Путешествие в космос обучение грамоте. Интегрированное занятие по обучению грамоте и физической культуре в старшей группе

Тема: Путешествие в космос.

Задачи:

образовательные

развивающие

воспитательные

Материалы и оборудование : А, З, Б, У, К, А ; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», Азбука

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 35

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: « Полёт в космос»

Подготовила и провела

воспитатель: Кумушбаева Лилия Васильевна

Апрель, 2013 год

Итоговое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе № 4.

Тема: Путешествие в космос.

Задачи:

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование : ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А ; звёзды со слогами; предложение « В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами; учебник « Азбука »; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте.

  1. Эмоциональная настройка.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

III. Беседа о времени года.

В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д : – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель.

  1. Постановка учебной задачи.

Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.

В: – Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Д (хором ): – Ракета.

В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

  1. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором) .

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

VI. Игра «Образуй прилагательные от существительных»

В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов: В доб – рый путь. (Составление предложения)

В: – Прочитайте, что у вас получилось.

Д: – В добрый путь!

В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А ). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)

VII. Деление слов на слоги.

В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове.

Д: – Кот, слон, кит, волк, тигр, еж. Эти слова состоят из одного слога

Д : –Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза. Эти слова состоят из двух слогов.

Д: – Курица, колобок, корова, лошадка. Эти слова состоят из трёх слогов.

В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З ).

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…

Д (хором): – Дыра.

VII. Звуковой анализ слов.

В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра )

В: – Сколько слогов в слове дыра ?

Д: – В слове дыра два слога ды – ра .

В: – На какой слог падает ударение?

Д: – Ударение падает на второй слог.

д ].

Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Охарактеризуйте звук [ ы ].

Д: – Звук [ ы ] гласный, безударный.

В: – Дайте характеристику звуку [ р ].

Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Дайте характеристику звуку [ а ].

Д: – Звук [ а ] гласный, ударный.

В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б ) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

VIII. Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

В: – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Д (хором): – Комета.

IX. Составление схем предложений.

В: – На хвосте кометы разместились слова, В этих словах, вы должны поймать звук (з) . Телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочет, астроном, космонавт (если в слове есть звук з дети хлопают руками)

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У ). А на нашем пути следующее испытание.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Д : – Звёзды .

X. Гимнастика для глаз

В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам (смотри приложение № 1).

В: – Подберите родственные слова к слову звезда.

Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.

В: – Что такое родственные слова?

Д: – Слова родные друг другу.

В: – Как понимаете слово звездопад ?

Д: – Явление, когда падают звёзды.

В: – Какое это слово простое или сложное?

Д: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.

В: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К ).

XI. Игра «Составь слова из слогов».

В: – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова, а потом придумывают с этими словами предложения).

В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А ).

В: – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.

Д: – АЗБУКА.

В: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Д (хором): – Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

XII. Подведение итогов.

В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

В: –На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

Д: – До свидания.

Список использованной литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6-ое изд., исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  3. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания. Разрезная азбука – Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение № 1.

Рисунок звезды для проведения гимнастики для глаз.

Дети рисуют звезду глазами по стрелкам, не поворачивая головы.


ГУ СШ № 35

Конспект занятия по обучению грамоте

в предшкольном классе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»

Воспитатель:Рыбальченко.Л.Н.

АКТОБЕ 2016

Тема: Путешествие в космос.
Цель:
расширить представление о космосе

Задачи:

*продолжить обучать звуковому анализу слов, учить детей читать слова по первым буквам.
* закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в умении составлять слова из слогов, подбирать родственные слова; развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

*воспитывать аккуратность, отзывчивость, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование : ракеты красного, синего и зеленого цветов; звёзды с буквами К,О,С,М,О,С; звёзды со слогами;предметные картинки; карточки с цветными буквами.
Ход занятия:

В:– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей.
Давайте поздороваемся с гостями и с солнышком.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
«Мозговой штурм»
Из чего состоит речь?
Из чего состоит предложение?
Из чего состоят слова?
Чем отличаются звуки от букв?
Какие бывают звуки?
Согласные делятся на..
В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д : –Тёплая, красивая,ароматная (когда цветут деревья),долгожданная, солнечная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель
В-: Какой праздник отмечают в апреле?
Д:- День космонавтики

В: – Сегодня у нас будет необычное занятие:мы отправимся в путешествие, а куда, узнаем, когда отгадаем загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.

Ответ: земля
Ты весь мир обогреваешь.
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Ответ: солнце
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Ответ: космонавт
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
Ответ: луноход
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
Ответ: ракета

В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари – Фонарики
Меньше, чем комарики.
Ответ: звезды
(За каждый ответ на загадку дети получают звезду.)
- Какое слово получилось?
Д: КОСМОС.
На чем мы отправимся в полет? Отгадайте загадку:
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …

Д (хором): – Ракета.
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
Деление на группы
(по цвету букв и ракет).
На столе изображение ракет трех цветов:
(синяя ракета – твердые согласные;зеленая ракета – мягкие согласные;красная ракета – гласные).У детей карточки с цветными буквами.
-Ребята, чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором) .

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Задание №1
«Прочитай по первым буквам».
(для каждой команды дается одно слово)
На доске картинки : 1 слово :зонт, ежонок,машина, лимон, яблоко.(ЗЕМЛЯ)
2 слово: виноград, ель, ножницы, ель, рыбка, ананас.(ВЕНЕРА)
3 слово: мяч, арбуз, ракета, собака(МАРС).
Прочитайте полученные слова, запишите их, сделайте звуковой анализ слова.
Задание № 2 Пришло загадочное письмо.Нужно поделить слова на слоги.
ШАР, КОМЕТА, РАКЕТА, ПЛАНЕТА, ЛУНОХОД, МАРС.
Задание №3
Игра «Доскажи словечко»

Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
Физминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

Задание № 4

Игра «Подбери семейку слов» к слову «звезда»
1.Человек, который считает звезды?(Звездочет)
2. Космический корабль, летящий к звездам (Звездолет)
3.Момент, когда падают звезды? (звездопад)
4.Небо, на котором много звезд?(звездное)
5.Бывает большая звезда, и маленькая (звездочка)
Задание №5
Найди две одинаковые звезды и прочитай слово.
На звездах слоги: НЕ, БО, ВО, ДА, ЛУ,НА,
Задание №6
«Сложи картинку»
Из частей сложите картинку и прочитайте предложение.
РАКЕТА, ЛЕТИТ, НА ЛУНУ.

В: Молодцы, все задания выполнили, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Дети хором: Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

(звучит запуск ракеты)

Подведение итогов.

В: Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: Составляли слова из букв, делали звуковой анализ слов, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в слове, отгадывали загадки.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено, у вас на столе нераскрашенные звездочки.Если вам понравилось занятие- раскрасьте звездочку в зеленый цвет;если было трудно –раскрасьте в синий цвет;если не понравилось – закрасьте звездочку в красный цвет. Попрощайтесь с гостями.





Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  • Продолжать учить составлять и анализировать звуковую модель слова; различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
  • Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять и изолированно произносить первый звук в слове.
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.
  • Воспитывать интерес к занятию, усидчивость у детей.

Словарная работа: познакомить детей с понятием идентификация – сравнение, установление совпадения.

Предварительная работа: дидактические игры «Слоговое лото», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение»; беседа с детьми о космосе.

Оборудование: тюбики со слоговыми схемами, плакат с изображением продуктов питания, 10 предметных картинок, бортовой компьютер (собранный из конструктора «Лего»), конверт, карточки для составления звуковой схемы слова (раздаточные и демонстрационные), набор квадратов из цветного картона (на каждого ребёнка), музыкальное сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в космическое пространство, побывать на неизвестных планетах. Согласны? На чём мы можем совершить это путешествие? (Ответы детей)
– Да, на космическом корабле (или ракете).
– Но прежде чем отправиться в полёт, я предлагаю вам познакомиться с языком инопланетных цивилизаций и собрать вещи, необходимые для путешествия.
– Начнём с языка инопланетян. Наверняка он нам в полёте пригодиться. Повторяйте за мной:

Чистоговорка:

Ли-лэ-ла
Ри-рэ-ра
Эни-бэни,
Рики-таки,
Шурба-урба,
Синти-бряки,
Дэо-дэо,
Шах-мадэо,
Вац!

– С языком ознакомились. Теперь, нужно собрать вещи, необходимые для полёта. Перед вами карточки с изображением предметов, выбирайте нужную и кладите в отсеки. У нас два отсека (синий и зелёный). В синий отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с твёрдого согласного, в зелёный отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного. (Карточки: фонарик, часы, диски, носки и т. д.)

– Берём по одной карточке и объясняем, почему выбрали один из отсеков (Работа детей ) (рис.1)

– Итак, с языком ознакомились, вещи собраны. К путешествию готовы? (Ответы детей...)
– Тогда прошу пройти в космический корабль.
– Перед вами бортовой компьютер. Для того чтобы, каждый смог управлять кораблём, бортовой компьютер должен произвести идентификацию ваших голосов.
– Сейчас каждому будет задан вопрос, ответ должен быть полным.

– Чем звук отличается от буквы?
– Звук б – это гласный или согласный?
– Звук а – это гласный или согласный?
– Назови 3 слова, которые начинаются с твёрдого звука – к.
– Определи место звука [а] в слове матрёшка.
– Сколько слогов в слове машина?
– Составь предложение из 2-х слов
– Составь предложение из 3-х слов
– Звук [в] это глухой или звонкий согласный?
– Чем отличаются гласные от согласных звуков?
– Назови слова, состоящие из 1, 2 слогов.

– Идентификация ваших голосов завершена. Мы отправляемся. Занимаем места в космическом корабле, пристёгиваем ремни безопасности. Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1, 0 – пуск (включить фонограмму ). Полёт проходит успешно. Предлагаю экипажу подкрепиться. Перед вами тюбики с космической едой. А вместо названия, изображена слоговая схема слова. У вас есть возможность выбрать пищу самим, но названия её должны состоять из того же количества слогов, что и на вашем тюбике. Если будете затрудняться, перед вами подсказка (плакат с изображением продуктов), (мясо, курица, рыба, суп, сыр, колбаса, молоко, груша, банан, каша, конфета). (рис. 2)
Например. В моём тюбике – курица, т.к. в слове курица 3 слога и на тюбике схема слова из 3-х слогов)

(Ответы детей)

– Ну вот мы и подкрепились.

Компьютер: Внимание! Внимание! Наш корабль совершил посадку на неизвестной планете. Предлагаю экипажу надеть космические скафандры и выйти на поверхность планеты. Воспитатель: Ребята, а вдруг жители этой планеты подумают, что мы прилетели с плохими намерениями. Давайте исполним мирный танец-приветствие, и они поймут, что мы желаем им добра.

Физкультминутка

Танец под музыку типа аэробики.

– Теперь нам нужно осмотреться. Как же называется эта планета? Посмотрите, какое-то письмо:

«Жителям планеты земля. От жителей планеты Грамотейка»

– Давайте вернёмся на космический корабль, (дети рассаживаются на места ) Что же находится в конверте? (Картинки)
– Что же это может значить? Может быть, жители планета Грамотейка что-то хотят нам сказать, с помощью этих картинок?
– Давайте передадим их на землю, и учёные в лаборатории во всём разберутся. Но бортовой компьютер сможет передать только звуковую схему слова. Вам нужно будет составить звуковую схему и объяснить, после этого компьютер сможет передать схему на Землю (рис. 3)

(Работа детей: один составляет у доски, остальные дети работают на местах)

– Схемы слова переданы на Землю. Путешествие наше подходит к концу. Предлагаю взять курс на планету Земля. Постойте, мы не сможем вернуться, панель управления не исправна. Мы должны устранить неполадки, исправить микросхему. Необходимо картинки соединить с нужной звуковой схемой, проводами, (рис. 4) (дети выполняют работу и объясняют, остальные проверяют )

– Ну вот, панель управления исправлена. Отправляемся на Землю. Начинаем обратный отсчёт: 5,4,3,2,1,0 пуск (включаем фонограмму )

Итог занятия

– Ребята, мы возвращаемся на Землю. Понравилось вам путешествие? Какие трудности мы встречали на своём пути? Что вам запомнилось? (Ответы детей )

Компьютер: Внимание! Внимание! Наш космический корабль совершил посадку на планете Земля. Желаю успехов и прощаюсь с вами!

Конспект организованной учебной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Полет в космос.

Цель:

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;
развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: космическая карта; ракета; изображения космических объектов, мяч; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; карточки со словами; учебник «Азбука»; слова с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные карандаши для звукового анализа слова.

Ход:

    Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей.

Давайте с ними поздороваемся.
- Сәлеметсіздірме!
Эмоциональная настройка.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Беседа о времени года.
– Ребята, какое сейчас время года?
– Время года весна.
– Весна какая?
– Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
– Какие весенние месяцы вы знаете?
– Март, апрель, май.
– Какой сейчас месяц?
– Сейчас месяц май.
2. Основная часть.
– Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу.

Поможем вернуть её?

Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
– Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
– Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой?

Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.

Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов. (Составление предложения – В добрый путь!)
– Прочитайте, что у вас получилось.

Молодцы!

За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А).

Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. (Звук запуска ракеты)

Деление слов на слоги.
– На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.
1) Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь.
2)Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник.
3) Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном.
– Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).
– А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (дыра)
Звуковой анализ слов.
– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова дыра)
– Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
– На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (комета)
Составление схем предложений.
– На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес.оп, солн.е, созве.дие, Гага.ин, астро.ом.
– Почему слово Гагарин написано с большой буквы?
– Это фамилия.
– Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
– Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.
– Составьте предложения с этими словами.
– Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
Гимнастика для глаз
– Давайте нарисуем звезду глазами.
– Подберите родственные слова к слову звезда.
– Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.
– Что такое родственные слова?
– Слова родные друг другу, у них общий смысл.
– Как понимаете слово звездопад?
– Какое это слово простое или сложное?
– Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.
– Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).

Игра «Составь слова из слогов».
– Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, НА, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО.
– Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).
– Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.
– АЗБУКА.
– Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
3. Подведение итогов.
– Вот мы и вернулись домой.
– Чем мы занимались сегодня на занятии?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Какое занятие показалось трудным?
– Кто занимался хорошо?
– За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам подарки - медальки. На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с гостями.