Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности состав

Статья 169 УК предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Законное предпринимательство и иная экономическая деятельность основывается не только на свободе выбора вида предпринимательской или иной экономической деятельности, не запрещенной законом, выбора его организационно-правовой формы, реализации продукта своей деятельности, независимости при распоряжении прибылью и самое главное - обязательности государственной регистрации и соблюдении нормативно установленного порядка и условий регистрации.

Дополнительным объектом преступления является конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Объективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной предпринимательской и иной экономической деятельности. Воспрепятствование означает создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается. Воспрепятствование может совершаться как действием, так и бездействием и проявляться в шести формах преступной деятельности: а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонение от их регистрации; в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выдачи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица выражается в открытом нежелании уполномоченного лица провести регистрацию, несмотря на то, что все основания для данной регистрации имеются.

Регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица осуществляется на основании федеральных законов: от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 03.02.96 № 17-ФЗ.

Государственная регистрация - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской деятельности, а также при внесении изменений в учредительные документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.


Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Федеральная регистрационная служба Министерства юстиции РФ, имеющая свои территориальные органы в субъектах Федерации, и главные регистраторы и регистраторы при органах власти местного самоуправления в городах, районах, населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций проводит ЦБР и его отделения. Все виды экономической деятельности, связанные с иностранными инвестициями, подлежат регистрации в Государственной регистрационной палате при Правительстве РФ.

Новый закон о государственной регистрации устанавливает единый порядок регистрации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ранее для индивидуальных предпринимателей был упрощенный порядок).

Законы определяют исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Соискатели подают в регистрирующий орган заявление по форме, установленной Правительством РФ, и квитанцию об уплате регистрационного сбора. Подписи заявителей должны быть нотариально заверены. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика. Кроме того, для регистрации юридического лица должны быть представлены: документ, подтверждающий оплату (не менее 50%) уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов), решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, устав организации с указанием организационно-правовой формы этой организации, вида экономической деятельности, руководящего органа и юридического адреса, а также в установленных законом случаях документ о согласовании с соответствующими органами и (или) органами местного самоуправления вопросов создания юридического лица. В случае регистрации иностранного юридического лица должна быть представлена выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения.

Перечень документов, необходимых для регистрации индивидуального предпринимателя, расширен по сравнению с ранее действовавшим порядком, установленным Указом Президента РФ от 08.07.94 № 1482. Кроме заявления и квитанции об оплате регистрационного сбора, соискатель представляет копию (нотариально заверенную) основного документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места жительства. Для несовершеннолетнего заявителя нужно представить нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской деятельности либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Законом.

В течение установленных сроков регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму, с обязательным указанием мотивов и доводится до сведения заявителя.

Отказ в регистрации возможен по основаниям, указанным в законе: а) в случае представления недостоверных документов; б) если истек срок действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживания на территории России; в) если не утратила силу более ранняя регистрация; г) если не истек срок со дня принятия судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся экономической деятельностью; д) при наличии решения суда о прекращении предпринимательской деятельности в принудительном порядке; е) если не истек срок, на который лицо было лишено права по приговору суда заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается и образует признаки преступления, предусмотренного ст. 169 УК, в первой форме.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица - это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в сознательном нарушении сроков регистрации. Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже устанавливают точные сроки: для регистрации предприятий с иностранными инвестициями - в течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации должно быть рассмотрено ЦБР не более чем в течение б месяцев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышленное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности выражается в открытом нежелании выдать лицензию на законных основаниях. Статья 49 ГК РФ устанавливает, что отдельными видами экономической деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации устанавливаются единый перечень лицензируемых видов деятельности, единый порядок процесса лицензирования, единые требования и условия для осуществления отдельных видов деятельности. Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство РФ уполномочено определить федеральные органы исполнительной власти, утвердить положения о лицензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг и выделить виды деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации установлен Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», постановлениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15.08.2000 № 10 и от 18.07.2001 № 14

Закон определяет перечень документов, которые соискатель лицензии должен представить: заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, основного государственного регистрационного номера юридического лица, места его нахождения и вида деятельности, которую соискатель намерен осуществлять. Индивидуальный предприниматель в заявлении указывает данные основного документа, удостоверяющего его личность, место жительства, основной государственный регистрационный номер, записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и вид деятельности. К заявлению прилагаются копии учредительных документов юридического лица, свидетельства о регистрации, а также о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе и квитанция об уплате регистрационного сбора. Не допускается требовать представления документов, не предусмотренных законом.

Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче лицензии и сделать запись в государственном реестре или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых документов (ч. 2 ст. 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Закон называет только два основания для отказа: а) представление недостоверных или искаженных сведений; б) если объекты, принадлежащие или используемые соискателями, не соответствуют лицензионным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера). Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям (например, по причине отсутствия средств для проведения экспертизы) является незаконным и может быть основанием привлечения должностного лица к уголовной ответственности по ст. 169 УК (по признакам третьей формы преступной деятельности).

Уклонение от выдачи лицензии выражается в затягивании сроков (свыше 60 дней) оформления специальных разрешений и является пассивной формой неправомерного отказа, например выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы. Никакое должностное лицо не имеет права ограничивать права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица, если это ограничение не установлено законом (ст. 55 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц. Никакие другие ограничения права на предпринимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее организационно-правовой формы, недопустимы. Поэтому предоставление каких-либо льгот или установление преимуществ, например, акционерному обществу (выдача лицензии, предоставление кредитов на льготных условиях) и лишение этих преимуществ муниципального унитарного предприятия образуют признаки данной преступной деятельности.

Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица является нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельности и независимости. Вмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц возможно только в случаях нарушения правил охраны труда, санитарно-эпидемиологических правил, техники безопасности и других правил, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вмешательство возможно также в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. В иных случаях вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица будет признано неправомерным.

При характеристике объективной стороны указывается дополнительный признак - способ: с использованием служебного положения лица, осуществляющего регистрацию субъектов предпринимательства, выдачу лицензии, или лица, взаимодействующего с предпринимательством в иных формах.

По конструкции состав, предусмотренный ч. 1 ст. 169 УК, формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения деяния хотя бы в одной из перечисленных форм преступной деятельности.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями препятствует законной предпринимательской деятельности, и желает действовать таким образом. Мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать власть, месть, но чаще всего корысть.

Субъект преступления - только должностное лицо. Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК. Но в анализируемой статье имеется в виду специальное должностное лицо, уполномоченное от имени государства на проведение регистрации субъекта предпринимательства или выдачу ему лицензии на занятие отдельными видами предпринимательской и иной экономической деятельности. Вмешательство в предпринимательскую деятельность может осуществляться и другими должностными лицами.

Часть 2 ст. 169 УК содержит два отягчающих признака: а) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба.

Первое отягчающее обстоятельство влияет на квалификацию преступления, когда воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжалось уже после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица, отказавшего в регистрации индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу или совершившего другие действия, предусмотренные ст. 169 УК. Такое воспрепятствование имеет повышенную степень общественной опасности, поскольку сопряжено с игнорированием акта судебной власти.

Понятие крупного ущерба - второе отягчающее обстоятельство - раскрывается в примечании к ст. 169 УК. В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь(например, в виде затрат на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности). Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб.

Примечание к ст. 169 УК определяет единые понятия крупного и особо крупного размера, крупного ущерба, дохода или задолженности в крупном размере в отношении и других экономических преступлений, предусмотренных ст. 171, 171¹, 177, 188, 191 и 192 УК. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью признается стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. руб., особо крупным - 1 млн руб. Исключение составляют ст. 174, 174¹, 178, 185, 185¹, 193, 194, 198, 199 и 199¹ УК, в примечаниях к которым установлены другие, строго дифференцированные, определения крупного и особо крупного размера, крупного ущерба.

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, проявляется прежде всего в том, что в результате его совершения гражданин или организация лишаются своего права или ущемляются в праве на осуществление свободной ской или иной экономической деятельности.

Применительно к непосредственному объекту данного преступления в литературе не сложилось единого понимания, в частности, указывается, что им могут являться общественные отношения, обеспечивающие интересы ской или иной деятельности и интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления*(35); общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования государственного аппарата и аппарата местного самоуправления*(36); экономические отношения, основанные на принципе свободы экономической деятельности, закрепленном Конституцией РФ*(37).

На наш взгляд, непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, связанные с возможностью гражданина свободно осуществлять свое право на осуществление ской или иной экономической деятельности. При этом нельзя также забывать о том, что данное деяние в той или иной мере затрагивает также интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Указанные отношения будут являться дополнительным непосредственным объектом данного преступления.

Право на осуществление ской деятельности гарантировано в ст. 8 Конституции РФ, где указано, что "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для ской и иной не запрещенной законом деятельности".

Понятие ской и иной экономической деятельности было дано выше. При этом необходимо отметить, что в литературе не раз подчеркивалась не совсем удачная формулировка данной нормы. В частности, Б.В. Волженкин указывал на то, что более удачной была бы формулировка "воспрепятствование законной ской или иной экономической деятельности".
Потерпевшим от преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, может быть как физическое лицо – индивидуальный , так и юридическое лицо. В ст. 23 ГК РФ сказано, что гражданин вправе заниматься ской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Объективная сторона преступления характеризуется деянием в следующих формах:
1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
2) уклонение от их регистрации;
3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на определенную деятельность;
4) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на определенную деятельность;
5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
6) незаконное ограничение самостоятельности либо незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Под неправомерным отказом в государственной регистрации или в выдаче специального разрешения (лицензии) понимается "любой отказ независимо от аргументов и мотивов принятия решения об отказе в регистрации, если лицом, претендующим на регистрацию, соблюден порядок образования коммерческой организации как юридического лица, учредительные документы соответствуют закону, соблюдены условия получения статуса предпринимателя и выполнены иные требования нормативно-правовых актов, регламентирующих скую деятельность"*(38).

Под уклонением от государственной регистрации или выдачи специального разрешения (лицензии) следует понимать невыполнение должностным лицом обязанности провести регистрацию или выдать специальное разрешение при наличии всех законных оснований для этого либо в установленные сроки отказать в регистрации*(39). Оно может заключаться, например, в неоднократном отказе должностного лица принять документы на регистрацию под предлогами недостатка документов, несоответствия их формы предъявляемым требованиям, загруженности работой, отсутствия компетентных должностных лиц и т.д.; в незаконном и неоднократном продлении сроков регистрации; в умышленной утрате учредительных документов; в затягивании процесса регистрации путем систематического истребования новых документов и т.п.*(40)
Под ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица понимается уменьшение правоспособности лиц и организаций или создание препятствий для осуществления отдельных прав одним хозяйствующим субъектам за счет создания преимуществ другим субъектам*(41).

Под незаконным ограничением самостоятельности либо незаконным вмешательством в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, как правило, понимается ограничение права на заключения определенных видов договоров, навязывание определенных условий договоров, установление каких-либо границ при заключении договоров, требование расторжения договоров и т.д.
По конструкции данный состав преступления является формальным, т.е. оконченным с момента совершения одного из перечисленных деяний в форме действия или бездействия.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что совершает незаконные действия, связанные с воспрепятствованием законной ской или иной экономической деятельности, и желает их совершить.
Субъект преступления специальный – должностное лицо. Как отмечает Н.А. Лопашенко, субъектами разных форм воспрепятствования выступают разные должностные лица:
– субъектами неправомерного отказа в регистрации или уклонения от регистрации могут быть должностные лица федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены на осуществление государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
– субъектами неправомерного отказа в выдаче лицензии и уклонения от ее выдачи выступают должностные лица – работники лицензирующих органов;
– субъектами ограничения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, незаконного ограничения их самостоятельности, незаконного вмешательства в их деятельность могут быть работники налоговых, антимонопольных, правоохранительных, любых иных государственных органов, органов местного самоуправления и т.д.*(42)
Обязательным признаком для привлечения должностного лица к ответственности является использование им своего служебного положения.
В ч. 2 ст. 169 УК РФ предусмотрено два квалифицирующих признака:
– совершение преступления в нарушение вступившего в законную силу судебного акта. При этом виновное лицо должно осознавать, что совершает данное деяние вопреки уже вступившему в законную силу судебному акту;
– с причинением крупного ущерба.
Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ, крупным признается ущерб, превышающий 250 тыс. рублей. Таким образом, по отношению к последствиям необходимо также установление причинной связи. Применительно к данному квалифицирующему признаку Б.В. Волженкин справедливо замечал, "по отношению к причиненным последствиям вина может носить не только умышленный (в виде прямого и косвенного умыслов) характер, но и неосторожный характер"*(43).

    Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности - по УК РФ (ст. 169) преступление, посягающее на свободу предпринимательской или иной разрешенной законом деятельности физического или юридического лица, заключающееся: 1) в неправомерном отказе в государственной регистрации индивидуального… … Большой юридический словарь

    ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 22 УК РФ. Данный институт относится к субинституту Преступления в сфере экономики. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства,… … Словарь-справочник уголовного права

    Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью - Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью вид уголовного наказания, заключающийся в ограничениях по службе или в запрете заниматься профессиональной или иной деятельностью. Содержание … Википедия

    Список составов преступлений в РФ - … Википедия

    Отдельные преступления - Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

    Бизнес

    Предпринимательская деятельность - Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными… … Википедия

    Частное предпринимательство - Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными… … Википедия

    Преступления в сфере экономики - предусмотренные УК РФ посягательства на установленный порядок осуществления экономической деятельности. Действующий УК РФ предусматривает несколько групп п. в с. э.: преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой и т.п.) … Большой юридический словарь

    НПА:Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:Раздел II - (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия

Объект: общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления определенной сферы предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Объективная сторона: действия и бездействия должностного лица.

К числу действий закон относит:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.

2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности.

3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;

4) ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства, следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе (например, установление предельного объема производства или сбыта продукции).

Субъект: специальный - должностное лицо.

Субъективная сторона: вина в форме умысла.

Конструкция состава: формальный.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 169 УК РФ):

Деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей

Объект: установленный порядок земельных отношений, т.е. отношения по использованию и охране земель в РФ.

Объективная сторона: содержит три формы преступной деятельности:

1) регистрация заведомо незаконных сделок с землей;

2) искажение сведений государственного кадастра недвижимости;

3) занижение размеров платежей за землю.

Субъект: специальный - должностное лицо.

Субъективная сторона: вина в форме умысла и специальный мотив - корыстная или иная личная заинтересованность.

Конструкция состава: формальный.

Статья 170.1. Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета

Объект: отношения по установленному законодательством учету юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учету ценных бумаг.

Объективная сторона: представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные.

Субъект: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона: вина в форме умысла и альтернативно указанная цель - внесение в единый государственный реестр юридических лиц, реестр владельцев ценных бумаг или систему депозитарного учета недостоверных сведений либо иными целями, направленными на приобретение права на чужое имущество.

Конструкция состава: формальный. Преступление считается оконченным с момента представления документов лично или через представителя, сдачи документов в почтовую организацию или иную службу доставки, отправления документов по электронной почте или ввода их в автоматизированную систему, независимо от того, повлияли ли указанные действия на внесение данных в соответствующий реестр.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 170.1 УК РФ):

Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета.

Квалифицированный состав (ч. 3 ст. 170.1 УК РФ):

Деяние, предусмотренное частью второйнастоящей статьи, если оно было сопряжено с насилием или с угрозой его применения.

Неправомерный доступ к реестру владельцев ценных бумаг или системе депозитарного учета как способ внесения в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений выступает квалифицирующим признаком (ч. 2).

Насилием является нанесение побоев, истязания, ограничение свободы, другое физическое воздействие, а также легкий и средней тяжести вред здоровью (ч. 3 ст. 170.1УК).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточносибирский институт экономики и права

Факультет инновационных технологий обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Уголовное право

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Иркутск - 2014

  • Введение
  • Заключение

Введение

Конституция Российской Федерации провозгласила незыблемый постулат о том, что каждый имеет право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Эта норма олицетворяет не только признание законности предпринимательской деятельности в нашей стране, но и значимость поддержки малого и среднего бизнеса для стабилизации российской экономики в целом.

Важность оздоровления отечественной рыночной экономики, обеспечения конкурентоспособности российских товаров и услуг, несомненно, возрастает в условиях настоящего времени. К сожалению, стимулирование развития свободных экономических отношений на федеральном уровне нередко серьезно осложняется вследствие незаконных действий ответственных должностных лиц на местах, связанных в том числе и с неправомерным ограничением прав предпринимателей.

Неправомерные отказы или уклонения от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, неправомерные отказы или уклонения от выдачи лицензии на осуществление определенной деятельности, наряду с иными, не менее опасными формами незаконного вмешательства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, порой не только причиняют им крупный ущерб, но и могут повлечь разорение и банкротство.

Очевидно, что подобные действия подрывают экономические устои нашего общества, нередко превращая в пустую фикцию провозглашенное государством право каждого лица заниматься разрешенной законом экономической деятельностью, направленной на систематическое извлечение прибыли.

Фактическая распространенность подобных неправомерных действий чиновников и иных заинтересованных лиц повлекла потребность в их криминализации, воплощенной в ст. 169 УК РФ. Указанная норма представляет собой новеллу отечественного уголовного законодательства, что обусловливает трудности в доказывании признаков данного деяния.

Несмотря на то, что она помещена в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», по своей сути норма представляет собой специфическую разновидность злоупотребления должностными полномочиями. Иными словами, криминализированное в ст. 169 УК РФ деяние интегрирует в себе признаки должностного преступления в сфере экономической деятельности.

Данные факторы, в свою очередь, выделяют это преступление из группы иных, более однородных, посягательств в сфере экономической деятельности, грубо нарушающих непосредственный порядок осуществления свободной экономической деятельности, в том числе ее определенной разновидности (например, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, незаконное получение кредита и т.д.).

В то же время, нельзя сказать, что преступление, предусмотренное ст. 169 УК РФ, официально относится к числу распространенных. Действительно, факты возбуждения уголовных дел по указанному составу немногочисленны. Однако это вовсе не означает отсутствия актуальности исследования данной проблемы.

Объектом работы выступают общественные отношения в сфере предпринимательской и иной свободной экономической деятельности, регламентированные и охраняемые действующим уголовным законодательством.

Предмет - система уголовно-правовой охраны законной предпринимательской и иной деятельности.

Задачами настоящей работы являются:

- дать уголовно-правовую характеристику преступления, предусмотренного за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности;

- рассмотреть квалифицирующие признаки указанного преступления;

- проанализировать проблемы воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

1. Объективные признаки преступления

Сфера, охраняемая данной нормой закона, - это отношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами разрешительной, контрольно-надзорной, фискальной и иных функций регулирования предпринимательской деятельности, в частности, в области принятия решений, проведения проверок, заключения соглашений, возложения поручений, лицензирования, контроля за соблюдением правил торговли, оказания услуг, производственной деятельности, налогообложения и взимания различных сборов, кредитования, обслуживания государственными структурами.

Объективная сторона данного преступления характеризуется действиями или бездействием, направленными на создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается и характеризуется тремя обязательными признаками:

1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

2) наступление в результате этого общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства;

3) наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.

Правомерность деятельности должностных лиц в анализируемой сфере - это не что иное, как законность их деятельности, которая определяется не только Конституцией РФ , ГК РФ и отдельными законами, но и множеством нормативно-правовых актов.

самом обобщенном виде указанные правовые нормы регламентируют: основания и порядок получения статуса предпринимателя или общественного деятеля в разрешительном либо удостоверительном порядке; обязанности предпринимателя или публичного деятеля по отношению к государству и иным участникам гражданско-хозяйственного оборота; ответственность предпринимателя или публичного деятеля; компетенция (полномочия) должностного лица (права и обязанности); порядок вынесения решений и совершения юридически значимых действий; возможности судебного и (или) иного пути обжалования действий должностных лиц .

Диспозиция ч. 1 ст. 169 УК РФ, составляющая объективную сторону данного состава преступления, содержит в себе следующие операциональные признаки:

А. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя, коммерческой либо некоммерческой организации. Такая регистрация предусмотрена ст. 23, а также ст. 51 ГК РФ. Ее должны осуществлять налоговые инспекции в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» . Отказ в государственной регистрации, не основанный на нормах упомянутых выше правовых актов, признается неправомерным. Основаниями отказа могут, в частности, послужить нарушение установленного законом порядка образования юридического лица, несоответствие его учредительных документов закону, недееспособность гражданина (ст. ст. 23, 28, 29, 51 ГК РФ). Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается (п. 1 ст. 51 ГК РФ).

Известную сложность при проверке жалоб граждан представляет то, что в нормативных актах, определяющих порядок отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения, речь идет лишь о письменном отказе. По нашему мнению, неправомерным, уголовно наказуемым может быть и отказ в устной форме.

Б. Уклонение от регистрации можно назвать разновидностью преступного бездействия, которое носит более завуалированный характер по сравнению с прямым отказом, что выражается, например, в неправомерном затягивании процесса регистрации под надуманным предлогом (например, занятости сотрудников регистрирующего органа), в отказе принять документы, истребовании не установленных законом документов и т.п.

Между тем ст. 13 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает предельный срок рассмотрения документов - не более трех рабочих дней со дня представления документов.

В известном смысле уклонение может быть поглощено отказом. Однако согласно той же ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», для государственной регистрации предприниматель должен представить только заявление, составленное по установленной форме, и документ об уплате регистрационного сбора. Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя. Требование же иных документов или совершения иных действий при регистрации предпринимателя не допускается.

В. Неправомерный отказ выдать лицензию. После принятия Закона о лицензировании необходимо руководствоваться порядком, установленным в этом и иных законах (например, ФЗ РФ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ; ФЗ РФ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ; ФЗ РФ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» ). Эти нормативные акты подробно регулируют условия лицензирования, порядок выдачи лицензии, устанавливают основания, могущие послужить основанием для отказа в ее выдаче. Уклонение в выдаче лицензии может иметь самые разнообразные формы: оставление представленных документов без рассмотрения, истребование ненужных документов, нарушение сроков выдачи лицензии и т.д.

Статья 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

К подобного рода деятельности можно, к примеру, отнести: разработку авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах; деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговлю указанной продукцией; разработку вооружения и военной техники; производство пиротехнических изделий; деятельность по эксплуатации газовых сетей; фармацевтическая деятельность; производство лекарственных средств; культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ; перевозки железнодорожным транспортом пассажиров; негосударственную (частную) охранную деятельность; негосударственную (частную) сыскную деятельность; аудиторскую деятельность; производство табачных изделий и др.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям (п. 7 ст. 14 данного Закона).

Уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) предполагает невыдачу лицензии без достаточных оснований в установленный срок - 45 дней со дня подачи соответствующего заявления (п. 1 ст. 14 указанного Закона).

Г. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы.

ГК РФ допускает наличие следующих организационно-правовых форм коммерческих организаций: закрытые и открытые акционерные общества, унитарные предприятия, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы. Кроме того, вплоть до преобразования в одну из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ (либо до их ликвидации), осуществляется также деятельность индивидуальных (семейных) частных предприятий, а также предприятий, созданных хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, фондами и др.

Из-за определенных недочетов так называемой юридической техники (т.е. приемов, используемых при написании законов) на практике были попытки ограничить действие ст. 169 УК РФ путем особого толкования формулировки: «ограничение прав и законных интересов в зависимости от организационно-правовой формы».

Например, заместитель главы администрации г. Шуйска Васильев запретил всем организациям сдавать помещения в аренду торговым фирмам, возглавляемым не прописанными в Шуйске гражданами. При этом он руководствовался, как говорили в прежние времена, ложно понятыми интересами службы.

Прокурор города отказал в возбуждении уголовного дела по коллективному заявлению многих пострадавших от действий Васильева лиц, сославшись на приведенную цитату, согласно которой, по мнению прокурора, преступны только такие действия, которые совершаются должностным лицом именно по мотиву ненависти к негосударственной (либо - в других случаях - государственной или муниципальной) форме собственности.

Видимо, подобное решение было неправильным. Указанный оборот вовсе не свидетельствует о том, что побуждением для совершения незаконных действий у должностного лица обязательно должно быть желание причинить вред правам и законным интересам лица именно потому, что организация относится к той, а не иной организационно-правовой форме или форме собственности.

Под незаконным ограничением прав и самостоятельности предпринимателей, вмешательством в их деятельность следует признать запрещение на заключение с определенными предпринимателями или коммерческими организациями договоров на реализацию товаров, выполнение работ и оказание услуг, принудительное навязывание каких-либо условий при заключении договора, ставящих предпринимателей в неравное положение, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности, включению их в управленческие органы коммерческой организации, принуждение к соучредительству, установление необходимости неправомерного согласования с должностным лицом принимаемых предпринимателем или коммерческой организацией решений, недопущение эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.

Спорным является вопрос о том, можно ли признать ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, когда чиновники на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований издают нормативные акты, запрещающие вывоз определенных товаров за пределы региона и т.п.

По мнению Ю.В. Вербицкой, поскольку подобный акт общего характера непосредственно затрагивает интересы конкретных предпринимателей, противоречит Конституции России и федеральному законодательству, можно говорить о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности .

Д. Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Законодательство Российской Федерации исходит из того, что предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая лицом на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ч. 1 ст. 2 ГК РФ). С учетом этого любые действия, направленные на нарушение подобного правового статуса, могут повлечь ответственность по ст. 169 УК РФ.

При этом закон (ч. 1 ст. 169 УК РФ) не конкретизирует виды (способы) вмешательства в предпринимательскую или иную деятельность. Следовательно, они могут быть самыми разнообразными, но обязательно основанными на действующем законе.

С внешней стороны под незаконным ограничением прав и самостоятельности предпринимателей, вмешательством в их деятельность следует признать запрещение на заключение с определенными предпринимателями или коммерческими организациями договоров на реализацию товаров, выполнение работ и оказание услуг, принудительное навязывание каких-либо условий при заключении договора, ставящих предпринимателей в неравное положение, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности, включению их в управленческие органы коммерческой организации, принуждение к соучредительству, установление необходимости неправомерного согласования с должностным лицом принимаемых предпринимателем или коммерческой организацией решений, недопущение эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.

Ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не связывается законом с формой собственности или иными особенностями защищаемого субъекта. Оно состоит в неправомерном или частичном осуществлении им этих правомочий как своих собственных либо в установлении должностным лицом контроля в незаконных формах за их деятельностью и, как следствие, возникновении невозможности реализовать в полной мере правоспособность и дееспособность индивидуального предпринимателя и юридического лица.

Ограничение самостоятельности может, в частности, осуществляться путем оказания незаконного управленческого давления, угрозы экономическими санкциями, принуждения к незаконному совершению действий, необязательных для индивидуального предпринимателя и коммерческой организации, установлению необходимости неправомерного согласования принимаемых решений и т.д.

Примерами такого незаконного вмешательства в хозяйственную самостоятельность предпринимателей могут служить: указания государственных органов и органов местного самоуправления об уровне отпускных цен (если цены не относятся к регулируемым), установление обязанности платить дополнительные налоги и сборы (за рамками перечня, установленного законодательством), неправомерное изъятие бухгалтерских и иных документов (с нарушением установленных процедуры и порядка), истребование отчетности, форм, расчетов, иных документов, прямо не предусмотренных законом, неправомерное приостановление деятельности коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, ограничение операций по банковским счетам предпринимателей (за исключением случаев, оговоренных в законе) и т.д.

Нельзя не отметить, что весьма спорным является вопрос о том, можно ли признать ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, когда чиновники на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований издают нормативные акты, ограничивающие свободу торговли, запрещающие вывоз определенных товаров за пределы региона и т.п. Как представляется, поскольку подобный акт общего характера непосредственно затрагивает интересы конкретных предпринимателей, противоречит Конституции и федеральному законодательству, можно говорить о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности.

Иное незаконное вмешательство в предпринимательскую или иную деятельность представляет собой неправомерное воздействие на процесс принятия решений, ограничивающее возможности осуществления индивидуальным предпринимателем, коммерческой или иной организацией принадлежащих им прав. Оно, в частности, может осуществляться путем незаконного проведения собраний акционеров, незаконного изъятия документов и материальных средств, поскольку это не составляет иного специального состава преступления, недопущения эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.

Кроме того, к незаконному вмешательству в деятельность предпринимательских или иных структур может также относиться незаконное требование проведения собраний, изъятие документов и материальных средств, недопущение эксплуатации помещений или земельных участков.

Однако все вышеперечисленные действия (бездействие) могут считаться противоправными деяниями только в том случае, если они совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

уголовный правовой воспрепятствование предпринимательский

2. Субъективные признаки преступления

Согласно диспозиции ч.1 ст.169 УК РФ, субъектом воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности выступает должностное лицо, если оно при этом использует свое служебное положение. Данное обстоятельство (указание на специальный субъект этого преступления) позволяет определить круг проблем применения названной выше уголовно-правовой нормы и ее соотношения с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ.

К числу проблем, требующих разрешения и обсуждаемых в уголовно-правовой науке, безусловно, относится указание уголовного закона на специальный субъект (должностное лицо) преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ. Законодатель не конкретизирует, кого следует считать должностным лицом, препятствующим законной предпринимательской или иной деятельности, и не дает исчерпывающего перечня лиц, охватываемых данным понятием, что в конечном итоге приводит к трудностям в правоприменительной практике.

Должностное лицо как специальный субъект занимает особое положение в уголовно-правовой науке. Будучи одним из видов специального субъекта, должностное лицо характеризуется именно своей всеобщностью в том смысле, что любой видовой объект, как он определяется в отдельных главах УК РФ, может пострадать от преступных действий этого субъекта, всегда совершаемых в рамках специфических для него форм. Поэтому понятие должностного лица - одно из основополагающих понятий не только в системе преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, но и в уголовно-правовой науке в целом .

Во многих главах УК РФ имеются статьи, в диспозициях которых прямо указывается, что субъектами их могут быть только должностные лица. Комментируя ст. 169 УК РФ, многие авторы ссылаются на то, что понятие должностного лица дано в примечании 1 к ст. 285 УК РФ.

В соответствии с примечанием «под должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Понятия, употребляемые законодателем в определении должностного лица, - «представитель власти», «специальные полномочия», «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции» раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» от 9 июля 2013 года №24 .

Выделим следующие особенности определения должностного лица:

1) помещено в главе, предусматривающей ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

2) содержит оговорку, что имеет в виду только субъекта, упоминаемого в гл. 30 УК РФ, в которой оно расположено;

3) в качестве основного критерия определения понятия субъекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления указываются функции, выполняемые работником, а не занимаемая должность.

Законодательное определение должностного лица, содержащее оговорку «в статьях настоящей главы» существенно усложняет применение ст. 169 УК РФ на практике. Среди ученых нет единства во мнении о законодательном выражении (закреплении) содержания понятия должностного лица для преступлений, не входящих в гл. 30 УК РФ. Из определения понятия должностного лица необходимо исключить указанный недостаток, что будет способствовать единообразному пониманию должностного лица как специального субъекта преступления.

Б.В. Волженкин по этому поводу отметил: «хотя в примечании к ст. 285 УК РФ сказано, что соответствующее определение относится к статьям главы «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», какие-либо аргументы против распространения данного определения на другие статьи УК, в которых содержится это понятие, вряд ли можно привести» .

С точкой зрения Б.В. Волженкина и других ученых, распространяющих определение должностного лица и на другие статьи УК РФ, можно было бы согласиться, однако указание в примечании на то, что определение должностного лица относится к статьям гл. 30, не дает на то оснований.

Указанное противоречие, как отмечают ученые, можно было бы снять путем внесения изменений в ст. 169 УК РФ, дополнив ее примечанием следующего содержания: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, указанные в примечании к статье 285 УК Российской Федерации».

Казалось бы, устранив вышеназванные противоречия, применяя определение должностного лица (примечание 1 к ст.285 УК РФ), распространяя его на другие статьи УК РФ, где оно выступает в качестве субъекта, можно довольно легко определить субъект преступления для каждой из форм воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности.

Ограничивать субъект рассматриваемого преступления невозможно по причине многообразия форм воспрепятствования, указанных в ст.169 УК РФ. Так, к субъектам неправомерного отказа в регистрации или уклонения от регистрации следует относить должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, которая уполномочена на осуществление государственной регистрации индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» от 18 ноября 2004 года №23 лицензирующими органами могут также выступать органы местного самоуправления, например в случаях выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности, розничной продажи алкогольной продукции.

Поэтому субъектами этой формы воспрепятствования могут также выступать должностные лица органов местного самоуправления.

Субъектами неправомерного отказа в выдаче лицензии и уклонения от ее выдачи, а также в некоторых случаях иного незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица выступают должностные лица - работники лицензирующих органов.

Виновными в ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в незаконном ограничении их самостоятельности или ином незаконном вмешательстве в их деятельность могут быть должностные лица налоговых, антимонопольных, правоохранительных, любых иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает общественно опасный и противоправный характер деяний, образующих воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, и желает их совершить.

Мотивы преступления могут быть различными (корысть, месть, зависть и др.) и на квалификацию не влияют. Нередко отказ или уклонение от регистрации или от выдачи лицензии, иные действия по ограничению прав и законных интересов предпринимателей являются способом вымогательства у них взяток. В этом случае должностное лицо виновно не только в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, но и в получении (покушении) взятки, сопряженном с ее вымогательством (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ).

3. Виды преступления и ответственность за их совершение

Статья 169 УК предусматривает два вида данного преступления: основной (ч.1), характеризуемый рассмотренными выше признаками, и квалифицированный (ч.2). Квалифицированным видом преступления считается воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершенное нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинившее крупный ущерб. Вступившим в законную силу судебным актом является решение народного или арбитражного суда, которым признаются действия (бездействие) должностного лица органов государственной власти или органов местного самоуправления, выразившиеся в отказе от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо совершении им иных деяний из перечисленных в диспозиции ч.1 ст.169 УК РФ. При воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности в нарушение вступившего в законную силу судебного акта имеет место повторное совершение этого преступления, субъектом которого может быть и другое должностное лицо. Однако необходимо, чтобы должностное лицо, повторно воспрепятствовавшее индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации занятию законной предпринимательской деятельностью, знало о наличии соответствующего судебного акта, вступившего в законную силу.

Понятие «крупный ущерб» применительно к ч.2 ст.169 УК РФ в законе не раскрыто. Поэтому при решении вопроса о том, является ли причиненный ущерб крупным при совершении данного преступления, необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела, размера как реального (прямого) материального ущерба, так и упущенной выгоды. Реальный (прямой) ущерб включает в себя, например, затраты на приобретение оборудования, покупку или аренду производственного помещения, порчу или утрату планировавшегося к отправке товара. Упущенная выгода подсчитывается в сумме дохода, исчисленного с учетом реальной конъюнктуры, но не полученного в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, например, срыва планировавшейся сделки. При определении размера ущерба могут учитываться также потери, понесенные потребителями товаров или услуг, контрагентами предпринимателя (юридическими или физическими лицами), удовлетворение потребностей которых стало невозможны. Предпринимательская деятельность регламентируется Гражданским кодекс РФ и иными нормативными актами. О ее понятии, порядке регистрации и лицензировании (комментарий к ст. 169 УК РФ).

Деяний совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения по ч. 1 ст. 169 УК РФ называются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности признается оконченным преступлением с момента совершения хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 169 УК действий (бездействия), независимо от того, повлекли ли они последствия, на достижение которых были направлены.

С объективной стороны преступление состоит в совершении следующих действий:

1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;

2) уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;

3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;

4) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;

5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;

6) ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

С субъективной стороны преступление может быть совершенно с прямым умыслом. Виновный сознает, что препятствует законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, и желает этого.

Мотивы преступления могут быть различными (корысть, месть, зависть и др.) и на квалификацию не влияют.

Субъектом преступления выступает только должностное лицо, использующее свое служебное положение для воспрепятствования законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формирований РФ.

Субъектами воспрепятствования законной предпринимательской деятельности в указанных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК формах выступают разные должностные лица.

Объектом преступления является установленный законом порядок, обеспечивающий нормальное осуществление предпринимательской деятельности.

Статья 169 УК предусматривает два вида данного преступления: основной (ч.1), характеризуемый рассмотренными выше признаками, и квалифицированный (ч.2). Квалифицированным видом преступления считается воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершенное в нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинившее крупный ущерб. Вступившим в законную силу судебным актом является решение народного или арбитражного суда, которым признаются неправомерными действия (бездействие) должностного лица органов государственной власти или органов местного самоуправления, выразившиеся в отказе от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо совершении им иных деяний из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК.

Одной из наиболее сложных проблем практики применения уголовно-правовых норм об ответственности за финансовые преступления, является определение минимального размера ущерба, наносимого деянием, достаточного для возбуждения уголовного дела (например, минимального размера незаконной валютной сделки). К сожалению, данная проблема сегодня в основе не решена полностью. Соответствующий размер определяется правоприменителем, чаще всего произвольно, в соответствии с традициями судебно-следственной практики региона, а иногда просто на основе здравого смысла. Размер ущерба, причиняемый тем или иным финансовым преступлением (в случае, если он имеет квалифицирующее значение), определяется на момент совершения преступления на основе официально установленного на тот же момент минимального размера оплаты труда или курса валют.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Текст]: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ // Собрании законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996 - №25. - Ст. 2954.

4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Текст]: от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (часть I). - Ст. 3431.

5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Текст]: от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №19. - Ст. 2716.

6. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [Текст]: от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №49. - Ст. 6422.

7. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Текст]: от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №48. - Ст. 6724.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч.1). - Ст. 7598.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [Текст]: от 09.07.2013 №24 (ред. от 03.12.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - №9 - 2013.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» [Текст]: от 18.11.2004 №23 (ред. от 23.12.2010) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - №1. - 2005.

11. Гладких, В.И. Квалификация воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности [Текст] / В.И. Гладких, П.Н. Сбирунов // Российский следователь. - 2012. - №8. - С. 15 - 19.

12. Коротков, А.П. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности [Текст] / А.П. Коротков, Б.Д. Завидев, О.Б. Гусев // Российский следователь. - 2009. - №5. - С. 16-21.

13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно-практический (постатейный) [Текст] / Н.И. Ветров, М.М. Дайшутов, Г.В. Дашков и др.; под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. - М.: Юриспруденция, 2013. - 912 с.

14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков, А.К. Князькина и др.; под ред. Г.А. Есакова. - М.: Проспект, 2012. - 544 с.

15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / А.А. Ашин, А.П. Войтович, Б.В. Волженкин и др.; под ред. А.И. Чучаева. - М.: КОНТРАКТ, 2011. - 1086 с.

16. Леонов, Е.М. Особенности уголовно-правовой характеристики воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности [Текст] / Е.М. Леонов // Российский следователь. - 2009. - №15. - С. 6 - 8.

17. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник [Текст] / Т.Б. Басова, Е.В. Благов, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. - 674 с.

18. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов [Текст] / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. - М., 2012. - С. 271.

19. Фадеев, А.В. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. [Текст] / А.В. Фадеев // Вестник омского университета. - 2012. - №4. - С. 163-166.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Толкование статьи УК 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности". Виды, объект и субъект преступления, ответственность за их совершение. Проблемы нормативно-правового обеспечения свободы предпринимательской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Квалифицирующие признаки, особенности расследования преступлений и доказывания вины по статье "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности". Направления деятельности международных организаций по предотвращению торговли людьми.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2010

    Понятие, основные признаки, классификация и уголовно-правовая характеристика преступлений за нарушение общих правил осуществления предпринимательской деятельности. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, лжепредпринимательство.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Умышленное посягательство на свободу предпринимательской и иной деятельности. Предпринимательская и иная деятельность. Должностное лицо, использующее свое служебное положение с целью получения определенной выгоды. Меры юридической ответственности.

    реферат , добавлен 27.10.2004

    Виды экономических преступлений, их общая характеристика. Экономическая контрабанда, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг. Незаконное получение и нецелевое использование кредита.

    реферат , добавлен 11.12.2011

    Уголовно-правовая характеристика предпринимательских преступлений. Понятие крупного и особо крупно размера дохода, ущерба. Преступления, связанные с нарушением установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Общая характеристика предпринимательской деятельности, формы и методы ее государственного регулирования. Уголовно-правовая характеристика незаконного предпринимательства, его криминологические аспекты, объективные, субъективные и квалифицирующие признаки.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2010

    Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности. История развития уголовного законодательства о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. Уголовно-правовая характеристика и признаки незаконного предпринимательства.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2012

    Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений в сфере предпринимательской деятельности, их признаки, причины, способы совершения, проблемы при расследовании. Защита прав граждан при расследовании незаконного предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2010

    Основные виды и содержание преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Преступления в сферах денежно-кредитного обращения и финансовой и фискальной деятельности государства. Родовой и видовой группы объектов преступлений.