Законодательная база российской федерации. Законодательная база российской федерации Выбор системы вертикального транспорта

ГОСТ Р 52941-2008
(ИСО 4190-6:1984)

Группа Ж22

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ

Проектирование систем вертикального транспорта в жилых зданиях

Passenger lifts. Planning and selection for residential buildings


ОКС 91.140.90
ОКП 48 3611

Дата введения 2009-07-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2008 г. N 144-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 4190-6:1984 "Лифты и малые грузовые лифты. Часть 6. Пассажирские лифты для установки в жилых зданиях. Планирование и выбор (ISO 4190-6:84 "Lifts and service lifts. Part 6. Passenger lifts to be installed in residential buildings. Planning and selection").

При этом дополнительные положения и требования, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации, приведены в разделах 3, 5-8 и приложении А и выделены в тексте стандарта курсивом. Стандарт дополнен приложением А.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении В

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила выбора, определения числа и параметров лифтов, устанавливаемых в жилых зданиях с целью обеспечения нормативного уровня обслуживания пользователей.

Настоящий стандарт предназначен для определения числа и параметров лифтов на начальном этапе проектирования жилого здания.

Требования настоящего стандарта распространяются на лифты, предназначенные для установки в новые жилые здания. Данные требования могут быть также применены при реконструкции существующих жилых зданий.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

ГОСТ 5746-2003 (ИСО 4190-1:1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

ГОСТ 28911-98 Лифты и грузовые малые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 основной посадочный этаж: Этаж, на котором входящие в здание люди имеют доступ к лифтам.

3.2 интервал движения лифтов: Показатель транспортной комфортности, выраженный в виде периода времени между двумя последовательными отправлениями кабин лифтов в заданном направлении (обычно на основном посадочном этаже).

3.3 провозная способность лифта (группы лифтов): Число пассажиров, перевозимых лифтом (лифтами) в течение заданного периода времени.

3.4 пассажиропоток: Число пассажиров, которое должно быть перевезено лифтами в заданный период времени.

3.5 доступность лифтов: Условия, обеспечивающие возможность для различных категорий пользователей беспрепятственно использовать лифты в соответствии с их назначением.

3.6 система управления по этажу назначения: Управление, при котором команда на этаж назначения регистрируется пассажиром на этажной площадке.

4 Общие положения

4.1 Лифты в жилых зданиях должны обеспечивать перевозку пассажиров с заданными показателями пассажиропотока и транспортной комфортности (интервала), а также таких крупногабаритных грузов, как мебель, носилки и т.п.

4.2 В случаях, предусмотренных [ ], [ ], лифты в жилых зданиях должны обеспечивать возможность безопасного транспортирования инвалидов и других лиц, относящихся к маломобильным группам населения по ГОСТ Р 51631 .

4.3 В случаях, предусмотренных [ ], [ ], [ ], в жилых зданиях следует предусматривать лифты для пожарных по ГОСТ Р 52382 .

5 Число лифтов и их параметры

5.1 Общие требования

Число лифтов и их параметры определяют расчетом, приведенным в приложении А. Грузоподъемность (вместимость), скорость лифтов принимают по ГОСТ 5746 .

Расчет устанавливает основные положения для наиболее общих условий работы лифтов.

В основу расчета (см. приложение А) положено сопоставление расчетного пассажиропотока с провозной способностью выбираемых лифтов.

Другой метод расчета основан на сопоставлении времени кругового рейса лифта с выбранным интервалом движения лифтов по [
].

Вариант определения числа и параметров лифтов при помощи диаграмм приведен в приложении Б.

При наличии индивидуальных особенностей в функционировании, планировке, организации работы лифтов и других факторов, оказывающих влияние на условия транспортирования, расчет должен проводиться с учетом влияния этих особенностей.

Расчет вертикального транспорта для жилых зданий проводится для следующих уровней транспортной комфортности:

- отличный уровень - интервал от 0 до 60 с;

- хороший уровень - интервал от 60 до 80 с;

- удовлетворительный уровень - интервал от 80 до 100 с.

Показатель интенсивности расчетного пассажиропотока для жилых зданий принимают 4%-8% от числа пользующихся лифтами жильцов в течение пикового пятиминутного периода.

Число жильцов, пользующихся лифтами, определяется с учетом:

[
] - для 1,2-3,0 человека на квартиру; [ ] - 18 м общей площади квартиры на одного человека.

5
* Для многоэтажных жилых зданий с интенсивными пассажиропотоками, в которых лифтовые установки оснащаются компьютеризованными системами управления, число и параметры лифтов определяются методами математического моделирования.
______________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

5.3 При установке в здании (подъезде) одного лифта его грузоподъемность должна быть не менее 630 кг, размеры кабин (ширина глубина) 2100х1100 мм или 1100х2100 мм по ГОСТ 5746 .

6 Расположение лифтов

Лифты рекомендуется устанавливать в ряд. Менее предпочтительна установка лифтов напротив или под углом друг к другу, т.к. это затрудняет вход и выход пассажиров.

Не рекомендуется установка лифтов, при которой кабины расположены задними стенками друг к другу. Такое расположение исключает возможность применения группового управления и эффективного обслуживания пассажиропотока.

В один ряд рекомендуется устанавливать не более четырех лифтов.

Максимальная глубина лифтового холла при однорядном расположении лифтов, измеряемая от передней стенки шахты лифта до противоположной стены лифтового холла, должна быть не менее глубины наиболее глубокой кабины.

Глубина лифтового холла при установке лифтов, обеспечивающих транспортировку больного на носилках скорой помощи, должна быть не менее:

1,5 м - для лифтов грузоподъемностью 630-1000 кг размерами (ширина
глубина) 2100х1100 мм;

2,1 м - для лифтов грузоподъемностью 630-1000 кг размерами (ширина
глубина) 1100x2100 мм.

При двухрядном расположении лифтов глубина лифтового холла должна быть не менее:

1,8 м - для лифтов размерами кабин (ширина
глубина) 2100х1100 мм;

2,5 м - для лифтов размерами кабин (ширина
глубина) 1100x2100 мм.

Приведенные выше требования к глубине лифтового холла установлены без учета возможности его использования для прохода людей, не намеренных воспользоваться лифтами.

При установке в зданиях лифтов для пожарных их расположение в составе группы обычных пассажирских лифтов следует принимать по
ГОСТ Р 52382 и [ ].

7 Организация работы лифтов, системы управления

_________________


Системы управления лифтами в жилых зданиях применяют по ГОСТ 28911 . В жилых зданиях может также применяться система управления по этажу назначения.

С целью повышения эффективности работы лифтов могут применяться различные схемы организации обслуживания этажей здания, в том числе:

- лифты имеют остановки на всех этажах здания;


- лифты имеют остановки только на этажах, включенных в зону обслуживания. В этих случаях лифты с меньшей скоростью обслуживают нижнюю зону, а лифты с большей скоростью - верхнюю зону.

8 Выбор системы вертикального транспорта

_________________
* Наименование пункта в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Выбор системы вертикального транспорта, включающей в себя число и параметры лифтов, их расположение в здании, систему управления и организации работы лифтов, проводят на основании сравнительного анализа технико-экономических показателей различных вариантов, обеспечивающих необходимую провозную способность лифтов и нормативный показатель транспортной комфортности - интервал движения лифта.

Приложение А (справочное). Расчет вертикального транспорта

Приложение А
(справочное)

_________________
* Наименование приложения в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

А.1 Общие положения

А.1.1 Расчет вертикального транспорта, приведенный в настоящем приложении, предназначен для определения числа и параметров лифтов, обеспечивающих требуемую провозную способность и нормативный уровень транспортной комфортности - интервал движения лифтов .

А.1.2 Расчет вертикального транспорта выполняют для обычных эксплуатационных условий [ ].

Расчетом не предусматривается использование лифтов в чрезвычайных обстоятельствах: во время пожара, землетрясения и т.д.

А.1.3 Исходными данными для расчета вертикального транспорта являются:

а) высота подъема лифта;

б) число обслуживаемых лифтом этажей;

в) заселенность этажей;

г) характер и интенсивность пассажиропотока;

д) требования к уровню транспортной комфортности - интервалу движения лифтов;

е) номинальная вместимость/грузоподъемность и скорость лифтов.

А.1.4 Основные понятия, применяемые при расчете вертикального транспорта:

а) круговой рейс - движение лифта от основного посадочного этажа до возвращения на этот этаж;

б) время кругового рейса - время, затрачиваемое лифтом на совершение кругового рейса, включающее в себя затраты времени на разгон и торможение, движение на номинальной скорости, открывание и закрывание дверей, вход и выход пассажиров;

в) число возможных остановок - число обслуживаемых лифтом этажей, на которых он может остановиться;

г) число вероятных остановок - число остановок лифта, определяемое с учетом числа находящихся в кабине лифта пассажиров и числа возможных остановок;

д) коэффициент заполнения кабины лифта - отношение числа находящихся в кабине пассажиров к номинальной вместимости кабины.

А. 1.5 Провозная способность лифта , чел.-ч:

где - провозная способность лифта, чел.-ч;

- коэффициент заполнения кабины лифта пассажирами;

- номинальная вместимость кабины, чел.

Номинальную вместимость определяют делением номинальной грузоподъемности лифта на 75 с последующим округлением полученного результата до ближайшего целого числа, где 75 кг - вес одного пассажира;

- время кругового рейса, с.

А.1.6 Время кругового рейса , с, вычисляют по формуле

где - путь, который проходит лифт при совершении кругового рейса на номинальной скорости, м;

- номинальная скорость движения кабины лифта, м/с;

- сумма затрат времени на ускорение и замедление лифта, открывание и закрывание дверей, вход и выход пассажиров в течение кругового рейса, с;

- коэффициент, учитывающий возможные дополнительные затраты времени при работе лифта (задержка при входе/выходе пассажиров, регулирование скорости движения дверей и т.п.).

А.1.7 Число лифтов, обеспечивающих необходимую провозную способность, вычисляют по формуле

где - расчетный часовой пассажиропоток в здании.

Результат расчета по формуле (3) округляют до ближайшего целого значения.

А.1.8 При установке группы лифтов с различной грузоподъемностью и скоростью достаточность их провозной способности определяют по формуле

где - коэффициент использования провозной способности лифтов;

- сумма провозной способности группы лифтов, входящих в группу, чел.-ч.

С учетом уровня требований к системе вертикального транспорта 0,8-1,0.

А.1.9 Интервал движения лифтов с одинаковыми параметрами , с, определяют по формуле

А.1.10 Интервал движения лифтов с различными параметрами , с, определяют по формуле

где - суммарное время круговых рейсов входящих, в группу лифтов с различными параметрами.

А.2 Расчет вертикального транспорта в жилых зданиях

А.2.1 В качестве расчетного принимают пассажиропоток, характеризующий число пассажиров, подлежащих перевозке лифтами в течение пятиминутного пикового периода.

А.2.2 Расчетный пятиминутный пассажиропоток при равномерной заселенности этажей

где - жильцы всего здания;

- число заселенных этажей;

- число этажей, жильцы которых не пользуются лифтами;

- показатель интенсивности пассажиропотока, характеризующий число людей, подлежащих перевозке в течение расчетного 5-минутного периода, в процентах от числа людей пользующихся лифтами в здании.

А.2.3 Расчетный пятиминутный пассажиропоток при неравномерной заселенности этажа , чел./5 мин, рассчитывают по формуле

где - число людей, пользующихся лифтами в здании.

Расчетные значения интенсивности пассажиропотока приведены в 5.1.

А.2.4 Расчетный часовой пассажиропоток

А.2.5 Провозную способность пассажирского лифта, работающего в условиях двухстороннего пассажиропотока , чел.-ч, рассчитывают по формуле

где - коэффициент заполнения кабины лифта при подъеме;

- коэффициент заполнения кабины лифта при спуске.

Для жилых зданий в расчетный период могут быть приняты значения 0,8; 0,4.

А.2.6 Время кругового рейса лифта при двухстороннем пассажиропотоке , с, вычисляют по формуле

где

а) - вероятная высота подъема лифта, м,

где - коэффициент вероятной высоты подъема, равный 0,7-0,9,

- максимальная высота подъема лифта до наивысшего обслуживаемого этажа;
_________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Дополнительную информацию см. по ссылке. - Примечания изготовителя базы данных.

б) - путь, который проходит лифт при разгоне до номинальной скорости и торможении от номинальной скорости до остановки, м. Величина в значительной степени зависит от конструкции привода лифта, способа регулирования скорости движения лифта . Рекомендуется согласование величины с изготовителем лифта .

Для предварительного расчета величину , м, принимают:

- для скорости 1,0 м/с -
1,0-2,0,

- для скорости 1,6 м/с -
2,5-3,5,

- для скорости 2,5 м/с -
5,0-7,0,

- для скорости 4,0 м/с -
14-16;

в)
; - число вероятных остановок лифта при подъеме и спуске соответственно:

где - число обслуживаемых лифтов этажей в здании;

г) - коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени при работе лифта. Для расчета принимают 1,05-1,10;

д)
- затраты времени на ускорение и замедление лифта, с. Значение величины в значительной степени зависит от конструкции привода лифта, системы регулирования скорости движения лифта. Рекомендуется согласование с изготовителем лифта;

е)
- затраты времени на пуск лифта пассажиром, с;

ж)
- затраты времени на открывание и закрывание дверей, с.

Значение величины
зависит от ширины дверного проема кабины лифта, системы привода дверей, регулируемой величины задержки закрывания дверей (в том числе для обеспечения требований безопасности для лиц с физическими ограничениями). Рекомендуется согласование с изготовителем лифта.

Для предварительных расчетов
может быть принята равным:

- для скорости 1,0 м/с -
12-15,

- для скорости 1,6 м/с -
10-14,

- для скорости 2,5 м/с -
12-16,

- для скорости 4,0 м/с -
15-18;

з)
, - затраты времени на вход пассажиров в кабину лифта при подъеме и спуске соответственно, с;

и)
, - затраты времени на выход пассажиров из кабины лифта при подъеме и спуске соответственно, с.

Время на вход и выход пассажиров при подъеме вычисляют по формуле

Время на вход и выход пассажиров при спуске вычисляют по формуле

где - время на вход (выход) одного пассажира.

При ширине дверного проема менее 1000 мм 1,5-2,0 с.

При ширине дверного приема более 1000 мм
0,8-1,2 с.

А.2.7 Число и параметры лифтов, необходимые для установки в здание, а также показатель транспортной комфортности определяют по формулам (3) и (5).

А.2.8 При установке лифтов с различными параметрами достаточность их провозной способности и показатель транспортной комфортности определяют по формулам (4) и (6).

Приложение Б (справочное). Диаграммы для определения числа и параметров лифтов

Приложение Б
(справочное)

В настоящем приложении приведены диаграммы (см. рисунки 1-3), рассчитанные на основе характеристик, представленных в таблицах 1-3.


Таблица Б.1

Характеристики

Интервал движения лифта

Отличный

Удовлетвори-
тельный

Максимальный интервал на основном посадочном этаже, с

Максимальное теоретическое время проезда - отношение высоты подъема к номинальной скорости, с

Провозная способность за 5 мин

7,5% жильцов здания, использующих лифты

Число этажей в зданиях, в которых допускается установка одного лифта


Таблица Б.2

Высота этажа, м

Номинальная грузоподъемность лифта, кг

Число пассажиров в кабине, отправляющейся с основного посадочного этажа

Суммарное время на вход и выход одного пассажира, с


Таблица Б.3

Номинальная скорость, м/с

Суммарные потери времени на каждую остановку, с

Рисунок Б.1 - Диаграмма 1. Число и параметры лифтов для жилых зданий. Уровень транспортной комфортности - отличный

Рисунок Б.1 - Диаграмма 1. Число и параметры лифтов для жилых зданий.
Уровень транспортной комфортности - отличный

Рисунок Б.2 - Диаграмма 2. Число и параметры лифтов для жилых зданий. Уровень транспортной комфортности - хороший

Рисунок Б.2 - Диаграмма 2. Число и параметры лифтов для жилых зданий.
Уровень транспортной комфортности - хороший

Рисунок Б.3 - Диаграмма 3. Число и параметры лифтов для жилых зданий. Уровень транспортной комфортности - удовлетворительный

Рисунок Б.3 - Диаграмма 3. Число и параметры лифтов для жилых зданий.
Уровень транспортной комфортности - удовлетворительный

Приложение В (справочное). Сведения о соответствии ссылочных международных (региональных) стандартов национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок


Приложение В
(справочное)


Таблица В.1

Обозначение ссылочного национального стандарта Российской Федерации

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта и условное обозначение степени его соответствия ссылочному национальному стандарту

ИСО 4190.1:1999 "Установка пассажирских и служебных лифтов. Часть 1. Лифты классов I, II, III и VI" (MOD)

Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

MOD - модифицированные стандарты.

Библиография

Альбом строительных зданий АТ-5.100.71 ЦПКБ по лифтам

Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2008

Разработка и актуализация единого нормативного документа направлена на обеспечение требований . Оба документа, включающие требования по безопасности зданий и сооружений, жизни и имущества граждан, а также окружающей среды, актуализируются во исполнение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р.

Требования нормативного документа направлены на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, на обеспечение снижения энергозатрат, применение единых методов определения эксплуатационных характеристик, на учет требований европейских и межгосударственных нормативных документов, а также на сокращение числа регулирующих одну область деятельности нормативных документов и концентрации требований в одном нормативном документе для облегчения труда проектировщиков.

ОАО "Институт общественных зданий" (рук. темы, отв. исполнитель - канд. архитектуры A.M. Гарнец, инженеры А.А. Афанасьев, Л.В. Сигачева, при участии канд. техн. наук A.M. Цыганова, инженера Н.И. Чернозубовой); ЗАО "Гипроздрав - НПЦ по объектам здравоохранения и отдыха" (канд. архитектуры Л.Ф. Сидоркова, технолог М.В. Толмачева); ОАО "МосОтис" (инженер С.М. Ройтбурд); ГУП "Крайжилкоммунпроект", г. Краснодар (архитектор А.Е. Блиндер); при участии - ГУП "МНИИТЭП" (инженер А.В. Кузилин); ООО "ПожМонтажГрупп" (инженер А.В. Апаков); ФГБОУ ВПО Академия ГПС МЧС России; канд. техн. наук В.Н. Зигерн-Корн.

Требования настоящего свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям (далее - общественные здания).

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национальных органов Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

4.3 Планировка и оборудование зданий, помещений, а также участков учреждений, организаций, предприятий общественного назначения, предназначенных для непосредственного обслуживания населения (посетителей, зрителей, покупателей, учащихся и т.д.), должны соответствовать требованиям В остальных случаях приспособленность зданий и сооружений к доступности маломобильных групп населения должна оговариваться в утверждаемом заказчиком задании на проектирование.

4.5 Высоту помещений в чистоте (от пола до потолка) вновь проектируемых общественных зданий, в том числе жилых помещений санаториев, следует принимать, как правило, не менее 3 м, а жилых помещений зданий для временного проживания (гостиницы, пансионаты при больницах и т.п.) в соответствии с СП 54.13330.

Для учебных помещений вновь проектируемых общеобразовательных учреждений высота в чистоте должна быть 3,3 м, если другое не оговорено в задании на проектирование, а для зданий малокомплектных и сельских школ, вместимостью не более 300 учащихся и для зданий школ в климатической зоне I - не менее 3,0 м. Высота коридоров учебных зданий, оборудованных подвесными потолками, должна быть в чистоте не менее 2,6 м.

Высоту встраиваемых помещений объекта общественного назначения общей вместимостью до 40 человек, а предприятий розничной торговли торговой площадью до 250 (в соответствии с ) допускается принимать по высоте этажа жилого здания, куда они встраиваются.

4.6 Высота технического этажа должна составлять не менее 2,1 м до низа строительных конструкций. Высота в местах прохода обслуживающего персонала до низа выступающих коммуникаций, конструкций и других элементов должна быть не менее 1,8 м. На участках протяженностью до 2 м допускается уменьшение высоты в чистоте до 1,6 м. Высота проемов эвакуационных выходов из технического этажа должна составлять не менее 1,9 м.

В техническом подполье, предназначенном для размещения только инженерных сетей с трубопроводами, имеющими изоляцию из материалов группы НГ, для нового строительства высота от пола до потолка должна быть не менее 1,6 м.

4.7 Отметка площадки перед входом в здание должна быть, как правило, выше отметки тротуара перед входом не менее чем на 0,15 м. Допускается принимать отметку площадки на уровне пола при условии предохранения помещений от попадания осадков.

4.9 В общественных зданиях, определяемых по схеме размещения сооружений гражданской обороны, следует предусматривать помещения двойного назначения в соответствии с заданием на проектирование и СП 88.13330.

4.10 В общественных зданиях в качестве средств вертикального транспорта, с учетом технологии функционирования проектируемого объекта, следует использовать лифты, эскалаторы, платформы подъемные для инвалидов и другие устройства вертикального транспортирования. Они должны быть запроектированы и смонтированы с учетом требований безопасности, содержащихся в соответствующих нормативных документах, а также в указаниях и инструкциях заводов-изготовителей.

Строительные нормы и правила на проектирование лифтов в жилых и общественных зданиях

СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003

( ВЗАМЕН СНиП 2.08.01-89*)

ЛИФТЫ

4.8 Лифты следует предусматривать в жилых зданиях с отметкой пола верхнего жилого этажа, превышающей уровень отметки пола первого этажа на 12 м.


Минимальное число пассажирских лифтов, которыми должны быть оборудованы жилые здания различной этажности, приведено в приложении Г.
Кабина одного из лифтов должна быть глубиной или шириной (в зависимости от планировки) 2100 мм для возможности размещения в ней человека на санитарных носилках.

Ширина дверей кабины одного из лифтов должна обеспечивать проезд инвалидной коляски.

При надстройке существующих 5-этажных жилых зданий рекомендуется предусматривать лифты. В зданиях, оборудованных лифтом, допускается не предусматривать остановку лифта в надстраиваемом этаже.

В жилых зданиях, в которых на этажах выше первого предусматривается размещение квартир для семей с инвалидами, использующими для передвижения кресла-коляски, а также в специализированных жилых зданиях для престарелых и для семей с инвалидами должны быть предусмотрены пассажирские лифты или подъемные платформы в соответствии с требованиями СП 59.13330, ГОСТ Р 51630, ГОСТ Р 51631 и ГОСТ Р 53296.
4.9 Ширина площадок перед лифтами должна позволять использование лифта для транспортирования больного на носилках скорой помощи и быть не менее, м:

1,5 - перед лифтами грузоподъемностью 630 кг при ширине кабины 2100 мм;
2,1 - перед лифтами грузоподъемностью 630 кг при глубине кабины 2100 мм.

При двухрядном расположении лифтов ширина лифтового холла должна быть не менее, м:

1,8 - при установке лифтов с глубиной кабины менее 2100 мм;
2,5 - при установке лифтов с глубиной кабины 2100 мм и более.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное)
МИНИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО ПАССАЖИРСКИХ ЛИФТОВ

Этажность

здания

Число лифтов

Грузоподъемность,

кг

Скорость,

м/с

Наибольшая

поэтажная площадь

квартир, м 2

До 9

630 или 1000

10 - 12

630 или 1000

13 - 17

630 или 1000

18 - 19

630 или 1000

20 - 25

630 или 1000

630 или 1000

20 - 25

630 или 1000

630 или 1000

Примечания

1.Лифты грузоподъемностью 630 или 1000 кг должны иметь габариты кабиныmin2100´1100 мм.

2.Таблица составлена из расчета: 18 м 2 общей площади квартиры на человека, высота этажа 2,8 м, интервал движения лифтов 81 - 100 с.

3.В жилых зданиях, в которых величины значений поэтажной площади квартир, высоты этажа и общей площади квартиры, приходящейся на одного проживающего, отличаются от принятых в таблице. Число, грузоподъемность и скорость пассажирских лифтов устанавливаются расчетом.

4.В жилых зданиях с расположенными на верхних этажах многоуровневыми квартирами остановку пассажирских лифтов допускается предусматривать на одном из этажей квартир. В этом случае этажность здания для расчета числа лифтов определяется по этажу верхней остановки.

СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СП 118.13330.2012

4.11. Пассажирские лифты предусматриваются:
во вновь проектируемых общественных зданиях - при отметке пола верхнего этажа 9,9 м и более от уровня первого этажа;
во вновь проектируемых санаториях-профилакториях, в гостиницах, туристических базах и мотелях разряда "три звезды" - при отметке пола верхнего этажа 6,6 м и более от уровня первого этажа (если на них не распространяются требования СП 59.13330);

в зданиях больниц и родильных домов, амбулаторно-поликлинических организаций, образовательных организаций, санаториев учреждений социального обслуживания населения, а также в гостиницах и мотелях разрядов "пять звезд" и "четыре звезды" - при наличии двух этажей и более.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Минстроя России от 07.08.2014 N 438/пр)
Допускается не предусматривать установку лифта в случае надстройки существующего здания мансардным этажом при обосновании в технологической части проекта.
Больничные лифты следует предусматривать:
в зданиях больниц, родильных домов, хосписов, домов сестринского ухода, реабилитационных центров, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, в санаториях при расположении выше первого этажа палатных, жилых и других отделений (помещений), куда могут транспортировать пациентов на каталке.
При наличии в здании больничных лифтов, конструкция и система которых приспособлена также и для транспортирования пассажиропотоков, пассажирские лифты допускается не устанавливать.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Минстроя России от 07.08.2014 N 438/пр)
4.12. Необходимость установки грузовых лифтов и других средств вертикального транспорта, не указанных в настоящем разделе, следует предусматривать в соответствии с технологическими требованиями.
4.13. Число пассажирских лифтов определяется расчетом и должно быть не менее двух. Допускается второй лифт заменять грузопассажирским, в котором разрешено транспортировать людей, если по расчету вертикального транспорта в здании достаточно установки одного пассажирского лифта. Допускается в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях предусматривать один лифт грузоподъемностью не менее 630 кг, если по расчету требуется не более одного, и предусмотрены мероприятия по эвакуации инвалидов на кресле-коляске.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Минстроя России от 07.08.2014 N 438/пр)
Один из лифтов в здании должен иметь размеры кабины не менее 2100 x 1100 мм или 1100 x 2100 мм для возможности транспортирования человека на санитарных носилках. Если дверной проем предусматривается на широкой стороне лифта, он должен быть сдвинут от центра в сторону и иметь ширину проема 1200 мм.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Минстроя России от 07.08.2014 N 438/пр)
4.14. Расстояние от дверей наиболее удаленного помещения до двери ближайшего пассажирского лифта должно быть не более 60 м.
Ширина лифтового холла пассажирских лифтов должна быть не менее:
при однорядном расположении лифтов - 2,0 м - при глубине кабины лифта до 1500 мм; 2,5 м - свыше 1500 до 2000 мм; 1,3 глубины кабины лифта - свыше 2000 мм;
при двухрядном расположении лифтов - удвоенной глубины кабины меньших размеров.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Минстроя России от 07.08.2014 N 438/пр)
4.15. Вентиляционные камеры, шахты и машинные отделения лифтов, насосные, машинные отделения холодильных установок, тепловые пункты и другие помещения с оборудованием, являющимся источником шума и вибраций, как правило, не следует располагать смежно, над и под зрительными и репетиционными залами, сценами, звукоаппаратными, читальными залами, палатами, кабинетами врачей, операционными, помещениями с пребыванием детей в детских учреждениях, учебными помещениями, рабочими помещениями и кабинетами с постоянным пребыванием людей, жилыми помещениями, размещенными в общественных зданиях.
Смежное размещение, а также над и под указанными помещениями допустимо при обеспечении в них нормативных уровней звукового давления и вибрации, что должно быть подтверждено расчетами по СП 51.13330 и соответствовать СН 2.2.4/2.1.8.562, СН 2.2.4/2.1.8.583, СН 2.2.4/2.1.8.566.

ГОСТ 5746-2015 «Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры»

Значения грузоподъемностей пассажирских лифтов для зданий различных видов рекомендуется выбирать согласно таблице.

Таблица 1 - Значения грузоподъемностей лифтов для зданий различных видов

Вид здания

Жилые

Общественные и промышленные (сооружения)

Большой этажности и (или) заселенности (с интенсивными пассажиропотоками)

Лечебно-профилактические учреждения

Номинальные грузоподъемности лифтов, кг

400, 630, 1000

630, 800, 1000

1275, 1600, 1800, 2000

1275*, 1600*, 2000*, 2500*

* Для больничных лифтов.

Для зданий высотой более 25 этажей выбор скорости лифта производят при проектировании в соответствии с расчетом и по согласованию с производителем лифта.

Таблица 2 - Значения скорости лифта в зависимости от этажности здания

Номинальная скорость лифта, м/с

Максимальное число этажей

Жилые здания

Общественные и промышленные здания (сооружения)

0,40; 0,63; 1,00*

1,00

1,60

2,00; 2,50

* Для электрических и гидравлических лифтов.

ГОСТ Р 53780-2010. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке

п.3.24 грузовой малый лифт: Лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов, у которого размеры кабины и дверей шахты предотвращают свободный доступ в нее человека.

п.7.4.4.3 «Площадь кабины малого грузового лифта должна быть не более 1 м2, при этом наибольший линейный размер пола должен быть не более 1450 мм».

п.7.4.4.4 «Высота кабины малого грузового лифта должна быть не более 1250мм. …».

п. 7.5.3.3 «Малые грузовые лифты должны иметь наружное управление».

ГОСТ 8824-84 Лифты электрические грузовые малые. Основные параметры и размеры

Таблица 1


* Лифты изготавливают по согласованию с изготовителем.
** Лифты со скоростью 0,25 м/с изготавливают по согласованию с изготовителем.
*** Для лифтов, поставляемых на экспорт.
*4 Для лифтов грузоподъемностью 100 кг, которые допускается изготовлять до 01.01.93.

Для лифтов грузоподъемностью 40 кг наличие противовеса не является обязательным.

ГОСТ 22011-95 Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия

Москва
Стандартинформ
2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России, МОС ОТИС

2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. № 73-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ.

Требования пожарной безопасности

Passengers and goods lifts . Fire safety requirements

Дата введения - 2010-01-01
с правом досрочного применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на электрические и гидравлические пассажирские и грузовые лифтовые установки и устанавливает требования к их конструктивному исполнению и противопожарной защите в зданиях и сооружениях.

1.2 Требования данного стандарта не распространяются на лифты:

для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях (пассажирские лифты, имеющие режим «перевозка пожарных подразделений»);

устанавливаемые в зданиях (сооружениях) в целях использования для спасания людей (инвалидов, маломобильных групп населения и др.) во время пожара;

устанавливаемые в зданиях (сооружениях), не оборудованных автоматическими системами обнаружения пожара;

грузовые малые;

грузовые тротуарные;

для работы в зданиях и помещениях с агрессивными парами и газами, вызывающими коррозию.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51032-97 Материалы строительные. Методы испытания на распространение пламени.

ГОСТ Р МЭК 63132-3-22-2005. Испытание электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 3-22. Распространение пламени по вертикальным пучкам проводов или кабелей. Категория А.

При наличии облицовочного слоя на стенах, потолке и дверях кабины показатели его пожарной опасности должны приниматься не ниже:

группа горючести по ГОСТ 30244 - Г2;

группа воспламеняемости по ГОСТ 30402 - В2;

ГОСТ 12.1.044 , пп. 2.14.2 и 4.18 - Д2;

группа токсичности продуктов горения по ГОСТ 12.1.044 , пп. 2.16.2 и 4.20 - Т2.

Пожарно-технические характеристики материалов покрытия пола кабины допускаются не ниже:

группа распространения пламени по поверхности по ГОСТ Р 51032 - РП2;

группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044 , пп. 2.14.2 и 4.18 - Д2;

группа токсичности при горении по ГОСТ 12.1.044 , пп. 2.16.2, 4.20 - Т2.

В зданиях, оборудованных системами контроля и управления доступом населения и посетителей, показатели пожарной опасности облицовочного слоя толщиной 1,0 мм и менее не нормируются.

4.2 Плафоны устройств стационарного электрического освещения кабины лифта должны выполняться из материалов групп воспламеняемости не ниже В2 по ГОСТ 30402 .

4.3 Ограждающие конструкции и заполнения дверных проемов шахт и лифтовых холлов должны отвечать требованиям , , , и других документов Системы нормативных документов в строительстве на проектирование зданий и сооружений различного назначения по .

4.4 Машинные помещения гидравлических лифтов могут размещаться на любых этажах зданий, включая подвальные. Каналы для прокладки гидроприводов выполняются с пределом огнестойкости не менее REI 60 по [ ], ГОСТ 30247.1 , а двери машинных помещений - EI 60 по ГОСТ 30247.2 .

4.5 Пределы огнестойкости дверей шахт лифтов, имеющих режим «пожарная опасность», на основных посадочных этажах не нормируются с учетом требования .

5 Оборудование противопожарной защиты лифтовых установок

5.1 На посадочных площадках лифтов, в лифтовых холлах и в лифтовых шахтах предусматривается установка извещателей автоматических систем пожарной сигнализации зданий и сооружений в соответствии с требованиями . При применении систем пожарной сигнализации адресно-аналогового типа допускается установка одного извещателя в каждом лифтовом холле. Для лифтовых шахт следует предусматривать дымовые пожарные извещатели (по одному извещателю на лифтовую шахту, устанавливаемому в ее оголовке - зоне верхнего этажа). При срабатывании хотя бы одного из извещателей приемно-контрольный прибор должен автоматически подать команду на перевод в режим работы лифта «пожарная опасность» согласно и на обеспечение избыточного давления в лифтовой шахте.

5.2 На посадочных площадках лифтов и в лифтовых холлах допускается размещать только сети освещения этих площадок, холлов и сообщающихся с холлами коридоров, а также системы видеонаблюдения, охранной и звонковой сигнализации, размещение других сетей не рекомендуется с точки зрения пожарной безопасности.

5.3 Системы приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в шахтах, лифтовых холлах или тамбур-шлюзах цокольных и подземных этажей следует предусматривать в соответствии с требованиями , , , и других документов Системы нормативных документов в строительстве на проектирование зданий и сооружений различного назначения по .

Конструкции воздуховодов этих систем выполняются класса П по с пределами огнестойкости не менее EI 30 по , для вентиляторов пределы огнестойкости не нормируются.

5.4 Подача наружного воздуха в лифтовые шахты осуществляется исходя из условия обеспечения величины избыточного давления не менее 20 Па в шахте относительно лифтового холла, расположенного над (или под) основным посадочным этажом, при открытых дверях шахты на основном посадочном этаже и указанного лифтового холла. Воздухоприточные отверстия в лифтовых шахтах могут быть выполнены на уровне любого этажа при обеспечении требуемого избыточного давления, максимально допустимое значение которого не более 70 Па.

5.5 При необходимости подача наружного воздуха в лифтовые холлы или тамбур-шлюзы цокольных и подземных этажей производится для обеспечения величины избыточного давления не менее 20 Па в этих холлах (тамбур-шлюзах) при закрытых дверях относительно смежных помещений. Допускается применение нормально закрытых противопожарных клапанов для перетекания воздуха из шахт в лифтовые холлы (тамбур-шлюзы). Конструкции этих клапанов должны быть с пределами огнестойкости по , но не менее пределов огнестойкости ограждающих конструкций лифтовых шахт и подлежат оснащению автоматически и дистанционно управляемыми приводами. Приводы должны выполняться без применения термоэлементов.

5.6 Правила пользования лифтом, которые разрабатываются и вывешиваются в соответствии с требованиями , целесообразно дополнить следующей информацией, которая позволит повысить безопасность людей в здании в случае пожара:

при возникновении пожара в здании лифт будет принудительно направлен на основной посадочный этаж. По прибытии кабины на этот этаж вы должны покинуть кабину и выйти из здания; использование лифтов во время пожара не допускается ввиду большой опасности

5.7 На посадочных площадках перед входом в лифты вывешиваются таблички:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИФТОВ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА ЗАПРЕЩЕНО!

Допускается вывешивать на этаже одну табличку на группу лифтов с выходами в общий лифтовой холл (посадочную площадку).

6 Работа лифтов в режиме «пожарная опасность»

6.1 Пассажирские и грузовые лифты с автоматическими дверями кабины и шахты, предназначенные для установки в зданиях и сооружениях, оборудованных автоматической пожарной сигнализацией, следует выполнить с режимом работы «пожарная опасность».

6.2 Аппараты и устройства лифта, расположенные на этажных площадках и дверях шахты (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т.п.), на работу которых могут оказать вредное воздействие дым и повышенная температура, не должны препятствовать работе лифта в режиме «пожарная опасность».

6.3 Режим «пожарная опасность» должен автоматически включаться при возникновении пожара в здании (сооружении) по команде от автоматической системы пожарной сигнализации здания (сооружения) согласно .

6.4 Включение режима «пожарная опасность» должно сопровождаться звуковым или световым сигналами в кабине лифта.

6.5 В режиме «пожарная опасность» должен выполняться следующий алгоритм работы лифта.

6.5.1 При возникновении пожара из автоматической системы пожарной сигнализации здания (сооружения) в систему управления лифтом подается электрический сигнал.

6.5.2 После принятия команды о возникновении пожара система управления лифтом автоматически переходит в режим «пожарная опасность», при котором обеспечивается принудительное движение кабины на назначенный этаж. В качестве назначенного этажа, как правило, принимается основной посадочной этаж (этаж эвакуации людей из здания). При возникновении пожара на основном посадочном этаже в качестве назначенного должен быть предусмотрен другой этаж, с которого возможна организация эвакуации людей из здания. Выбор того или иного этажа в качестве назначенного должен осуществляться системой пожарной сигнализации здания при выполнении действий по 6.5.1.

6.5.3 Если кабина находится в надземной части здания (сооружения), необходимо соблюдать следующие условия.

6.5.3.1 При движении вверх кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже, двери не открываются, кабина не реагирует на приказы и попутные зарегистрированные вызовы и отправляется вниз на назначенный этаж.

6.5.3.2 При движении кабины вниз или стоянке на любом этаже, кроме назначенного, кабина отправляется на назначенный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стояла на этаже с открытыми дверями и в ней находились пассажиры, двери автоматически закроются, и кабина также отправится на назначенный этаж.

6.5.4 Если кабина находится в подземной части здания (сооружения), соблюдаются следующие условия.

6.5.4.1 При движении вниз кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже, двери не открываются, кабина не реагирует на приказы и попутные зарегистрированные вызовы и отправляется на назначенный этаж.

6.5.4.2 При движении кабины вверх или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на назначенный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стояла на этаже с открытыми дверями и в ней находились пассажиры, двери автоматически закроются и кабина также отправится на назначенный этаж.

6.5.5 Во всех случаях после прибытия кабины на назначенный этаж двери кабины и шахты автоматически открываются и остаются открытыми, после чего возможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается.

6.5.6 Если в кабине предусмотрена кнопка «Стоп», согласно 6.4.17 , то при движении кабины с пассажирами в режиме «пожарная опасность» действие ее исключается.

При установке в здании (сооружении) двух и более лифтов, имеющих общее машинное помещение (включая лифты, имеющие систему группового управления), сигнал на включение режима «пожарная опасность» подается для каждого лифта отдельно. Работоспособность системы группового управления не должна оказывать влияния на включение режима «пожарная опасность».

При возникновении пожара в здании (сооружении) во время выполнения режима «ревизия» в момент технического обслуживания или остановки лифта от срабатывания устройства безопасности подается звуковой сигнал, после чего, если это возможно, лифт должен быть переведен в режим нормальной работы, что позволит выполнить команду на включение режима «пожарная опасность».

7 Методы контроля

7.1 Лифтовые установки, содержащие лифты с режимом работы «пожарная опасность», подлежат приемосдаточным и периодическим испытаниям.

7.2 Приемосдаточные испытания проводятся при приемке в эксплуатацию лифтовых установок во вновь выстроенных зданиях и сооружениях, а также реконструированных (модернизированных) лифтов и лифтовых установок.

7.3 При проведении приемосдаточных испытаний проверке подлежат технические данные и характеристики, указанные в таблице.

Таблица 1

№ п/п

Перечень контролируемых технических данных и характеристик

Норма (пункты требований настоящего стандарта)

Требования нормативных документов

Пожарно-технические характеристики материалов, в том числе:

а) стен, потолка, пола и дверей кабины

в) покрытия пола кабины

ГОСТ Р 51032 ,

д) воздуховодов