Проведение конкурса на замещение должности муниципальной службе. Особенности проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы

№ 185-ПП О проекте закона города Москвы "Об аттестации, квалификационном экзамене муниципальных служащих, конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности и резерве кадров муниципальной службы в городе Москве"

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 19 марта 2002 г. N 185-ПП О проекте закона города Москвы "Об аттестации, квалификационном экзамене муниципальных служащих, конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности и резерве кадров муниципальной службы в городе Москве" Рассмотрев проект закона города Москвы "Об аттестации, квали- фикационном экзамене муниципальных служащих, конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности и резерве кадров муниципальной службы в городе Москве", Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить представленный проект закона города Москвы "Об аттестации, квалификационном экзамене муниципальных служащих, кон- курсе на замещение вакантной муниципальной должности и резерве кадров муниципальной службы в городе Москве" (приложение). 2. Внести в установленном порядке указанный проект закона на рассмотрение Московской городской Думы. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 19 марта 2002 года N 185-ПП Проект Закон города Москвы Об аттестации, квалификационном экзамене муниципальных служащих, конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности и резерве кадров муниципальной службы в городе Москве В целях совершенствования единой системы подбора и расстанов- ки кадров муниципальных служащих, создания условий для их профес- сионального и должностного роста, развития творческой инициативы настоящий Закон устанавливает порядок и условия проведения аттес- тации, квалификационного экзамена муниципальных служащих и конкур- са на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы, формирования и ведения резерва кадров. Статья 1. Основные положения 1. Аттестация муниципальных служащих - мероприятия, проводи- мые в установленные сроки и направленные на определение уровня профессиональной подготовки, соответствия квалификационным требо- ваниям, предъявляемым по замещаемым муниципальным должностям, уровня и качества реализации муниципальными служащими должностных обязанностей для установления соответствия замещаемой должности. 2. Квалификационный экзамен муниципальных служащих - меропри- ятия, проводимые в отношении муниципальных служащих, впервые пос- тупивших на муниципальную службу, муниципальных служащих, назна- ченных на муниципальные должности более высокой группы муниципаль- ных должностей, или проводимые по инициативе муниципальных служа- щих, и направленные на определение уровня профессиональной подго- товки, соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым по замещаемой муниципальной должности. 3. Конкурс на замещение вакантных муниципальных должностей - мероприятия по отбору наиболее профессионально подготовленных лиц, отвечающих квалификационным требованиям, предъявляемым по замещае- мым муниципальным должностям, по их профессиональным и личностным качествам для обеспечения права граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе в городе Москве в соответс- твии с их способностями и профессиональной подготовкой. 4. Вакантная муниципальная должность муниципальной службы - не замещенная муниципальная должность, предусмотренная в штатном расписании районной Управы и не имеющая резерва муниципальных слу- жащих на замещение данной должности. 5. Резерв кадров муниципальных служащих - сформированный и утвержденный главой Управы перечень высококвалифицированных и ини- циативных муниципальных служащих, отвечающих квалификационным тре- бованиям, обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными и деловыми качествами. Статья 2. Аттестация муниципальных служащих 1. Периодичность проведения аттестации муниципальных служащих (далее - аттестация) устанавливается законодательством города Москвы. Конкретные сроки проведения аттестации муниципальных слу- жащих устанавливаются распоряжением (приказом) главы Управы. 2. Аттестация муниципальных служащих проводится постоянно действующей аттестационной комиссией (далее - комиссия), создавае- мой в каждой районной Управе. Количественный и персональный состав комиссии утверждается главой Управы и действует до утверждения но- вого состава комиссии. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются предста- вители кадровой, юридической служб районной Управы и представитель профсоюзного органа. При необходимости в состав комиссии могут включаться независимые эксперты, в том числе руководители и специ- алисты органов государственной власти города Москвы соответствую- щего профиля или сферы деятельности аттестуемых муниципальных слу- жащих. 3. В районных Управах, наделенных отдельными полномочиями го- рода Москвы (государственными полномочиями), аттестация и квалифи- кационный экзамен муниципальных служащих, замещающих ведущие муни- ципальные должности, проводится межрайонной постоянно действующей аттестационной комиссией административного округа города Москвы. Количественный и персональный состав комиссии утверждает префект административного округа. В состав комиссии включаются представи- тели всех районных Управ административного округа. При необходи- мости в состав комиссии могут включаться независимые эксперты, в том числе руководители и специалисты органов государственной влас- ти города Москвы соответствующего профиля или сферы деятельности аттестуемых муниципальных служащих. 4. Аттестация муниципальных служащих осуществляется в соот- ветствии с графиком аттестации, который доводится до сведения каж- дого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за два ме- сяца до начала аттестации, с вручением ему под расписку извещения (уведомления) о проведении аттестации. В графике указываются: наи- менование районной Управы и структурных подразделений, в которых проводится аттестация; фамилии, имена и отчества служащих, подле- жащих аттестации, замещаемые ими должности; место, дата и время проведения аттестации; дата представления в комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их подготовку. График аттестации муниципальных служащих в аттестационной ко- миссии районной Управы утверждает глава Управы, в межрайонной - префект административного округа. 5. Не позднее чем за месяц до начала проведения аттестации, в комиссию представляется отзыв на служащего, подлежащего аттеста- ции, подписанный его непосредственным руководителем, а также долж- ностная инструкция по должности, замещаемой аттестуемым служащим. Отзыв на муниципального служащего, аттестуемого в межрайонной ко- миссии, подписывает глава Управы. Отзыв должен содержать сведения о направлении деятельности по замещаемой должности; перечень основных вопросов, в решении кото- рых служащий принимает участие, и степень его участия; результаты служебной деятельности; характеристику профессиональных, деловых и личностных качеств. В отзыве дается мотивированная оценка соот- ветствия аттестуемого квалификационным требованиям по замещаемой должности. Кадровая служба не менее чем за две недели до начала аттеста- ции должна ознакомить служащего с отзывом о его служебной деятель- ности. При этом аттестуемый служащий вправе представить в комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным от- зывом. 6. Аттестации подлежат служащие, замещающие муниципальные должности, за исключением: - служащих, замещающих муниципальную должность менее года; - служащих, достигших предельного возраста, установленного для нахождения на муниципальной должности; - служащих, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; - беременных женщин; - женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Обязательному участию в аттестации также не подлежат служащие в течение года со дня: - выхода на работу после нахождения в отпуске по уходу за ре- бенком; - присвоения им квалификационного разряда. Служащие, не подлежащие аттестации в обязательном порядке, вправе по желанию принять участие в проводимой аттестации на осно- вании письменного заявления, представляемого в комиссию в срок не более месяца со дня выхода распоряжения (приказа) главы Управы о проведении аттестации. 7. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем при- сутствует не менее двух третей ее членов. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого служащего. Члены комиссии проходят аттес- тацию на общих основаниях. На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом комиссии, его членство в комиссии приостанавливается. В случае неявки аттестуемого служащего на заседание комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. Комиссия рассматривает представленные документы, проводит со- беседование с аттестуемым и в случае необходимости заслушивает со- общение его непосредственного руководителя о служебной деятельнос- ти аттестуемого. В целях объективного проведения аттестации комис- сия после рассмотрения представленных служащим дополнительных све- дений о своей служебной деятельности за предшествующий период и его заявления о несогласии с представленным отзывом вправе пере- нести аттестацию на очередное заседание. 8. Обсуждение профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемого служащего, применительно к его должностным обязаннос- тям и полномочиям, должно быть объективным и доброжелательным. Оценка служебной деятельности служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой должности, определении степени его участия в решении поставленных перед соот- ветствующим подразделением районной Управы задач, сложности выпол- няемой им работы, ее результативности. При этом должны учитываться уровень образования, повышение квалификации и переподготовка, про- фессиональные знания, опыт работы, а также необходимые организа- торские способности. Обсуждение вопросов, связанных с принадлежностью к политичес- ким партиям и организациям, религиозным организациям, частной жизнью аттестуемого служащего, не допускается. 9. Решение об оценке профессиональных, деловых и личностных качеств муниципального служащего, а также рекомендации комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого служащего открытым голосова- нием простым большинством голосов присутствующих на заседании чле- нов комиссии. При равенстве голосов решение комиссии принимается в пользу служащего, проходящего аттестацию. 10. В результате аттестации служащему дается одна из следую- щих оценок: - соответствует замещаемой муниципальной должности; - соответствует замещаемой муниципальной должности при усло- вии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служеб- ной деятельности с повторной аттестацией через год; - не соответствует замещаемой муниципальной должности. 11. Комиссия по результатам аттестации вправе внести главе Управы мотивированные рекомендации: - о повышении муниципального служащего в должности; - о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда; - о включении в резерв кадров на выдвижение на вышестоящую муниципальную должность; - иные предложения. 12. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, оформленный согласно приложению 1. Аттестационный лист подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, присутствовавшие на за- седании. С аттестационным листом муниципальный служащий знакомится под расписку в день проведения аттестации. Другие документы по результатам аттестации не оформляются. Аттестационный лист служащего, отзыв на него, а также, при наличии, дополнительные сведения, представленные аттестуемым слу- жащим за предшествующий период, и заявление о его несогласии с представленным отзывом хранятся в личном деле служащего. 13. Результаты аттестации муниципальных служащих представля- ются главе Управы не позднее чем через семь дней после ее проведе- ния. С учетом результатов аттестации и рекомендаций комиссии глава Управы может принять решение: - о повышении муниципального служащего в должности; - о присвоении муниципальному служащему в установленном по- рядке квалификационного разряда; - о включении муниципального служащего в резерв кадров; - о направлении муниципального служащего на повышение квали- фикации или переподготовку; - о переводе муниципального служащего (с его согласия) на ни- жестоящую муниципальную должность; - об увольнении в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. 14. Решения, предусмотренные частью 13 настоящей статьи, при- нимаются главой Управы не позднее чем через два месяца со дня ат- тестации муниципального служащего. Период временной нетрудоспособ- ности и время нахождения муниципальных служащих в ежегодном и до- полнительном оплачиваемом отпусках в двухмесячный срок не засчиты- ваются. 15. После завершения аттестации муниципальных служащих глава Управы издает приказ с анализом результатов аттестации и планом мероприятий по совершенствованию работы с кадрами в районной Упра- ве, представляет данные материалы в префектуру административного округа и в уполномоченный орган Правительства Москвы, координирую- щий вопросы организации и управления муниципальной службы в райо- нах города Москвы. Статья 3. Квалификационный экзамен муниципальных служащих 1. Квалификационный экзамен проходят муниципальные служащие, назначенные на муниципальные должности впервые, муниципальные слу- жащие, назначенные на муниципальные должности более высокой груп- пы. Квалификационный экзамен муниципальных служащих, впервые при- нятых на муниципальную службу, проводится не ранее двух и не позд- нее трех месяцев после назначения на муниципальную должность в случае, когда испытательный срок не был установлен, или не ранее чем за месяц до окончания испытательного срока. Квалификационный экзамен муниципальных служащих, назначенных на муниципальные должности более высокой группы, проводится не ра- нее шести месяцев после присвоения предшествующего квалификацион- ного разряда. Квалификационный экзамен может быть проведен по инициативе муниципальных служащих на основании их личных заявлений, в том числе без последующего перевода на другую муниципальную должность муниципальной службы. Квалификационные экзамены муниципальных служащих проводятся не чаще одного раза в шесть месяцев. 2. Квалификационный экзамен муниципальных служащих проводит комиссия, сформированная в соответствии с частями 2, 3 статьи 2 настоящего Закона. 3. Квалификационный экзамен муниципальных служащих осущест- вляется на основании приказа главы Управы, в котором указываются место, дата и время проведения квалификационного экзамена, основа- ние проведения квалификационного экзамена, дата представления в комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их подготовку. При проведении квалификационного экзамена муниципального слу- жащего в межрайонной комиссии приказ главы Управы должен быть сог- ласован с председателем межрайонной комиссии. Кадровое подразделение районной Управы доводит приказ главы Управы о проведении квалификационного экзамена до сведения экзаме- нуемых муниципальных служащих под расписку в течение трех рабочих дней после подписания. 4. Не позднее чем за неделю до дня проведения квалификацион- ного экзамена, в комиссию представляется отзыв на экзаменуемого муниципального служащего, подписанный его непосредственным руково- дителем. Отзыв должен содержать сведения о направлении деятельнос- ти по замещаемой должности; перечень основных вопросов, в решении которых служащий принимает участие и степень его участия; резуль- таты служебной деятельности; характеристику профессиональных, де- ловых и личностных качеств. В отзыве дается мотивированная оценка соответствия муниципального служащего квалификационным требовани- ям. Отзыв на муниципального служащего, проходящего квалификацион- ный экзамен в межрайонной комиссии, подписывает глава Управы. Кадровое подразделение не менее чем за три дня до начала ква- лификационного экзамена должно ознакомить экзаменуемого муници- пального служащего с отзывом о его служебной деятельности. При этом служащий вправе представить в комиссию дополнительные сведе- ния о своей служебной деятельности, а также заявление о своем не- согласии с представленным отзывом. 5. Проведение квалификационного экзамена осуществляется в по- рядке, определенном частями 7,8,9 статьи 2 настоящего Закона, со следующими особенностями: - квалификационный экзамен проводится только в присутствии муниципального служащего. В случае неявки экзаменуемого служащего на заседание по уважительной причине комиссия может перенести ква- лификационный экзамен на другую дату; - в случае неявки муниципального служащего на заседание ко- миссии без уважительных причин квалификационный экзамен считается не сданным. 6. По результатам квалификационного экзамена служащего комис- сия принимает одно из следующих решений: - квалификационный экзамен сдан; - квалификационный экзамен не сдан. Результаты квалификационного экзамена заносятся в экзаменаци- онный лист, оформленный согласно приложению 2. Экзаменационный лист подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, присутствовавшие на за- седании. С экзаменационным листом муниципальный служащий знакомит- ся под расписку в день проведения квалификационного экзамена. Экзаменационный лист муниципального служащего, отзыв на него хранятся в личном деле служащего. 7. Положительные результаты проведения квалификационного эк- замена муниципального служащего являются основанием для присвоения муниципальному служащему квалификационного разряда, включения его в резерв кадров. Экзаменационный лист после проведения квалификационного экза- мена представляется комиссией главе Управы для принятия решения. По итогам квалификационного экзамена глава Управы принимает решение не позднее чем в течение месяца со дня экзамена. 8. Неудовлетворительный результат квалификационного экзамена муниципального служащего, назначенного на муниципальную должность впервые с установлением испытательного срока, является основанием к увольнению муниципального служащего. Решение об увольнении му- ниципального служащего принимается главой Управы в порядке и в сроки, установленные законодательством. В иных случаях муниципальный служащий, не сдавший квалифика- ционный экзамен, продолжает исполнять свои должностные обязанности без изменения условий прохождения муниципальной службы. Статья 4. Конкурс на замещение вакантных муниципальных долж- ностей муниципальной службы 1. Конкурс на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы (далее - конкурс) объявляется при наличии ва- кантной муниципальной должности в районной Управе, замещение кото- рой в соответствии с законодательством проводится на конкурсной основе, в случае отсутствия утвержденного резерва муниципальных служащих для ее замещения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. 2. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Фе- дерации не моложе 18 лет, отвечающие установленным федеральными законами и законами города Москвы требованиям, необходимым для за- мещения вакантной муниципальной должности (далее - граждане). Государственные и муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. 3. Конкретные сроки, порядок и условия проведения конкурса устанавливает глава Управы. 4. Конкурс на замещение вакантных муниципальных должностей проводит комиссия районной Управы, сформированная в соответствии с частью 2 статьи 2 настоящего Закона. 5. Конкурс проводится в два этапа. Первый этап - опубликова- ние информации о проведении конкурса и прием документов от граж- дан, изъявивших желание участвовать в конкурсе. 6. Глава Управы не позднее чем за месяц до проведения конкур- са публикует в официальных и иных средствах массовой информации объявление о проведении конкурса, в котором указываются наименова- ние вакантной муниципальной должности, требования, предъявляемые к кандидату на замещение вакантной муниципальной должности, а также условия прохождения муниципальной службы в районе города Москвы. 7. Граждане, изъявившие желание участвовать в конкурсе, представляют в комиссию: - личное заявление, анкету, фотографию; - документ, удостоверяющий личность (по прибытии на конкурс); - документы, подтверждающие необходимое профессиональное об- разование, стаж работы и квалификацию (выписку из трудовой книжки, копии документов об образовании, о повышении квалификации, о прис- воении ученой степени, звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы); - справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений о доходах и имуществе, являющихся объектами налогообложения; - другие документы, предусмотренные действующим законодатель- ством. Граждане, изъявившие желание участвовать в конкурсе, вправе представить в комиссию иную дополнительную информацию, характери- зующую их профессиональную деятельность. Представленные сведения подлежат проверке в соответствии с законодательством. 8. Граждане не допускаются к дальнейшему участию в конкурсе в случае: - несоответствия уровня их образования, специализации, стажа или опыта работы по специальности квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантным должностям действующим законодательст- вом; - признания их недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу; - лишения их права занимать муниципальные должности муници- пальной службы или государственные должности государственной служ- бы в течение определенного срока решением суда, вступившим в за- конную силу; - наличия заболевания, препятствующего исполнению ими долж- ностных обязанностей и подтвержденного заключением медицинского учреждения; - отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведе- ниям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тай- ну, если исполнение должностных обязанностей по муниципальной должности, на которую претендует гражданин, связано с использова- нием таких сведений; - близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) гражданина с муниципальным служащим, если предстоящая муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому; - утраты гражданства Российской Федерации, наличия гражданс- тва иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к муниципальной службе урегулирован на взаимной основе межгосу- дарственными соглашениями; - отказа от представления сведений в соответствии с федераль- ным законом о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на правах собственности, являющихся объектами налогообложения. 9. Документы для участия в конкурсе представляются в комиссию в течение двух недель со дня объявления об их приеме. Несвоевременное или неполное представление документов без уважительных причин является основанием для отказа гражданину для участия в конкурсе. 10. Информация о месте, дате и времени проведения заседания комиссии по рассмотрению поступивших заявлений и документов на за- мещение вакантной муниципальной должности сообщается в письменной форме гражданам, допущенным к участию в конкурсе (далее - кандида- ты), не позднее чем за три рабочих дня до заседания. 11. В случае установления в ходе проверки документов обстоя- тельств, препятствующих замещению кандидатом муниципальной долж- ности муниципальной службы города Москвы, он информируется в пись- менной форме председателем комиссии о причинах отказа в дальнейшем участии в конкурсе. 12. Второй этап конкурса состоит в непосредственной оценке профессиональных и личностных качеств кандидата на вакантную муни- ципальную должность муниципальной службы. Конкретные формы прове- дения второго этапа конкурса (индивидуальное собеседование, анке- тирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей и пол- номочий по должности, на замещение которой претендует кандидат, иные методы оценки) определяются комиссией. При оценке указанных качеств кандидатов комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований, предъявляемых по за- мещаемой должности, и требований должностной инструкции. 13. Решение комиссии принимается в отсутствие кандидата и яв- ляется основанием для назначения его на вакантную муниципальную должность либо отказа в таком назначении. Решение комиссии по результатам проведения конкурса прини- мается тайным или открытым голосованием простым большинством голо- сов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов комиссии при тайном голосовании проводится повторное, открытое голосование. При равенстве голосов членов комиссии при открытом голосовании решающим является мнение ее председателя. Результаты голосования комиссии оформляются решением, которое подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, принявшие участие в заседании. Копия этого решения направляется главе Управы. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение двадцати дней со дня принятия решения комиссией. 14. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие требованиям, предъявляемым по вакантной му- ниципальной должности, либо на участие в конкурсе не подано ни од- ного заявления, конкурс признается несостоявшимся, глава Управы принимает решение о проведении повторного конкурса в срок не позд- нее трех месяцев со дня проведения предыдущего конкурса. Статья 5. Резерв кадров для замещения вакантных муниципальных должностей муниципальной службы 1. Резерв кадров для замещения ведущих и старших муниципаль- ных должностей в районах города Москвы (далее - резерв кадров) формируется ежегодно и является основным источником при назначени- ях специалистов на указанные муниципальные должности. В резерв кадров включаются муниципальные служащие, отвечающие квалификационным требованиям по группе муниципальной должности, на замещение которой рассматриваются их кандидатуры, обладающие необ- ходимыми профессиональными качествами, прошедшие аттестацию или успешно сдавшие квалификационный экзамен с рекомендацией о включе- нии в резерв кадров. 2. Решение о включении муниципальных служащих в резерв кадров на текущий год оформляется не позднее I квартала распоряжением главы Управы. К распоряжению главы Управы прилагаются кадровая справка, отзыв и копия аттестационного или экзаменационного листа. Муниципальные служащие, включенные в резерв кадров, должны быть в недельный срок ознакомлены с распоряжением главы Управы. В месячный срок после формирования резерва копия распоряжения главы Управы о формировании резерва кадров направляется в уполно- моченный орган. 3. В целях улучшения подготовки специалистов к руководящей работе и контроля за их деятельностью в период нахождения в резер- ве кадров главой Управы составляются индивидуальные планы подго- товки муниципальных служащих, включенных в резерв кадров, продол- жительностью до трех лет. Индивидуальные планы включают конкретные мероприятия, обеспе- чивающие приобретение специалистами необходимых теоретических и практических знаний, более глубокое освоение ими характера работы отдельных служб, выработку организаторских навыков руководства на уровне современных требований. В индивидуальных планах подготовки специалистов должны найти место такие формы работы, как прохождение повышения квалификации, переподготовки и стажировки; стажировка в должности, на которую специалист состоит в резерве; участие в работе конференций, сове- щаний, семинаров. 4. Для муниципальных служащих, назначенных на муниципальные должности муниципальной службы из резерва кадров, испытательный срок не устанавливается. Статья 6. Рассмотрение споров Рассмотрение споров, связанных с организацией и проведением аттестации, квалификационного экзамена и конкурса на замещение ва- кантной муниципальной должности муниципальной службы, проводится в порядке, установленном законодательством. Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования. . Приложение 1 к Закону города Москвы от N АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО 1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________ _________________________________________________________________ 2. Год рождения _________________________________________________ 3. Сведения об образовании, повышении квалификации,переподготовке _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Квалификационный разряд, дата присвоения______________________ 5. Замещаемая должность, дата назначения (утверждения) __________ _________________________________________________________________ 6. Общий трудовой стаж (в т.ч.стаж муниципальной службы),стаж ра- боты по специальности ___________________________________________ _________________________________________________________________ 7. Вопросы к аттестуемому служащему и краткие ответы на них _____ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 8. Вопросы и замечания, высказанные членами аттестационной комис- сии _____________________________________________________________ _________________________________________________________________ 9. Предложения, высказанные аттестуемым служащим ________________ _________________________________________________________________ 10. Оценка служебной деятельности аттестуемого служащего ________ _________________________________________________________________ 11. Рекомендации комиссии (с обоснованием мотивов, по которым они даются) _________________________________________________________ _________________________________________________________________ 12. Количественный состав комиссии ______________________________ На заседании присутствовало _____________________ членов комиссии Количество голосов за ____________, против ______________________ 13. Примечания __________________________________________________ Председатель комиссии (подпись) Ф.И.О., замещаемая должность Заместитель председателя комиссии (подпись) Ф.И.О., замещаемая должность Секретарь комиссии (подпись) Ф.И.О., замещаемая должность Члены комиссии (подпись) Ф.И.О., замещаемая должность Дата проведения аттестации ______________________________________ С аттестационным листом ознакомился (подпись, дата) МП. Приложение 2 к Закону города Москвы от N ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЛИСТ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО 1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________ _________________________________________________________________ 2. Год рождения _________________________________________________ 3. Сведения об образовании, повышении квалификации,переподготовке _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Квалификационный разряд, дата присвоения______________________ 5. Замещаемая должность, дата назначения (утверждения) __________ _________________________________________________________________ 6. Общий трудовой стаж (в т.ч.стаж муниципальной службы),стаж ра- боты по специальности ___________________________________________ _________________________________________________________________ 7. Вопросы к экзаменуемому служащему и краткие ответы на них ____ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 8. Вопросы и замечания, высказанные членами аттестационной комис- сии _____________________________________________________________ _________________________________________________________________ 9. Результат квалификационного экзамена _________________________ _________________________________________________________________ 10. Рекомендации комиссии (с обоснованием мотивов, по которым они даются) _________________________________________________________ _________________________________________________________________ 11. Количественный состав комиссии ______________________________ На заседании присутствовало _____________________ членов комиссии Количество голосов за ____________, против ______________________ 12. Примечания __________________________________________________ Председатель комиссии (подпись) Ф.И.О., замещаемая должность Заместитель председателя комиссии (подпись) Ф.И.О., замещаемая должность Секретарь комиссии (подпись) Ф.И.О., замещаемая должность Члены комиссии (подпись) Ф.И.О., замещаемая должность Дата проведения квалификационного экзамена ______________________ С экзаменационным листом ознакомился (подпись, дата) МП Верно:

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

от 01.01.2001г. № 46

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении конкурсов на замещение вакантных

должностей муниципальной службы

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы (далее – Положение) определяет порядок формирования конкурсных комиссий, порядок и условия проведения конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы в администрации Новокусковского сельского поселения (далее – администрация).

1.2. Конкурс на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы (далее - конкурс) проводится с целью замещения вакантных муниципальных должностей муниципальной службы наиболее квалифицированными кадрами, обеспечивает право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе, а также право муниципальных служащих администрации сельского поселения (далее – муниципальные служащие) на должностной рост на конкурсной основе.

Вакантной муниципальной должностью в администрации признается не замещенная муниципальным служащим муниципальная должность, предусмотренная в штатном расписании администрации.

1.3. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям к вакантной должности муниципальной службы, установленными муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом Томской области в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы..

1.4. Муниципальный служащий вправе участвовать в конкурсе по собственной инициативе независимо от того, какую должность он замещает в момент проведения конкурса.

Муниципальные служащие, участвующие в конкурсе, проходят конкурсный отбор на общих основаниях.

1.5. Проведение конкурса организует конкурсная комиссия, создаваемая в установленном настоящим Положением порядке.

1.6. Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляется администрацией сельского поселения.

1.7. Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами, участвующими в конкурсе, за счет собственных средств.

2. Порядок назначения конкурса. Прием документов на участие в конкурсе

2.1. Решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности принимает Глава Новокусковского сельского поселения (далее – Глава поселения).

Решение о проведении конкурса оформляется распоряжением Главы поселения.

2.2. Конкурс на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы не проводится:

При заключении срочного служебного контракта;

При назначении на должность муниципальной службы муниципального служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе;

При назначении муниципального служащего, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, на иную муниципальную должность, соответствующую его квалификации и не противопоказанную ему по состоянию здоровья;

При предоставлении муниципальному служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа муниципальной службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности муниципальной службы в случае сокращения должностей муниципальной службы или ликвидации администрации.

2.3. Информация о проведения конкурса на замещение вакантной должности подлежит обязательному опубликованию не менее чем в одном периодическом печатном издании Асиновского района.

В объявлении указываются:

1) дата, место, время, форма и условия проведения конкурса;

2) наименование вакантной муниципальной должности;

3) требования, предъявляемые к претенденту на замещение муниципальной должности;

4) перечень документов, необходимых для представления в конкурсную комиссию;

5) срок и место подачи документов,

Срок представления документов не может быть менее 20 дней и более 30 дней со дня опубликования объявления о проведении конкурса в средствах массовой информации .

2.4. Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию следующие документы:

1) личное заявление;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;

3) паспорт и копию паспорта (копия заверяется подписью секретаря конкурсной комиссии);

4) подлинник и копию документа, подтверждающего необходимое профессиональное образование (копия заверяется подписью секретаря конкурсной комиссии);

6) копию трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую (служебную) деятельность, заверенных нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

7) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или её прохождение.

В случае победы в конкурсе при поступлении на муниципальную службу гражданин обязан также представить справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений о полученных доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.

Лицом, изъявившим желание участвовать в конкурсе, могут быть представлены дополнительно другие документы (их заверенные в установленном порядке копии), отражающие его деловые качества и (или) подтверждающие наличие у него поощрений и наград.

2.5. Секретарь конкурсной комиссии обеспечивает гражданину получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

2.6. Представленные гражданином в конкурсную комиссию документы подлежат проверке в соответствии с законодательством Российской Федерации .

2.7. Гражданин по решению конкурсной комиссии не допускается к участию в конкурсе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

3) отношений близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) гражданина с муниципальным служащим, если его предстоящая муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому;

4) утраты гражданства Российской Федерации, наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к муниципальной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

5) неполного представления документов, указанных в части 2.4 настоящей статьи.

2.8. Прием и регистрация документов, проверка их на соответствие требованиям настоящего Положения осуществляется секретарем конкурсной комиссии.

2.9. Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления являются основанием для отказа гражданину в приеме.

2.10. В случае, если на момент окончания срока приема и регистрации заявлений на участие в конкурсе, не поступило ни одного заявления либо зарегистрировано не более одного заявления, Глава поселения вправе:

1) объявить конкурс несостоявшимся;

2) принять решение о продлении срока приема и регистрации заявлений, переносе даты проведения конкурса, но не более чем на 30 дней.

3. Конкурсная комиссия

3.1. Для проведения конкурса на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы в администрации формируется конкурсная комиссия. Состав комиссии утверждается распоряжением Главы поселения в соответствии с настоящим Положением. Общее число членов комиссии составляет пять человек.

3.2. Конкурсная комиссия:

а) принимает к рассмотрению документы лиц, подавших документы на участие в конкурсе;

б) информирует конкурсантов о месте, сроках проведения и принятых решениях;

в) не менее чем за неделю до даты и времени проведения конкурса письменно извещает об этом каждого из допущенных к участию в конкурсе лиц;

г) письменно уведомляет лиц, которым отказано в участии в конкурсе, о причине отказа.

3.3. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии:

3.3.1. Председатель конкурсной комиссии:

а) созывает заседание конкурсной комиссии;

б) председательствует на заседаниях конкурсной комиссии;

в) ведет личный прием граждан, изъявивших желание участвовать в конкурсе, рассматривает обращения граждан, связанные с подготовкой и проведением конкурса;

г) осуществляет иные полномочия.

3.3.2. Заместитель председателя конкурсной комиссии осуществляет полномочия председателя в случае его отсутствия.

3.3.3. Секретарь конкурсной комиссии осуществляет техническую подготовку и обеспечение деятельности конкурсной комиссии.

3.3.4. В состав конкурсной комиссии включаются специалисты, способные оценить профессиональные качества, необходимые для замещения соответствующей вакантной муниципальной должности.

В обязательном порядке в состав конкурсной комиссии включаются Глава поселения и заместитель Главы по управлению делами.

3.4. Член комиссии не вправе принимать участие в конкурсе (в таком случае производится замена данного члена комиссии).

3.5. Комиссия в своей работе руководствуется федеральным законодательством и законодательством Томской области , муниципальными правовыми актами.

3.6. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее состава. Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимается открытым голосованием простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании.

3.7. Решения комиссии оформляются соответствующей записью в протоколе заседания , который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем комиссии, его заместителем, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в ее заседании.

3.8. Если член комиссии не согласен с решением комиссии, он вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к протоколу.

3.9. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствии кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность муниципальной службы либо отказа в таком назначении.

4. Порядок проведения конкурса

4.1. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности муниципальной службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

4.2. При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, о прохождении государственной службы и другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации и Томской области методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности муниципальной службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

4.3. При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из основных требований, предъявляемых к муниципальному служащему:

Соответствие квалификационным требованиям к вакантной должности муниципальной службы;

Знание действующего законодательства, нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов применительно к исполнению обязанностей по соответствующей должности;

Уровень профессиональной подготовки по соответствующей должности;

Наличие организаторских и управленческих способностей кандидата, влияющих на эффективность служебной деятельности муниципального служащего.

5. Подведение итогов конкурса

5.1. По итогам конкурса каждый член комиссии составляет общий рейтинг кандидатов, после чего секретарем комиссии составляется окончательный сводный рейтинг кандидатов.

5.2. Победителем конкурса объявляется кандидат, занявший верхнюю строку рейтинга.

Если несколько кандидатов набрали одинаковое число баллов по итогам сводного рейтинга, то решающим является выбор представителя нанимателя (работодателя).

5.3. По итогам конкурса комиссия принимает следующие решения:

О признании конкурса несостоявшимся;

Кандидаты, отобранные комиссией по результатам конкурса, но не ставшие победителями конкурса, по решению представителя нанимателя (работодателя) могут включаться в кадровый резерв для замещения вакантных должностей.

5.4. По результатам конкурса издается распоряжение Главы поселения.

5.5. Каждому кандидату, участвующему в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение одного месяца со дня его завершения.

5.6. Комиссия может принять решение о том, что ни один из кандидатов не соответствует в полной мере предъявляемым требованиям. В таком случае определение победителя не проводится, и Глава поселения может принять решение о проведении повторного конкурса.

5.7. Принятие гражданина на муниципальную должность по результатам конкурса оформляется трудовым договором и распоряжением Главы поселения.

5.8. Все документы по проведению конкурса формируются в дело и хранятся в администрации, а по истечении установленного срока передаются в архив.

Копия выписки из протокола заседания конкурсной комиссии с решением хранится в личном деле муниципального служащего, замещающего муниципальную должность в результате победы в конкурсе.

5.9. Документы претендентов на замещение вакантной должности муниципальной службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве администрации, после чего подлежат уничтожению.

5.10. Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из оснований заключения трудового договора, установленных ст. 16 ТК РФ, является избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Такой конкурс проводится в отношении определенных категорий работников с целью оценки их профессионального уровня и их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности. В данной статье рассмотрим порядок проведения конкурса с государственными и муниципальными служащими и особенности заключения с ними трудовых договоров.

Категории работников, при трудоустройстве которых проводится конкурс, установлены ТК РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами или уставами (положениями) организации. Отметим, что в законодательных нормативных актах названы всего три категории таких работников: государственные гражданские служащие, муниципальные служащие и научно-педагогические работники высших учебных заведений. Что касается других учреждений, они могут предусмотреть процедуру заключения трудовых договоров на конкурсной основе локальными нормативными актами — уставами или положениями.

К сведению. Порядок проведения конкурса для педагогических работников установлен ст. 332 ТК РФ и Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 26.11.2002 N 4114.

Трудовой кодекс не содержит положений о проведении конкурса для государственных и муниципальных служащих (это регламентируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами), но при этом устанавливает обязательное требование, которое должно соблюдаться при заключении трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности: трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации должен быть определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности (ст. 18 ТК РФ).

Поступление на государственную службу

Прежде, чем рассмотреть порядок проведения конкурса для государственных гражданских служащих, обратим внимание, что в ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) установлены следующие требования к поступающему на гражданскую службу:
1. Наличие гражданства РФ. Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Служащий также не может находиться на гражданской службе, то есть служебный контракт с ним прекращается, если во время ее прохождения он выходит из гражданства РФ или приобретает гражданство другого государства (ст. 16 Закона N 79-ФЗ).

Примечание. Различают высшие, главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы (ст. 9 Закона N 79-ФЗ).

2. Достижение возраста 18 лет, то есть совершеннолетия, когда гражданин приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности (ст. 21 ГК РФ). Отметим также, что предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 60 лет, который с согласия служащего может быть продлен решением представителя нанимателя до 65 лет, а служащему, замещающему должность категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица (ст. 25.1 Закона N 79-ФЗ).
3. Знание государственного языка. В соответствии с Конституцией РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). При этом в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений РФ используются государственный язык РФ, государственные языки республик и иные языки народов РФ (ст. 15 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»). Таким образом, поступающий на государственную службу в любом субъекте РФ в обязательном порядке должен владеть русским языком, но эта обязанность никоим образом не умаляет его права на пользование государственными языками своей республики, находящейся в составе РФ.
4. Соответствие квалификационным требованиям. Что же к ним относится? В силу ст. 12 Закона N 79-ФЗ это требования:
— к уровню профессионального образования. Так, для должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей и «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей обязательно наличие высшего профессионального образования. А для обеспечивающих специалистов старшей и младшей групп должностей гражданской службы необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности;
— к стажу гражданской службы. Для федеральных гражданских служащих такие требования устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ;
— к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Эти требования устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Например, квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб, находящихся в ведении Минфина, утверждены Приказом Минфина РФ от 22.12.2009 N 142н.
Отметим, что конкурс при поступлении на госслужбу проводится не всегда. Статьей 22 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что он не проводится:
— при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
— при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
— при заключении срочного служебного контракта;
— при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по медицинским показаниям и в ряде случаев при сокращении должностей, реорганизации или ликвидации государственного органа (ч. 2 ст. 28, ч. 1-3 ст. 31 Закона N 79-ФЗ);
— при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

К сведению. На основании заявлений, поступивших от гражданских служащих (граждан), формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв государственного органа субъекта РФ. Кадровый резерв формируется для замещения:
— вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
— вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста служащего;
— должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой служащего осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ (ст. 64 Закона N 79-ФЗ).

Также конкурс может не проводиться:
— при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа, одним из которых является, например, Приказ Минфина РФ от 26.08.2010 N 94н;
— при назначении на должности гражданской службы, относящихся к группе младших ее должностей.

Порядок проведения конкурса

Общие положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности государственного гражданского служащего содержатся в Указе Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (далее — Указ N 112). Конкретные методики проведения конкурсов, сроки и порядок работы комиссии устанавливаются ведомственными правовыми актами. Например, методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, включающая порядок и сроки работы Конкурсной комиссии ФМС по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в ФМС, утверждена Приказом ФМС РФ от 07.04.2008 N 91. А порядок и сроки работы комиссии и методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных гражданских служащих в Минфине утверждены его Приказом от 21.04.2011 N 49н.
Итак, в соответствии с Указом N 112 конкурс проводится в два этапа.
Первый этап начинается с того, что на официальном сайте государственного органа, который объявляет конкурс, размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе:
— наименование вакантной должности государственной гражданской службы;
— требования, предъявляемые к претендентам;
— условия прохождения гражданской службы;
— место и время приема документов;
— срок, до истечения которого принимаются документы;
— предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок проведения;
— другая информация (п. 6 Указа N 112).
Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.
В течение 21 дня со дня объявления о приеме документов участники конкурса представляют в государственный орган документы, перечисленные в п. 7 Указа N 112:
а) личное заявление на имя представителя нанимателя;
б) собственноручно заполненную и подписанную анкету с приложением фотографии (форма анкеты утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р). Если гражданский служащий участвует в конкурсе в ином государственном органе, то предоставляет анкету, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы;
в) копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию, — копия трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую деятельность, копии документов о профессиональном образовании. По желанию гражданина представляются копии документов о дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени и ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, — заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ, выданное согласно Порядку прохождения диспансеризации, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н;
е) иные документы, предусмотренные Законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Для ряда должностей федеральной государственной службы, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 , предусмотрено предоставление сведений о доходах и об имуществе.

Обратите внимание! Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными для поступления и прохождения государственной гражданской службы. Несвоевременное представление документов (представление их в неполном объеме или с нарушениями правил оформления) без уважительной причины является основанием для отказа в их приеме (п. 10, 11 Указа N 112).

Если гражданский служащий участвует в конкурсе на замещение вакантной должности, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы, достоверность представляемых им сведений подлежит проверке (п. 9 Указа N 112). В случае обнаружения обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на гражданскую службу, представитель нанимателя информирует его об этом в письменной форме. В свою очередь, претендент, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение.

Примечание. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса обязан направить сообщение о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе.
Для проведения конкурса государственный орган издает правовой акт, согласно которому образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Допускается и образование нескольких таких комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Состав комиссии, как уже было сказано, определяется правовым актом государственного органа. Он формируется так, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на решения, принимаемые комиссией.
На втором этапе проведения конкурса комиссия оценивает кандидатов на основании представленных документов, а также с помощью конкурсных процедур, используя при этом не противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая:
— индивидуальное собеседование;
— анкетирование;
— проведение групповых дискуссий;
— написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 общего числа ее членов. Результаты голосования комиссии оформляются решением. Кроме этого, по результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и с победителем заключается служебный контракт. В течение семи дней со дня завершения конкурса следует уведомить об этом в письменной форме кандидата, а в течение трех дней разместить информацию о результатах конкурса на официальном сайте государственного органа в Интернете. Решение комиссии кандидат может обжаловать.

Конкурс на замещение должности муниципальной службы

Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) установлены следующие требования к кандидатам, поступающим на муниципальную службу:
— наличие гражданства РФ (за исключением случая, когда претендент на муниципальную должность является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе);
— возраст не менее 18 лет;
— владение государственным языком;
— соответствие квалификационным требованиям (ст. 16).
В силу ст. 17 Закона N 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к такой должности. Порядок проведения такого конкурса устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Например, Постановлением городской думы г. Нижнего Новгорода от 30.01.2008 N 13 утверждено Положение о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нижнего Новгорода (далее — Положение о конкурсе).
В целом порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальных служащих мало чем отличается от порядка проведения конкурса для государственного гражданского служащего. Информация о проведении конкурса также публикуется в виде акта на официальном сайте городской думы г. Нижнего Новгорода не позднее 20 дней до дня проведения конкурса. Для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия. Лица, решившие принять участие в конкурсе, предоставляют комиссии документы согласно перечню. В частности, Положением о конкурсе допускается рассмотрение комиссией таких документов, как рекомендательные письма с места работы.
Конкурс также осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится предварительное рассмотрение поданных документов и утверждается список кандидатов. После этого секретарь комиссии не менее чем за десять дней до начала второго этапа оповещает претендентов, допущенных к участию в конкурсе. На втором этапе комиссия проводит с участниками конкурса собеседования и принимает решение по отбору кандидатов на замещение должности муниципальной службы. Решение принимается большинством голосов и оформляется протоколом. В течение трех рабочих дней сведения о кандидатах направляются представителю нанимателя и участникам конкурса. При этом согласно Положению о конкурсе комиссия может рекомендовать несколько кандидатов на должность, а представитель нанимателя выбирает одного из них и с ним заключает трудовой договор. Другие кандидаты могут быть включены в кадровый резерв.
В отличие от конкурса для государственных служащих, обязанность по размещению информации о результатах муниципального конкурса на официальном сайте Положением о конкурсе не предусмотрена. Решение конкурсной комиссии также может быть обжаловано.

Заключаем трудовой договор

С государственными гражданскими служащими заключается не трудовой договор, а служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы (ст. 23 Закона N 79-ФЗ). Как было сказано выше, служебный контракт с государственным служащим заключается на основании акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. При этом гражданину придется предоставить пакет документов, необходимых для заключения контракта, установленный ст. 26 Закона N 79-ФЗ.

Обратите внимание! Для замещения должности гражданской службы с гражданским служащим может быть заключен как служебный контракт на неопределенный срок, так и срочный служебный контракт. Основания заключения последнего перечислены в ст. 25 Закона N 79-ФЗ.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта установлена Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159 . Кроме этого, содержание и существенные условия контракта регламентирует ст. 24 Закона N 79-ФЗ.
При заключении трудового договора у муниципального служащего также запрашивается пакет документов, установленный ст. 16 Закона N 25-ФЗ. Что касается срочного трудового договора, поскольку Законом N 25-ФЗ не установлены отдельные случаи его заключения с муниципальными служащими, в данном случае следует руководствоваться ТК РФ.
К содержанию и форме трудового договора с муниципальным служащим особых требований в Законе N 25-ФЗ нет. Исключение — поступление гражданина на должность главы местной администрации: в этом случае с ним заключается контракт, типовая форма которого утверждается законом субъекта РФ (ч. 7 ст. 16 Закона N 25-ФЗ).
Особое внимание уделим испытательному сроку. Нужно ли его устанавливать государственному гражданскому или муниципальному служащему, заключившему трудовой договор (контракт) в результате избрания по конкурсу?
Согласно ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не устанавливается. В силу же ст. 27 Закона N 79-ФЗ в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.
Испытание не устанавливается:
— беременным женщинам — гражданским служащим;
— гражданам, окончившим обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающим на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
— гражданам и гражданским служащим при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;
— государственным служащим, назначенным на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;
— в иных случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
При этом гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться испытание продолжительностью от трех до шести месяцев. Поскольку ст. 11 ТК РФ гласит, что на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской и муниципальной службе, в данном вопросе следует руководствоваться Законом N 79-ФЗ и лицам, избранным по конкурсу на замещение должности государственного гражданского служащего, можно установить испытательный срок от трех месяцев до одного года.
После окончания испытания гражданскому служащему по результатам квалификационного экзамена присваивается классный чин, за что выплачивается соответствующая ежемесячная надбавка.
Что касается испытательного срока при заключении трудового договора с муниципальными служащими, в силу того, что Законом N 25-ФЗ испытательный срок не предусмотрен, и исходя из ч. 2 ст. 3 Закона N 25-ФЗ, согласно которой на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным законом, ст. 11 и 70 ТК РФ, устанавливать испытательный срок при заключении трудового договора с муниципальным служащим, если этому предшествовало проведение конкурса, представитель нанимателя не вправе.

Замещение муниципальной должности в порядке конкурса предусматривается в федеральных законах № 131-ФЗ (ст. 37) и № 25-ФЗ (ст. 17). Причем, если в отношении муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, конкурс может проводиться (а значит, может и не проводиться), то в отношении назначаемых глав местных администраций конкурс проводится всегда.

Конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы обеспечивает конституционное право граждан РФ на свободу труда, а также право граждан на равный доступ к муниципальной службе. Основные задачи конкурса:

отбор и формирование на конкурсной основе высокопрофессионального кадрового состава органов местного самоуправления;

создание условий для обеспечения равного доступа граждан к замещению вакантной должности муниципальной службы в органе местного самоуправления;

совершенствование работы по подбору и расстановке кадров в органах местного самоуправления.

Общие принципы оплаты труда муниципального служащего.

Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Денежное содержание муниципального служащего (заработная плата), равно как и любого другого наемного работника - это есть вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Интересно, что в законодательстве о муниципальной службе используется термин «денежное содержание» вместо близкого по смыслу «заработанная плата», содержащегося в ТК РФ, что обусловлено как спецификой труда муниципальных служащих, так и особенностями исчисления самого денежного содержания.

В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» можно отметить, что минимальный должностной оклад муниципального служащего не может быть ниже минимального должностного оклада государственного служащего соответствующего субъекта Российской Федерации. Максимальный его оклад не может превышать максимальный должностной оклад государственного служащего соответствующего субъекта Российской Федерации. По сути это означает, что минимум и максимум оклада муниципального и государственного служащего в данном субъекте - равны. Каков же размер этого оклада?

Вопрос этот мы задаем не случайно, потому что во многом размер оклада является стимулом для граждан с соответствующим образованием (юридическим, экономическим, управленческим) в решении дилеммы: поступать или не поступать на муниципальную службу. Ведь не секрет, что сегодня граждане, занимающие муниципальные должности не всегда имеют должное образование. А денежное содержание муниципального служащего является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. Заработная плата - один из факторов привлечения на службу обученных людей с высшим образованием. Практика последних лет показывает, что низкий профессиональный уровень муниципальных служащих, отсутствие у многих из них необходимых знаний и профессиональных навыков и, соответственно, низкая эффективность принимаемых ими управленческих решений, приводят к потере авторитета органов местного самоуправления в глазах населения.

Итак, обратимся к ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: согласно п.3 и 4 ст.50 размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Следовательно, если не имеется специального закона, устанавливающего размер и способ исчисления денежного содержания муниципальных служащих в субъекте РФ, то минимум и максимум оклада можно определить исходя из минимума и максимума оклада государственного гражданского служащего данного субъекта.

Денежное содержание муниципальных служащих состоит из:

  • 1) ежемесячного денежного вознаграждения;
  • 2) ежемесячного денежного поощрения;
  • 3) ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • 4) ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • 5) ежемесячной надбавки по районному коэффициенту за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

Предпринимаются меры по решению проблем "кадрового голода" в управленческих структурах муниципального уровня. Соответствующий законопроект, разработанный депутатами Московской областной Думы, внесен в Госдуму.

Кандидатов на должности муниципальной службы в муниципальных образованиях предлагается обязать проходить конкурс перед заключением трудового договора.

Напомним, что по действующему законодательству при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс , в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должностям муниципальной службы (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ ).

Разработчики проекта указывают, что замещение вакантных должностей муниципальной службы, как правило, происходит без проведения конкурсов, что делает поступление на муниципальную службу молодых специалистов, не обладающих соответствующими связями в органах местного самоуправления, затруднительным, а порой и невозможным.

При этом, из общего правила обязательности конкурсного отбора законопроектом предусмотрен ряд исключений . Так, предполагается не проводить конкурс :

  • при заключении срочного трудового договора (контракта);
  • при назначении муниципального служащего на иную должность муниципальной службы в случаях сокращения численности или штата работников, в соответствии с медицинским заключением, при направлении на повышение квалификации;
  • при назначении на должность муниципальной службы муниципального служащего, включенного в кадровый резерв .

Также установлена возможность не проводить конкурс при назначении на отдельные должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну , по перечню должностей, утверждаемому муниципальным правовым актом. Также по решению представителя нанимателя (работодателя) конкурс может не проводиться при назначении на должности муниципальной службы, относящиеся к группе младших должностей муниципальной службы.

Кроме того, субъектам РФ планируется предоставить право на установление иных случаев , когда конкурс на замещение должности муниципальной службы не проводится . Такое решение предполагается оформлять законом субъекта РФ.

Внесение предлагаемых изменений авторы проекта связывают с необходимостью модернизации системы управления и обновления кадров. Так, по мнению разработчиков документа, поступление на муниципальную службу исключительно на конкурсной основе создаст необходимые условия для привлечения в систему муниципального управления молодых профессиональных кадров.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, он не содержит положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Текст законопроекта № 514164-6 и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.