Гармонизация унификация сближение акцизов бензин еаэс. В минздраве выступили против гармонизации акцизов в еаэс

Контент страницы

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приняла решение направить на внутригосударственное согласование проект Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Документ, подготовленный рабочей группой Комиссии, направлен в правительства стран Союза. В дальнейшем, после одобрения Советом ЕЭК, соглашение будет предложено для принятия и подписания главами правительств государств-членов. Предполагается, что оно будет подписано до конца 2017 года.

При разработке проекта соглашения особое внимание уделялось созданию условий для защиты прав потребителей, а также жизни и здоровья человека, обеспечения законного оборота товаров на территории ЕАЭС. Документ определяет основные механизмы маркировки и обеспечивает реализацию принципа прослеживаемости товаров, обращающихся на таможенной территории Союза. Какие именно товары попадут под его действие, будет решено позже на заседании Совета ЕЭК.

В соответствии с предложенным проектом соглашения товары должны быть промаркированы унифицированными в рамках ЕАЭС средствами идентификации, информация о которых будет вноситься в единый реестр. Формировать и вести реестр должна ЕЭК.

Ранее в Комиссии в рамках специальной рабочей группы с участием руководства уполномоченных ведомств Союза прошло заседание, на котором обсуждались ключевые подходы и принципы развития системы маркировки товаров средствами идентификации (см.: ). В частности, общими требованиями к средствам идентификации должны стать их машиночитаемость и технологическая совместимость (взаимочитаемость).

Коллегия ЕЭК одобрила проект распоряжения Совета ЕЭК , которым будут определены некоторые положения соглашений, регулирующих принципы ведения налоговой политики государств-членов ЕАЭС в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию. В частности, предлагается наделить Совет ЕЭК полномочиями по утверждению индикативных ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а также диапазонов отклонений от них. Расчёт индикативных ставок будет вестись с учетом курса евро к соответствующей национальной валюте государства Союза, применяемого при бюджетном планировании на очередной календарный год.

Предполагается, что будет применяться пакетный принцип – соглашения, регулирующие принципы ведения налоговой политики государств-членов ЕАЭС в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию, должны вступить в силу одновременно с Соглашением о регулировании алкогольного рынка в рамках Союза.

Индикативные ставки и диапазоны отклонения будут утверждаться каждые пять лет сроком на один год начиная с 2022 года.

Принятие соглашений станет важным шагом на пути к созданию единого рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС через гармонизацию ставок акцизов.

Разницу между ставками акцизов на сигареты в странах ЕАЭС предлагается сократить до 20% от индикативной цены в 35 евро за 1 тыс. сигарет.

Это предусмотрено проектом соглашения о принципах налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов ЕАЭС. Минфин направил документ на согласование в Минэкономразвития и ФТС, сообщил "Интерфаксу" источник в финансово-экономическом блоке правительства. Страны ЕАЭС должны до 1 февраля проинформировать Евразийскую экономическую комиссию о результатах внутригосударственного согласования проекта соглашения.

Проектом соглашения предусмотрено, что индикативная ставка акциза в 2024 году составит 35 евро (в национальных валютах) за 1 тыс. сигарет. Фактические ставки акцизов на сигареты, действующие в странах ЕАЭС, могут отклоняться от индикативной ставки не более чем на 20% в меньшую сторону и не более чем на 20% в большую сторону.

В России с 1 января акцизы на сигареты составляют 1,89 тыс. рублей за 1 тыс. штук плюс 14,5% расчетной стоимости, но не менее 2,568 тыс. рублей.

Разный уровень ставок акцизов в России и других государствах ЕАЭС стал причиной нелегального перетока сигарет на российский рынок, где ставки выше, говорили представители табачной отрасли. По данным исследования Nielsen, в III квартале 2018 года объем нелегального сегмента на российском табачном рынке вырос до 8,4% с 4,5% годом ранее. Среди причин двукратного роста нелегального рынка - приток более дешевых сигарет из стран ЕАЭС (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Одним из основных источников нелегальной табачной продукции в России является Беларусь, отмечал Nielsen.

Предполагается, что индикативная ставка и диапазоны отклонения будут утверждаться каждые пять лет начиная с 2024 года.

Ранее применять индикативную ставку планировалось с 2022 года, но срок был перенесен - для адаптации бизнеса к потенциально новым требованиям, сообщала пресс-служба ЕЭК.

Соглашения об акцизах на табак и алкоголь обсуждались на заседании Евразийского межправительственного совета, которое прошло в Минске 27 ноября прошлого года с участием глав правительств стран. Работа над формированием общего рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС ведется с 2015 года.

В сфере единой акцизной политики на алкогольном рынке индикативную ставку предлагается установить на уровне 9 евро (на алкоголь крепостью выше 9 градусов, для Белоруссии - выше 7 градусов) за 1 литр продукции в пересчете на спирт. Армения и Киргизия могут отклоняться от этого ориентира не более чем на 40% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону; Беларусь, Казахстан и Россия - не более чем на 15% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону.

Акцизы уплачивают таможенным и налоговым органам в зависимости от вида подакцизных товаров

Объектом обложения акцизами признают ввоз товаров из-за пределов Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 Налогового кодекса Республики Беларусь ; далее - НК).

При этом разделяют уплату акцизов таможенным и налоговым органам. Так, при ввозе подакцизных товаров:

Из-за пределов ЕАЭС уплату акцизов производят только таможенным органам;

Из государств ЕАЭС - таможенным и налоговым органам в зависимости от вида подакцизных товаров: подлежащих и не подлежащих маркировке акцизными марками.

Справочно: факт уплаты акцизов (освобождения от акцизов в соответствии с законодательством) при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь подтверждают:

Налоговый орган - в отношении подакцизных товаров, ввозимых из государств - членов ЕАЭС, за исключением ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь;

Таможенный орган - в отношении подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств иных, чем государства - члены ЕАЭС, подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь (подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК).

Маркировке акцизными марками подлежат:

Алкогольные напитки, ввозимые на территорию Республики Беларусь и произведенные в Республике Беларусь, разлитые в потребительскую тару (упаковку) и предназначенные для оборота на ее территории (п. 1 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»);

Табачные изделия, ввозимые на территорию Республики Беларусь, в т.ч. с территории государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 (п. 14 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28).

Справочно: при ввозе с территории государств - членов ЕАЭС подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, плательщик самостоятельно исчисляет акцизы с применением документа «Расчет акцизов, подлежащих уплате». Форма и порядок его заполнения определены постановлением ГТК Республики Беларусь от 17.04.2010 № 13.

Таким образом, из всех видов подакцизных товаров не подлежат маркировке акцизными марками:

Автомобильные бензины;

Дизельное и судовое топливо;

Газ, используемый в качестве автомобильного топлива;

Масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Следовательно, при ввозе этих подакцизных товаров из государств ЕАЭС, за исключением газа, используемого в качестве автомобильного топлива, надо уплачивать акцизы налоговым органам.

Справочно: плательщиками акцизов признают организации при реализации (передаче) газа углеводородного сжиженного и газа природного топливного компримированного для заправки транспортных средств (включая собственные транспортные средства) через автозаправочные станции, а также с использованием топливно-раздаточного оборудования (п. 5 ст. 110 НК).

При ввозе из ЕАЭС подакцизных товаров |*| , не подлежащих маркировке акцизными марками, уплата акцизов производится налоговым органам.

б) стоимость импортированных подакцизных товаров, в т.ч. товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

Налоговую базу для исчисления акцизов определяют на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров.

Суммы акцизов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, плательщик исчисляет по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (пп. 16, 17 Протокола).

Справочно: ставки акцизов установлены в приложении 1 к НК.

Акцизы, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачивают не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола).

Важно! При уплате акцизов налоговым органам по товарам, ввозимым из ЕАЭС, плательщику нужно представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по акцизам и вместе с ней:

1) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату акцизов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС;

3) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства - члена ЕАЭС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС (п. 20 Протокола).

Справочно: форма налоговой декларации (расчета) по акцизам утверждена в приложении 2 к постановлению № 42 |*| . В части I декларации приведена форма расчета по акцизам при ввозе товаров. Порядок заполнения части I изложен в п. 31 Инструкции.

На основании данных условной ситуации заполним часть I декларации (расчета) по акцизам и покажем, что отражают в строках Заявления.

Ситуация. Белорусская организация приобрела в Российской Федерации дизельное топливо у российской организации

Белорусская организация приобрела в марте 2016 г. в Российской Федерации дизельное топливо у российской организации. Стоимость дизельного топлива класса 5 прочее согласно договору купли-продажи от 23.03.2016 № 23/10 и счета-фактуры от 23.03.2016 № 23/1203 равна 700 000 рос. руб. Количество дизельного топлива составило 10 т.

Приобретенное дизельное топливо было доставлено согласно железнодорожной накладной от 23.03.2016 Z-1 № 9876549 и оприходовано в бухгалтерском учете 23 марта 2016 г. Курс российского рубля, установленный Нацбанком (условно) на 23 марта 2016 г., составил 299 бел. руб. за 1 рос. руб.

Заполним часть I налоговой декларации (расчета) по акцизам. Код группы - 14 22 «Акциз на автомобильное и иное используемое в качестве автомобильного импортированное топливо».

__________________________
* Ставка акциза установлена Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2016 № 92.

Форма Заявления является приложением 1 к Протоколу об обмене. Правила заполнения Заявления изложены в приложении 2 к данному документу.

Для определения сумм акцизов при импорте товаров налогоплательщик в Заявлении заполняет таблицу, в которой указывает:

В гр. 2 - наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов (дизельное топливо класса 5 прочее);

Гр. 3 - код товара (10 знаков) по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по подакцизным товарам (2710 19 425 0);

Гр. 4 - единицу измерения количества товара, указанную в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе (тонна);

Гр. 5 - количество товара в единицах измерения, указанных в гр. 4 (10 т);

Гр. 6 и 7 - стоимость товара и код валюты на основании сведений из счетафактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов (700 000 и 643);

Гр. 8 - установленный центральным (национальным) банком государства-члена курс национальной валюты к валюте, указанной в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе, на дату принятия на учет товаров (299 руб.);

Гр. 9 - серию, номер транспортных (товаросопроводительных) документов (Z-1 № 9876549);

Гр. 10 - дату транспортных (товаросопроводительных) документов (23.03.2016);

Гр. 11 - номер счета-фактуры (№ 23/1203);

Гр. 12 - дату счета-фактуры (23.03.2016);

Гр. 13 - дату принятия налогоплательщиком товара на учет (23.03.2016);

Гр. 14 - налоговую базу по подакцизным товарам. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговая база указывается исходя из объема импортированного товара в натуральном выражении и равна показателю гр. 5 (10 т);

Гр. 16 - налоговую ставку по акцизам (1 676 700 руб.);

Гр. 19 - сумму акцизов, рассчитанную покупателем товаров исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в гр. 16 к налоговой базе, указанной в гр. 14 (16 767 000 = 10 × 1 676 700).

Заполним фрагмент Заявления в части акцизов (графы 15, 18, 20 (НДС) не приводятся):

Заявление подписывает руководитель организации или ее представитель. Полномочия представителя должны быть подтверждены в порядке, установленном законодательством государства - члена ЕАЭС.

Основными темами обсуждения заседания Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), которое прошло в Минске (Республика Беларусь) 27 ноября, стали механизмы реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), проекты соглашений по гармонизации акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств-членов. Главы правительств также договорились ускорить процесс снятия барьеров.

В заседании Межправительственного совета приняли участие врио Премьер-министра Республики Армения Арарат Мирзоян, Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Румас, Премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев, Премьер-министр Кыргызской Республики Мухаммедкалый Абылгазиев, Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев и Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.

Председатель Евразийского межправительственного совета, глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что в ЕАЭС достигнуты неплохие экономические показатели. В тех параметрах и сферах, которые предусмотрены Договором о Союзе, формируются общие рынки. Растут объемы внутренней и внешней торговли, что создает условия для того, чтобы бизнес активнее инвестировал в новые проекты. Это, по мнению Дмитрия Медведева, повышает практическую отдачу от интеграции. «В период потрясений на международных рынках возрастает ценность нашего интеграционного объединения, – подчеркнул Председатель правительства России, – потому что мы действуем по единым правилам, стараемся достичь общих результатов, даем возможность развиваться нашим экономикам, бизнесу, привлекаем инвестиции».

Дмитрий Медведев также сделал акцент на реализации странами ЕАЭС цифровой повестки. «Мы приступили к созданию основ цифровой экономики, – заявил Дмитрий Медведев. – Это одно из центральных направлений нашей работы. В отличие от других направлений, где можно двигаться с разной скоростью, по «цифре» нужно двигаться синхронно. Иначе мы окажемся на обочине и нам придется отказаться от преимуществ цифровой повестки дня».

Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян отметил, что заседание прошло плодотворно и это позволит ЕАЭС существенно продвинуться вперед.

«Обычно на уровень премьер-министров мы выносим вопросы, которые требуют согласования позиций национальных правительств, где у нас разворачиваются острые дискуссии. Сегодняшняя повестка – не исключение. По ряду концептуальных вопросов формирования общих рынков алкогольной и табачной продукции сегодня достигнуты договоренности, которые позволят нам на уровне Коллегии ЕЭК продвигать эти вопросы», – подчеркнул Тигран Саркисян.

Он проинформировал, что о части рассмотренных вопросов будет доложено президентам стран ЕАЭС на заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое пройдет 6 декабря в Санкт-Петербурге.

Межправсовет поручил ЕЭК разработать концепцию применения «регулятивных песочниц» . В настоящее время ЕЭК совместно с правительствами государств Союза формирует нормативно-правовую базу для реализации цифровой повестки, параллельно запуская инициативы и проекты.

На проработку в Комиссию уже поступило 40 инициатив от бизнеса и органов власти государств-членов, из них 8 поддержаны и 14 находятся в работе. Так, например, запущен пилотный проект по цифровой прослеживаемости товаров, готовится проект по цифровой промышленной кооперации.

Одним из механизмов реализации цифровой повестки станут «регулятивные песочницы». Они представляют собой специальные единые правовые режимы, которые согласовываются для каждого отдельного пилотного проекта, действуют ограниченный срок и позволяют в контролируемой среде отрабатывать модель реализации проекта и регулирования ещё до принятия нормативно-правовой базы.

Предполагается, что применение специальных правовых режимов позволит повысить качество проработки инициатив по цифровым преобразованиям, сократить временной интервал от постановки задач до достижения практических результатов, а также снизить риски.

В качестве перспективных направлений для применения «песочниц» рассматривают пилотные проекты, такие как перевозка грузов по единому электронному сопроводительному документу и другие.

Также стороны обсудили необходимость координации взаимодействия центров компетенции по цифровой трансформации.

Межправсовету доложили о высокой степени готовности соглашений о принципах налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию в ЕАЭС . Работа над формированием общего рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС ведется с 2015 года. На сегодняшний день согласован уровень индикативной ставки акцизов. Для адаптации бизнеса к потенциально новым требованиям главы правительств приняли решение перенести срок применения индикативной ставки с 2022 года на 2024 год.

Кроме того, стороны договорились о едином диапазоне отклонения ставки акциза от индикативной ставки, а также о наделении Совета ЕЭК полномочиями по утверждению индикативных ставок и закреплению консультативного механизма в случае волатильности курсов национальных валют.

Проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств ЕАЭС будут направлены на процедуру внутригосударственного согласования.

Межправсовет поручил странам ЕАЭС принять меры по устранению барьеров на внутреннем рынке Союза. Главами правительств государств-членов рассмотрен отчет о работе Евразийской экономической комиссии по устранению препятствий на внутреннем рынке Союза в 2017–2018 годах.

Правительствам стран-участниц предложено в трехмесячный срок принять меры, направленные на устранение барьеров в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС в соответствии с ранее принятыми актами Комиссии, и рассмотреть результаты проделанной работы на очередном заседании Межправсовета.

Межправсовет утвердил план мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования колесных транспортных средств с электрическими двигателями на 2018–2020 годы. Комиссия и страны Союза должны проработать и по возможности обеспечить реализацию этих мероприятий.

Они разделены на два блока – производство и использование электромобилей. Стимулировать производство предлагается с помощью формирования евразийского перечня комплектующих колесных транспортных средств с электрическими двигателями, их базовых компонентов и объектов зарядной и сервисной инфраструктуры, не производимых в ЕАЭС, снижения ставок ввозных таможенных пошлин на импортные комплектующие, предназначенные для производства машин с электродвигателями, а также организации кооперационного производства электромобилей.

Среди мер по стимулированию использования электромобилей в Союзе – освобождение владельцев колесных транспортных средств с электрическими двигателями от уплаты транспортного налога, предоставление им бесплатных парковочных мест, оснащенных зарядными устройствами, и ряд других.

ЕМПС принял совместные прогнозы развития агропромышленного комплекса, балансы спроса и предложения стран Союза по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковолокну и шерсти на 2018–2019 годы. Согласно прогнозу, в 2019 году по отношению к 2016 в целом по Союзу производство сельскохозяйственной продукции в долларовом эквиваленте увеличится на 27,6%, рост взаимной торговли составит 34,5%, а экспорт в третьи страны возрастет на 30%.

Сводные прогнозные балансы сформированы по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, например по зерну, мясу, молоку и картофелю, а также по основным видам сельскохозяйственного сырья для легкой промышленности, к которым относятся шерсть, льноволокно, кожевенное сырье и хлопковолокно. Прогнозы будут опубликованы на сайте ЕЭК в ближайшее время.

Межправсовет решил усовершенствовать процедуру информирования о разработке мер промышленной политики в отношении чувствительных товаров. Решение дополняет Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС нормой о ведении и размещении на сайте Комиссии реестра принятых и разрабатываемых государствами Союза правовых актов в отношении чувствительных товаров.

В результате страны получат полную информацию о применяемых и планируемых к принятию мерах государственного регулирования и государственной поддержки в отношении такой продукции. Это позволит предотвратить ущемление интересов товаропроизводителей стран ЕАЭС.

Утверждены мероприятия по празднованию 25-летия евразийского проекта и пятилетия подписания Договора о ЕАЭС. В 2019 году исполняется 25 лет идеи евразийской интеграции и пять лет со дня подписания Договора о ЕАЭС. Стороны утвердили план мероприятий по празднованию этих юбилейных дат. Принятая программа праздничных мероприятий призвана повысить информированность граждан государств-членов о развитии евразийской экономической интеграции.

Очередное заседание Межправсовета состоится в начале 2019 года в Алматы (Республика Казахстан).

Российские министерства не выработали согласованную позицию по вопросу гармонизации акцизов на табачную и крепкую алкогольную продукцию в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Весной 2017 года страны-участницы обсуждали предложение установить к 2022 году единые усредненные ставки с допустимыми уровнями отклонения для каждого государства. Но российский Минздрав против такой гармонизации: она ограничит возможность повышения акцизов на алкоголь и сигареты в перспективе.

Минздрав против гармонизации акцизных ставок в странах-участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Она, по сути, является ограничением для страны, устанавливая потолок для роста акцизов. Об этом «Известиям» сообщил источник в ведомстве. Свою точку зрения министерство обозначит на совещании в Минэкономразвития 17 августа, на котором будет обсуждаться консолидированная позиция России. Через несколько дней, 22 августа, состоится заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по налоговой политике в ЕАЭС.

Данный проект не имеет аналогов на мировом уровне, и совершенно неясно, почему мы должны быть полигоном для апробирования новой стратегии. Евросоюз, например, практикует установление минимальных ставок, при этом никаких ограничений и запретов повышать акцизы не вводится. Каждая страна сама решает, каким образом формировать акцизную политику и защищать население от данной продукции, - пояснила «Известиям» завотделением профилактики рисков Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Дарья Халтурина.

Замглавы Минздрава Дмитрий Костенников в 2016 году уже писал в Минэкономразвития о позиции ведомства по поводу гармонизации ставок. Он предлагал заменить понятие «общие индикативные ставки акцизов» на «общие индикативные минимальные ставки акцизов», настаивал на повышении усредненной ставки на табак в два раза. Также Минздрав подчеркивал, что замедление роста ставок акцизов недопустимо.

Согласно проектам соглашений стран - участниц ЕАЭС, к 2022 году они должны прийти к усредненному значению акцизов. В случае с табачной продукцией речь идет о €35 за тысячу сигарет, для крепкого алкоголя - €9 за 1 л безводного этилового спирта. Каждой стране определяют разрешенный диапазон отклонений фактических ставок акцизов от усредненных. Предлагается наделить Совет ЕЭК полномочиями утверждать и изменять согласованные индикативные ставки и диапазоны при наличии экономической целесообразности.

По статье 193 Налогового кодекса РФ крепкий алкоголь облагается акцизом в размере 523 рублей за литр безводного этилового спирта (€7,4 по курсу ЦБ на 16 августа). Это значение будет актуально и в 2018–2019 годах. Для табачной продукции акциз составляет не менее 2123 рублей за тысячу сигарет (€30 по курсу ЦБ на 16 августа). Такое значение установлено до середины 2018 года. При этом в Белоруссии показатель для табачной продукции в четыре раза ниже - около 500 рублей за тысячу штук, а в Казахстане примерно вдвое ниже - порядка 1,1 тыс. рублей за тысячу штук. С крепкой алкогольной продукцией аналогичная ситуация. Различие ставок приводит к существенному отличию розничных цен.

Все государства - члены ЕАЭС высказывают озабоченность тем, что ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию сильно разнятся внутри союза. Как сообщили в пресс-службе Евразийской экономической комиссии, при этом возникает угроза неконтролируемых поставок продукции на территорию «соседей», где ставки акцизов выше.

Один из путей минимизации наполнения рынка нелегальными подакцизными изделиями, а также создания единого рынка товаров - сближение ставок акцизов на такие товары, - добавил сотрудник пресс-службы ЕЭК.

В письме замглавы Минэкономразвития Олега Фомичёва в Минфин (датировано 2 августа) указано, что «наиболее эффективной мерой по снижению динамики роста нелегальной продукции на табачном рынке является гармонизация ставок акцизов между странами ЕАЭС».

В Минфине вчера не ответили на запрос «Известий» по существу, сообщив лишь, что позицию российской стороны формирует Минэкономразвития, хотя это ведомство направляет в ЕЭК позицию России на основании информации Минфина, ответственного за формирование налоговой политики.

В пресс-службе Минздрава воздержались от комментариев.