Законна ли деятельность единых расчетных центров в России? Проект разработки управленческого решения Проект создания единого расчетного центра как направление реформирования системы коммунальных платежей.

Президент РТ поручил «Татэнергосбыту» взять под контроль коммунальные платежи населения на 33 млрд рублей

Накануне президент Татарстана на заседании правительства РТ упрекнул жилищников в финансовой неразберихе. Из года в год поставщики коммунальных услуг жалуются на «хулиганство» при расщеплении платежей жильцов. Наконец «гордиев узел» был разрублен. Сегодня президент РТ распорядился создать с 1 января единый расчетный центр под управлением «Татэнергосбыта», под контроль которого перейдет денежный поток в 33 млрд рублей.

Проводы зимы

Первое в этом году заседание республиканского штаба по подготовке к предстоящему отопительному сезону прошло сегодня под руководством президента Татарстана Рустама Минниханова без привычных «постзимних» финансовых разборок… Пожалуй, впервые за последнее десятилетие жилищники «проводили» зиму не без долгов, конечно, но с обнадеживающими шансами на полную и скорую их оплату поставщикам этих ресурсов.

Как заявил министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин, просроченная задолженность коммунальщиков за газ к 1 мая этого года составила 566,6 млн рублей, снизившись на 61 млн рублей, а долг за электроэнергию составил 205,7 млн рублей, снизившись на 45,7 млн рублей. Оценивая масштабы «долговой петли», Ирек Файзуллин отметил, что накопленные за зиму долги за газ и электроэнергию заметно ниже «уровня задолженности в 2013-2016 годах. А учитывая, что коммунальщики в этом году «отпустили» тепла на 9,3 млрд рублей, то прозвучавшие цифры долга не должны пугать газовиков, а, напротив, даже радовать невиданными чудесами платежной дисциплины.

Добавим, что уровень собираемости платежей за услуги ЖКХ с населения на порядок выше - 98,6%. Ежегодный сбор достигает 33 млрд рублей, указал Файзуллин. Казалось бы, разрыв между долгами населения и управляющих компаний перед поставщиками ресурсов стремительно сокращается, а последние исправно рассчитываются по счетам энергетиков и газовиков. Так к чему копья ломать?

Уровень собираемости платежей за услуги ЖКХ с населения - 98,6%. Ежегодный сбор достигает 33 млрд рублей, указал Файзуллин. Фото kirov.ru

«Татэнергосбыт» вводит «казначейский» порядок в ЖКХ

И тем удивительнее прозвучала главная и сенсационная новость дня об учреждении правительством республики единого расчетного центра, через который будет проходить весь денежный поток населения республики за услуги ЖКХ.

Интересно, что о предстоящей реформе в сфере расчетов доложил не кто-либо из профильного министерства, а глава Государственной жилищной инспекции Сергей Крайнов, осуществляющий надзор за исполнением жилищного законодательства. Главный бич ЖКХ, по его словам, отсутствие внешнего контроля за целевым расходованием средств населения, чему невольно потворствует и частая смена федеральных методик для расчета платежей за тепло.

Только в прошлом году ее меняли дважды: просто задергали, граждане дезориентированы! - воскликнул он, не называя, впрочем, автора творческих преобразований. Зато медвежьей услугой исправно пользуются «карманные» ЕРЦ.

«Отдельными управляющими компаниями Альметьевска расторгнуты договоры с единым расчетным центром города, а взамен созданы собственные ЕРЦ. Это позволило скрывать размер платы за поставленные коммунальные услуги. Долги управляющих компаний ООО «ЖЭУ-10», «ЖЭУ-13» и ООО «Русло» перед «ресурсниками» достигли 36 млн рублей», - сообщил Крайнов. «Играют» с начислениями по ОДН, по его словам, ЕРЦ Бугульмы, а в Казани используют расхождения в методиках при начислении платы за тепло. Всего по итогам 2016 года выявлено 1868 нарушений, возвращено 25 млн рублей излишне начисленной платы.

Эти нарушения станут невозможными, если расчеты будет проводить единый расчетный центр, сообщил Сергей Крайнов, уточнив, что такое поручение дано президентом РТ. По его словам, преимущество центра в том, что здесь будет введена система расчетов, подобная казначейской. Описывая «казначейскую» структуру нового центра республики, он указал, что в нем будут образованы три группы счетов, на которые и будут поступать средства населения после их расщепления. Для перечисления за «жилищные услуги» будут открыты счета подрядных организаций, но деньги будут поступать «только после подписания ими актов выполненных работ с УК». «За поставленные коммунальные услуги будут открыты счета ресурсоснабжающих организаций. Но им перечисления будут производиться только после подписания актов сверки с УК. За управление домами - на счета управляющих организаций, которыми УК смогут распоряжаться поэтапно при предоставлении соответствующих документов»,- сообщил Крайнов.

По словам Рифнура Сулейманова, 47 муниципальных ЕРЦ рассчитывают 1,269 млн лицевых счетов в республике, а более тысячи ЕРЦ работают при ТСЖ и ЖСК. Фото Максима Платонова

Расщепление платежей доверят банковскому агенту

Вслед за ним на трибуну поднялся глава «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов, на базе которого по поручению президента решено учредить республиканский расчетный центр. Он отметил, что подобные центры уже созданы в нескольких субъектах РФ. «Сбербанк уже создал центры в 12 регионах РФ, а ИНТЕР-РАО - в Московской и Ленинградской областях. Они оказывают влияние на положение региона, поэтому нам нужно защитить и свои интересы», - сказал он.

Рифнур Сулейманов согласился с тем, что расчет платежей за услуги ЖКХ ведется в республике разрозненно, хотя еще в 2011 году правительство рекомендовало преобразовать ЕРЦ в муниципальные с участием в капитале «ресурсников». Но до сих пор система остается прежней. По его словам, 47 муниципальных ЕРЦ рассчитывают 1,269 млн лицевых счетов в республике, а более тысячи ЕРЦ работают при ТСЖ и ЖСК. Причем возможности для хранения всей информации у них нет, а размер платы за услуги сильно разнится: от 50 копеек до 82 рублей за подготовку одного лицевого счета. В результате страдают поставщики коммунальных услуг, которые получают деньги в конце месяца, и не в полном объеме, отметил он. Говоря о функционале нового ЕРЦ, он предложил разделить «зоны ответственности». «ЕРЦ будет формировать квитанции, а расщепление и перечисление платежей будет выполнять уполномоченный банк», - сказал он как о решенном деле. Однако пока неизвестно, кто им станет. Банк-партнер определится во время конкурсного отбора, уточнили представители Минстроя.

В подчинение «Татэнергосбыта» перейдут действующие сегодня муниципальные ЕРЦ, обслуживающие управляющие компании Казани, Набережных Челнов и других городов. Им придадут статус филиалов «Татэнергосбыта».

«Единая расчетная база позволит обеспечить четкость расщепления платежей между поставщиками услуг ЖКХ и своевременность их поступлений, - заявил президент РТ Рустам Минниханов. - Это решение уже принято. Ни у кого никакой задачи нет, кроме как обеспечить сбор платежей, а возможности для воздействия (на должников, - прим . ред . ) у него есть», - пояснил он.

Объясняя выбор в пользу «Татэнергосбыта», глава Минстроя РТ Ирек Файзуллин рассказал, что компания охватывает всех потребителей электричества, а показатель сбора платежей превышает 99%

«Это не его инициатива, это поручение президента»

Президент уточнил, что создание ЕРЦ республики не его инициатива (гендиректора ТЭС Рифнура Сулейманова), а поручение президента. «Для него это дополнительная нагрузка», - заметил Минниханов, поручив к четвертому кварталу завершить передачу баз данных.

Чтобы всем было понятно - это не его инициатива, это поручение президента, правительства, а для него это дополнительная нагрузка, - разъяснил для всех Минниханов. Ничего он от этого не получает, кроме проблем. Но когда мы все систематизируем, когда мы систематизируем и выстроим, то можем быть уверенными за сбыт и за сбор и сможем спать спокойно. Других форм работы не будет. Если есть муниципалитеты, которые уже сейчас хотят включиться в эту работу, то нужно приветствовать. Пусть приступают, чтобы в конце года закончить передачу всех баз данных. Чтобы с 1 января эта система заработала, в четвертом квартале должен пройти переходный период, нужно отработать всевозможные ситуации. Чем быстрее организуем, тем меньше будет проблем. Рифнур, это задача стоит. Если что-то не получается, то вот - министр, вот - премьер-министр, если какое-то недопонимание есть, в любое время пишите мне.

Объясняя выбор в пользу «Татэнергосбыта», глава Минстроя РТ Ирек Файзуллин рассказал, что компания охватывает всех потребителей электричества, а показатель сбора платежей превышает 99%. «Татэнергосбыт» два года отрабатывал пилотный проект по прямым договорам с населением, поэтому расчетную систему можно упростить. «И у нас сегодня, у ТЭС штатные люди есть в каждом муниципальном образовании - нет смысла держать такую армию расчетчиков. Они же на шее у населения находятся! - дополнил Файзуллин.

По его словам, будущий размер комиссии за расчетные услуги «Татэнергосбыта» определится позже, но обычно она колеблется в пределах 2-4/% от общей суммы сборов. «Замечу, что за расчет электричества ТЭС комиссию не получает», - сказал Файзуллин.

«В связи с реконструкцией Адмиралтейской слободы запланировано прекращение работы промышленной площадки Казанского вертолетного завода, и будет закрыта ведомственная котельная, отапливающая семь жилых домов и два детских сада», - сообщил Калинкин. Фото Олега Тихонова

Казань: есть три микрорайона, которые могут остаться без тепла

Глава исполкома Денис Калинкин доложил на заседании штаба, что предыдущий сезон прошел без резонансных отключений, но уже сейчас обнаружились проблемные дома, которые могут остаться без тепла.

Требует решения вопрос с переключением шести МКД в Советском районе от убыточных котельных УК «Просто молоко». Проблема осложнена тем, что в районе улицы Арбузова нет других источников тепла, поэтому необходимо строительство блочно-модульной котельной с ориентировочной стоимостью 35,5 млн рублей, - обозначил первую точку Калинкин. - В связи с реконструкцией Адмиралтейской слободы запланировано прекращение работы промышленной площадки Казанского вертолетного завода, будет закрыта ведомственная котельная, отапливающая семь жилых домов и два детских сада. Для переключения потребителей необходима реконструкция котельной «Казэнерго», а также прокладка теплотрассы и установка узлов. Предварительная стоимость - 21 млн рублей. И третье - теплоснабжение 13 МКД и детского сада в бывшем военном городке в жилом массиве Аракчино Кировского района Казани, где требуется перекладка сетей, переданных Минобороны РФ в ветхом состоянии.

Однако премьер-министр Алексей Песошин слегка приостановил желание властей быстро получить спасительный транш из бюджета РТ: «Пока не будет решен комплекс вопросов по Адмиралтейской слободе, котельная будет работать. Думаю, прокуратура нам поможет. «Просто молоко» - котельная тоже будет работать. По военному городку тоже надо разобраться, потому что там дома, находящиеся в аварийном состоянии, не приняты, они сейчас в воздухе «висят».

Луиза Игнатьева

Если вы решили создать расчетно-кассовый центр в своем городе и хотите зарабатывать на организации обслуживания населения, то вам нужно знать следующие моменты:

Для того, что бы начать нормальную и стабильную работу вам стоит оценить свои возможности на данный момент и потенциальное количество лицевых счетов, которые вы сможете обслуживать в дальнейшем. Как показывает многочисленная практика, такой бизнес начинает приносить доход только тогда, когда у вас есть 27-28 тыс. лицевых счетов, а это порядка 80-110 тыс. населения. Для того чтобы создать подобный расчетно-кассовый центр, первое что вам нужно это согласие и разрешение муниципальной власти.
Далее стоит занять четкую позицию по поводу формирования основной доходной базы. Вариантов может быть несколько:

Возможность открыто включать услугу РКЦ в текущий тариф на ремонт или содержание помещения или жилого дома, иными словами «тариф на управление».
Отдельная абонентская плата за обслуживание каждого лицевого счета.
Возможность сбора денег за обслуживание лицевого счета плюс дополнительный процент от уже собранных денег, иными словами «комбинированная схема».
Сбор процентов от начисленных средств.
Дополнительный процент от уже собранных средств.

Наиболее распространенной и широко используемой является схема по сбору дополнительных процентов с уже собранных средств. Так как она понятна абсолютно всем участникам сделки, а РКЦ держит ориентацию на максимальный процент от забора денег. Как показывает личный опыт многих расчетно-кассовых центров, оптимальный размер в который уже входит оплата за собранные средства и банковская комиссия, составляет примерно 4-4,5%. Хотя каждая поданная схема имеет свои плюсы и минусы. При создании РКЦ, вам придется учитывать все нюансы и выбирать для себя самый оптимальный вариант.
Далее вам необходимо строго определится с основным якорным клиентом, который будет обеспечивать вам до 80% всего оборота. В основном, если есть в наличии декларируемое согласие местных муниципальных органов, то такими клиентами выступают крупные организации, которые занимаются управлением. Оптимальный вариант, если подобных организаций сразу несколько. Но так или иначе потенциальные якорные клиенты в первую очередь должны увидеть выгоду для себя от работы с создающимся РКЦ. Такими выгодами могут стать:

Значительное сокращение затрат на биллинг. Для этого вам необходимо переубедить организацию в том, что перенос биллинга на аутсоринг это огромная выгода и экономия денег. Именно для таких случаев хорошо подойдет пример с аналогичным клиентом.

Процент за предоставленные услуги РКЦ, стоит делать такой выгодный, что бы организация заинтересовалась в работе с вами.

Работая с РКЦ клиентам нужно предоставлять дополнительные услуги или выгоды. Это могут быть юридические услуги, услуги по взысканию задолженностей или любые другие.
Также необходимо выбрать топологию офисов РКЦ. Существует три варианта:

Основной или центральный офис, в котором располагаются все сервера, и происходит регулярный и стабильный прием граждан.

Абонентский офис, в который могут обратиться все граждане и задать интересующие их вопросы по поводу лицевых счетов.

Пункт приема платежа, в котором можно вносить плату.

Терминалы, которые могут находиться по всему городу и размещаться где угодно.

При создании РКЦ также стоит подписать договоренность с банками о размере комиссии за прием платежей и о принципе документооборота. Средняя комиссия Сбербанка становит 1,5-2%. Если обороты будут частыми и большими, то возможно снижение процентов до 0,8-0,9%. Если вам удастся договориться о такой комиссии, то это выступит дополнительной мотивацией для якорных клиентов и заинтересует их в работе с вами.

Все вышеперечисленные моменты организации относятся к классической схеме создании РКЦ. Это когда все клиенты РКЦ являются управленческими организациями и работают по подписанным агентским договорам. Возможны так же варианты работы напрямую с непосредственными поставщиками ресурсов. Однако, такая схема работы более сложная, так как нуждается в подробном юридическом сопровождении, так как она противоречит Жилищному Кодексу и Постановлениям Правительства №307 и №354.

Для создания РКЦ вам необходимо составить подробный бизнес-план. В составленном бизнес-плане должна отражаться следующая информация:

Планируемый ежемесячный оборот РКЦ
Мощность и возможности административного ресурса
Планируемые инвесторы
Возможности для будущего кредитования РКЦ
Предлагаемые условия для работы якорным клиентам
Возможные и допустимые ошибки в работе РКЦ.

И только после всего выше перечисленного можно приступать к формированию ПО, так как вы уже знаете на какие финансы и силы можете рассчитывать.

Страница
6

Из полученных данных видно, что коммунальные службы ЖКХ г. Хабаровск теряют 17 % своих денег только из-за того, что процедура оплаты требует много времени от плательщика. Следовательно, можно поставить перед собой вопрос: каким образом можно упростить процедуру оплаты и тем самым повысить собираемость коммунальных платежей? О том каким образом реализовать мероприятия по повышению собираемости коммунальных платежей в городе Хабаровск в ближайшее время, пойдет речь в следующем разделе.

Проект создания единого расчетного центра как направление реформирования системы коммунальных платежей

Оптимальным вариантом решения поставленного вопроса является организация в городе Хабаровск единого расчетного центра, который позволит до минимума сократить время порядок оплаты коммунальных платежей и тем самым повысит уровень их собираемости.

Создавая Единый расчетный центр (ЕРЦ) для ведения жилищно-коммунальных расчетов, администрация города меняет всю систему договорных отношений в системе городского ЖКХ. Главное изменение состоит в том, что жилищные организации (ЖО) превращаются в поставщиков специфического вида услуг, именуемых жилищными, и становятся клиентами ЕРЦ, равноправными с прочими организациями - поставщиками коммунальных услуг. Это выводит ЖО из состояния хронической задолженности перед последними, но, с другой стороны, лишает привычных оборотных средств. Данный факт обостряет отношения между ЕРЦ и ЖО, но он необходим для старта реформы ЖКХ, так как выявляет дисбаланс между тарифами на коммунальные и жилищные услуги. Последние практически не менялись с 1997 года, в то время как тарифы на свет, тепло и воду повышаются в среднем два раза в год.

При ведении расчетов по старой схеме - то есть силами ЖО - в разных городах (а часто и в разных районах одного города) существует заметное расхождение в методах начислений платежей за ЖКУ, а также льгот и субсидий. Это объясняется тем, что расчет не является профильной деятельностью ЖО и у них некому следить за нестабильным законодательством. ЕРЦ не только занимается изучением законодательства, но и выходит с методическими предложениями на Управление ЖКХ. Поэтому работа ЕРЦ становится движущей силой реформы ЖКХ города, так как стимулирует принятие конкретных управленческих шагов. Требуется не только единая методика начислений, но и взвешенные решения по реструктуризации долгов. Например, должен быть определен порядок погашения задолженности: следует ли сначала гасить долг или закрывать текущие платежи. Или более сложная задача: если за период задолженности сменился поставщик услуги, то в каком порядке нужно учитывать поступления - делить их между обоими кредиторами или закрывать долги в хронологической последовательности. Занимаясь подобными проблемами, правительство края невольно вынуждено вырабатывать общий разумный стиль управления отраслью, а не просто искать финансы для латания дыр.

Работа ЕРЦ упорядочивает также и взаимоотношения поставщиков ЖКУ с бюджетами различных уровней. Во-первых, уменьшается доля невозмещения льгот и субсидий за счет правильности их предоставления. С другой стороны, контролирующие бюджетные органы получают от ЕРЦ максимум информации о расходовании бюджетных средств и имеют все возможности для ее проверки и согласования. Таким образом, стимулируется упорядочение законодательства по социальной поддержке, и высвечивается ответственность бюджета (и соответствующего уровня власти) за конкретные недоплаты по льготам и субсидиям.

Процесс создания ЕРЦ имеет много подводных камней, и его лучше поручать опытным специалистам. Следует заранее продумать, каким образом компенсировать расхождения между старым и новым процессами начислений, которые непременно выявятся при конвертации данных. Необходимо также определить состав выходной отчетности ЕРЦ во избежание внезапно возникающих "горящих" задач, которые заметно снижают эффективность работы центра. Если ЕРЦ должен обсчитывать более 100 тысяч лицевых счетов, необходимо планирование собственной обслуживающей структуры, которая будет заниматься администрированием сети и базы данных, поддерживать работоспособность оргтехники и каналов связи.

Мощность и функциональность ЕРЦ можно наращивать постепенно, например, такими этапами:

Создание информационного сервера для участников процесса. Отсутствие информации обостряет отношения между ЕРЦ, организациями-клиентами центра и населением. Информационный сервер поможет устранить эти проблемы и снять часть нагрузки с работников ЕРЦ.

Внедрение современных способов оплаты (карты предоплаты, Интернет-платежи). Чем больше возможностей предоставляется гражданам для оплаты ЖКУ, тем меньше будет задолженность.

Прием на обслуживание центром поставщиков прочих услуг: страхования, услуг связи, ГИБДД и так далее.

Хорошо развитый ЕРЦ является удобной базой для постепенного создания общего информационного пространства города. Информация о горожанах, хранящаяся в картотеке лицевых счетов ЕРЦ, при должном оформлении может быть использована во всех соседних структурах, начиная с БТИ и паспортно-визовой службы и заканчивая такими крупными блоками, как образование и здравоохранение. Таким образом, Единый расчетный центр обладает неограниченным потенциалом роста, вплоть до глобальной муниципальной информационной системы.

Таким образом, в рамках данной главы представим мероприятия по разработке системы управления жилищно- коммунальным хозяйством города Хабаровск.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ

Коммунальные платежи представляют собой сравнительно стабильный поток наличных денег. Многие банки стремятся выйти на этот рынок и удержаться на нем. Коммунальные службы (зачастую недовольные существующими механизмами приема платежей) со своей стороны пытаются принимать их самостоятельно. Кроме того, местные администрации пытаются упорядочить работу коммунальных служб и движение платежей. Окончательно запутывают ситуацию субсидии. Можно ли в такой ситуации систематизировать и упорядочить многочисленные информационные потоки, создать благоприятные условия для населения и участвующих организаций?

Эту задачу призвана решить единая городская Система автоматизированного учёта Платежей населения.

Внедрение Системы в масштабах города Хабаровск обеспечивает :

· для плательщиков – получение достоверных сводных счетов о своих задолженностях по месту оплаты, единой пластиковой карточки со своим платежным кодом вместо множества расчетных книжек.

· для коммунальных служб - получение корректной информации в электронном виде в режиме реального времени об оплатах и плательщиках, что дает возможность ускорения процесса учета и начисления платежей, резкого снижения его трудоемкости и сводит к минимуму количество невыясненных платежей;

· для городской администрации - невозможный ранее уровень информации о плательщиках, суммах коммунальных платежей, субсидиях и задолженностях плательщиков;

· для банков – оперативность и достоверность приема и обработки коммунальных платежей как в точке приема так и в банке в целом, резкое уменьшение процента ошибок, уменьшение трудоемкости обработки оплаченных извещений, увеличение скорости обслуживания, возможность сокращения количества работников, занятых учетом коммунальных платежей, ускорение межбанковских расчетов;

Одной из наиболее актуальных задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства является создание прозрачной системы расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги. О деятельности информационно расчетных центров и контроле их работы расскажет эта статья.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как контролируется работа информационно-расчетных центров ЖКХ
  • Важная информация о деятельности единого расчетного центра в сфере ЖКХ

Минстроем России подготовлен законопроект, которым предусматривается, что информационно расчетные центры ЖКХ осуществляют деятельность по начислению (расчету) платы за жилое помещение и коммунальные услуги, формированию и предоставлению платежных документов и (или) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, организации расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги.

Создание законодательных основ для деятельности информационно-расчетных центров ЖКХ (ИРЦ), не являющихся управляющими и ресурсоснабжающими организациями, рассматривается в качестве варианта решения этой задачи.

  • Принятие вымороченного имущества в муниципальную собственность

В целях упорядочения и контроля за деятельностью информационно-расчетных центров ЖКХ законопроект предусматривает создание в субъектах РФ реестров информационно-расчетных центров. В качестве ИРЦ свою деятельность могут осуществлять только лица, включенные в такие реестры. При этом включение в реестры производится в уведомительном порядке на основании заявления, которым заинтересованное лицо информирует уполномоченный орган государственного жилищного надзора субъекта РФ о начале осуществления деятельности в качестве ИРЦ и декларирует соответствие предъявляемым к ИРЦ требованиям.

Устанавливаемые законопроектом требования к информационно-расчетным центрам ЖКХ обоснованы необходимостью обеспечения их финансовой дисциплины и устойчивости, а также гарантированного получения денежных средств, вносимых за коммунальные услуги и жилые помещения, непосредственными поставщиками коммунальных ресурсов.

Так, законопроектом в качестве требования к деятельности ИРЦ предусмотрено наличие уставного капитала в размере не менее 2 млн руб., а также обеспечения исполнения обязательства (в виде банковской гарантии или поручения).

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

В настоящее время, по экспертным оценкам, ИРЦ обеспечивают расчеты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в основном в разрезе по городам (в сельской местности практически не представлены). Средний объем рынка ЖКУ в городах - 600–700 млн руб. в месяц. При этом, как правило, один расчетный центр обслуживает примерно 20% рынка региона (125 млн руб./мес.) (на основе выборки по регионам: Волгоградская, Иркутская, Кировская, Калужская, Кемеровская, Тульская, Орловская области, республики Марий Эл, Чувашия, Дагестан). В связи с этим в законопроекте предусмотрено наличие обеспечения исполнения обязательств (банковская гарантия, поручительство) на сумму, эквивалентную 100 млн руб.

Установленное законопроектом требование о наличии зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 2 млн руб. позволит исключить выход на рынок компаний-однодневок. Установление требований о наличии обязательного обеспечения призвано гарантировать полноценную имущественную ответственность перед контрагентами без обращения к средствам уставного капитала, минимизировать риски неполучения исполнителями жилищно-коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями причитающихся им денежных средств.

  • Предоставление земельных участков многодетным семьям

Кроме того, законопроектом предусмотрено, что информационно-рсчетные центры ЖКХ не вправе принимать и аккумулировать на своих собственных счетах средства, вносимые в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Аккумуляция и расщепление денежных средств, вносимых в счет оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, должны осуществляться только профессиональными участниками рынка - т. е. кредитными организациями в порядке банковских переводов в соответствии с законодательством о банковском деле непосредственно на счета получателей платежей.

Взаимодействие информационно-расчетных центров ЖКХ, кредитных организацией, ресурсоснабжающих организаций, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, выстраивается в соответствии с правилами, устанавливаемыми ИРЦ. Указанные правила являются гражданско-правовым договором, который потенциальные участники могут принять на основании договоров присоединения, заключаемых в порядке ст. 428 ГК РФ.

На ИРЦ также возлагается обязанность размещать в государственной информационной системеЖКХ, в частности, следующие виды информации:

    о стоимости оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему ремонту с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости;

    о стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости.

В этих целях законопроектом предлагается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Для обеспечения требований, устанавливаемых к ИРЦ, законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение порядка осуществления деятельности в качестве ИРЦ.

С целью исключения ситуаций нелегального осуществления деятельности в качестве ИРЦ законопроектом предполагается наложение административной ответственности на лиц, осуществляющих функции ИРЦ без включения в реестр, в виде штрафа до 300 тыс. руб., а при повторном совершении такого правонарушения - приостановление деятельности на срок до 90 дней.

За нарушение установленных требований ИРЦ подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в размере до 250 тыс. руб., а также исключению из реестра.

Функции по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законопроектом, предлагается возложить на орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, за исключением дел, предусматривающих приостановление деятельности, а также дел о нарушении требований к деятельности ИРЦ. Рассмотрение данных дел предлагается отнести к полномочиям судебных органов.

Данный проект разработан Минстроем России в инициативном порядке и проходит согласительные процедуры, после чего планируется его внесение на рассмотрение в Государственную Думу.

Материал подготовлен М.Э. СЕМЕНОВЫМ, советником генерального директора ООО «РКС-Холдинг»

В рамках заседания Президиума Государственного Совета, состоявшегося 23 ноября 2010 года, Президент России поставил на повестку дня вопрос о создании единых расчетных центров. "Думаю, что люди не дожны оплачивать безалаберность коммунальщиков и расхлябанность в системе местного самоуправления, поэтому есть неплохая идея создания муниципальных баз данных. В таких базах могла бы храниться информация по всем направлениям, причем в режиме постоянной актуализации и об объемах поставленных ресурсов, и об истории платежей, кто как платит у кого какие проблемы" - подчеркнул Президент.

В поддержку высказанной идеи выступил и Василий Алексеевич Юрченко, который в то время занимал должность губернатора Новосибирской области: "Необходимо создавать информационные центры при муниципалитетах или жилищных инспекциях. Эти центры будут консультировать граждан по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг и взаимодействия с управляющими компаниями, внедрять передовые технологии, по сбору, хранению данных о потреблении коммунальных ресурсов, их стоимости и оплате".

Как мы видим концепция таких центров заключалась в сборе, переработке и хранении информации о правильности начисления упрвляющими организациями, ТСЖ, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами собственникам и нанимателям жилых помещений, платы за пользование помещениями, за потребление коммунальных ресурсов, сведения о потребленных коммунальных ресурсах.

Однако впоследствии данная модель была дополнена сегментом проведения этими центрами расчетных функций, а также функций платежного агента, которому от собственников помещений поступают денежные средства, подлежащие распределению конечным поставщикам ресурсов и управляющим организациям. В тот же период данная схема получила название "расщепление платежей".

Примечательно то, что до сих пор в законодательстве Российской Федерации такая дефиниция как "расщепление платежей" отсутствует.
Однако по прошествии времени система единых информацинно-расчетных центров (ЕИРЦ) стала повсеместно внедряться в субъектах Российской Федерации, показала как свои положительные так и отрицательные стороны. И, что немаловоажно, возникла проблема так называемого "навязывания" этих ЕИРЦ путем несовершенства жилищного законодательства, позволяющего использовать часть 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) в качестве лазейки: управляющая организация вправе заключить агентский договор с организацией ЕИРЦ на осуществление платежей за пользование помещением и коммунальные услуги.

Фактически без предварительного согласования с собственниками. Однако большинство неискушенных граждан из числа собственников, полагаясь на правомерность деятельности ЕИРЦ, к сожалению, не владеет информацией о том, что прежде, чем заключить договор с организацией ЕИРЦ, собственники должны принять соответствующее решение на общем собрании. В регионах активный сегмент гражданского общества в настоящее время отстаивает свои жилищные права и интересы. Люди не против феномена ЕИРЦ, а против необосновнанного навязывания тех услуг ЕИРЦ, которые им не нужны.

Прежде всего, следует отметить что использование схемы оплаты через ЕИРЦ - есть ни что иное как изменение порядка внесения платы за содержание помещений, за коммунальные услуги.

Привычный порядок внесения такой платы непосредственно управляющей организации (часть 7 статьи 155 ЖК РФ) закреплен в договорах управления многоквартирным домом (ДУ МКД) (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ).

Согласно статье 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) порядок внесения платы является существенным условием ДУ МКД. Часть 8 статьи 162 ЖК РФ и часть 1 статьи 452 ГК РФ регламентируют порядок внесения изменений и дополнений в договор в той же форме, в какой заключен основной договор (т.е. письменной форме).

Немаловажным аспектом является и взимание комиссии организацией ЕИРЦ за оказание услуг платежного агента. Аналогичным образом, перечень работ и услуг, а также их финансовое обоснование должны ежегодно утверждаться на общем собрании собственников помещений согласно Постановлению Правительства от 13.08.2006 г. №491. Минстрой Российской Федерации в своем письме от 15.06.2016 № 18560-ОД/04 подтверждает данную норму подзаконного нормативного правового акта Правительства России.

Наконец, за последние 6 лет накоплена большая судебная практика, направленная против "произвола" управляющих организаций, ТСЖ ит.п. и ЕИРЦ.

Так в Апелляционном Определении Саратовского областного суда от 17.09.2013 по делу № 33-5947 суд признал недействительными агентские договоры, заключенные между ТСЖ и организацией ЕИРЦ без решения общего собрания членов ТСЖ, а расходы на обязательные платежи агентам за совершение расчетно-кассовых операций - незаконными. Наряду с этим в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 07.04.2016 г. по делу № А62-2433/2015 суд оставил в силе решения судов нижестоящей инстанции, кассационную жалобу организации ЕИРЦ - без удовлетворения и подчеркнул недопустимсть навязывания собственникам условий о перечислении ими денежных средств на расчетный счет организации ЕИРЦ, как невыгодных для собственников и не относящихся к предмету договора управления.

Плата иным организациям - подчеркнул суд - может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья.

Таким образом, внедрение в России ЕИРЦ должно проводиться в строгом соизмерении с жилищными правами и интересами собственников, ибо только с их предварительного согласия и принятия соответствующего решения на общем собрании могут устанавливаться, изменяться и прекращаться гражданские права и обязанности, но никак не путем злоупотребления правами граждан и использования лакун и коллизий нашего еще не вполне совершенного жилищного законодательства.