Силовые действия как вид специальных операций. Особенности проведения специальных операций сотрудниками органов внутренних дел

Специальная операция - это комплекс оперативных, режимных, войсковых и других мероприятиях, проводимых на ограниченной территории в установленные сроки по общему замыслу и под единым руководством.

Цели специальной операции:

· восстановление нарушенного правопорядка

· задержание зачинщиков и активных участников массовых беспорядков

· задержание преступников

· обеспечение стабилизации обстановки в районе проведения спецопераций

Задачи специальной операции:

· розыск и задержание (обезвреживание) особо опасных и вооруженных преступников

· освобождение заложников, воздушного, морского и речного судна, ЖД или иного транспортного средства, а также зданий и помещений, захваченных преступниками

· поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию охраняемого объекта

· пресечение групповых действий, нарушающих порядок

Основанием для проведения спецоперации является:

· получение приказа

· получение достоверной информации о ЧП криминального характера или возможном его продолжении

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

Подготовка к проведению спецоперации включает в себя 2 этапа:

· подготовительный (начинается и реализуется за долго до ЧС)

· непосредственный (характеризует непосредственный этап в момент, когда произошло ЧП)

В ходе подготовительного этапа:

1. проведение систематической и целенаправленной подготовки сил и средств к действиям в чрезвычайных обстоятельствах

2. заблаговременная подготовка оперативного плана

3. обучение личного состава

4. поддержание в исправном состоянии средств, используемых в спецоперации

5. выработка психологической устойчивости личного состава

6. постоянное совершенствование взаимодействия сил и средств

В ходе непосредственного этапа

Непосредственная подготовка к проведению специоперации начинается когда произошло конкретное ЧП или имеется реальная угроза его возникновения. Такая подготовка включает в себя:

1. организация действия оперативных групп специальной операции (она может заключаться в принятии или уточнения решения, постановки задачи и т.п.)

2. рекогнасцировка (распознавание) на местности

3. организация взаимодействия

4. всестороннее обеспечение управления

5. планирование

6. подготовка групп и подразделений к действиям

7. расчет потребностей в оружии, боеприпасах, спецсредств

8. подготовка к использованию вооружения, боевой и спецтехники

9. проведение инструктажей с личным составом

10. инструктаж руководителей

11. подготовка тыла

12. определение порядка размещения и перемещения задействованных сил

ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА СИЛ И СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ

В целях повышения уровня готовности сил и средств к действиям в чрезвычайных обстоятельствах, разрабатываются оперативные планы.

План носит прогнозный и ситуационный характер.

Требования к плану:

· реальность (реальные и выполнимые задачи)

· должен отвечать требованиям действующих нормативных актах

· должен соответствовать складывающейся обстановке

· любой план должен быть удобным для использования

В плане отражаются:

· задачи и функции, которые могут возникнуть при возникновении чрезвычайных обстоятельств

· перечень действий исполнителей

· виды мероприятий

· последовательность и сроки реализации отдельных мероприятий

· количественный и качественный состав имеющихся сил и средств, а при необходимости - источники и формирование групповых сил и средств

· система управления и система связи

· порядок координации взаимодействия между различными формированиями, принимающими участие в спецоперации

· конкретные мероприятия по тыловому обеспечению

Корректировка оперативных планов осуществляется в следующих случаях:

· издание новых НПА

· изменение организационно-штатной структуры и численности личного состава

· резкое изменение оперативной обстановки

· переподчинение подразделений и органов

· изменение маршрутов движения к местам дислокации, баз снабжения и т.п.

· выявление в ходе проводимых проверок различных недостатков

Для обеспечения удобства применения и наглядности представления информации оформляется графическая часть плана. Графическая часть оформляется на картах, схемах, планах с использованием условных обозначений.

На карте отражаются:

· данные оперативной обстановки (местоположение и количество преступников и т.п.)

· пункты дислокации

· пункты дислокаций тыловых подразделений

· места размещения складов, станций погрузки и т.п.

· места расположения поставщиков продовольствия

· бытовые медучреждения

· пути подвоза и эвакуации

8.ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИЕЙ
Виды специальных операций, проводимые ОВД

В зависимости от целей и задач, решаемых органами и войсками МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, специальные операции подразделяются на следующие виды:

· ликвидация групповых нарушений общественного порядка;

· задержание (ликвидация) вооруженных и особо опасных преступников;

· освобождение сотрудников, членов их семей и иных граждан от насильственного удержания их правонарушителями;

· охрана и оборона особо важных объектов;

· пресечение захвата воздушных судов;

· пресечение террористического акта;

· пресечение деятельности (ликвидация) незаконных вооруженных формирований и бандформирований;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Похожая информация.


Введение

В настоящее время перед работниками органов внутренних дел встают все более трудные задачи, которые порой приходится выполнять в ситуациях достаточно экстремальных, приближенных к военным условиям, опасных для физического и психического здоровья. Для успешного достижения поставленной цели в различных видах служебной и профессиональной деятельности сотрудникам приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального физического и психического напряжения. В связи с этим проблема личной безопасности сотруд­ников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность, По официальным данным, ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов гибнет в среднем до 400 сотрудников. Учитывая смертность в дорожно-транспортных происшествиях, от несчастных случаев и других потерь, эта цифра возрастает до 1000 человек. До полутора тысяч сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга. Вследствие длительных эмоционально-психологических перегрузок и стрессов количество самоубийств возросло до несколько сотен в год. Риск, как физический, так и психологический, является сегодня объективной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных ор­ганов и специальная работа по обеспечению их личной безопасности, то есть, целенаправленному уменьшению тако­го риска до реально возможного предела, чрезвычайно важна. Таким образом, обучение сотрудников органов внутренних дел тактике и методам обеспечения личной профессиональной безопасности, уверенным и грамотным действиям в экстремальных ситуациях выступает сейчас одним из важных направлений профессиональной подготовки кадров ОВД.

1.Особенности соблюдения мер личной безопасности сотрудниками органов внутренних дел при проведении специальных операций.

1.1 Основы специальной операции

Органы внутренних дел и части (подразделения) внутренних войск

МВД России, выполняя задачи в сфере правоохранительной деятельности,

применяют различные, на основании законов и подзаконных актов,

приемы и методы оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Наиболее сложные задачи выполняются путем проведения операций,

в ходе проведения которых концентрируются достаточно большие силы и

средства. По масштабам эти операции могут иметь довольно

внушительные показатели.

Одной из разновидностей операций вообще являются специальные

операции, проведение которых связано с наиболее сложными событиями

особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства

органов внутренних дел, но и внутренние войска МВД России. Как

правило, при этом используются все находящиеся на вооружении органов

внутренних дел и внутренних войск средства воздействий на

преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника,

специальные средства и т.п.

По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их

применения специальные операции заслуживают отдельного исследования

в теории и практике правоохранительной деятельности.

Для решения задач, связанных с возникновением чрезвычайных

обстоятельств, проводятся специальные операции, которые являются

одним из организационно-тактических способов экстренного

массированного реагирования органов внутренних дел, внутренних войск

и сил других ведомств на указанные процессы и явления.

Специальные операции осуществляются на основе законов

Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих

деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.

Никто не вправе отдавать личному составу органов внутренних дел и

внутренних войск, участвующих в специальной операции, приказы,

распоряжения и указания, противоречащие этим законам и правовым

Некоторой спецификой отличается и управленческая деятельность

руководителей органов внутренних дел, выступающих в роли

руководителей специальной операции, организация совместных действий

сил органов внутренних дел и внутренних войск.__

1.2 Понятие, виды специальных операций

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах

министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином

подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и

служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных

источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане

специальные операции могут характеризоваться определенными

понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений

действительности.

Специальные операции – это один из наиболее сложных видов

деятельности органов и войск МВД. Характерным для них является

привлечение сравнительно большого количества различных по составу,

подчиненности и назначению сил и средств ОВД, внутренних войск,

федеральной службы безопасности (ФСБ) и др.;

конечные цели операции достигаются проведением целого ряда

мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и

различного рода боевых действий, отличающихся высокой

маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью.

Боевые действия в операции могут развертываться на обширной

территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях

носят локальный характер и протекают быстро.

Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных,

разведывательных, контрразведывательных, предупредительных

мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых

привлекаемыми силами по единому плану при централизованном

управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения,

пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации

террористического характера, а также иного криминального характера, не

связанной с терроризмом.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг

разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого

знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и

действий.

Виды специальных операций:

По задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

По задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

По обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных

групп противника;

По пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

По ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных

производственных аварий.

действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого

порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

К общей цели - можно отнести восстановление нарушенного

чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка на объекте,

районе, городе, определенной территории и обеспечение защиты жизни и

здоровья людей, предотвращение (снижение) ущерба государственному,

общественному, личному (частному) имуществу и культурным ценностям,

обнаружение преступников и пресечение (нейтрализацию) их преступных

действий.

Частная цель в конкретной специальной операции будет

определяться, и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств,

по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс

мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя

специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить

частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и

поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут

эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия

(одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной

Частными целями специальных операций могут быть:

Розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо

опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с

места совершения преступления, бежавших из мест содержания под

стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных

дезертиров;

Освобождение заложников в различных ситуациях;

Пресечение захвата воздушных судов и других транспортных

Пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений,

сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

Разоружение незаконных вооруженных формирований, ликвидация

бандитских формирований, пресечение деятельности преступных

сообществ (преступных организаций) и изъятие оружия, боеприпасов,

боевой техники, взрывчатых веществ и предметов военного имущества;

Поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию

важного государственного охраняемого объекта;

Пресечение террористического акта;

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под

стражей и учреждениях исполнения наказания;

Борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными

(морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной

Сущность и содержание мероприятий и боевых действий,

проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и

конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности,

которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых

действий, составе группировки сил и средств, элементов ее боевого

порядка, организационной структуре группировки и т.д.

Специальная операция – сложный вид деятельности органов

внутренних дел, включающий в себя не только широкомасштабные

действия сил и средств ОВД и приданных сил ВВ МВД России, но и

необходимый процесс организации и подготовки сил и средств к

проведению мероприятий такого масштаба.

Этапы проведения специальных операций и их содержание

Вне зависимости от вида и особенностей, каждая специальная

операция состоит из трех этапов:

1 этап – организация операции,

2 этап – ведение операции,

3 этап – завершение операции.

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.

Специальная операция представляет собой совокупность основанных на законах и нормативно-правовых актах, согласованных и взаимосвязанных по цели (задачам), месту и времени оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий и силовых (боевых) действий, проводимых в определенном регионе или на важном объекте территориальными органами внутренних дел совместно с частями (подразделениями) внутренних войск и другими взаимодействующими силами по единому замыслу и плану под руководством старшего оперативного начальника в целях восстановления нарушенного чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка, правопорядка и нормального функционирования государственных и иных органов и учреждений, нейтрализации условий, угрожающих здоровью и жизни граждан, нанесением ущерба материальным и культурным ценностям. Она характеризуется применением определенной системы тактических и оперативных действий различных сил и средств, привлекаемых для решения задач в специальной операции, в результате которых достигается ее конечная цель.

К общим целями специальных операций можно отнести:

· защиту жизни и здоровья людей;

· предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу;

· обнаружение преступников и пресечение (нейтрализация) их преступных действий.

Специальная операция имеет свои черты , существенно отличающие ее от повседневной деятельности органов внутренних дел:

· проводится она в более напряженной обстановке, чем в обычных условиях;

· проведение специальных операций объективно требует массированного использования значительного количества разнообразных по правовому положению (предназначению) и тактике действий сил и средств милиции, других служб ОВД, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России, которые выступая лишь в качестве единого цельного комплекса и под единым руководством, в состоянии оказать действенное влияние на негативные тенденции развития оперативной обстановки и добиться намеченного конечного результата;



· действия могут проводиться в значительных пространственных границах, размер которых зависит от вида и масштабов ЧО, объема причиненных им отрицательных последствий;

· проведение специальной операции осуществляется строго на плановой основе;

· осуществляемая деятельность проводится под руководством специально образованного органа оперативного управления (объединенного оперативного штаба, оперативного штаба или группы управления), так как ее целенаправленность, размах, интенсивность, разнообразие участвующих в ней сил и средств, реализуемых ими действий, настоятельно требуют выполнения большого объема работ по управлению (организации, регулированию, прогнозированию, планированию, контролю и т.п.).

К категориям (понятиям) специальной операции можно отнести следующие: масштабность, цели, единое руководство (единоначалие), интенсивность и адекватность действий, взаимодействие, законность действий. Рассмотрим основные из этих категорий (понятий).

Масштабность или размах специальной операции характеризуется количеством и составом сил и средств, привлекаемых к выполнению задач в специальной операции, объемом этих задач и важностью объекта преступного посягательства, а также величиной территории, на которой проводится комплекс мероприятий специальной операции.

Объем служебно-боевых задач может характеризоваться величиной территории или важностью объекта, количеством, вооруженностью и агрессивностью преступников, шириной и глубиной задачи. Под территорией понимается зона (регион), в административных границах которой проводится специальная операция, а под важным объектом - летательный аппарат, аэродром или часть его, административное или иное важное задание, транспортное средство, захваченное и удерживаемое преступной группой (одиночным вооруженным преступником).



Ширина и глубина задачи имеет значение при ведении поиска преступников или рассредоточении правонарушителей и определяется руководителем специальной операции в зависимости от способов и характера действий в конкретной специальной операции.

Цель специальной операции должна быть четко выражена и направлена на достижение определенных, конкретных результатов. В зависимости от поставленных целей специальные операции отличаются по способам проведения и способам действий привлекаемых сил, а также и по порядку привлечения оперативных и войсковых резервов выполнения задач в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

К общей цели - цели верхнего уровня - можно отнести восстановление нарушенного чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка на объекте, районе, городе, определенной территории и обеспечить защиту жизни и здоровья людей, предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу и культурным ценностям, обнаружение преступников и пресечение (нейтрализацию) их преступных действий.

Частная цель в конкретной специальной операции будет определяться и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств, по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия (одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной группы).

Частными целями специальных операций могут быть следующие:

Розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с места совершения преступления, бежавших из мест содержания под стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных дезертиров;

Освобождение заложников в различных ситуациях;

Пресечение захвата воздушных судов и других транспортных средств;

Пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений, сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

Разоружение незаконных вооруженных формирований, ликвидация бандитских формирований, пресечение деятельности преступных сообществ (преступных организаций) и изъятие оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и предметов военного имущества;

Поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию важного государственного охраняемого объекта;

Пресечение террористического акта;

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под стражей и учреждениях исполнения наказания;

Борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными (морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной обороны.

Анализ опыта проведенных специальных операций, служебно-оперативной деятельности органов внутренних дел, служебно-боевой деятельности внутренних войск свидетельствует о том, что они проводятся для достижения более широкого круга частных целей. Так, например, специальные операции проводились при задержании сотрудников органов внутренних дел, оказывающих вооруженное сопротивление после совершения тяжкого преступления или по розыску и задержанию преступников, совершивших групповой побег из исправительно-трудовых колоний или следственных изоляторов.

Под единоначалием , как категорией специальной операции, понимается такая форма организации управления, при которой во главе органа управления специальной операцией стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные для всех участвующих в специальной операции сил, решения. Нормативные акты министерства внутренних дел определяют, что руководят специальными операциями старшие оперативные начальники, к категории которых отнесены министры (начальники управлений) внутренних дел, начальники городских и районных отделов (управлений) внутренних дел, лесных исправительно-трудовых учреждений или по их поручению компетентные должностные лица. В зависимости от этого и определяются уровни управления, к компетенции которых отнесены прерогативы организации и руководства силами в специальных операциях.

Под уровнями управления в специальных операциях понимаются определенные подсистемы МВД России, на которые возлагаются обязанности реагирования на то или иное чрезвычайное обстоятельства, возникшее на обслуживаемой территории. Анализ проведенных специальных операций показывает, что они могут проводиться на тактическом, оперативном и оперативно-стратегическом уровнях управления.

Тактический уровень управления предполагает городской, районный, линейный отдел внутренних дел, в обязанности которого входит реагирование на чрезвычайные обстоятельства, возникшие на обслуживаемой территории.

Под оперативным уровнем управления понимается министерство внутренних дел республики в составе Российской Федерации, управление внутренних дел края (области), управление внутренних дел на транспорте, управление лесных исправительно-трудовых учреждений и воинской части внутренних войск, дислоцированной на территории данной республики, края, области, которые обязаны реагировать на чрезвычайные обстоятельства и принимать все меры по нормализации обстановки на обслуживаемой территории.

Под оперативно-стратегическим уровнем управления - министерства внутренних дел нескольких республик, управлений внутренних дел краев, областей, на транспорте и соединения (округа) внутренних войск, воинские части которых дислоцируются на территории этих республик, краев, областей, зон ответственности УВДТ при проведении специальных операций в условиях чрезвычайных обстоятельств.

В понятие интенсивности как категории специальной операции входят такие показатели: продолжительность, динамичность, напряженность.

Продолжительность действий должна быть подчинена одному из основных требований необходимости проведения специальной операции в сжатые, минимально короткие сроки. Нельзя допустить, чтобы сложная оперативная обстановка, характеризующаяся как чрезвычайное обстоятельство, сохранялась на обслуживаемой территории длительное время. Опыт оперативно-служебной деятельность свидетельствует о том, что специальные операции могут проводиться в пределах от нескольких часов до нескольких суток. Для сокращения сроков проведения специальной операции руководителям различных уровней управления необходимо в совершенстве знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, возможности своих сил и средств по выполнению сложных задач, оперативно анализировать поступающую информацию и принимать целесообразные решения по адекватному и своевременному реагированию на то или иное чрезвычайное обстоятельство. Нерешительность руководителя при принятии решения на применение необходимых, в рамках требований законов и других нормативных актов, мер может повлечь тяжелые последствия и увеличить продолжительность противоправных действий, а, следовательно, и продолжительность специальной операции.

Динамичность в специальной операции может проявляться в скоротечности развития оперативно-служебных и служебно-боевых действий, частых и резких изменения положения как группировки сил и средств, так и участников противоправных действий в районе проведения специальной операции, требует своевременного и широкого маневра силами и средствами. Для достижения динамичности действий необходимо оснащать силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск высокоманевренным транспортом большой проходимости, так как нередко специальные операции проводятся в трудно доступной местности. Часто при проведении специальных операций возникает необходимость в срочном перекрытии новых направлений и рубежей, наращивания усилий на важных и угрожаемых направлениях, ввод в действие резервов в кратчайшие сроки, что требует оснащения войсковых сил вертолетами.

Напряженность действий в специальной операции характеризуется тем, что силы органов внутренних дел и внутренних войск проводят мероприятия специальной операции днем и ночью, с полной отдачей моральных и физических сил. Выполнение служебно-боевых и оперативно-служебных задач может быть прекращено только тогда, когда они будут выполнены или поступит распоряжение старшего начальника о прекращении силовых действий.

Взаимодействие должно быть организовано на всех этапах проведения мероприятий специальной операции и на всех уровнях управления. Взаимодействие организует руководитель специальной операции между подразделениями органов внутренних дел и всеми приданными на период проведения специальной операции силами. Взаимодействие в специальной операции заключается в согласовании по задачам, направлениям (рубежам, районам, объектам) и временным интервалам действий группировки сил в интересах достижения цели (выполнения задачи), поставленной старшим начальником. Основанием для организации взаимодействия служит соответствующее указание руководителя специальной операции.

При проведении специальных операций и особенно при ведении силовых (боевых) действий важнейшее значение имеет и такая ее категория, как законность , выступающая в качестве основополагающего средства обеспечения правомерности поведения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск при выполнении служебно-боевых задач в условиях чрезвычайных обстоятельств. Руководитель специальной операции, начальники органов внутренних дел, командиры внутренних войск и их подчиненные, действующие в специальной операции, должны твердо знать и неукоснительно выполнять законы и основанные на них нормативные акты, регламентирующие применение сил, оружия, специальных средств, боевой и специальной техники. Забота об обеспечении законности занимает важное место при подготовке личного состава органов внутренних дел и внутренних войск, а соблюдение ее является долгом каждого сотрудника и военнослужащего. Это достигается проведением воспитательной работы, правовой пропаганды и неуклонным соблюдением уставных требований.

Анализ проведенных специальных операций и учений позволяет сделать вывод о том, что они проводятся по определенным периодам (этапам), к которым можно отнести: первоначальный или подготовительный (он может стать и завершающим); силовых (боевых) действий в совокупности с проведением и других мероприятий комплекса специальной операции; заключительный или завершающий.

В ходе проведения подготовительного или первоначального этапа проводится весь комплекс воспитательных, оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий в целях разложения, деморализации и, в конечном итоге, склонения преступников или преступной группы к отказу от проведения противоправных действий. При достижении положительных результатов этих мероприятий необходимость проведения остальной части комплекса специальной операции, т.е. проведение силовых (боевых) действий, отпадает. В ходе этого периода могут действовать отдельные служебные наряды органов внутренних дел по выявлению и нейтрализации организаторов преступных акций, а также по убеждению граждан (осужденных) в неправомерности действий отдельных лиц; войсковые (служебные) наряды могут брать под охрану караулами важные объекты, осуществлять охрану общественного порядка путем проведения патрулирования населенных пунктов или улиц, прилегающих к объектам (районам) проведения специальной операции.

Одновременно проводится планирование (уточнение планов) силовых (боевых) действий и создается достаточная для выполнения задач группировка сил и средств. Так, при проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чечне основная часть личного состава войсковых частей внутренних войск и подразделений органов внутренних дел прибыли из других регионов страны.

Период силовых (боевых) действий характеризуется тем, что этот этап проводится лишь тогда, когда все проведенные мероприятия комплекса специальной операции не привели к положительным результатам. На этом этапе созданная группировка сил и средств выполняет поставленные задачи по пресечению противоправных акций путем проведения силовых действий с применением боевой и специальной техники, специальных средств, иных законных средств воздействий, вплоть до применения оружия, как крайние меры нейтрализации преступников. Силовые (боевые) действия обеспечиваются проведением оперативных, режимных и иных мероприятий комплекса специальной операции.

Завершающий или заключительный период может иметь цель проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и силовых (боевых) действий по поддержанию общественного порядка, разоружения незаконных вооруженных формирований, рассредоточения участников противоправных действий. Основными способами выполнения задач в этот период будут патрулирование района проведения специальной операции, задержание и конвоирование организаторов, активных участников противоправных действий и исполнителей преступлений, а также обеспечение действий следственно-оперативных групп.

Вообще, под специальной операцией понимается комплекс мероприятий профилактического, разведывательного, оперативного характера, следственно-криминалистических, режимных и силовых действий, осуществляемых по единому замыслу, под единым руководством, в заранее установленном месте и в согласованное время.

Специальная операция может включать в себя следующие мероприятия: по блокированию, по оцеплению, по поиску, силовые, психологическое воздействие и эвакуация. Каждое из этих мероприятий в той или иной степени проводится и при задержании вооруженных преступников в общественных местах, но с особенностями для данного вида специальной операции. От степени подготовки каждого мероприятия зависит общий успех, и именно здесь решающую роль будут играть действия руководителя. Поэтому мы считаем необходимым обратить внимание на подготовительный этап операции и дать некоторые разъяснения.

Независимо от места задержания вооруженных преступников руководитель специальной операции организует:

1) блокирование места задержания вооруженных преступников;

2) оперативно-розыскные мероприятия;

3) режимные мероприятия в районе задержания вооруженных преступников в целях удаления из этого района граждан, которые оказались в месте задержания вооруженных преступников в силу случайного стечения обстоятельств, и для создания благоприятных условий для задержания;

4) усиление охраны общественного порядка и охраны важных и особо важных объектов в блокированном районе;

5) расчет сил и средств, необходимых для проведения специальной операции по задержанию вооруженных преступников;

6) создание групп захвата, прикрытия, блокирования, резерва и др.;

7) создание групп обеспечения (тылового, медицинского и др.);

8) разведка: предварительная (рекогносцировка местности) и непосредственная(обыск места задержания);

9) ориентировочную оценку ситуаций психологического и физического противоборства с преступниками и принуждения их к сдаче;

10) разработку плана проведения специальной операции в укрытии, в транспортном средстве, в общественном месте, на местности;

11) руководство реализацией плана специальной операции;

12) руководство тренировкой личного состава в условиях, максимально приближенных к реальным, если имеются время и необходимость;

13) психологическое воздействие на личный состав, создание у сотрудников нужного психологического настроя.

Одним из наиболее важных элементов подготовки является разработка плана действий при задержании. С учетом специфики темы нашей работы он должен включать в себя следующие разделы:

Кого и на каком основании предстоит задержать (с указанием, по возможности, анкетных данных, описанием внешности и одежды, вооружения, вида преступной деятельности);

Место нахождения преступников;

Время и способы задержания;

Структуру и количественный состав групп, участвующих в мероприятиях;

Распределение сил и средств, предназначенных для задержания;

Порядок и последовательность действий сотрудников групп;

Экипировка, техническое оснащение, вооружение, осветительные приборы и транспортные средства;

Схема организации связи, способы поддержания связи с подразделениями, сигналы (условные знаки), пароли;

Эвакуация и другие меры безопасности населения (при необходимости);

Порядок и маршруты доставления задержанных в орган внутренних дел;

Иные данные: пункт нахождения руководителя группы, способ

конвоирования задержанных, меры, принимаемые в случае прорыва преступников через рубеж блокирования.

От тщательности разработки данного плана будет в целом зависеть успех проводимых мероприятий. При этом активная роль должна отводиться руководителю специальной операции, так как именно на него возложена ответственность за успешное ее проведение.

При задержании вооруженных преступников в общественных местах могут быть использованы следующие тактические способы действий: блокирование, задержание, поиск, подавление преступников, засада, преследование. Выбор того или иного способа действий будет зависеть от специфики места проведения специальной операции. Прежде чем перейти к рассмотрению тактики действий основных групп оперативно-служебного применения и нарядов необходимо дать общее представление о каждом тактическом способе действия. Это позволит полнее представить себе порядок проведения специальной операции и роль каждого подразделения.

Блокирование - тактический способ действия, предназначенный для изоляции района проведения специальной операции. Основными нарядами, используемыми при блокировании, являются: заслон, контрольно-пропускной пункт, дозор, секрет, резерв, патруль. Основной задачей данных нарядов является недопущение выхода преступников за пределы района проведения специальной операции и обеспечение их задержания, а в случае невозможности задержания, ликвидация. При осуществлении блокирования в случае задержания вооруженных преступников будут использоваться лишь некоторые наряды в зависимости от особенностей местности.

Следующий тактический способ действия - это поиск , который предусматривает действия по обнаружению, задержанию или ликвидации преступников в районе их вероятного нахождения. Роль этого способа действия принципиально важна, так как довольно часто необходимо сначала обнаружить преступников, а затем уже осуществить задержание либо своими силами, либо силами специально созданных групп боевого порядка. Состав группы поиска будет зависеть от численности преступников, характера местности, размеров и особенностей района, в котором будет проводиться поиск. Поиск может быть как сплошным, так и выборочным. Сплошной поиск применяется в тех случаях, когда нет точных данных о местонахождении преступников, и имеется достаточное количество сил и средств. Выборочный поиск включает в себя следующие способы: 1) по объектам; 2) по направлениям; 3) по участкам. Выбор способа поиска будет определяться индивидуально в каждой спец операции, в зависимости от условий. В последующем, данный способ действия, не смотря не его важность, в нашей работе рассматриваться не будет, так как специфика выбранной темы предполагает, что акцент будет сделан на действия по задержанию преступников.

Далее необходимо рассмотреть такой тактический способ действия как подавление преступника. Он заключается в проведении мероприятий направленных на подавление преступника путем психологического воздействия. Для данной цели могут применяться отвлечение преступника, демонстрация силы. Примером является создание двух групп задержания, одна из которых является «фальшивой», что позволяет ввести преступника в заблуждение и оперативно осуществить его задержание. Либо это может быть увеличение числа нарядов, несущих службу в общественных местах, где проводится специальная операция. Применение этих приемов создает психологическое напряжение у преступника, заставляет выдать себя, совершать ошибки. В целом применение данного способа действия позволяет облегчить проведение специальной операции, избежать лишних жертв среди населения и сотрудников ОВД. Но успех его применения будет всецело зависеть от слаженной работы взаимодействующих подразделений.

Преследование - еще один тактический способ действий, который может быть применен при проведении специальной операции по поиску и задержанию вооруженных преступников. Он предназначен для неотступного движения подразделения за преступником, пытающимся скрыться, с целью его задержания или ликвидации группой преследования.

Можно выделить несколько видов преследования:

1) по «горячим следам»;

2) непосредственное;

3) по направлению.

Их сущность заключается в следующем: при непосредственном преследовании группа сотрудников ОВД имеет визуальный контакт с преступником; при преследовании по «горячим следам» имеются видимые признаки преступления и следы движения преступников; при преследовании по направлению известно лишь направление, в котором скрылся преступник. Данный тактический способ действия имеет прямое отношение к рассматриваемой нами теме, так как может возникнуть необходимость задержать преступника в общественном месте сразу после того, как его настигнет группа преследования.

И, наконец, пришло время рассмотреть такой тактический способ действия как задержание , в связи с тем, что именно с ним связано достижение целей проводимой специальной операции. От качества и скорости проведенного задержания будет зависеть успех других проводимых мероприятий. Данное обстоятельство обусловило выбор темы нашей работы. В дальнейшем мы рассмотрим вопросы о том, какие группировки сил и средств создаются при задержании, и в чем заключается тактика действий группы захвата. Последний вопрос будет рассмотрен применительно к задержанию, осуществляемому в таких общественных местах как рынок, сквер, аэропорт.

В заключение данного раздела можно сделать вывод, что при проведении специальной операции каждый из рассмотренных тактических способов действий имеет большое значение, и без тщательной организации каждого из них она обречена на провал. Для этого все проводимые мероприятия должны быть тщательно спланированы, для чего необходимо грамотное руководства специальной операцией, привлечение к участию в ней только опытных и проверенных сотрудников, постоянные тренировки личного состава.

Вся повседневная деятельность и тем более проведение специальной операции требует одновременных действий различных подразделений с привлечением большого количества людей, средств, неуспешные действия которых, как правило влекут за собой потери и поражения. Организуя такую совместную деятельность необходимо знать, понимать и грамотно использовать основные законы управления.

УПРАВЛЕНИЕ - ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ, РУКОВОДСТВУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И В ХОДЕ ОПЕРАЦИИ, НАПРАВЛЕНИЮ УСИЛИЙ ПОДЧИНЕННЫХ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ

Под руководством понимается своевременная постановка задач элементам боевого порядка в соответствии с условиями обстановки, уточнение и доведение новых задач, когда ранее поставленные задачи выполнены, контроль за выполнением отданных указаний и распоряжений.

Управление подразделениями при подготовке и в ходе операции является главной функцией командиров всех уровней.

Командиры подразделений управляют своими подчиненными путем отдачи письменных, устных распоряжений, указаний, а также командами и установленными сигналами. Распоряжения и команды отдаются быстро, кратко и ясно. Они должны исключать всякую возможность их различно толковать.

3.1. Цели управления:

3.1.1. Поддержание постоянной боевой готовности подразделения.

Под постоянной оперативно-боевой готовностью понимают такое состояние подразделений ОВД при котором они способны в любой момент и в самых сложных условиях обстановки выполнить возложенные на них задачи.

Слагаемые оперативно-боевой готовности:

Высокие морально-волевые качества сотрудников;

Обученность личного состава;

Организованность и физическая закалка;

Оснащение подразделения оружием, спец. средствами, снаряжением.

Поддержание оружия и техники в исправном состоянии;

Высокий уровень боевой и специальной подготовки командиров подразделений, их способность взять на себя управление подразделением;

Способность командиров подразделений умело руководить действиями подчиненных, организовать бесперебойное снабжение материальными средствами, словом, личным примером вдохновлять сотрудников на выполнение поставленных задач.

Таким образом высокая оперативно-боевая готовность подразделения является одной из главных целей управления. Достигается она комплексом взаимосвязанных мероприятий проводимых командирами всех уровней.

Нельзя считать подразделение боеготовым, если командир и органы управления не знают обстановки, не умеют принимать обоснованного решения на операцию, организовать взаимодействие и обеспечение подразделения всем необходимым для достижения успеха оперативно-служебных мероприятий.

3.1.2. Всесторонняя подготовка оперативных и специальных мероприятий и направление усилий сотрудников на успешное выполнение полученных задач

Вторая цель “Всесторонняя подготовка и проведение мероприятий “ управления подразделением дополнительно возникает с получением конкретной задачи и в ходе проведения оперативно-служебных мероприятий.

Она заключается во всесторонней подготовке операции, а в ходе его ведения обеспечения эффективного применения подчиненными подразделениями имеющихся средств и направив усилия сотрудников на успешное выполнение поставленной задачи.

Управление в ходе операции осуществляется не ради самого управления, а ради эффективного выполнения полученной оперативно-боевой задачи. По результатам выполнения оперативно-боевой задачи, т.е. эффективности использования сил и средств, особенно по количеству потерь с обоих сторон нужно в первую очередь оценивать эффективность управления со стороны любого командира и органа управления. Очевидно, что нельзя считать управление подразделением успешным, если подчиненные не выполнили поставленной задачи или выполнили с большими неоправданными потерями, достигли намеченной цели слишком дорогой ценой.

Все остальные критерии и показатели такие как:

    оперативность по проведению операции;

    точность получаемых данных и проводимых расчетов;

    уровень подготовки лиц руководящего состава;

    оснащенность техникой управления;

    полнота и достоверность информации;

    количество, качество и сроки разработки документов и другие являются вспомогательными и дополнительными. Такова специфика целей управления подразделением в ходе операции по сравнению с управлением в любой другой сфере.

3.2. Задачи управления:

Как командир или орган управления и какие выполняют задачи в ходе подготовки и проведении операции:

3.2.1. Сбор, обработка и оценка данных об обстановке.

Именно с этой задачи начинается процесс управления подразделением со стороны любого командира и органа управления. Какую бы общую или частную цель они не имели перед собой, их практическая деятельность начинается с получения и восприятия данных об объективно, реально сложившейся оперативной обстановке. Без этого руководители неизбежно допустят грубые ошибки и субъективизм.

Нельзя путать сбор (получение) данных с добыванием, так как добывают данные командиры личным наблюдением за мероприятием. Особенно это касается младших командиров. Все остальные исходные данные они собирают (получают) от различных источников, которые добывают их.

Задач и же командиров и органов управления состоят в том чтоб вовремя собрать эти данные от соответствующих источников и умело их использовать для достижения цели в ходе проведения операции. Для этого любому командиру и органу управления требуются данные о следующих элементах обстановки:

Противоборствующая сторона;

Свои подразделения;

Местность;

Время суток, года;

Социально-политический состав населения;

Криминогенное состояние района проведения операции.

Все эти данные приходится собирать с больших территорий и длительное время, поэтому часть их будет устаревать, особенно данные о противоборствующей стороне, т.к. последняя будет стремится скрыть свои намерения, обмануть или ввести в заблуждение.

Ряд важных сведений о преступных элементах, таких как: морально-психологическое состояние, умственная, организаторская способность руководителей криминальных группировок невозможно измерить количественно. Вот почему руководителям всех степеней очень важно учитывать эти особенности при принятии решения и планировании оперативно- служебных мероприятий.

3.2.2. Принятие решения на проведение операции и планирование действий.

Сущность любого решения состоит в определении цели действий, выборе сил, средств, способов и времени ее достижения.

Решение является основой управления подразделениями, а его принятие важнейшим творческой функцией и личным актом руководителя - командира. Решение командира призвано объединить всех сотрудников в единое целое, обеспечить между ними четкое взаимодействие по задача, времени и месту, подчинить их действия единой воле руководителя операции. В строгом соответствии с решением осуществляются все остальные операции по управлению, а также действия самих подразделений по выполнению оперативно-служебных задач.

Суть решения любого командира на операцию.

Решение на операцию - это основанный на закономерностях и принципах военного искусства, правильном уяснении полученной задачи и оценке обстановки результат творческого мышления и воли руководителя операции, определяющей цель операции, силы, средства, способы и сроки ее достижения, а также задачи подчиненных.

Принятое решение должно отвечать ряду требований:

Обоснованность- соответствие сложившейся и ожидаемой обстановки, полученной задаче, замыслу старшего командира, закономерностям и принципам, ведения оперативно-боевых действий, закрепленных в руководящих документах руководства МВД России;

Внезапность важно чтобы решение было неожиданным для противоборствующей стороны, обосновывалось соответствующими расчетами возможностей сил и средств и обеспечивало оптимальное применение сил и средств, давало наибольший эффект. Решение, принятое” на глазок”, не соответствующее обстановке, ведет или к постановке нереальных задач или к неполному использованию их боевых возможностей;

Своевременность - позволять тщательно подготовиться к выполнению, быть предельно ясным, исключающим различное его понимание.

При принятии решения существует ряд трудностей:

Качество решения невозможно проверить до начала операции в абсолютно схожих условиях;

Каждая новая операция не бывает похожей на предыдущую, т.к. не бывает одинаковой обстановки, по которой принимаются решения;

Невозможно на 100% предусмотреть ход развития обстановки, поэтому до 15% надо сбрасывать на долю случайности;

В ходе операции лучшего успеха может добиться тот руководитель, который с чисто математической точки зрения примет менее обоснованное решение, но зато неожиданное для противостоящей стороны.

Операция это прежде всего противоборство умов, борьба интеллектов “Удивить - победить“ - А. В. Суворов.

Принятое руководителем решение неразрывно связано с планированием оперативно-боевых действий. Сущность планирования действий состоит в определении последовательности, способов и сроков выполнения полученной задачи, а также необходимых для этого сил и средств, порядка их взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления ими. Из этого следует, что когда руководитель принимает решение, т. е. он намечает замысел действий, оперативно - боевые задачи сотрудникам, как построить боевой порядок, как поддерживать взаимодействие по задачам(объектам) и времени, то тем самым уже планирует действия, причем выполняет основные задачи планирования. Именно поэтому решение является основой планирования.

Резкой грани между принятием решения на операцию и планированием оперативно-боевых действий нет. Разница лишь в степени детализации тех или иных вопросов, в решении они обычно отражаются в более общем виде, чем при дальнейшем планировании.

3.2.3. Доведение задач до подчиненных и организация их взаимодействия.

Доведение задач до подчиненных и организация их взаимодействия - две задачи неразрывно связанные между собой. Ставя задачи сотрудникам и указывая цель операции, где,когда в течении какого времени проводить операцию, руководитель операции тем самым уже в известной мере согласовывает усилия и действия подчиненных по задаче, времени и месту, что и составляет суть организации взаимодействия. Однако только постановки задач сотрудникам для организации взаимодействия недостаточно. Необходимо дать дополнительные указания о том, как они должны действовать при выполнении своих задач с тем, чтобы оказывать друг другу взаимную помощь и согласованными усилиями успешно выполнять общую задачу. Чаще всего руководитель будет давать подчиненным указания по взаимодействию сразу после постановки задач.

Успех в операции во многом зависит от взаимодействия сил и средств, участвующих в операции, которое организуется внутри подразделений, с соседями, по месту, времени и достижению цели. Наиболее тщательно должны быть согласованы действия подразделений в ночное время и в условиях ограниченной видимости.

Взаимодействие, организованное руководителем операции в пункте дислокации, по прибытию в район операции подразделений уточняется. Все изменения, дополнения, сделанные на местности, наносятся на карту.

3.2.4. Организация всестороннего обеспечения операции.

Цель организации всестороннего обеспечения состоит в том, чтобы создать подразделениям, участвующим в операции, необходимые условия для успешного выполнения своих задач. Основными видами обеспечения оперативных и специальных мероприятий в любом звене являются: разведка, охранение, маскировка, инженерное, тыловое (медицинское) и техническое обеспечение . Для организации всестороннего обеспечения и каждого из перечисленных видов необходимо иметь дополнительные данные об обстановке, на основе общего замысла руководителя на операцию определить по данному виду обеспечения задачи и поставить их исполнителям.

3.2.5. Подготовка подразделения к мероприятию.

Успех операции в решающей степени зависит от подготовки сотрудников к операции, которая включает: подбор и экипировку личного состава; подготовку оружия, боеприпасов, снаряжения, обмундирования, продовольствия, транспорта, средств связи, специальных средств, служебных собак; инструктаж личного состава. При наличии времени, и если позволяет оперативная обстановка, могут проводится занятия и тренировки на местности, макетах в условиях максимально приближенным к реальным. К этому надо стремиться при любом дефиците времени, так как командир должен добиться понимания и знания своего маневра каждым сотрудником на все время операции.

3.2.6. Организация органов управления и управление подчиненными в ходе операции.

Организация самого управления мероприятием проводится на основе решения руководителя, для чего обычно осуществляются следующие операции:

Определяется соответствующая система пунктов управления, устанавливается их состав, техническое оснащение, место и время развертывания, их оборудование, намечается порядок перемещения в ходе операции и восстановления в случае потери управления;

Организуется работа должностных лиц на пунктах управления с точки определения кто, что, где, когда и как должен делать;

Организуется связь с элементами боевого порядка, вышестоящим руководством и взаимодействующими подразделениями налоговой полиции и другими правоохранительных органов.

3.2.7. Контроль за готовностью подразделений и операции с оказанием им необходимой помощи.

Контроль за готовностью подразделения и предстоящей операцией с оказанием помощи осуществляется с целью выяснения руководителем знания всеми сотрудниками своих задач в предстоящей специальной операции и его всесторонней готовности к нему, то есть способность успешно выполнить ее. По своему содержанию контроль является ни чем иным как изучением фактического состояния дел в подразделении, принятие на основе такого изучения решения на устранение выявленных недостатков и доведения до подчиненных соответствующих распоряжений.

Управление подразделениями в ходе проведения специальной операции является ни чем иным как продолжением рассмотренных выше задач управления, осуществляемых при подготовке к мероприятию. В его основе лежит проведение в жизнь принятого решения с внесением необходимых корректив по мере изменения конкретно складывающейся обстановки в ходе операции.

При управлении элементами боевого порядка в ходе операции руководитель и органы управления, чтобы поддержать на высоком уровне боеготовность и добиться успешного выполнения ими полученной задачи, делают не что иное как; сбор и изучение данных о реально складывающейся обстановке, учитывают в соответствии с ней ранее принятое решение, доводят до сотрудников уточненное взаимодействие элементов боевого порядка, руководят осуществлением мероприятий по обеспечению действий, обеспечивают непрерывность управления элементами боевого порядка и восстанавливают его в случае нарушения, осуществляют контроль за ходом операции и действиями сотрудников, оказывают необходимую помощь в выполнении ими своих задач.

Как видно по своему содержанию управление в ходе специальной операции принципиально не отличается от управления при ее подготовке. В обоих случаях главными, всегда обязательными и повторяющимися задачами являются:

Сбор, обработка и изучение данных об обстановке, принятие по ней решения, доведение задач до исполнителей.

Таково основное содержание и специфика задач управления подразделениями при подготовке и входе проведения специальной операции.

3.3. Требования предъявляемые к управлению подразделениями.

Приведенное определение сущности управления подразделениями в ходе операции и его специфика станут еще более обоснованными, а если мы дополнительно к целям и задачам рассмотрим условия управления и вытекающие из них особые требования к нему, т.е. его основные качественные характеристики, свидетельствующие о том, насколько командир подразделения и органы управления способны уверенно ориентироваться в обстановке, принимать целесообразное решение на операцию, своевременно и грамотно ставить задачи, доводить их до сотрудников, организовывать взаимодействие, всесторонне обеспечивать их действия, твердо и настойчиво проводить в жизнь принятое решение.

При подготовке и ведении специальной операции основными требованиями к управлению являются:

3.3.1. Высокая готовность всех звеньев и системы управления;

3.3.2. Твердость;

3.3.3. Гибкость;

3.3.4. Непрерывность;

3.3.5. Скрытность;

3.3.6. Оперативность.

Рассмотрим подробнее требования к управлению и пути их достижения.

1. Высокая готовность всех звеньев и системы управления Суть данного требования состоит в постоянной готовности руководителя и органов управления всех степеней взять на себя управление подчиненными буквально с первых минут после получения сигнала боевой тревоги или задачи, обеспечить успешное выполнение ее в любой сложной обстановке. При этом важно чтоб готовность системы управления и связи шла с некоторым опережением общей готовности подразделения, предшествовала ей, была выше и мобильнее ее. Выполнение данного требования достигается:

Своевременной и полной укомплектованностью органов управления грамотными, высококвалифицированными кадрами;

Правильной организацией работы в органах управления;

Умелым размещением, маскировкой мест управления;

Технической оснащенностью органов управления;

Обеспечением гибкости и живучести системы связи, ее помехозащитностью;

Четкой организацией боевого дежурства;

Натренированностью органов управления в выполнении функциональных обязанностей в сложных ситуациях;

Быстром восстановлении нарушенного взаимодействия и управления подчиненными.

Условия подготовки и проведения мероприятий особенно их острый и напряженный характер, предъявляют к управлению подчиненными такое требование как твердость.

2. Твердость под твердостью понимают способность всех без исключения руководителей и прежде всего командиров подразделений ОВД. принять смелое решение, настойчиво провести его в жизнь, удержать в своих руках руководство сотрудниками, сохранить организованность и добиться выполнения поставленной задачи в любой момент сложившейся обстановки.

Для этого руководители должны обладать мужеством, решительностью, смелостью, большой силой воли и выдержкой, способностью пойти на обоснованный риск, правильно и быстро мыслить при большом морально-психологическом напряжении, оказать мобилизующее и организующее воздействие на подчиненных.

Твердость управления, следовательно, характеризуется в основном личными (субъективными) качествами руководителя, которые измерить как-то количественно вряд ли возможно. Однако твердость управления нельзя понимать как упрямство, вопреки логике и здравому смыслу

Проведение мероприятий особенно по освобождению сотрудников насильственно удерживаемых правонарушителями характеризуется быстрой сменой обстановки. В таких условия нельзя надеяться на то что мероприятие будет развиваться по заранее продуманному плану. В него неизбежно придется вносить коррективы. Поэтому управление должно быть гибким.

3. Гибкость .под гибкостью понимается способность руководителя своевременно уточнить прежнее решение, а если необходимо принять новое решение, перестроить систему управления и методы своей работы в соответствии с условиями обстановки.

Для этого руководителю и органам управления необходимо иметь надежную связь с элементами боевого порядка, всегда чувствовать “ пульс операции”, постоянно знать обстановку, своевременно реагировать на ее изменения; утверждать и предотвращать возможные осложнения.

Однако гибкость не следует отождествлять с нерешительностью, ведущей к частым и необоснованным изменениям решения и отданных распоряжений. Это всегда вредно сказывается на управлении подчиненными и выполнении ими поставленной задачи.

4. Непрерывность также имеет большое значение в ходе операции. Под непрерывностью или устойчивостью к управлению понимают живучесть системы управления и все способности обеспечить бесперебойную связь с подчиненными, постоянное знание командиром, органом управления обстановки и возможность с их стороны оказывать необходимое влияние на ход операции имеющимися силами и средствами. Непрерывность достигается:

Ведением активной разведки;

Поддержанием надежной и бесперебойной связи;

Информированием элементами боевого порядка руководителя операции о выполненных задачах и изменениях обстановки.

5. Скрытность суть данного требования состоит в сохранении в тайне всех проводимых оперативно-служебных мероприятий по управлению. Чтобы достичь скрытности необходимы:

Высокая бдительность личного состава, соблюдение правил конспирации.

Строгий режим и четкий порядок использования средств связи, особенно при ведении переговоров по радио.

Ограничение круга лиц, участвующих в разработке планирующих документов.

Выполнение требований служебной дисциплины.

Соблюдение мер маскировки.

6. Оперативность в решающей степени определяет эффективность и высокое качество управления руководителями и органами управления мероприятием.

Под оперативностью следует понимать способность руководящего звена управления выполнить свои функции быстро, полно и качественно. В первую очередь это касается сбора сведений об обстановке, принятия решения и доведения задач до подчиненных с тем, чтобы предоставить им как можно больше времени для подготовки к мероприятию.

Особо высокая оперативность необходима для организации противодействия вновь выявленным силам и средствам противостоящей стороны.

При обнаружении их нашими органами разведки в момент их появления за эти минуты (секунды), руководитель должен получить данные, оценить их, принять решение, поставить задачи своим подчиненным, те в свою очередь должны подготовиться к выполнению задачи и упредить действия противостоящей стороны.

В случае промедления противоборствующая сторона может упредить наши действия и уйти из района. Для достижения высокой оперативности управления без нанесения ущерба его качеству первостепенное значение имеют высокий профессионализм руководителей и сотрудников органов управления, применение точных расчетов и наиболее эффективных методов работы.

Шесть основных требований к управлению находятся в тесной зависимости и взаимосвязи, невыполнение одного из них может привести к срыву поставленной задачи.

3.4. Средства управления

Эффективность управления во многом зависит от состояния и количества технических средств управления. Они должны обеспечивать быстрый сбор, обработку и выдачу данных обстановки; производство в короткие сроки расчетов, необходимых для принятия решения и планирования операции; своевременное оформление принятого командиром решения и доведение задач до подчиненных; высокую подвижность пунктов управления, а также создать необходимые условия для работы и отдыха сотрудников, руководителей. Выполнение этих требований невозможно без комплекса современных технических средств. Имеющиеся технические средства можно разделить на четыре основные группы:

    средства связи;

    средства добывания информации;

    средства обработки и проведения расчетов;

    средства документирования и размножения документов.

Средства связи делятся на: радиосредства; проводные; подвижные; сигнальные средства.

Средства добывания информации на: приборы наблюдения; фото-аудио-видео-технику; инфракрасная техника; специальные технические средства разведки; специальные аппаратные машины.

Средства обработки и производства расчетов: простейшие вычислительные средства; электронно-вычислительная техника.

Средства документирования и размножения: звукозаписывающая аппаратура; видеоаппаратура; копировальные и печатные аппараты; чертежные приборы и инструменты; типовые формы документов (формализованные документы).

3.5. Место руководителя при управлении подразделением в ходе проведения специальной операции.

    должно обеспечивать руководителю возможность своевременно получать информацию и передавать сигналы т е обеспечивать высокую скорость и надежность управления;

    возможность лично вести наблюдение за действиями подчиненных(прежде всего оперативно-боевыми группами) и противника;

    должно иметь высокую мобильность и устойчивость к временным и погодным условиям иметь хорошую маскировку и легенду;

    исходя из оперативных условий место выбирается готовиться и определяется в решении или приказе на мероприятие.

Исходя из сказанного видно что изучение процесса управления первоочередная задача не только руководителей всех степеней, но и всех офицеров участвующих в оперативно-боевых операциях. Понимание всеми участниками операции происходящих процессов позволяет значительно сокращать и упрощать работу руководителя по подготовке и проведению оперативно-боевого операции, а в повседневной жизни рассчитывать на качественное выполнение своих обязанностей всеми сотрудниками, ведет к взаимопониманию и объединяет всех общей целью. Изучение вопросов управления будет более глубоким если рассматривать его на примерах разных операций проводимых реально различными силовыми структурами как у нас в стране так и за рубежом. Многие из вопросов управления наглядно показаны в художественных, документальных и иных видео материалах.