Криминология. Проблемы предупреждения экономических преступлений Основные причины и условия совершения преступлений

В предупреждении экономической преступности основная роль принадлежит системе мер общесоциального уровня: стабилизация экономики, рост производства, обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, возрождение и укрепление нравственных устоев народа. Без стабилизации экономики, повышения ее эффективности, снижения безработицы и сокращения числа безработных, усиления социальной защиты определенных слоев населения, возрождения и оздоровления нравственных устоев в обществе практически невозможно координально улучшить ситуацию.

Специальные меры предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономики, подразделяются на меры, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики.

Специальные меры – это профилактические мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий преступлений. Однако, следует отметить, что специальные меры тесно связаны с общесоциальными. Эффективное осуществление общесоциальных мер создает более благоприятные возможности применения специальных мер и, наоборот, применение специальных мер, направленных на предупреждение этих категорий преступлений, создает условия для осуществления общесоциальных мер.

Поэтому, не принижая роли общесоциальных мер, более подробно рассмотрим специальные меры, направленные на предупреждение краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств.

Специальные меры профилактики этих преступлений условно можно разделить на три группы:

а) организационно-технические;

б) административно-правовые и криминологические;

в) информационно-воспитательные и виктимологические.

К организационно-техническим мерам прежде всего относятся:

– внедрение охранной сигнализации в местах хранения денег, ценных бумаг и товароматериальных ценностей, в торговых точках, в квартирах;

– техническое укрепление дверных коробок и дверей, выпуск замков с усиленными индивидуально-потаенными охранными свойствами;

– оборудование подъездов кодовыми запорами;

– совершенствование организации патрульно-постовой службы полиции с обязательным учетом особенностей криминогенной обстановки в местах хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей, на рынках, в торговых центрах, жилых массивах и микрорайонах;

– организация дежурств жителей в районах со сложной криминогенной обстановкой;

– организация охраняемых стоянок для автотранспорта на рынках, торговых центрах, микрорайонах;

– надлежащее освещение улиц, дворов, парков, скверов, зданий, рынков, автостоянок;

– своевременное оборудование мест хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей охранно-пожарной сигнализацией.

К административно-правовым и криминологическим мерам относятся:

– систематическое удаление с улиц, парков, скверов, рынков и мест массового скопления народа лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;

– своевременное реагирование на мелкие правонарушения, совершаемые в общественных местах, на факты побоев, издевательств, угроз;

– выявление правоохранительными органами и должностными лицами фактов незаконного хранения, изготовления оружия и его изъятие;

– проведение на определенной территории рейдов по выявлению бродяг, алкоголиков, наркоманов, мест появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов и мест сбыта похищенного;

– выявление и постановка на учет лиц с психическими аномалиями, склонных к совершению преступлений;

– выявление и пресечение формирования преступных групп;

– организация индивидуально-профилактической работы с ранее судимыми;

– трудоустройство лиц, вернувшихся из мест лишения сво-боды;

– установление и осуществление административного надзора в случаях, предусмотренных законом;

– выявление лиц, склонных к вовлечению несовершеннолетних к правонарушениям и пресечению их деятельности;

– пресечение фактов показа запрещенных фильмов, распространения порнографической и иной литературы, журналов, пропагандирующих культ жестокости, психологии корыстолюбия, проституции, наркомании и иных аморальных явлений;

– выявление притонов для проституции, организации азартных игр, употребления наркотических средств и пресечение их деятельности;

К мерам информационного-воспитательного и виктимологического характера относятся:

– своевременное проведение криминологического анализа состояния, структуры, динамики и географии краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств и использование его результатов в разработке и осуществлении мер по их предупреждению;

– информирование населения о появлении случаев краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств в определенных местах, в определенное время и определенными категориями лиц;

– разъяснение населению способов защиты собственности от воров, грабителей, разбойников, вымогателей и мошенников;

– информирование граждан, предпринимателей и руководителей фирм, предприятий о вымогательствах и вымогателях с объяснением необходимости обращаться в правоохранительные органы при предъявлении ими противоправных требований;

– проведение бесед с населением, особенно с молодежью, о последствиях аморального, противоправного образа жизни;

– оздоровление среды в неблагополучных семьях, учебных классах, группах и неформальных молодежных группах;

– предупреждение становления на преступный путь лиц, склонных к совершению малозначительных нарушений, а также неработающих и неучащихся;

– активное воздействие на лиц, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, демонстрировать культ насилия (беседы, обсуждение поведения по месту жительства, учебы, контроль за поведением, вовлечение в учебу, спорт и др.).

Предупреждение преступлений в сфере экономики составляет неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

К общесоциальным мерам, направленным на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений в сфере экономики, относятся:

– совершенствование системы управления экономикой;

– техническое перевооружение промышленности, переход на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии;

– увеличение удельного веса комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий, особенно в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях;

– реконструкции предприятий, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Практика показывает, что специальные меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых преступлений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.

К воспитательным мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:

– создание системы экономического обучения, направленного на возвышение в общественном сознании и в сознании каждого субъекта экономических отношений идеи консолидации, построения общества с высокоэффективной экономикой, способной создать людям достойные условия жизни и вызвать чувство гордости за принадлежность к такому обществу;

– формирование у субъектов экономических отношений мышления, проповедующего умеренность и воздержание, сознательное согласие на ограничение, когда это представляется целесообразным для достижения общего блага;

– пропаганда среди населения, особенно среди лиц, занимающихся коммерческой и иной экономической деятельностью, правовых знаний, необходимых для добросовестного и правомерного поведения в сфере экономических отношений;

– пропаганда успехов предпринимателей, предприятий, трудовых коллективов и других субъектов экономических отношений, добившихся их правомерным путем;

– пропаганда зарубежного опыта деловой этики в осуществлении экономических отношений;

Выделяются два комплекса проблем, связанных с борьбой с экономической преступностью. С одной стороны, бизнес сам нуждается в защите как от преступных посягательств, так и от неразумной (с правовой и экономической точек зрения) деятельности государственных институтов, с другой стороны, – государство, общество в целом и отдельные граждане нуждаются в защите от бизнеса как неэффективного, так и от криминализированного. Затягивание в решение этой ситуации приводит к тому, что само состояние экономической деятельности, ее эффективность, способы осуществления и правового регулирования начинают угрожать экономической и национальной безопасности Казахстана.

В общем комплексе этих мер ведущая роль принадлежит разработке и созданию экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, поскольку без решения этой проблемы невозможно обеспечить такой уровень экономических процессов, который гарантировал бы нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Ключевые слова

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / DIGITAL ECONOMY / CYBERCRIME / CRIMINOLOGY / PREVENTION OF ECONOMIC CRIMES / PREVENTION OF CRIMINAL BEHAVIOR / INFORMATION SECURITY / / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Суходолов Александр Петрович, Иванцов Сергей Вячеславович, Борисов Сергей Викторович, Спасенников Борис Аристархович

Цель выполненного исследования заключалась в выделении и изу-чении современных проблем противодействия преступности в сфере экономики, связанных с особенностями совершения соответствующих уголовно наказуемых деяний с использованием возможностей , прежде всего сети Интернет, для формирования предложений по оптимизации системы предупреждения таких преступлений. В работе применялись общенаучные и частные научные методы с превалированием социологических методов исследования. На основе специально разработанных анкет авторами было опрошено 78 судей, 126 сотрудников правоохранительных органов и 95 научно-педагогических работников относительно проблем предупреждения указанных преступлений и предложений по их минимизации. Также были проанализированы материалы 120 уголовных дел о преступлениях данной группы, изучена опубликованная практика Верховного Суда Российской Федерации. Выявлено, что нарастание проблем в области предупреждения экономической преступности усугубляется непрерывным увеличением числа новых способов совершения соответствующих деяний. Использование информационно-телекоммуникационных сетей , в первую очередь сети Интернет, становится одним из основных способов совершения ряда преступлений в сфере экономической деятельности. Прогнозируется тенденция к повышению доли экономических преступлений, совершаемых таким способом. Особенности данного способа связаны с техническими возможностями, предоставляемыми информационными технологиями, обеспечивающими удаленность действий виновных лиц от места наступления последствий преступления, с относительной анонимностью данной криминальной деятельности и ее транснациональным характером. Наиболее востребована профилактика таких преступлений и активизация международного сотрудничества в области их предупреждения. На основе изучения выделенных проблем авторы предлагают свое видение формирования системы предупреждения преступлений в сфере экономики , совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей , в том числе касающееся совершенствования законодательства в данной области.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Суходолов Александр Петрович, Иванцов Сергей Вячеславович, Борисов Сергей Викторович, Спасенников Борис Аристархович

  • Проблемы противодействия преступности в сфере цифровой экономики

    2017 / Суходолов А.П., Колпакова Л.А., Спасенников Б.А.
  • Актуальные проблемы совершенствования системы мер криминологического предупреждения преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей

    2018 / Иванцов Сергей Вячеславович, Борисов Сергей Викторович, Узембаева Гульфия Ишбулдовна, Музычук Татьяна Леонидовна, Тищенко Юрий Юрьевич
  • Квалификация посягательств, совершенных с использованием электронных средств платежа

    2015 / Хисамова З.И.
  • Современные подходы к определению понятия, структуры и сущности компьютерной преступности в Российской Федерации

    2016 / Скляров Сергей Валерьевич, Евдокимов Константин Николаевич
  • Проблемы предупреждения преступлений в сфере ликвидации юридического лица, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

    2019 / Чинёнов А.В., Чинёнов Е.В.
  • Компьютерная преступность в банковской сфере: основные направления уголовно-правовой политики в Российской Федерации

    2014 / Чеботарева Анна Александровна
  • Структура и состояние компьютерной преступности в Российской Федерации

    2016 / Евдокимов К.Н.
  • Преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: общая характеристика и уголовно-процессуальные меры по их противодействию

    2019 / Урбан Вячеслав Владимирович
  • Уголовное право и информатизация

    2017 / Русскевич Евгений Александрович
  • 2016 / Соловьев Владислав Сергеевич

Topical issues of preventing economic crimes committed with the use of information and telecommunication networks

The goal of this research is to identify and study contemporary issues of counteracting economic crimes connected with the specific character of these offences the use of information and telecommunication networks , primarily, the Internet, and to present ideas on optimizing the system of such crimes’ prevention. The authors used general and specific research methods, sociology methods being the dominant ones. The authors designed special questionnaires to survey 78 judges, 126 law enforcement employees and 95 professionals working in research and education on the prevention of the above-mentioned crimes and the ideas on their minimization. They also analyzed 120 criminal cases of this type and researched the published materials of the Supreme Court of the Russian Federation. The authors found out that increasing difficulties in the sphere of economic crimes’ prevention are aggravated by a steady growth in the number of new ways of committing them. The use of information and telecommunication networks , primarily, the Internet, becomes one of the dominant methods of committing a number of economic crimes. The authors predict a trend for the growth of the share of economic crimes committed this way. The specific features of this crime method are connected with technological opportunities provided by information technologies, where the guilty party is distanced from the crime scene; this criminal activity is relatively anonymous and has a transnational character. The prevention of such crimes and the activization of international cooperation in their prevention are very much demanded. Conducted research allowed the authors to present their own vision of establishing a system for the prevention of economic crimes committed with the use of information and telecommunication networks , including the improvement of relevant legislation.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы предупреждения преступлений в сфере экономики, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»

УДК 343.97

DOI 10.17150/2500-4255.2017.11(1).13-21

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

А.П. Суходолов1, С.В. Иванцов2, С.В. Борисов3, Б.А. Спасенников4

1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

2 Московский университет МВД России им. ВЯ. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация

3 Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

4 Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России,

Аннотация. Цель выполненного исследования заключалась в выделении и изучении современных проблем противодействия преступности в сфере экономики, связанных с особенностями совершения соответствующих уголовно наказуемых деяний с использованием возможностей информационно-телекоммуникационных сетей, прежде всего сети Интернет, для формирования предложений по оптимизации системы предупреждения таких преступлений. В работе применялись общенаучные и частные научные методы с превалированием социологических методов исследования. На основе специально разработанных анкет авторами было опрошено 78 судей, 126 сотрудников правоохранительных органов и 95 научно-педагогических работников относительно проблем предупреждения указанных преступлений и предложений по их минимизации. Также были проанализированы материалы 120 уголовных дел о преступлениях данной группы, изучена опубликованная практика Верховного Суда Российской Федерации. Выявлено, что нарастание проблем в области предупреждения экономической преступности усугубляется непрерывным увеличением числа новых способов совершения соответствующих деяний. Использование информационно-телекоммуникационных сетей, в первую очередь сети Интернет, становится одним из основных способов совершения ряда преступлений в сфере экономической деятельности. Прогнозируется тенденция к повышению доли экономических преступлений, совершаемых таким способом. Особенности данного способа связаны с техническими возможностями, предоставляемыми информационными технологиями, обеспечивающими удаленность действий виновных лиц от места наступления последствий преступления, с относительной анонимностью данной криминальной деятельности и ее транснациональным характером. Наиболее востребована профилактика таких преступлений и активизация международного сотрудничества в области их предупреждения. На основе изучения выделенных проблем авторы предлагают свое видение формирования системы предупреждения преступлений в сфере экономики, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе касающееся совершенствования законодательства в данной области.

f TOPICAL ISSUES OF PREVENTING ECONOMIC CRIMES COMMITTED J WITH THE USE OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORKS

g Alexander P. Sukhodolov1, Sergey V. Ivantsov2, Sergey V. Borisov3, Boris A. Spasennikov4

£ 1 Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

ш 2 V.Ya. Kikotya Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, the Russian Federation

° 4 Research Institute of Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, the Russian Federation

Abstract. The goal of this research is to identify and study contemporary issues of counteracting economic crimes connected with the specific character of these offences - the use of information and telecommunication networks, primarily, the Internet, and to present ideas on optimizing the system of such crimes" prevention. The authors used general and specific research methods, sociology methods being the dominant ones. The authors designed special questionnaires to survey 78 judges, 126 law enforcement employees and 95 professionals working in research and education on the prevention

г. Москва, Российская Федерация

Информация о статье

Ключевые слова Цифровая экономика; киберпреступность; криминология; предупреждение преступлений в сфере экономики; профилактика преступного поведения; информационная безопасность; информационно-телекоммуникационные сети; экономическая безопасность

Digital economy; cybercrime; criminology; prevention of economic crimes; prevention of criminal behavior; information security; information and telecommunication networks; economic security

of the above-mentioned crimes and the ideas on their minimization. They also analyzed 120 criminal cases of this type and researched the published materials of the Supreme Court of the Russian Federation. The authors found out that increasing difficulties in the sphere of economic crimes" prevention are aggravated by a steady growth in the number of new ways of committing them. The use of information and telecommunication networks, primarily, the Internet, becomes one of the dominant methods of committing a number of economic crimes. The authors predict a trend for the growth of the share of economic crimes committed this way. The specific features of this crime method are connected with technological opportunities provided by information technologies, where the guilty party is distanced from the crime scene; this criminal activity is relatively anonymous and has a transnational character. The prevention of such crimes and the activization of international cooperation in their prevention are very much demanded. Conducted research allowed the authors to present their own vision of establishing a system for the prevention of economic crimes committed with the use of information and telecommunication networks, including the improvement of relevant legislation.

Защищенность экономических отношений от кибератак и иных противоправных действий, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в первую очередь сети Интернет, беспокоит все мировое сообщество . На 13-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, состоявшемся в 2015 г.1, посвященном преимущественно противодействию транснациональному криминалитету, была, в частности, подчеркнута необходимость обеспечения использования экономических, социальных и технологических благ в качестве положительной силы, помогающей странам развивать сотрудничество в сфере предупреждения новых и возникающих форм преступности и борьбы с ними. Для этого предлагается разрабатывать и осуществлять всеобъемлющие меры реагирования в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, в том числе принимать необходимые законодательные и административные меры для эффективного предупреждения новых, появляющихся и видоизменяющихся форм преступности и борьбы с ними на региональном, национальном и международном уровнях.

Применительно к киберпреступности было предложено опробовать конкретные меры по созданию защищенной и устойчивой киберсре-ды, предупреждать и пресекать преступную де-

1 Проект Дохийской декларации о включении вопросов предупреждения преступности и уголовного правосудия в более широкую повестку дня Организации Объединенных Наций в целях решения социальных и экономических проблем и содействия обеспечению верховенства права на национальном и международном уровнях, а также участию общественности [Электронный ресурс] : принят на 13-м Конгр. ООН по предупреждению преступности и уголов. правосудию, Доха, 12-19 апр. 2015 г. URL: http://crimescience.ru/?p=542.

ятельность, осуществляемую с использованием сети Интернет, развивать сотрудничество между правоохранительными органами на национальном и международном уровнях, повышать защищенность компьютерных сетей и обеспечивать защиту соответствующей инфраструктуры, стараться оказывать долгосрочную техническую помощь и содействие национальным ведомствам в наращивании их потенциала в области противодействия киберпреступности, в том числе посредством профилактики, выявления, расследования и уголовного преследования таких преступлений во всех их формах.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации2 к числу главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики отнесены, в частности, незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов, уязвимость ее информационной инфраструктуры, сохранение значительной доли теневой экономики и условий для криминализации хозяйственно-финансовых отношений. При этом отмечается появление новых форм противоправной деятельности, осуществляемой с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации3 указано, что информационные технологии с течением времени приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства, поэто-

2 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ч. 2. Ст. 212.

3 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 дек. 2016 г. № 646 // Там же. № 50. Ст. 7074.

му их эффективное применение следует рассматривать как фактор ускорения экономического развития государства и формирования информационного общества. Вместе с тем, как подчеркивается в данном документе, наблюдается рост компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, причем способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее.

Отметим, что в последние годы российские ученые стали обращать пристальное внимание на активизацию использования информационно-телекоммуникационных сетей для совершения различных преступлений, в том числе относящихся к числу экономических, террористических и экстремистских уголовно наказуемых деяний . Вместе с тем специализированные научные исследования в данной области проводятся редко и, как правило, имеют узкую направленность, тогда как выделенная проблема отличается комплексным характером и требует системного подхода к ее решению. Национальный законодатель также с запозданием реагирует на видоизменения преступности, в том числе на новые способы совершения преступлений в сфере экономики, обусловленные развитием информационных технологий .

Анализ норм разд. VIII Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления в сфере экономики» и практики их применения показал существенное расхождение между юридически закрепленными и фактическими видами преступлений в сфере экономики, совершаемыми с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Так, в указанном разделе Особенной части УК РФ содержится только две статьи, в которых упоминаются информационно-телекоммуникационные сети: ст. 1596 «Мошенничество в сфере компьютерной информации» и ст. 1712 «Незаконные организация и проведение азартных игр». Первая уголовно-правовая норма была введена федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ4, а вторая - федеральным законом от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ5.

4 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 29 нояб. 2012 г. № 207-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 49. Ст. 6752.

5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ // Там же. 2011. № 30, ч. 1. Ст. 4598.

Приведем статистические сведения о количестве осужденных за данные преступления, предоставленные Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (табл.)6.

Количество осужденных по ст. 1596 и 1712 УК РФ в 2013 г. - первом полугодии 2016 г., чел.

Number of persons convicted according to Art. 1596 and 1712 of the Criminal Code of the Russian Federation in 2013 - the first half of 2016

Статья УК РФ / Article of the CC of the RF Количество осужденных / Number of convicted persons

2013 2014 2015 2016 (6 месяцев) / 2016 (6 months)

Статья 1596 / Article 1596 57 92 110 212

Статья 1712 / Article 1712 57 113 496 31

Полагаем, что эти статистические данные следует оценивать критически, учитывая высокую латентность таких преступлений, обусловленную рядом факторов, в том числе практическими трудностями в их выявлении и доказывании. Именно такие проблемы отметили 119 (94,4 %) из 126 опрошенных нами сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, опрос данных респондентов, а также 78 судей и 95 научно-педагогических работников показал, что к числу преступлений в сфере экономики, для которых использование информационно-телекоммуникационных сетей является типичным способом их совершения, можно отнести: 1) причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ) - 70,6 % опрошенных сотрудников правоохранительных органов, 61,5 % судей, 88,4 % научно-педагогических работников; 2) незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), - 54,0 % сотрудников правоохранительных органов,

52.6 % судей, 75,8 % научно-педагогических работников; 3) неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 1856 УК РФ) - 44,4,

39.7 и 66,3 % соответственно.

Информационно-телекоммуникационные

сети могут использоваться и для совершения экономических преступлений, связанных с приобретением и сбытом определенных предметов,

6 Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www. cdep.ru/index.php?id =79.

в том числе поддельных денег, ценных бумаг, банковских карт, а также данных действующих банковских карт . Однако в таком случае использование сети Интернет или других информационно-телекоммуникационных сетей является одним из возможных способов совершения соответствующих преступлений и, как правило, не придает им какую-либо специфику, т.е. выступает в качестве их факультативного признака. Например, данные действующих банковских карт позволяют совершать покупки в интернет-магазинах без специального ПИН-кода. В Интернете к продаже активно предлагаются двухсторонние изображения банковских карт, а также их ПИН-коды, при наличии которых можно изготовить поддельные аналоги таких карт и оплачивать с их помощью товары в обычных магазинах. Также через ресурсы сети Интернет продаются и покупаются скиммеры (приборы, устанавливаемые на банкоматах, позволяющие считать данные банковской карты) . Вне связи с конкретным преступлением многие из подобных действий (например, предоставление данных действующей банковской карты или продажа скиммера) не являются уголовно наказуемыми, что представляет собой пробел в праве.

Опрос респондентов и изучение уголовных дел показали, что информационно-телекоммуникационные сети хотя и не используются при выполнении объективной стороны других преступлений в сфере экономики, однако задей-ствуются в процессе приготовления к ним, в том числе для поиска нужной информации, обмена сведениями, приобретения необходимых орудий и средств, подыскания соучастников преступления и сговора с ними на совместное совершение последнего. То есть использование информационно-телекоммуникационных сетей в настоящее время является одним из обязательных либо факультативных объективных признаков ряда составов преступлений в сфере экономики, кроме того, такие сети фактически выступают средством, которое может применяться в ходе приготовления к любым уголовно наказуемым деяниям экономической направленности.

В результате изучения материалов 120 уголовных дел (44 дела о мошенничестве в сфере компьютерной информации, 31 дело об организации азартных игр, 15 дел о причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, 11 дел о незаконных получении и разглашении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или

банковскую тайну, и 19 дел об иных преступлениях в сфере экономики) и опроса указанных выше респондентов мы пришли к выводу, что использование информационно-телекоммуникационных сетей для приготовления и (или) последующего совершения рассматриваемых преступлений, как правило, придает соответствующей криминальной деятельности усложненный, профессиональный характер, предполагающий применение виновными знаний, умений и навыков в области информационных технологий, превышающих уровень обычных компьютерных пользователей; позволяет планировать свое преступное поведение и дальнейшее сокрытие его следов, а также направления использования и легализации преступно полученного имущества, пользоваться возможностями и преимуществами удаленного совершения преступления; увеличивает масштаб и расширяет спектр причиняемых общественно опасных последствий. Помимо этого, 23 % опрошенных сотрудников правоохранительных органов отметили, что в ходе оперативно-розыскного сопровождения уголовных дел о таких преступлениях ими были выявлены сведения об организованном и транснациональном характере данной преступной деятельности. Эти обстоятельства также отмечаются в теоретических исследованиях .

Выделенные особенности анализируемых преступлений осложняют деятельность по их предупреждению и ставят перед необходимостью выработки комплекса научно обоснованных рекомендаций, направленных на повышение эффективности соответствующей превентивной деятельности, в том числе на придание ей системного характера. Предупреждение таких преступлений должно строиться с учетом общих принципов и устоявшегося содержания такой деятельности и одновременно учитывать особенности рассматриваемых уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершающих, современное состояние законодательства и правоохранительной деятельности в данной области .

В результате проведенного нами опроса респондентов было установлено, что первоочередным направлением в повышении эффективности предупреждения рассматриваемых преступлений является совершенствование законодательства, в том числе УК РФ. Данное направление выделили 88,9 % опрошенных сотрудников правоохранительных органов, 80,8 % судей и 94,7 % научно-педагогических работников.

Применительно к установлению уголовной ответственности за мошенничество в сфере компьютерной информации в первую очередь отметим, что мы поддерживаем позицию, высказанную Л.Д. Гаухманом, о том, что данный вид хищения законодатель необоснованно отнес к числу преступлений с привилегированным составом (в санкции ч. 1 ст. 1596 УК РФ отсутствует наказание в виде лишения свободы, тогда как в санкции общей нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 159 УК РФ, мошенничество наказывается вплоть до лишения свободы на срок до двух лет) . Выше мы уже говорили, что преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, являются более сложными и по меньшей мере не уступают в своей общественной опасности аналогичным деяниям, при осуществлении которых данные сети не использовались. Поэтому считаем явным недочетом законодателя смягчение ответственности за мошенничество в сфере компьютерной информации. С этим мнением согласились 83,3 % опрошенных сотрудников правоохранительных органов, 70,5 % судей и 94,7 % научно-педагогических работников. Также судьи обратили внимание на очевидную неточность, содержащуюся в санкции ч. 1 ст. 1596 УК РФ, состоящую в указании наказания в виде принудительных работ при отсутствии его альтернативности по отношению к лишению свободы, в санкции отсутствующего. Это противоречит ч. 1 ст. 531 УК РФ, согласно которой принудительные работы могут быть назначены только как альтернатива лишению свободы. Вследствие данной неточности санкция ч. 1 ст. 1596 УК РФ еще более смягчилась, что снизило ее предупредительный эффект.

Кроме того, считаем, что применение ст. 1596 УК РФ осложняет и тот факт, что деяние, ею запрещенное, названо мошенничеством, поскольку таковое всегда должно состоять в обмане или злоупотреблении доверием, тогда как виновные лица чаще всего не используют данные способы, поскольку воздействуют непосредственно на те или иные ресурсы информационно-телекоммуникационных сетей, минуя необходимость вводить кого-либо в заблуждение. Мы не согласны с мнением А.А. Комарова, предлагающего расширить понимание обмана, распространив его на воздействие не только на человека, но и на автоматизированные компьютерные системы . Считаем, что

обмануть или ввести в заблуждение можно только человека, а не компьютер. Поэтому более правильным нам видится включение квалифицирующего признака в виде использования информационно-телекоммуникационных сетей или иных информационных технологий для совершения хищения в уже существующие нормы гл. 21 УК РФ либо ее дополнение новой статьей об ответственности за хищение в сфере компьютерной информации. Опрос показал приоритетность первого варианта данного предложения - его поддержали 72,2 % респондентов из числа сотрудников правоохранительных органов, 58,9 % судей и 93,7 % научно-педагогических работников.

Относительно незаконных организации и проведения азартных игр в качестве положительного момента развития соответствующего уголовно-правового запрета отметим изменение конструкции состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 1712 УК РФ, с материальной на формальную, позволившее на практике привлекать к ответственности за сам факт совершения указанных незаконных действий . Вместе с тем анализ результатов опроса показал целесообразность совершенствования данной нормы, в том числе в виде дифференциации уголовной ответственности лиц, незаконно организовавших и проводивших азартные игры, с установлением более строгого наказания за действия первых из них. Это предложение нашло одобрение у 52,4 % опрошенных сотрудников правоохранительных органов, 48,7 % судей и 77,9 % научно-педагогических работников.

Отметим, что, в отличие от незаконных получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), уголовные дела о неправомерном использовании инсайдерской информации (ст. 1856 УК РФ) на практике отсутствуют. Это не в последнюю очередь связано со сложностью понятий, относящихся к инсайдерской информации, искусственной конкуренцией данных уголовно-правовых норм и материальной конструкцией состава преступления, предусмотренного ст. 1856 УК РФ. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2014-м, 2015-м и в первом полугодии 2016 г. по ст. 1856 УК РФ осужденных не было. Учитывая данные обстоятельства, предлагаем расширить понятие коммерческой, налоговой и банковской тайны с одновременным признанием ст. 1856 УК РФ утратившей

силу. Данное предложение поддержали 58,7 % респондентов из числа сотрудников правоохранительных органов, 38,5 % судей и 86,3 % научно-педагогических работников.

Нами были изучены и уголовные дела о причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ), которое также может совершаться с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в 11 из 15 проанализированных уголовных дел). Данное преступление наиболее сходно с мошенничеством и, по нашему мнению, обладает не меньшей общественной опасностью, однако законодатель в 2011 г. включил в число обязательных признаков состава рассматриваемого преступления крупный размер причиняемого ущерба, что оставило вне сферы уголовной ответственности подавляющее большинство деяний, ранее подпадавших под действие ст. 165 УК РФ. Данное законодательное изменение мы находим необоснованным, с чем согласились 70,6 % опрошенных сотрудников правоохранительных органов, 92,6 % судей и 77,9 % научно-педагогических работников. Также респонденты поддержали наше предложение о дополнении ст. 165 и 183 УК РФ квалифицирующим признаком в виде совершения преступления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (50,8, 43,6 и 81,1 % опрошенных соответственно).

Анализ материалов уголовных дел и опрос работников правоохранительных органов позволили нам сделать вывод о необходимости совершенствования и других нормативных правовых актов, направленных на предупреждение преступности .

Прежде всего, это Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ7, в котором отсутствуют положения, учитывающие специфику предупреждения преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Также считаем целесообразным внести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ8 и постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г.

7 Собрание законодательства РФ. 2016. № 26, ч. 1. Ст. 3851.

8 Там же. 2006. № 31, ч. 1. Ст. 3448.

№ 1101 об утверждении правил создания, формирования единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в России запрещено9. В криминологии уже высказывалась позиция о необходимости совершенствования нормативного регулирования деятельности по выявлению ресурсов сети Интернет, содержащих запрещенную информацию, касающуюся совершения противоправных деяний, и обеспечению реализации данного запрета. В частности, предлагается возложить на Федеральную налоговую службу полномочия по включению сведений, касающихся незаконных организации и проведения азартных игр, в указанный реестр, разработать критерии оценки интернет-сайтов на предмет содержания запрещенной информации, ввести административную ответственность для интернет-провайдеров за обеспечение доступа к ресурсам, содержащим запрещенную информацию . Соглашаясь с данными предложениями, отметим необходимость формирования единой, согласованной системы правовых и иных средств, направленных на предупреждение рассматриваемых преступлений.

Полагаем, что сотрудничающие государства должны стремиться к укреплению и расширению взаимодействия в области противодействия преступности, в том числе преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Заключение двухсторонних и многосторонних договоров в этой области будет способствовать унификации правовых средств, направленных на предупреждение, выявление, раскрытие и доказывание таких преступлений .

При опросе сотрудников правоохранительных органов в качестве других проблем предупреждения экономических преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, подлежащих решению, были названы: 1) недостаточ-

9 О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: постановление Правительства РФ от 26 окт. 2012 г. № 1101 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 44. Ст. 6044.

ная техническая оснащенность подразделений (88,1 % респондентов); 2) потребность в расширении штатной численности и более четком распределении компетенции подразделений и их сотрудников (73,0 %); 3) недостатки в техническом обеспечении безопасности финансовых и иных экономических отношений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и других информационных технологий (68,3 %); 4) необходимость совершенствования образовательной подготовки и повышения квалификации таких сотрудников (62,7 %); 5) отсутствие налаженной разъяснительной деятельности по информированию организаций и населения о противоправности соответствующих действий, правовых последствиях их совершения и способах обеспечения информационной безопасности и защищенности их денежных средств и иного имущества от таких посягательств (54,0 %).

Отметим, что при изучении правоприменительной практики по выделенным преступлениям, особенно причинившим имущественный ущерб, наиболее часто выясняется наличие проблем, указанных в третьем и пятом пунктах. Например, они находят свое отражение почти во всех уголовных делах о мошенничествах в сфере компьютерной информации, совершенных в отношении граждан.

Так, К., имея доступ к ранее похищенному мобильному телефону потерпевшей П., получил на указанный телефон с подключенной к сим-карте услугой «Мобильный банк» смс-оповещение от ОАО «Сбербанк России» в виде информации о движении денежных средств по лицевому счету банковской карты, принадлежащей П., и о возможности управления счетом карты посредством смс-сообщений. Во исполнение возникшего умысла на хищение чужих денежных средств К., зная о возможностях управления лицевым счетом карты посредством услуги «Мобильный банк», сформировал смс-запрос о наличии денежных средств на лицевом счете банковской карты, принадлежащей П., и, получив смс-сообщение банка о доступном лимите денежных средств, сформировал смс-запросы на специальный номер 900 о переводе денежных средств с указанной банковской карты потерпевшей на лицевой счет принадлежащего ему мобильного телефона, тем самым выполнив финансовые транзакции по списанию денежных средств в размере 7 500 и 8 000 р., которые в последующем перевел с лицевого счета своего мо-

бильного телефона на лицевой счет своей банковской карты10.

Приведенный пример демонстрирует нам, что в настоящее время отсутствует необходимая степень защищенности денежных средств, находящихся на банковской карте, от указанных противоправных действий. Вместе с тем потерпевшая, зная о хищении своего телефона и подключенной к номеру услуге «Мобильный банк», в течение длительного времени (более суток) не предпринимала действий по блокированию средств на своем лицевом счете, не отключала услугу «Мобильный банк» и не блокировала сим-карту своего телефона. Подчеркнем, что данный пример являет собой один из типичных вариантов хищения денежных средств с банковских карт граждан, которые, по сути, нередко сами создают предпосылки для совершения таких преступлений.

Помимо информирования граждан, особенно работников банковских, прочих кредитных и иных организаций, о новых способах совершения преступлений, в том числе с использованием информационных технологий, необходимо развивать специальные курсы для обучения и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов в области предупреждения соответствующих преступлений .

Опрос практических сотрудников правоохранительных органов и анализ теоретических источников, посвященных данной проблематике, позволил нам предложить следующие специальные меры предупреждения рассматриваемых преступлений: 1) повсеместное введение и обеспечение обязательной и достаточной идентификации личности пользователя при предоставлении доступа в сеть Интернет в местах коллективного пользования; 2) создание условий для разработки и реализации государственной программы, связанной с внедрением электронной подписи в гражданский оборот, присвоением каждому пользователю сети Интернет электронного сертификата, в содержание которого входят персональные данные о его владельце, позволяющие произвести его идентификацию; 3) принятие правовых и организационных мер для исключения возможности создания и использования анонимных электронных почтовых ящиков без заключения письменного договора с провайдером; 4) усложнение системы иден-

10 Апелляционное постановление Иркутского областного суда от 5 мая 2015 г. // Архив Иркутского областного суда за 2015 г.

тификации пользователя, производящего финансовые транзакции со своих лицевых счетов с использованием мобильных и онлайн-прило-жений .

В заключение отметим, что предупреждение рассматриваемых уголовно наказуемых деяний должно быть встроено в общую систему предупреждения преступлений, совершаемых с использованием информационно-телеком-

муникационных сетей. Элементы современной преступности тесно переплетены и взаимосвязаны, поэтому превентивные меры также должны иметь согласованный, дополняющий друг друга характер и в своей совокупности представлять единую систему противодействия преступности, ориентированную на эффективную защиту личности, общества и государства от общественно опасных посягательств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карпова Д.Н. Киберпреступность: глобальная проблема и ее решение / Д.Н. Карпова // Власть. - 2014. - № 8.- С. 46-50.

2. Organizations and Cyber Crime: An Analysis of the Nature of Groups Engaged in Cyber Crime / R. Broadhurst, P. Grabosky, M. Alazab, S. Chon // International Journal of Cyber Criminology. - 2014. - Vol. 8, iss. 1. - P. 1-20.

3. Holt T.J. Exploring Stolen Data Markets Online: Products And Market Forces / T.J. Holt, E. Lampke // Criminal Justice Studies. - 2010. - Vol. 23 (1). - P. 33-50.

4. Spapens T. Macro Networks, Collectives, and Business Processes: An Integrated Approach to Organized Crime / T. Spa-pens // European Journal of Crime, Criminal Law and Criminal Justice. - 2010. - Vol. 18, iss. 2. - P. 185-215.

5. Борисов С.В. Преступления экстремистской направленности: проблемы законодательства, теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08 / С.В. Борисов. - М., 2012. - 484 с.

6. Комаров А.А. Криминологические аспекты мошенничества в глобальной сети Интернет: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / А.А. Комаров. - Пятигорск, 2010. - 262 с.

7. Гаухман Л.Д. Мошенничество: новеллы уголовного законодательства / Л.Д. Гаухман // Уголовное право. - 2013. - № 3. - С. 25-27.

8. Лагуточкин А.В. О проблеме правового регулирования использования сети Интернет в условиях обеспечения безопасности государства / А.В. Лагуточкин // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2012. - № 1. - С. 33-37.

9. Горовенко С.В. Проблема предупреждений правонарушений в сфере игорного бизнеса в сети Интернет / С.В. Горовен-ко, Е.С. Изюмова // Вестник Челябинского государственного университета. Cер.: Право. - 2015. - № 17, вып. 43. - С. 25-29.

10. Гаджиева А.А. Меры предупреждения незаконной организации азартных игр и проблемы их совершенствования / А.А. Гаджиева, А.М. Дамадаева // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 11. - С. 199-202.

1. Karpova D.N. Cybercrimes: a global issue and its solution. Vlast" = The Power, 2014, no. 8, pp. 46-50. (In Russian).

2. Broadhurst R., Grabosky P., Alazab M., Chon S. Organizations and cyber crime: an analysis of the nature of groups engaged in cyber crime. International Journal of Cyber Criminology, 2014, vol. 8, iss. 1, pp. 1-20.

3. Holt T.J., Lampke E. Exploring stolen data markets online: products and market forces. Criminal Justice Studies, 2010, vol. 23 (1), pp. 33-50.

4. Spapens T. Macro networks, collectives, and business processes: an integrated approach to organized crime. European Journal of Crime, Criminal Law and Criminal Justice, 2010, vol. 18, iss. 2, pp. 185-215.

5. Borisov S.V. Prestupleniya ekstremistskoi napravlennosti: problemy zakonodatel"stva, teorii i praktiki. Dokt. Diss. . Moscow, 2012. 484 p.

6. Komarov A.A. Kriminologicheskie aspekty moshennichestva v global"noiseti Internet. Kand. Diss. . Pyatigorsk, 2010. 262 p.

7. Gaukhman L.D. Fraud: stories of criminal law. Ugolovnoe pravo = Criminal Law, 2013, no. 3, pp. 25-27. (In Russian).

8. Lagutochkin A.V. On the problem of the legal regulation of Internet network use in conditions of the provision of state safety. Problemy pravookhranitel"noi deyatel"nosti = Problems of law Enforcement, 2012, no. 1, pp. 33-37. (In Russian).

9. Gorovenko S.V., Izyumova E.S. Problem of the prevention of offenses in the online-gaming sphere. Vestnik Chelyabins-kogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo = Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law, 2015, no. 17, iss. 43, pp. 25-29. (In Russian).

10. Gadzhieva A.A., Damadaeva A.M. Preventive measures of the illicit gambling and problems of its improvement. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2015, no. 11, pp. 199-201. (In Russian).

Суходолов Александр Петрович - ректор Байкальского государственного университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, г. Иркутск, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Иванцов Сергей Вячеславович - профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Sukhodolov, Alexander P. - Rector, Baikal State University, Doctor of Economics, Professor, Honored Economist of the Russian Federation, Irkutsk, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

Ivantsov, Sergey V. - Professor, Chair of Criminology, V.Ya. Kikotya Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor, Moscow, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

Борисов Сергей Викторович - ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Спасенников Борис Аристархович - главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доктор юридических наук, доктор медицинских наук, профессор, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Borisov, Sergey V. - Leading Researcher, Institute of Legislation and Comparative Law of the Government of the Russian Federation, Doctor of Law, Ass. Professor, Moscow, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

Spasennikov, Boris A. - Chief Researcher, Research Institute of Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Law, Doctor of Medicine, Professor, Moscow, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Суходолов А.П. Актуальные проблемы предупреждения преступлений в сфере экономики, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей / А.П. Суходолов, С.В. Иванцов, С.В. Борисов, Б.А. Спасенников // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - Т. 11, № 1. - С. 13-21. - DOI: 10.17150/2500-4255.2017.11(1).13-21.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Sukhodolov A.P., Ivantsov S.V., Borisov S.V., Spasennikov B.A. Topical issues of preventing economic crimes committed with the use of information and telecommunication networks. Vserossiiskii kriminologicheskii zhur-nal = Russian Journal of Criminology, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 13-21. DOI: 10.17150/2500-4255.2017.11(1).13-21. (In Russian).

5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

5.1. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИХ МЕСТО В КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Мазур Сергей Филиппович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра организации финансово-экономического и тылового обеспечения. E-mail: [email protected]

Аннотация: В научной статье раскрываются некоторые проблемы совершенствования правового и организационного потенциала противодействию преступлениям экономической направленности и ставятся вопросы их соотношения с экономическими преступлениями, преступлениями в сфере экономики, экономической деятельности и других; их понятия и места в классификации преступлений.

Ключевые слова:

Понятие экономических преступлений, преступлений в сфере экономики, экономической деятельности и преступлений экономической направленности;

Проблемы совершенствования правового и организационного потенциала противодействия преступлениям экономической направленности;

Соотношение преступлений экономической направленности с экономическими преступлениями, преступлениями в сфере экономики, экономической деятельности и других; их место в классификации преступлений.

SOME QUESTIONS OF COUNTERING ECONOMIC CRIMES

AND THEIR PLACE IN THE CLASSIFICATION OF CRIMES

Mazur Sergey Filippovich, Dr of law, professor. Position: professor. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: organization of financial-economic and logistic management chair. E-mail: [email protected]

Annotation: In a scientific article describes some of the problems of improving the legal and institutional capacities countering economic crimes and pose questions of their correlation with economic crimes and other economic activities; concepts and their place in the classification of crimes.

Notion of economic crimes, economic crimes, economic activity and economic crimes;

Problems of improving the legal and institutional capacity to counter economic crimes;

Ratio of economic crimes against crimes of economic orientation, economic activities and others; their place in the classification of crimes.

Правоохранительная практика по противодействию преступлениям в сфере экономики (и других, тесно связанных с экономическими интересами, преступлений) в

достаточной степени противоречива. Если уголовное (и, следом за ним, уголовно-процессуальное) законодательство классифицирует преступления по их объекту (так, например, под преступлениями в сфере экономики понимаются преступления против собственности, в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в соответствии с их видовыми объектами), то ведомственное законодательство, регулирующее компетенцию правоохранительных органов и организуя уголовную статистику, то, следуя этому законодательству, правоприменительная практика при разграничении преступлений, относящихся к подведомственности тех или иных подразделений правоохранительных органов, применяет иные классифицирующие признаки данных преступлений.

Видимо, нам следует определиться как с самим понятием преступлений в сфере экономики, экономической деятельности и т.д., так и с разновидностями преступлений, которые отнесены правоохранительной практикой к преступлениям анализируемого вида, а также с их местом среди других преступлений. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. в разделе V111 законодательно закрепил перечень преступлений в сфере экономики и в сфере экономической деятельности, но не дал их определения, что вызывает в науке разногласия при выяснении содержания соответствующих понятий. Представляется, что одной из причин подобных разногласий является употребление в законе терминов «сфера экономики» и «сфера экономической деятельности». Очевидно, что «сфера деятельности», в нашем случае экономическая, - очень широкое, неопределенное (мало конкретное) по своему объему понятие, не отражающее сути экономических отношений, защищаемых нормами раздела V111 УК РФ. Очевидно также, что в сфере экономики могут быть совершены преступления самых разных видов. Поэтому по-своему правы те ученые, которые относят к экономическим преступные деяния, предусмотренные не только разделом V111, но и другими разделами УК РФ.

Так, А.Ю. Чупрова считает, что данный вид преступлений выражается в совершении как преступлений, предусмотренных разделом V111 УК РФ «Преступления в сфере экономики», так и любых иных преступлений, имеющих экономическую направленность и являющихся базой «черной» экономики1.

Множество формулировок понятия экономических преступлений вызвано, по мнению ученых, невозможностью абсолютного совпадения их уголовно-правовой и криминологических классификаций, поскольку криминологический подход к анализу экономической преступности лишь относительно ограничен рамками действующего уголовного законодательства1 2.

1 Чупрова А.Ю. Экономические преступления: понятия и классификация// Организованная преступность и коррупция. Исследования, обзоры, информация: Социально-правовой альманах. Специальный выпуск 1. - Екатеринбург, 2001. С. 73.

2 См.: Ривман Д.В. О некоторых аспектах виктимологии экономической преступности//Право. Бизнес и население: Материалы всерос. науч. - практ. конф.: в 3 ч. Часть 1. Бизнес и население: правовые аспекты. - Н. Новгород, 2000. С. 54.

Мазур С.Ф.

П.С. Яни по этому поводу отмечает, что «... границы понятия «экономическое преступление» вообще очень трудно четко определить в уголовно-правовом смысле, поскольку за ним (понятием) всегда будет подразумеваться известная условность»3 4.

Шведский ученый Бу Свенссон понимает под экономическим преступлением длящееся систематическое наказуемое деяние корыстного характера, осуществляемое в рамках хозяйственной деятельности, составляющей саму основу этого деяния5. Такая формулировка, видимо, соответствовала в момент ее выдвижения автором законодательному перечню экономических преступлений в уголовном законе Швеции. Однако в полной мере «подвести» под нее перечень аналогичных деяний, предусмотренных российским уголовным законом, - невозможно.

Эту мысль развивает Н.А. Лопашенко, утверждая: «.любое преступление может быть сведено к категории экономического, т.е. такого, от которого его субъект получает прямую или опосредованную материальную выгоду. Экономический характер носят многие убийства, доведения до самоубийства, посягательства на свободу, семью, несовершеннолетних; на конституционные права. Экономическими, очевидно, является значительная часть экологических преступлений, преступлений международного характера. Экономическая подоплека присуща целому ряду посягательств на общественную безопасность, общественный порядок (например, захвату заложника, бандитизму, незаконному обороту, хищению либо вымогательству радиоактивных материалов, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиратству и др.). Явную экономическую выраженность имеют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ, большинство должностных преступлений, компьютерные преступления и т.д.6. По ее мнению, практически любое преступление может быть отнесено в категорию экономических, так как субъект в 99% случаев получает прямую или косвенную материальную или нематериальную выгоду7.

В.Д. Ларичев считает, что в криминологическом плане для таких категорий как преступления в сфере экономики, экономической деятельности, экономической направленности и экономические преступления можно использовать идентичные названия. Однако термин «преступления экономической направленности» он считает наиболее удачным8.

Наиболее точное и емкое понятие преступлений экономической направленности дал А.В. Шмонин. Он не только подробно исследует это понятие, но и рассматривает его через соотношение составляющих его кате-

3 Яни П.С. Экономические и служебные преступления. - М., 1997. С. 33.

4 Жалинский А.Э. Уголовный закон и экономика в условиях перемен// Укрепление законности и борьба с преступностью в условиях формирования правового государства. - М., 1990. С. 96.

5 Свенссон Бу. Экономическая преступность. - М., 1987. С. 31.

6 Лопашенко Н.А. Экономическая преступность: понятие, состояние и проблемы борьбы//Вопросы квалификации и расследования преступлений в сфере экономики: Сб. науч. от. - Саратов, 1999. С. 13.

7 См.: Там же.

8 Ларичев В.Д. Теоретические основы предупреждения престу-

плений в сфере экономики. - М., 2010. С. 22: Он же: Преступность

экономической направленности. - М., 2011. С. 28.

горий, таких как преступление, экономика, направленность. По его мнению, под преступлениями экономической направленности понимаются «уголовно наказуемые деяния, ориентированные на причинение вреда отношениям, складывающимся в процессе производства, обмена, распределения и потребления материально опосредованного продукта или под видом таких отношений, либо обусловленные ими»9.

«Ведомственный» подход к определению изучаемых преступлений нашел отражение в нормативном формулировании перечня преступлений экономической направленности. Отнесение преступлений к данной категории осуществляется нормативными правовыми актами правоохранительных органов и Генеральной проку-прокуратуры России. Исторически он нашел отражение в распоряжении МВД России № 1/1157 от 28 января 1997 г. «О порядке определения экономической направленности выявляемых преступлений». В этом документе имелся раздел «О перечне «преступлений экономической направленности», в котором выделялось три группы таких преступлений, установленных в 67 статьях УК РФ. Затем были приняты распоряжение МВД России от 26 декабря 2001 г. № 1/23401 и указаниями Генеральной прокуратуры и МВД России от 16 декабря 2008 г. № 268/85/2, от 28 декабря 2009 г. № 399/11/1, от28 декабря 2010 г. № 450/85/№, от 15 февраля 2012 г. № 52-11/2 с идентичными названиями «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». К сожалению, такой категории, как преступления экономической направленности, законодательство России не формулирует, однако эта дефиниция используется в ряде нормативных актов, направленных на совершенствование противодействия преступности (см. указ Президента РФ «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел»10, приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»11, Государственную программу РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»12).

В настоящее время действующим классификатором преступлений экономической направленности является приложение к указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 11 сентября 2013г. № 387-11/2 (в редакции указания от 24 апреля 2014 г. № 228-11/2) «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»13, который закрепляет перечень преступлений экономической направленности по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме предварительного следствия.

9 Шмонин А.В. Преступления экономической направленности: понятие и генезис уголовного законодательства. - М., 2013. С. 18, 33.

10 О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316//СПС «Консультант Плюс».

11 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195//СПС «Консультант Плюс».

12 Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2013 г. //СПС «Консультант Плюс».

13 Сайт Следственного Департамента МВД России//СПС «Консультант Плюс».

Пробелы в российском законодательстве

В этом указании закрепляются не только перечни «безусловных», «условных» и «условно-попутных» преступлений экономической направленности, предварительное расследование по которым производится в форме дознания и предварительного следствия, но и сами условия, при которых деяние может быть отнесено к числу преступлений экономической направленности14.

К первому виду таких преступлений относятся преступления экономической направленности по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится:

а) без дополнительных условий - 65 преступлений, «безусловно экономические». К ним относятся два преступления против свободы, чести и достоинства личности (п. «в» ч. 2 от. 127-1, п. «в» ч. 2 от. 127-2 УК РФ), три преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (от. 145-1, 146 и 147 УК РФ), большинство преступлений в сфере экономической деятельности (от. 169, 170-1, ч. 2 от. 171, ч. 2 от. 171-1, от. 171-2, 172, 173-2, 174, 174-1, 176, 178, 179, ч. 3 от. 180, ч. 2 от. 181, от. 183-193-1, ч. 3 и 4 от. 194, 195-199-2, ч. 2 от. 200-1), большинство преступлений против интересов коммерческих и иных организаций также преступления против интересов службы в коммерческих и иных организаций, за исключением злоупотребления положением частными нотариусами и аудиторами - от. 201, 202, 204), ряд преступлений против общественной безопасности и общественного порядка (п. «в» ч. 2 от. 215-2, от. 238, ч. 2 от. 243, ч. 3 от. 243-2, ч. 2 от. 243-3), девять преступлений против государственной власти (от. 285-1 - 285-3, 287, 289 - 291-1, ч. 1 от. 292-2, от. 304, ч. 2 от. 327-1 УК РФ).

Из этих преступлений выделяются те, отнесение которых к анализируемому перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела: ч. 2, 3 и 4 от. 188 (дата ранее 8 декабря 2011 г.), от. 194 (дата между 8 декабря 2011 г. и 30 июня 2013 г.).

б) вторую группу преступлений экономической на-

правленности («условно экономической направленности») составляют преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке дополнительных условий, при которых выявленное

преступление может быть отнесено к числу преступлений экономической направленности - всего их 89.

К преступлениям экономической направленности также относятся экологические преступления, предварительное расследование по которым производится в форме предварительного следствия (всего их 21).

Особое место занимают преступления экономической направленности, относящиеся к категории налоговых преступлений по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме предварительного следствия. Из них к преступлениям экономической направленности без дополнительных условий относятся преступления, предусмотренные чч. 3 и 4 от. 194, от. 198 - 199-2 и ч. 2 от. 327-1 УК РФ. При наличии отметки в статистической карточке отметки об отнесении к налоговым преступлениям к преступлениям экономической направленности относятся еще 50 преступлений (в основном совершаемые в сфере экономики).

в) к последней, третьей группе (называемые «попутно экономической направленности») отнесены преступле-

14 Еремин А.А. Факторы и условия, определяющие управление органами предварительного следствия в системе МВД России по делам о преступлениях экономической направленности. - М.: Академия управления МВД России, 2014. С. 71.

ния при выполнении дополнительных условий: преступления против собственности, хищение или вымогательство взрывчатых веществ и взрывных устройств, преступления в сфере компьютерной информации, халатность и ряд других при условии, что они были сосовершены:

а) лицами:

Должностными, материально ответственными и иными лицами, выполняющими на предприятиях, учреждениях или организациях независимо от формы собственности и организационно-правовых форм организационно-распорядительные или административнохозяйственные обязанности;

Лицами, не наделенными указанными полномочиями, но имеющие доступ к предмету посягательства для выполнения трудовых обязанностей по роду деятельности или службы;

Лицами, выполняющими обязанности по охране имущества или объекта, в котором оно хранится, без материальной ответственности;

б) в процессе осуществления производственнохозяйственной и финансовой деятельности в отношении:

Предприятий, учреждений, организаций и иных структур, являющихся юридическим лицом, независимо от форм собственности, организационно-правовой формы и объединений (граждан, юридических лиц), не являющихся юридическим лицом;

Физических лиц, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность и официально зарегистрированных в качестве предпринимателей.

Возможно отнесение к числу преступлений экономической направленности преступлений только в случае их выявления при раскрытии экономических преступлений:

Вымогательство, особо квалифицированный вид приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика, неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта, похищение или повреждение документов и др.15.

Оценивая «ведомственный» подход при классификации преступлений, следует отметить неясность критериев, по которым его авторы определяют их экономическую направленность, относя к ним и корыстные и имущественные, и насильственные, и преступные деяния в сфере экономической деятельности, и другие виды преступлений. При этом с позиций уголовного права представляется не вполне понятным, насколько могут быть преступления обозначены как совершаемые в той или иной сфере либо как имеющие ту или иную направленность, если речь идет о криминологическом понятии.

Разделение преступлений по сферам или направленности объясняется в данном случае, по нашему мнению, узковедомственными интересами и потребностями правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с ними.

Дело в том, что традиционно борьбу с преступлениями экономической направленности осуществляли в основном подразделения по борьбе с экономическими преступлениями (Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России) органов внутренних дел, а также иные подразделения правоохранительных органов, - по направлениям их деятельности.

15 См.: Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. - СПб., 2000. С. 246-247.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

Мазур С.Ф.

Относясь с пониманием к необходимости разделения полномочий «силовых структур», нужно, однако, заметить, что компетенция правоохранительного органа не должна влиять на правовую квалификацию деяний, борьбу с которыми он осуществляет. Так, в настоящее же время официальная уголовная статистика отмечает «мошенничества экономической направленности» - как будто мошенничества могут быть еще какой - либо иной «направленности».

Очевидно, что компетенция правоохранительных органов и их подразделений может включать в себя борьбу с преступлениями любых видов, независимо от их направленности и сферы деятельности, где эти преступления совершаются (и вряд ли целесообразна дискуссия о направленности, например, взяточничества: общеизвестна закрепленная уголовным законом направленность этих преступлений, - это государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а не экономика, хотя дополнительным непосредственным объектом конкретного преступления могут быть также и экономические отношения).

Таким образом мы может придти к выводу, что понятие «преступления экономической направленности» недостаточно определено, нечетко и, главное, включает в себя разнородные виды преступлений, имеющих различные родовые и видовые объекты преступлений (нормы о которых включены в различные разделы и главы УК РФ). Однако официальная уголовная статистика так называет рассматриваемые нами в настоящей работе преступления и мы вынуждены именно так их называть16.

Резюмируя все вышесказанное, мы можем сделать следующие краткие выводы. Расхождение между классификацией преступлений, закрепленной в Уголовном законе и в ведомственном законодательстве, направленном на упорядочение компетенции правоохранительных структур и улучшение статистической отчетности, во многом носит объективный характер, вызванной особенностями правоприменительной (и, в первую очередь, правоохранительной) деятельности. Однако приоритет в классификации преступлений остается, безусловно, за Уголовным законом и одной из задач как законодателей, так и правоприменителей, должно являться упорядочение такой классификации в целях совершенствования противодействия преступности. Говоря же конкретно о так называемых преступлениях экономической направленности хотелось бы либо вообще исключить из применения данную криминологическую категорию, либо, по крайней мере, сформулировать понятие данного вида преступлений в полном соответствии с доктриной Уголовного закона - что совсем

16 См. подробнее по вопросам классификации преступлений в сфере экономики: Мазур С.Ф. Противодействие преступности в сфере экономической деятельности: уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы: Монография. - М., 2006. С. 14-20; Он же: Вопросы совершенствования уголовного законодательства, направленного на противодействие криминогенному потенциалу экономической деятельности в частном предпринимательстве//Бизнес в законе. 2006. № 1; Он же: Совершенствование деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию преступности в сфере эко-номики//Бизнес в законе. 2009. № 4; Он же: Отдельные вопросы развития потребительского рынка России и его правовой защиты органами внутренних дел//Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 6; Он же: Понятие российского потребительского рынка, его субъектов, а также преступлений, совершаемых на нем/Организационно-экономическая психология: Моногра-

фия/Под ред. В.Р. Шлычкова: Московский государственный психолого-педагогический университет: - М., 2014.

не исключает необходимость дальнейшего совершенствования действующего уголовного законодательства (тем более в преддверии разработки и принятия нового Уголовного кодекса Российской Федерации, целесообразность чего уже давно назрела).

Рецензия

на научную статью профессора кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, доктора юридических наук, профессора С.Ф. Мазура «Некоторые вопросы противодействия преступлениям экономической направленности и их место в классификации преступлений», представленную в журнал «Пробелы в российском законодательстве»

Рецензируемая научная статья представлена на очень интересную и, главное, перспективную как для научной, так и для прикладной разработки, тему. Поднимаемые автором проблемы и пути развития рынка России уголовноправовыми средствами представляют значительный интерес и перспективу для их дальнейшего научного и практического развития. Очень важным поднимаемые проблемы и перспективы их разрешения представляются для практической деятельности правоохранительных органов, специализирующихся на пресечении и расследовании преступлений экономической направленности. Анализируемая работа представляет собой самостоятельное, завершенное исследование. Оно характеризуется научной новизной, постановкой и решением значимых для теории и практики проблем совершенствования изучаемой сферы. В работе представлен интересный анализ различных точек зрения по исследуемой проблеме, конкретно формулируются авторские позиции по ним, даются интересные и оригинальные определения дефиниций по изучаемой теме. Автором раскрыто соотношение преступлений экономической направленности с экономическими преступлениями, преступлениями в сфере экономики, экономической деятельности и других; их место в классификации преступлений, а также предлагаются соответствующие дополнения и изменения в аппарат действующего уголовного законодательства. В ходе работы автор изучил и использовал широкий круг научных источников по теме исследования.

Особенный интерес представляет произведенный в рецензируемой научной работе анализ реализации указаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России, направленных на противодействие совершению анализируемых в настоящей работе преступлений экономической направленности.

К замечаниям и пожеланиям по работе можно отнести необходимость четкого определения полного списка преступлений, отнесенных к перечню преступлений экономической направленности. Кроме того, хотелось бы услышать от автора данной научной статьи более полный объем его собственных выводов и предложений по теме исследования.

Вывод: С учетом произведенных предложений и замечаний по анализируемой научной статье представляется, что она подготовлена на высоком научном, методологическом уровне и, безусловно, будет полезна для улучшения практической деятельности следственных подразделений, направленных на раскрытие и расследование анализируемого вида преступлений, а также для использования в научной и педагогической деятельности.

Вследствие сказанного научная статья С.Ф. Мазура «Некоторые вопросы противодействия преступлениям экономической направленности и их место в классификации преступлений» может быть рекомендована для опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Рецензент:

Главный научный сотрудник ВНИИ МВД России доктор юридических наук, профессор А.А. Магомедов

Экономические преступления - противоправные действия, наносящие финансовый ущерб, снижающие экономическую эффективность процесса производства и сбыта товаров.

Экономические преступления спланированы и направлены на подрыв репутации, ухудшение экономического положения отдельных организаций или отраслей производства. Предметом (объектом) экономических преступлений может стать отдельная компания, сегмент рынка, отрасль промышленности, взаимодействие экономических агентов, деятельность надзорных органов.

Результат экономических преступлений — незаконное обогащение правонарушителей, уход от налогов, завоевание лидирующего положения на рынке, выпуск некачественных товаров.

Разновидности экономических преступлений

Правонарушения в сфере экономики различаются в зависимости от статей УК РФ, которые рассматривают каждый случай.

  • Правонарушения в сфере частной коммерческой деятельности, которые регулирует ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». Преступники нарушают порядок регистрации юридического лица, затрудняют выход нового производителя на рынок с помощью демпинга, подделки документов, недобросовестной конкуренции, мошеннических схем налогообложения.
  • Различные действия по сговору группы лиц, которые регулирует ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Нарушители создают и регистрируют подставные фирмы, фальсифицируют отчеты для налоговой инспекции, укрывают доходы, проводят рейдерские захваты бизнеса.
  • Недобросовестные и мошеннические схемы в сфере кредитования частных лиц и бизнеса, которые регулирует ФЗ № 353 «О потребительском кредите (займе)». Различные микрофинансовые организации, банки-«однодневки», предоставляющие займы под неоправданно высокие проценты, использующие подлог документов и фальсификацию для взыскания долгов.
  • Мошеннические схемы, направленные на достижение лидирующего положения на рынке. Такие действия регулирует ФЗ № 135 «О защите конкуренции». Действия крупных компаний, государственных корпораций, и надзорных органов, приводящие к демпингу, искусственному завышению прибыли компаний, вытеснению отдельных производителей с рынка.
  • Незаконные способы снижения таможенных платежей, которые описаны в ФЗ № 114 «О таможенном регулировании в РФ». Подделка документов, сговор с иностранными производителями, сотрудниками таможенных служб и надзорных органов, приводящий к поставке некачественных товаров, опасных для потребителей.
  • Изготовление, приобретение, продажа и посредническая деятельность в отношении поддельных документов, товаров и услуг, добытых преступным путем. Такие действия регулирует статья 175 ФЗ № 162 «О стандартизации в РФ». Под действие закона попадает контрафактная продукция, наркотические и взрывчатые вещества, бактериологическое оружие и все организации, занятые производством и сбытом подобных вещей.

Последствия любых экономических преступлений — нарушение естественного развития рыночной инфраструктуры, стагнация, снижение уровня конкуренции, неравномерное распределение доходов и ресурсов. Ответственность за экономические преступления зависит от размера нанесенного ущерба и величины самой компании. Ответчик может выплатить штраф или подвергнуться уголовному наказанию.

Борьба с преступлениями в сфере экономики

Наиболее тщательной проверке и жесткому преследованию подвергаются крупные коммерческие организации в сфере экспорта, импорта, таможенной очистки товаров, создания новых технологий, защиты информации. Для противодействия экономическим преступлениям применяют следующие механизмы.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный , многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность.

Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, в качестве профилактики преступлений обращение к жертве преступления, потерпевшему пока используется нечасто.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Специально-криминологическое предупреждение организованной преступности предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, фискально-финансовых и других специальных мер непосредственно направленных на блокировку, нейтрализацию, ослабление причин и условий организованной преступности в сфере экономики и финансов.

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;

органы государственного контроля (налоговая и таможенная службы, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета, Центральный банк РФ, и др.);

органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ, ГТК);

общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).