Чем отличается апелляция от кассационной жалобы. Апелляционная и кассационная инстанция различия

Юридические вопросы полны деталей и нюансов, от которых часто зависит успех дела. Одна из возможных непростых ситуаций - обжалование решения, которое вынес суд. Как разобраться, что нужно предпринять в том или ином случае и какую жалобу подать: апелляционную или кассационную?

Апелляционная жалоба

Апелляция - это возможность обжаловать решение суда, если одна из сторон считает, что оно было вынесено незаконно или имели место ошибки, например, нарушения процессуального кодекса. Это даёт право на обращение к суду высшей инстанции с просьбой проверить законность принятого решения до того, когда оно вступит в силу.

Апелляционная жалоба подаётся через суд, который вынес решение, но адресатом указывается апелляционный суд. Подробнее о том, как написать апелляционную жалобу - .



Существует два типа апелляции: полная и неполная. Полная апелляция подразумевает рассмотрение всех обстоятельств дела с учётом всех фактов, в том числе тех, которые не были представлены ранее, на заседаниях нижестоящего суда. Суд сам изучает дело и выносит по нему решение, не отсылая суду, который занимался этим делом раньше.

Неполная - это разбирательство по непосредственно решению суда. В этой ситуации суд решает, не было ли нарушения прав судом, который выносил решение. Доводы для рассмотрения приводятся в самой жалобе. Обычно предъявление новых доказательств в этом случае считается неприемлемым; исключение может быть сделано только в крайнем случае, например, если из-за судебной ошибки эти факты не были рассмотрены ранее. Если были выявлены какие-то нарушения по рассмотрению дела, оно может быть возвращено суду низшей инстанции для повторного рассмотрения.

При полной апелляции суд проверяет, как было рассмотрено дело и вынесен приговор, а при неполной - рассматривает только вынесение решения.

Кассационная жалоба

Кассация - это возможность обжаловать приговор, если решение уже вступило в силу. Жалобу можно подать в течении 10 дней с момента оглашения приговора или вручения его копии. Обычно кассационная жалоба подаётся в случае, если апелляция не принесла необходимого результата. Эту жалобу направляют в суд кассационной инстанции.

Кассационная жалоба должна описывать нарушения, которые могли повлиять на исход дела, и доводы, которые позволяют с этим согласиться.


Непростая ситуация может возникнуть, если необходимо предъявить новые доказательства или детали дела. Вторая часть 390 статьи ГПК РФ говорит о том, что кассационный суд не имеет права принимать обстоятельства, которые нижестоящий суд не установил или не доказал. Но, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ, если кассационный суд установит, что нижестоящими судами было допущено нарушение норм процессуального права и это привело к ошибке в отношении каких-либо существенных деталей дела, они могут быть учтены при вынесении решения.

Суд, который пересматривает дело по такой жалобе, может:

  • отменить приговор и прекратить дело,
  • направить дело, чтобы нижестоящий суд рассмотрел его заново,
  • вынести другой приговор.
Это возможно в случае, если будут выявлены нарушения уголовно-процессуального закона или если выводы суда не соответствуют реальной картине дела. В противном случае приговор может остаться без изменений.

Отличия кассационной жалобы от апелляционной

Разница между этими двумя видами жалоб касается сразу нескольких аспектов:

Вступление приговора в силу

Это принципиальное различие, потому что если приговор ещё не действует, то подаётся апелляция, если действует - кассация.

Возможность предоставления новых доказательств

Проще всего это сделать при полной апелляции. При неполной апелляции и кассационном суде это возможно только при некоторых условиях:
  • было доказанное нарушение процессуального порядка;
  • доказано, что это нарушение привело к непреодолимой ошибке и имеет непосредственное отношение к новым доказательствам или деталям дела;
  • обоснована уважительная причина того, что эти доказательства не были предоставлены ранее.
Если речь идёт о кассации, то ходатайство должно быть об учёте новых деталей, а не об их приобщении к делу.

Собрать всю эту информацию может быть непросто, доказать - ещё сложнее, и нет гарантии, что суд примет всё это во внимание.

Тип суда, через который подаётся жалоба

Это ещё одно отличие: апелляционную жалобу нужно подавать через суд, который вынес вердикт; кассационную жалобу - в суд соответствующей судебной ступени. В зависимости от того, какое это дело, оно может рассматриваться Судебной коллегией субъекта РФ, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда или Кассационной коллегией Верховного суда.

Об особенностях обжалования судебных решений с помощью кассации и апелляции подробно рассказывается в этом видео:


Знание определений и разницы между апелляционной и кассационной жалобами поможет защитить свои права в суде, если его решение было принято с нарушениями процессуального права.

При возникновении конфликта, который невозможно разрешить в досудебном порядке, граждане разрешают спор через суд. Ситуации, когда объявленное решение устраивает обе стороны, случаются нечасто. Чтобы предъявить претензии по неудовлетворительному постановлению, существует два варианта: апелляция и кассация. Оба способа действия представляют собой этапы судебного производства, но между ними существует разница.

Участникам процесса следует разбираться в вопросе, в чем разница между кассацией и апелляцией. Не будучи профессионалом в области юриспруденции, сложно досконально вникнуть в суть вопроса, для этого потребуется изучить российское законодательство: кодексы, законы. Рассмотрим основополагающие вопросы относительно того, как подаются заявления, в чем разница составления разных видов ходатайств, в какой срок надо успеть подать на обжалование.

Разница между понятиями

Обращаясь в суд за помощью, россияне рассчитывают на справедливое решение. Когда такие ожидания не оправдываются, важно помнить, что каждая из сторон процесса по делу правомочна высказать свои возражения, предъявить претензии к несправедливому постановлению суда. Законодательством предусмотрены различные процедуры подачи жалобы. Только зная порядок применения апелляции и кассации, наступит понимание, в чем отличие индивидуальных характеристик разных этапов обжалования.

В апелляционном производстве претензия предъявляется на сомнительное решение судебной инстанции первого уровня, пока оно еще не принято для исполнения. Процедура обжалования регламентирует срок, в который следует обратиться с письменной жалобой на неугодное решение. Отрезок времени, в который заявитель должен уложиться и успеть составить апелляцию, - один месяц.

Начало этого срока надо отсчитывать с того дня, когда был оглашен вердикт. Если вы не успели подать заявление, не стоит отчаиваться. У вас еще есть шанс восстановить срок. Для этого следует составить ходатайство и предъявить его одновременно с апелляцией. В прошении обязательно наличие весомых причин, по которым жалоба подается с опозданием.

Характерной чертой апелляционного производства является порядок рассмотрения прошения. Он состоит в следующем. После того, как жалоба пущена в ход, дело в суде изучается с самого начала. Но проведение мероприятий осуществляется в рамках свидетельств, фактов и доказательной базы, присутствовавших при разборе дела в первоначальном процессе.

Если в апелляции присутствуют дополнительные факты, они не могут использоваться судом. Однако в этом вопросе допускаются исключения. Новая информация в обращении жалобщика может быть учтена, если ее непредоставление при изучении дела в суде первой инстанции было по уважительным обстоятельствам. Чтобы до апелляционного рассмотрения были допущены дополнительные факты, обязательна ссылка на эти обстоятельства в заявлении.

Основное отличие кассации от апелляции состоит в том, что такой вид жалобы подается на судебный акт, который уже начал свое законное действие. Апелляционное определение также обжалуется в кассационной инстанции. Процедура подачи документов требует, чтобы претензии к незаконному решению суда отправлялись в кассационный орган после проведения апелляционного этапа судопроизводства. Его можно опустить, если заявитель писал жалобу на первоначальное постановление суда, но оно было отклонено по причине пропущенного срока.

Еще одно характерное отличие кассационного производства от апелляционного заключается в том, что третья инстанция не разбирает дело с нуля. Кассационный суд занимается проверкой соответствия изданных судебных актов, на которые ссылается в прошении заявитель, на нормы права.

Для подачи кассации тоже имеются ограничения по времени, в течение которого это можно сделать, и они зависят от сферы судебного производства. При рассмотрении арбитражного спора направить заявление надо в течение шестидесяти дней. Если обжалованию подлежит постановление суда по гражданскому делу, времени на то, чтобы подготовить обжалование, значительно больше - полгода. Участникам уголовного процесса важно знать, что срок для написания кассации по делу в рамках УПК не ограничен во времени.

Отличие при составлении жалоб

Если разбираться в особенностях содержания заявлений по апелляции и кассации, то обнаруживаются некоторые незначительные отличия. При этом основные реквизиты должны содержать оба вида жалоб.

  1. Шапка заявления оформляется в правой верхней зоне листа формата А4. В ней указывается полное, без применения сокращений, аббревиатур название судебной инстанции, куда предоставляется ходатайство, ФИО заявителя. При составлении жалобы в кассационный орган следует добавить список участников процесса, их процессуальное положение. Обязательной информацией для обоих видов обжалования итогов рассмотрения дела являются адреса всех перечисленных лиц, телефоны, e-mail.
  2. После шапки жалобы, через два-три межстрочных промежутка по центру листа пишется название документа.
  3. Далее, в основном текстовом блоке жалобы нужно сослаться/указать на судебные акты по делу, подлежащие обжалованию. Их следует описать подробно: номер, дата вынесения, каким органом были приняты.
  4. В следующем блоке нужно сформулировать текст жалобы. В кассации следует перечислить, какой частью решения и в чем именно были нарушены права заявителя, какие нормы права не соблюдены.
  5. Далее выставляются требования. Жалоба в кассационный орган не может содержать требования о пересмотре дела.
  6. Оба вида жалоб не будут приняты к рассмотрению, если в тексте отсутствует список прилагаемых бумаг.

И ту, и другую разновидность жалобы должен подписать собственно жалобщик или его представитель. Представлять интересы заявителя может адвокат (на основании официально оформленного соглашения, которое также прикрепляется к жалобе). Среди необходимых документов обязательно должна присутствовать квитанция об уплате государственного сбора.

Куда подаются документы

По современному законодательству апелляция и кассация доступны для граждан и юрлиц в уголовном, гражданском, арбитражном производствах. Писать жалобу на сомнительное решение по делу в апелляционный и кассационный органы законодательством разрешается сторонам процесса: обвиняемому, потерпевшему, подсудимому, осужденному, истцу, ответчику, адвокату, прокурору. При затронутых интересах или попранных правах прочих лиц вынесенным судебным решением, они также могут воспользоваться такой возможностью.

Заявитель должен предоставить жалобу в районный или городской суд - учреждение первой ступени, которое вынесло не удовлетворяющее его постановление. Принявший апелляцию суд пересылает ее в орган апелляционного разбирательства. К жалобе прикрепляется дело, все материалы по нему. Получив полный комплект документации, суд второй ступени начинает ее изучение.

Особенностью кассации является то, что заявление предъявляется непосредственно в судебный орган, который будет заниматься его изучением. Суд 3-й инстанции разбирает вопросы, описанные в кассации (не рассматривая дело заново), от одного до двух месяцев. После всестороннего изучения жалобы, кассационный орган огласит свой вердикт. Он может отменить судебный акт, к которому предъявил претензии жалобщик, аннулировать некоторые пункты решения. Суд волен отказать заявителю, если не сочтет факты, описанные в кассации, убедительными.

30 июля 2018 года вступил в силу (далее – Закон № 1-ФКЗ), внесший изменения в судебную систему федеральных судов общей юрисдикции. Все юридическое сообщество пристально следит за процессом реализации этой значимой реформы судебной системы. Интерес обусловлен вопросом степени влияния внесенных изменений на практические аспекты работы системы правосудия в нашей стране. "Создать суд скорый, правый, милостивый", – такую цель ставил перед собой еще автор первой российской судебной реформы 1864 года император Александр II.

Любой юрист, практикующий представительство по судебным делам, сталкивался с "минусами" пересмотра решения суда на территории того же субъекта Российской Федерации, а зачастую – и на территории того же города, где оно было принято. В случае с подачей кассационной жалобы приходится сталкиваться с тем, что пересмотр судебных постановлений производится президиумом того же суда, где ранее было вынесено апелляционное определение. По сути, постановление по пересмотру дела принимается людьми, ежедневно работающими бок о бок – встречающимися в одной "столовой", сидящими в кабинетах на одном этаже. Высокие принципы независимости, беспристрастности судей при пересмотре судебных решений в судах общей юрисдикции практически не работают, что, в том числе отражает сравнение статистических данных по пересмотру дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По данным статистики, опубликованной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 жалоб из 212 137 поданных).

Кроме того, серьезное влияние на работу судов на местах оказывают местные органы власти. К сожалению, зависимые от региональной власти судьи зачастую не рискуют принимать решения, направленные против органов государственной власти, органов местного самоуправления, зачастую и, к сожалению, – независимо от того, каким образом вопрос урегулирован в законах.

Основной идеей, которой руководствовались разработчики законопроекта, ставшего на сегодня , было распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке.

Всего будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Организация работы данных судов планируется по тому же принципу, что и в арбитражных судах, поскольку, по мнению авторов реформы, такой принцип хорошо себя зарекомендовал.

Однако в России создан 21 апелляционный арбитражный суд, а также 10 арбитражных судов округов, на которые возложена роль кассационной инстанции, и это при том, что арбитражными судами рассматривается в целом гораздо меньше дел, чем судами общей юрисдикции. Так, согласно данным статистики, за 2017 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 875 898 апелляционных жалоб и представлений, 212 137 кассационных жалоб, в то время как арбитражными апелляционными судами – 299 783 апелляционных и 95 270 кассационных жалоб и представлений. Поэтому планируемое к созданию количество апелляционных и кассационных судов не может не вызывать опасений, в силу того, что на суды общей юрисдикции нагрузка по количеству дел – гораздо выше, чем в арбитражных судах. Не исключено, что со временем потребуется вносить коррективы и создавать новые суды, учитывая нагрузку по количеству дел.

В результате проведения реформы судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и на 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

Кроме судей в апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.

Всего, по подсчетам ВС РФ, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

Однако даже если предположить, что меньшее количество самих судов будет компенсировано количеством судей в них, то вопрос территориальной доступности судебной власти при проводимой реформе все же остается открытым. Ведь зачастую – обратиться в суд мешает простое отсутствие времени на его посещение. А после создания новых судов для того чтобы обжаловать несправедливое по мнению человека решение тому зачастую придется преодолеть немалое расстояние. К примеру, первый апелляционный суд, который планируется разместить в Москве, будет рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты Псковского областного суда.

В арбитражном процессе такая ситуация сопряжена с меньшим количеством проблем, поскольку участниками процесса являются субъекты предпринимательской деятельности, для которых не составляет проблем оплатить услуги представителя.

Одним из решений данного вопроса является создание судебных присутствий апелляционных и кассационных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Законодатель определил понятие "постоянного судебного присутствия" через термин "обособленное подразделение", осуществляющее полномочия апелляционного (кассационного) суда. Термин "обособленное подразделение" встречается и в применительно к филиалам и представительствам юридических лиц. Некоторое сходство с задуманной законодателем моделью апелляционного (кассационного) суда с обособленными подразделениями – постоянными судебными присутствиями, если проводить параллель, условно можно отметить с крупным юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения. Институт судебных присутствий не является новым, он был создан ранее, в том числе применительно к районным, областным (иным) судам.

Институту судебных присутствий необходимо уделить отдельное пристальное внимание, так как от этого напрямую зависит достижение главной цели судебной реформы: повышение качества и доступности правосудия.

В результате проводимой реформы претерпит изменения и сама процедура обжалования.

В настоящее время процедура кассационного обжалования при подаче кассационных жалоб в президиум суда субъекта Федерации существенно не отличается от процедуры их рассмотрения судебной коллегией ВС РФ.

Сейчас же предлагается введение так называемой "сплошной кассации", то есть вопрос о передаче дела для рассмотрения в судах кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда кассационной инстанции.

Согласно планируемым поправкам предполагается, что отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению, то есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу будет аналогичен производству всуде апелляционной инстанции.

Представляется, что это позволит существенно увеличить объем дел, доходящих до рассмотрения коллегиальным составом судей. Ведь на настоящий момент податели кассационных жалоб в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с тем, что жалоба их не передается на рассмотрение по существу коллегиальным составом судей, а решение, по сути, принимается судьей единолично. Это в свою очередь увеличивает нагрузку ВС РФ, поскольку податели жалобы вынуждены снова обращаться с ней уже в судебную коллегию ВС РФ.

Аргументом в пользу судебной реформы, как указано выше, является простой факт, а именно по данным статистики, опубликованной на официальном сайте ВС РФ, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 из 212 137 поданных). Каждый практикующий юрист понимает, что подобная разница вызвана отнюдь не низким качеством работы арбитражных судов первой инстанции. Как уже отмечалось ранее, кассационные жалобы в судах общей юрисдикции просто не рассматриваются по существу.

За проведение такой реформы высказался Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, только введение "сплошной кассации", а не выборочной, как сейчас, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ. С ним сложно не согласиться.

Однако, как уже говорилось ранее, опасение вызывает тот факт, достаточно ли будет создаваемых кассационных судов для рассмотрения потока кассационных жалоб, количество которых, как представляется, должно будет возрасти после введения процедуры "сплошной кассации".

Значимым также представляется то обстоятельство, что президиумы судов апелляционной и кассационной инстанции будут наделяться исключительно административными полномочиями, что также направлено на повышение реальной независимости и устранение коррупционной составляющей. Это позволит снизить фактор влияния межличностных трудовых отношений между судьями, принимающими процессуальные решения по одному делу.

В ходе проводимой реформы должна существенно снизиться нагрузка региональных судов. Количество дел, рассматриваемых такими судами в апелляционном и кассационном порядке, значительно превышает количество дел, по которым решение принимается ими по первой инстанции. Поскольку процессуальное законодательство построено таким образом, что региональные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают наиболее сложные и значимые дела, то уменьшение их нагрузки само по себе положительно скажется на судопроизводстве.

Проводимая реформа призвана также снизить и нагрузку ВС РФ. К апелляционным судам отойдет часть и его функций. Из ведения Суда будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции. Это позволит Суду сосредоточится на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой.

Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. По аналогии с арбитражными судами устанавливается, что в судах общей юрисдикции, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд. Данное правило призвано обеспечить сменяемость лиц, занимающих данную должность, что, безусловно, имеет большое значение для формирования независимых судов.

Увеличен предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. Это обусловлено требованиями к лицам, занимающим данную должность. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя ВС РФ, заместителей Председателя КС РФ.

Согласно кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум ВС РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, законодатель изначально предполагает, что возможно неравномерное формирование судов апелляционной и кассационной инстанции в различных регионах, когда в одних регионах уже будут созданы все условия, и начнется рассмотрение судебных споров "по-новому", в то время как в других – все еще будет действовать "старый" порядок обжалования. Также возможно, что при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт апелляционного суда, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, так как суд кассационной инстанции просто не успел еще сформироваться.

Учитывая размеры нашей страны, и то, как по-разному складывается обстановка в разных ее субъектах, несложно представить, что временной разрыв в создании новых судов в Москве, Санкт-Петербурге и городах с меньшим числом населения будет очень существенно отличаться. Представляется, что законодатель был прав, прозорливо предусмотрев это, поскольку, установив единый "жесткий" срок для создания судов на всей территории России он бы вынудил либо его нарушить, либо провести подготовку к созданию судов не на должном уровне.

С 30 июля вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ, в котором предусмотрено создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. Например, на рассмотрение кассационной жалобы, поданной на решение суда Московской области, придется ехать в Саратов. Пока новые суды не начали работать. Решение о начале их деятельности Пленум Верховного суда должен объявить до 1 октября 2019 г.

Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» (далее - Закон № 1-ФКЗ). В нем предусмотрено, как и где будут функционировать новые апелляционные и кассационные суды. Закон вступил в силу 30 июля 2018 г., за исключением некоторых положений.

Компетенция апелляционных и кассационных судов

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу. Также в их компетенции дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

По судебным актам первой инстанции - мирового судьи и районного суда апелляционная инстанция останется прежней. Так, если спор рассматривал мировой судья, то апелляционную жалобу нужно будет подать в районный суд. Затем решение можно обжаловать в кассационный суд общей юрисдикции (первая кассация), а после этого подать жалобу в коллегию Верховного суда (вторая кассация). Если спор по первой инстанции рассматривал районный суд, то апелляционную жалобу нужно подать в коллегию областного суда. Затем действует такой же принцип, как с мировым судьей: жалобу нужно подать в кассационный суд общей юрисдикции (первая кассация), а после этого подать жалобу в коллегию Верховного суда (вторая кассация).

А вот если дело по первой инстанции рассматривал областной суд, то апелляционную жалобу нужно будет подать в новый апелляционный суд общей юрисдикции, а кассационную жалобу - в кассационный суд общей юрисдикции.

Для рассмотрения во второй кассации по-прежнему нужно обращаться в коллегию Верховного суда. Последняя инстанция для всех случаев - Президиум Верховного суда.

Председатели судов

В Законе № 1-ФКЗ продлен возраст заместителей председателя Конституционного и Верховного судов, а также председателя арбитражного суда округа и кассационного суда общей юрисдикции. Вместо 70 лет теперь предельный возраст - 76 лет.

Председатели апелляционных судов общей юрисдикции и кассационных судов общей юрисдикции (за исключением военных судов) назначаются на должность уже со дня вступления в силу Закона № 1-ФКЗ, то есть с 30 июля 2018 г. Но в любом случае всех председателей должны назначить до 15 октября 2018 г.

Председатели апелляционных и кассационных судов смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если уже сейчас (до 30 июля 2018 г.) судья занимал должность председателя два раза подряд, то его все равно могут назначить председателем нового апелляционного или кассационного суда, но лишь на один срок.

Начало работы судов

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее 1/2 от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала их деятельности примет Пленум Верховного суда и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 г.

Пять новых апелляционных судов

Новые

апелляционные суды

Суды, решения которых можно

обжаловать в апелляционный суд

Первый апелляционный суд

Белгородский областной суд

Брянский областной суд

Владимирский областной суд

Воронежский областной суд

Ивановский областной суд

Калининградский областной суд

Калужский областной суд

Костромской областной суд

Курский областной суд

Липецкий областной суд

Московский областной суд

Новгородский областной суд

Орловский областной суд

Псковский областной суд

Рязанский областной суд

Смоленский областной суд

Тамбовский областной суд

Тверской областной суд

Тульский областной суд

Ярославский областной суд

Московский городской суд

Второй апелляционный суд

(Санкт-Петербург)

Верховный суд Республики Карелия

Верховный суд Республики Коми

Архангельский областной суд

Вологодский областной суд

Курганский областной суд

Ленинградский областной суд

Мурманский областной суд

Свердловский областной суд

Тюменский областной суд

Челябинский областной суд

Санкт-Петербургский городской суд

Суд Ненецкого автономного округа

Ссуд Ханты-Мансийского автономного

округа - Югры

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа

Третий апелляционный суд

Верховный суд Республики Адыгея

Верховный суд Республики Дагестан

Верховный суд Республики Ингушетия

Верховный суд Кабардино-Балкарской

Республики

Верховный суд Республики Калмыкия

Верховный суд Карачаево-Черкесской

Республики

Верховный суд Республики Крым

Верховный суд Республики Северная

Осетия - Алания

Верховный суд Чеченской Республики

Краснодарский краевой суд

Ставропольский краевой суд

Астраханский областной суд

Волгоградский областной суд

Ростовский областной суд

Севастопольский городской суд

Четвертый апелляционный суд

(Нижний Новгород)

Верховный суд Республики Башкортостан

Верховный суд Республики Марий Эл

Верховный суд Республики Мордовия

Верховный суд Республики Татарстан

Верховный суд Удмуртской Республики

Верховный суд Чувашской Республики

Пермский краевой суд

Кировский областной суд

Нижегородский областной суд

Оренбургский областной суд

Пензенский областной суд

Самарский областной суд

Саратовский областной суд

Ульяновский областной суд

Пятый апелляционный суд

(Новосибирск)

Верховный суд Республики Алтай

Верховный суд Республики Бурятия

Верховный суд Республики Саха (Якутия),

Верховный суд Республики Тыва

Верховный суд Республики Хакасия

Алтайский краевой суд

Забайкальский краевой суд

Камчатский краевой суд

Красноярский краевой суд

Приморский краевой суд

Хабаровский краевой суд

Амурский областной суд

Иркутский областной суд

Кемеровский областной суд

Магаданский областной суд

Новосибирский областной суд

Омский областной суд

Сахалинский областной суд

Томский областной суд

Суд Еврейской автономной области

Суд Чукотского автономного округа

Девять новых кассационных судов

Кассационный суд

общей юрисдикции

Суды, чьи решения пересматривает

кассационный суд

Первый кассационный суд

(Саратов)

Суды Республики Мордовия

Белгородской области

Брянской области

Воронежской области

Калужской области

Курской области

Липецкой области

Орловской области

Московской области

Нижегородской области

Пензенской области

Саратовской области

Тульской области

кассационный суд

Суды Владимирской области

Ивановской области

Костромской области

Рязанской области

Смоленской области

Тамбовской области

Тверской области

Ярославской области

города Москвы

кассационный суд

(Санкт-Петербург)

Суды Республики Карелия

Республики Коми

Архангельской области

Вологодской области

Калининградской области

Ленинградской области

Мурманской области

Новгородской области

Псковской области

города Санкт-Петербурга

Ненецкого автономного округа

Четвертый

кассационный суд

(Краснодар)

Суды Республики Адыгея

Республики Калмыкия

Республики Крым

Краснодарского края

Астраханской области

Волгоградской области

Ростовской области

города Севастополя

кассационный суд

(Пятигорск)

Суды Республики Дагестан

Республики Ингушетия

Кабардино-Балкарской Республики

Карачаево-Черкесской Республики

Республики Северная Осетия - Алания

Чеченской Республики

Ставропольского края

кассационный суд

Суды Республики Башкортостан

Республики Марий Эл

Республики Татарстан

Удмуртской Республики

Чувашской Республики

Кировской области

Оренбургской области

Самарской области

Ульяновской области

кассационный суд

(Челябинск)

Суды Пермского края

Курганской области

Свердловской области

Тюменской области

Челябинской области

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Ямало-Ненецкого автономного округа

кассационный суд

(Кемерово)

Суды Республики Алтай,

Республики Бурятия

Республики Тыва

Республики Хакасия

Алтайского края

Забайкальского края

Красноярского края

Иркутской области

Кемеровской области

Новосибирской области

Омской области

Томской области

кассационный суд

(Владивосток)

Суды Республики Саха (Якутия)

Камчатского края

Приморского края

Хабаровского края

Амурской области

Магаданской области

Сахалинской области,

Еврейской автономной области,

Чукотского автономного округа