Принципы взаимодействия органов местного самоуправления. Принципы взаимодействия государственных органов и местного самоуправления

Взаимоотношения органов Государственной власти и органов местного самоуправления весьма разнообразны. В теории муниципального права выделяется три базовые модели взаимодействия.

Модель партнерства? была обоснована в XIX в. в трудах Дж. Ст. Милля. Отношения местных и центральных властей в данной модели -это отношения партнеров и равноправных товарищей, преследующих общие цели и оказывающих необходимые услуги населению. Местное управление понимается в первую очередь как органический элемент самовыражения соответствующего местного сообщества.Шлихтер А.А. Местное самоуправление в системе федерации: зарубежная практика и проблемы России./ А.А. Шлихтер - М., 2009 - 98с

Данную концепцию можно обозначить как идеалистическую, по крайней мере, применительно к прошлому и настоящему, по аналогии с теорией о государстве всеобщего благоденствия.

Во-первых, интересы государства и местных сообществ совпадают не во всем. Противоречие государственных и местных интересов существует изначально как противоречие между целым и его частью. Государственная власть выступает в масштабах общества (региона) центростремительным фактором. Местное самоуправление, напротив, в определенном смысле является фактором центробежным. ?Отмеченное противоречие, т.е. единство и?борьба? центростремительной и центробежной тенденций, внутренне присуще общественному организму, изначально заложенному в природе социума, поэтому оно объективно не устранимо?.

Во-вторых, в самой природе местного самоуправления заложен постоянный конфликт с государственной властью. Противоречия, как известно, являются источником развития, поэтому противоречия между государством и местами таят в себе мощное созидательное начало. Однако их подлинно партнерское разрешение требует величайшей культуры сторон, политическо - экономической стабильности и процветания, чего в необходимой мере часто нет даже в самых развитых странах.

С учетом изложенного выше?модель партнерства? может и должна рассматриваться в качестве идеальной цели, полное достижение которой невозможно, но движение, к которой позволяет оптимизировать реально сложившиеся взаимоотношения государственных органов центра, регионов и органов местных сообществ жителей.

Модели партнерства обычно противопоставляется?агентская модель?. В ее рамках отношения между центральными и местными властями рассматриваются как отношения агента и принципала, т.е. акцент делается на главенствующей роли центра в отношениях с местным управлением. Местные органы считаются своеобразным инструментом, посредством которого центральное правительство реализует свой политический курс на местах. Местное управление является всего лишь административным средством осуществления управленческих функций на местах, нацеленным не столько на обеспечение местного представительства, сколько на предоставление услуг.

Государство же, являясь гарантом эффективности социально-экономической и общественной жизни и будучи призванным, обеспечивать разумные стандарты услуг, предоставляемых гражданам, имеет полное право руководить деятельностью органов местного управления. Указанная модель в большей степени отражает реальное положение вещей. Безусловно, государственная централизация обеспечивает преимущества единого управления, свободного от местных политических споров и позволяет снизить содержание местных служб. Так, три службы по уборке мусора в соседних коммунах будут гораздо дороже, нежели одна служба, действующая в трех коммунах.

Однако местное самоуправление перестает им быть, не обладая самостоятельностью в рамках своих полномочий. ?Агентская модель? дозирует степень зависимости органов местного самоуправления от органов государственной власти и не устанавливает механизма реализации такой зависимости.

Обе указанные выше модели исходят из прямо противоположных основ. Соответственно, возникает мысль о возможности создания усредненной модели, сочетающей в себе достоинства агентской и партнерской. В основе такой модели лежит концепция взаимозависимости государства и мест, и ее называют?моделью взаимозависимости?.

Обосновывая эту модель, британский исследователь Р. Роде обратил внимание на то, что отношения центральных и местных органов характеризуются как некоторой степенью их независимости, так и взаимозависимостью и определяются реальным властным потенциалом сторон, имеющимися в их распоряжении ресурсами (особенно финансовыми) и средствами давления. Немалую роль в этих отношениях может сыграть личностный фактор, правильный выбор конкретной стратегии. Аналогичных позиций придерживается и другой британский ученый Т. Бирн, отмечающий, что в настоящее время местные органы не могут быть определены ни как агенты правительства, ни как его равноправные партнеры.Шлихтер А.А. Местное самоуправление в системе федерации: зарубежная практика и проблемы России./ А.А. Шлихтер - М., 2009 - 132с

Правительство контролирует парламент, поэтому оно способно добиваться принятия законов, регулирующих и направляющих тем или иным образом деятельность муниципальных учреждений. Местные представительные органы в свою очередь обладают самостоятельным мандатом, полученным от избирателей, собственными финансовыми источниками, компетенцией, закрепленной за ними законодательно. В итоге не только местные органы оказываются зависимыми от правительства (в плане общей поддержки, финансовых субсидий, законодательного регулирования и т.д.), но и правительство попадает в определенную зависимость от местных властей при реализации своего политического и экономического курса на местах.

Таким образом, ?модель взаимозависимости? является синтетической, объединяющей в себе элементы и первой, и второй моделей и способна стать ориентиром в деле совершенствования отношений государства и местного самоуправления в нашей стране, в том числе взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления осуществляется по нескольким направлениям, которые получили в юридической науке наименование структурно-функциональных связей. Вполне очевидно, что исходя из специфики организации государственной власти и местного самоуправления взаимоотношения между их органами будут осуществляться:

  • 1) сверху вниз;
  • 2) снизу вверх;
  • 3) по горизонтали.

Таким образом, между органами государственной власти и местного самоуправления существуют следующие виды связей:

  • 1) субординационные - упорядочение сверху вниз, т.е. от вышестоящего уровня власти к нижестоящему. Субординационные связи возникают прежде всего при установлении органами государственной власти правовых основ местного самоуправления в данном регионе;
  • 2) реординационные - упорядочение снизу вверх, т.е. от нижестоящего уровня власти к вышестоящему. При этом каждой субординационной связи в управленческих отношениях соответствует реординационная связь. Примером реординационной связи может быть право законодательной инициативы представительных органов местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Данная реординационная связь соответствует субординационной связи, заключающейся в принятии законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации законов, регулирующих местное самоуправление в данном регионе;
  • 3) координационные - упорядочение на одном уровне, т.е. между двумя или более равностоящими субъектами. В рассматриваемой схеме отношения между органами государственной власти и местного самоуправления носят горизонтальный характер. Примером могут служить совместные, согласованные действия по осуществлению государственных и региональных программ; проведение совместных совещаний как на единовременной, так и на постоянной основе; формирование постоянно действующих координационных органов (коллегий, комиссий); организационное и техническое обеспечение выборных кампаний, правопорядка и другие действия, носящие в основном договорной характер. Распространенным способом реализации координационных связей является принятие органами государственной власти и местного самоуправления совместных правовых актов. На практике именно координационные взаимосвязи составляют наиболее значительную долю во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, можно сделать вывод, что во взаимоотношениях между государственной властью и местным самоуправлением основная задача государственной власти заключается в установлении правовых основ организации местного самоуправления. Все остальные виды регулирующего воздействия государственной власти на местное самоуправление являются необязательными. При этом государство не теряет возможности косвенно, путем влияния на других участников социальных взаимоотношений оказывать свое управляющее воздействие. Чаще всего оно даже более эффективно, чем прямое администрирование.

Закон о местном самоуправлении определяет основные полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в отношении местного самоуправления. В отношении федеральных органов государственной власти закон закрепляет четыре вида полномочий:

  • - определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации;
  • - правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти РФ и ее субъектов в области местного самоуправления. Это регулирование может осуществляться по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения;
  • - правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Здесь также речь идет о детализации процедур реализации вопросов местного значения прежде всего в отраслевых нормативных актах;
  • - правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий. Данное полномочие заключается в принятии нормативных актов, регулирующих реализацию органами и должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Закон о местном самоуправлении также допускает возможность осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления. Однако это возможно лишь только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. При этом действующим законодательством предусмотрен только один случай осуществления контроля органов государственной власти за органами местного самоуправления - контроль при реализации последними отдельных государственных полномочий.

Что же касается полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении местного самоуправления, то они в целом аналогичны изложенным выше. Следует отметить, что, во-первых, полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере местного самоуправления ограничиваются ведением субъектов, их полномочиями совместного ведения с Российской Федерацией и пределами, установленными федеральными законами; во-вторых, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ установление общих принципов организации местного самоуправления относится лишь постольку, поскольку это допускается Законом о местном самоуправлении. В частности, органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать границы территорий муниципальных образований (ч. 2 ст. 10); наделять городские поселения статусом городского округа (ч. 2 ст. 11); изменять границы муниципальных образований (ч. 1 ст. 12); передавать органам местного самоуправления отдельные полномочия (ч. 2 ст. 19); определять наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) (ч. 3 ст. 34); определять дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) (ч. 4 ст. 37); устанавливать нормативы отчислений от региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ в соответствии с БК РФ и (или) законодательством РФ о налогах и сборах, в бюджеты муниципальных образований (ч. 2 ст. 58); определять общий размер субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (ч. 1 ст. 63) и т.д.

В реальности взаимодействие между государством и местным самоуправлением осуществляется сразу по многим направлениям. В связи с этим структурно-функциональные связи между органами государственной власти и местного самоуправления носят многосторонний характер. Можно выделить следующие основные формы взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления:

  • 1. правовое государственное регулирование местного самоуправления;
  • 2. информационное обеспечение местного самоуправления, в том числе ознакомление органов местного самоуправления с проектам нормативных правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного самоуправления;
  • 3. обращения органов и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам;
  • 4. реализация представительными органами местного самоуправления права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ;
  • 5. участие органов государственной власти и государственных должностных лиц в формировании органов местного самоуправления и назначении должностных лиц местного самоуправления в случаях, установленных законом;
  • 6. участие государственных должностных лиц в заседаниях представительных органов местного самоуправления;
  • 7. создание совместных координационных, консультационных, совещательных и других рабочих органов как временных, так и постоянно действующих;
  • 8. совместная реализация органами государственной власти и местного самоуправления различных программ, в том числе их совместное финансирование;
  • 9. реализация органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
  • 10. временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти;
  • 11. контроль и надзор органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления;
  • 12. отмена судами незаконных действий и решений органов и должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, органы государственного управления и органы местного самоуправления можно рассматривать как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Н.В. Ханов, канд. юрид. наук, доцент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Тульский филиал) (Россия, г. Тула)

Аннотация. В рамках данной работы рассматриваются понятия «государство», «орган государственной власти», «местное самоуправление», «органы местного самоуправления»; выявляются основные принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводится анализ важнейших черт основных моделей взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления. В результате проведенной работы определены основные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Ключевые слова: «государство», «органы государственной власти», «местное самоуправление», «органы местного самоуправления», «взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления».

В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Необходимо отметить тот факт, что и органы государственной власти, и органы местного самоуправления решают вместе одни и те же задачи - защищают права и свободы человека и гражданина; создают условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человек; обеспечивают управление процессами, значимыми для всего российского народа. Никакого противостояния, конфронтации между данными органами власти нет и не должно быть. И государственная власть, и местное самоуправление представляют собой разновидности публичной власти. Это две её формы. Источником обеих властей, который их формирует и перед котором эти власти ответственны, является, как уже отмечалось, многонациональный народ России.

Однако, в этой же норме заключается и основная проблема, связанная с построением эффективной модели взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления: насколько неза-

висимыми от органов государственной власти являются и насколько должны быть самостоятельными органы местного самоуправления для того, чтобы, с одной стороны, решение задач общегосударственного значения обеспечивалось на всей территории России (в том числе и на самом низком уровне территориального деления страны - на уровне муниципальных образований), с другой стороны, чтобы независимость органов местного самоуправления от органов государственной власти при решении вопросов местного значения носила реальный, а не декларативный характер.

Для ответа на эти вопросы, прежде всего, необходимо определиться с понятиями - что такое «государство, органы государственной власти», что такое «местное самоуправление, органы местного самоуправления»?

Многогранность, масштабность такого явления как государство приводит к тому, что в теории государства и права существует большое количество определений этого понятия.

В первом приближении государство можно определить как механизм управления делами общества, механизм решения общенациональных задач и проблем. Таких общенациональных задач и проблем достаточно много. Прежде всего, это обес-

печение внутренней и внешней безопасности, регулирование экономических процессов, социальная поддержка отдельных категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут сами обеспечить себе достойный уровень жизни, и ещё многие-многие другие.

Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется следующими основными признаками.

1. Народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей, прежде всего, должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка.

2. Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, то есть территориальная организация государственной власти. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровнородственной организации населения пришел принцип его территориальной организации.

3. Важнейшим признаком государства является наличие государственной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Государственная власть предполагает наличие особой группы людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства на профессиональной основе. Данная власть является представительной (осуществляет свою деятельность от имени народа). Кроме того, власть должна отвечать требованиям легитимности - быть легальной (избранной, сформированной в соответствиями с правилами, установленными законом) и пользоваться народным мандатом доверия (народ должен признавать эту власть и быть готовым ей подчиняться).

4. Наличие налоговой и финансовой систем. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно рас-

пределяет эти средства на различные общественные нужды.

5. Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории (внутренний суверенитет) и ее независимость в международной сфере, на международной арене (внешний суверенитет).

6. Система права. Государство представляет собой не просто союз людей, проживающих на одной территории, но и правовой союз, организованный и действующий по нормам права. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Вместе с тем, наличие правовой системы юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Все субъекты правоотношений (в том числе и само государство) функционируют в рамках правовых норм.

Таким образом, государство - это территориально организованная публично-правовая общность населения, сформированная на началах власти, осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального аппарата управления (государственного аппарата).

Что такое орган государственной власти?

Задачи и проблемы, решаемые государством, разноплановые, поэтому для решения каждой проблемы формируется отдельная структура, которая называется «государственный орган» или «орган государственной власти». Для государственного органа характерна относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства. Также для государственного органа характерно наличие отдельного круга решаемых вопросов, то есть у каждого государственного органа есть своя компетенция, свои полномочия. Кроме того, любой государственный орган обладает властными полномочиями, то есть он может, а зачастую и должен, принимать решения, исполнение которых обязательно для всех физических

и для всех юридических лиц. В случае неисполнения этих решений виновные привлекаются к различным видам ответственности.

Таким образом, государственный орган - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с нормативным правовым актом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое («кирпичик» в здании «Государство»).

Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов России.

Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

В систему государственных органов субъектов Федерации входят законодательные органы государственной власти, исполнительные органы, суды субъектов Федерации. Согласно части 1 статьи 77 Конституции России система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» .

Что такое «местное самоуправление»?

Законодательная дефиниция местного самоуправления дана в части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Местное самоуправление в Российской Федерации -форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учётом исторических и иных местных традиций» .

Анализ конституционных положений и содержания законодательной дефиниции позволяет выявить основные черты местного самоуправления в России:

Правом на осуществление местного самоуправления наделяются граждан;

Местное самоуправление имеет и особую сферу управления - вопросы местного значения;

Местное самоуправление реализуется в рамках муниципальной деятельности -специфической управленческой деятельности по решению вопросов местного значения или исполнению отдельных государственных полномочий;

Местное самоуправление в пределах своих полномочий есть деятельность самостоятельная;

Муниципальные образования самостоятельно отвечают за последствия принятых управленческих решений;

Для местного самоуправления характерно наличие двойственной природы -сочетание общественных и государственных начал.

Что такое «орган местного самоуправления»?

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы,

наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (абзац 14 части 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») .

Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно статье 12 Конституции России , не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.

Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех граждан, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно- распорядительного органа муниципального образования) является обязательным (статья 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») .

Итак, мы определились с теми общественными явлениями, о которых пойдёт дальнейшее рассуждение.

Взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления необходимо, поскольку и те, и другие представляют и выражают интересы народа.

Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное функционирование муниципальных образований. В прямых связях основными являются управляющие воздействия.

В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. При построении оптимальной системы управления общественными делами, важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.

Говоря о взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления, прежде всего, мы подразумеваем взаимодействие органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления.

Каковы же основные принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления?

Сегодня взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе принципов:

Принцип единства целей и задач в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в реализации общегосударственных интересов;

Принцип всесторонней государственной поддержки осуществления и развития местного самоуправления;

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Принцип самостоятельности осуществления своих полномочий в области мест-

ного самоуправления населением, органами и должностными лицами муниципальных образований;

Принцип невмешательства органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления;

Принцип взаимной гласности и информированности;

Принцип взаимного контроля;

Принцип взаимной ответственности;

Принцип законности (принцип детальной правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия органов государственного и муниципального управления);

Принцип равноправия муниципальных образований (создание режима равных правовых, организационных и финансово-экономических возможностей);

Обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения;

Можно выделить три основные модели взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления:

1. административная (государственная);

2. децентрализованная (общественная);

3. дуалистическая.

Для первой модели характерно наличие жёсткой опеки местного самоуправления со стороны органов государственной власти. Очень часто решения органов местного самоуправления не вступают в силу при такой модели без одобрения назначенного государством местного администратора. Фактически при использовании данной модели местного самоуправления можно говорить не о местном самоуправлении, а о местном управлении, то об управлении на самом низком уровне территориального деления государства.

Для второй модели (децентрализованной) свойственно отсутствие назначаемого государством представителя, «надзирателя».

Это не означает отсутствие контроля, надзора со стороны государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления. Контроль присутствует, но он опосредованный. И реализуется не

административными методами (командно-приказными), а судебными.

И, наконец, третья модель взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления - дуалистическая. Как явствует из её названия, она представляет собой некий симбиоз двух вышеназванных моделей взаимоотношений.

Указанная модель отличается тем, что местное самоуправление, с одной стороны, в строго определенных вопросах является самостоятельным (в тех случаях, когда оно решает вопросы местного значения), с другой стороны, рассматривается как часть системы государственной власти (тогда, когда речь идет о реализации государственных задач).

Эта модель, которая, кстати, реализована в России, постоянно эволюционирует -либо в направлении административной, либо в направлении децентрализованной модели взаимоотношений. В первые годы ее практической реализации наблюдались тенденции трансформации в сторону децентрализованной модели взаимодействия, что привело к серьезной потере управляемости территориями, эффективно устранить которую государственная власть на основе действующего законодательства оказалась не в состоянии. Была проведена федеральная реформа местного самоуправления, целью которой стало «встраивание» местного самоуправления в систему государственной власти, как следствие - дуалистическая модель в России преобразовывается в административную.

Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти осуществляется в виде следующих механизмов:

1. Влияние органов государственной власти на органы местного самоуправления. Данное влияние осуществляется в разных формах:

Нормативное правовое регулирование (установление общих принципов организации местного самоуправления законами и иными государственными нормативными правовыми актами, принятие законов о наделении органов местного самоуправле-

ния отдельными государственными полномочиями, ...);

Государственный контроль за законностью деятельности органов местного самоуправления;

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

Досрочное прекращение полномочий представительных органов местного самоуправления, отстранение от должности глав муниципальных образований.

2. Влияние органов местного самоуправления на органы государственной власти. Это влияние реализуется в следующих формах:

Осуществление законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

Обращение с жалобами на действия органов государственной власти в проку-

ратуру, иные органы, обладающие контрольными или надзорными полномочиями в отношении соответствующего органа государственной власти;

Обжалование органами местного самоуправления в судебном порядке актов органов государственной власти.

3. В форме взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти на паритетных началах путем заключения договоров о совместной деятельности в интересах населения; в виде участия в работе создаваемых на паритетных началах совещательных органов (согласительные комиссии, собрания, советы...).

Итак, взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели - повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования, региона, государства в целом.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7 - ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации - 04 августа 2014 года - № 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 18 октября 1999 года - № 42, ст. 5005.

3. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 06 октября 2003 года - № 40, ст. 3822.

MECHANISMS OF INTERACTION OF BODIES OF STATE POWER AND BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

N.V. Khans, candidate of legal sciences, associate professor

Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation (Tula branch) (Russia, Tula)

Abstract. In this work examines the concept of «state», «public authority», «local government» «local government»; identifies the main principles of interaction of bodies of state power and bodies of local self-government; analyses the most important features of the basic models of relations between state bodies and bodies of local self-government. The result of this work identified the main mechanisms of interaction of local governments and public authorities.

Keywords: «state», «public authorities», «local government», «local government», «interaction of bodies of state power and bodies of local self-government»

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, государственная поддержка муниципальной политики - одни из главных условий становления и развития местного самоуправления в России. Целями государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации являются обеспечение дальнейшего развития местного самоуправления и повышение эффективности его деятельности как необходимых условий становления экономически и социально развитого демократического государства. Такая политика в сфере местного самоуправления должна учитывать реальную обстановку на территории конкретного региона, муниципального образования, а также те задачи, которые решают органы государственной власти и органы местного самоуправления на определенной территории, в определенной сфере общественных отношений, в определенный исторический момент.

Как правило, государство в сфере местного самоуправления осуществляет такие функции: установление общих принципов организации местного самоуправления, а также правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти и их должностных лиц в сфере местного самоуправления, прав, обязанностей и ответственности граждан, должностных лиц и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления при исполнении ими отдельных государственных полномочий.

Наряду с правовым регулированием местного самоуправления государство осуществляет свои функции в этой сфере с помощью следующих механизмов:

  • - формирование системы государственных органов, занимающихся вопросами местного самоуправления;
  • - принятие федеральных и региональных программ, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;
  • - бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований;
  • - передача в муниципальную собственность находящихся в государственной собственности объектов, необходимых для осуществления полномочий местного самоуправления;
  • - методическая поддержка местного самоуправления, в том числе организация и проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам местного самоуправления;
  • - подготовка и повышение квалификации кадров для местного самоуправления, в том числе повышение квалификации выборных лиц местного самоуправления, подготовка кандидатов и участников выборных кампаний к выборам и другим процедурам прямого волеизъявления населения;
  • - информационная поддержка местного самоуправления, в том числе разъяснение населению конституционных основ местного самоуправления, информирование его о ходе и проблемах реформы местного самоуправления, о роли населения в создании системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления;
  • - широкое использование согласительных процедур при решении проблем, возникающих в процессе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Среди основных направлений деятельности органов государственной власти в сфере местного самоуправления - обеспечение гарантий его организации и развития. Гарантии (от фр. garantie - обеспечение) имеют разнообразный характер и могут быть объединены в две основные группы: 1) общие и 2) юридические. Для характеристики гарантий местного самоуправления можно использовать и иные классификации, рассматривать их, например, с точки зрения того, для кого они предоставляются: гарантии прав населения муниципальных образований, отдельных жителей, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Отдельно можно говорить о международных гарантиях местного самоуправления.

К общим гарантиям местного самоуправления могут быть отнесены:

организационно-политические, под которыми следует понимать

демократический характер государственного (политического) режима в стране, который обусловливает не только предоставление населению права на местное самоуправление, но и его всемерную поддержку и защиту государством; принцип идейного и политического плюрализма; формирование организационных структур, обеспечивающих осуществление муниципальной реформы (в России - это Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации, Конгресс муниципальных образований, другие союзы и объединения, которые не только инициируют многие важные шаги на федеральном и региональном уровнях по развитию местного самоуправления, но и оказывают помощь отдельным муниципальным образованиям); легитимность и легальность политико-правового режима; разделение властей; наличие общепризнанных демократических прав и свобод и др.;

  • экономические - наличие муниципальной собственности, возможность эффективного использования финансовых ресурсов;
  • социальные - развитие социальной структуры общества, формирование основных социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями, сложившиеся в целом институты гражданского общества;
  • духовные - система духовных ценностей человека в местном сообществе и обществе в целом, отраженная в ментальности людей, ориентированная на участие в самоуправлении. Такая ментальность сочетает доверие членов местного сообщества к муниципальным органам и его должностным лицам, выбор ответственных решений, основанных на знании своих прав, веру в силу коллективных действий и кооперацию членов сообщества, коллективных возможностей, представительной и непосредственной демократии. Мышление категориями демократической ментальности - источник взаимопонимания между людьми, возникающего в процессе осуществления местного самоуправления и одновременно с этим становящегося его важнейшей гарантией.

Важнейшую роль в организации и деятельности местного самоуправления играют юридические гарантии:

конституционное закрепление статуса местного самоуправления, общих принципов его организации, государственных гарантий его деятельности. В Европейской хартии местного самоуправления (ст. 2) читаем: «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны». Местное самоуправление определено как основа конституционного строя в ст. 12 Конституции РФ:

«в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Более подробно конституционно-правовой статус местного самоуправления был определен в гл. 8 Конституции РФ и Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

  • запрет на ограничение прав местного самоуправления , установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Следует отметить, что, как правило, в национальном законодательстве устанавливается ответственность, вплоть, например, до уголовной в России за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление;
  • обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и их должностных лиц, для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм, муниципальными органами и гражданами;
  • обязательное рассмотрение обращений органов местного самоуправления и их должностных лиц органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены;
  • судебная защита местного самоуправления. «Органы местного самоуправления, как записано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления, должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления». В российском законодательстве судебная защита местного самоуправления трактуется более широко, нежели это предусмотрено Европейской хартией. Судебная защита гарантируется не только для муниципальных органов, но также для граждан, проживающих на территории муниципальных образований, и должностных лиц местного самоуправления. Все они вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, в том числе если нарушены права гражданина на местное самоуправление; гражданин лишен возможности полностью или частично осуществлять свои права на местное самоуправление, предоставленные ему законом или нормативным актом; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Отдельно следует выделить правовые гарантии беспрепятственного осуществления полномочий депутатами, членами выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Среди них: создание условий для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий; защита прав, чести и достоинства; определение полномочий на срок не меньше двух лет; установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий; законодательное закрепление статуса депутатов, членов выборного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и ограничений, связанных со статусом этих лиц, только на основании Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации; обеспечение социальных гарантий, связанных с пребыванием на этих должностях, и др.

Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное функционирование муниципальных образований. В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления, важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели - повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.

Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.

Конституция России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач в экономике, социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои.

Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства.

На федеральном уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи - обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами:

во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления;

во-вторых, федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления;

в-третьих, для обеспечения федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" принимаются ряд федеральных законов.

В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие последних с органами местного самоуправления в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики - решения экономических, политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.

Признание местного самоуправления означает, что государство видит в нем некий социальный институт, не обладающий свойствами государственной структуры. Децентрализация управления - это способ не просто сохранения целостности России, но и эффективной защиты общества и граждан, гармоничного развития духовных, культурных, экономических связей между всеми частями Российского государства.

Взаимодействие самоуправления с верховной властью прослеживается с самого начала зарождения государства на Руси. Действовавшее на Руси общинное самоуправление, земство всегда находились в тесном контакте с городским вече и княжеской властью. Они как бы поддерживали и уравновешивали друг друга.

Крупный специалист в области местного управления князь А.И. Васильчиков, учитывая опыт самоуправления других стран, сделал следующий вывод: “Самоуправление не может быть предоставлено своему собственному произволу. Твердая и полная организация законода­тельной власти и податной (налоговой) системы должны предшествовать во всякой стране введению местного самоуправления”.

Безобразов В.П. в своей книге “Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть” делает вывод о том, что “го­сударство и самоуправление неразделимы и что попытки разъединения могут привести к разрушению или самоуправления, или государства, так как первое не может же сделаться во втором, - государством в государстве”. По его мнению, “самоуправление не может быть иначе рассматриваемо, как в совокупности с общим организмом всего государственного механизма управления, в состав которого оно входит, как органическая часть единого целого”.

Исторически это взаимоотношение проявлялось по следующим направлениям:

во-первых, в участии местных органов, собраний граждан в обсуждении проектов законов, которые выставлялись на общее обозрение;

во-вторых, в проведении выборов в центральные органы и территориальные органы власти в формировании исполнительных местных ор­ганов;

в-третьих, в организации работы по исполнению законов;

в-четвертых, в реализации предметов совместного ведения.

Специфическим являлось взаимодействие советских органов - это была строгая иерархия властных структур, в том числе и представительных органов. Такая система организации власти была связана с необходимостью жесткого централизованного управления всеми экономическими и социальными процессами в стране.

Местные Советы вместе в формально подчиненными им исполкомами призваны были выполнять в основном те же функции, что и центральные органы власти именно так обеспечивалось единство государственной власти, государственного управления. Такая модель взаимоотношения исходит из принципа “демократического централизма", в соответствии, с которым местные Советы были просто подножием пирамиды единой государственной власти.

Сегодня взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе других принципов:

законности,

сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций,

самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий,

взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совместного решения;

обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,

добровольности заключения договоров и соглашений;

взаимной ответственности,

гласности.

  • 1) правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль исполнения соответствующего законодательства;
  • 2) разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления,
  • 3) совершенствование разграничения компетенции государственных органов и органов местного самоуправления,
  • 4) обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления,
  • 5) содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций,
  • 6) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих основных организационных формах:

во-первых, главными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и местного самоуправления;

во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются совместные временные группы и комиссии;

в-третьих, для решения вопросов требующих постоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;

в-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им придается необходимый статус.

На некоторых территориях субъектов во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления имеются две крайности, либо они существуют как бы параллельно, автономно, доводя эту автономность до абсурда, либо местное самоуправление подменяют государственным местным управлением, а это не лучшим образом влияет на существующую социально-экономическую ситуацию в регионе.

Решение существующих проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также многих иных, требует четкого разграничения компетенции между органами субъектов Федерации и местным самоуправлением, определения вопросов совместного ведения и перечень полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно заключенного соглашения.

В законах ряда субъектов Российской Федерации о порядке передачи отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям существуют прямые расхождения с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, предусматривается возможность передачи полномочий по договору, хотя в Конституции РФ не установлен такой порядок. В ней говорится, что передача может происходить только по закону.

Надо полагать, что после принятия федерального закона об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в законы субъектов Российской Федерации будут внесены поправки, уточнения и добавления.

С целью гармонизации взаимоотношений регионам необходим комплексный нормативный правовой акт, например-Закон “О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации. Он устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия для эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта и муниципальных образований в интересах населения.

Данный закон должен закрепить основные принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов субъекта, формы их взаимодействия. В нем особо должны регламентироваться межбюджетные отношения между органами власти, организационное и информационное взаимодействия. В Законе должны быть определены предметы ведения органов государственной власти и местного самоуправления субъекта, вопросы, требующие их совместного решения, порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Здесь обязательно должен предусматривается принцип передачи материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления и процесс осуществления ими этих полномочий, основания и порядок их прекращения.

Уточнение полномочий региональных государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, требующим совместного решения с учетом экономических, социальных и иных особенностей муниципальных образований, в соответствии с этим законодательным актом может быть осуществлено специальным договором (соглашением). Его сторонами выступают органы государственной власти и местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, предметом договора могут быть конкретизация вопросов, требующих совместного решения, условия и порядок их осуществления, формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении договора, а также иные связанные с ним вопросы.

1

Рассмотрен ряд проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Определено место и роль проблемы взаимодействия государства и местного самоуправления в юридической науке. Изучены приоритетные направления в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти в области местного самоуправления. Проанализирована законодательная база России в сфере местного самоуправления. Показаны положительные и отрицательные моменты правового регулирования сферы местного самоуправления. Исследованы вопросы гарантирования местного самоуправления, выявлены недостатки данного процесса. Проиллюстрированы различные формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, например объединения, ассоциации. Особо автором уделено внимание проблеме взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Мордовия.

государство

государственная власть

местное самоуправление

муниципальное образование

орган местного самоуправления

полномочия

гарантии

1. Бабичев И. Местное самоуправление в современной России: некоторые аспекты и перспективы // Муниципальная власть. – 2003. – № 6. – С. 58-65.

2. Еремин А.Р. Местное самоуправление в Республике Мордовия: учеб.-метод. пособие. – Саранск: ГП Респ. тип. «Крас. Окт.», 1998. – 252 с.

3. Еремин А.Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации // Журнал российского права.  2006.  № 10.  С. 35-43.

4. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 280 с.

5. Кубарков А.Н. Государственные полномочия в компетенции органов местного самоуправления: теория и практика // Конституционные чтения: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Поволжская акад. гос. службы, 2000. – Вып. 1. – С. 19-23.

6. Магдеев А.М. Взаимоотношения органов государственной власти с муниципальными образованиями // Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований России (материалы Всероссийской научно-практической конференции). – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – С. 17-22.

Местное самоуправление, осуществляемое на всей территории Российской Федерации, составляя одну из важнейших основ конституционного строя, способную обеспечить эффективное и одновременно приближенное к гражданину и местным условиям управление, является одной из главных функций государства, его федеральных и региональных органов государственной власти.

Государство и все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - как на федеральном уровне, так и на региональном, исполняя Конституцию Российской Федерации, обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Самоуправленческий потенциал таит в себе неиспользуемые до конца ресурсы, которые могут проявиться в полной мере при условии создания надлежащей правовой базы. Для этого необходимо решить ряд теоретически важных проблем, которые, будучи воплощенными в нормах права, являются основой построения целостного механизма местного самоуправления.

Особенно большое значение в современный период приобретает проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, теоретического осмысления различных аспектов этого взаимодействия и воплощения их в законодательную практику .

Таким образом, решение задач, стоящих перед государством, невозможно без последовательного совершенствования системы власти в государстве, в том числе уточнения компетенции властных уровней, упорядочения межбюджетных отношений, формирования механизмов эффективного контроля за деятельностью органов власти. Этот процесс должен затронуть и местное самоуправление, которое, являясь одним из элементов общей системы власти, может как способствовать, так и препятствовать решению общих задач.

Цель статьи - проанализировать ряд проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Методология и методы исследования - совокупность диалектического, исторического, формально-юридического, логического, сравнительно-правового и других методов познания.

Конкретные полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления закреплены в ФЗ № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В них дан исчерпывающий перечень полномочий. Отступление от него и совершение действий за его пределами недопустимо.

Приоритетным направлением в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти на современном этапе является правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль за исполнением соответствующего законодательства. На федеральном уровне уже принят ряд федеральных законов. Среди них: об общих принципах организации местного самоуправления, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме, о муниципальной службе и ряд других.

Ряд субъектов Российской Федерации в развитие федеральных законов по вопросам местного самоуправления приняли свои законы, создав во многих случаях широкую законодательную систему по этим важным вопросам.

Однако формирование правовой базы местного самоуправления как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации неоправданно затянулось. Часто законы субъектов Федерации страдают низким качеством, поверхностным подходом, внутренними противоречиями, неурегулированностью многих отношений, небрежностью юридической техники. Далеко не все субъекты Федерации располагают для столь серьезного нормотворчества квалифицированными кадрами юристов и необходимым финансированием. В качестве примера можно отметить, что слишком медленными шагами идет формирование законодательной базы Республики Мордовия в сфере местного самоуправление. Хотя до принятия ФЗ № 131 в Республике Мордовия действовала широкая система законов, регулирующих местное самоуправление: «О местном самоуправлении в Республике Мордовия» (1994 г.), «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Мордовия» (1995 г.), «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Мордовия» (1995 г.), «О порядке избрания и досрочного прекращения полномочий главы района (города)» (1996 г.), «О порядке избрания и досрочного прекращения полномочий главы города, села, поселка, сельсовета» (1996 г.), «Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в Республике Мордовия» (1998 г.), «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований Республики Мордовия» (1997 г.) и другие .

Значительная роль органов государственной власти заключается в обеспечении гарантий местного самоуправления. Суть гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами организационную и финансово-материальную самостоятельность местных сообществ и их органов в решении вопросов местного значения, защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных условий для их наиболее полного осуществления.

Прежде всего, органы государственной власти должны обеспечить реализацию установленных законодательством таких наиболее значимых гарантий для местного самоуправления, как удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов; обеспечение муниципальным образованиям минимального местного бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; компенсация дополнительных расходов муниципальных образований, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Однако обеспечение этих гарантий из-за социально-экономического кризиса в России пока производится лишь частично.

Среди ряда политиков и правоведов сложилось устойчивое мнение о том, что местное самоуправление обладает неким иммунитетом от государства, что, с одной стороны, приводит к требованиям о минимизации регулирующего влияния государства на местное самоуправление, а с другой стороны, формирует недоверие представителей государства к местному самоуправлению как к публичному институту, имеющему скорее общественную природу, чем властную.

Государство является субъектом местного самоуправления, равно как и местное самоуправление является субъектом государства. Государство осуществляет правовыми нормативными актами регулирование системы местного самоуправления, а местное самоуправление, регламентируя и управляя значительной частью публичных (в том числе и государственных дел), выступает как субъект государства.

Справедливо утверждение профессора А.Р. Еремина, что «тема местного самоуправления применительно к реальным, а не утопическим ее аспектам, не только берет в государственности свое начало, но развивается целиком внутри государственности .

Чтобы понять, как государственная власть может воздействовать на органы местного самоуправления, нужно обозначить основные принципы, на которых основана местная власть:

Во-первых, принцип «подзаконности», то есть функционирования местного самоуправления в рамках, заданных законом;

Во-вторых, принцип «выделенной компетенции» - наличия у органов местного самоуправления собственных полномочий, в пределах которых они самостоятельны;

В-третьих, принцип «ресурсной обеспеченности» - наличия собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий;

В-четвертых, принцип «выборности», иначе говоря, требование об обязательности выборных органов в системе местного самоуправления.

Для государственной власти это обеспечивает гарантию того, что местное самоуправление будет функционировать в пределах тех установлений, которые определены принятыми этой властью законами. Для местного самоуправления это гарантия от волюнтаристского вмешательства в деятельность его органов государственных чиновников. Закон обеспечивает достаточную стабильность отношений между органами местного самоуправления. Конечно, всегда есть какая-то вероятность несоблюдения закона одной или обеими сторонами. Но такая вероятность нейтрализуется деятельностью прокурорской и судебной систем. В случае возникновения спора ситуация может быть разрешена независимой и непредвзятой стороной .

Кроме названных, существуют формы постоянного взаимодействия двух уровней власти. К ним следует отнести всякого рода совместные рабочие органы - группы, комиссии, - как постоянно действующие, так и временные, сформированные для решения каких-либо частных вопросов, которые не являются систематически возникающими, то есть частные и решаемые однократно.

Эффективной формой взаимодействия становится сотрудничество государственной и местной властей через ассоциации муниципальных образований. В рамках ассоциации органы местного самоуправления могут более точно формулировать и доводить до сведения государственных органов их общие проблемы, для государственной власти ассоциация муниципальных образований - та организация, через которую можно обращаться одновременно ко всем ее членам и вырабатывать согласованную политику в отношении местного самоуправления.

Такая форма объединения, как ассоциация, сегодня является жизненно необходимой в связи с тем, что местное самоуправление должно активно отстаивать интересы местного сообщества.

Примером такого взаимодействия может служить созданный и действующий Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации - федеральный координационный центр при Президенте Российской Федерации, обеспечивающий рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации. К основным задачам Совета отнесена разработка государственной политики и мер по ее реализации .

Очень жаль, что подобные органы либо вообще не существуют, либо существуют лишь на бумаге в регионах России.

Целесообразным является и взаимодействие муниципальных органов с территориальными подразделениями органов государственной власти субъектов РФ. Однако здесь существует ряд проблем, в первую очередь, что в ряде регионов государственная власть и муниципальные органы находятся в противостоянии интересов, что, естественно, создает сложности в существовании единой согласованной публичной власти в регионе.

К числу вопросов, которые могут быть предметом взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, можно отнести: участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в установлении полномочий органов местного самоуправления; разграничение предметов ведения (Закон субъекта РФ), если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования; возложение органами государственной власти отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления; формирование ресурсной базы местного самоуправления.

Основными проблемами во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления по указанным вопросам можно назвать:

При установлении полномочий органов местного самоуправления в региональном законодательстве необходимо уточнять, какие именно действия предпринимаются органами местного самоуправления в различных сферах функционирования;

При разграничении полномочий, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования, «поделить» компетенцию необходимо таким образом, чтобы каждый круг вопросов предоставления услуг власти населению решался самым эффективным образом. Очевидно, что для этого требуется взвешенный подход со стороны всех участников процесса разделения компетенции и нормальные согласительные процедуры;

Для исполнения конституционных установлений в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями необходимо уточнение и установление собственных полномочий местного самоуправления для каждого его уровня, определение какими государственными полномочиями следует наделять органы местного самоуправления, а какими нет, где в основе такого наделения должны быть интересы населения, экономическая целесообразность, рациональность децентрализации, наличие кадров. Причем наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не должно трактоваться как освобождение соответствующих государственных органов от ответственности за их осуществление. Государственные органы должны наблюдать за положением дел в соответствующих сферах деятельности, анализировать их, иметь реальную возможность реагировать на нарушения действующего законодательства и прав граждан. Они должны иметь право инструктировать и обучать муниципальных служащих, ответственных за осуществление соответствующих государственных полномочий, отменять неправомерные решения в части реализации государственных полномочий . Государство, передавая свои собственные полномочия, тем самым не освобождается от ответственности за их выполнение, а потому обязано осуществлять контроль в данной сфере ;

При формировании финансовой основы местного самоуправления в контексте взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления требуют решения два вопроса: как наиболее рационально разделить источники доходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами и каковы процедуры взаимодействия уровней власти при закреплении доходных источников местных бюджетов.

Сегодня для обеспечения эффективного функционирования органов власти Республики Мордовия необходимо оптимальное разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Нормативно-правовая база наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями создана во многих субъектах Российской Федерации.

В Республике Мордовия были приняты ряд законов по передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления: по проведению всероссийской сельскохозяйственной переписи; по организации оказания специализированной медицинской помощи; в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия, по поддержке сельскохозяйственного производства и ряд других.

В Республике Мордовия была разработана концепция Закона Республики Мордовия «О разграничении полномочий и механизме взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления в Республике Мордовия», в которой предусматривалось использование как «негативного», так и «позитивного» закрепления полномочий (принцип «позитивного» закрепления прав и обязанностей заключается в том, что объем полномочий устанавливается путем подробного перечисления прав и обязанностей - органы власти будут вправе совершать только те действия, которые непосредственно предписаны законом; суть принципа «негативного» закрепления в том, что органам местного самоуправлении должно быть предоставлено право регулировать, в рамках закона под свою ответственность, все дела местного значения, непосредственно затрагивающие повседневные интересы жителей конкретной территории.) Кроме установленных законом предметов ведения, органы местного самоуправления вправе принимать к рассмотрению иные вопросы, которые прямо не запрещены законом и не отнесены к предметам ведения других органов власти; закреплена и «делегированная» компетенция. Однако, к сожалению, эта концепция пока не превратилась в закон, хотя сегодня он очень необходим для урегулирования отношений между государственной и муниципальной властями.

В качестве отдельных проявлений законодательного регулирования отношений между государственной и муниципальной властями можно назвать Закон Республики Мордовия от 27 февраля 2015 года № 2-З «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований республики Мордовия и органами государственной власти Республики Мордовия».

Таким образом, развитие института местного самоуправления должно являться одним из основных направлений государственного строительства, а также важнейшим фактором, способным оказать существенное влияние на дальнейшее развитие федерализма в России.

Работа выполнена в рамках темы НИР № 53/23-15 «Системный анализ проблем формирования и реализации регионального законодательства в сфере местного самоуправления в Российской Федерации» .

Рецензенты:

Гошуляк В.В., д.ю.н., д.и.н., профессор, декан юридического факультета Пензенского государственного университета, г. Пенза;

Еремин А.Р., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Останков Д.Б. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22200 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»