиниками.

Эффективность мероприятий экстренной профилактики в значительной мере зависит от четкости их выполнения и поголовного охвата ими населения.

Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения рекомендуется проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцинацию) населения.

Среди методов иммунизации наиболее полно отвечают требованиям противоэпидемической защиты населения безышльный, аэрозольный и пероральный.

Для проведения иммунизации создаются прививочные бригады в составе одного врача и двух медицинских сестер.

Организация и проведение экстренных санитарно–противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Санитарно–противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно–эпидемического состояния, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.

Основными принципами организации санитарно–противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются:

    государственный и приоритетный характер санитарно–эпидемиологической службы, постоянная готовность её сил и средств, их высокая мобильность, чёткое функциональное предназначение и формирование с учётом региональных особенностей;

    единый подход к организации санитарно–противоэпидемических мероприятий;

    соответствие содержания и объёма мероприятий санитарно–эпидемиологической обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;

    дифференцированный подход к формированию сил и средств с учётом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;

    взаимодействие санитарно–эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико–санитарными службами.

Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно–эпидемиологической обстановкой РСЧС является организация мероприятий госсанэпид–службы, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико–санитарных и санитарно–эпидемиологических последствий ЧС. Совершенствование организации и повышение готовности органов и учреждений госсанэпидслужбы к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно–эпидемиологической обстановки обусловлены возникновением реальной или потенциальной угрозы здоровью населения.

Типы ситуаций, которые могут входить в категорию чрезвычайных, неодинаковы в разных регионах и зависят от двух местных факторов: исходного состояния эндемичности инфекции и наличия или отсутствия путей передачи возбудителя.

При изучении эпидемии должны использоваться аналитические методы. Предупреждение о развивающейся или возникшей эпидемии может исходить из различных источников, помимо системы раннего оповещения, однако они не всегда надежны, поэтому прежде необходимо подтвердить факт существования эпидемии или её угрозы.

Первые данные, подтверждающие существование эпидемии, должны привести к выдвижению предварительных гипотез о природе болезни и её эпидемиологической картине, которые будут служить ориентиром при проведении полевых обследований. Для выявления случаев, соответствующих предварительному (для начального периода) определёнию болезни (или «определёнию случая»), ставят задачи и выбирают наиболее подходящие для этого методы. Наблюдаемые случаи далее подразделяются на подозрительные, предполагаемые или подтвержденные в зависимости от результатов лабораторного обследования с использованием экспресс–методов.

Анализ данных, собранных эпидемиологическими бригадами, позволяет установить масштабы вспышки во времени и в пространстве. Заболеваемость в различных группах населения выражается показателями, определёние которых проводится по показателям заболеваемости, распространённости, коэффициентам летальности. Данные о географическом распространении наносят на карты. Информация о лицах, контактировавших с больными, позволяет определить особенности передачи инфекции и идентифицировать группы высокого риска (они подлежат пристальному эпидемиологическому наблюдению и требуют проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий).

Таблица 1

Чрезвычайные ситуации, связанные с эпидемиями

или угрозой их возникновения

Инфекционная болезнь

Критерии оценки ситуации

В неэндемичных

В эндемичных районах

Единичный случай, подтверждённый

выделением

возбудителя

1. Очаг с несколькими случаями, связанными с передачей грызунами или респираторным путём

2. Эпизоотия среди грызунов

Единичный подтверждённый

местный случай

Резкое повышение заболеваемости по сравнению с обычным уровнем, особенно при появлении множественных очагов и летальных исходов

лихорадка

Единичный подтверждённый

случай среди населения при наличии условий распространения возбудителя (комары)

Появление новых заболеваний, отсутствие вакцинации населения, активизация переносчиков инфекции и эпизоотического процесса

Геморрагические лихорадки: Ласса, Марбург, Эбола, Аргентинская и др.

Единичный подтверждённый

случай среди

населения

Появление новых случаев заболеваний

при наличии условий к дальнейшему распространению инфекции

Организация и проведение санитарно–гигиенических и противоэпидемических мероприятий в общей системе ликвидации медико–санитарных последствий ЧС имеют весьма важное значение. В зоне ЧС эту работу выполняют территориальные центры Госсанэпиднадзора Российской Федерации (ЦГСЭН).

Для обеспечения быстрого реагирования на базе ЦГСЭН и других учреждений санитарно–эпидемиологической службы создаются специализированные формирования.

В целях предупреждения и ликвидации медико–санитарных последствий ЧС санитарно–эпидемиологические учреждения и формирования проводят следующие основные мероприятия:

    осуществляют контроль за санитарно–эпидемиологической обстановкой, организуют экспертизу пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на загрязнённость радиоактивными веществами, отравляющими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;

    взаимодействуют с ведомственными медико–санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах поражёния;

    проводят специальную подготовку сотрудников санитарно–эпидемиологических учреждений и формирований для работы в ЧС;

    поддерживают в высокой степени готовности территориальные центры Госсанэпиднадзора, формирования и учреждения санэпидслужбы, силы и средства научно–исследовательских институтов, функционирующих в РСЧС;

    осуществляют накопление, хранение, освежение, учёт и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений санитарно–эпидемиологической службы в ЧС;

    осуществляют контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;

    организуют работу сети наблюдения и лабораторного контроля по своевременному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) заражёния (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;

    осуществляют прогнозирование возможности возникновения эпидемий на территории Российской Федерации.

Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и граждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно–эпидемиологические комиссии. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабочим органом комиссии является штаб, который создается из работников служб ГОЧС, здравоохранения и противоэпидемических учреждений.

При проведении санитарно–гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты – как разрушенные и повреждённые в очаге бедствия, так и продолжающие функционировать.

К таким объектам относятся:

    Системы водоснабжения и канализации;

    предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли;

    Детские дошкольные и школьные учреждения;

    Предприятия коммунального обслуживания;

    Пострадавший и непострадавший жилой фонд;

    Лечебно–профилактические учреждения, в которые госпитализированы поражённые и больные из района катастрофы;

    Места временного расселения эвакуируемого населения;

    Места расположения спасательных команд, отрядов;

    Промышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражёния АОХВ, РВ, БС и др.