В суд на незаконное задержание. Необоснованное задержание можно оспорить

1. Заведомо незаконное задержание —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей —

наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Комментарий к Ст. 301 УК РФ

1. Предусмотренные комментируемой статьей преступления посягают как на отношения, обеспечивающие интересы уголовного судопроизводства, так и на свободу и личную неприкосновенность человека, гарантируемые ст. 22 Конституции.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в активных действиях, проявляющихся в задержании лица, вопреки установленным уголовно-процессуальным законом правилам, предписывающим, что лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, если оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; если потерпевшие или очевидцы укажут на него как на лицо, совершившее преступление; если на лице, его одежде или в его жилище обнаружены явные следы преступления; если при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если в суд направлено ходатайство об избрании в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 91 УПК).

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2, может выражаться как в действиях (инициировании и принятии решения о заключении под стражу или о продлении срока содержания под стражей ненадлежащим субъектом, в отсутствие оснований и условий применения этой меры пресечения), так и в бездействии (неосвобождении обвиняемого или подозреваемого из-под стражи при истечении предельного срока, при отпадении оснований или условий для содержания под стражей и т.п.), не соответствующих требованиям ст. ст. 97, 99, 108, 109, 110 УПК.

4. В составы преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, в качестве обязательного признака не входят те или иные негативные последствия задержания или содержания под стражей. В то же время эти составы преступлений не являются формальными, поскольку они предполагают незаконное лишение свободы человека, что уже само по себе является общественно опасным последствием. Вынесение же постановления об обращении в суд с ходатайством об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу или постановления о заключении обвиняемого под стражу, если оно не сопровождается фактическим лишением человека свободы, может быть квалифицировано только как покушение на преступление, предусмотренное данной статьей.

В случае, когда незаконное заключение лица под стражу сопряжено с привлечением заведомо невиновного к уголовной ответственности, содеянное подлежит квалификации только по ст. 299 УК.

Незаконное лишение человека свободы вне рамок уголовного судопроизводства и не в связи с применением мер процессуального принуждения в виде задержания или заключения под стражу под признаки состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, не подпадают.

5. Субъектами преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, могут быть лица, уполномоченные в силу ст. ст. 91, 97 УПК решать вопросы, связанные с применением таких мер уголовно-процессуального принуждения, как задержание и заключение под стражу: следователь, дознаватель, руководитель следственного органа, начальник органа дознания, прокурор, судья. Ответственности по данной статье подлежат также должностные лица учреждений, обеспечивающих применение указанных мер уголовно-процессуального принуждения, которые в силу ст. 50 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» обязаны освобождать из-под стражи лиц, оснований для содержания которых под стражей нет.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; 2003. N 50. Ст. 4847.

6. С субъективной стороны незаконные задержание, заключение под стражу, содержание под стражей представляют собой умышленные преступления. Причем совершены они могут быть только с прямым умыслом, предполагающим, что виновный осознает общественную опасность и противоправность своих действий и желает лишить потерпевшего свободы. Незаконное лишение лица свободы вследствие грубой ошибки, допущенной при установлении и оценке фактических обстоятельств или при применении нормы уголовно-процессуального закона, может быть квалифицировано по .

Мотивы совершения деяний, предусмотренных комментируемой статьей, определяющего влияния на квалификацию данного преступления не оказывают, хотя могут учитываться при назначении наказания.

7. В ч. 3 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего признака преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2, указывается наступление тяжких последствий, которыми могут выступать, в частности, смерть или тяжкое заболевание потерпевшего, суицид или его попытка, гибель или тяжкое заболевание оставшегося без присмотра члена семьи потерпевшего, утрата имущества.

Незаконное задержание правоохранительными органами – с таким действием может столкнуться любой человек. Полезно знать, как вести себя в такой ситуации, какими правами обладает гражданин, что может делать при этом он, и на что имеют право сотрудники полиции. А также какие меры принять в случае, если должностные лица действуют с превышением полномочий и допускают самоуправство.


Согласно российским законам, задержание - краткосрочное лишение человек свободы, если есть основания полагать, что он замешан в преступлении или для рассмотрения административного правонарушения. Лишение свободы в данном случае – это краткосрочное содержание под стражей. Арестовывать кого-либо без достаточных оснований запрещено законом.

Срок, на который возможно задержать лицо, установлен основным законодательным актом нашей страны и составляет не больше 48 часов (часть 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации).

Правовая сущность задержания состоит в том, что защищая интересы государства и общества в целом, органы правопорядка должны не только прямо пресекать противоправные действия отдельных лиц, но и предупреждать их, в том числе временно удерживая лицо для проверки причастности к преступлению.

Задержание может относиться к одной из двух разновидностей:

  1. Уголовное. Происходит в строго определённых УПК РФ случаях по особой процедуре.
  2. Административное. Проводится в исключительных случаях, прямо предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ. Имеет отличия по сроку от уголовного задержания (3 часа в общем случае, а до 48 часов в исключительных).

И одно, и другое задержание следует не путать с арестом, представляющим собой один из видов наказания, применяемым тогда, когда вина лица установлена в законном порядке. Поэтому нельзя отождествлять понятия задержанного и арестованного.

Полномочиями задерживать граждан обладают в нашей стране органы правопорядка, в частности, сотрудники полиции (МВД РФ). Оно проводится во внесудебном порядке, а подвергшиеся ему лица содержатся в изоляторах временного содержания (ИВС).

Задержанный не является обвиняемым, и хотя ограничен на время в личной свободе и неприкосновенности, сохраняет все другие права и свободу, предоставленные государством. Признать кого-либо виновным в преступлении можно только по приговору суда.

Чтобы задержание считалось законным, оно должно производиться по чётко перечисленным в правовых актах (УПК РФ, КоАП РФ) основаниям, с соблюдением предписанной ими же процедуры.

Основания


Задержание не является мерой ответственности. Осуществляется оно по решению органа или должностного лица, ведущего предварительное расследование по уголовному делу или административное производство.

УПК РФ и КоАП РФ содержат список лиц, которым позволено принимать решение о задержании.

По ст. 91 УК РФ таким правом обладают:

  1. Орган дознания.
  2. Дознаватель.
  3. Следователь.
  4. Руководитель органа следствия.

Согласно ст. 27.3 КоАП РФ задержание могут проводить:

  1. Пограничники.
  2. Таможенные органы.
  3. Органы УИС (Уголовно-исполнительной системы).
  4. Должностные лица военной автоинспекции.
  5. Вневедомственная охрана МВД.
  6. Органы, осуществляющие борьбу с нелегальным оборотом наркотиков.
  7. Лица, ведущие контртеррористическую операцию.

Другие лица полномочиями проводить задержания не обладают. Не имеют права задерживать граждан, даже при наличии каких-либо подозрений, охранники в магазинах (чаще всего сотрудники ЧОП). Последние вправе только вызвать полицейских для разбирательства.

Чтобы задержание происходило строго по закону, основания для него должны быть прямо перечислены в нём. УК РФ (ст. 91) выделяет следующие:

  • при совершении (или сразу после него) лицо было обнаружено на месте преступления;
  • на человека указали (сделали заявление) потерпевшие или очевидцы;
  • следы преступления имеются на самом лице (одежда, руки и т.д.), в его жилье.

В иных случаях задержание производится только по решению суда о заключении человека под стражу. В суд с ходатайством, поддержанным прокурором, обращается руководитель дознания.

Важно: задержание по уголовному делу проводится только при наличии двух условий одновременно –уже возбуждено уголовное дело. За такое деяние предусмотренонаказание в виде лишения свободы. Если преступление не представляет особой общественной опасности, не нанесло объекту охраны большого ущерба, задержание будет неправомерным.

Ст. 27.3 КоАП РФ предусматривает следующие основания:

Задерживать можно и человека, в отношении кого ведётся расследование, за которое санкция статьи предусматривает административный арест (здесь срок задержания возможен максимальный – 48 часов).

Административный кодекс подчёркивает, что задержание– мера исключительная. И хотя его могут производить достаточно много органов и должностных лиц (к примеру, при совершении транспортного правонарушения – сотрудники ГИБДД, при нарушении таможенных норм– таможенники).В любом случае при задержании должен составляться протокол (о факте задержания, а не о существе правонарушения).

Крайне важным является соблюдение органом/должностными лицами, осуществляющими само задержание всех процессуальных требований (ознакомление с правами, составление протокола, и т. д.). При нарушении процессуальных норм, даже если основания имелись впоследствии на такое действие правоохранительных органов может быть подана жалоба, в том числе в судебном порядке.

Нельзя отрицать, иногда сотрудники органов правопорядка, отдавая себе отчёт о безосновательности и незаконности своих действий, все равно задерживают человека. Здесь имеет место заведомо незаконное деяние, образующее состав преступления и уголовную ответственность.

За неправомерное задержание сотрудниками полиции статья УК РФ № 301 (ч. 1) предусматривает санкции:

  1. Ограничение свободы до 3 лет.
  2. Принудительные работы до 2 лет.
  3. Арест в течение 4-6 месяцев.

И в первом, и во втором случае виновный может быть лишён права занимать какие-либо должности, вести определенную деятельность.

Вторая часть статьи определяет наказание за заведомо неправомерное заключение под стражу или содержание под ней (принудительные работы, заключение до 4 лет). Если факт такого задержания имел за собой тяжкие последствия, виновные наказываются принудительными работами до пяти лет или лишением свободы 3-8 лет (статья 301 УК, часть 3).

Исходя из комментариев к статье, объектом преступления является правильное функционирование системы права в целом (суда, дознания, прокуратуры), а дополнительным – личность потерпевшего (его свобода, достоинство).

Субъектом деяния выступают должностные лица органов дознания, следствия. При этом неважно, чем именно руководствовался субъект: корыстью, местью, другими мотивами. Наступление тяжких последствий может выражаться в материальных проблемах, ухудшении здоровья, самоубийстве потерпевшего или покушении на него и пр.

При безосновательном задержании или нарушениях процедуры, пострадавший вправе обжаловать его в прокуратуре или суде.

Общественная опасность

Любое действие, нарушающее установленные нормы, несёт в себе урон обществу и опасен для него. Степень такой опасностипри различных преступлениях неодинакова.

Выделяют преступления небольшой степени тяжести, не наносящие охраняемым законом отношениям значительного ущерба. Поэтому при задержании человека, даже если правоохранители уверены, что он преступник, нужно учитывать тяжесть сделанного.

Неслучайно УК РФ разрешает проводить задержание, если виновному грозит санкция в виде лишения свободы. Предусмотрена ответственность за превышение мер воздействия, применяемых в случае задержания (ст. 35 УК РФ).

Что касается административного задержания, то оно носит исключительный характер, и причинения вреда при нём быть не должно.

Задержание всегда оформляется протоколом. Время отсчитывается с момента, когда человек теряет возможность передвигаться по своему усмотрению и составляет не более двух суток, если суд не даст разрешения арестовать лицо или продлить срок задержания.

Задержанному должна быть дана возможность сделать один звонок (кому и куда – по его выбору), не позднее половины суток следователь обязан уведомить семью задержанного о событии. Особые правила действуют относительно несовершеннолетних задержанных.

Важно: подозреваемый с самого начала пользуется правом на защитника, а также может не давать никаких показаний против себя.

Задержанный освобождается в случаях:

  • не подтверждена его причастность;
  • нарушения закона при задержании;
  • оснований держать человека под стражей больше нет.

При освобождении гражданинудаётся справка с указанием: кто, когда, на основании каких данных проводил задержание, где человек находился. Должен быть указан фактический период задержания. Если суд не одобрил следствию продление срока задержания, постановление об этом также вручают гражданину.

Все перечисленные документы впоследствии могут быть приобщены к исковому заявлению.


Материальное возмещение за неправомерное задержание не оговаривается нормами уголовного закона. Возможность получить такие выплаты установлена гражданским законодательством.

Пострадавшее лицо может просить суд оследующей компенсации:

К вреду относят не только ущербздоровью, но ипорчу, уничтожение имущества лица, произошедшие при задержании. Моральный вред представляет собой страдания лица, физические или нравственные, причинённые ему нарушением его прав.

Исковое заявление потерпевший может подать в рамках гражданского судопроизводства (по месту жительства ответчиков), и в уголовном процессе (гражданский иск в суд, рассматривающий соответствующее дело). Документ составляется по числу участвующих лиц (сторон), подписывается истцом и передаётся в канцелярию суда. Образец составления иска можно найти на стендах информации или воспользоваться квалифицированной юридической помощью специалиста.

Важно: в случае преступного нарушения прав лица, причинённый ему вред возмещается, а компенсация морального вреда производится за счёт средств соответствующей казны (РФ, субъекта РФ, местного бюджета).


Мера принуждения в уголовном процессе и мера обеспечения при административном производстве встречаются достаточно часто и необходимость их не оспаривается. Однако сотрудники уполномоченных органов обязаны действовать в точном соответствии с нормами законов.

Задержанному человеку следует:

  1. Не допускать конфликтов с правоохранителями.
  2. Фиксировать все допущенные нарушения, чтобы впоследствии защитить свои права, максимально полно обосновать требования к суду по поводу компенсации за нарушение своих прав.

Факт задержания оспорим не только если к нему не было оснований (или их было недостаточно), но и когда при этом нарушались процедурные нормы (не разъяснены права, не составлен протокол, произошла фальсификация доказательств, не было дано возможности позвонить, и т. д.).

Данная статья для тех, кто волей-неволей столкнулся произволом правоохранительных органов- как себя вести при задержании, на что имеют право сотрудники правоохранительных органов, а чего они не имеют права делать ни в коем случае, на какой максимально возможный срок вас имеют право задержать, и куда поместить при задержании, куда обращаться, если блюстители закона грубо нарушили Ваши гражданские права — на все эти вопросы вы найдете ответы ниже.

Права имеет даже нарушитель. Сотрудник полиции, даже если Вы пьяны, не имеет права грубить и применять силу в том случае, если Вы сами ведете себя корректно. Он обязан:

  • представиться, назвать должность, звание и фамилию;
  • предъявить свое служебное удостоверение — но только по вашему требованию. Удостоверение он не даст вам в руки однако обязан показать в раскрытом виде и дать возможность прочитать данные;
  • незамедлительно сообщить причину и цель обращения;

Потребовать у Вас предъявить паспорт или иные документы он имеет право только в нескольких случаях:

  • если есть повод подозревать вас в совершении преступления. В этом случае полицейский обязан сначала предоставить ориентировку, или другие доказательства того, что у него есть основания для подобного подозрения
  • если есть основания полагать, что вы находитесь в розыске — опять таки должен быть вводный документ или ориентировка;
  • если вас остановили в момент совершения административного правонарушения (пьяный вид, употребление алкоголя или курение в общественном месте, нарушение общественного порядка, иные нарушения).

Сотрудник полиции имеет право потребовать проследовать за ним в ближайшее отделение полиции в том случае, если у Вас при себе нет документов, и установить Вашу личность невозможно. В этом случае Вам лучше не пытаться возмущаться или сопротивляться, а спокойно проследовать в отделение. Оскорбление сотрудника, резкие движения с вашей стороны, разговор на повышенных тонах вполне могут быть расценены, как сопротивление законным требованиям правоохранительных органов, и это уже есть самый, что ни на есть прямой повод для задержания с применением силы. Пока вы добровольно подчиняетесь требованием, вы еще не задержаны, а вежливо приглашены. Спорить тоже не стоит — потеряете гораздо больше времени.

2. Задержание без вины

Первое правило при любом задержании — не сопротивляйтесь. Чем больше Вы противитесь требованиям полицейского, тем больше у него появляется ЗАКОННЫХ оснований применить к Вас силовые методы усмирения.
При любом задержании в обязательном порядке составляется протокол. Его обязаны составить с момента доставления в опорный пункт полиции при задержании административного характера, а при подозрении на совершение уголовного преступления — в течение трех часов с момента доставления к следователю или дознавателю.
Протокол о задержании должен содержать:

  • основания и мотивы задержания, указание на место, время и дату задержания и отдельно — время составления;
  • все обстоятельства, которые вы сочтете нужными туда внести — применение физической силы сотрудниками полиции, грубость, употребление нецензурной лексики.
  • в протоколе не должно быть пустых строчек, и пустых мест;
  • протокол должны подписать все сотрудники, которые присутствовали при задержании и составлении протокола. Вы сами имеете полное право его не подписывать. А вот копию Вам должны выдать в любом случае.

3. Срок задержания

Положа руку на сердце, сотрудники правоохранительных органов сами часто не знают, на какой конкретно срок они имеют право вас задерживать. Поэтому приведем простую «шпаргалку».
3 часа:

  • — с момента доставления в помещение органов внутренних дел или с момента вытрезвления в случае, если при задержании вы находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

48 часов:

  • если вы совершили правонарушение, посягающее на режим государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ;
  • если в отношении вас ведется дело об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста;
  • с момента фактического ограничения свободы передвижения (до вынесения судебного решения);

72 часа:

  • — с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок;

Общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток). По истечению 120 часов вас должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

4. Задержание с нарушением

Если Вас уже задержали и доставили в отделение, то есть целый перечень требований, которые должны быть удовлетворены. Невыполнение этих правил сотрудниками полиции и есть нарушение законности при задержании.

  • один телефонный звонок родственникам или адвокату:
  • вы не обязаны свидетельствовать против себя и близких, можно просто молчать;
  • право на получение помощи адвоката с момента задержания и на отказ от дачи объяснений и показаний без присутствия адвоката. Если вам назначат адвоката, вы вправе проверить его удостоверение и записать для себя его личные данные;
  • право на предъявление заявлений, жалоб, ходатайств, в том числе на обжалование действий или бездействия сотрудников полиции в вышестоящем органе или у вышестоящего должностного лица, в органах прокуратуры или в суде;
  • право на услуги переводчика;
  • право на ознакомление с документами и внесение в них замечаний и возражений;
  • право на оказание медицинской помощи, даже в том случае, если к Вам не была применена физическая сила

5. Будут ли бить?

Сотрудник правоохранительных органов вправе применить силу лишь в нескольких случаях:

  • чтобы пресечь преступление или правонарушение;
  • при преодолении сопротивления при задержании;
  • в целях самозащиты.

Как видите, второй пункт позволяет полицейскому весьма широко использовать свои полномочия, и применить силу даже в том случае, если у него возникнет подозрение, что вы можете сопротивляться.

6. Куда жаловаться?

  • Главное управление собственной безопасности МВД РФ;
  • районная областная прокуратуры;
  • дежурная часть ГУВД (02)

Если вас незаконно задержали сотрудники полиции, и каким либо образом были нарушены ваши права, обращайтесь к специалистам нашего сайта за бесплатной консультацией

Для граждан, пострадавших от произвола правоохранительных органов, 24 часа в сутки работает дежурный юрист в чате

Главная задача сотрудников полиции – контроль над правопорядком. Если они имеют законные основания полагать, что конкретное лицо несет определенную угрозу для общества или нарушило закон, должны осуществить его задержание. Последнее проводится по строго определенным правилам. Если какие-то моменты нарушены, можно говорить про незаконное задержание, привлечь к ответственности полицейского, пренебрегающего установленными правилами.

Чтобы понимать, в каких случаях нарушается закон, необходимо четко знать свои права и полномочия представителей полиции. Изначально рассмотрите законные поводы для задержания и правила его осуществления.

Основные причины для задержания гражданина полицейскими

Задержать человека представители правоохранительных органов могут, если он:

  • нарушил общественный порядок;
  • находится в розыске;
  • совершил преступление;
  • подозревается в совершении преступления;
  • по избранной мере пресечения должен быть заключен под стражу;
  • нарушил правила комендантского часа;
  • незаконно проник на охраняемый объект;
  • нанес значительный вред чужому имуществу;
  • представляет опасность для общества;
  • совершил административное правонарушение;
  • является иностранцем и должен быть депортирован.

Как видите, перечень причин оговаривается достаточно четко. Поэтому определить, когда действие является незаконным, можно очень легко. Если полицейский пытается осуществить незаконное административное задержание без веских оснований, он может быть привлечен к полноценной ответственности.

Порядок проведения процедуры и ее правила

Кроме веской причины при задержании играет роль и порядок его осуществления. Здесь четко установлена последовательность действий, которую должны соблюдать представители правоохранительных органов. Так, полицейский обязан:

  • представиться, назвав свои ФИО и звание;
  • предоставить документ, подтверждающий выше названную информацию;
  • уведомить человека о причине, имеющей место;
  • разъяснить его права и обязанности;
  • составить протокол с соблюдением всех правил.

Важно! Если задержанное лицо настаивает, представитель правоохранительных органов обязан уведомить о случившемся законных его представителей, родственников или адвоката. Делается это не позднее, чем через три часа после задержания.

Есть также достаточно моментов, касающихся заполнения протокола. Если здесь допущены ошибки, можно говорить про незаконное задержание сотрудниками полиции. В протоколе должны присутствовать такие сведения:

  • ФИО и должность полицейского;
  • ФИО задержанного;
  • дата и место составления;
  • обстоятельства, по которым человек задерживается. Здесь необходимо подробно описать сложившуюся ситуацию, указав причины;
  • ФИО свидетелей, если они есть, подписи.

После составления протокол обязательно предоставляется задержанному для ознакомления. Далее он должен его подписать. Если человек заметил ошибки и неточности, следует указать – с протоколом не согласен, потому как допущены ошибки. Также гражданин имеет право не подписывать протокол, если не согласен с ним. Тогда делается соответствующая отметка. Копия протокола вручается задерживаемому лицу.

Какая ответственность предусматривается за нарушение правил

Незаконное задержание сотрудниками полиции рассматривается по статье 301 УК РФ, если они заведомо знали, что нарушают закон. Здесь предусматривается ответственность, которая может определяться одним из следующих видов наказания:

  • ограничение свободы до 3 лет;
  • лишение свободы до 2 лет;
  • принудительные работы или лишение свободы до 4 лет. Если человека заключили под стражу незаконно;
  • невозможность в дальнейшем занимать должность в правоохранительных органах на протяжении определенного промежутка времени.

Если вас интересует материальная компенсация за незаконное задержание человека, по УК она не предусматривается. Вместо того есть возможность взыскать ее в соответствии с другими законодательными актами:

  • статья 1070 Гражданского кодекса;
  • статьи 1100 и 151 Гражданского кодекса.

Важно! Величина материальной компенсации зависит от особенностей действий лиц, находившихся при исполнении, а также от квалификации и профессионализма нанятого адвоката. В некоторых ситуациях ущерб, выплата которого удовлетворяется судом, достигает 15000 рублей.

Что делать, если задерживают незаконно

Чтобы реализовать свое право на возмещение морального ущерба, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о незаконном задержании сотрудниками правоохранительных органов. В качестве истца следует указать себя, прописав полностью ФИО, адрес регистрации и контактные номера телефонов. Как ответчика нужно указывать лицо, осуществлявшее незаконное действие. Описывать ситуацию следует максимально точно, не упуская детали. Это поможет составить представление о сложившейся ситуации, правомерности действий полицейского. Далее вам нужно указать свои требования относительно компенсации, прописать желаемую сумму цифрами и словами. Обязательно перечислить документы и бумаги, которые вы прилагаете в качестве доказательств. Внизу ставится дата составления заявления и подпись . Суд сам определит статью по незаконному задержанию сотрудниками полиции, вынесет соответствующее решение.

Важно! К заявлению прилагаются его копии в том количестве, в котором вы указали ответчиков. Каждому из них будет направлен один экземпляр.

Стоит отметить сложность рассматриваемого дела. Ввиду этого лучше воспользоваться услугами квалифицированного адвоката. В таком случае вы легко докажете свою правоту по статье за незаконное задержание, накажете виновников, получите компенсацию за причиненный ущерб. Отдавайте предпочтение специалистам, имеющим практику в этом направлении юриспруденции.

  • §1. Исторический анализ вопросов уголовной ответственности за незаконное задержание лица по подозрению в совершении преступления
  • §2. Обоснование криминализации незаконного задержания
  • Глава II. Правовая характеристика незаконного задержания лица по подозрению в совершении преступления
  • II.1. Уголовно-процессуальная характеристика задержания лица по подозрению в совершении преступления
  • §1. Понятие, общая характеристика задержания подозреваемого
  • §2. Процессуальные проблемы задержания лица по подозрению в совершении преступления
  • II.2. Уголовно-правовая характеристика незаконного задержания лица по подозрению в совершении преступления
  • § 1. Понятие и признаки задержания, предусмотренного ч. 1 ст. 301 ук рф
  • § 2. Объект незаконного задержания
  • § 3. Объективная сторона незаконного задержания
  • Часть 3 ст. 301 ук рф по конструкции предусматривает материальный квалифицированный состав незаконного задержания – заведомо незаконное задержание, повлекшее тяжкие последствия.
  • § 4. Субъект незаконного задержания
  • § 5. Субъективная сторона незаконного задержания
  • Глава III. Вопросы совершенствования законности задержания лица по подозрению в совершении преступления
  • § 1. Отграничение незаконного задержания от конкурирующих составов преступлений и дисциплинарного проступка
  • § 2. Особенности уголовного преследования за совершение незаконного задержания
  • § 3. Совершенствование процессуального порядка задержания подозреваемого
  • § 4. Совершенствование мер по предупреждению незаконного задержания
  • Заключение
  • Книги и монографии
  • Научные статьи
  • Авторефераты
  • § 2. Особенности уголовного преследования за совершение незаконного задержания

    Правовым последствием общественно опасного посягательства на личную неприкосновенность человека должно быть уголовное преследование виновного должностного лица и назначение ему справедливого наказания. Незначительная общественная вредность обоснованного, но формально незаконного задержания, с одной стороны, и особый характер, высокая степень общественной опасности заведомо незаконного задержания, с другой стороны, требуют строгого соблюдения законности при осуществлении уголовного преследования и разрешения уголовного дела.

    При исследовании судебно-следственной практики привлечения должностных лиц к уголовной ответственности за совершение незаконных задержаний обнаружена следующая, на наш взгляд, негативная тенденция. Органы предварительного расследования, суды в подавляющем большинстве случаев склонны рассматривать незаконное задержание как превышение должностных полномочий, а не как преступление против правосудия – заведомо незаконное задержание. Изначально неверная оценка незаконных действий должностного лица порождает необоснованные процессуальные действия, результатом которых, как правило, являются:

      освобождение виновного должностного лица от уголовной ответственности или, напротив,

      нарушение законных интересов невиновного должностного лица, и в некоторых случаях

      назначение виновному должностному лицу более строгого наказания, не соответствующего общественной опасности деяния.

    Рассмотрим подробнее. Основная процессуальная ошибка органов предварительного расследования – это осуществление производства по факту необоснованного, т.е. незаконного задержания, в рамках стадии возбуждения уголовного дела. В этом случае органы предварительного расследования часто отказывают в возбуждении уголовного дела, мотивируя итоговое решение отсутствием общественно опасных последствий, характерных для превышения должностных полномочий. Процессуальные последствия подобного решения:

    1) если принятое решение истинно, то заподозренное должностное лицо, фактически обвинявшееся в совершении преступления, не приобретает право на реабилитацию, которое может возникнуть только после прекращения возбужденного уголовного дела, – ст. 133 УПК РФ;

    2) если же фактически принятое решение необоснованно, то виновное должностное лицо незаконно освобождается от уголовной ответственности, поскольку состав незаконного задержания не предусматривает наступление общественно опасных последствий – ч. 1 ст. 301 УК РФ.

    Таким образом, в обоих случаях назначение уголовного судопроизводства не реализуется (ст. 6 УПК РФ).

    Основная процессуальная ошибка, допускаемая судами, – это переквалификация незаконного задержания в процессе судебного разбирательства на превышение или злоупотребление должностными полномочиями. Последствиями данного решения, в свою очередь, являются:

    1) несоблюдение пределов судебного разбирательства 288 ;

    2) создание предпосылок назначения виновному должностному лицу наказания, которое не соответствует общественной опасности незаконного задержания 289 .

    В основном, подобные последствия также являются препятствием, на наш взгляд, для реализации назначения уголовного судопроизводства.

    Попытаемся разобраться в причинах обозначенных процессуальных нарушений, которые допускаются органами предварительного расследования и судом при осуществлении уголовного преследования и разрешении уголовных дел данной категории.

    Напомним сначала практику производства самого незаконного задержания. В процессе исследования мы выделили несколько устоявшихся незаконных способов применения данной меры уголовно-процессуального принуждения. При этом обращает внимание на себя тот факт, что, являясь незаконными изначально, данные способы задержания широко распространены и признаются вполне допустимыми. Первый способ – это задержание лица по подозрению в совершении преступления в административном порядке. Второй – так называемое «фактическое» задержание лица по подозрению в совершении преступления. Третий – задержание свыше установленного срока 290 .

    Первый способ незаконного задержания нарушает требования норм как административного права, так и уголовно-процессуального. Административное задержание производится на основании «сфабрикованного» административного правонарушения или для «установления личности», что не является основанием для административного задержания. При этом лицо, фактически подозреваемое в совершении преступления, не имеет уголовно-процессуального статуса подозреваемого в совершении преступления, что влечет определенные негативные последствия.

    Второй и третий способы нарушают требования норм уголовно-процессуального закона. Например, можно выделить следующие нарушения, характерные для второго способа:

    1) задержание человека при отсутствии законного основания;

    2) несоблюдение уголовно-процессуальных условий задержания, при которых оно допускается;

    3) нарушение требований, предъявляемых к процессуальному оформлению задержания 291 .

    Для третьего способа свойственно нарушение в виде превышения установленного для задержания подозреваемого предельного срока. (Мы уже отмечали, что в данном случае, скорее всего, имеет место незаконное заключение под стражу – незаконное применение меры пресечения.) 292

    Любое нарушение требований норм уголовно-процессуального закона при производстве задержания дает нам основание для утверждения о том, что задержание является незаконным. Но при этом необходимо заметить, что не каждое незаконное задержание является необоснованным 293 , т.е. общественно опасным, противоправным незаконным задержанием – преступлением, предусмотренным ч. 1 ст. 301 УК РФ.

    Обоснованность задержания определяется, на наш взгляд, двумя признаками: наличием, во-первых, основания и, во-вторых, мотива задержания. Нельзя связывать оценку обоснованности задержания с соблюдением иных процессуальных требований (это требования к законности), а также последующим привлечением задержанного лица в качестве обвиняемого и заключением его под стражу в качестве меры пресечения.

    Да, у задержания двуединая цель – обеспечение условий для установления причастности (непричастности) лица к совершению преступления и обеспечение условий для решения вопроса об аресте подозреваемого (обвиняемого). Но в некоторых случаях будет установлена непричастность лица к совершенному преступлению (примерно каждый 170-й случай задержания), в других случаях в отношении подозреваемого достаточно будет избрать подписку о невыезде (примерно каждый 4-й случай задержания).

    Таким образом, незаконное 294 , но обоснованное задержание – это дисциплинарный проступок, поскольку лишь в исключительных, особых случаях оно может повлечь общественно опасные последствия. Разбирательство подобных фактов незаконного задержания будет допустимо в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ без возбуждения уголовного дела, поскольку итоговое решение – отказ в возбуждении уголовного дела – заведомо предсказуемо. Таким образом, виновное должностное лицо по результатам проверочных действий, будучи освобожденным от уголовной ответственности, должно быть привлечено к ответственности дисциплинарной.

    Необоснованное задержание, как правило, является общественно опасным, что свидетельствует о наличии у данного деяния явных признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 301 УК РФ. Указанное обстоятельство является основанием для обязательного возбуждения уголовного дела и производства предварительного следствия. Производство в подобных условиях проверочных действий является незаконным. Виновное должностное лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности за совершение преступления против правосудия, что возможно только в стадии предварительного расследования, но не в стадии возбуждения уголовного дела.

    Если же в ходе предварительного расследования либо судебного разбирательства будет доказана обоснованность (законность) задержания, произведенного должностным лицом, то бывший подозреваемый (обвиняемый, оправданный) обоснованно приобретет в этом случае право на реабилитацию (глава 18 УПК РФ), которая обеспечит полное (это предполагает законодатель) возмещение вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования.

    По поводу судебных ошибок. Суды, прежде всего, должны строго соблюдать требования норм УПК РФ. Осознанное предупреждение судом нарушений пределов судебного разбирательства будет гарантировать соблюдение прав обвиняемого при разрешении уголовных дел о незаконном задержании. В дополнение к этому при квалификации незаконных действий должностного лица, связанных с незаконным задержанием, судам необходимо особое внимание уделять установлению признаков объекта состава данного преступления. Именно объект определяет характер общественной опасности преступления, который имеет существенное значение при определении вида и размера возможного наказания. Таким образом, ошибочное определение объекта состава преступления может являться в некоторых случаях причиной вынужденного нарушения пределов судебного разбирательства.