Ассирия в древнем мире. Страна, на севере которой возникло Ассирийское государство

Воинственная держава взяла свое начало от небольшого города Ашшур, основанного в верховьях реки Тигр. Его название было связано с религиозным культом Ашшура, что в переводе означало «владыка стран», «отец всех прародителей». В честь него было названо государство в северной части древней Месопотамии – Ашшур или империя Ассирия. В течение нескольких веков она присоединялась к нескольким государствам. Основным промыслом ассирийцев было выращивание пшеницы, винограда, охота, разведение домашнего скота.

Ассирийское царство находилось на пересечении торговых морских путей и являлись целью завоевания многих древних цивилизаций. Со временем они стали искуснымимастерами в военном искусстве и покорили не одно государство. К VIII в. до н.э. им удалось завоевать большую часть государств Ближнего Востока, в том числе могущественный Древний Египет.

Завоевания Ассирии

Основными полками армии ассирийцев были пешие войска, атаковавшие ударами стрел из луков, защищенные железными мечами. Всадники на конях были вооружены луками и копьями и могли перемещаться на выкованных боевых запряженных колесницах. Искусство войны так проникло в жизни древней цивилизации Ассирия, что они изобрели машины, которые двигались, уничтожая все на своем пути. Они были оборудованы стропилами, по которым войска могли забираться на стены крепостей врагов либо таранили их. Нелегко пришлось в те времена соседям этого воинственного народа. Их проклинали и желали скоро часа расплаты за все их злодеяния. Раннехристианский пророк Наум предрекал гибель последнего центра Ассирийской империи Ниневии: «Империя и ее столица будут разграблены и уничтожены! Придет расплата за пролитую кровь!»

В результате многочисленных военных походов стала расти не только военная мощь и мастерство народа империи, но и пополняться сокровищница богатств за счет грабежа других государств. Цари устраивали для себя огромные роскошные дворцы. Расширялась инфраструктура городов.

Цари империи Ассирия

Цари древней Ассирии считали себя непревзойденными владыками цивилизаций, властвующими над всем миром не только людей, но и природы. Самым главным развлечением для них были кровавые бои с львами. Так они показывали свое превосходство над миром животных и подчинение его. Картины с изображением ассирийцев подчеркивали воинственный образ жителей империи, с тяжелыми формами и служили демонстрацией их физической силы.

В середине XIX века исследователи предприняли кампанию по организации археологических раскопок на месте, где когда-то процветала сказочная Ниневия. Были также обнаружены руины дворца царя Ассирии Саргона II. Состоятельные жители древней цивилизации предпочитали проводить шумные пиры, сопровождающиеся развлечениями.

Культура Ассирии (Ашшура)

Особое место в истории древнего мира заняли не только военные успехи, но и эпоха просвещения в Ассирии. В ходе раскопок учеными были обнаружены несколько библиотек, самая известная из которых – читальня царя Ашшурбанапала. Которая была обустроена в столице Ниневия. В ней находились сотни тысяч табличек с клинописью из глины. Они были строго упорядочены, имели нумерацию и содержали сведения о истории, религии и решении судебных дел не только в городах Ассирии, но и скопированные тексты соседствующих древних цивилизаций: Римской империи, Шумерии, Древнего Египта.

С приходом VII века до н.э. Ассирийское царство погибло от армии Вавилона. Столица полностью была выжжена, в том числе и библиотеки Ниневеи. Тысячелетиями наследие культуры древних цивилизаций мира были пролежали, занесенные слоем песка и глины, пока археологи не приступили к изучению истории населения Месопотамии.

Империя Ассирия и Урарту

Древний книги Ассирии

К I тысячелетию до н.э. на территории рядом с северной границей древней цивилизации местные племена образовали независимое государство Урарту. Они были искусными мастерами оружейного дела и имели огромные запасы меди. Ассирийской империей было совершено множество набегов на плодородную долину Закавказья Но им удалось сохранить независимость на всем протяжении существования строя.

Одним из главных городов древней цивилизации Урарту была столица современной Армени Ереван. Стены его имели хорошее укрепление. Но и они не смогли устоять против натиска ассирийцев, которые взяли Урарту в VIII в. до н.э.

Раскрыть тайны существования древнего государства Урарту удалось археологу Б.Б. Петровскому, который очистил от песка и перевел цивилизации Урарту.

Видео Ассирия

АССИРИЯ, историческая область и древнее государство на севере Двуречья (на территории современного Ирака). В истории Ассирии выделяются 4 периода. Древнейший период (4-3-е тысячелетия до нашей эры). В это время появляются первые поселения на реке Тигр (в том числе Ниневия, Арбелы и Ашшур, ставший позднее ядром и столицей ассирийского государства). Основное население этого времени - хурриты, однако достаточно рано появились также шумеры и аккадцы. Почитался племенной бог Ашшур, от имени которого произошло название города и страны. Управление наиболее известным Ашшурским номовым государством осуществлялось Советом города и должностными лицами: ишшиаккум (жрец, администратор, военный предводитель), обладавший наследственной властью; укуллум, назначаемый главой Совета, землеустроитель; лимму, выбиравшийся на 1 год эпоним и казначей Совета. В 23-22 веках территория Ашшурского номового государства вынуждена была подчиняться Аккаду, а в 22-21 веках - 3-й династии Ура. На рубеже 3-2-го тысячелетий до нашей эры Ашшур стал самостоятельным. Происходил приток населения за счёт амореев. Формировались ассирийская народность и ассирийский диалект аккадского языка.

Староассирийский период (20-16 века до нашей эры). В экономике развивались земледелие, яйлажное скотоводство, добыча металлов, торговля, превратившая Ашшур в центр международных экономических связей, особенно с торговыми колониями: Каниш (на востоке Малой Азии) и Гасур (к востоку от Тигра). Постепенно усиливались власть правителя, передававшаяся по наследству, государственный сектор хозяйства, роль армии, административно- бюрократический аппарат. Формировалась территориальная система управления, закреплялись налоговые и повинностные обязанности населения. Ашшур из номового государства превратился в территориальное царство за счёт военных походов, особенно в правление аморейского вождя Шамши-Адада I (1813-1781 годы), включившего Ассирию в состав своего государства. Однако возвышение Мари и образование Хеттского царства лишило Ассирию возможности вести выгодную международную торговлю. В 18 веке Ассирия захвачена Вавилонией, а по мере ослабления последней в 16 веке - Митанни.

Среднеассирийский период (15-11 века до нашей эры). Постепенно Ассирия освободилась от подчинения Вавилонии и Митанни и обрела сильного союзника в лице Египта. К новому подъёму Ассирию привёл царь Ашшурубаллит I (14 век). Далее последовало столетие (1307-1206 годы) её победоносных войн против Митанни, Вавилона, племён Наири в Закавказье, на юго-востоке Малой Азии, в Сирии и Финикии. В 13 веке Ассирии удалось сокрушить Митанни. Усилилась царская власть, её покровитель, бог Ашшур, стал верховным богом, царём богов. Создан свод законов, регулирующих жизнь общества, - так называемые Среднеассирийские законы, сохранившиеся фрагментарно и позволяющие судить в основном об ассирийской общине, семье и положении рабов. Царь Тукульти-Нинурта I (1244-08 годы) построил новую роскошную столицу - Кар-Тукульти-Нинурта (близ Ашшура). Восстановление роли Ассирии в международной торговле, захват новых земель и пленных, богатая добыча, получение даров, дани, податей, жертвоприношений для храмов от покорённых народов обеспечило Ассирии процветание, которое внезапно и катастрофически рухнуло с нашествием арамеев в 11-10 веках.

Новоассирийский период (10-7 века до нашей эры). Ассирия восстановила свой экономический и военный потенциал (в особенности за счёт внедрения железа). Изменение международной обстановки (ослабление Египта и Вавилонии, гибель Хеттского царства) позволило ей возобновить завоевательную политику и планировать покорение всего Ближнего Востока. Ашшур окончательно стал богом войны; эти функции получила также богиня Иштар. В 9 веке огромные успехи в закладывании основ империи сделали цари Ашшурнацирапал II и его сын Салманасар III, обосновавшиеся в новой столице - Кальху и инициировавшие наступление на богатый регион восточно-средиземноморского побережья. Однако 1-я половина 8 века характеризуется глубоким упадком Ассирии, чему способствовали социальные конфликты, политическая борьба, дворцовые интриги и появление сильного соперника - молодого государства Урарту. К имперской политике возвратился Тиглатпаласар III (745-727 годы), сформировавший постоянное войско на государственном обеспечении, сдержавший сепаратизм наместников и сделавший депортацию покорённых народов нормой ассирийской политики. При нём и его преемниках Ассирийская держава подчинила Вавилон, страны восточно-средиземноморского побережья, Мидию, добилась покорности от Урарту и Манны, воевала с Эламом. В 671 году Асархаддон подчинил Египет. В 640-е годы Ашшурбанапал завершил покорение Элама и племён Северной Аравии. Ассирия добилась этого силами своей самой мощной армии, средствами дипломатии и жестокими методами подавления нарастающего недовольства подданных и покорённых. Однако она оказалась не в силах противостоять восставшим против её гнёта Вавилонии и Мидии, заключившим военный союз. В результате кровопролитной войны Ассирия пережила гибель сначала древней столицы - Ашшура (614 год), затем превращённой Синаххерибом в великолепный город новой имперской столицы - Ниневии (612 год) и, наконец, разгром остатков своей армии в 609 годуу Харрана. Первая мировая империя сошла с исторической арены. Её территория попала под власть победителей. В середине 6 века Ассирия вошла в состав Персидской империи, завоёванной в последней четверти 4 века Александром Македонским, а после его смерти стала вотчиной полководца Селевка I Никатора и наследников последнего - Селевкидов. В 140-х годах на всю Месопотамию распространилась власть Парфии; город Ашшур сохранял значительную, в том числе религиозную роль. В противостояние парфян и римлян нередко вовлекались бывшие ассирийские города [например, Харран (Карры), где в 53 году до нашей эры была разбита римская армия и погиб полководец М. Красс]. В 115 году нашей эры римский император Траян, одержав победу над парфянами, образовал провинцию Ассирия, но вспыхнувшее там в том же году восстание заставило его вернуть парфянам мятежный регион. В 3 веке нашей эры территория Ассирии оказалась под властью Персии (династия Сасанидов).

Лит.: Driver G. R., Miles J. С. The Assyrian laws. S. 1., 1935; Дьяконов И.М. Развитие земельных отношений в Ассирии. Л., 1949; он же. Этнос и социальное деление в Асси-рии // Советское востоковедение. 1958. № 6; Янковская Н. Б. Некоторые вопросы эконо-мики Ассирийской державы // Вестник древ-ней истории. 1956. № 1; Olmstead А. Т. His-tory of Assyria. Chi., 1960; Garelli P. Les Assyriens in Cappadoce. P., 1963; Якобсон В. А. Социальная структура Новоасси-рийского царства // Вестник древней исто-рии. 1965. № 1; Trolle Larsen М. The old Assyrian city-state and its colonies. Cph., 1976; Соловьева С. С. Память об Ассирии в трудах античных и раннесредневековых авторов // Древний Восток и античный мир. М., 1980; Menzel В. Assyrische Tempel. Rome, 1981. Bd 1-2; Malbran-Labat F. L’ar-mée et l’organisation militaire de l’Assyrie d’après les letters de sargonides trouvées à Ninive. Gen., 1982; Zawadzki S. The fall of Assyria and Median-Babylonia relations in light of the Nabopolassar Chronicle. Poznan; Delft, 1988; Фоссе III. Ассирийская магия. СПб., 2001; Дандамаева М.М. Понятия «Ас-сирия», «Вавилония», «Месопотамия» в ан-тичной традиции // История и языки Древ-него Востока: Памяти И. М. Дьяконова. СПб., 2002.

С. С. Соловьёва.

Искусство Ассирии характеризуется созданием официального репрезентативного стиля, отвечавшего идеям государственной военной мощи и богоподобного царя - непобедимого воина и великого полководца. На основе художественного наследия древнего Двуречья, хурритов Сирии и хеттов Малой Азии искусство Ассирии разработало и канонизировало формы, отличающие искусство деспотий Передней Азии вплоть до краха империи Сасанидов. Столицы Ассирии - Ашшур (около 14-9 веков до нашей эры), Кальху (9 век до нашей эры), Дур-Шаррукин (8 век до нашей эры), Ниневия (8-7 века до нашей эры) - были укреплёнными городами, имели прямоугольный план, были окружены рвом и зубчатыми стенами (из оштукатуренного сырцового кирпича на каменном фундаменте) с башнями-контрфорсами и воротами с входной аркой, фланкированными высокими, квадратными в плане бастионами. В строго регламентированной городской планировке главное место отводилось так называемой дороге процессий и возведённому на высокой платформе укреплённому царскому дворцу в цитадели. Дворец представлял собой ряд парадных, жилых, храмовых и хозяйственных комплексов, сгруппированных по сторонам больших и малых внутренних дворов и имеющих общую плоскую крышу (Дур-Шаррукин). Строились храмы двух типов: зиккурат и бит-хилани. Входы во дворец фланкировали огромные каменные статуи «шагающих» крылатых «шеду» с туловищем быка и головой царя. Нововведением было оформление дворцовых покоев орнаментальными фризами из глазурованного кирпича (резиденция Тукульти-Нинурты I, 13 век до нашей эры), применение клинчатой арки (Дур-Шаррукин), а также использование ортостатов в интерьерах, а не на фасадах, как у хурритов и хеттов. К 9 веку до нашей эры был выработан строгий канон изображения человека в рельефах и живописи: глаз, дальнее плечо - в фас, голова, ноги, ближнее плечо - в профиль; мускулистый корпус, крупные черты лица в обрамлении стилизованной причёски и длинной пышной бороды. Дворцовые рельефы (на бронзовых листах или плитах известняка с раскраской или подцветкой) демонстрируют эволюцию ассирийского имперского стиля. Самые знаменитые памятники - каменные рельефы из дворца Ашшурбанапала в Ниневии со сценами львиной охоты (Британский музей, Лондон), сочетающие бурную экспрессию рвущихся в бой всадников и животных, трагическая выразительность предсмертных судорог раненых зверей и величавость ритуальных церемоний и триумфальных шествий. Памятники круглой скульптуры отличает торжественная застылость поз, обобщённость объёмов и орнаментальная трактовка деталей (статуи Ашшурнацирапала II, алебастр, и Салманасара III, базальт). Живопись представлена фрагментами росписей из дворца в Ашшуре. Высокого уровня достигло искусство глиптики (цилиндрической печати со сценами охоты, мифологическими и геральдическими композициями), ткачество, резьба по кости и дереву, художественная обработка металла.

Музыка . Рельефы со сценами царской охоты, победных шествий, строительные работ, пиров, культовыми сценами содержат изображения музыкантов-инструменталистов, реже певцов и танцоров. Один из специфических сюжетов - процессии музыкантов с арфами (угловыми вертикальными и горизонтальными), лирами, бубнами. Встречаются изображения лютни с длинной шейкой, двойного гобоя, трубы, первое в Месопотамии изображение псалтерия. Сохранились подлинные бронзовые тарелки и колокола.

Об ассирийской литературе смотри в статье Шумеро-аккадская литература.

Лит.: Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976; Rashid S. А. Mesopotamien. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 2); Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. 2-е изд. М., 1990.

Е. М. Фраёнова (музыка).

Содержание статьи

ВАВИЛОН И АССИРИЯ – историческая область в Месопотамии. Древняя Вавилония включала долину Тигра и Евфрата от современного Багдада на северо-западе до Персидского залива на юго-востоке. До возвышения Вавилона около 1900 до н.э. эта область была известна как Шумер (на юго-востоке) и Аккад (на северо-западе). Ассирия лежала к северу от Вавилонии по верхнему Тигру и бассейнам рек Большой Заб и Малый Заб; в наше время ее рубежами были бы границы Ирана на востоке, Турции на севере и Сирии на западе. В целом, современный Ирак к северу от Евфрата включает в себя большую часть древней территории Вавилонии и Ассирии.

Шумеро-аккадский период.

Шумеры, первые цивилизованные жители Вавилонской равнины, завладели районом вокруг Персидского залива около 4000 до н.э. Они осушали болота, сооружали каналы и занимались сельским хозяйством. Развивая торговлю с окружающими районами и создав экономику, которая опиралась не только на сельское хозяйство, но и на производство металлов, тканей и керамики, шумеры к 3000 до н.э. имели высокую культуру, для которой были характерны городская жизнь, тщательно разработанная религия и особая система письменности (клинопись). Их цивилизацию восприняли семиты (аккадцы), жившие на северо-западе равнины. История Шумера и Аккада 2700–1900 до н.э. наполнена постоянными столкновениями между различными шумерскими городами-государствами и войнами между шумерами и аккадцами.

Шумеро-аккадский период закончился ок. 1900 до н.э., когда власть в городах Месопотамии захватывает новый семитский народ – амореи, обосновавшиеся, в частности, в Вавилоне. Постепенно город Вавилон распространил свое влияние на долину Тигра и Евфрата, и к 1750 до н.э. Хаммурапи , шестой аморейский царь, завершил процесс вавилонской экспансии, создав империю, включавшую Шумер, Аккад, Ассирию, а возможно, и Сирию. Вавилон был столицей этого обширного царства, и с тех пор область, которая до этого называлась Шумер и Аккад, стала именоваться Вавилонией.

Вавилония.

Несмотря на то, что цивилизация вавилонян во времена Хаммурапи основывалась на шумерской, официальным языком стал аккадский. Существовали три главных сословия: высшее, состоявшее из феодальной землевладельческой знати, гражданских и военных чинов и священнослужителей; среднее – торговцы, ремесленники, писцы и представители свободных профессий; низшее – мелкие землевладельцы и арендаторы, городские и сельские зависимые работники, а также многочисленные рабы. При Хаммурапи вавилонское правительство было хорошо организованной бюрократией, во главе которой стоял царь с министрами. Правительство занималось ведением войн, отправлением правосудия, руководило сельскохозяйственным производством и собирало налоги. Деловые документы вавилонян, сохранившиеся на глиняных табличках, говорят о поразительной по развитию и сложности экономической жизни. Среди найденных деловых документов – квитанции, расписки, долговые записи, контракты, арендные договора, инвентарные списки, бухгалтерские книги. Большие участки земли находились во владении частных лиц, остальная земля принадлежала царю или храмам. Ее обрабатывали свободные вавилоняне, рабы и кабальные работники. Имелись также и земледельцы-арендаторы, которые могли быть нанимателями или издольщиками.

Одни вавилоняне-ремесленники владели собственными мастерскими, другие работали в дворцах и храмах за питание и заработную плату. Существовала система ученичества, ремесленники объединялись в гильдии по профессиям. Велась торговля с Египтом, Сирией, северными горными районами и Индией. Средствами обмена были золото, серебро и медь; применялась вавилонская система мер и весов, ставшая стандартом на всем Ближнем Востоке.

Вавилоняне первыми стали пользоваться семидневной неделей и 24-часовыми сутками (с двенадцатью двойными часами). Значительных успехов они добились в астрономии (применявшейся для составления календаря), большую роль в их жизни играла астрология. Вавилоняне владели знаниями в арифметике и геометрии, необходимыми для измерения земельных участков, а также в алгебре.

Касситское правление и возвышение Ассирии.

Ранний этап вавилонской истории (Старовавилонский период) завершился ок. 1600 до н.э., когда Вавилония подверглась нашествию захватчиков с севера. Прочно обосновавшиеся в Малой Азии хетты в 1595 разорили и разрушили Вавилон, после чего из Элама нахлынули касситы, уничтожившие аморейскую династию.

После захвата Вавилонии касситами началось возвышение Ассирии как независимого государства. В годы правления Хаммурапи Ассирия была вавилонской провинцией, но касситы были не в состоянии держать Ассирию в подчинении. Так сложилась ситуация, при которой по берегам Верхнего Тигра воинственные, по преимуществу семитские ассирийцы стали закладывать основания империи, которая со временем превзошла размерами всех своих предшественников.

Основные вехи истории Ассирии.

История Ассирии после первого возвышения до масштабов великой державы распадается на три главных периода.

1) Около 1300 – ок. 1100 до н.э. Первой задачей, которую предстояло решить ассирийцам, была защита границ. На западе находилась некогда могущественная Митанни, на севере Урарту, на востоке эламские племена, на юге касситы. На протяжении первой части этого периода шла непрерывная борьба с митаннийцами и Урарту, которую вели великий ассирийский царь Салманасар I (1274–1245 до н.э.) и его преемники. К концу периода, когда на востоке, севере и западе утвердились прочные границы с соседями, ассирийцы смогли, при Тиглатпаласаре I (1115–1077 до н.э.), заняться южными границами, где в Вавилоне незадолго до этого пала касситская династия (1169 до н.э.). В начале 11 в. до н.э. Тиглатпаласар захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах.

2) 883–763 до н.э. После двух столетий смуты, последовавших за смертью Тиглатпаласара I, в начале 9 в. до н.э. ассирийцы создали полностью военизированное государство. При трех великих царях-завоевателях – Ашшурнасирпале II, Салманасаре II и Ададнирари III, правление которых охватывает период с 883 по 783 до н.э., ассирийцы вновь раздвинули свои владения до прежних северных и восточных границ, вышли к Средиземному морю на западе и захватили часть земель Вавилонии. Ашшурнасирпал II, хваставшийся, что у него «нет соперников среди князей Четырех стран света», воевал то с одним, то с другим из врагов Ассирии почти каждый год своего долгого правления; преемники следовали его примеру. Сто лет неослабных усилий не могли не привести к естественному результату, и Ассирийское государство рухнуло в одночасье, когда после солнечного затмения 763 до н.э. по всей стране вспыхнули беспорядки.

3) 745–612 до н.э. К 745 до н.э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 был коронован в древнем городе Хаммурапи. В годы правления Саргона II , основателя новой ассирийской династии (722 до н.э.), начался подлинно имперский век Ассирии. Именно Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта. Синаххериб (Синнахериб) (705–681 до н.э.) утвердил ассирийское владычество в Эламе, а после восстания в Вавилоне (689 до н.э.) сравнял этот город с землей. Асархаддон (681–669 до н.э.) осуществил завоевание Египта (671 до н.э.), однако в годы правления его сына Ашшурбанапала (Ашшурбанибала) (669–629 до н.э.) Ассирийская империя, достигнув максимальных размеров, начала распадаться. Вскоре после 660 до н.э. Египет восстановил свою независимость. Последние годы правления Ашшурбанапала были омрачены нашествиями киммерийцев и скифов на Ближний Восток и подъемом Мидии и Вавилонии, что истощило военные и финансовые резервы Ассирии. В 612 до н.э. ассирийская столица Ниневия была захвачена объединенными силами мидийцев, вавилонян и скифов, и на этом на ассирийской независимости была поставлена точка.

Ассирийская цивилизация.

Ассирийская цивилизация сложилась по образцу и подобию вавилонской, однако ассирийцы внесли в нее ряд важных новшеств. Образование их империи называли первым шагом в деле создания военно-политической организации в древнем мире. Завоеванные территории делились на провинции, которые платили дань в царскую казну. В отдаленных областях провинции сохраняли свою систему управления, а осуществлявшие ее чиновники считались вассалами ассирийского владыки; другие области управлялись местными чиновниками при ассирийском наместнике, имевшем в своем распоряжении гарнизон ассирийских войск; остальные области находились в полном подчинении у ассирийцев. Многие города обладали муниципальной автономией, дарованной им специальными царскими хартиями. Ассирийская армия отличалась лучшей организацией и в тактическом отношении превосходила любую другую армию предшествующих времен. В ней применялись боевые колесницы, имелись тяжеловооруженные и легковооруженные пехотинцы, а также лучники и пращники. Ассирийские инженеры изготавливали эффективные осадные орудия, которым не могли противостоять самые мощные и неприступные укрепления.

Научный прогресс.

В областях медицины и химии ассирийцы продвинулись значительно дальше вавилонян. Больших успехов они достигли в обработке кож и изготовлении красок. В медицине ассирийцы применяли более четырехсот растительных и минеральных снадобий. Сохранившиеся медицинские тексты сообщают о применении амулетов и заговоров при лечении болезней, хотя во многих случаях ассирийцы прибегали к помощи более эффективных средств. Например, врачи прописывали холодные ванны для снятия лихорадочных состояний и признавали, что зубная инфекция может быть причиной ряда заболеваний. Есть свидетельства, что ассирийские медики занимались также лечением психических заболеваний.

Террористические методы.

Ассирийцы были мастерами психологической войны. Они намеренно распространяли истории о собственной безжалостности в бою и жестоких расправах, которые ожидают тех, кто окажет им сопротивление. В результате их враги нередко пускались в бегство, не вступая в бой, а подданные не решались на мятежи. Официальные ассирийские надписи полны рассказов о кровопролитных сражениях и суровых наказаниях. Достаточно привести несколько строчек из Анналов Ашшурнасирпала II, чтобы представить себе, как это выглядело: «Я вырезал всех до одного, и кровью их я выкрасил горы... Головы их воинов я отсек и насыпал из них высокий холм... а юношей и их девственниц я сжег в огне... я истребил неисчислимое количество их жителей, а города предал огню... У некоторых я отрезал кисти рук и пальцы, у других отрезал носы и уши».

Возвышение Вавилонии. Навохудоносор II.

История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась с восстания 625 до н.э., когда халдейский вождь Набопаласар отложился от Ассирии. Позже он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н.э. их объединенные армии разрушили Ниневию. Сын Набопаласара, знаменитый Навуходоносор II, правил в Вавилоне с 605 по 562 до н.э. Навуходоносор известен как строитель висячих садов и царь, который увел евреев в вавилонское рабство (587–586 до н.э.).

Персидское нашествие.

Последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н.э.), правивший совместно со своим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). Набонид был пожилым человеком, ученым и любителем древностей и, по-видимому, не обладал качествами и энергией, необходимыми для управления царством в момент крайней опасности, когда другие государства, Лидия и Мидия, рушились под натиском персидского царя Кира II Великого. В 539 до н.э., когда Кир наконец повел свои войска на Вавилонию, он не встретил сколько-нибудь серьезного сопротивления. Более того, есть основания подозревать, что вавилоняне, особенно жрецы, были непрочь сменить Набонида на Кира.

После 539 до н.э. Вавилония и Ассирия уже не могли обрести былую независимость, переходя последовательно от персов к Александру Великому, Селевкидам, парфянам и другим более поздним завоевателям Ближнего Востока. Сам город Вавилон еще многие столетия оставался важным административным центром, но древние города Ассирии пришли в запустение и были заброшены. Когда Ксенофонт проходил в конце 5 в. до н.э. в составе отряда греческих наемников по территории Персидской державы, местонахождение ассирийской столицы Ниневии, некогда цветущего шумного города, крупного торгового центра, можно было определить только по высокому холму.

Возникновение Ассирийского царства

Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV в. до х.э., по-видимому, не представляли собой единого политического или даже этнического целого. Более того, в XV в. не существовало даже и самого понятия "Ассирия". Поэтому встречающееся иногда применительно к державе Шамши-Адада I (1813-1783 гг. до х.э., см. ниже) обозначение "староассирийская" ошибочно: Шамши-Адад I никогда и не считал себя царем Ашшура, хотя позднейшие ассирийские царские списки (I тысячелетие до х.э.) действительно включают его в число ассирийских царей.

Ниневия первоначально, по-видимому, была хурритским городом. Что же касается г. Ашшур, то его название, очевидно, семитское, и население этого города было в основном аккадским. В XVI - XV вв. до х.э. эти города-государства зависели (иногда лишь формально) от царей Митанни и касситской Вавилонии, но уже с конца XV в. правители Ашшура считали себя независимыми. Они, как и вообще верхушка горожан, были весьма богаты. Источником их богатств служила посредническая торговля между югом Месопотамии и странами Загроса, Армянского нагорья, Малой Азии и Сирии. Одним из важнейших предметов посреднической торговли во II тысячелетии до х.э. были ткани и руды, а ее центральными пунктами - Ашшур, Ниневия и Арбела. Здесь же, возможно, происходило очищение серебряно-свинцовых руд. Из Афганистана через те же центры шло и олово.

Ашшур был центром сравнительно небольшого номового государства. В XX-XIX вв. до х.э. он был исходным пунктом одного из путей международной торговли, тесно связанным с другим торговым центром - Канишем в Малой Азии, откуда Ашшур ввозил серебро. После завоевания Верхней Месопотамии Шамши-Ададом I, а восточной части Малой Азии - хеттскими царями торговые колонии в Малой Азии прекратили свое существование, но Ашшур продолжал сохранять большое хозяйственное и политическое значение. Правитель его носил титул ишшиакку (аккадизация шумерского слова энси); его власть практически была наследственной. Ишшиакку был жрецом, администратором и военным вождем. Обычно он же занимал и должность укуллу, т.е., видимо, верховного землеустроителя и председателя общинного совета. Из состава совета выдвигались ежегодно сменяемые лимму - эпонимы года и, возможно, казначеи. Постепенно места в совете все больше замещались людьми, близкими к правителю. Сведений о народном собрании в Ашшуре нет. С усилением власти правителя значение органов общинного самоуправления падало.

Территория ашшурского нома состояла из мелких поселений - сельских общин; во главе каждой стоял совет старейшин и администратор - хазанну. Земля была собственностью общины и подлежала периодически переделам между семейными общинами. Центром такой семейной общины являлась укрепленная усадьба - дунну. Член территориальной и семейной общины мог продать свой надел, который вследствие такой продажи выбывал из состава семейно-общинной земли и становился личной собственностью покупателя. Но сельская община контролировала подобные сделки и могла заменить продаваемый участок другим, из запасного фонда. Сделка также должна была утверждаться царем. Все это показывает, что товарно-денежные отношения в Ашшуре развивались быстрее и зашли дальше, чем, например, в соседней Вавилонии. Отчуждение земли здесь уже стало необратимым. Следует отметить, что покупаются иногда целые хозяйственные комплексы - усадьба с полем, домом, гумном, садом и колодцем, всего от 3 до 30 га. Скупщиками земли были обычно ростовщики, занимавшиеся также и торговлей. Это последнее обстоятельство подтверждается тем фактом, что "деньгами" служит, как правило, не серебро, а свинец, причем в очень больших количествах (сотни килограммов). Рабочую силу для своих новоприобретенных земель богачи добывали посредством долговой кабалы: заём выдавался под залог личности должника или члена его семьи, причем в случае просрочки платежа эти люди считались "купленными за полную цену", т.е. рабами, хотя бы до этого они являлись полноправными общинниками. Существовали и другие средства закабаления, такие, как "оживление в беде", т.е. помощь во время голода, за которую "оживленный" попадал под патриархальную власть "благодетеля", а также "усыновление" вместе с полем и домом и, наконец, "добровольная" отдача себя под покровительство богатого и знатного лица. Поэтому в руках немногих богатых семей концентрировалось все больше земли, а общинные земельные фонды таяли. Но общинные повинности по-прежнему лежали на сильно обедневших домашних общинах. Владельцы новообразованных имений жили в городах, а общинные повинности за них несли зависимые жители селений. Ашшур теперь именуется "город среди общин" или "община среди общин", а привилегированное положение его жителей позже официально закрепляется освобождением от поборов и повинностей (точная дата этого события неизвестна). Жители сельских общин продолжают платить многочисленные поборы и несут повинности, среди которых первое место занимает воинская.

Итак, Ашшур был небольшим, но весьма богатым государством. Богатство создавало ему возможности для усиления, но для этого необходимо было ослабление главных соперников, которые могли бы в зародыше подавить попытки Ашшура к экспансии. Правящие круги Ашшура уже начали исподволь готовиться к ней, укрепляя центральную власть. Между 1419 и 1411 гг. до х.э. была восстановлена разрушенная митаннийцами стена "Нового города" в Ашшуре. Воспрепятствовать этому Митанни не смогло. Хотя митаннийские и касситские цари продолжают считать ашшурских правителей своими данниками, эти последние завязывают прямые дипломатические отношения с Египтом. С начала XIV в. ашшурский правитель называл себя "царем", хотя пока лишь в частных документах, но уже Ашшутубаллит I (1365-1330 гг. до х.э.) впервые именовал себя "царем страны Ассирии" в официальной переписке и на печатях (хотя все еще не в надписях), а египетского фараона называл своим "братом", подобно царям Вавилонии, Митанни или Хеттской державы. Он принял участие в военно-политических событиях, приведших к разгрому Митанни, и в дележе большей части митаннийских владений. Ашшурубаллит I неоднократно вмешивался также и в дела Вавилонии, участвуя в династийных распрях. В дальнейшем в отношениях с Вавилонией периоды мира сменялись более или менее серьезными военными столкновениями, в которых Ассирия далеко не всегда имела успех. Зато ассирийская территория неуклонно расширялась на запад (верхний Тигр) и на восток (горы Загрос). Рост влияния царя сопровождался падением роли городского совета. Царь превращается фактически в самодержца. Адад-нерари I (1307-1275 гг. до х.э.) к своим прежним должностям, положенным ему как ашшурскому правителю, добавляет еще и должность лимму - казначея-эпонима первого года своего правления. Он же впервые присваивает себе титул "царь обитаемого мира" и, таким образом, является подлинным основателем Ассирийской (Среднеассирийской) державы. В его распоряжении имелось сильное войско, основу которого составляли царские люди, получавшие за службу либо специальные земельные наделы, либо только паек. В случае необходимости к этому войску присоединялось ополчение общин. Адад-нерари I успешно воевал с касситской Вавилонией и отодвинул границу Ассирии довольно далеко на юг. О его деяниях была даже сложена поэма, но в действительности успехи на "южном фронте" оказались непрочными. Адад-нерари I совершил также два успешных похода против Митанни. Второй из них завершился низложением митаннийского царя и присоединением всей территории Митанни (вплоть до большой излучины Евфрата и г. Каркемиш) к Ассирии. Однако сыну и преемнику Адад-нерари, Салманасару I (1274-1245 гг. до х.э.), пришлось вновь воевать здесь с митаннийцами и их союзниками - хеттами и арамеями. Ассирийская армия попала в окружение и была отрезана от водных источников, но сумела вырваться и разбить врага. Вся Верхняя Месопотамия была вновь присоединена к Ассирии, а Митанни прекратило существование. Салманасар сообщает в своей надписи, что он взял в плен 14 400 вражеских воинов и всех их ослепил. Здесь мы впервые встречаем описание тех свирепых расправ, которые с ужасающей монотонностью повторяются в последующие века в надписях ассирийских царей (начало им, впрочем, положили хетты). Салманасар воевал также против горных племен "уруатри" (первое упоминание о родственных хурритам урартах). Во всех случаях ассирийцы разрушали города, жестоко расправлялись с населением (убивали или калечили, грабили и налагали "знатную дань"). Угон пленных в Ассирию практиковался еще редко, и, как правило, угоняли лишь квалифицированных ремесленников. Иногда пленных ослепляли. Очевидно, потребность в рабочей силе для сельского хозяйства ассирийская знать удовлетворяла за счет "внутренних ресурсов". Главная же цель ассирийских завоеваний в этот период состояла в овладении международными торговыми путями и собственном обогащении за счет доходов от этой торговли путем взимания пошлин, но главным образом за счет прямого грабежа.

При следующем ассирийском царе, Тукульти-Нинурте I (1244-1208 гг. до х.э.), Ассирия уже была великой державой, охватывавшей всю Верхнюю Месопотамию. Новый царь дерзнул даже вторгнуться на территорию Хеттского царства, откуда увел "8 саросов" (т.е. 28 800) пленных хеттских воинов. Тукульти-Нинурта I воевал также против степных кочевников и горцев севера и востока, в частности с "43 царями (т.е. племенными вождями) Наири" - Армянского нагорья. Походы теперь происходят регулярно, каждый год, но не столько с целью расширения территории, сколько просто ради грабежа. Зато на юге Тукульти-Нинурта осуществил грандиозное деяние - завоевал касситское Вавилонское царство (ок. 1223 г. до х.э.) и владел им более семи лет. Об этом его подвиге была сложена эпическая поэма, а новый титул Тукульти-Нинурты теперь гласил: "могучий царь, царь Ассирии, царь Кар-Дуниаша (т.е. Вавилонии), царь Шумера и Аккада, царь Сиппара и Вавилона, царь Дильмуна и Мелахи (т.е. Бахрейна и Индии), царь Верхнего и Нижнего моря, царь гор и широких степей, царь шубарейцев (т.е. хурритов), кутиев (т.е. восточных горцев) и всех стран Наири, царь, слушающий своих богов и принимающий знатную дань четырех стран света в городе Ашшуре". Титул, как видно, не совсем точно отражает реальное положение вещей, но содержит целую политическую программу. Во-первых, Тукульти-Нинурта отказывается от традиционного титула "ишшиакку Ашшура", но зато именует себя древним титулом "царь Шумера и Аккада" и ссылается на "знатную дань четырех стран света", подобно Нарам-Суэну или Шульги. Он претендует также на территории, не входившие еще в состав его державы, а также особо упоминает главные торговые центры - Сиппар и Вавилон и торговые пути в Бахрейн и Индию. Дабы полностью освободиться от всякого влияния со стороны общинного совета Ашшура, Тукульти-Нинурта I переносит свою резиденцию в специально построенный неподалеку от Ашшура город Кар-Тукульти-Нинурта, т.е. "Торговая пристань Тукульти-Нинурты", явно намереваясь перенести сюда центр торговли. Здесь же был сооружен грандиозный дворец - парадная резиденция царя, где он даже принимал в качестве гостей самих богов, т.е., разумеется, их статуи. Специальные указы во всех тонкостях определяли сложнейший дворцовый церемониал. Личный доступ к царю имели теперь лишь немногие особо высокопоставленные придворные (обычно евнухи). Чрезвычайно суровый регламент определял распорядок в дворцовых покоях, правила совершения специальных магических ритуалов для предотвращения зла и т.п.

Однако время осуществления "имперских" притязаний еще не настало. Традиционная ашшурская знать оказалась достаточно могущественной, чтобы объявить Тукульти-Нинурту I безумным, низложить его, а затем убить. Новая царская резиденция была заброшена.

Вавилония умело воспользовалась внутренними смутами в Ассирии, и все последующие ассирийские цари (кроме одного) были, видимо, просто-напросто вавилонскими ставленниками. Один из них вынужден был вернуть в Вавилон увезенную Тукульти-Нинуртой статую Мардука.

Впрочем, Ассирия сохранила под своей властью всю Верхнюю Месопотамию, а к моменту вступления на престол Тиглатпаласара I (1115-1077 гг. до х.э.) в Передней Азии сложилась исключительно благоприятная для Ассирии политическая обстановка. Хеттское царство пало, Египет переживал упадок. Вавилония подверглась нашествию южноарамейских кочевников - халдеев. В этой политической обстановке Ассирия фактически оставалась единственной великой державой. Нужно было лишь выстоять среди общего хаоса, а затем вновь приступить к завоеваниям. И то и другое, однако, оказалось куда более трудным, чем можно было предполагать. Племена, появившиеся в Передней Азии в результате этнических передвижений конца II тысячелетия до х.э., - протоармянские племена, абешлайцы (возможно, абхазы), арамеи, халдеи и др. - были многочисленны и воинственны. Они вторгались даже в пределы Ассирии, так что для начала пришлось думать об обороне. Но Тиглатпаласар I был, по-видимому, хорошим полководцем. Он очень быстро сумел перейти к наступательным действиям, двигаясь все дальше на север. Ряд племен ему удалось склонить на свою сторону без боя, и они были "причислены к людям Ассирии". В 1112 г. Тиглатпаласар отправился в поход из Месопотамии вверх по левому берегу Евфрата. Точный маршрут этого похода неизвестен, но, по-видимому, он проходил по древнему торговому пути. В анналах сообщается о победе над десятками "царей", т.е. в действительности вождей. В частности, можно предполагать, что, преследуя "60 царей Наири", ассирийское войско вышло к Черному морю - примерно в районе нынешнего Батуми. Побежденные подвергались ограблению, сверх того, на них налагали дань, а для обеспечения ее регулярной уплаты брали заложников. Походы на север продолжались и в дальнейшем. Об одном из них напоминает надпись на скале к северу от оз. Ван.

Дважды Тиглатпаласар совершал походы на Вавилонию. Во втором походе ассирийцы захватили и разорили ряд важных городов, в том числе Дур-Куригальзу и Вавилон. Но около 1089 г. ассирийцы были вновь отброшены вавилонянами на свою коренную территорию. Однако главное внимание еще с 1111 г. пришлось уделять арамеям, ставшим чрезвычайно серьезной угрозой. Медленно, но неуклонно они просачивались в Северную Месопотамию. Тиглатпаласар не раз предпринимал походы против них даже к западу от Евфрата. Он громил кочевников в оазисе Тадмор (Пальмира), перевалил через горы Ливана и прошел Финикию до самого Сидона. Он даже совершил здесь прогулку на корабле и охотился на дельфинов. Все эти деяния принесли ему громкую славу, но их практические результаты были ничтожны. Ассирийцам не только не удалось закрепиться к западу от Евфрата, но они не смогли и отстоять территории к востоку от него.

Хотя ассирийские гарнизоны все еще сидели в городах и крепостях Верхней Месопотамии, степь была наводнена кочевниками, перерезавшими все коммуникации с коренной Ассирией. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих арамеев союз с царями Вавилонии тоже не принесли пользы. Ассирия оказалась отброшенной на свои коренные земли, а ее экономическая и политическая жизнь пришла в полный упадок. С конца XI по конец Х в. до х.э. до нас не дошло из Ассирии почти никаких документов или надписей. Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения.

В области литературы, науки и искусства ассирийцы во II тысячелетии до х.э. не создали почти ничего оригинального, полностью переняв вавилонские и частично хуррито-хеттские достижения. В ассирийском пантеоне в отличие от вавилонского место верховного бога занимал Ашшур ("отец богов" и "Эллиль богов"). Но Мардук и другие боги общемесопотамского пантеона тоже весьма почитались в Ассирии. Особо важное место среди них занимала грозная богиня войны, плотской любви и плодородия Иштар в двух своих ипостасях - Иштар Ниневийской и Иштар Арбельской. В Ассирии Иштар играла еще и специфическую роль покровительницы царя. У хеттов и, вероятно, митаннийцев был позаимствован литературный жанр царских анналов, но наибольшее развитие он получил в I тысячелетии до х.э.

Весьма интересным культурно-историческим и бытовым памятником эпохи являются так называемые "Среднеассирийские законы" (сокращенно САЗ), которые представляют собой, скорее всего, не законы государства, а своего рода "научную" компиляцию - свод различных законодательных актов и норм обычного права Ашшурской общины, составленный для обучения и для практических нужд. Всего сохранилось 14 табличек и фрагментов, которые принято обозначать прописными латинскими буквами от А до О. Сохранность их различна - от почти полной до очень плохой. Некоторые фрагменты были первоначально частями одной таблички. Они датируются XIV-XIII вв. до х.э., хотя сам текст, видимо, несколько старше.

Своеобразие САЗ проявляется в том, что они соединяют в себе как черты весьма архаичные, так и серьезные нововведения.

К последним относится, например, метод систематизации норм. Они группируются в соответствии с предметом регулирования в очень крупные "блоки", каждому из которых посвящена особая табличка, ибо "предмет" понимается в САЗ чрезвычайно широко. Так, Табл. А (пятьдесят девять параграфов) посвящена различным аспектам правового положения свободной женщины - "дочери человека", "жены человека", вдовы и т.п., а также блудницы и рабыни. Сюда же входят различные правонарушения, совершенные женщиной или против нее, брак, имущественные отношения супругов, права на детей и т.п. Иными словами, женщина выступает здесь и как субъект права, и как его объект, и как преступница, и как потерпевшая. "Заодно" сюда же отнесены действия, совершаемые "женщиной или мужчиной" (убийство в чужом доме; чародейство), а также дела о мужеложстве. Такая группировка, разумеется, значительно удобнее, но и ее недостатки очевидны: воровство, например, оказывается в двух разных табличках, ложные обвинения и ложные доносы тоже попадают в разные таблички; такая же участь постигает и нормы, касающиеся наследования. Впрочем, эти недостатки очевидны лишь с нашей, современной точки зрения. Новым, по сравнению с Законами Хаммурапи, является также чрезвычайно широкое применение публичных наказаний - порки и "царской работы", т.е. своего рода каторжных работ (помимо денежной компенсации потерпевшему). Такое явление для столь ранней древности уникально и может объясняться как необычайно высоким развитием правовой мысли, так- и сохранением общинной солидарности, рассматривавшей многие правонарушения, особенно в области земельных отношений или против чести и достоинства свободных граждан, как затрагивающие интересы всей общины. С другой стороны, САЗ, как уже отмечалось, содержат и черты архаические. К ним можно отнести законы, согласно которым убийца выдается "хозяину дома", т.е. главе семьи убитого. "Хозяин дома" может поступить с ним по своему усмотрению: убить или отпустить, взяв с него выкуп (в более развитых правовых системах выкуп за убийство не допускается). Такое смешение архаичных черт с чертами сравнительно высокого развития характерно и для самого среднеассирийского общества, как оно отражено в САЗ.

Ашшур был богатым торговым городом. Значительное развитие товарно-денежных отношений позволило законодателям широко применять денежные компенсации в виде десятков килограммов металла (неясно, свинца или олова). Однако при этом существовала долговая кабала на весьма жестких условиях: по истечении определенного срока заложники считались "купленными за полную цену". С ними можно было обращаться как с рабами, подвергать телесным наказаниям и даже продавать "в другую страну". Земля служит объектом купли-продажи, хотя и под контролем властей. Из деловых документов видно, что община может заменить продаваемый участок земли другим, т.е. частная собственность на землю сочетается с сохранением определенных прав общины.

Патриархальность семейных отношений, очевидная уже из приведенного выше порядка наказания убийц, становится еще яснее при взгляде на те законоположения, которые регулируют семейное право. Существует еще "большая семья", и власть домовладыки чрезвычайно широка. Он может отдавать своих детей и жену в залог, подвергать жену телесным наказаниям и даже наносить ей увечья. "Как ему угодно" он может поступить и со своей "согрешившей" незамужней дочерью. Прелюбодеяние карается смертью для обоих его участников: застав их на месте преступления, оскорбленный муж может убить их обоих. По суду же на прелюбодея накладывалось такое же наказание, какому муж пожелает подвергнуть свою жену. Женщина могла стать юридически самостоятельной лишь в том случае, если она овдовела и не имеет ни сыновей (хотя бы малолетних), ни свекра, ни других родичей мужа - мужчин. В противном случае она остается под их патриархальной властью. САЗ устанавливают весьма несложную процедуру превращения наложницы-рабыни в законную жену и узаконения рожденных ею детей, но во всех остальных случаях отношение к рабам и рабыням чрезвычайно сурово. Рабыням и блудницам под страхом тяжелого наказания запрещалось носить покрывало - обязательную принадлежность костюма свободной женщины. Однако тяжелые наказания накладываются на рабыню по закону, а не по произволу господ.

САЗ упоминают также некие категории зависимых людей, однако точный смысл соответствующих терминов пока не вполне ясен (из деловых документов видно, что практиковалось и "добровольное" поступление свободных людей под покровительство знатных лиц, т.е. превращение свободных в клиентов). В ассирийском судопроизводстве широко применялись ордалия (испытание водой) и клятва. Отказ от ордалии и клятвы был равносилен признанию вины. Наказания, налагаемые по САЗ, как правило, чрезвычайно суровы и исходят, хотя и не столь последовательно, как Законы Хаммурапи , из принципа талиона (воздаяние равным за равное), что выражается в широком применении членовредительных наказаний.

Ассирия – древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирийская империя просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н.э. и до её уничтожения в VII веке до н.э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией.
Созданное ассирийцами государство со столицей в городе Ниневия (пригород нынешнего города Моссул) существовало с начала II тысячелетия примерно до 612 г. до н.э., когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и Вавилонии.

Крупными городами были также Ашшур, Калах и Душ-Шаррукин («Дворец Саргона»). Цари Ассирии сосредоточили в своих руках почти всю полноту власти – они одновременно занимали должность верховного жреца, и военного вождя, а некоторое время даже – казначея. Царскими советниками были привилегированные военачальники (управляющие провинциями, обязательно служившие в армии и платившие царю дань). Земледелием занимались рабы и зависимые работники.



Ассирия достигла вершины мог ущества во время правления династии Саргонидов (конец VII–VII века до н.э.). Саргон II, основатель новой династии, захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости и раздвинул границы царства до Египта. Его сын Синнахериб запомнился тем, что после восстания в Вавилоне (689 г. до н.э.) сравнял этот город с землей. Своей столицей он избрал Ниневию, отстроив её с величайшей пышностью. Территория города была значительно увеличена и обнесена мощными укреплениями, был построен новый дворец, обновлены храмы. Для снабжения города и разбитых вокруг него садов хорошей водой соорудили акведук высотой 10 м.


Захватнические военные походы ассирийцы начали со второй половины VIII века до н. э., в результате чего образовалась огромная империя. Ассирийцы захватили всю Месопотамию, Палестину, и Кипр, территории современных Турции и Сирии, а также Египет (который, однако, потеряли спустя 15 лет). На покоренных землях они образовали провинции, обложив их ежегодной данью, а наиболее искусных ремесленников переселяли в ассирийские города (вероятно, поэтому в искусстве Ассирии заметно влияние культур окружающих народов). Своей империей ассирийцы управляли очень сурово, депортируя или казня всех бунтовщиков.


Различают три периода в истории Ассирии:
Староассирийский (XX–XVI вв. до н.э.)
Среднеассирийский (XV–XI вв. до н.э.)
Новоассирийский (X–VII вв. до н.э.)

Староассирийский период

Ухудшение климата на Аравийском полуострове во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры вызвало переселение оттуда семитских племён к среднему течению Евфрата и далее на север и восток. Северной группой этих семитских переселенцев были ассирийцы, тесно связанные по происхождению и языку с племенами, расселившимися на той части Месопотамии, где Евфрат приближается к Тигру и получивших название аккадцев. Ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского языка.
Первый город, построенный ассирийцами (вероятно, на месте субарейского поселения) – они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура.


Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV века до н. э.. Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового, преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы. Ассирийское государство до 16 в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию, и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш.
С III тыс. до н.э. – номовое государство Ашшур на среднем Тигре.
В XXI в. до н.э. – входил в державу III династии Ура.
Около 1970 г. до н.э. – власть переходит к коренным ашшурцам.
Около 1720 г. до н.э. – правитель из рода аморейского вождя Шамши-Адада восстанавливает независимость.

Среднеассирийский период

В XIV–IX веках до н.э. Ассирия неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию и прилегающие районы.
Середина XV в. до н. э. – зависимость от Митанни.
Ашшур-убаллит I (1353–1318 гг. до н.э.) – начало формирования империи.
Адад-нирари I (1295–1264 гг. до н.э.) – закончил оформление империи.
Вторая половина XIV–XIII вв. до н.э. – войны с хеттами и вавилонянами.
XII в. до н. э. – полоса упадка в борьбе с балканскими племенами мушков.
Тиглатпаласар I (1114–1076 гг. до н.э.) – новый подъём.


Около 1000 г. до н. э. – интервенция кочевников-арамеев, очередной упадок. После смерти Тиглатпаласара I ассирийцам не только не удалось закрепиться к западу от Евфрата, но и даже отстоять территории к востоку от него. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих арамеев союз с царями Вавилонии тоже не принесли пользы. Ассирия оказалась отброшенной на свои коренные земли, а её экономическая и политическая жизнь пришла в полный упадок. С конца XI по конец X вв. до н. э. из Ассирии до нашего времени не дошло почти никаких документов или надписей.

Новоассирийский период

Новоассирийское царство. Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения. Период наивысшего могущества Ассирии – VIII–VII век до н.э. Новая Ассирийская империя (750–620 г. до н.э.) считается первой империей в истории человечества.


Адад-нирари II (911–891 гг. до н.э.) – вывел страну из кризиса, последующие правители – в основном завоеватели.
Адад-нирари III (810–783 гг. до н.э.) – вначале правил под опекой матери Шаммурамат.
Первая половина VIII в. до н.э. – потеря владений под ударами Урарту.
Тиглатпаласар III (745–727 гг. до н.э.) – новое возвышение Ассирии, разгром Урарту.
Салманасар V (ок. 727 – 722 гг. до н.э.) – завоевание Израильского царства.
671 г. до н. э. – Ассархаддон (680–669 гг. до н.э.) – завоевание Египта.
Ашшурбанапал (668–627 гг. до н.э.) – распространение власти Ассирии на Лидию, Фригию, Мидию, разгром Фив.
630-е гг. до н.э. – нападение Мидийцев, до этого бывших в союзе.
609 г. до н.э. – последняя территория – Харран на западе Верхней Месопотамии – завоёвана Вавилонией.

Ассирийское войско

Во время правления Тиглатпаласара III (745–727 гг. до н. э.) было реорганизовано. Ассирийское войско, ранее состоявшее из воинов, имевших земельные наделы. С этих пор основа армии состояла из обедневших земледельцев, вооружённых за счёт государства. Так возникло постоянное войско, носившее название «царский отряд», в который включались и пленные. Также имелся особый отряд воинов, охранявший царя. Численность постоянного войска так возросла, что некоторые походы Тиглат-Палассар осуществил, не прибегая к племенным ополчениям.
В ассирийском войске было введено однообразное вооружение. Солдаты применяли луки с металлическими наконечниками на стрелах, пращи, короткое копье с бронзовым наконечником, меч, кинжал, железные палицы. Усовершенствовано было и защитное вооружение: шлем имел подвеску, прикрывавшую затылок и боковые части головы; воины, ведущие осадные работы, были одеты в сплошные длинные панцири, сделанные из волокна, обшитого продолговатыми бронзовыми пластинками; щиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению – от легких круглых и четырёхугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху. Воин имел при себе бронзовую кирку на длинной деревянной рукоятке, которая применялась при прокладке дорог, устройстве оборонительных сооружений, разрушении завоеванных крепостей, обычно уничтожавшихся до основания, а также железный топор. Запасы оружия и снаряжения хранились в царских арсеналах.






Основным войском считался кисир. Кисир делился на пятидесятки, которые подразделялись на десятки. Несколько кисир составляли эмуку (силу).
Ассирийская пехота делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая пехота была вооружена копьями, мечами и имела защитное вооружение – панцири, шлемы и большие щиты. Легкая пехота состояла из лучников и пращников. Боевую единицу обычно составляли два воина: лучник и щитоносец.
Наряду с этим имелись и боевые единицы, состоявшие только из тяжеловооружённых воинов. Ассирийская пехота действовала в сомкнутом строю лучников, ведущих бой под прикрытием тяжелых пехотинцев со щитами. Пехотинцы метали в неприятеля стрелы, дротики и камни.
Важную часть ассирийского войска составляли боевые колесницы, которые начали использовать с 1100 года до н. э. В них были запряжены две-четыре лошади, а к кузову прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж её состоял из двух воинов – лучника и возницы, вооружённого копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против иррегулярных войск.
Кроме того, в ассирийском войске появились зачатки совершенно новых родов войск – конницы и «инженерных» войск. Всадники в большом количестве впервые появились в ассирийском войске в IX веке до н. э. Вначале всадник сидел на неоседланной лошади, а затем было изобретено высокое седло без стремян. Всадники вели бой парами: один был вооружен луком, другой копьем и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы. Однако конница ассирийцев была ещё иррегулярной и не вытесняла боевые колесницы.
Для выполнения различного рода землекопных, дорожных, мостовых и других работ ассирийское войско имело особые отряды, положившие начало развитию инженерных войск. На вооружении войска были тараны и катапульты для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства – бурдюки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и плавучие мосты). Финикийские мастера строили для Ассирии боевые корабли типа галер с острым носом для нанесения таранного удара судам противника. Гребцы в них располагались в два яруса. Корабли строились на Тигре и Евфрате и спускались в Персидский залив.








Алфавит Библиотека Ашшурбанипала

Армия. Отношение к покоренным народам. Ассирийская армия делилась на конницу, которая, в свою очередь, подразделялась на колесничью и простую конницу, и на пехоту – легковооруженную и тяжеловооруженную. Ассирийцы в более поздний период своей истории, в отличие от многих государств того времени, под влиянием индоевропейских народов – например, скифов, славившихся своей конницей (известно, что скифы были на службе у ассирийцев, а их союз был закреплен браком между дочерью ассирийского царя Асархаддона и скифским царем Бартатуа), стали широко применять простую конницу, что дало возможность успешно преследовать отступающего неприятеля. Благодаря наличию металла в Ассирии, ассирийский тяжеловооруженный воин был относительно хорошо защищен и вооружен. Помимо данных родов войск, впервые в истории в ассирийской армии применялись вспомогательные инженерные войска (набираемые в основном из рабов), которые занимались прокладкой дорог, сооружением понтонных мостов и лагерей-крепостей. Ассирийская армия одна из первых (а может быть, и самая первая) стала применять различные осадные орудия, такие как таран и специальное приспособление, чем-то напоминающую баллисту из воловьих жил, стрелявшую по осажденному городу камнями весом до 10 кг на расстояние 500-600 м. Царям и полководцам Ассирии были знакомы фронтальные и фланговые атаки и сочетание этих атак. Также довольно хорошо была налажена система шпионажа и разведки в странах, где планировались военные операции или была опасность для Ассирии. Наконец, довольно широко применялась система оповещения, наподобие сигнальных маяков. Ассирийская армия старалась действовать неожиданно и быстро, не давая противнику возможности опомниться, часто совершая внезапные ночные налеты на неприятельский лагерь. Когда было необходимо, ассирийская армия прибегала к тактике «взятия измором», уничтожая колодцы, перекрывая дороги и т.д. Все это делало ассирийскую армию сильной и непобедимой. Чтобы ослабить и держать в большем подчинении покоренные народы, ассирийцы практиковали переселение покорившихся народов в другие, нехарактерные для их хозяйственной деятельности районы ассирийской империи. Например, оседлые земледельческие народы переселяли в пустыни и степи, пригодные лишь для кочевников. Так, после захвата ассирийским царем Саргоно II государства Израиль 27000 тысяч израильтян были переселены в Ассирию и Мидию, а в сам Израиль заселили вавилонян, сирийцев и арабов, которые впоследствии стали известны под названием самаритян и вошли в новозаветную притчу о «добром самаритянине». Следует также отметить, что по своей жестокости ассирийцы превзошли все другие тогдашние народы и цивилизации, тоже не отличавшиеся особой гуманностью. Самые изощренные пытки и казни над побежденным врагом считались для ассирийцев нормальным явлением. На одном из рельефов видно, как ассирийский царь пирует в саду вместе со своей супругой и наслаждается не только звуками арф и тимпанов, но и кровавым зрелищем: на дереве висит отрубленная голова одного из его врагов. Подобная жестокость служила для запугивания врагов, а также отчасти имела религиозно-ритуальные функции.

Государственный строй. Население. Семья Первоначально город-государство Ашшур (ядро будущей Ассирийской империи) представлял из себя олигархическую рабовладельческую республику, управляемую советом старейшин, который менялся каждый год и набирался из наиболее зажиточных жителей города. Доля царя в управлении страной была невелика и сводилась к роли главнокомандующего армией. Однако постепенно царская власть усиливается. Перенос столицы из Ашшура без видимых причин на противоположенный берег Тигра ассирийским царем Тукульти-Нинуртом I (1244–1208 до н.э.) свидетельствует, по всей видимости, о желании царя порвать с ашшурским советом, который становился лишь советом города.Главной основой Ассирийского государства были сельские общины, которые являлись собственниками земельного фонда. Фонд делился на участки, принадлежавшие отдельным семьям. Постепенно, по мере успешных захватнических походов и накопления богатств, выделяются богатые общинники-рабовладельцы, а их бедные собратья по общине попадают к ним в долговое рабство. Так, например, должник обязан был к жатве предоставить богатому соседу-кредитору определенное количество жнецов взамен погашения процента на сумму займа. Также весьма распространенным способом попадания в долговое рабство была отдача должника во временное рабство кредитору в качестве залога. Знатные и зажиточные ассирийцы не выполняли никаких повинностей в пользу государства. Различия между богатыми и бедными жителями Ассирии показывала одежда, вернее, качество материала и длина «канди» – рубашки с коротким рукавом, широко распространенной на древнем Ближнем Востоке. Чем знатнее и богаче был человек, тем длиннее было его канди. Кроме того, все древние ассирийцы отращивали густые длинные бороды, считавшиеся признаком нравственности, и тщательно за ними ухаживали. Бороды не носили только евнухи. До нас дошли так называемые «среднеассирийские законы», регламентирующие различные стороны повседневной жизни древней Ассирии и являющиеся, наряду с законами Хаммурапи, древнейшими юридическими памятниками.В древней Ассирии существовала патриархальная семья. Власть отца над детьми мало отличалась от власти хозяина над рабами. Дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, из которого кредитор мог брать возмещение за долг. Положение жены также мало отличалось от рабского, так как жена приобреталась путем купли. Муж имел юридически обоснованное право прибегать к насилию по отношению к своей жене. Жена после смерти мужа доставалась родственникам последнего.Стоит отметить также, что внешним признаком свободной женщины было ношение покрывала, закрывавшего лицо. Эту традицию впоследствии переняли мусульмане.


Ассирийцы (арам. ܐܬܘܪ̈ܝܐ, самоназвания – атураи, сураи, встречаются также названия айсоры, суриани, халдеи, сиро-халдеи, сирийцы, арм. Ասորիներ, груз. ასურელები) – народ, происходящий от древнего населения Передней Азии. Происхождение возводится к обитателям Ассирийской империи. Непосредственными предками современных ассирийцев являются говорившие по-арамейски жители Месопотамии, принявшие в IV веке христианство.
Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух-, трёх-, а иногда и четырёх-язычны, владея помимо своего родного языка языками окружения – арабским, персидским и/или турецким. В диаспоре, где находится сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения.
Ассирийцы живут в Иране, Северном Ираке, Сирии, Турции. Общины ассирийцев есть также в Ливане, России, Украине, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. Надёжные данные по количеству ассирийцев отсутствуют. Общая численность, по разным источникам, составляет от 350 тысяч до 4 миллионов человек.