Еспч страны. Европейский суд по правам человека в Страсбурге

Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека . Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Для начала разберёмся, что такое Европейский суд по правам человека. Это часто единственная возможность для того, чтобы как-то защитить свои права. Это последний шанс для тех людей, чьи права были нарушены, и подчас очень грубо, властями и правоохранительными органами отдельных государств, и государств стран СНГ - не в последнюю очередь. Бывает так, что гражданин, спасаясь от неправомерного и противоправного преследования, выезжает из России на территорию стран Евросоюза, чтобы не сесть в тюрьму без веских оснований. После выезда из страны ему приходится совмещать такие вещи, как и Если бы не было Европейского суда по правам человека, то во многих случаях добиться правды было бы невозможно, а защита общечеловеческих прав заканчивалась бы в высшей судебной инстанции того или иного государства, которая не всегда бывает справедливой.

Многие граждане, принявшие решение приехать жить во Франции на ПМЖ или в другой стране ЕС, в итоге смогли защитить свои права и снять с себя обвинительные приговоры благодаря грамотной защите в ЕСПЧ, где разбирают дела не предвзято, а опираясь на международные правовые стандарты. Так что любой удар по данной инстанции - это в значительной степени удар по справедливости, которой в современном мире и так не очень много.

Об исполнении решений ЕСПЧ

Если решения главной судебной инстанции государства, например Верховного суда РФ или Конституционного суда Франции, очень быстро "доходят до адресата" и немедленно принимаются к исполнению на территории государства, то решения ЕСПЧ порой непросто довести до исполнения. Что ни говори, а этот суд не внедрён в судебную систему ни одного государства. И вообще существует только два десятка государств, которые приняли Конвенцию и потому обязаны исполнять решения Европейского суда по правам человека. Но "обязаны", опять же, не в том смысле, в каком правоохранительные органы обязаны отправить в тюрьму человека, имея предписание суда. Здесь требуется добрая воля государства, принявшего Конвенцию, а наказаний за отказ соблюдать решения ЕСПЧ вообще не предусмотрено. По факту, решения ЕСПЧ имеют пожелательный характер. И чтобы такое решение было доведено до своего исполнения, может потребоваться изрядная доля дипломатии на переговорах с необходимыми органами и инстанциями той или иной страны. Обычно такие переговоры проводят сами представители ЕСПЧ, имеющие нужные дипломатические каналы. Но не всегда это заканчивается успехом.

Причины отказов в исполнении решений ЕСПЧ

Чаще всего в Европейский суд по правам человека, конечно же, попадают спорные и сложные дела, связанные с преследованием человека за границей. И весьма часто этот человек был как-то связан с политикой или бизнесом, либо и с тем и с другим. И неудивительно, что государство, осудившее гражданина на своей территории, часто говорит о том, что решения ЕСПЧ носили "политический" характер, а потому и исполнять их как бы необязательно. При желании объявить "политическим" можно почти что любое решение. Тем более что политическое решение не обязательно должно быть направлено против человека, который когда-то занимался политикой, всегда можно сказать о том, что тем или иным решением Европейский суд пытается надавить на определённую страну или действовать в рамках интересов западных стран. Хотя Европейский суд по правам человека меньше всего интересуется политическими режимами и взаимоотношениями стран, он был создан с единственной целью - гарантировать, что любой человек сможет спокойно себя чувствовать и знать, что его права всегда будут защищены, даже если ему так и не удалось добиться правды и справедливости в родной стране.

О новом указе Президента РФ: признание решений ЕСПЧ

Согласно новому указу, который вышел 15 декабря, Конституционный суд России получает полномочия принимать решение о возможности или невозможности исполнения решений межгосударственных судебных органов. Проще говоря, если Конституционный суд РФ посчитает, что ЕСПЧ принял неправомерное решение, то исполнять такое решение не будет нужно. Межгосударственных судебных органов на сегодняшний день не так много, и во многом это решение было направлено именно на Европейский суд по правам человека, куда могут обращаться и граждане России, недовольные преследованием по разным мотивам в родной стране и за её пределами.

Документ был подписан Президентом 15 декабря, 4 декабря он был принят Государственной Думой, а 9 декабря - Советом Федерации. Он уже вступил в законную силу, так что уже сегодня отдельные решения ЕСПЧ могут быть отклонены российской судебной системой.

Интересным дополнением является то, что Конституционный суд может признавать или не признавать решения ЕСПЧ по запросу федеральных органов, а также Правительства и Президента.

Как это будет выглядеть на практике? Несложно догадаться, что если кто-то из перечисленных инстанций/лиц обратится в КС РФ, то это как раз будет ярким примером политического решения, потому что по запросу с такого уровня суду просто придётся принять то решение, которое принять "нужно". Да и сам факт подобного обращения уже будет говорить о том, что решение Европейского суда по правам человека требуется не признать на территории РФ. Фактически, канал между ЕСПЧ и российскими судами просто закрыли - теперь между этими инстанциями появился новый участник в лице государственной власти России, которая получает полномочия управлять процессом признания или непризнания судебных решений. Таким образом, защиту прав в Европейском суде по правам человека провести можно, но вот провести в жизнь решение данного суда на территории России сегодня - будем реалистами - стало почти невозможно. Это будет возможно только в том случае, если государственные органы РФ сами этого захотят. Но если бы они изначально хотели, то не было бы и всего дела, не было бы и того, что гражданину пришлось обратиться в ЕСПЧ за непризнанием судебных решений и отстаивать там свои права с компанией Кофранс. Новый закон серьёзно усложнил путь европейскому правосудию на территорию России.

Причины принятия закона о непризнании решений ЕСПЧ

Нетрудно понять, что причины принятия такого закона исключительно политические. В настоящее время Россия ведёт сильную конфронтацию с Европой, так что ограничение действия решений Европейского суда по правам человека на территории России можно считать просто ещё одним способом для того, чтобы максимально "закрыться" от Европы и минимизировать влияние любых европейских инстанций на российские органы. Правда, в погоне за этим, наверное, неплохо бы различать, где находится поле для взаимных ударов и контрударов во время противостояния, а какие области лучше не трогать даже в самый разгар противостояния. И нет сомнений в том, что честный и справедливый суд - одна из таких областей.

В российских судебных кругах закон прокомментировали с позиции того, что речь вроде бы и не идёт о неисполнении решений ЕСПЧ, а только о таких ситуациях, когда российская Конституция лучше защищает права граждан. Вырисовывается ситуация, когда гражданин решил обратиться в Европейский суд по правам человека, этот суд принял решение - а затем оказалось, что российская правовая система "лучше защищает гражданина", то есть более лояльна к нему. Однако это нонсенс, потому что если бы российская правовая система и правда была на стороне гражданина, то он ни за что бы не обратился в ЕСПЧ. Оправдывать такой закон "благими намерениями" можно сколько угодно, но его суть не должна ускользать - а суть состоит в том, что любое решение ЕСПЧ может быть пересмотрено (читаем проще - отменено), если у государственных органов возникнет в том необходимость.

Ещё одна интересная черта нового закона - он устанавливает принцип "отдельного рассмотрения каждого решения ЕСПЧ". То есть, никакие принципы прецедента и аналогии не работают, по каждому делу Конституционный суд РФ выносит самостоятельное решение, принимать решение ЕСПЧ или нет. На первый взгляд звучит неплохо, но если вдуматься, то мы видим тут исключительно подходящую почву для избирательного правосудия и тех же самых политических дел. Можно надеяться, что решение Конституционного суда всегда будут справедливым, а пересмотр решений Европейского суда по правам человека будет осуществляться только в тех случаях, когда это правда в интересах гражданина, обратившегося в суд. Однако опыт показывает, что ожидать этого, к сожалению, было бы весьма наивно и недальновидно.

Практическая сторона: что даёт рассмотрение дела в ЕСПЧ

В каких случаях гражданину есть смысл обратиться в ЕСПЧ, и как это сделать?

Если гражданин преследуется на территории того или иного государства в связи с экономическими, уголовными или политическими делами (впрочем, специального раздела "политических" дел в большинстве государств нет, так что даже самые что ни на есть политические дела всё равно классифицируются как уголовные, гражданские или экономические), то само по себе признание его невиновности в Европейском суде по правам человека конкретно ничего ему не даст. Находясь на территории того государства, где ведётся преследование, нельзя будет чувствовать себя в безопасности. А если гражданин уже принял благоразумное решение приехать во Францию на ПМЖ , то ему бояться нечего - если не нарушать местные законы, а к тому же заручиться поддержкой серьёзной компании Cofrance , чтобы была проведена защита от экстрадиции, то никакое преследование правоохранительных органов его государства не будет ему страшно, в то время как снова приезжать в страну, где ведётся преследование, ни в каком случае не рекомендуется. Особенно если гражданину понятно, что преследование именно политическое, то есть факты и судебные решения подстраиваются под те установки, которые есть с самого начала.

Чаще всего в Европейский суд по правам человека люди обращаются, ставя перед собой вполне конкретные задачи.

1) Основная причина обращения в ЕСПЧ - это как раз защита от неправомерного преследования за границей. В том числе, и от требований экстрадиции. Чтобы экстрадиция не висела дамокловым мечом над головой, проще всего закрыть это дело именно через ЕСПЧ. Россия может сколько угодно отвергать решения такого суда, но ни одно европейское государство не рискнёт выдавать гражданина, если ЕСПЧ принял решение в его пользу и посчитал, что депортация недопустима.

2) Часто требуется разобрать какие-то конфликты, в которых фигурирует имущество, бизнес или финансы. Нередко бывает так, что всё перечисленное отбирается у гражданина на территории страны, которую потом ему самому пришлось спешно покинуть. Порой захват бизнеса и завладение деньгами и имуществом происходят самыми "чёрными" методами. Вот это всё можно будет оспорить в Европейском суде по правам человека. Есть значительный шанс, что все эти объекты или хотя бы часть из них вернутся своему законному владельцу согласно решению ЕСПЧ, или же можно будет получить компенсацию. Так что и в этом отношении добиваться пересмотра дела в Европейском суде по правам человека смысл есть.

Если вас интересует судебная победа в ЕСПЧ, обязательно работайте совместно с командой хороших юристов, таких как специалисты Кофранс . Это даст вам возможность в короткие сроки защитить свои права и начать жить более счастливой жизнью.

Общественная палата РФ планирует привлечь ведущих мировых юристов для в связи с событиями в Одессе, сообщил первый замсекретаря ОП Владислав Гриб.

В пятницу, 2 мая, в результате столкновений в Одессе и пожара в Доме профсоюзов , порядка 200 пострадали.

Что такое ЕСПЧ?

Eвропейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) — это международный судебный орган, расположенный в Страсбурге (Франция).

Он состоит из судей, число которых равно числу государств, являющихся членами Совета Европы и ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод — в настоящее время их сорок cемь.

Судьи ЕСПЧ независимы и не являются представителями государства. При рассмотрении жалоб Суду помогает Секретариат, который преимущественно состоит из юристов — граждан государств-членов Совета Европы.

ЕСПЧ рассматривает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Центральный вход Европейского суда по правам человека. Фото: Commons.wikimedia.org / Rh-67

Какие права охраняются Конвенцией и протоколами к ней?

Конвенцией охраняются, в частности:

  • право на жизнь;
  • право на справедливое судебное разбирательство в гражданских и уголовных делах;
  • право на уважение частной и семейной жизни;
  • свобода выражения мнения;
  • свобода мысли, совести и религии;
  • право на эффективное средство правовой защиты;
  • право на уважение собственности;
  • право избирать и быть избранным.

Что запрещает Конвенция и протоколы к ней?

Конвенция запрещает, в частности:

  • пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение;
  • незаконное задержание или заключение под стражу;
  • дискриминацию при пользовании правами и свободами, гарантированными Конвенцией;
  • высылку государством своих граждан или запрет на возвращение в страну;
  • смертную казнь;
  • коллективную высылку иностранцев.

Какие жалобы рассматривает ЕСПЧ?

Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы физических и юридических лиц на нарушение их прав, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека.

Суд рассматривает не все жалобы. Его полномочия ограничены установленными Конвенцией критериями приемлемости, которые определяют, кто, когда и с какой жалобой может обратиться в Суд.

Каждый год ЕСПЧ получает десятки тысяч жалоб и признает неприемлемыми более 90% из них.

Зал суда Европейского суда по правам человека. Фото: Commons.wikimedia.org

Суд может рассмотреть Вашу жалобу только в том случае, если:

  • жалоба в Европейский Суд подписана либо заявителем, либо его представителем;
  • речь идет о нарушении одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции и Протоколах к ней;
  • жалоба направлена против государства, ратифицировавшего Конвенцию или соответствующий Протокол;
  • жалоба касается событий, за которые несут ответственность государственные органы (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и пр.). Суд не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или частных организаций;
  • жалоба касается действий или событий, имевших место после ратификации государством Конвенции (для России — после 5 мая 1998 года).
  • дело прошло все судебные инстанции в своей стране;
  • жалобу можно подать не позднее шести месяцев с момента вынесения окончательного решения суда;
  • жалобу необходимо подкрепить вескими доказательствами судебными решениями, медицинскими заключениями, свидетельскими показаниями, экспертизами и другими материалами;
  • жалобы ранее не были предметом рассмотрения в Суде или в другой международной инстанции.

Как подать жалобу в ЕСПЧ?

Для того, чтобы подать жалобу в ЕСПЧ, необходимо правильно заполнить формуляр и приложить копии всех необходимых документов по делу.

Формуляр должен содержать:

  • краткое изложение фактов и предмет жалобы;
  • указание прав, гарантированных Конвенцией, которые были нарушены;
  • указание средств правовой защиты, которые были использованы;
  • копии решений по у делу, вынесенных государственными органами.

На каком языке должна быть написана жалоба?

Жалоба может быть подана на любом из официальных языков стран — членов Совета Европы, в том числе на русском языке.

Обращение в Европейский Суд по правам человека не облагается пошлиной. ЕСПЧ принимает жалобы и рассматривает дела бесплатно. При этом помощь юристов в составлении иска и ведения дела является платной.

Формуляр жалобы следует отправить письмом по адресу:

The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex

Как проходит рассмотрение жалоб в Суде?

Процедура рассмотрения жалоб проходит в письменном виде. Суд письменно уведомляет отправителя жалобы о любом решении.

При этом приезжать в Страсбург не требуется. Публичные слушания проводятся в исключительных случаях.

После того, как жалоба будет принята к рассмотрению, и Правительство будет о ней уведомлено, истцу понадобится юридический представитель.

Зал заседаний Европейского суда по правам человека. Фото: Commons.wikimedia.org / CherryX

Каковы основные этапы рассмотрения жалобы в Суде?

В первую очередь Суд проверяет, удовлетворяет ли жалоба определенным требованиям, изложенным в Конвенции. Если эти требования не соблюдены, жалоба будет отклонена.

Если жалоба содержит несколько претензий, Суд может объявить одну или некоторые из них приемлемыми и отклонить другие.

Если жалоба или одно из утверждений о нарушениях объявлено приемлемым, Суд предложит сторонам (Вам и государству-ответчику) прийти к мировому соглашению.

Если же мировое соглашение не будет достигнуто, Суд рассмотрит дело и определит, имело ли место нарушение Конвенции.

Как долго проходит рассмотрение жалобы?

Суд может приступить к начальному рассмотрению жалобы только спустя год.

Некоторые жалобы могут быть признаны срочными и рассмотрены в приоритетном порядке, например, в случае, когда жизни и здоровью заявителя угрожает явная опасность.

На что влияет решение ЕСПЧ?

Eсли Суд придет к выводу, что имело место нарушение, он может:

  • назначить справедливую компенсацию — денежную сумму в качестве возмещения за причиненный вред;
  • присудить государству-ответчику возмещение расходов, понесенных в ходе рассмотрения жалобы.

Суд не уполномочен отменять решения национальных судов или законы.

Контроль за исполнением своих решений также не входит в компетенцию Суда. После вынесения Судом решения оно направляется Комитету Министров Совета Европы, который осуществляет надзор за исполнением решений и выплатой возможных компенсаций.

Европейский Суд по правам человека. Фото: www.globallookpress.com

Статистическая информация по делам против России

По состоянию на март 2014 года Россия занимает третье место по числу рассматриваемых жалоб в ЕСПЧ. В 2012 году РФ занимала первое место по числу жалоб.

Всего на конец 2012 года на рассмотрении судейских составов находилось 28,6 тысяч жалоб против РФ, или 22,3 % всех рассматриваемых жалоб.

За 2012 год ЕСПЧ было принято 134 постановления по делам против России, из них в 122 усмотрены нарушения.

Чаще всего в российских делах ЕСПЧ усматривал нарушения права на справедливый суд (статья 6 ЕКПЧ).

Условия приемлемости жалобы

Эксперты Европейского суда по правам человека выделяют около 10 условий приемлемости:

1. Условия, основанные на положениях Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод:

  • обстоятельства времени — ratione temporis;
  • обстоятельства места — ratione loci;
  • обстоятельства по существу — ratione materiae;
  • обстоятельства лица — ratione persona.

2. Исчерпание внутренних средств правовой защиты:

  • 6-месячный срок обращения;
  • обоснованность жалобы;
  • недопустимость анонимности жалобы;
  • недопустимость злоупотребления правом на обращение;
  • повторность жалобы.

Условие обстоятельства времени

Первое условие — обстоятельство времени, ratione temporis, означает, что государство, подписывая и ратифицируя тот или иной международный договор, принимает на себя обязательство исполнять его с определенного момента. Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать права человека, гарантированные Международным пактом о гражданских и политических правах, с 1 октября 1991 г., а права человека, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, с 5 мая 1998 г. Следовательно, Российская Федерация не несет ответственности перед Комитетом по правам человека ООН за те нарушения Международного пакта о гражданских и политических правах, которые произошли до 1 октября 1991 г. Точно так же Российская Федерация не несет ответственности за нарушения прав человека перед Европейским судом по правам человека за нарушения, допущенные до 5 мая 1998 г.

Условие обстоятельства места

Обстоятельства места, ratione loci, означает, что факт нарушения права должен произойти на той территории, которая находится под юрисдикцией одного из государств, являющегося членом Совета Европы и, соответственно, подписавшего и ратифицировавшего Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Условие существа обращения

Это условие (ratione materiae) ограничивает возможность обращения в Европейский суд по правам человека только теми правами, которые предусмотрены о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней. Аналогичное правило существует для обращения в Комитет по правам человека ООН, которое может быть реализовано только в отношении тех прав, которые предусмотрены Международным пактом о гражданских и политических правах.

Условие лица

Обстоятельства лица, ratione persona, касаются того, кто именно и против кого может жаловаться в Европейский суд по правам человека. Ответчиком в Европейском суде по правам человека всегда выступает государство, которое является членом Совета Европы и подписало и ратифицировало Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и которое нарушило права человека и его основные свободы, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Анонимность жалобы

Жалоба в Европейский суд по правам человека не должна быть анонимной. Суд должен знать, кто именно обращается по поводу нарушения права. Формуляр обращения в Европейский суд, как и формуляр обращения в Комитет по правам человека, предусматривает графы, посвященные идентификации обратившегося: фамилия, имя, отчество, место жительства, год рождения и место рождения, адрес, вид деятельности и др.

Заявитель может обратиться к Президенту Европейского суда с просьбой не разглашать его данные и не передавать их правительству, если у него есть основания полагать, что правительство может использовать эти данные, чтобы ухудшить его положение. В таком случае во всех документах Суда заявитель обозначается какой-либо буквой.

Злоупотребление правом

Жалоба может быть признана неприемлемой в связи со злоупотреблением правом в двух случаях. Во-первых, заявитель, обратившись в Европейский суд по правам человека, принимает на себя обязательство поддерживать свое обращение на протяжении всего рассмотрения. Если он не отвечает в разумный срок на запросы Секретариата, не предоставляет новую информацию о движении своего дела во внутренних процедурах либо предоставляет ложную информацию, то это означает, что он злоупотребляет правом на обращение в Европейский суд. Во-вторых, заявитель должен быть корректен, обращаясь в международно-правовые инстанции, и не должен допускать оскорбительных высказываний в адрес государства в целом, а также отдельных должностных лиц, коммерческих фирм, граждан, некоммерческих организаций и т.д. Несоблюдение данного правила также является злоупотреблением правом на обращение и может привести к тому, что жалоба будет признана неприемлемой.

Повторность жалобы

Наконец, последний критерий приемлемости — повторность жалобы. Европейский суд по правам человека не станет рассматривать жалобу, которая была уже предметом его рассмотрения, а также была предметом рассмотрения иной международно-правовой инстанции, в частности Комитета по правам человека ООН. Повторность жалобы означает, что жалоба подана тем же лицом, против того же государства, по тем же обстоятельствам, которые уже рассматривались Судом как по вопросу приемлемости, так и по существу.

Жалобы частных лиц, организаций и государств, связанные с нарушением Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека рассматриваются международным судебным органом, который расположен в Страсбурге, и носит название Европейский суд по правам человека. Обращения рассматривают 47 судей (что соответствует числу государств-участников Конвенции), которые независимы, и не представляют интересы той или иной страны. Как подать жалобу в Европейский суд? Какие дела рассматриваются данным органом? После какой инстанции можно подаватьжалобу в ЕСПЧ? Давайте изучим эти вопросы более детально.

Кто и в каких ситуациях может обратиться в ЕСПЧ?

В страсбургский суд имеют права обращаться:

В качестве ответчика может вступать только страна, ратифицировавшая Конвенцию. Данный орган не рассматривает жалобы на действия физических или юридических лиц, правонарушение должно быть совершено только органом власти.

Обратиться за помощью может только гражданин, чьи права были нарушены. Это можно сделать лично или через представителя.

Обязательным условием для обращения в данный международный судебный орган является нарушение норм, прописанных в Европейской конвенции. Этот документ охраняет права на:

  1. жизнь;
  2. свободу мысли и совести;
  3. справедливое судебное разбирательство;
  4. уважение частной жизни;
  5. свободные выборы;
  6. свободу передвижения и ряд других.

Конвенция запрещает:

  • -пытки;
  • -рабство;
  • -принудительный труд;
  • -незаконный арест;
  • -дискриминацию;
  • -бесчеловечное отношение;
  • -смертную казнь;
  • -высылку за пределы страны.

Это последняя инстанция, которая способна помочь восстановить нарушенные права. Поэтому обращаться к ней можно только после того, как подача жалоб в национальные судебные органы не принесла должного результата.

После какой инстанции можно обращаться в страсбургский суд?

Граждане Российской Федерации, желающие отстоять свои права, должны знать, после какой инстанции они имеют право обратиться в ЕСПЧ:


  1. Жалобы по гражданским делам, связанным с публичными правоотношениями с участием физических лиц, которые были рассмотрены судами общей юрисдикции в соответствии с нормами ГПК Российской Федерации, а также при возникновении споров по публичным правоотношениям, рассмотрение которых происходило в соответствии с нормами КАС РФ, подаются в страсбургский суд в течение 6-ти месяцев после вынесения Верховным судом РФкассационного определения. ВС в данном случае является судом 4-й инстанции, если учесть, что изначально дела рассматриваются на уровне районных органов правосудия.
  2. Если оспариваются решения по уголовным делам или административным правонарушениям, которые были приняты судами общей юрисдикции в соответствии с УК, КоАП, обращаться с заявлением в ЕСПЧ можно уже после обращение в суд второй, апелляционной инстанции.
  3. Оспаривание решений по гражданским делам и в случае возникновения споров, связанных с публичными правоотношениями, участниками которых были юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые были приняты арбитражным судом (в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса) возможно в течение шести месяцев после рассмотрения их судом первой кассационной инстанции.

Если с гражданскими и уголовными делами все понятно, то с оспариванием решений по арбитражным делам существуют некоторые сложности. После ликвидации Высшего арбитражного суда ЕСПЧ не дал разъяснения, является ли в этом случае обращение в Верховный суд России обязательным.

Как правильно подать жалобу?

Процедура обращения в международный судебный орган достаточно длительная и требует привлечения профильного юриста. Самостоятельно оформить необходимые документы, не имея специальных знаний, будет сложно.

Если раньше необходимо было отправлять в Страсбург письмо, в котором излагалась суть проблемы, и ждать, пока в ответ пришлют формуляр суда, то теперь его можно скачать на официальном сайте ЕСПЧ, и направить по почте уже заполненную форму. Документы отправляются по адресу:

The Registrar
European Court of Human Rights

Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex

Обращение в данный орган не требует присутствия заявителя. Следует помнить о существовании граничных сроков для обращения. Документ составляется на официальных английском или французском языках или на официальном языке страны, ратифицирующей Конвенцию (в нашем случае на русском).

При заполнении формуляра кратко излагается предмет жалобы и перечисляются права, которые по мнению заявителя были нарушены. В документе указывают:

  • -ФИО лица, обращающегося за помощью;
  • -данные о месте его регистрации;
  • -информация о государстве-ответчике.

К бланку прилагаются документы, подтверждающие попытку решить проблему на национальном уровне (судебные решения). Обратиться в ЕСПЧ можно анонимно. Только в этом случае придется дать разъяснения, почему заявитель не хочет разглашать свое имя. Решение по данному вопросу принимается председателем суда.

Примечательно, что платить за обращение в Европейский суд по правам человека не нужно. Это сделано специально, чтоб дать возможность малоимущим гражданам отстаивать свои интересы.

О том, принято ли обращение, заявителю сообщают в письменном виде.

Сроки и процедура рассмотрения заявления

Обычно ждать, пока суд займется рассмотрением жалоб, приходится достаточно долго. Это связано с большой загруженностью судей. Однако в случаях, когда жизни или здоровью заявителя действительно угрожает опасность, процедура может быть ускорена.

Процесс рассмотрения заявления можно условно поделить на несколько этапов. На первом определяется, приемлема ли жалоба и соответствует ли она требованиям Конвенции. Если нет, то обращение отклоняется судьей единолично.

В случае, когда заявление принимается, и по делам данного типа ранее принимались решения, оно рассматривается Комитетом из 3-х судей. Если ранее подобные обращения не имели место, дело может рассматриваться Палатой из 7-ми судей. Они сообщают о жалобе государству-ответчику, и предоставляют возможность обеим сторонам дать разъяснения по делу. Решение принимается большинством голосов.

В некоторых случаях сторонам предоставляется возможность в течение 3-х месяцев после принятия решения Палатой из семи судей ходатайствовать перед Большой Палатой, в состав которой входит 17 человек. Принятое ими решение является окончательным.