Методическое пособие по проведению ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций. Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций

Приказ Минтранса РФ №27 отменён, но действуют другие нормативные документы. Действует и не отменён Руководящий документ РД №26127100–1070–01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций». Программа утверждена Первым зам. министра транспорта и согласована с Минобразования РФ. Поэтому обучение по 20-ти часовой программе проводить нужно. Необходимо перед проведением обучения издать Приказ о проведении обучения по 20-ти часовой программе. К приказу должен быть приложен список обучающихся, который должен быть подписан и утверждён. Водителей, в соответствие с этим списком, необходимо ознакомить под подпись. Должен вестись журнал посещаемости. Если водитель не посещает занятия без уважительной причины, то по Трудовому законодательству это расценивается как нарушение трудовой дисциплины и он может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Обучение проводится собственными силами, специалистами прошедшими обучение по БДД и аттестацию.

В разделе 3 Программы, под п.3.2. стоит «Проверка знаний водителями Правил дорожного движения». Это к вопросу ежегодной проверки знаний водителями ПДД, которую также необходимо проводить с фиксацией в специальном журнале.

В части обучения и аттестации действует Приказ Минтранса РФ и Минтруда РФ №13/11 от 11.03.1994, в котором говориться: «Совет Министров - Правительство Российской Федерации Постановлением от 30 августа 1993 г. N 876 в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установил, что на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, независимо от форм собственности, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами». Обучение должно проходить в специализированных учебных комбинатах, которые выдают удостоверение специальной формы, копия которого прикладывается к аттестационному листу, когда специалист приходит на аттестацию. Без удостоверения к аттестации не допускаются.

В Законе о БДД №196-ФЗ в ст.20 сказано «создавать условия для повышения квалификации водителей». Поэтому при проверках, как правило выписывается Предписание в котором указывается, что не выполняется Закон о БДД №196-ФЗ. Сами понимаете отсюда делаются далеко идущие выводы. Контролирующие органы имеют право выписать Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности, а это штраф или дисквалификация на определенный срок.

Обучение водителей по 20-часовой программе должен проходить весь численный состав водителей предприятия ежегодно. Сведения об обучении по программе и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

Курс называется «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций по безопасности дорожного движения».

Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.

Продолжительность учебного часа теоретических занятий - 45 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.

Нормативные документы, регламентирующие обучение водителей по 20 часовой программе

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»;
  • РД-26127100-1070-01 Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций, утвержденная первым заместителем Министра транспорта РФ 02.10.2001 г.;
  • ПОТ Р М-027-2003 Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12.05.2003 г. № 28;
    ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда».Более подробную информацию по данному направлению подготовки можно узнать по телефону:

1. Руководители или их заместители , которые являются лицами ответственными за обеспечение БДД безопасности дорожного движения в организациях транспорта, вне зависимости от их форм собственности и вида деятельности.

2. Начальники:

  • отделов (или других подразделений) эксплуатации и БДД безопасности дорожного движения, технического контроля организаций транспорта;
  • маршрутов (колонн), отрядов.

Высокий уровень квалификации водителей - важный вопрос для предприятий, на балансе которых есть автопарк. Согласно законодательным нормам (Закон №195 «О безопасности дорожного движения»), его водители должны регулярно подтверждать свою квалификацию и проходить перед этим переподготовку согласно профстандарта. Причём это касается даже тех организаций, которые используют в своей работе хотя бы одно авто. Необходимость проведения курсов ежегодной переподготовки водителей также рекомендуется законодательными нормами, утверждёнными заместителем министра транспорта в 2001 году, постановлением правительства о правилах движения на дорогах страны и правилами охраны труда для управляющими ТС.

«Профилактическая программа» - это 20-часовые ежегодные занятия с водителем. В программу переподготовки входят следующие темы:

  • общие сведения о причинах и статистике аварийности в ДТП;
  • что такое профессиональное мастерство водителя, его признаки;
  • причины аварийности при использовании автотранспорта;
  • механизмы и элементы конструкций в ТС, призванные обеспечить безопасность передвижения;
  • основная терминология по теме «дорожно-транспортные ситуации»;
  • правила поведения при одиночном движении по дороге за чертой населённых пунктов, разъезде с встречным транспортом, обгоне и объезде ТС, движущихся по одной полосе, правила следования за лидером автоколонны;
  • правила движения на ж/д переездах, перекрёстах, путях следования реечного транспорта;
  • как маневрировать на участках с ограниченными возможностями движения;
  • правила буксировки транспортных средств;
  • какие требования существуют к водителю, исходя из государственных нормативов;
  • правильные действия при участии в движении пешеходов, велосипедистов. Правила посадки и высадки пассажиров;
  • законодательные нормы, регулирующие ПДД;
  • первая доврачебная помощь жертвам ДТП;
  • возможные виды и формы травм при ДТП;
  • практические действия по спасению пострадавшего;
  • перевозка людей и грузов на участках дороги, где существуют повышенные риски ДТП, анализ и планирование движения на них;
  • как можно предупредить возникновение ДТП и опасных ситуаций при управлении ТС.

Именно от уровня квалификации водителя, постоянно по долгу службы перевозящего пассажиров, ценные или опасные грузы, будут зависеть показатели безопасности передвижения. Низкая квалификация человека, управляющего автотранспортным средством, может стать прямой причиной аварийной ситуации, угрожающей здоровью других людей и безопасности грузов. Потому к работе допускаются только водители с пройденными ежегодными курсами.

Где можно пройти программу ежегодных занятий по повышению профессиональных навыков водителей?

Занятия по повышению мастерства водителей должны проводиться учебной организацией с соответствующей образовательной лицензией, которая может быть получена только в государственных контролирующих органах. Организация занятий водителей должна осуществляться опытными преподавателями по учебной программе, соответствующей профстандартам. Занятия проводятся:

  • сотрудниками автотранспортных компаний, отвечающих за техническое состояние ТС;
  • инженерами по БДД;
  • специалистами по подготовке водителей;
  • инструкторами по вождению и водителями-наставниками;
  • при возникновении такой потребности специалистами из других организаций и сфер деятельности.

По завершении обучения водитель проходит итоговое тестирование с занесением в личное дело. Туда же вписывается и информация о прохождении занятий по повышению профессионального мастерства водителей.

Перед проведением ежегодных занятий водителей руководитель предприятия должен принять соответствующее указание - в документ вписываются данные сотрудников, проходящих обучение. Каждый из водителей обязуется подтвердить свою информированность о необходимости прохождения курсов водительской переподготовки - для контроля их посещаемости ведётся специальный журнал. Отсутствие водителя на занятиях без серьёзной причины считается нарушением, влекущим за собой дисциплинарное наказание.

Услуги по организации ежегодных занятий с водителями предлагаются нашим многопрофильным учебным центром. МПЦ «Феникс» использует образовательную программу, разработанную в полном соответствии с требованиями законодательства. В нашем центре преподавательская деятельность осуществляется только специалистами с многолетним опытом работы, умеющими эффективно донести информацию до всех категорий слушателей. Если вашему предприятию нужно провести ежегодные занятия с водителями автотранспортных организаций, МПЦ «Феникс» готов помочь.

Формы обучения по программе ежегодных занятий с водителями

Ежегодная переподготовка водителей является официальной законодательной нормой, поскольку в процессе регулярных поездок любой человек, управляющий автотранспортным средством, со временем не нарочно начинает игнорировать существующие правила безопасности дорожного движения. Это объясняется не низким уровнем компетентности сотрудника автопарка, а естественными особенностями человеческой психики. Для освежения знаний и навыков как раз и требуются ежегодные курсы, которые предлагает наш учебный центр. Их прохождение возможно в двух основных вариантах:

  • очное посещение занятий в нашем центре;
  • дистанционная форма обучения.

Учёба дистанционно сегодня приобретает всё большую популярность, поскольку позволяет максимально сэкономить время на саму дорогу в образовательное заведение, а также осваивать учебный материал в любое удобное время. При такой форме образования студенту нашего центра открывается доступ к материалам курса в его личном кабинете на портале МПЦ «Феникс». Весь период обучения студента сопровождает и консультирует закрепленный за ним преподаватель. Итоговые контрольные задания также могут быть сданы посредством Интернета.

Дистанционные курсы для водителей - это наиболее актуальный вариант для тех сотрудников, которые хотят совмещать процесс переподготовки со своим рабочим графиком. При этом программы дистанционного образования в нашем центре разработаны таким образом, что удалённый формат практически никак не влияет на качество обучения.

Если у наших студентов или руководства предприятий, направляющих к нам учащихся, возникают какие-либо вопросы, мы всегда готовы ответить на них и проконсультировать по любой интересующей теме. МПЦ «Феникс» также предлагает курсы повышения квалификации по любым рабочим специальностям и помощь организациям в оформлении различных сопроводительных документов.

Обучение водителей по 20-часовой программе должен проходить весь численный состав водителей предприятия ежегодно . Сведения об обучении по программе и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

Вопрос от посетителя

Антон help!!! у Вас случайно не завалялась готовая 20 — часовая программа обучения водительского состава на предприятии:?… Под рукой РД -26127100-1070-01? но там всего лишь темы обучения. Буду чрезмерно благодарна..

Ответ для посетителя

У нас чисто случайно есть такая программа обучения для водителей!) Смотрите содержание, а скачать учебную программу ежегодных занятий с водителями в формате MS Word можно в конце заметке.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ВОДИТЕЛЯМИ

РАЗДЕЛ 1. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ АВАРИЙНОСТЬ.

ТЕМА 1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте.

Состояние безопасности дорожного движения в РФ, в регионе и в организации. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств. Формы и методы профилактики ДТП.

ТЕМА 1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкции подвижного состава и характеристики активной и пассивной составляющих конструктивно безопасности транспортного средства (на примере эксплуатируемого подвижного состава).

ТЕМА 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения.

Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Приобретение и закрепление навыков вождения транспортного средства. Процесс развития профессионального мастерства с ростом опыта вождения. Изменение указателей аварийности в зависимости от стажа водителя транспортного средства.

РАЗДЕЛ 2. ТИПИЧНЫЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ СИТУАЦИИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ.
РАЗБОР И АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ ДТП.

ТЕМА 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности.

Система «Водитель – Автомобиль – Дорога – Среда». Понятие дорожно–транспортной ситуации. Субъективное и Объективное восприятие ситуации на дороге. Понятие ситуационного анализа. Оценка степени опасности дорожно-транспортной ситуации и прогнозирование вариантов ее развития.

ТЕМА 2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон — объезд.

Скоростной режим и безопасность движения. Управление автомобилем на сложных участках дороги: кривых малых радиусов в плане трассы; сужениях проезжей части; пространственно сложных подъемах и спусках. Особая тяжесть последствий ДТП в ситуациях встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа. Динамические габарит и коридор безопасности транспортного средства.

Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства. Субъективное восприятие дистанции. Условия безосного выполнения обгона. Действия водителей при обгоне. Ситуации, при которых обгон запрещен.

ТЕМА 2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях.

Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип «неполной надежности» — учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.

ТЕМА 2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей.

Особенности проезда перекрёстков при сложных дорожно-климатических условиях (тёмное время суток, снег, отсутствие знаков приоритета и т.п.). Факторы, влияющие на безопасный проезд перекрёстков.

Понятие ограниченной видимости. Действия в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченной видимости.

Приоритеты маршрутных транспортных средств. Проезд остановки трамвая, пересечение трамвайных путей вне перекрестка, движение по трамвайным путям.

Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Типичные опасные ситуации, возникающие при пересечении транспортным средством железнодорожных переездов. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.

ТЕМА 2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров.

Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды-дворы — меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма. Опасности при движении задним ходом. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров. Подъезд к месту остановки при скользком дорожном покрытии.

ТЕМА 2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств.

Меры предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках, местах погрузки-разгрузки. Паркование. Типичные опасные ситуации. Буксировка транспортных средств.

РАЗДЕЛ 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

ТЕМА 3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах.

Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость, знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров и грузов (в том числе: опасных, крупногабаритных и тяжеловесных). Конкретные обязанности водителей с учетом специфики перевозочной деятельности организации. Действия водителя в связи с изменениями условий основной трудовой деятельности. Инструктажи, стажировки, занятия по повышению квалификации.

ТЕМА 3.2. Проверка знаний водителями Правил дорожного движения.

Практическое занятие проводится с целью выявления уровня и качества знаний Правил дорожного движения водительским составом организации методом экспресс-тестирования. Результаты положительной аттестации доводятся до сведения водителей. При отсутствии положительной аттестации, водители проходят повторное тестирование после дополнительной самостоятельной подготовки.

ТЕМА 3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности.

Обязанности и последовательность действий водителя при совершении ДТП и экстренной эвакуации пассажиров. Действия подразделений и служб организации, водитель которой совершил (стал участником) ДТП. Права сотрудников ДПС, прибывших на место совершения ДТП. Экспертные действия по факту совершения ДТП.

Тяжесть последствий ДТП. Административная, уголовная, гражданская ответственность при совершении ДТП. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Условия наступления материальной ответственности за причиненный ущерб, ограниченная и полная материальная ответственность. Условия наступления уголовной ответственности.

РАЗДЕЛ 4. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДТП.

ТЕМА 4.1. Первая помощь при ДТП.

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП. Характерные ошибки при оказании первой помощи на месте происшествия.

Методы высвобождения пострадавших, извлечения из транспортного средства.

Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. Оказание экстренной помощи. Правила транспортировки пострадавших.

Организационно-правовые аспекты оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

ТЕМА 4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи.

Понятие и методы определения кратковременной потери сознания (обморока), черепно-мозговой травмы, коматозного состояния, вида кровотечения, травматического шока. Механические поражения (в т.ч. — длительное сдавливание конечностей), термические поражения. Приёмы оказания первой медицинской помощи.

Психические особенности поведения участников ДТП.

ТЕМА 4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи.

Состав аптечки первой помощи (автомобильной). Предназначение препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.

Освоение приемов по остановке кровотечения.

Применение обезболивающих лекарственных препаратов их дозировка.

Обработка и перевязка ран с использованием препарат изделий, входящих в состав аптечки.

Фиксация переломов и вывихов с использованием подручных средств.

РАЗДЕЛ 5. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ НА ОПАСНЫХ УЧАСТКАХ МАРШРУТОВ ДВИЖЕНИЯ.

ТЕМА 5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте.

Изучение опасных участков улично-дорожной сети, характеризующихся повышенной концентрацией ДТП, по которым доходят (зона влияния которых распространяется на) регулярные маршруты перевозок конкретной организации.

Разбор вероятных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности на примерах реальных регулярных маршрутов предприятия (с применением знаний, полученных в разделе 2).

ТЕМА 5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств.

Закрепление полученных знаний и навыков прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте. Формулирование общих принципов прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций. Упреждающее реагирование на факторы, повышающие опасность: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения, резкие изменения дорожной обстановки. Технические приемы воздействия на органы управления транспортным средством в опасных дорожно-транспортных ситуациях.

+ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Учебная программа ежегодных занятий с водителями

Дополнительно:

Журнал учёта проведения ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций

На этом всё.

Продолжение следует …