Стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда. Каковы требования системы стандартов безопасности труда

Система стандартов безопасности труда 2020 - это совокупность стандартов, которые призваны исключить риски, а также сохранить жизнь и здоровье сотрудника во время работы. Расскажем, что устанавливают стандарты, а также какие документы, в зависимости от их иерархии, включает система стандартов безопасности.

Что это такое

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) предусматривает наличие совокупности связанных между собой устанавливающих документов, которые призваны не только обеспечить, но и улучшить условия для работы сотрудников.

Цель, которая преследуется, — установить комплекс стандартов и моделей, которые направлены на выработку и осуществление согласованной политики в сфере безопасности труда.

ССБТ не отменяет действие правовых актов различных госорганов, в которых содержатся требования по ОТ. Более того, нормативные акты органов власти, в которых содержатся правила в рассматриваемой сфере, должны соответствовать нормам, установленным ССБТ.

Основные положения определены в ГОСТ «Система стандартов безопасности труда» 12.0.001-2013. Он закрепляет терминологию, разъясняет термин ССБТ. Нормы в этой сфере, утверждаемые органами власти, должны соответствовать ССБТ.

Государственный стандарт 12.0.001-2013

Структура системы стандартов безопасности труда состоит из условий, которые определяют:

ССБТ представляет собой единый комплекс, в который включены:

  • государственные стандарты системы стандартов безопасности труда;
  • отраслевые документы;
  • стандарты предприятий и организаций.

Стандарты должны быть разработаны и согласованы в едином определенном порядке. Нормы, включенные в них, подлежат использованию в различных видах документации, в том числе технологического, проектного, конструкторского формата. Все они обязательно имеют заголовок группы: «Система стандартов безопасности труда».

Общие положения

ССБТ создана в 1972 году, поэтому текущие правила отличаются от действовавших еще десятилетие назад. В настоящее время она включает порядка 400 документов и, в том числе, устанавливает стандарты безопасности труда работников.

Документы разрабатываются, рассматриваются и согласовываются в соответствии с единым установленным порядком. Нормы, содержащиеся в ССБТ, подлежат обязательному включению в конструкторскую, проектную, технологическую документацию.

Современная ССБТ предусматривает, что определенные виды документов должны обязательно использоваться нанимателями.

Современные государственные стандарты

ГОСТы — это стандарты национального и межгосударственного характера, действие которых распространяется на всю территорию РФ. Их могут применять любые субъекты хоздеятельности.

Стандарты безопасности труда (на 2020 год в том числе) имеют ряд общих признаков:

  • утверждаются Госстандартом РФ;
  • используются в деятельности всеми госорганами и хозсубъектами в обязательном порядке;
  • касаются требований обеспечения отсутствия рисков межотраслевого уровня.

В целях упрощения чтения и поиска они классифицированы:

  1. Название документа (в данном случае — ГОСТ).
  2. Номер по регистрации — число 12, являющееся обозначением непосредственно ГОСТ (система стандартов безопасности труда).
  3. Шифр подсистемы — число с точкой от 0 до 4, относящее документ к определенной группе.
  4. Номер госстандарта в подсистеме, включающий цифры от 001 до 999.
  5. Двузначное или четырехзначное число (обозначает год издания или актуализации документа).

К примеру, ГОСТ 12.0.230-2007 о стандартах безрискового труда и требованиях к управлению охраной труда имеет следующую расшифровку:

  • 12 — стандарты;
  • 0 — обозначение шифра подсистемы «Организационно-методические стандарты»;
  • 230 — номер по порядку в подсистеме;
  • 2007 — год введения.

Шифр системы стандартов безопасности труда включает цифры от 0 до 9. Эти цифры включены в наименование каждого документа и имеют свое распределение:

Шифр группы

Наименование

Методические и организационные госстандарты

Включают цели, задачи, способы внедрения и контроля за соблюдением, применяемая терминология, классификация опасных и вредных факторов, алгоритм организации труда, направленный на создание условий без рисков

Требования по опасным и вредным производственным факторам

Предельные значения параметров и характеристик опасных факторов, их контроль, алгоритмы защиты сотрудников

Надежность оборудования

Требования о безопасных процессах и их группах, контроль выполнения

Надежность процессов

Условия, касающиеся классов, видов и типов защитных средств, способы контроля защиты

Средства защиты сотрудников

Классификация средств

Требования по надежности зданий и сооружений

Цифры 6-9 остаются резервными (к примеру, шифр 8 системы стандартов безопасности труда остается свободным).

Таким образом, ГОСТы являются обязательными для использования всеми госорганами и субъектами хозяйствования. Их применение облегчает ведение требующейся документации, взаимодействие с органами контроля и надзора. Кроме того, оно может стать ярким преимуществом предприятия в части конкуренции на рынке труда.

Отраслевые нормы (ОСТ)

ОСТ отражают специфику отрасли. Разрабатываются и утверждаются органами управления конкретных отраслей. Для них характерным является более высокий уровень требований (по сравнению с государственными нормами). ОСТ подробно регламентируют правила в определенной отрасли.

В каждой отрасли определены организации, координирующие внедрение норм, разрабатывающие документацию по внедрению условий ГОСТ, анализирующие результаты внедрения и оптимизирующие существующие ОСТ (к примеру, стандарт безопасности труда «обеспечение работников смывающими средствами» актуализирован Минздравом в 2010 году).

ОСТ, входящий в ССБТ, имеет определенное обозначение. Он включает:

  • индекс — ОСТ;
  • обозначение госоргана, разработавшего стандарт, в цифровом виде;
  • номер ОСТа в соответствии с регистрацией;
  • год утверждения.

К примеру, ОСТ 51.81-82 «ССБТ. ОХРАНА ТРУДА В ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» введен в действие Приказом (Распоряжением) Министерства газовой промышленности от 23.03.1982 № МА-171.

ОСТы в обязательном порядке используются в организациях отрасли, а также на предприятиях, где применяется продукция отрасли.

Нормы предприятий и организаций

Это основная часть ССБТ. Подобные документы не должны повторять содержаний ГОСТ и ОСТ, поскольку на предприятиях разрабатывают в основном модели подсистемы «О» и «4»:

Нормы предприятий разрабатывают специалисты по ОТ конкретного учреждения, опираясь на утвержденные государственные и отраслевые стандарты ССБТ. В стандартах данного вида определяются требования к обеспечению безопасной трудовой деятельности в конкретной организации с учетом специфики работы, выпускаемой продукции, условия работы. Нормы обязательны для сотрудников конкретного учреждения.

Разрабатывая стандарты в организации, можно использовать действующие стандарты (ГОСТы, ОСТы). Однако понижать степень обеспечения защищенности труда сотрудников запрещено.

Создавать стандарт в организации можно поэтапно:

  1. Изучить условия работы на предприятии.
  2. Определить соответствие норм стандарта имеющимся условиям.
  3. Согласовать проект стандарта с действующей профсоюзной организацией (при наличии).
  4. Утвердить локальным распорядительным актом.

Нормы считаются внедренными в организации, только если применяются все установленные ими стандарты.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) представляет собой структуру, включающую в себя основные меры по организации безопасных условий работы. Считается частью Государственной системы стандартов. Сформирована на основе существующих правил и инструкций, касающихся техники безопасности и производственной санитарии.

Что собой представляет система стандартов безопасности труда

ССБТ – это комплекс связанных между собой стандартов, включающих нормы и правила, направленные на достижение этих целей:

  • Обеспечение безопасности штата сотрудников.
  • Сохранение здоровья и работоспособности трудящихся.

Сама система стандартов служит следующим целям:

  • Обеспечению единообразия в регулировании безопасности труда, предотвращение разногласий и путаницы.
  • Обнаружению и устранению проблемных участков.
  • Снижению действия на сотрудников вредной среды.

Требования к безопасности являются стандартизированными. На их основании формируется документация, касающаяся безопасности. Стандарты нужны для установления однообразности правил и норм. Последние не должны быть различными у каждой организации, иначе возможна путаница.

Общие положения

Базовые положения о системе изначально содержались в ГОСТ 12.0.001-82. Однако действовал этот нормативный акт до 1 июня 2014 года. Сейчас актуальным является ГОСТ 12.0.001-2013. Существуют правила, устанавливаемые государственными органами, и существуют стандарты. Между ними обязательно должна быть связь. Не допускается противоречий.

Система включает в себя такие стандарты:

  • Государственные (ГОСТ).
  • Для компаний (СТО).
  • Для предприятий (СТП).
  • Отраслевые (ОСТ).

Все эти стандарты отличаются своими особенностями. Рассмотрим их.

Государственные стандарты

Рассмотрим основные особенности ГОСТ:

  • Стандарты устанавливаются Госстандартом РФ.
  • Являются обязательными для использования всеми госорганами и хозяйствующими субъектами.
  • Формируются в отношении норм безопасности, которые отличаются межотраслевым значением.

Структура системы закрепляет раздел 2 ГОСТ 12.0.001-2013. ГОСТ в рамках системы имеет специальные обозначения:

  • Индекс «ГОСТ».
  • 12 – шифр системы.
  • 0-4 – группы стандартов по объекту стандартизации (государственные учреждения, организации и прочее).
  • Три цифры – порядковый номер стандарта, включенного в какую-либо группу.
  • Две или четыре цифры – год принятия стандарта.

К примеру, ГОСТ 12.3.002-2014. В это обозначение входят следующие элементы:

  • ГОСТ – индекс.
  • 12 – шифр системы.
  • 3 – группа стандарта.
  • 002 – порядковый номер стандарта.
  • 2014 – год, в котором принят стандарт.

Есть также наименование стандарта. Оно включает в себя эти элементы:

  • Номер.
  • Категория (к примеру, национальный или государственный стандарт).
  • Общий заголовок.
  • Наименование стандарта.

Рассмотрим основные пять групп стандартов:

  • 0 – организационно-методическая информация (основы и терминология, классификация).
  • 1 – требования по разновидностям негативных производственных факторов (лимиты различных значений, способы отслеживания параметров, способы защиты).
  • 2 – требования к оборудованию (общие нормы, требования к конкретным видам оборудования, методы контроля над выполнением требования).
  • 3 – требования к производственным процессам.
  • 4 – требования, предъявляемые к защитным средствам.

Рассматриваемые стандарты используются государственными субъектами.

Отраслевые стандарты

Рассмотрим основные особенности отраслевых стандартов:

  • Устанавливаются ведомством в сопутствующей области хозяйственной деятельности.
  • Утверждаются нормы безопасности для конкретной отрасли.
  • Обязательны для использования всеми субъектами отрасли и компаниями, применяющими продукцию рассматриваемой отрасли.

Обозначение отраслевых стандартов включает в себя эти элементы:

  • Индекс «ОСТ».
  • Цифровой код, обозначающий ведомство, занимающееся утверждением.
  • Регистрационный номер.
  • Год, в котором принят стандарт.

К примеру, ОСТ 68 12.0.05-87 «ССБТ. Порядок ознакомления с правилами безопасности труда», утвержденный Приказом Роскартографии №136-пр от 6 сентября 2002 года.

Стандарты предприятий и компаний

Стандарты предприятий и организаций отличаются этими особенностями:

  • Устанавливаются специалистами по охране труда, работающими в конкретной организации или на предприятии.
  • Утверждаются нормы безопасности с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия: нюансы организации труда, изготавливаемая продукция, условия труда.
  • Разработанные стандарты являются обязательными для всего штата предприятия или компании.

Это локальные стандарты, которые не распространяются на всю отрасль, на другие производства.

Особенности разработки стандартов предприятий

Стандарты предприятия служат для уточнения и конкретизации норм по охране труда. При этом учитываются условия на конкретном предприятии. Создаваемые локальные стандарты не должны дублировать уже существующие нормы, так как в этом нет смысла. Следует уточнять только то, что не уточнено в существующих нормативных актах.

Объектами стандартизации в масштабах предприятия могут считаться эти направления:

  • Организация деятельности по созданию безопасности труда.
  • План работ по БТ.
  • Обучение и инструктаж специалистов, ответственных за БТ.
  • Контроль над БТ, порядок контроля над объектами с увеличенной опасностью.
  • Организация пожарной безопасности.
  • Нормы эксплуатации защитных средств, ухода за ними.

Локальные стандарты для предприятий не могут устанавливаться для этих направлений:

  • Виды опасных и вредных факторов производства.
  • Нормы безопасности относительно оборудования.
  • Нормы безопасности относительно технологических процессов.

Все перечисленные направления стандартизуются государственными и отраслевыми стандартами.

При формировании собственных стандартов за основу можно взять уже существующие нормативы (государственные, отраслевые). Однако изменение не может производиться в сторону снижения безопасности труда. Она может только ужесточаться. Разработка выполняется в соответствии с этими этапами:

  1. Установление соответствия норм типового стандарта условиям на конкретном производстве. В частности, можно уточнить сроки исполнения ряда мероприятий, ответственных исполнителей.
  2. Проект стандартов демонстрируется на техническом совещании, на котором принимается решение по одобрению акта.
  3. Проект системы стандартов согласуют с профсоюзом, а затем утверждается руководителем субъекта.

Новые стандарты считаются внедренными в том случае, когда они используются в соответствии с областью распространения. Все принятые требования должны выполняться. Если они не выполняются, стандарт не считается внедренным.

Соблюдение принятых стандартов должно контролироваться. Надзорные мероприятия – это ответственность территориальных органов Госстандарта и технической инспекции профсоюзов. Контроль может осуществляться и другими государственными и негосударственными органами.

К СВЕДЕНИЮ! Система стандартов начала действовать с 1972 года. Она постоянно ужесточается, так как изменяются представления об уровне безопасности труда.

В Российской Федерации действует комплексная система стандартов безопасности труда (ССБТ) – ее структура и назначение призваны помочь как контролирующим органам, так и трудящимся и работодателям в формировании единых нормативов охраны трудовой деятельности. О том, что входит в систему стандартов безопасности труда в 2018 году, следует знать каждому участнику трудовых взаимоотношений.

Система стандартов безопасности труда – что это такое

Под системой стандартов безопасности труда (ССБТ) в России подразумеваются два различных аспекта трудовой деятельности и взаимоотношений работодателя. В первую очередь – это общее собрание , касающейся общепринятых нормативов обеспечения охраны труда на предприятии. Но чаще всего, под ССБТ подразумевается одноименный государственный стандарт, регламентирующий большую часть аспектов деятельности в вопросах безопасности труда.

Впервые ССБТ нашла применение в сфере охраны труда еще в 1972 году во время Советского Союза. С того момента установленные государственные нормативы неоднократно претерпевали различные видоизменения. Основным документом, регламентирующим систему стандартов безопасности труда в 2018 году, выступает ГОСТ 12.0.001-2013, принятый в 2013 году и действующий по сей день.

Вышеозначенный государственный стандарт является международным и применяется на всей территории ЕврАзЭС в качестве основного среди членов экономического союза, что упрощает международные трудовые взаимоотношения и ведение хозяйственной деятельности на территории союзных государств.

Система стандартов безопасности труда в 2018 году – виды нормативов

Законодательством предусматривается разделение установленной системы стандартов безопасности труда в 2018 году на три основных уровня. Каждый из них содержит свои отдельные документы и положения, которые необходимо учитывать при ведении хозяйственной деятельности. К видам ССБТ можно отнести:

Система ГОСТ содержит свыше 450 отнесенных к ССБТ нормативов. Поэтому работодателям следует крайне внимательно относиться к вопросам обеспечения охраны труда на предприятии и принципам организации этого аспекта деятельности.

Обязательна ли к соблюдению система стандартов безопасности труда

Действующая ССБТ предполагает, что ряд стандартов и документов являются обязательными для ознакомления с ними российскими работодателями. При этом далеко не все стандарты должны в обязательном порядке быть использованы при ведении хозяйственной деятельности – основные положения ССБТ уточняют, что эта система в основных своих принципах не должна противоречить установленным нормативам федерального законодательства в вопросах охраны труда.

Таким образом полное изучение всех аспектов государственной системы стандартизации в вопросах обеспечения безопасности трудящихся не является необходимым для российских работодателей. Но применение ГОСТов может значительно упростить ведение всей необходимой документации, контакты с контролирующими и надзорными органами, а также может являться выгодным конкурентным преимуществом организации на рынке труда.

Классификация ГОСТов ССБТ – расшифровка обозначений

Каждый из ГОСТов, которые касаются вопросов обеспечения безопасности труда, имеет строго определенный законодательно порядок шифрования для упрощения поиска необходимых документов и сведения их в единую и удобную для использования базу. Так, каждый из относящихся к рассматриваемой категории нормативов, состоит из следующих компонентов:

  • Наименование документа. В данном случае им выступает обозначение «ГОСТ» или «ГОСТ Р»
  • Шифр группы нормативов. В отношении документов, относящихся к ССБТ, порядковый номер их всех начинается с числа «12».
  • Шифр сферы действия ССБТ. Всего ССБТ содержит пять различных групп нормативов, каждая из которых будет рассмотрена отдельно далее.
  • Порядковый номер стандарта в группе. Для него выделяется три цифры – от 001 до 999.
  • Год принятия стандарта. Он обозначается либо двумя цифрами – по последним цифрам года принятия, либо непосредственно полным обозначением года принятия стандарта.

Год принятия стандарта не всегда соответствует году введения его в действие. Так, многие из нормативов оказываются действующими только через год или даже полтора.

Непосредственно же группы ССБТ разделяются следующим образом и используют в себе 5 цифр:

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.006-2002
"Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации"
(принят постановлением Госстандарта РФ от 29 мая 2002 г. N 221-ст)

System of standards for labor safety. General requirements on occupational health and safety management in organization

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к управлению работами по охране труда в организации.

Требования, содержащиеся в настоящем стандарте, применимы к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, которая намерена:

Обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование ;

Проводить сертификацию системы управления охраной труда;

Проводить самооценку и самодекларацию соответствия требованиям охраны труда и настоящего стандарта.

Требования настоящего стандарта являются обязательными для системы управления охраной труда организации.

3.5. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

3.6. Заинтересованная сторона - лицо или группа лиц, заинтересованных в результативности охраны труда или испытывающих ее влияние.

3.7. Компетентность - демонстрируемая способность применять знания и навыки.

3.8. Несоответствие - какое-либо отклонение от стандартов, технических регламентов, принятой практики и процедур выполнения работ и др., которые могут привести непосредственно или косвенно к несчастному случаю , материальному ущербу, ухудшению условий рабочего места или к различным сочетаниям этих факторов.

3.9. Происшествие - событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю.

3.10. Несчастный случай - нежелательное событие, приводящее к смертельному исходу, травме или заболеванию работника.

3.11. Организация работ по охране труда - система взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.

3.12. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия .

3.13. Результативность - измеримые результаты функционирования системы управления охраной труда, относящиеся к контролю и управлению рисками для здоровья и безопасности персонала и основывающиеся на политике охраны труда организации, ее целях и задачах.

3.14. Риск для здоровья и безопасности персонала - вероятность и последствия реализации опасного для здоровья и безопасности персонала события.

Примечание. При использовании в настоящем стандарте термина "риск" под ним подразумевают риск для здоровья и безопасности персонала.

3.15. Сертификация работ по охране труда в организациях - деятельность органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, по подтверждению соответствия работ по охране труда в организации государственным нормативным требованиям охраны труда .

3.16. Система управления охраной труда - часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

Примечание. Система включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации.

3.17. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения .

3.18. Травмобезопасность - соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда .

3.20. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника .

4. Требования к системе управления охраной труда

4.1. Общие требования

4.1.1. Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда , должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

4.1.2. При создании системы управления охраной труда необходимо:

Определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;

Выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем, чтобы определить наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда;

Определять политику организации в области охраны труда;

Определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

Разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

4.2.3. Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски , технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.

Цели и задачи по охране труда должны иметь, по возможности, количественное выражение.

4.3. Планирование условий и охраны труда

4.3.1. Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей для здоровья и безопасности персонала, оценки и контроля рисков, связанных с ее деятельностью, продукцией и услугами (включая продукцию и услуги подрядчиков), которые организация может контролировать.

4.3.2. Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда , которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать принятие во внимание этих факторов при определении целей в области охраны труда. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию.

4.3.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:

Требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда;

Важные факторы охраны труда, технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие потребности хозяйственной деятельности;

Ресурсные возможности;

Политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

4.3.4. Программа улучшения условий и охраны труда

4.3.4.1. Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

Подготовке программы улучшения условий и охраны труда;

Определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников ;

Разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда , а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда;

Актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;

Выяснению перспективных требований к измерениям в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения современного технического уровня, для своевременной их реализации;

Выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.

4.3.4.2. Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа должна также предусматривать:

Распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;

Обеспеченность необходимыми ресурсами;

Средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Примечание. Указанная программа улучшения условий и охраны труда может содержать ссылки на соответствующие документированные методы, составляющие неотъемлемую часть.

5. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда

5.1. Структура работ и распределение ответственности

5.1.2. В организации должен быть назначен руководитель (специальный представитель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей должен нести ответственность и обладать полномочиями для:

Организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии с настоящим стандартом;

Обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;

Инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий ;

Выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда ;

Проверки выполнения принятых решений;

Регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.

Примечание. В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, другими, заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.

5.1.3. Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.

5.1.4. Руководство организации должно определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

Примечание. Под ресурсами подразумеваются кадры с их специальными знаниями и опытом, технические и финансовые ресурсы.

5.1.5. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, для организации сотрудничества между руководством организации и работниками (персоналом) по охране труда в соответствии с действующим законодательством создают службы охраны труда или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают обязанности по охране труда, а также создают комитеты (комиссии) по охране труда.

5.2. Аттестация рабочих мест по условиям труда

Фактических или потенциальных последствий его деятельности на безопасность труда;

Понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям техники безопасности и системы управления охраной труда , включая действия работника в аварийных ситуациях;

Возможных последствий несоблюдения технологических инструкций.

5.3.4. В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны приниматься во внимание различные уровни ответственности, требуемой компетентности , риска (на рабочих местах).

5.3.5. Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:

Ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;

Проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи;

Вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

5.4. Идентификация опасностей, оценка, регулирование и контроль риска

5.4.1. Основные положения

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать установленные (документированные) процедуры, гарантирующие:

а) идентификацию опасностей;

б) оценку риска;

в) регулирование и контроль риска;

г) регулярную оценку потребности в действиях, перечисленных в пп. "а" - "в".

5.4.2. Идентификация опасностей

Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:

а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;

б) причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой;

в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях .

Идентификация опасностей процессов должна включать рассмотрение:

а) организации работ, управления их выполнением;

б) проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования;

в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений);

г) приобретаемых товаров и услуг.

Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует оценивать и упорядочивать по приоритетам регулирования и контроля на основе оцененных уровней риска.

Следует оценивать как нормальные условия функционирования, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями , возможными аварийными ситуациями.

Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность.

Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как база для разработки целей и задач в области охраны труда .

5.4.4. Регулирование и контроль риска

Все идентифицированные риски подлежат регулированию и контролю с учетом приоритетов применяемых мер.

В числе мер по регулированию и контролю риска используют:

Исключение опасной работы (процедуры);

Замену опасной процедуры;

Инженерные методы контроля (диагностики);

Административные методы контроля;

При выполнении работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные разрешения на проведение таких работ.

5.5. Подготовленность к аварийным ситуациям

5.5.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий .

5.5.2. Организация должна иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.

5.5.3. Организация должна анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организация также должна периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

5.6. Передача и обмен информацией

5.7. Документация системы управления охраной труда

5.7.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии.

Примечания: 1. Документация может включать утвержденное руководством положение или другой нормативный документ по управлению охраной труда.

2. Важно, чтобы документация была в минимальном объеме, достаточном для ее результативного использования.

5.7.2. Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.

5.7.3. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, требуемых настоящим стандартом, с тем, чтобы:

Документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;

Копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда ;

Отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;

Архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

5.8. Управление производственно-технологическими операциями

Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:

Установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда;

Выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;

Установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

Разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.

6. Контроль результативности охраны труда

6.1. Методы периодической оценки состояния охраны труда

6.1.1. Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда.

6.1.2. Организация должна разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда . Эти процессы должны касаться:

Проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;

Измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

Регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;

Обследования состояния здоровья работников.

Примечание. В случаях, определенных законодательством, должны быть обеспечены мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

6.1.3. Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.

6.2. Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия

6.2.1. Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы выявления и анализа несоответствий , принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.

6.2.2. Организация должна осуществлять своевременную корректировку документированных методов, связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а также регистрировать эти действия.

Обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

6.3.2. Организация должна регистрировать все изменения в документации, обусловленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями.

6.4. Записи и управление записями

6.4.1. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы ведения записей по охране труда , включая сведения об обучении и инструктажах работников, о результатах внутренних аудитов охраны труда, результатах анализа руководством системы управления охраной труда .

6.4.2. Записи по охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разрушения, а также должны сохраняться в течение установленного срока. Сроки хранения должны быть указаны на документах, содержащих записи.

6.4.3. Записи следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в организации, для анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда требованиям настоящего стандарта.

6.5. Внутренние аудиты системы управления охраной труда

6.5.1. Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда .

6.5.2. Внутренние аудиты системы управления охраной труда проводят для:

Определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта, положениям политики в области охраны труда;

Определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

Рассмотрения и учета результатов предыдущих внутренних аудитов системы управления охраной труда;

Представления информации по результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда руководству организации.

6.5.3. План проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда.

Методы внутренних аудитов системы управления охраной труда должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.

6.5.4. По результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда составляют отчеты.

6.5.5. Внутренние аудиты системы управления охраной труда по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Примечание. Термин "независимый" не обязательно означает внешний по отношению к организации.

6.6. Государственный и общественный контроль за соблюдением требований охраны труда

6.6.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством .

6.6.2. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работники представительных органов .

7. Рассмотрение (анализ) руководством организации функционирования системы управления охраной труда

7.1. Руководство организации (работодатель), несущее ответственность за охрану труда в организации, должно через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности , соответствия требованиям настоящего стандарта, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.

7.2. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы. Результаты анализа системы следует документировать.

7.3. Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного улучшения системы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: «Система стандартов безопасности труда»

Казань-2010

Введение__________________________________________________________3

1. Общие понятия системы стандартов безопасности труда ________________5

2. Структура системы стандартов безопасности труда ____________________9

3. Объекты системы стандартов безопасности труда _____________________11

Заключение________________________________________________________13

Список использованной литературы___________________________________14

ВВЕДЕНИЕ

Стандарты безопасности труда - документы, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики безопасности продукции, правила безопасного осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке и правилам ее нанесения.

Нормативные документы по стандартизации, в том числе по безопасности труда, действуют на территории РФ в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством РФ, в том числе требованиями ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании". К нормативным документам по стандартизации относятся:

1) государственные стандарты РФ, применяемые в установленном порядке международные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

2) стандарты организаций, научно-технических и инженерных обществ, др. общественных объединений.

В соответствии с Перечнем видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399, в систему нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, входят стандарты, образующие систему стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые в соответствии с общим порядком, устанавливаемым национальным органом РФ по стандартизации (в настоящее время Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

Нормативно-техническая документация по охране тру­да подразделяется на стандарты безопасности труда (го­сударственные - ГОСТ, отраслевые - ОСТ, республикан­ские - РСТ, предприятий - СТП); строительные нормы и правила (СНиП); санитарные нормы и правила (СН); правила техники безопасности и производственной сани­тарии; инструкции, указания и руководящие технические материалы; положения, наставления, директивные и ме­тодические письма.

1. Общие понятия системы стандартов безопасности труда

Существенное место среди правил и норм занимает система стандартов безопасности труда (ССБТ). ССБТ представляет собой комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда.

Разрабатывался ССБТ в соответствии с поста­новлением Государственного комитета Совета Минист­ров СССР по науке и технике и Президиума ВЦСПС № 375/11-15 от 21 июля 1972 г. и входит в Единую государственную систему стандартизации. Датой введения системы стандартов безопасности труда был уже далекий 1983 год. Тогда его основной целью было обеспече­ние безопасности труда работающих. В общем, ССБТ создавался с целью упорядочения нормативно-технической документа­ции в области безопасности труда, а задачей ее было установ­ление общих требований и норм по видам опасных и вред­ных производственных факторов, общих требований бе­зопасности к производственному оборудованию и произ­водственным процессам, к средствам защиты работающих методам оценки безопасности труда.

На сегодняшний день, ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.

Настоящий стандарт устанавливает цели, задачи и структуру Системы стандартов безопасности труда (далее - ССБТ), а также объекты стандартизации.

Стандарт соответствует СТ СЭВ 829 в части пп. 1.1, 1.4, 2.1 и разд. 3.

Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры - порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

Примеры: ГОСТ 12.1.025, ГОСТ 12.2.046.0, ГОСТ 12.3.036, ГОСТ 12.4.031.

Структура обозначения стандартов ССБТ следующая: вначале дается индекс по ГОСТ, затем - класс стандар­та, далее-код группировки и порядковый номер в груп­пировке, в конце ставится год регистрации.

Рассмотрим несколько примеров. «Система стандар­тов безопасности труда. Работы учебные лабораторные. Общие требования безопасности». ГОСТ 12.4.113-82 означает следующее: наименование-индекс по ГОСТ, 12-класс стандарта, 4-код группировки, 113-поряд­ковый номер в группировке, 82-последние две цифры года регистрации.

Стандарты ССБТ должны иметь групповой заголовок: «Система стандартов безопасности труда».

Порядок внедрения стандартов ССБТ основан на ука­заниях ГОСТ. 1.20-69 «Порядок внедрения государствен­ных стандартов. Основные положения».

Контроль за соблюдением и внедрением стандартов осуществляют территориальные органы Госстандарта сов­местно с технической инспекцией труда профсоюзов, а также министерства и ведомства.

Стандарты безопасности труда не отменяют действия норм и правил, утверждаемых органами государственно­го надзора.

Важной нормативной документацией но охране труда являются санитарные нормы (СН) и строительные нор­мы к правила (СНиП), содержащие требования к санитарно-гигиеническим условиям труда, технологическим процессам, содержанию и устройству предприятий, учреждений. Выполнение санитарных норм, как и других нормативных актов по охране труда, обязательно, так как обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека в процессе труда. Главные нормативные требования приве­дены в следующих строительных нормах и правилах: СН 245-71. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий; СНиП II-4-79. Естественное и ис­кусственное освещение; СНиП II-68-78. Нормы проек­тирования. Высшие учебные заведения; СНиП 2. 01.02-85. Противопожарные нормы проектирования зданий и со­оружений; СНиП 2. 04.05-86. Отопление, вентиляция я кондиционирование воздуха; СНиП II-64-80. Детские дошкольные учреждения; ВСН 50-86. Общеобразователь­ные школы и школы-интернаты; СН 1042-75. Санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию Правила устройства электроустановок потребителей. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок утверждены Минэнерго СССР 21.12.84).

В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда министерства и ведомства по согласованию с ЦК соответствующих профсоюзов разрабатывают и утверждают типовые инструкции по охране труда. Они служат основой инструкций для работающих разрабатываемых администрацией учреждения (по ее указанию непосредственными руководителями работы) и утверждаемых руководителем учреждения (предприятия совместно с профсоюзным комитетом. Инструкции периодически пересматривают, в них вносят необходимые изменения.

Применительно к школе местная инструкция может быть общешкольной (например, инструкция по использованию киноаппаратуры) или предназначенной для отдельной мастерской (инструкция на рабочем месте при работе на сверлильном станке и т. п.). Особым видом общешкольной инструкции является план эвакуации люде и имущества на случай пожара.

Инструкции для работающих обычно состоят из (скольких частей: общие требования безопасности труда; требования к обучающемуся перед началом работы, во время работы и после ее окончания; требования безопасности в аварийных ситуациях.

В инструкциях по технике безопасности излагают конкретные правила безопасной работы, например, на станках, электросварочном аппарате, при ручной обработке древесины, при эксплуатации электроустановок до 1000 В в школах и т. д.

Инструкции, правила и положения по технике безопасности и производственной санитарии являются основным руководством для работающих. Они служат основным пособием при проведении инструктажа по безопасным приемам и методам выполнения работ, поведению работаю­щих в производственных условиях.

Для предупреждения травм и заболеваний ст. 62 Основ обязывает рабочих и служащих соблюдать инструк­ции по охране труда. От качества и полноты инструкции и от ее соблюдения во многом зависит профилактика травматизма.

2. Структура системы стандартов безопасности труда

ССБТ включает группы, приведенные в таблице.

Шифр группы

Наименование группы

Организационно-методические стандарты

Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов

Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию

Стандарты требований безопасности к производственным процессам

Стандарты требований к средствам защиты работающих

Стандарты группы «0» устанавливают:

1. организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);

2. требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).

Стандарты группы «1» устанавливают:

1. требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;

2. методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;

3. методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты группы «2» устанавливают:

1. общие требования безопасности к производственному оборудованию;

2. требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;

Стандарты группы «3» устанавливают:

1. общие требования безопасности к производственным процессам;

2. требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;

3. методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «4» устанавливают:

1. требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;

2. методы контроля и оценки средств защиты;

3. классификацию средств защиты.

Стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4 являются государственными (республиканскими) стандартами. В группе стандартов «0» допускается разрабатывать стандарты предприятий.

Окончательные редакции проектов государственных (республиканских) стандартов ССБТ подлежат согласованию по ГОСТ 1.2. Окончательная редакция стандартов предприятий по безопасности труда обязательно согласовывается с профсоюзным комитетом предприятия (объединения) и учреждением санитарно-эпидемиологической службы, на обслуживании которого находится предприятие.

3. Объекты системы стандартов безопасности труда

Объектами стандартизации ССБТ являются правила, нормы и требования, направленные на обеспечение безопасности труда:

1) основные положения системы стандартов безопасности труда;

2) метрологическое обеспечение безопасности труда;

3) классификация опасных и вредных производственных факторов;

4) термины и определения основных понятий в области безопасности труда;

5) общие требования безопасности по видам опасных и вредных производственных факторов (общие требования электробезопасности, пожаро- и взрывобезопасности и др.), а также методы защиты работающих от этих факторов;

6) методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов;

7) предельно допустимые значения параметров опасных и вредных производственных факторов.

Примечание. Предельно допустимые значения параметров опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах устанавливаются в стандартах ССБТ по нормам, предложенным Минздравом СССР, и согласованию с министерствами и ведомствами не подлежат;

8) общие требования безопасности к производственному оборудованию и к группам производственного оборудования, а также методы контроля и оценки выполнения требований безопасности;

9) общие требования безопасности к комплексам производственного оборудования, работающим в автоматическом и/или полуавтоматическом режимах, и методы контроля;

10) общие требования безопасности к производственным процессам и видам технологических процессов, а также методы контроля выполнения требований безопасности;

11) классификация средств защиты работающих;

12) общие технические требования к классам и видам средств защиты работающих;

13) методы контроля и оценки защитных и гигиенических свойств средств защиты работающих;

14) номенклатура показателей качества классов и видов средств защиты работающих;

15) общие требования к маркировке средств защиты работающих;

16) требования к цветам и знакам безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования ОТ обязательны для исполнения юридическими лицами и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в т. ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и др. оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Вместе с тем после введения в действие ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" в соответствии с решениями национального органа РФ по стандартизации положения продолжающих свое действие стандартов системы СБТ носят обязательный нормативный характер в той мере, в какой они соответствуют целям и задачам законодательства о техническом регулировании, а именно целям:

1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества,

2. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений,

3. предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Информация об изменениях в стандартах публикуется в установленном порядке в ежегодно издаваемом национальным органом РФ по стандартизации информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых им информационных указателях "Национальные стандарты", а также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа РФ по стандартизации в сети Интернет.

Список использованной литературы

1. Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Юнити, 2006

2. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2001.

3. Шевченко Н.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Инфра-М, 2004