Психология криминального поведения. Преступное поведение: что это такое


На нравственное формирование личности влияют различные типы (виды) социальной микросреды: семейно-бытовая; учебно-воспитательная; воинская; спортивная; религиозная и т.д. На конкретном их рассмотрении мы останавливаться не будем, так как их подробное изучение должно быть вам предложено другими учебными дисциплинами (социологией, педагогикой, психологией и пр.). Отметим лишь то, что влияние всех этих типов социальной микросреды на личность осуществляется по различным направлениям и каналам, ибо личность взаимодействует с различными типами социальной микросреды, а они взаимодействуют между собой. Это взаимодействие может характеризоваться разными отношениями:

положительное влияние одного типа может дополняться * и приумножаться таким же влиянием другого типа микросреды; отрицательное влияние одного типа усугубляется отрицательным влиянием другого;

И отрицательное влияние одного типа может нейтрализоваться или компенсироваться положительным влиянием другого типа микросреды;

положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или даже сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа.

В целом как определенную закономерность можно отметить своеобразную «цепную реакцию», взаимное дополнение различных отрицательных влияний, исходящих из различных типов микросреды.

4. Роль конкретной ситуации в совершении преступления

Негативные личностные свойства человека, сложившиеся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования, приводят к совершению преступлений при наличии определенных обстоятельств, способствующих подобному результату и образующих ситуацию совершения преступления -- криминогенную ситуацию.

Ситуация преступления -- особый уровень взаимодействия личности с социальной средой. На этом уровне обусловленная неблагоприятными условиями нравственного формирования способность лица совершить преступление под воздействием ситуации реализуется в действительность.

Ситуация может распространяться на более или менее обширную территорию (например, неурожай в стране) или концентрироваться на ограниченном пространстве (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер (разлад в семье) или кратковременный, разовый (ссора в очереди). В первом случае возникновение ситуации отделено от преступления определенным промежутком времени, в течение которого она воздействует на лицо, психологически «подготавливая» его к совершению преступления; во втором -- этот промежуток сокращается до минимума, и ситуация как бы сливается с самим преступлением. По объему своего действия ситуация может быть локальной -- затрагивать только данное лицо или узкий круг лиц (болезнь, ссора, утрата личного оружия), а может касаться многих (стихийное бедствие, нездоровая атмосфера в коллективе).

По источнику возникновения принято различать ситуации, созданные людьми, и ситуации, вызванные действием стихийных сил природы, физических явлений и естественных законов (неблагоприятные погодные условия, способствовавшие аварии; гибель имущества при пожаре или наводнении). Ситуации, созданные людьми, могут быть связаны с действиями самого виновного либо иных лиц. В обоих случаях эти действия могут быть правомерными, противоправными или даже преступными. Ситуации, связанные с действиями виновного, могут быть созданы им специально для совершения преступления (например, создание искусственной очереди на КПП, чтобы иметь возможность пропускать вне ее за взятку), либо без такого намерения (употребление алкоголя и опьянение, в результате которого совершаются хулиганские действия или автотранспортное преступление). Среди ситуаций, связанных с действиями иных, кроме виновного, лиц, особо выделяются ситуации, созданные потерпевшими от преступления, которые называют виктимологическими. Следует, однако, иметь в виду, что таковыми они являются именно для потерпевшего, обусловливая подобное его состояние, а с точки зрения преступника и совершенного им преступления эти ситуации носят криминогенный характер, ибо детерминируют преступное поведение.

По источнику возникновения возможны и смешанные ситуации - связанные как с действиями людей, так и с проявлением стихийных сил природы (например, автомобильная авария, совершенная лицом, находящимся в состоянии опьянения, на участке неотремонтированной дороги в условиях непогоды и плохой видимости).

проблемная - при которой человек сталкивается с определенными трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например, требование родственников невесты уплатить калым как обязательное условие их соглашения на брак);

конфликтная - связанная с острым противоречием и открытым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных или общественных органов (семейный или конфликт среди военнослужащих и т.п.).

По характеру воздействия на виновного ситуация может быть:

экстремальной -- необычной, исключительной для данного лица, оказывающей на него особо сильное воздействие (превышение пределов необходимой обороны при отражении внезапного нападения);

соблазняющей или провоцирующей - побуждающей к совершению преступного посягательства (неохраняемое имущество при краже, аморальное поведение потерпевшей от изнасилования);

разряжающей - вызывающей разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами (оскорбление подчиненного, вызванное нервным возбуждением после семейной ссоры).

В механизме индивидуального преступного поведения перечисленные виды криминогенных ситуаций играют роль повода к совершению преступления, который формирует соответствующий мотив и определяет характер и цель преступного посягательства.

Ситуация совершения преступления наряду с объективным содержанием, определяемым фактическими событиями и обстоятельствами, имеет также и личностное значение, обусловленное субъективным ее восприятием. Объективное содержание и субъективное значение могут совпадать, а могут и расходиться, порой весьма существенно. Хорошо, например, известны ситуации «мнимой измены» и «беспричинной ревности», приводя-. щей порой к серьезным насильственным преступлениям.

Субъективное восприятие ситуации зависит от личностных нравственно-психологических свойств индивида, и именно оно наиболее существенно для понимания причин совершенного преступления.

Искаженное восприятие ситуации может быть либо: следствием негативных нравственных свойств индивида (зависти, злобности, нечестности, злоупотребления алкоголем и т.д.); либо результатом чисто психологических дефектов восприятия (преувеличение значения опасности при превышении пределов необходимой обороны, неправильная оценка боевой обстановки и т.д.).

Ситуация преступления как совокупность всех обстоятельств, повлиявших на решение лица избрать антиобщественный вариант поведения, содержит в себе, как правило, не только то, что способствует подобному решению, но и то, что противостоит ему. В зависимости от соотношения этих двух видов обстоятельств ситуация может иметь различную степень криминогенности: толкать, провоцировать на преступление или только способствовать, облегчать его совершение либо противостоять, препятствовать ему. Но как поступит человек, зависит не только от степени криминогенности ситуации, но и от ее соотношения с его нравственно-психологическими свойствами. Так, в случае особо неблагоприятной, тяжелой ситуации преступление может совершить лицо, характеризуемое в целом положительно, но не устоявшее перед подобной ситуацией. И, напротив, человек с глубокими и стойкими антисоциальными свойствами (преступник-рецидивист, морально опустившийся пьяница и т.п.) способен совершить преступление даже в ситуации, противостоящей ему.

Следовательно, для профилактики правонарушений (в том числе и преступлений), которая будет осуществляться Вами, как военнослужащими пограничных войск, необходимо, с одной стороны, устранение криминогенных и усиление антикриминогенных условий, образующих конкретные ситуации, а с другой -- надлежащее нравственное формирование субъектов профилактики (военнослужащих, местное население): подавление отрицательных нравственных свойств и усиление положительных нравственных качеств.

Элементами криминогенной ситуации являются также обстоятельства, способствующие совершению преступления. Таковы различные недостатки административно-служебной деятельности, поведение отдельных лиц, а иногда и природные явления. Так, плохая охрана оружия, несовершенный учет и контроль, халатность облегчает совершение хищения оружия и боеприпасов; пьяное состояние потерпевшего -- его ограбление; ненастная погода -- нарушение государственной границы и т.д. Подобные обстоятельства могут иметь противоправный или даже преступный характер (например, ненадлежащий контроль начальника заставы за поведением и времяпровождением солдат, недобросовестное отношение к охране техники) либо противоречить нормам морали (уголовно ненаказуемое недонесение о готовящемся преступлении). Указанные обстоятельства являются не причиной, а условием преступления, поскольку сами по себе не вызывают его совершение, хотя и способствуют этому. Виновный может даже не знать об их наличии. Однако в тех случаях, когда подобные обстоятельства повлияли на решение лица совершить преступление, они включаются в психологический механизм индивидуального преступного поведения.

Обстоятельства, детерминирующие индивидуальное преступное поведение, представляют собой довольно сложный причинный комплекс, включающий разнообразные по содержанию и характеру действия факторы (экономические, социально-психологические, педагогические и т.д.), которые проявляются в различных сферах социальной жизни. И, соответственно, законом для криминологической профилактики должно быть комплексное противодействие этим факторам. Нельзя, в частности, сводить индивидуально-профилактическую работу с конкретным правонарушителем к одному воспитательному воздействию на него самого (проведению с ним профилактических бесед и т.д.). Профилактическое воздействие должно распространяться на бытовое и иное окружение данного лица, включать оказание ему необходимой социальной помощи в решении различных вопросов жизненного устройства, нейтрализацию отрицательных влияний и т.д. Прочные результаты в воспитательно-профилактической работе достигается там, где она охватывает все стороны жизнедеятельности людей, включая их труд, семейные отношения, досуг; способствует формированию здорового нравственного климата во всех видах социальной микросреды.

Отдельные звенья причинной цепочки, ведущей к преступлению, срабатывают скоротечно, быстро. Это особенно характерно для действия криминогенных ситуаций. Отсюда необходимость их своевременного выявления (в момент возникновения или на самых ранних стадиях) и оперативного профилактического реагирования, предупреждающего дальнейшее неблагоприятное развитие событий.

Применительно ко всему комплексу причин и условий, вызывающих индивидуальное преступное поведение, следует иметь в виду, что его действие обычно развернуто во времени. И соответственно, в целом профилактическое воздействие должно быть длящимся, сориентированным не только на то, что «есть», но и на то, что «было», а также на то, что «будет».

Это требует наличия у работников МВД, осуществляющих профилактические функции, знаний, необходимых для всесторонней глубокой криминологической диагностики, изучения истории жизни конкретного лица, анализа его поступков и мотивов (включая те, которые могут относиться к далекому прошлому), а также умений и навыков прогнозирования индивидуального антиобщественного поведения.

5. Юридическая ответственность за преступные деяния

С точки зрения психологии ответственность представляет из себя подчиненность человека социальным требованиям общества. Основанием же привлечения лица к уголовной ответственности является наличие в действиях лица состава преступления, предусмотренного уголовным законом, т.е. наличие в действиях конкретного лица признаков преступления: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны преступления. При отсутствии одного из указанных признаков уголовная ответственность наступить не может.

Юридическая ответственность -- это отношения между нарушителями права и органами государства, урегулированные самим правом.

Принципы реализации юридической ответственности сводятся к следующему:

Справедливость -- наказание всегда должно соответствовать содеянному.

Целесообразность -- строгая индивидуализация наказания.

Законность -- деятельность компетентных государственных органов строится в строгом соответствии с законом.

Основанием уголовной ответственности обязательно является вина, т.е. личная причастность лица, совершившего противоправное общественно опасное деяние, осознающего последствия такого деяния. Закон различает следующие формы вины.

Умышленная -- когда лицо осознает степень опасности совершенных им общественно опасных действий или бездействия и сознательно желает их наступления.

Неосторожная -- когда лицо осознает характер и степень опасности совершаемых им противоправных действий, но легкомысленно относится к их наступлению.

Закон предусматривает наступление уголовной ответственности за непосредственное совершение противоправного деяния, за приготовление к нему или покушение на его совершение, а также за соучастие в нем. Особое внимание закон уделяет условиям наступления уголовной ответственности, к числу которых относится вменяемость лица, т.е. его способность отдавать отчет в своих действиях, а также достижение возраста, с которого такая ответственность наступает (14--16 лет в зависимости от тяжести совершенного преступления).

6. Преступное поведение и его отражение в уголовном законодательстве

Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды, а именно причин и условий, его обуславливают и внутренние факторы, в частности форма вины, мотивы и цели. Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности. Для более четкого установления и понимания психологического содержания необходимо вскрыть внутренние пружины, которые привели в действие конкретную личность.

Вина, мотив и цель всегда входят в структуру преступного действия лица. Под структурой преступного поведения понимается внутреннее (психологическое) строение этих форм преступного поведения и взаимосвязь их составных частей. Это положение необходимо особенно подчеркнуть, так как вина, мотив и цель нередко рассматриваются сами по себе, в качестве самостоятельных явлений, вне структуры преступного поведения, элементами которого они являются. Так, например, одними авторами они рассматриваются только с точки зрения их выражения в норме закона, другими же они рассматриваются лишь как признаки личности обвиняемого.

Между тем определяющим положением при характеристике названных психологических фактов является их рассмотрение как структурных элементов преступного поведения. Подобный подход позволяет анализировать их как элементы деятельности лица, выяснить место вины, мотива и цели в структуре различных форм преступного поведения и функции, осуществляемые ими в период подготовки (мотивации) и осуществления преступления.

Психологическая сущность преступного поведения состоит в активном стремлении лица добиться осуществления поставленной цели. Оно находит свое выражение в сознательно мотивированных действиях, направленных на достижение определенной цели, независимо от того, совпадает она или не совпадает с наступившими общественно опасными последствиями. Таким образом, психика всегда включена в преступную деятельность. Как правило, она выступает как центральное связующее звено отдельных действий этого конкретного лица. Через нее достигается единство в регуляции этих действий и поведения в целом.

Будучи по своему содержанию антиобщественным, преступное поведение с точки зрения его строения отвечает всем признакам волевой деятельности в общепсихологическом ее значении.

С субъективной стороны оно характеризуется волей, мотивированностью и целенаправленностью, а с объективной -- физическими действиями или воздержанием от них. Если в совершенном преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внутренних причин (расстройство сознания, психическая болезнь и т. п.), то лицо не подлежит уголовной ответственности.

Если же в преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внешних причин (принуждение, насилие и т. п.), то это является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность. Учет волевого характера преступного поведения находит свое выражение в уголовном законодательстве. Так, законодательное понятие преступления непосредственно исходит из волевого характера преступного поведения: «...преступлением признается предусмотренное законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный и государственный строй, систему хозяйства, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом».

Это положение подчеркивается и в теории уголовного права, в частности, то, что волевое действие человека, лежащее в основе построения понятия преступления, можно определить как сознательное целенаправленное воздействие человека на окружающий мир.

Таким образом, когда речь идет о психологии правонарушения, это означает, что речь идет только об одном виде человеческого поведения, а именно о волевом поведении.

Такому типу лидера соответствуют преимущественно «новые» «воры в законе», которые, в отличие от «старых» (нэпманских), стараются тщательно маскировать свой антиобщественный образ жизни под внешне законопослушный и сами уже не совершают преступлений, а делают это с помощью других лиц («пехоты»). Деятельность таких лидеров заключается в основном в решении организационных вопросов, нередко таких, за которые в 50-е годы сходка приговаривала к смерти.

Лидер-организатор -- является центральной фигурой организованного преступного формирования. Зачастую это последовательно-криминогенный тип личности, характеризующийся высокой степенью антиобщественной направленности, сформировавшейся негативной личностной ориентацией, который не просто подыскивает подходящую ситуацию для совершения преступлений, но и создает ее, активно преодолевает встречающиеся препятствия. Этот тип, в отличие от предыдущего, лично организует и руководит групповой преступной деятельностью, осуществляет программу, ранее выработанную всей группой. К данному типу относятся «нэпманские» «воры в законе», источником жизнедеятельности которых было только совершение групповых краж, в которых они участвовали лично. Такие лидеры преступных групп, как правило, имеют за спиной большой криминальный опыт, что, несомненно, повышает их авторитет среди других членов группы. К тому же, кроме общих функций по управлению преступной группой, организации совершения преступлений, такие лидеры наделены кругом специальных, обязательных для выполнения полномочий.

Лидер смешанного типа -- этот тип, соответственно, сочетает в себе элементы лидера-вдохновителя и лидера-организатора, то есть он разрабатывает план, задает программы и одновременно организует и руководит ее выполнением. В литературе удалось выявить следующие разновидности лидеров смешанного типа: 1) лидеры, последовательно или одновременно выполняющие функции вдохновителя, инициатора и организатора; 2) лидеры, выполняющие роль инициатора-организатора; 3) организаторы-руководители; 4) руководители-исполнители.

Лидеры данного типа -- используют в руководстве как авторитарные, так и демократические методы управления.

Авторитарные лидеры -- используют в своей преступной деятельности авторитарные, жесткие методы управления группой. Этот тип лидера решает все вопросы жизни и деятельности преступной группы, поддерживает жесткую дисциплину и следит за неукоснительным соблюдением и выполнением принятых группой норм поведения («кодекс чести» у «воров в законе»). Такие руководители не терпят возражений и советов, принимают все решения сами, а остальные выполняют их волю, за непослушание следует суровое возмездие.

Демократические лидеры -- используют в руководстве преступной группой демократический стиль управления. Склонны учитывать мнение других членов преступной группы, могут советоваться с ними, хотя последнее слово всегда остается за лидером. В целях обеспечения моральной поддержки в группе такой лидер часто выдает свои решения за решения всей групы.

Ситуативный лидер -- проявляет свои организаторские качества только в определенных ситуациях, например при совершении группового преступления.

Универсальный лидер -- в отличие от предыдущего, постоянно проявляет свои качества и выполняет функции лидера.

Заключение

Психологический механизм имеет место в волевых действиях и отсутствует в рефлекторных, инстинктивных и импульсивных действиях.

Когда речь идет о психологии правонарушения, то это значит, что речь идет только о сознательных волевых действиях психически здорового, лица. Разрушение психической деятельности под влиянием болезни прежде всего изменяет психологические компоненты поведения. Мотивация личности становится патологической в силу того, что она формируется в условиях нарушенной нейродинамики мозга. У психически больной личности нарушаются социальные установки и мотивы поведения, внешние (социальные) раздражители попадают в больной мозг, в силу чего происходит нарушение смысловой регуляции поведения личности.

Поэтому сотруднику правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскной деятельности во всех случаях следует обращать внимание на поведение лица (правильное ли оно или неправильное), на его высказывания и интересы. Обычно внешняя форма поведения у психически больных лиц бывает неправильной, однако в отдельных случаях может быть правильной, сохраняется даже профессиональная пригодность. Но объяснения своего поведения, в частности своих мотивов, иногда уже вызывают сомнение в психическом здоровье лица.

На практике, кроме личного значения, действие может иметь определенное социальное значение. Действие лица становится социально значимым и приобретает характер общественного действия всегда, когда оно затрагивает интересы личности, определенных общественных групп, общества в целом. В зависимости от своего социально-психологического значения действие при этом выступает в форме поступка или проступка.

Поступком называется социально полезное действие, т. е. действие, имеющее положительное моральное, юридическое и общественное значение.

Проступком является социально вредное действие, т. е. действие, которое имеет отрицательное моральное, юридическое или общественное значение.

Для сотрудника правоохранительных органов в оперативно-розыскной деятельности всегда важно понять поступок лица, его социально-психологическое значение.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в каждом преступном поведении наряду с физическими и наблюдаемыми имеются и психологические (ненаблюдаемые) элементы; когда мы говорим о психологии правонарушения, то мы подразумеваем только один вид человеческого поведения -- волевое поведение; волевое действие лица может иметь положительное или отрицательное социально-психологическое значение.

Ученые заметили, что криминогенный характер психических аномалий связан с определенной степенью сужения сознания, приводящей к нарушению механизмов психологической зашиты, готовности при малейшей возможности к психическому срыву, такие состояния зачастую сопровождаются сужением сознания, расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, отсюда -- конфликтным взаимодействием с окружающими.

Вывод: конфликтность поведения является основной особенностью психически аномальных индивидов, именно поэтому их относят к особому криминогенному типу.

Именно поэтому очевидно, что психические аномалии связаны с трудностями социальной адаптации индивида, его низкими возможностями руководить своими поступками и отдавать в них отчет.

Из вышеизложенного видно, что при установлении психологического содержания правонарушения необходимо всегда проводить психологический анализ поведения, чтобы установить, к какому виду преступного поведения, действия или деятельности оно относится.

Список литературы

1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.

2. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.

3. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.

4. Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник - СПб., 2006.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.

Подобные документы

    Сущность понятий "преступное действие", "преступная деятельность". Психологическая структура преступного действия, характеристика преступной деятельности, предпосылки и мотивация преступного поведения. Примеры интерпретации преступных деяний и действий.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Психологические факторы и характеристики преступного поведения. Основополагающие психологические положения при установлении мотивов, целей и способов преступного деяния. Специфические черты и психология преступных групп и криминальных сообществ.

    реферат , добавлен 21.01.2011

    Психологические факторы формирования преступного поведения личности и психология преступного деяния. Характеристика происхождения преступного поведения и формирования составляющих его сторон. Психологические особенности несовершеннолетних преступников.

    реферат , добавлен 20.04.2010

    Мотивация, планирование и исполнение преступления как механизм преступного поведения при совершении умышленных преступлений. Особенности принятия решения у лиц с психическими аномалиями и свойства личности, которые способствуют проявлению жестокости.

    реферат , добавлен 11.06.2010

    Анализ причин преступного поведения. Психодиагностическое исследование осужденных: индивидуально-психологические особенности личности, характеристика уровня агрессии и эмпатии. Методы психокоррекции по снижению агрессивности поведения осужденных.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2010

    Понятие психологической структуры преступного деяния. Психология организованной преступности и методы борьбы с ней. Психолого-правовая оценка организованных преступных групп и их противоправной деятельности. Психология предумышленного преступного деяния.

    реферат , добавлен 19.04.2010

    Характеристика природного и общественного начал в человеке. О соотношении биологического и социального в генезисе преступного поведения. Исследования А. Бухановского, касающиеся отклонений в поведении серийных убийц, маньяков и других асоциальных лиц.

    реферат , добавлен 20.01.2011

    Предмет и задачи криминальной психологии. Психологические особенности личности преступника и типы преступников. Особенности психических состояний. Основные закономерности формирования преступной группы. Виды правонарушений и мотивы преступного поведения.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Типы и характеристика женщины-преступницы. Причины ее преступного поведения. Особенности криминальной мотивации женщин, совершивших корыстные преступления. Криминологическая характеристика личностей преступниц. Формирование различных мотивов их поведения.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2015

    Социальная природа преступности, личность преступника. Механизм преступного поведения, социальные факторы и поведение. Понятие и структура процесса мотивации, формирование мотива преступления. Роль мотива в преступном поведении, неадекватная мотивация.

В результате изучения гл. 9 студенты должны:

знать

  • предметное содержание криминальной психологии;
  • структуру противоправного поведения, составляющие его элементы;
  • психологические особенности поведения лиц, совершающих преступления при различных формах вины;

уметь

Анализировать такие социально-психологические уголовно-релевантные понятия, как противоправная деятельность, преступное поведение, противоправное действие, мотивационная сфера, процессы мотивации и целеполагания в поведении лиц, совершаюших преступления;

владеть

Навыками психологического анализа противоправных действий, совершаемых умышленно с прямым или косвенным умыслом, либо по неосторожности.

Общий социально-психологический анализ деятельности в структуре противоправного поведения

Известно, что одним из научно-прикладных направлений в области юридической (правовой) психологии является криминальная психология, развивающаяся на стыке психологии с различными отраслями правовой науки (уголовным, гражданским правом и др.), что особенно видно при изучении такой комплексной междисциплинарной межотраслевой науки какой является криминология. О ее тесной связи с психологической наукой пишет наш известный ученый в этой области В. В. Лунеев, обращающий внимание на то, что «важнейшие разделы криминологии не могли бы развиваться без опоры на психологическую науку, особенно на психологию личности...» . Таким образом, проблема личности преступника, психология его противоправной деятельности, мотивационной сферы, в целом - юридически значимого поведения является тем объединяющим звеном, который связывает криминальную психологию с различными отраслями права, с собственно самой криминологией. И это принципиально важное положение следует иметь в виду при рассмотрении различных проблем, относящихся к криминальной психологии.

С точки зрения психологии любое правонарушение, преступление можно рассматривать как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения, в котором выражаются отношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологические свойства, мотивационная сфера личности, психическое состояние.

Анализируя психологические особенности преступления, мы не можем не опираться на такие фундаментальные психологические понятия, как «деятельность», «поведение», «действия», «мотивы и цели деятельности».

В социальной психологии под деятельностью понимается та или иная (внутренняя или внешняя ) активность человека, направленная на достижение поставленной цели. Как писал С. Л. Рубинштейн, «специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности» .

Любая деятельность человека связана многообразными узами с деятельностью окружающих его людей, с жизнью всего общества, общественными отношениями . Деятельность включена в систему социальных ожиданий, ориентирована на то, как ее примет общество. Поэтому любая целенаправленная деятельность человека, даже та, которая со стороны выглядит сугубо индивидуальной (например, труд художника, писателя и т.п.), по своей природе глубоко социальна. В деятельности и через нее человек реализует себя как личность. В ней формируются и проявляются его психические особенности и свойства личности.

Другим присущим деятельности признаком является ее предметность. Любая деятельность (в том числе, разумеется, и противоправная) наполнена внутренним, конкретным смысловым содержанием, направлена к определенной цели, а «предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение с ее мотивами» .

Будучи активным субъектом деятельности, человек включается в общественные, межличностные отношения и тем самым занимает определенную позицию относительно других людей, общества в целом, его социальных ценностей. По словам С. Л. Рубинштейна, на этой стадии деятельность приобретает новый специфический аспект, становясь поведением.

Поведение - это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной ) и внутренней (психической ) активностью. В поведении человека выражается его отношение к нравственным, моральным, правовым нормам, традициям, существующим в обществе. По поведению судят о личностных особенностях субъекта.

Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное (криминальное) поведение, которое имеет все вышеназванные элементы, однако по своей антиобщественной направленности, способам достижения цели существенно отличается от обычного поведения законопослушного гражданина.

Своеобразной единицей поведения человека является поступок. «Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали» . Более того, поступком может быть и воздержание субъекта от каких-либо действий (или, как говорят юристы, бездействие), если в этом воздержании (бездействии) проявляется его личностная позиция, отношение к происходящим явлениям и окружающим его людям.

Рассматривая деятельность, мы также не можем не видеть две ее стороны: внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую), предметную сторону. Осознание субъектом предстоящей деятельности, мысленное перемещение его в связи с этим во времени и пространстве называется интериоризацией (букв. - превращением во внутреннее). Процесс интериоризации может протекать на вербальном уровне или может быть свернут, представлен в виде мысленных образов. Внешнюю, предметную сторону деятельности следует рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической стороны деятельности. Обе стороны деятельности неразрывно связаны между собой.

Все это лежит в основе формирования умысла лица в ходе подготовки и совершения им преступления, поскольку преступление представляет собой разновидность деятельности, главной особенностью которой является ее антиобщественная направленность.

Неотъемлемым элементом деятельности являются потребности человека, которые служат источником его активности, предваряющей деятельность. Потребность, приобретшая побудительную силу, направляющую деятельность, становится ее мотивом. Как писал А. Н. Леонтьев, «деятельности без мотива не бывает; “немотивированная” деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» . Данное положение имеет исключительно важное значение для понимания проблемы так называемых «безмотивных» преступлений, к которой мы еще вернемся.

Чтобы активность приобрела характер деятельности, независимо от ее направленности, перед человеком должна стоять цель, - только в этом случае можно говорить о целенаправленной деятельности. Процесс целеобразования может иметь различные временные интервалы, завершаясь постановкой общей цели в виде некоего образа будущего результата (продукта) деятельности. Однако на пути достижения этой общей цели субъект может ставить и более конкретные, промежуточные цели, соотнося их с общей, главной целью деятельности. Детерминантой выбора целей в том и другом случае является такое важное личностное образование, как уровень притязаний.

Значительно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности нередко приводят к тому, что субъект ставит перед собой (с точки зрения своих способностей и объективных возможностей) недостижимые цели. Крах в достижении этих целей может вызвать у субъекта состояние фрустрации, обострить состояние психической напряженности, депрессии, послужить причиной развития конфликтных отношений с окружающими, спровоцировать агрессивные (противоправные) формы поведения.

Серьезные нарушения процессов целеобразования, их внутренняя рассогласованность обычно свидетельствуют о психической незрелости человека, его инфантильности, легкомыслии и даже о возможных расстройствах и нарушениях его психики.

Единицей деятельности является действие. Совокупность действий может составлять определенный вид деятельности.

Действие - это относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение какой-то одной, простой текущей задачи, достижение той или иной конкретной (частной ) цели.

В основе действий лежат побуждения в виде различных потребностей, интересов, которые становятся для субъекта мотивом, как только появляется конкретная цель. Отдельные действия могут распадаться на более мелкие, или, как их называет С. Л. Рубинштейн, «частичные действия» (операции).

В уголовном законе (см., например, ст. 14 УК) употребляется такой специфический термин, как «деяние». С точки зрения науки уголовного права деяние - это поведение, поступок человека в «форме действия или бездействия» .

В зависимости от того, как человек управляет своими действиями, насколько он контролирует их, можно выделить следующие виды действий:

  • а) инстинктивные действия. Они инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Чаще такие действия наблюдаются в раннем детском возрасте;
  • б) рефлекторные действия (действия-реакции). Эти действия совершаются рефлекторно и предварительно не подвергаются сознательной регуляции. Типичным примером подобных действий может служить непроизвольное отдергивание руки от источника тока, горячего предмета и т.д.;
  • в) импульсивные действия. Данный вид действий наблюдается у лиц, находящихся в состоянии сильного, чаще аффективного, возбуждения. Поэтому их еще называют импульсивно-аффективными действиями. Подобное аффективное действие-разрядка «определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вызывающим» . Поэтому целенаправленный, волевой контроль над импульсивными действиями, их регуляция в момент аффективной вспышки, во время их совершения могут оказаться для субъекта непосильными. Импульсивные действия легче предвидеть и не допустить, чем управлять ими во время их совершения, особенно в тех случаях, когда субъект находится в состоянии аффекта в стадии кульминации.

Возможность совершения преступлений против жизни и здоровья граждан с использованием импульсивно-аффективных действий учтена законодателем при конструировании некоторых уголовно-правовых норм (ст. 107, 113 УК);

Замечу, что понятие "личность" многогранно, с ярко выраженным междисциплинарным характером, изучается не только в психологии, но и в философии, социологии, этике, праве, педагогике и пр. Как объект исследования личность уникальна по своей сложности, поскольку в ней связаны различные плоскости бытия отдельного человека — от его телесного бытия до духовного.

Понятие личности в правовой науке широко используется применительно к субъектам различных правоотношений. В юридической литературе данное понятие имеет расширенное толкование, есть некоторое смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек.

Как отметил В.Л. Васильев, "в системе "человек-право" в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включённого в социальные отношения, как носителя сознания и, в частности, правосознания".

В криминальной психологии одной из центральных категорий является категория личности преступника.

В уголовном праве под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определённого, указанного в уголовном законе возраста. Поэтому о личности преступника говорят, когда имеют в виду субъекта преступления, т.е. лицо, совершившее преступление, что нашло своё подтверждение в приговоре суда, вступившего в законную силу.

Понятие личности преступника выражает социальную сущность человека, нарушившего закон, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятый в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления. Таким образом, термин "личность преступника" означает, что речь идёт о "социальном лице" человека, совершившего преступление.

Понятие личности преступника включает в себя комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

Такой подход в юридической литературе обусловливает необходимость дополнить понятие личности применительно к субъекту преступления рядом признаков, которые в общей психологии не рассматриваются. Поэтому юридическая психология изучает более широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление. Она обращает внимание как на нравственные качества, знания, привычки, формы психического отражения, темперамент, так и на физическую сущность лица как человеческого индивида (его возраст, психическую способность к вменению, функционально-ролевые признаки), а также на психологическую характеристику личности преступника (интеллектуальные качества, эмоционально-волевые качества и т.д.).

В криминологии при изучении личности преступника акцент делается на анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие.

Однако для криминальной психологии личность преступника представляет и самостоятельный интерес, ибо она не только отражает определённые внешние условия, но и является активной стороной взаимодействия. Для неё характерна сознательная, целенаправленная деятельность. Связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, причём всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В некоторых случаях, когда на лицо процесс длительного специфического социального взаимодействия, у личности формируется устойчивая противоправная ориентация, которая проявляется в комплексе правонарушений. Подобная личность способна совершать преступление даже при меняющихся условиях.

Личность преступника — личность человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещённое законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности.

Изучение личности преступника, с точки зрения криминальной психологии — окажет помощь правоохранительным органам: при принятии решений уголовно-правового и уголовно-процессуального характера; в выборе тактических приёмов и приёмов воздействий в следственных ситуациях; при установлении мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого; при изучении причин совершенных преступлений; в целях определения мер воспитательного воздействия

Методы изучения личности преступника

Изучением личности преступника вплотную занимаются такие науки, как криминология и криминальная психология. При изучении этой проблемы они используют определённую методологию.

Методология — это наиболее общие принципы, способы и средства научного исследования. В научном обороте употребляются слова: методология, методика, методы. Метод — это приём, способ исследования; методика — совокупность методов. В качестве общетеоретических методов познания в научном исследовании криминологами и юридическими психологами используются: абстрагирование, логические процедуры обобщения, системно-структурный анализ, историко-сравнительные методы, моделирование и др.

Традиционно в криминологии и в психологии также используются такие эмпирические методы общего характера, как наблюдение, опросы в форме анкетирования и интервью, эксперимент, изучение документов, биографический метод.

Для изучения структуры личности преступника и его социальной среды используются различные методы и подходы, важнейшими из которых являются структурный, системный, типологический. Кратко рассмотрим эти подходы.

В научно-практических целях понятие личности преступника раскладывают на составные части (структурные элементы или подсистемы). Такой структурный анализ удобен для проведения различных исследований личности правонарушителей.

В настоящее время наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий в ней наличие двух крупных подсистем: социально-демографической и социально-психологической.

Социально-демографическая подсистема личности преступника включает в себя пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное и материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относят, признаю: характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определённых функционально-ролевых обязанностей. Естественно, эти признаки (кроме судимости) не характеризуют конкретную личность как склонную к совершению преступлений. Однако в сочетании с другими личностными особенностями они позволяют сформировать целостное представление о данном субъекте.

Социально-демографические признаки имеют тесную связь с определёнными психологическими (социально-психологическими) качествами человека, его психикой. Например, низкий образовательный уровень во многом бывает, связан с невысоким интеллектом человека, а трудности социальной адаптации — с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, агрессивностью и т.д. Анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирование у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей.

Социально-психологическая подсистема личности рассматривается многими учёными в виде четырёх структурных основных элементов:

  • подструктура направленности в виде совокупности социально значимых качеств личности, связанных с правосознанием человека (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.);
  • подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;
  • подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека:
  • подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.

Перечисленные подструктуры личности во всем многообразии их содержания имеют место и в структуре личности преступника. Существенное отличие структурных образований личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит, прежде всего, в том, что многие свойства, черты личности (особенно те, которые формировались под влиянием социальных условий) характеризуют личность первого с негативной стороны, делая её более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов. Одним из основных отличий личности преступника от личности правопослушного гражданина считается негативное содержание ценностно-нормативной системы некоторых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников.

При исследовании личности преступника необходима комплексная оценка взаимосвязи различных характеристик среды и личности. Один из психологических подходов рассматривает среду, личность и их взаимосвязь на типическом уровне.

Возможность глубоко и на современном научном уровне исследовать проблему личности преступника даёт системный подход. Его основные положения сводятся к следующему:

  • личность преступника исследуется как сложная иерархическая система, в которой вычленяются элементы, имеющие прямую связь с преступным поведением;
  • личность преступника познаётся через его деятельность, через взаимодействие с социальной средой;
  • наряду с личностью и деятельностью обязательным элементом исследования является социальная среда, в особенности микросреда.

Основная цель исследования с помощью системного подхода — выявить значимые в генезисе преступного поведения элементы этих подсистем.

Помимо рассмотренных выше методов анализа отдельных сторон структуры личности преступника и взаимодействующий с ним социальной среды можно выделить три основных теоретических подхода к исследованию мотивационных аспектов личности преступника и преступного поведения: психологический, биологический, социологический.

Методы изучения личности преступника в криминальной психологии применяются те же, что и при психологическом изучении личности. К ним относятся такие психологические методы, как беседа, психологический анализ продуктов деятельности, контент — анализ, метод тестов (тесты интеллекта, проективные методики, личностные опросники). Также при изучении личности преступника используются методы, специально разработанные в юридической психологии, например, метод психологического анализа материалов уголовного (гражданского) дела.

  • Биологический подход.

В 1876 г. вышла книга итальянского судебного психиатра и антрополога Чезаре Ломброзо "Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения", в которой он сделал вывод о том, что преступник не есть нормальный человек, а атавистическое явление, шаг назад на пути эволюции, особая разновидность человеческого рода. Следует отметить, что взгляды этого исследователя имели как оппонентов, так и сторонников. Например, критики биологических взглядов "ломброзианства" не только опровергали эту идею с рационально-гуманистических позиций, но и пытались перепроверить их эмпирическое обоснование.

Известный юрист — практик начала XX в. А.Ф. Кошко писал: "…Среди закоренелых преступников явно дегенеративные типы встречаются, пожалуй, не чаще типов обычных, и нередко в числе злодеев попадаются даже люди с приветливой внешностью, с кроткой, симпатичной улыбкой и очень часто с невинно-детским выражением чуть ли не ангельских глаз" .

Доказательством несостоятельности взглядов Ч. Ломброзо можно считать работы В.М. Бехтерева по изучению психологических аспектов преступности, психологических проблем вменяемости, основанных на рефлекторной концепции психической деятельности и естественнонаучной теории поведения.

В.М. Бехтеревым не была обнаружена особая нервно-психическая организация у преступников, которая отличалась бы от подобной структуры у правопослушных граждан.

На сегодняшний день в споры о биологической причинности преступления вмешались генетики. Из отечественных исследователей следует назвать В.П. Эфроимсона, В.П. Емельянова, А.В. Любищева, В.П. Колпакова, Н.П. Дубинина и др.

Так, В.П. Эфроимсон считал, что в генах человека заложены не только животные, начала, но и высшие нормы поведения. "Генетически", по его мнению, все люди добры, нравственны, альтруисты, а преступниками становятся из-за распространённой в обществе идеологии насилия как средства достижения справедливости. В области генетики на основании анализа исследований В. Колпаков пришёл к выводу, что "генетическое участие в формировании преступного поведения есть, оно просматривается". По его мнению, есть, конечно, и социальное подавление, и социальное провоцирование такого поведения, но и влияние генетического фактора весьма существенно.

Несмотря на значительные успехи в области психогенетики, криминология отвергала наличие у человека каких-то особых генетически запрограммированных, наследственно передаваемых от поколения к поколению наклонностей к нарушениям закона, совершению преступлений. Однако, как справедливо замечают Ю.М. Антонян и С.В. Бородин, "признание социального характера причин преступного поведения в целом вовсе не означает игнорирования биологических особенностей человека, его психической сферы и патологии в ней".

Нельзя игнорировать индивидуально-психологические особенности, типичные для некоторых групп правонарушителей, в виде так называемых психических аномалий, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами. В определённых (неблагоприятных, экстремальных) условиях психические аномалии "снижают сопротивляемость к воздействию ситуации, в том числе конфликтных, создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для её адаптации к внешней среде; ослабляют механизмы внутреннего контроля; сужают возможности выбора решений и вариантов поведения; облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуктивных, в том числе противоправных поступков. Всё это отрицательно сказывается на развитии личности и может способствовать преступному поведению" .

Многие учёные разделяют мнение, что психические аномалии часто способствуют противоправному поведению, поскольку "препятствуют усвоению социальных норм, затрудняют получение высокой квалификации и образования, выполнение отдельных социальных ролей" . Также считается, что существенный криминогенный фактор представляют собой психопатии, поскольку поведение психопатизированной личности нередко отличается своей импульсивностью, направленностью на немедленное удовлетворение своих желаний без учёта возможного наступления от этого негативных последствий не только для окружающих, но и для самого субъекта. Хотя, как справедливо считают Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан и другие криминологи, свести объяснение причин противоправного поведения к одной лишь психопатизации и психическим аномалиям личности было бы не совсем правильно.

Г.А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

  • патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений;
  • нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями;
  • наследственные заболевания, особенно отягощённые алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;
  • психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором2С.

Итак, биологический подход к изучению причин преступности остаётся одним из дискуссионных на протяжении более столетия. Проблема соотношения биологического и социального в личности преступника остаётся актуальной и сегодня.

  • Социологический подход.

Он рассматривает преступность как социальное явление. Этот подход возник практически одновременно с биологическим и в противовес ему. У его истоков в XIX в. стоял бельгийский учёный Кегле. Социологический подход нашёл своё выражение в концепции социального детерминизма.

В основном в русле социологического подхода исследования велись криминологами. Линия социального детерминизма влекла за собой важные выводы. Главный из них заключается в том, что, "не изменив социальных условий, порождающих преступления, тщетно было бы пытаться повлиять на преступность".

В советской криминологии прослеживалось развитие принципов социального детерминизма. Хотя именно в 60-70-е годы была поставлена проблема раскрытия механизма социально-психологических факторов (Яковлев А.М., Кудрявцев В.Н.). Криминологи фокусируют внимание на взаимодействии личности со средой, процессе социализации и формировании личности, проблемах социальных групп и конформизма, социальных ролей и социальной адаптации, их связи с противоправным поведением. Такой подход тесно связывает криминологию с социальной психологией. Формирование отечественной криминологической теории о природе и причинах преступности позволило создать такую концепцию, ведущей особенностью которой было признание социальной природы личности преступника.

В современной отечественной криминологии используется синтез подходов к личности преступника: "криминология исследует всю совокупность социологических, психологических, правовых, этических, педагогических, медицинских и иных аспектов личности тех, кто совершил преступление". Личность преступника рассматривается как совокупность социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе разнообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами, которые к тому же поддаются коррекции. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать его как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типических черт.

Современными криминологами рассматривается личность в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой — как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей деятельности. Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, её социально-ролевые поля.

Для эффективной борьбы с преступностью необходимо четко понимать, что такое преступное поведение и каковы бывают его причины. Изучение подоплеки преступного поведения как в научном, так и в практическом аспектах является неотъемлемой частью теории криминологии.

Понятие преступного поведения с точки зрения криминологии и уголовного права

Определение 1

Поведение – это высший уровень взаимодействия организма с окружающей средой, включающий не только двигательную активность, но и моменты неподвижности, которые зачастую являются более информативными, чем какие-либо действия.

Преступное поведение – это разновидность человеческого поведения, а значит подчиняется общим законам поведенческой психологии. В преступном поведении хорошо прослеживаются те же процессы и явления, что и в поведении личности в целом. А значит, для более глубокого осознания причин преступного поведения и механизма его действия, необходимо использовать знания, накопленные соответствующими разделами психологии, изучающими индивидуальные и социальные особенности поведения личности.

Преступное поведение и преступление – понятия не тождественные. Согласно трактовке уголовного кодекса, преступление – это общественно опасное деяние. Задача уголовного права определить, какие признаки, согласно законодательству, «делают» поступок человека уголовно наказуемым. Однако криминологию интересует не перечень действий или бездействий, подлежащих наказанию, а формирование личности преступника, внутренние мотивы и внешние условия, ставшие причиной преступного поведения, такие как:

  • обстоятельства, предшествующие преступному поведению;
  • конкретная ситуация, в которой оказался человек, и его поведение до совершения преступления, а также во время и после него;
  • последовательность совершения поступков, нарушающих закон.

Исследуя природу преступного поведения, криминология отталкивается от постулата, согласно которому, никакие объективные или субъективные условия напрямую не вызывают преступных действий. Преступное поведение формируется в результате переработки внутренних или внешних обстоятельств окружающей среды психикой человека. Именно поэтому при одних и тех же обстоятельствах люди с различным психологическим складом ведут себя по-разному.

С точки зрения уголовного права преступное поведение всегда отличается от неприступного четко сформулированными и прописанными в законе признаками. При наличии подобных признаков поведение будет признано преступным даже в том случае, если совокупность обстоятельств, спровоцировавших преступление, будет свидетельствовать в пользу индивида, совершившего преступное деяние.

С точки зрения криминалистической психологии преступное поведение от непреступного отличается по другим критериям. Преступное поведение всегда сопровождается повышенной эмоциональностью, психической напряженностью, т. к. человек, реализующий противоправное деяние, знает, что нарушает закон, и осознает, что может понести суровое наказание.

Взаимосвязь между личностью, совершившей деяние, и жизненной ситуацией

Умышленное преступное поведение включает следующие звенья:

  • мотивацию;
  • подготовку (планирование);
  • совершение деяния.

При этом личность всегда находится в конкретной жизненной ситуации и тесно взаимодействует с окружающей средой. В результате каждое звено преступного поведения имеет двустороннюю связь с личностью: человек при определенных обстоятельствах совершает преступление (это прямая взаимосвязь личности и звеньев преступного поведения), но позже начинает действовать обратная связь, при которой уже преступление действует на человека.

Пример 1

Субъект в результате неудовлетворяющего его уровня материального благополучия (мотивация) совершает кражу денежных средств (преступление). В результате возможны три сценария развития дальнейшей жизни человека, при которых совершенное преступление полностью ее изменит:

  1. В случае, если преступление осталось нераскрытым, а значит и безнаказанным, чаще всего человек совершает новое подобное преступление. Таким образом, уже преступление повлияло на психологию личности и изменило ее, сделав преступника рецидивистом.
  2. В случае, если была похищена крупная сумма, которой хватит для безбедного существования, преступник не станет рецидивистом (он себя уже обеспечил), но теперь он должен постоянно скрываться либо от правоохранительных органов, либо от тех, у кого были похищены деньги. В любом случае его жизнь прежней уже не будет.
  3. В третьем случае преступник может быть пойман и осужден в места лишения свободы, где его жизнь претерпит серьезные изменения под воздействием новой криминальной среды общения с иными законами.

Замечание 1

Важно отметить, что не каждое преступление готовится заранее. Существуют ситуации, когда деяния совершаются в состоянии чрезмерного эмоционального возбуждения (аффекта) – в порыве ревности или при задержании преступника. В подобных преступлениях, совершенных по неосторожности, мотивация тоже имеется, но она отличается от преднамеренного преступления тем, что человек, либо понадеялся на то, что самостоятельно предотвратит опасные последствия своего поступка, либо просто не смог предвидеть возможность этих последствий. В обоих случаях также имеет место двусторонняя связь между личностью и сложившейся жизненной ситуацией.

Преступления умышленные и случайные: в чем разница

Нередко отличить умышленное преступление от неосторожного поведения очень сложно, особенно если сам преступник убежден, что действовал неосторожно.

Пример 2

Человек был привлечен к уголовной ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, в результате чего был насмерть сбит пешеход. Однако отбыв наказание в первый раз, он вновь садится за руль в нетрезвом состоянии и сбивает пешехода. Спустя месяц после второго освобождения преступление повторяется в третий раз.

В данном примере орудием убийства является автомобиль. Садясь за руль в нетрезвом состоянии, человек вряд ли ставил перед собой цель кого-то убить. Поэтому в первый раз преступное деяние еще можно было рассматривать, как преступление по неосторожности. Однако во второй и третий разы, когда человек тоже скорее всего не намеревался никого убивать (но уже знал о том, какие могут быть последствия), те же действия трактуются уже как преступление преднамеренное.

Взаимосвязь между причинами и фактами преступного поведения

Не зная причин преступного поведения, нельзя делать вывод о том, что личность просто является носителем этих причин. Существуют четкие различия между причинами преступления и субъективными факторами, в результате которых было совершено уголовно наказуемое деяние. Эта разница важна не только с точки зрения теории, но и с практической стороны, т. к. делает работу по профилактике преступного поведения и правонарушений более конкретной, целенаправленной и эффективной.

Замечание 2

Причины преступности становятся факторами преступного поведения только после того, как будут «переварены» психикой субъекта.

Внутренние и внешние предпосылки развития преступного поведения

В криминологии существует несколько исходных положений, объясняющих преступное поведение. Внутренние предпосылки связаны с особенностями формирования личности, внешние выражаются в стечении обстоятельств, не зависящих от человека.

Внутренние предпосылки преступного поведения

Внутренней предпосылкой преступного поведения является наличие у субъекта значительных нравственных пробелов в психике, превалирование антиобщественных представлений, соответствующих личным ценностям и понятиям. Все это является дефектами личностного развития, вызванными длительным пребыванием в неблагоприятной для развития здоровой полноценной психики обстановке и недостатком воспитания. Психические нарушения, которые могут повлечь за собой преступное поведение в будущем, закладываются в детском и подростковом возрасте, когда ребенок растет и развивается:

  • в среде пьющих родителей;
  • в семье, постоянно живущей за чертой бедности;
  • в условиях детского дома, где чаще всего господствуют определенные понятия, далекие от общепринятого в обществе эталона поведения и взаимоотношений между людьми;
  • в колонии для несовершеннолетних преступников, где также формируются весьма своеобразные понятия о вещах и поступках.

Проблема личности преступника – это отражение проблемы ее формирования, а проблема преступного поведения является результатом тех общественных связей, в которых субъект вращается в повседневной жизни. Именно там под воздействием аналогичных взглядов окружающей его социальной среды формируются антиобщественные воззрения, наклонности, стремления и другие негативные черты индивида.

Замечание 3

Несмотря на то, что вышеописанные факторы формируют у личности искаженные морально-нравственные представления и в большинстве случаев становятся главной причиной преступного поведения, их нельзя рассматривать в качестве неоспоримых аксиом.

Недопустимо любого без исключения человека обвинять в патологическом преступном поведении только потому, что он вырос или какое-то время пробыл в неблагоприятной среде, потому, что:

  • на путь преступного поведения становится немало людей, вышедших из благополучной среды, имеющих материальный достаток, прекрасное образование и получивших должное воспитание;
  • существует масса примеров, когда люди, выросшие в крайне неблагоприятных социальных условиях, ни разу в жизни не нарушили уголовно-процессуальные запреты.

Кроме этого, факт наличия в жизни субъекта, совершившего противоправное деяние, тяжелого детства, не позволяет точно ответить на вопрос о том, почему из всех вариантов действий, возможных в сложившейся ситуации, человек выбрал именно тот, который запрещен законом.

Вывод 1

Таким образом, объяснить преступное поведение субъекта только на основе недостаточного развития психики в результате сложного детства невозможно. А это в свою очередь осложняет работу по предотвращению преступлений и исправлению преступников.

Внешние предпосылки преступного поведения

Другой причиной преступного поведения могут стать случайные, не зависящие от личности внешние обстоятельства. Однако далеко не каждый человек, испытывающий на себе в данный момент негативное воздействие внешних условий, совершает преступление.

Люди по-разному ведут себя в, казалось бы, одинаковых ситуациях. Объясняется это тем, что одни индивиды имеют сильные уравновешивающие или даже сдерживающие внутренние механизмы, которые в психологически стрессовых ситуациях позволяют не терять разум, присутствие духа и справляться с возникшими обстоятельствами, не преступая закон, а у других такие механизмы развиты слабо или отсутствуют вовсе. Такие люди, как правило, и попадают в зависимость от внешних условий (чаще всего от других людей) и склонны совершать противоправные действия.

Вывод 2

Внешние случайные обстоятельства могут стать причиной преступного поведения человека, но становятся таковыми не всегда. Потому что только от особенностей устройства психики субъекта зависит поддастся ли он ситуации и совершит преступление или найдет в себе силы преодолеть психотравмирующие переживания и удержаться в рамках закона.

Отсюда возникает сложная научная задача системного анализа личности преступника и факторов ее формирования с целью выяснения того, каким образом, в какой момент, под воздействием каких внутренних и внешних обстоятельств в личности появляются и начинают развиваться черты, которые впоследствии приведут к преступному поведению.

Незнание сути преступного поведения, причин, которыми оно вызвано, субъективных целей, преследуемых индивидом, совершившим преступление, делает невозможным создание эффективной системы предупреждения преступности и борьбы с ней.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поведение каждого конкретного лица обусловлено системой факторов, его поведение порождающих, поэтому поведение преступное - это поведение конфликтное, основанное на противоречиях, существующих в обществе, в различных социальных группах, между этими группами, а также между отдельными личностями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ.

В соответствии с действующим законод-вом преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Преступление имеет характерные признаки, которые отличают его от других правонарушений: объект объективная сторона субъект субъективная сторона

Субъект - это физ-е, вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Закон уделяет существенное значение вменяемости субъекта, лицо, совершившее преступление, д.б. способно отдавать отчет в своих действиях и руководить своими поступками.

К субъективной стороне - относится психическое отношение лица к содеянному, включающее понятие вины в форме умысла или неосторожности, а также мотивов и целей преступления. Поэтому психологический анализ преступного деяния имеет большое значение, т.к. он является анализом психологического содержания структурных элементов преступного действия, обусловленного волевым действием конкретного лица.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Действия. которые направлены на возникновение и развитие преступного деяния, называются Механизмом преступления .

Чтобы лицо пришло к реализации своих преступных действий, необходимо, чтобы его преступное поведение прошло через несколько стадий :

Формирование преступных замыслов;

Формирование мотивов преступления;

Выработка окончательного решения и психологической устремленности к достижению конкретной цели.

Мотивация преступного поведения - это системообразующий фактор механизма такого поведения. Правоохранительные органы при расследовании конкретного уголовного дела должны в первую очередь понять преступное поведение лица, привлекаемого к уг-ной отве-сти, с тем чтобы установить его поведенческие стереотипы и устойчивые мотивы поведения. Мотив преступления является средством правильной квалификации содеянного, а также для назначения вида и размера наказания. Только мотив, характеризует субъективную значимость преступного деяния, а цель - его объективную направленность.

Предпосылкой к совершению преступления явл-ся положительная оценка субъектом подготавливаемых им условий совершения преступления, а цель преступления формируется в непосредственной зависимости от возможности его совершения. Успешность же подготовки к совершению преступления укрепляет у преступника психологическую установку на его совершение. В своей совокупности намерения, мотивы и цели преступного действия объединяются в такое юр-кое понятие, как преступный умысел, характеризующийся своей направленностью и содержанием.

Повод к совершению преступления.

Поводом преступления явл-ся внешнее обстоятельство, кот-е приводит в действие общ-но опасную направленность личности преступника.

Поведение любого человека обусловлено его личностью, а не возникшей ситуацией. Это значит, что только личность приходит к выводу о том, как ей поступить в конкретной жизненной ситуации. Ситуация возникновения преступных действий становится показателем того, в каких конкретных условиях конкретная личность способна совершить преступление. Ситуация совершения преступления это и есть своего рода показатель личностного порога социальной адаптированности индивида.

Главным фактором в совершении преступного деяния является принятие решения, по сути означающее выбор определенного действия, направленного на реализацию поставленной преступной цели. После принятия решения лицо связано уже тем, что приняло для себя собственное решение, которое, формирует намерение, являющееся устойчивым стремлением к реализации намеченной программы действий. После такой цепи последовательных решений у лица формируется мотивация достижения цели вне зависимости от развития событий, которые зачастую могут быть и неблагоприятными для совершения преступления. Внезапно изменяющиеся условия совершения преступления зачастую приводят к принятию каких-то сопутствующих решений, которые отличаются весьма высокой категоричностью.

Итак, реагирование лица на поводы определенного плана определенными криминальными действиями является формой проявления личностных особенностей преступника.

Способы совершения преступлений различны, поэтому их изучение является ключом к расследованию преступления .

Зачастую, готовясь к преступлению, лицо тщательно продумывает и способы его сокрытия . Такая деятельность по сокрытию преступления дает правоохранительным органам информацию об индивидуальных психических особенностях преступника и одновременно является информационным средством раскрытия преступления.

Именно в способе преступного действия проявляются психофизиологические и физические особенности лица, его определенные знания, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности.

Результаты преступного деяния могут быть различными, начиная от явки с повинной или чистосердечного раскаяния с осознанием вины до глубочайшего удовлетворения от совершенного преступления.