Земельные общественные отношения и земельные правоотношения. Виды земельных отношений Место земельных отношений в системе общественных отношений

1. Понятие земельного права и его место в системе права России

Конституция РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Земля является особым объектом экономического оборота и правовых отношений в силу своих природных качеств, свойств, функций и роли в жизни общества. В процессе исторического развития претерпевали изменения системы, виды и формы землепользования, соответственно изменялось и правовое регулирование земельных правоотношений.

Землепользование – самая ранняя историческая форма обладания землёй для производственных целей без обособления права на неё кого-либо из пользователей. Землевладение как форма частной собственности стало складываться в результате развития производительных сил, изменения экономических отношений и с расслоением общества на тех, кто монопольно владел землёй, и тех, у кого её не было.

Земля является важнейшим, компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается её невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведёт к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.

Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда). И если любые объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) по большому счёту могут быть демонтированы и восстановлены на новом месте, то земельные ресурсы непереносимы и невозобновимы.

Земельное право - самостоятельная отрасль российского права, имеющая свой предмет и метод правового регулирования.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Отсюда следует, что предметом земельного права являются две большие группы общественных отношений: по использованию земель и по охране земель.

Как и другие отрасли, Земельное право имеет свой особый (специфический) метод правового регулирования земельных отношений .

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный.

Императивный метод регулирования земельных отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землёй (ведение государственного земельного кадастра, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на равноправия сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землёй, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Взаимодействие данных методов прямо вытекает из главного принципа земельного законодательства, суть которого заключается в том, что регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется, исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе. Именно это триединство понимания земли предопределяет сложную нормативную регламентацию отношений по её использованию и охране императивными и диспозитивными методами. Такая специфика не может быть отражена только нормами гражданского или административного права, нацеленными на решение несколько иных задач. Для этого действует внутренне сбалансированная система земельных законодательных актов Российской Федерации и её субъектов. При этом земельное законодательство выделенное в отдельную отрасль Конституцией России как предмет совместного ведения (ст. 72), находится в динамической взаимосвязи с иными отраслями законодательства.

Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции России норм, регулирующих земельные отношения. Наряду с уже упоминавшимися ст. ст. 9и 72, большое практическое значение представляет ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются их собственникам свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме конституционного, существует весьма тесная связь и взаимовлияние земельного, гражданского, градостроительного, административного и муниципального законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (водного, лесного, горного).

Основное сходство земельного и иных природоресурсовых отраслей права (водного, горного, лесного), за которыми признаётся самостоятельное значение, состоит в том, что они регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обуславливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта.

Особое взаимодействие существует между гражданским и земельным правом. Регулируя имущественные отношения, включая и недвижимость, гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидность природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности государственной регистрации и т.д.

Рассматривая проблему взаимодействия земельного и гражданского права не следует, однако, преувеличивать специфичность и самостоятельность земельных отношений. Например Б.В. Ерофеев предлагал называть сделки с земельными участками «земельно-правовыми» .

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного права наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового Градостроительного кодекса РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во много определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельных фондов. Нормы административного права применимы к отношениям по государственному управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом в ходе государственного управления земельным фондом государственные органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида государственного управления (ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.).


См. подробнее об этом: Чубуков Г.В. Земельное право России: Учебник. – М., 2002. С. 11-13; Сырых Е.В. Земельное право: Учебник. – М., 2004. С. 6-9.

План

Семинарского занятия по Земельному праву России

(для студентов дневного отделения ФДО ННГУ)

1. Предмет и система Земельного права

1.1. Роль Земли в системе общественных отношений

1.2. Понятие и предмет Земельного права

1.3. Соотношение Земельного права с другими отраслями российского права

2. Понятие и состав Земель в РФ

3. Понятие Земельного участка и порядок образования земельных участков

4. Право собственности на землю (понятие, формы, содержание)

5. Иные права на земельные участки (право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, аренда земельных участков, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

6. Сделки с земельными участками

7. Плата за землю

8. Земельный кадастр, земельный контроль, землеустройство, мониторинг земель

9. Юридическая ответственность за земельные правонарушения.

Роль Земли в системе общественных отношений

Выделяют следующие основные функции земли (по Р.К. Гусеву):

1. Политическую , т.е. земля определяет ограниченные преде­лы государственного территориального суверенитета РФ. Земля выступает в качестве пространственно - террито­риального базиса, т.е. как место размещения зданий,строений, сооружений и иных объектов.

2. Социальную - земля, как и другие природные ресурсы, выступает основой жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории (ст. 9 ч. 1 Конституции РФ).

3. Экологическую - земля является неотъемлемой составной частью экологических систем природы и природной среды в целом и играет огромную роль в поддержании баланса в природе (круговорот веществ и т.д.).

4. Экономико-производственную - земля выступает в качестве основного средства производства, производительной си­лы в сельском и лесном хозяйстве.

Изучение земельного права, безусловно, необходимо на­чинать с изучения особенностей его предмета, т.е. самих зе­мельных отношений. Специфика же земельных отношений как предмета правового регулирования во многом определя­ется особенностями объекта этих отношений - землей.

В.В. Петров 1 выделяет следующие особенности земли как объекта земельных отношений:

§ присущее земле свойство плодородия , которой обладает ее поверхностный слой - почва и которое в значительной степени определяет собой потребительную стоимость земли, т.е. ее полезность и способность выступать в каче­стве основного средства производства в сельском и лес­ном хозяйстве;

§ земля представляет собой «вечное средство производства» , поскольку ее естественная производительная способ­ность, в отличие от других средств производства (станки, оборудование и др., которые сначала морально, а потом и физически устаревают и выходят из хозяйственного оборота), сохраняется и даже увеличивается при рацио­нальном ее использовании;

§ для земли характерна пространственная ограниченность . Поверхность земли не может быть произвольно расшире­на, что означает необходимость и возможность использова­ния земли в тех пространственных пределах, которые опре­делены природой.

§ с пространственной ограниченностью земли тесно свя­зана такая особенность, как постоянство ее местонахожде­ния , что обусловливает необходимость эксплуатации зе­мельного участка там, где он расположен.

§ особенностью земли является и ее незаменимость , т.е. невоз­можность использовать вместо нее при современном уровне развития производительных сил какие-либо иные средства производства, например, в сельском хозяйстве. Конечно, вы­ращивать сельскохозяйственную продукцию можно и в ис­кусственном грунте с применением современных техноло­гий (гидропоника, искусственный микроклимат и т.п.), од­нако трудно представить ситуацию, когда в больших мас­штабах естественные почвенные ресурсы заменяются неко­ей синтетической почвой.

§ природная неоднородность, что обусловило разделение все­го Земельного фонда России на семь разных категорий по целевому назначению, о чем будет сказано ниже;

§ важной отличительной особенностью земли является и то, что она представляет собой неотделимую часть (компо­нент) природной среды, что накладывает отпечаток на ха­рактер регулирования земельных отношений (например, налагает на субъектов земельных отношений дополни­тельные обязанности, чтобы не нанести ущерба другим природным объектам и природной среде в целом при
эксплуатации земельных ресурсов).

По мнению Б.В. Ерофеева 1 , земля как объект правового регулирования играет троякую роль. В экологическом пони­мании земля - это природный объект, составная часть окру­жающей среды, тесно связанная с другими природными объ­ектами (лесами, водами и др.). С экономической точки зрения, земля выступает как объект хозяйственной и иной деятельно­сти людей и является источником удовлетворения разнооб­разных потребностей человека. В социальном отношении земля является объектом собственности и может принадле­жать на праве собственности и на иных правах различным субъектам общественных отношений. Им же отмечено 2 , что земля представляет собой достаточно сложный хозяйственный объект, характеризующийся разнообразными свойствами и в силу этого охватываемый различными отраслями права.

О.И. Крассов указывает, что земельные отношения пред­ставляют собой отношения по поводу использования не только поверхности земельного участка, но и объектов недвижимости, находящихся на участке и под его поверхностью 1 . Он также счи­тает, что «чисто» земельных отношений практически не сущест­вует, за исключением отношений по поводу использования зем­ли для растениеводства, выращивания сельскохозяйственных культур, требующих ежегодной культивации.

Таким образом, можно определить предметом земельно­го права совокупность общественных отношений, скла­дывающихся в сфере (возникающих по поводу) исполь­зования и охраны земель как природного ресурса и сред­ства производства и получивших название земельных отношений.

В соответствии со ст. 3 (ч. 1) действующего Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 30 октября 2001 года, зе­мельное законодательство регулирует отношения по исполь­зованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответст­вующей территории (земельные отношения). В то же время, согласно ч. 3 этой же статьи Земельного кодекса, имуществен­ные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательст­вом, законодательством о недрах, об охране окружающей сре­ды, специальными федеральными законами.

К сожалению, в настоящее время в земельном законода­тельстве отсутствуют четкое юридическое определение понятия «земля», что затрудняет определение предмета земельного права. Значение данного термина раскрывается в ГОСТе 26640-85 «Земли. Термины и определения», согласно которому земля - это важнейшая часть окру­жающей природной среды, характеризующаяся про­странством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения пред­приятий и организаций всех отраслей народного хозяй­ства. Хотя приведенное определение и имеет определен­ное практическое значение - например, при разрешении земельных споров и в ряде других случаях, - но в силу узкоцелевого назначения ГОСТов оно не снимает по­требности в разработке понятия «земля» как объекта правовых отношений.

В то же время, Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О Государственном земельном кадастре», а позднее -действующим Земельным кодексом РФ введено понятие «земельного участка», под которым понимается часть по­верхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в уста­новленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхно­стью земельного участка, если иное не предусмотрено за­конами о недрах, об использовании воздушного простран­ства и иными федеральными законами. Очень часто вместо понятия «земля» употребляют тер­мин «почва» которая представляет собой поверхностный плодородный слой земной коры, образующийся и разви­вающийся в результате взаимодействия растительности, животных, микроорганизмов, горных пород, являющий­ся самостоятельным природным образованием, толщина которого колеблется от нескольких миллиметров до 2-3 метров.

Общественные отношения как предмет правового регулирования весьма динамичны и подвижны, между ними нет застывших граней, а поэтому в практике правового регулирования зачастую возникают проблемы в разграничении предметов правового регулирования, вынесении вопроса о том, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.

В силу этого и встает проблема отграничения земельного права от других отраслей права и определения места его в общей системе права России.

Рассмотрим основные критерии, позволяющие отграничить земельное право от смежных правовых отраслей.

1. От государственного права земельное отличается тем, что предметом регулирования последнего являются экономические земельные отношения, а не отношения по государственному устройству, обусловленные политическими мотивами, что составляет задачу правового регулирования государственного права.

Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов; выращивания лесополос; отведения земли под пашню и т.п. Нормы же государственного права решают вопросы при организации и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы государственной власти.

2. От административного права, для которого характерно наличие власти и подчинения, земельное отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения субординации, но они касаются лишь регулирования узкого круга земельных общественных отношений, за пределами которых субординация, соподчиненность прекращается. Этим кругом являются те отношения, которые влияют на судьбу земли. Например, недопустимо без разрешения компетентных органов приступать к использованию земельных участков до установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды. Соответствующий государственный орган тем самым имеет решающее слово в деле предоставления земельного участка. Однако за пределами этого управленческого действия (т. е. когда границы участка установлены в натуре и выдан соответствующий документ) полномочия указанного органа кончаются, и он не вправе обязать землепользователя совершать действия, не предусмотренные законом.

3. Отграничение гражданского права от земельного до принятия нового ГК РФ почти не вызывало особых затруднений и состояло в том, что объектом второго являлась земля, а не какое-то другое имущество.


Закрепление в новой Конституции РФ частной собственности на землю, восстановление в законодательстве категории недвижимости, разрешение купли-продажи земли, а следовательно, и появление земельного рынка, разрешение залога земли, ипотеки и др. дали возможность цивилистам поставить вопрос о пересмотре важнейшего и основополагающего принципа в отношении земельного и гражданского законодательства.

До принятия нового ГК РФ существовал приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений по сравнению с гражданским законодательством, который был закреплен во всех основополагающих актах в гражданском праве и существовал на протяжении десятилетий.*

*См.: Краснов Н.И. О соотношении земельного и гражданского права при переходе к рыночным отношениям // Государство и право. 1994. № 7. С. 53–60.

Ликвидация важнейшего принципа в земельном праве началась с Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в котором было закреплено, что совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, природоохранного и иного специального законодательства.

Гражданский кодекс РФ не только закрепил все эти нововведения, но продемонстрировал наиболее яркий пример отхода от принципа приоритета земельного права в регулировании земельных отношений, в него включено большое число норм, регулирующих земельные Отношения по принципам гражданского права (купля-продажа земли, ее неограниченное приобретение и т.п.). Однако главное – в нем исключена норма о том, что гражданское право регулирует земельные отношения лишь в той мере, в какой они не урегулированы земельным законодательством. Зачеркнув все положительное, что было наработано в нашей стране, земельным правом, обратили не всегда оправданное внимание на гражданское право.

В РФ земля и другие природные ресурсы составляют основу жизни и деятельности общества, именно в этом качестве она используется и охраняется. Следовательно, правовое регулирование использования и охраны земли есть правовая сфера особого рода, роль которой выполняет земельное право.

Но самое главное состоит в том, что гражданское и земельное право базируются на разных принципиальных положениях правового регулирования имущественных отношений.

Гражданское право исходит из автономии воли субъектов, недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности имущества, свободы распоряжения имуществом вплоть до его порчи и уничтожения, свободы договоров и т.п.

Автономия воли означает способность лица и имеющуюся у него (предоставленную государством) возможность самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Из сказанного видно, что гражданско-правовой метод предполагает широкую возможность выбора между несколькими вариантами поведения в пределах, установленных законом, иными словами, диспозитивность в гражданско-правовом регулировании преобладает. Земельное же право исходит из наличия у субъекта собственности не только прав, но и обязанности рационального использования земли в соответствии с целевым назначением; нормирование количества земли в собственности, государственного контроля за использованием и охраной земель, регулирование рынка земли и т.п.

Все это было сформулировано Программой аграрной реформы в России в 1994-1995 гг.

Однако если обычное имущество представляет собой материальное благо, созданное человеческим трудом, то земля – естественно возникший объект природы, который подобен организму и существует по особым объективным законам природы. Эти признаки нашли свое отражение в земельном праве и не присущи гражданско-правовому регулированию. Так, если улучшение имущества, сданного внаем, допустимо по правилам гражданского права лишь с согласия наймодателя, то улучшение арендованной земли (повышение плодородия и т. п.) является обязанностью арендатора независимо от согласия арендодателя.

Однако если объектом гражданских отношений является имущество, неразрывно связанное с землей (здания, сооружения), либо земля (почва, грунт), отторгнутая и потерявшая природную взаимосвязь, то данные общественные отношения входят в предмет гражданско-правового регулирования. Например, купля-продажа садовых домиков, плодово-ягодных насаждений, почвосмесей, применяемых в парниках и теплицах, регулируется нормами гражданского права.

Согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные земельные отношения основываются на административном акте (а таких видов земельных отношений, как известно, немало), то эти отношения не регулируются нормами гражданского права. Они находятся в исключительной сфере земельно-правового регулирования. Поэтому неправомерны высказывания некоторых ученых-цивилистов о том, что все без исключения земельные отношения должны регулироваться нормами гражданского права.

Включение земли в отношения собственности, а значит, и сделки купли-продажи, осложнили разграничение земельных отношений от гражданско-правовых. Так, например, при продаже земельного участка возникают две группы отношений: земельные, касающиеся переоформления купленных земельных участков, и гражданские, возникающие при процедуре купли-продажи этих участков. Земельно-правовая и гражданско-правовая процедуры тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга: земельно-правовые нормы дают основания гражданско-правовым сделкам, а в гражданско-правовых сделках практически реализуются земельно-правовые нормы.

Гражданский кодекс РФ вновь восстановил категорию недвижимости.

Расширение сферы действия гражданского законодательства во многом основано на ошибочном понимании понятия вещей (просто вещей), данном в ст. 128 ГК РФ «Виды объектов гражданских прав», и неправильном определении в ст. 130 ГК РФ «Недвижимые и движимые вещи».

В данном в ст. 128 ГК РФ перечислении объектов гражданских прав указаны просто вещи и не указывается их происхождение, а это имеет важное значение для правового регулирования. Поэтому в ст. 128 ГК РФ следует указать, что вещами являются предметы материальной и духовной культуры, продукты человеческого труда, а не продукты самой природы, удовлетворяющие самые разнообразные потребности людей и не имеющие устойчивых экологических связей с естественной окружающей средой.

В существенных коррективах нуждается и ст. 130 ГК РФ «Недвижимые и движимые вещи». К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе многолетние насаждения, здания и сооружения.

Представляется, что недвижимость – земля, а все, что находится на земле – движимое имущество. Эти две составные части – недвижимость и движимое имущество – должны иметь каждая свой самостоятельный правовой статус, определенный в законодательном порядке. При этом не следует также забывать, что в вопросе о недвижимости земли, как об особом роде имущества, земля играет главенствующую роль.

Внесение соответствующих изменений в указанные статьи ГК РФ позволит изъять землю (недвижимость) и другие природные ресурсы, а следовательно, и всю экологическую систему России в целом, от дальнейшего «овеществления», исключить эти отношения из сферы только правового регулирования гражданского законодательства и включить их главным образом в сферу земельного законодательства, установив его приоритет в регулировании очень важной части земельных отношений перед гражданским законодательством, которое следует применять к земельным отношениям лишь в тех случаях, когда они не урегулированы земельным законодательством.

4. Отличие финансового права от земельного заключается в том, что если предметом первого являются отношения по обороту финансовых средств, то в предмет второго финансовые отношения входят частично и лишь в той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков. Например, финансирование проектно-изыскательских работ по размещению объектов на земельных участках допускается только после вынесения органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения данных объектов. Иначе говоря, нормы земельного права взаимодействуют с финансово-правовыми лишь в области, обеспечивающей устранение причин и условий, способствующих нерациональному размещению этих объектов и непроизводительных затрат на проектно-изыскательские работы.

5. От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. Так, требование улучшения экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности является обязательным элементом землеустроительных действий и деятельности по реализации прав собственника на землю, землевладельца, землепользователя и арендатора земли.

Если в предмет эколого-правового регулирования входят отношения, связанные с охраной вод, лесов, недр, дикой фауны и атмосферного воздуха, то в предмет земельного права входят лишь отношения, связанные с использованием земли. Согласно ЗК, горные, лесные, водные отношения, а также отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов и атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством.

Земельно-правовые и эколого-правовые отношения тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга. Например, земли природоохранного назначения используются с соблюдением установленного природоохранного режима, а этот режим диктуется спецификой объектов, расположенных на данных землях: заказников, лесов, выполняющих природоохранные функции, памятников природы и т. п.

6. От аграрного права земельное отлично тем, что предметом первого являются производственные отношения, складывающиеся в сфере производства сельскохозяйственной продукции, а земельно-правовое предписание направлено на создание надлежащих предпосылок для сельскохозяйственной эксплуатации угодий (предоставление земель в пользование, установление критериев рационального их использования, порядка выделения земельных участков для создания крестьянских хозяйств и т. д.).

Если объектом земельно-правовых отношений является только земля, то объектами аграрного права могут быть средства производства, сельскохозяйственные технологии и иные объекты, необходимые для нормального функционирования сельскохозяйственного предприятия.

Вместе с тем объекты аграрного права отличны и от объектов гражданского права, поскольку первые связаны с использованием угодий, находясь в сфере сельскохозяйственного производства. Взаимосвязь с землей накладывает на имущественные объекты отпечаток, влияющий на их юридический статус. Например, мелиоративная стационарная система используется в режиме, продиктованном объективными законами природы (весенне-летний цикл работы, обеспечение режима почвенной влаги, подчиненность ритма работы фазам роста выращиваемой сельскохозяйственной продукции и т. п.).

Объекты аграрного права (техника, сельскохозяйственные сооружения, мелиоративные устройства и т. п.) являются элементами сельскохозяйственной технологии, правовое регулирование отношений которой, в силу их специфики, нуждается в наличии определенных норм аграрного права.

7. От трудового права земельное отличается тем, что предметом первого является внутренний трудовой распорядок предприятий-землепользователей, а предметом второго – земельный распорядок.

Поскольку земельный распорядок на предприятии реализуется через трудовой распорядок, то нормы земельного и трудового права, безусловно, тесно взаимосвязаны. Например, сельхозпредприятие обязано эффективно использовать свои угодья, повышая их плодородие и применяя природоохранные технологии, однако эта цель может быть достигнута через надлежаще поставленную в данном хозяйстве дисциплину, применение стимулов и других мер воздействия, предусмотренных трудовым законодательством.

Трудовым правом предусмотрены меры ответственности за нарушение земельного законодательства. Так, за непринятие мер к охране земель, за их порчу, нерациональное использование, являющееся нарушением трудовых, в том числе должностных, обязанностей, виновные могут подвергаться дисциплинарной, материальной ответственности, лишению льгот и преимуществ, применяемых администрацией предприятия.

Однако такие меры не могут применять иные лица, кроме администрации предприятия, и процедура применения указанных мер воздействия является исключительно предметом трудового права.

Как уже отмечалось, земля имеет особый правовой статус, отличный от правового статуса обычного имущества, что сказывается на процессуальном характере земельных отношений. Так, если обычные имущественные отношения имеют относительно свободный режим (имущество может использоваться для любого назначения, здание может переоборудоваться для любого вида использования), то земельные участки эксплуатируются строго по целевому назначению. Значит, и процедура разрешения земельных споров ограничена особенностями правового статуса того или иного земельного участка. Например, орган по рассмотрению земельных споров не вправе удовлетворить заявление организации о расширении хозяйственной деятельности на землях оздоровительного назначения, если это несовместимо с интересами использования данных земель.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права России, его нормы регулируют специфическую группу земельных отношений, составляющую предмет земельно-правового регулирования.

2. В силу динамичности общественных отношений возникают определенные трудности в отграничении предмета земельно-правового регулирования от предметов правового регулирования иных отраслей российского права.

3. Критерием отграничения предметов правового регулирования является специфика общественных отношений, объектом которых является земля.

Правильное отграничение предмета земельно-правового регулирования от предметов смежных отраслей права является обязательной задачей формирования знаний будущих специалистов. Поэтому усвоение данного вопроса должно сопровождаться решением практических задач по наиболее типичным ситуациям, в которых затруднено определение предмета земельно-правового регулирования.

Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми , присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Земельные правоотношения

Земельные правоотношения - это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации , купли-продажи), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Классификация земельных правоотношений:

1) по основным институтам земельного права:

  • собственности на землю;
  • землепользования;
  • государственного земельного управления;
  • в области охраны земель;

Подробнее

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель. Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации. Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации – правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления. Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель. Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов. Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.

2) по признаку основного хозяйственного назначения земель (ст. 7 ЗК РФ) различают правоотношения по поводу следующих категорий земель (мнемоправило по первым буквам - СНОП ЛВЗ) :

3) по их субъекту:

участниками этих отношений могут выступать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

4) по функциональному назначению:

    • регулятивные;
    • правоохранительные.

Подробнее

Регулятивные правоотношения - это такие урегулированные нормами земельного права земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных (положительных) действий. Это обычные, чаще всего возникающие на практике земельные отношения, примеры которых уже приводились выше.

Правоохранительные правоотношения , в отличие от регулятивных, вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Поэтому правоохранительные земельные отношения возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя законодательства.

5) по виду норм права - оснований для возникновения правоотношений:

    • материальные (возникают на основании норм материального права),
    • процессуальные (возникаюn на основании процессуальных норм).

Подробнее

Материальные правовые нормы - это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например право на получение земельного участка, обязанность охранять плодородие угодий, не нарушать интересов соседних землепользователей и т.д. Соответствующие этим нормам земельные отношения называются материальными.

Процессуальные нормы устанавливают порядок действий субъектов правоотношений по реализации своих прав и обязанностей. Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными.

Общественные отношения как предмет правового регулирования весьма динамичны и подвижны, * между ними нет застывших граней, а по­этому в практике правового регулирования зачастую возникают пробле­мы в разграничении предметов правового регулирования, вынесений воп­роса, о том, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.

В силу этого и встает проблема отграничения земельного права от других отраслей права и определения места его в общей системе пра­ва России.

Рассмотрим основные критерии, позволяющие отграничить земель­ное право от смежных правовых отраслей.

1. От государственного права земельное отличается тем, что предметом регулирования последнего являются экономические земель­ные отношения, а не отношения по государственному устройству, обус­ловленные политическими мотивами, что составляет задачу правово­го регулирования государственного права.

Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строитель­ства объектов, выращивания лесополос, отведения земли под пашню и т.п. Нормы же государственного права решают вопросы при организа­ции и определении границ территории как обязательного признака го­сударства; эти границы определяют пределы государственной власти.

2. От административного права, для которого характерно нали­чие власти и подчинения, земельное отличается тем, что хотя в нем и
присутствуют отношения субординации, но они касаются лишь регу­лирования узкого круга земельных общественных отношений, за пре­делами которых субординация, соподчиненность прекращается. Этим кругом являются те отношения, которые влияют на судьбу земли. На­
пример, недопустимо без разрешения компетентных органов присту­пать к использованию земельных участков до установления границ
этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удосто­веряющих право собственности, владения, пользования и аренды. Со­ответствующий государственный орган тем самым имеет решающее слово в деле предоставления земельного участка. Однако за предела­ми этого управленческого действия (т.е. когда границы участка уста­новлены в натуре и выдан соответствующий документ) полномочия
указанного органа кончаются, и он не вправе обязать землепользова­теля совершать действия, не предусмотренные законом.

3. Отграничение гражданского права от земельного до принятия нового ГК РФ почти не вызывало особых затруднений и состояло в том,
что объектом второго являлась земля, а не какое-то другое имущество.

Закрепление в новой Конституции РФ частной собственности на землю, восстановление в законодательстве категории недвижимости, разрешение купли-продажи земли, а следовательно, и появление земель­ного рынка, разрешение залога земли, ипотеки и др. дали возможность цивилистам поставить вопрос о пересмотре важнейшего и основопо­лагающего принципа в отношении земельного и гражданского законо­дательства.

До принятия нового ГК РФ существовал приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений по сравнению с гражданским законодательством, который был закреплен во всех основополагающих актах в гражданском праве и существовал на про­тяжении десятилетий 1 .

Ликвидация важнейшего приоритета в земельном праве началась с Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земель­ных отношений и развитии аграрной реформы в России» (утратил силу), в котором было закреплено, что совершение сделок с земельными уча­стками регулируется гражданским законодательством с учетом земель­ного, природоохранного и иного специального законодательства.

ГК РФ не только закрепил все эти нововведения, но и продемонст­рировал наиболее яркий пример отхода от принципа приоритета зе­мельного права в регулировании земельных отношений, в него вклю­чено большое число норм, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права (купля-продажа земли, ее неограничен­ное приобретение и т.п.). Однако главное - в нем исключена норма о том, что гражданское право регулирует земельные отношения лишь в той мере, в какой они не урегулированы земельным законодатель-, ством. Зачеркнув все положительное, что было наработано в нашей стране земельным правом, обратили не всегда оправданное внимание на гражданское право.

В Российской Федерации земля и другие природные ресурсы со­ставляют основу жизни и деятельности общества, именно в этом ка­честве они используются и охраняются. Следовательно, правовое ре­гулирование использования и охраны земли есть правовая сфера осо­бого рода, роль которой выполняет земельное право.

Но самое главное состоит в том, что гражданское и земельное пра­во базируются на разных принципиальных положениях правового ре­гулирования имущественных отношений.

Гражданское право исходит из автономии воли субъектов, недопу­стимости вмешательства в частные дела, неограниченности имущества, свободы распоряжения имуществом вплоть до его порчи и уничтоже­ния, свободы договоров и т.п.

Автономия воли означает способность лица и имеющуюся у него (предоставленную государством) возможность самостоятельно и сво­бодно формировать и проявлять свою волю. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои граж­данские права своей волей и в своем интересе. Из сказанного видно, что гражданско-правовой метод предполагает широкую возможность выбора между несколькими вариантами поведения в пределах, уста­новленных законом, иными словами, диспозитивность в гражданско-правовом регулировании преобладает. Земельное же право исходит из наличия у субъекта собственности не только прав, но и обязанности рационального использования земли в соответствии с целевым назна­чением; нормирования количества земли в собственности, государ­ственного контроля за использованием и охраной земель, регулирова­ния рынка земли и т.п.

Однако если обычное имущество представляет собой материаль­ное благо, созданное человеческим трудом, то земля - естественно возникший объект природы, который подобен организму и существу­ет по особым объективным законам природы. Эти признаки нашли свое отражение в земельном праве и не присущи гражданско-право­вому регулированию. Так, если улучшение имущества, сданного вна­ем, допустимо по правилам гражданского права лишь с согласия най-модателя, то улучшение арендованной земли (повышение плодородия и т.п.) является обязанностью арендатора независимо от согласия арендодателя.

Если же объектом гражданских отношений является имущество, не­разрывно связанное с землей (здания, сооружения), либо земля (почва, грунт), отторгнутая и потерявшая природную взаимосвязь, то данные общественные отношения входят в предмет гражданско-правового регулирования. Например, купля-продажа садовых домиков, плодово-ягодных насаждений, почвосмесей, применяемых в парниках и тепли­цах, регулируется нормами гражданского права.

Согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные земельные отно­шения основываются на административном акте (а таких видов земель­ных отношений, как известно, немало), то эти отношения не регулиру­ются нормами гражданского права. Они находятся в исключительной сфере земельно-правового регулирования. Поэтому неправомерны высказывания некоторых ученых-цивилистов о том, что все без исклю­чения земельные отношения должны регулироваться нормами граж­данского права.

Включение земли в отношения собственности, а значит, и сделки купли-продажи, осложнили отграничение земельных отношений от гражданско-правовых. Так, например, при продаже земельного участка возникают две группы отношений: земельные, касающиеся переофор­мления купленных земельных участков, и гражданские, возникающие при процедуре купли-продажи этих участков. Земельно-правовая и гражданско-правовая процедуры тесно переплетаются и взаимообус­ловливают друг друга: земельно-правовые нормы дают основания гражданско-правовым сделкам, а в гражданско-правовых сделках практиче­ски реализуются земельно-правовые нормы.

ГК РФ вновь восстановил категорию недвижимости.

Расширение сферы действия гражданского законодательства во многом основано на ошибочном понимании понятия вещей (просто вещей), данном в ст. 128 ГК РФ «Виды объектов гражданских прав», и неправильном определении в ст. 130 ГК РФ «Недвижимые и движи­мые вещи». Подробно об этом уже было сказано.

Внесение соответствующих изменений в указанные статьи ГК РФ позволит изъять землю (недвижимость) и другие природные ресур­сы, а следовательно, и всю экологическую систему России в целом, из дальнейшего «овеществления», исключить эти отношения из сфе­ры только правового регулирования гражданского законодательства и включить их главным образом в сферу земельного законодатель­ства, установив его приоритет в регулировании очень важной час­ти земельных отношений перед гражданским законодательством, ко­торое следует применять к земельным отношениям лишь в тех слу­чаях, когда они не урегулированы земельным законодательством.

4. Отличие финансового права от земельного заключается в том, что если предметом первого являются отношения по обороту финан­совых средств, то в предмет второго финансовые отношения входят частично и лишь в той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков. Например, финанси­рование проектно-изыскательских работ по размещению объектов на земельных участках допускается только после вынесения органом ме­стного самоуправления решения о предварительном согласовании ме­ста размещения данных объектов. Иначе говоря, нормы земельного права взаимодействуют с финансово-правовыми лишь в области, обес­печивающей устранение причин и условий, способствующих нерацио­нальному размещению этих объектов и непроизводительных затрат на проектно-изыскательские работы.

5. От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в свя­зи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право ре­гулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. Так, требование улучшения экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности является обязательным элементом землеустроительных действий и деятельности по реализации прав соб­ственника на землю, землевладельца, землепользователя и аренда­тора земли.

Если в предмет эколого-правового регулирования входят отноше­ния, связанные с охраной вод, лесов, недр, дикой фауны и атмосферно­го воздуха, то в предмет земельного права входят лишь отношения, связанные с использованием земли. Согласно ЗК РФ, горные, лесные, водные отношения, а также отношения по использованию и охране ра­стительного и животного мира, культурных ландшафтов и атмосфер­ного воздуха регулируются специальным законодательством.

Земельно-правовые и эколого-правовые отношения тесно перепле-н»тся и взаимообусловливают друг друга. Например, земельно-эколо-гические права граждан - право граждан на благоприятную окружа­ющую среду, элементами которой являются з-емля, почва (ст. 42 Кон­ституции РФ), а также право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36 ч. 1 Конституции РФ), владеть, пользоваться, распоряжаться ею единолично или совместно с други­ми гражданами (ст. 35 ч. 2 Конституции РФ), право граждан на не­прикосновенность земли как недвижимого имущества (ст. 35 ч. 2 Кон­ституции РФ).

6. От аграрного права земельное отлично тем, что предметом первого являются производственные отношения, складывающиеся в сфере производства сельскохозяйственной продукции, а земельно-пра­вовое предписание направлено на создание надлежащих предпосылок для сельскохозяйственной эксплуатации угодий (предоставление зе­мель в пользование, установление критериев рационального их исполь­зования, порядка выделения земельных участков для создания кресть­янских хозяйств и т.д.) 1 .

Если объектом земельно-правовых отношений является только зем­ля, то объектами аграрного права могут быть средства производства, сельскохозяйственные технологии и иные объекты, необходимые для нормального функционирования сельскохозяйственного предприятия.

Вместе с тем объекты аграрного права отличны и от объектов граж­данского права, поскольку первые связаны с использованием угодий, находясь в сфере сельскохозяйственного производства. Взаимосвязь с землей накладывает на имущественные объекты отпечаток, влия­ющий на их юридический статус. Например, мелиоративная стационар­ная система используется в режиме, продиктованном объективными законами природы (весенне-летний цикл работы, обеспечение режима почвенной влаги, подчиненность ритма работы фазам роста выращи­ваемой сельскохозяйственной продукции и т.п.).

Объекты аграрного права (техника, сельскохозяйственные сооруже­ния, мелиоративные устройства и т.п.) являются элементами сельско­хозяйственной технологии, правовое регулирование отношений кото­рой, в силу их специфики, нуждается в наличии определенных норм аграрного права.

7. От трудового права земельное отличается тем, что предметом первого является внутренний трудовой распорядок предприятий-зем­лепользователей, а предметом второго - земельный распорядок.

Поскольку земельный распорядок на предприятии реализуется че­рез трудовой распорядок, то нормы земельного и трудового права, бе­зусловно, тесно взаимосвязаны. Например, сельхозпредприятие обяза­но эффективно использовать свои угодья, повышая их плодородие и применяя природоохранные технологии, однако эта цель может быть достигнута через надлежаще поставленную в данном хозяйстве дис­циплину, применение стимулов и других мер воздействия, предусмот­ренных трудовым законодательством.

Трудовым правом предусмотрены меры ответственности за наруше­ние земельного законодательства. Так, за непринятие мер к охране зе­мель, за их порчу, нерациональное использование, являющееся наруше­нием трудовых, в том числе должностных, обязанностей, виновные мо­гут подвергаться дисциплинарной, материальной ответственности, лишению льгот и преимуществ, применяемых администрацией пред­приятия.

Однако такие меры не могут применять иные лица, кроме админи­страции предприятия, и процедура применения указанных мер воздей­ствия является исключительно предметом трудового права.

Как уже отмечалось, земля имеет особый правовой статус, отлич­ный от правового статуса обычного имущества, что сказывается на про­цессуальном характере земельных отношений. Так, если обычные иму­щественные отношения имеют относительно свободный режим (иму­щество может использоваться для любого назначения, здание может переоборудоваться для любого вида использования), то земельные участки эксплуатируются строго по целевому назначению. Значит, и процедура разрешения земельных споров ограничена особенностями правового статуса того или иного земельного участка. Например, орган по рассмотрению земельных споров не вправе удовлетворить заявле­ние организации о расширении хозяйственной деятельности на зем­лях оздоровительного назначения, если это несовместимо с интереса­ми использования данных земель.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие вы­воды.

  1. Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права России, его нормы регулируют специфическую груп­ пу земельных отношений, составляющую предмет- земельно-право­ вого регулирования.
  2. В силу динамичности общественных отношений возникают определенные трудности в отграничении предмета земельно-пра­вового регулирования от предметов правового регулирования иных отраслей российского права.
  3. Критерием отграничения предметов правового регулирова­ ния является специфика общественных отношений, объектом ко­ торых является земля.

Правильное отграничение предмета земельно-правового регули­ рования от предметов смежных отраслей права является обяза­тельной задачей формирования знаний будущих специалистов. Поэтому усвоение данного вопроса должно сопровождаться реше­нием практических задач по наиболее типичным ситуациям, в ко­торых затруднено определение предмета земельно-правового ре­гулирования.