Ограничение прав и свобод гражданина в рф. Ограничения прав человека

Текст Ст. 55 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Комментарий к Ст. 55 Конституции Российской Федерации

1. В связи с постоянным развитием человеческого общества и усложнением общественных отношений система прав человека постепенно развивается, усложняется и совершенствуется. Существующие права и свободы человека и гражданина дополняются новыми, что влечет за собой изменение законодательства, дополнение его новыми демократическими нормами и принципами.

Часть 1 комментируемой статьи в соответствии со ст. 30 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах утверждает возможность обогащения перечня прав и свобод человека и гражданина, присоединения новых прав к провозглашенным ранее*(248).

Смысл комментируемой нормы заключается в том, что на самом высоком (конституционном) уровне признается существование других (помимо перечисленных в Основном законе страны) прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, перечень основных прав и свобод (см. комментарий к гл. 2) не является закрытым, а сами права и свободы помимо Конституции РФ могут содержаться в других нормативных правовых актах, в том числе международных. Эти «другие» права и свободы человека и гражданина должны быть общепризнанными, что означает их всеобщий, универсальный характер*(249).

Как указывает В.А. Четвернин, в Конституции РФ перечисляются лишь те общепризнанные права и свободы человека и гражданина, которые представляются составителям Конституции РФ «основными». Но это не означает, что, во-первых, не может быть других общепризнанных естественных и неотчуждаемых прав и свобод, и что, во-вторых, эти «другие» являются второстепенными в сравнении с перечисленными в Конституции*(250).

По своей форме общепризнанные права человека могут носить обычно-правовой или договорно-правовой (конвенционный) характер. Многие из них возникли в процессе длительного применения государствами как обычно-правовые нормы*(251). Раньше такие нормы в международном праве составляли большинство, поскольку обычай являлся основным источником международного права. Но затем, когда возобладал международный договор, они были восприняты или созданы заново международными договорами, став договорно-правовыми нормами*(252).

2. Согласно комментируемой норме в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта норма является закономерным итогом многолетней борьбы за права человека во всем мире, осознанием их ценности и необходимости правовой охраны и защиты.

На протяжении многих веков люди стремились защитить себя от притеснений со стороны власти. Эта борьба велась в разных формах и преследовала различные цели. В целом, говоря о становлении философской, политической и юридической систем прав человека, можно утверждать, что в этом процессе содержалась определенная историческая логика — первоначально это были сословно ограниченные конструкции, постепенно они расширялись и, наконец, наступила эпоха признания универсальности характера общепризнанных прав человека со всеми вытекающими отсюда международно-правовыми (в сочетании с внутригосударственными) формами и средствами для их утверждения во всех государствах и национальных правовых системах*(253).

Понятие «законы» в контексте комментируемой нормы следует толковать расширительно, вкладывая в него не только федеральные конституционные и федеральные законы, но и другие нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). В контексте данного конституционного положения термин «умаляющие» означает законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы, меньшей, чем необходимо с точки зрения основного содержания этих прав и свобод. Понятие «основное содержание» прав человека означает некий качественный предел для законодательного ограничения прав человека*(254).

За последние годы в России было принято немало неконституционных (в том числе, противоречащих норме ч. 2 ст. 55 Конституции РФ) законов и поправок к ним. Наиболее яркие из них — изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»*(255) и Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»*(256). Речь идет об отмене выборов глав субъектов Российской Федерации, сам факт которой противоречит сразу нескольким статьям Конституции РФ.

3. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ содержит исчерпывающий перечень допустимых оснований законодательного ограничения прав и свобод: они могут быть ограничены федеральным законом, однако только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Иными словами, если не нарушаются ни основы конституционного строя, ни нравственность и здоровье, ни права и законные интересы других лиц, ни обороноспособность и безопасность государства, ограничение прав и свобод невозможно, а любые попытки их ограничить являются незаконными и должны быть немедленно пресечены.

Возникает закономерный вопрос: кто и как должен определять эту «меру»? Очевидно, что государство в лице своих органов посредством инициирования и издания федеральных законов. Иными словами, Конституция РФ четко обозначает единственную легитимную форму возможного ограничения прав и свобод — федеральный закон*(257), процедура принятия которого прописана в разд. 3 («Законодательная процедура») Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ, принятого постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД*(258).

Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены в ст. 104 Конституции РФ (см. комментарий к ней), согласно ч. 1 которой право законодательной инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

На практике нередки нарушения комментируемой нормы: часто конституции республик и уставы других субъектов РФ устанавливают не предусмотренные федеральным законодательством и международными обязательствами России ограничения избирательных прав граждан (например, в республике Калмыкия), свободы передвижения и выбора места жительства (Республика Саха-Якутия, Ставропольский край, Ростовская область), искусственное сужение перечня объектов, которые могут находиться в собственности физических лиц. Уставами некоторых субъектов РФ предусматривается возможность ограничения прав и свобод граждан этих территорий областными законами, хотя регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в исключительном ведении Российской Федерации, т.е. они могут быть ограничены только федеральным законом в соответствии со ст. 55 Конституции РФ*(259).

Поэтому пользование правами и свободами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, справедливости, нравственности. Эти условия сформулированы в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

На внутригосударственном уровне в интересах борьбы с терроризмом в нашей стране принят целый комплекс нормативных правовых актов, носящих как общий, так и специальный характер. К их числу можно отнести следующие:

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (вступил в силу с 10 марта 2006 г., за исключением ст. 18, 19, 21 и 23, вступивших в силу с 1 января 2007 г.)*(260);

постановление Правительства РФ от 7 марта 1997 г. N 264 «Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов»*(262).

В этих документах закрепляется компетенция органов исполнительной власти в области борьбы с преступлениями, связанными с терроризмом, в том числе, на международной арене, конкретный механизм реализации международных обязательств и другие вопросы в данной области.

Основной закон Российской Федерации – Конституция. Она является гарантом прав и свобод личности. С самого рождения каждый человек имеет базовые права. По мере взросления их объем увеличивается. Но с ростом прав возникают и определенные обязанности в окружающем его обществе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Права и свободы гражданина дают ему возможность полноценно развиваться, трудиться, совершенствоваться. Государство гарантирует соблюдение прав и интересов своих граждан, при этом оно совершает все необходимые действия для их защиты.

Многие граждане считают, что никто не может ограничить их в правах. Но это не всегда верно. Существуют определенные ситуации, при которых может быть введено временное ограничение. При этом издается отдельный нормативный акт, который перечисляет те права, в отношении которых могут быть установлены ограничения.

Определение понятий

Под правами человека понимается воля общества, выражаемая коллективным мнением В обязанности государства входит обеспечение данной воли.

Институт гражданства в политологии определяет статус гражданина в его тесной связи с государством. Это означает, что государство должно оказывать содействие как в реализации прав, так и в защите их от ограничения.

Свободы имеют такое же значение, как права, но в данном случае основной акцент устанавливается на самостоятельный выбор человека. Это возможность гражданина добиваться своих целей, совершать действия для реализации своих интересов.

Классификация прав и свобод

В соответствии с нормами Конституцией все права и обязанности подразделяются на особые группы. Они охватывают все сферы человеческой жизни.

К таким группам относятся права, касающиеся:

  • политики;
  • права и свободы личного характера;
  • культурные;
  • социально-экономические.

Самыми основными всегда являлись личные права и свобода личности. Так как политическая направленность государства ориентируется на защиту прав граждан, именно личным правам уделяется наибольшее внимание.

В отличие от Российской Федерации, в Советском Союзе приоритетными были экономические права и стабильность страны.

Личные

Личные права гражданин приобретает с момента появления его на свет. Отобраны они быть не могут. Кроме того, обладание правами не зависит от национальности. Исчерпывающий перечень прав и свобод личности прописан в главе 2 Конституции.

К ним относятся:

Право на жизнь Эта норма заключается в том, что никто не имеет право безнаказанно лишать жизни другого человека. Она подтверждается статьями Уголовного кодекса РФ, по которым предусмотрено наказание за убийство. Именно на основании права на жизнь в России наложен мораторий на лишение жизни путем смертной казни.
Право на охрану и защиту чести и достоинства Эта норма основывается на том, что никто не может унижать или оскорблять человека. При этом это касается не только физических издевательств, но и устных высказываний, которые могут опорочить честь и достоинство гражданина.
Право на неприкосновенность Говорит о том, что никто не может лишить человека незаконно его имущества.
Свобода передвижения Они могут перемещаться без ограничений не только по территории своей страны, но и за ее пределами.

На законодательном уровне ограничение свободы предусматривается только в одном случае, если гражданином совершены противоправные действия.

Политические

Права политического характера относятся ко второму разряду, это возможности для людей принимать участие в политической жизни страны, а также оказывать влияние на управление обществом. Эта категория прав очень тесно связывает государство с индивидом.

Демократические государства стараются создать для своих граждан такие условия, при которых они могут наравне пользоваться как личными, так и правами политической и экономической направленности.

К политическим правам относятся:

  • свобода выражения своей мысли словом;
  • право на создание организаций для обеспечения защиты интересов граждан;
  • организация, согласование и участие в митингах, демонстрациях.

Основное политическое право – это возможность участия в управлении государством и обществом. В первую очередь это проявляется в избирательном праве, когда каждый гражданин отдает свой голос и формирует партии и управленческие структуры в стране.

Кроме того, любой гражданин может участвовать в конкурсах на замещение должностей в государственных службах или органах муниципалитета. Все имеют равный доступ к государственной службе.

Определенные права относятся к форме непосредственной демократии. Граждане имеют право создавать объединения, профсоюзы для защиты своих интересов. Собираться вместе без использования оружия, обращаться с письменными претензиями или предложениями в государственные и муниципальные органы.

Существует определенный разряд прав, которые могут быть применимы только к отдельным гражданам, а не к организациям, органам власти. Они необходимы для привлечения гражданина к управлению государством.

К таким правам относятся:

Свобода слова и средств массовой информации Каждый гражданин имеет право выражать свое мнение, Цензура находится под запретом. Введены наказания за нарушение свободы слова. Но при этом запрещены пропаганда расизма, превосходства по национальной принадлежности.
Право на получение и обработку информации Каждый гражданин может в свободном порядке изучать, получать и анализировать любой необходимый ему объем информации. Человека не могут ограничить в ознакомлении с законами, которые должны быть опубликованы в средствах массовой информации.
Проводить публичные мероприятия могут только граждане России При этом они должны заранее предупредить органы власти о месте и времени проведения мероприятия.

Одним из основных политических прав можно назвать возможность уйти на альтернативную службу вместо военной. Часто это необходимо, если человек по своим религиозным убеждениям не может служить в рядах армии.

Экономические и социальные

Права экономического и социального блока являются неотъемлемой составляющей каждого социального государства. Именно благодаря им гарантируется обеспечение достойного уровня жизни граждан. Экономические права образуют особую основную группу.

Наиболее важными из них является право на частную собственность, включая . При этом государство обязуется охранять частную собственность. Отчуждение для нужд государства возможно только по решению суда. Очень в тесной связи право на частную собственность связано с правом оформления .

Конституцией РФ закрепляется право гражданина на труд и на . Со стороны государства наложен запрет на труд по принуждению, в стране проводятся мероприятия по защите граждан от безработицы. Кроме того, Конституцией признается право на проведение коллективных и индивидуальных трудовых споров.

Права экономического звена находятся в тесной взаимосвязи с социальным блоком. Они призваны обеспечить необходимый комфортный уровень жизни граждан, их защищенность социального характера. К ним относится право граждан на медицинское обслуживание, пенсионные выплаты, право на отдых, защиту детства.

К правам социального блока причисляются:

Право на жилище Ни одного гражданин не имеют права лишить законного жилья. Но государство не берет на себя обязательство обеспечить всех жилым помещением. Со своей стороны оно создает возможность приобретения жилья.
Право на охрану здоровья Для реализации данного права разрабатываются федеральные программы, введено обязательное медицинское страхование, поощряется развитие частных клиник. Большое внимание уделяется привлечению населения к физической активности, занятием спортом.
Право на образование Предоставление гарантии на получение дошкольного и общего школьного образования. Несмотря на большое количество частных образовательных учреждений, государство устанавливает федеральные стандарты, по которым должны работать все школы, колледжи, институты и университеты.

Особую роль играет право на обеспечение социального характера. Оно гарантировано человеку в случае болезни, получения , . Размеры всех выплат и пособий устанавливаются государством.

Культурные

Духовное развитие человека напрямую зависит от реализации культурных прав. Они включают в себя получение образования, возможность участия в культурной деятельности страны, обеспечение свободы в творчестве. Интеллектуальная собственность как продукт охраняется государством по закону.

Нормы Конституции РФ

Статья 55 Конституции Российской Федерации говорит о том, что права и свободы, которые перечислены в законе, не должны отрицать общепринятые права человека. Это говорит о том, что общепринятые права для своего включения в конституционный статус не требуют принятия отдельного нормативного документа.

Конституция – это основной закон Российской Федерации. Остальные законы должны приниматься на основании норм, изложенных в ней. Соответственно, не могут быть приняты нормативные акты, которые ограничивают права и свободы населения.

В правах и свободах население страны может быть ограничено только в случае, если это нужно для обеспечения здоровья, безопасности жизни, защиты интересов и законных прав остальных граждан.

Основания для ограничения прав и свобод

Положение статьи 55 Конституции РФ гласит о том, что права личности не могут быть ограничены, но есть оговорка в статье 56, которая предполагает наличие исключений. В условиях чрезвычайного положения для защиты здоровья и жизни граждан федеральными законами могут устанавливаться отдельные ограничения. В нормативном акте обязательно должны быть прописаны сроки ограничения.

С 30 мая 2002 года в России вступил в силу Федеральный Конституционный закон «О чрезвычайном положении». В соответствии с нормативным актом под чрезвычайным положением понимается особый правовой режим в деятельности государственных органов, а также органов внутренних дел.

Федеральный Конституционный закон предусматривает введение такого положения только в определенных случаях.

Всего их два:

  • Если была произведена попытка свержения действующего строя насильственным способом, покушение на захват власти, организация беспорядков массового характера, которые стали причиной насильственных действия в отношении граждан, сюда же включаются акты террористической направленности.
  • Любые вооруженные массовые действия, которые представляют угрозу для граждан.
  • Техногенные и природные происшествия, эпидемии, стихийные бедствия, которые привели к массовой гибели людей. Необходимость проведения масштабных аварийно-спасательных работ.

Введение режима ЧС производится при помощи издания Указа Президента Российской Федерации. Срок действия режима чрезвычайного положения не должен быть больше чем 30 суток, в отдельных субъектах он может быть увеличен до 60 суток.

На время действия режима ЧС могут быть введены следующие ограничения:

  • частичное или полное приостановлении на территории введения режима полномочий местного самоуправления и органов государственной власти;
  • ограничение на возможность передвижения;
  • запрещение проведения массовых сборищ, забастовок;
  • приостановление деятельности политических партий и объединений;
  • ограничение на продажу оружия, боеприпасов или полный запрет на нее.

Федеральный конституционный закон предусматривает наказание для должностных лиц и сотрудников внутренних дел, которые нарушают гарантии прав и свобод граждан в период чрезвычайного положения.

Что не подлежит притеснению

На вопрос о том, могут ли быть ограничены права и свободы человека в период чрезвычайных ситуаций, дает ответ пункт 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации.

  • право на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность жилища;
  • право на изучение бумаг, которые касаются гражданина;
  • право на использование своего имущества для ведения предпринимательской деятельности;
  • получение квалификационной юридической помощи;
  • возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти.

Статья 56 Конституции РФ допускает, что в условиях чрезвы­чайного положения для обеспечения безопасности граждан и защи­ты конституционного строя в соответствии с федеральным консти­туционным законом устанавливаются отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

Конституционные права и свободы человека должны быть за­щищены от нарушения со стороны всех ветвей государственной власти. B ст. 56 Конституции РФ установлен порядок введения ог­раничений некоторых прав и свобод человека и гражданина. Часть 3 этой статьи содержит перечень прав и свобод, которые не подле­жат ограничению. К ним относятся права и свободы, предусмот­ренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54.

Цель ограничения прав и свобод - защита основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интере­сов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Конституция в ст. 56 и 88 предусматривает возможность в усло­виях чрезвычайного положения, вводимого Президентом РФ в соот­ветствии с федеральным конституционным законом, устанавливать отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в гл. VI) предусмот­рены гарантии прав граждан и ответственность граждан и должно­стных лиц в условиях чрезвычайного положения. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие изменение (огра­ничение) установленных Конституцией РФ, федеральными закона­ми и иными нормативными правовыми актами полномочий феде­ральных органов исполнительной власти, законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и обществен­ных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавше­гося положения (ст. 28).

Эти меры должны соответствовать международным обязательствам России, вытекающим из международных договоров нашей страны в области прав человека, и не должны повлечь какую-либо дискри­минацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, от­ношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» устанавливает правовое положе­ние граждан в период действия военного положения. Согласно ст. 18 граждане пользуются всеми установленными Конституцией РФ правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено федеральным консти­туционным законом и другими федеральными законами. При этом они обязаны:

Выполнять требования Федерального конституционного зако­на «О военном положении», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам военного по­ложения;

Выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим воен­ного положения, и их должностных лиц и оказывать содейст­вие таким органам и лицам;

Являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы военного управления, обеспечивающие режим воен­ного положения, а также в военные комиссариаты районов, городов без районного деления, иных муниципальных (адми­нистративно-территориальных) образований, на территориях которых граждане проживают;

Выполнять требования, изложенные в полученных ими пред­писаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъ­ектов Федерации, органов военного управления, обеспечиваю­щих режим военного положения, и их должностных лиц;

Участвовать в порядке, установленном Правительством РФ, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации послед­ствий применения противником оружия, восстановлении по­врежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жиз­необеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожа­рами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;

Предоставлять в соответствии с федеральными законами необ­ходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их соб­ственности, с последующей выплатой государством стоимости этого имущества.

Ряд ограничений прав и свобод человека и гражданина пре­дусмотрен также федеральными законами от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутрен­них дел Российской Федерации», Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» и др.

Еще по теме Ограничение прав и свобод личности:

  1. Комплекс психолого-педагогических задач профилактического и исправительного воздействия на личность
  • 2. Основы теории конституционализма
  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина

    Проблема установления конституционных ограничений это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что свобо­да не может существовать без ограничений, ибо каждый должен счи­таться с такими же правами и свободами других лиц, обязан содействовать нормальному функцио­нированию конкретного коллектива, общества и государства.

    Конституционные ограничения выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретных зафиксированных в Консти­туции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимо­отношения между государством и человеком, представляет своеобраз­ное лезвие бритвы между законностью и произволом, во многом пред­определяет общую концепцию Основного Закона.

    Конституционные ограничения это установленные в Конститу­ции границы, в пределах которых субъекты должны действовать, ис­пользовать свои права и свободы.

    Подобные границы возводятся в основном с помощью обязаннос­тей и запретов, приостановлении и ответственности.

    Признаки конституционных ограничений:

    1) они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лише­нием определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны правоотношения и общественных интересов в охране и защите (интересов правопоряд­ка);

    2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельного» состояния,

    3) отличаются от ущемлений, которые также являются специфи­ческими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. уже правонарушениями (конституционные же ограничения - законные, правомерные средства).

    Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить гражданс­кие права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на какое время и в каких пределах, может или должен это делать. В таком сложном деле волюнтаризм, а тем более злоупотребле­ния недопустимы. Конституции многих стран мира, допуская ограничения прав, устанавливают строгие основания и порядок их осуществления. Поскольку главная опасность необоснованных ограничений исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограниче­ний основных прав только законом или на основании зако­на, т. е. актами, в принятии которых исполнительная власть прямо не участвует.

    В Российской федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установле­ния незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 гласит "В Российс­кой Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Это общее правило, которое указывает на невозможность приня­тия законов, попирающих права и свободы без всяких основа­ний.

    Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свобо­ды могут ограничиваться в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безо­пасности государства.

    Этих оснований всего шесть - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В мировой конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских прав и свобод пра­вомерны также в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, мас­совые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), кото­рый, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение го­сударством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам.

    Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя.

    При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статья­ми Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность част­ной жизни, гарантии против сбора информации о частной жизни, свободу совести, свободу пред­принимательства, право на жилище (это так называемые абсолютные права и свободы), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой. Набор этих прав, повторяю­щий аналогичные положения Международного пакта о граж­данских и политических правах, отражает стремление за­щитить те права и свободы, реализация которых никак не может помешать достижению целей властей в связи с объяв­лением чрезвычайного положения и которые должны со­блюдаться при любых обстоятельствах.

    В Конституции есть еще одна важная гарантия Соглас­но ч. 3 ст. 118 "создание чрезвычайных судов не допускает­ся". Следовательно, даже в условиях чрезвычайного поло­жения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий.

    В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный конституционный закон «О чрезвы­чайном положении" от 30 мая 2001 г., в котором, в частно­сти, установлен исчерпывающий перечень конкретных ограничений прав и свобод на время чрезвычайного положе­ния. Он включает особый режим въезда и выезда, ограниче­ние свободы передвижения по территории, на которой вве­дено чрезвычайное положение, запрещение проведения со­браний, митингов, уличных шествий, забастовок, ограни­чение движения транспортных средств.

    В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения консти­туционного строя, массовых беспорядках и других действиях, угрожающих жизни и безопасности граждан или нор­мальной деятельности государственных институтов, допус­каются введение комендантского часа, ограничение свобо­ды печати, приостановление деятельности политических партий и общественных организаций, ограничение или зап­рещение продажи оружия, спиртных напитков, выдворе­ние нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их проживания или за пределы территории, на которой введено чрезвычайное по­ложение, за их счет.

    Данный Закон предусматривает, что неправомочное применение силы сотрудниками правоохранительных орга­нов, как и превышение должностными лицами своих полно­мочий, включая нарушение гарантий прав граждан, влечет за собой соответствующую ответственность.

    Ограничения прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотрены в ряде других федеральных законов. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоох­ранительных органов, призванных охранять права и свобо­ды всех граждан. Такие законы, абсолютно необходимые в интересах большинства граждан, одновременно таят опас­ность злоупотреблений ими, что заставляет законодателя тщательно фиксировать пределы прав соответствующих ор­ганов и условия применения ими принуждения по отноше­нию к гражданам. Среди такого рода законов, принятых в Российской Федерации, особенно важны законы об органах Федеральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности о государственной охране и т. д.

    Ограничения прав и свобод граждан всегда сбалансиро­ваны правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции РФ (ст. 46.) в Уголовно-процессуальном ко­дексе, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суд действий и решении, нарушающих права и свободы граждан.

    Перечисленные в ч. 3 ст. 55 основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защи­ты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взве­шенно подходить к определению меры и необходимости ог­раничения каждого конституционного права, придания огра­ничительным нормам закона постоянного или временного характера.

    Из сказанного можно сделать вывод, что конституционные ограничения прав и свобод весьма многообраз­ны; их можно классифицировать по следующим основаниям:

    1) в зависимости от прав и свобод, которые ограничиваются - на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свобо­ды передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (ограничения в ис­пользовании права собственности на землю);

    2) в зависимости от времени действия - на постоянные (кото­рые установлены в Конституции РФ и законах) и временные (кото­рые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном поло­жении и которые связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приоста­новлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установле­нием комендантского часа и другими ограничениями прав и свобод граждан);

    3) в зависимости от широты охвата - на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права - неприкосновенности жилища);

    4) в зависимости от сферы использования - на государственные (федеральные, республиканские, краевые, областные) и муниципаль­ные;

    5) в зависимости от содержания - на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);

    6) в зависимости от способов их осуществления - на запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и т.д.


    (ч. 2 ст. 17; ч. 3 ст. 55; ч. 1, 2 ст. 55)

    Ограничение прав - допускается

    Не допускается:

    Отрицание прав

    Лишение прав

    Отмена прав

    Умаление прав

    (эти термины используются по отношению к конституционным правам)

    Умаление прав:

    I. как разновидность ограничения прав [не допускаемого Конституцией]:

    1) а) это чрезмерное ограничение – такое ограничение, которое вторгается в основное

    «осуществление такого регулирования, которое посягало бы на само существо того

    или иного права и проводило бы к утрате его реального содержания»

    (пример Постановление КС от 15.01.2002 № 1-П)

    б) теория «персика»

    Персик – это конкретное право человека

    Существо права («косточку») – нельзя ограничивать, остальную часть права

    («мякоть») можно ограничивать

    Пример: право свободно передвигаться

    существо права – передвижение в границах населенных пунктов

    мякоть – реализация данного права в пограничной полосе; в ЗАТО; в

    закрытых военных городках; в зонах экологического бедствия

    2) это недопустимое ограничение – бессрочное ограничение права

    («на неопределённый срок»)

    (пример Постановление КС от 17.02.1998 № 6-П: задержание на неопределённый

    срок, по сути, является умалением права)

    3) это несоразмерное ограничение – «ограничения конституционных прав, которые не

    вызываются необходимостью защиты соц. ценностей, перечисленных в ст. 55 (ч. 3)

    Конституции РФ

    (пример Постановление КС от 02.02.1996 № 4-П)

    4) ограничение прав, которые не подлежат ограничению вообще – права, указанные в

    ч. 3 ст. 56 Конституции РФ «не могут быть ограничены ни при каких

    обстоятельствах»

    (пример Постановление КС от 27.03.1996 № 8-П)

    II. как разновидность отрицания прав

    Отрицание права – означает не признание права государством. Это может проявляться в не закреплении данного права нормативно (ч. 1 ст. 55 Конституции) либо в косвенном или фактическом непризнании права.

    Последнее (фактическое непризнание) и является умалением и проявляется в следующем:

    1) умаление возникает в случае «отсутствия корреспондирующей праву гражданина

    обязанности госорганов» (пример Пост. КС от 18.02.2002 № 3-П)

    2) это невозможность реализации права – в частности, это может произойти в случае

    «установления жёсткого приоритета» исполнения одной конституционной обязанности

    над другой (например, платить налоги и платить з/п), что повлечет невозможность

    реализации прав и законных интересов тех или других групп граждан

    (пример Пост. КС от 23.12.1997 № 21-П)

    Конституционные требования к легальному ограничению прав:

    I. Форма правового акта – это ФЗ

    II. Необходимость ограничения («только в той мере, в какой это необходимо»)

    Необходимо ответить на 3 вопроса:

    1) влечёт ли ограничение права защиту конституционной ценности или нет?

    2) является ли ограничение права наименьшим из возможных ограничений для защиты

    конституционных ценностей?

    Ценность: обеспечение светского характера гос-ва

    Запрет госслужащим исповедовать религию и Запрет на установление гос. религии и

    обеспечение светского характера

    образования в гос. и муниц. образ.

    учреждениях

    (это – наименьшее ограничение)

    3) соразмерно ли ограничение права защищаемой конституционной ценности или нет?

    Не наносит ли ограничение права больший вред, чем благо создаваемое реализацией

    цели?

    Ценность: обеспечение здоровья, прав и свобод др. людей

    Какая санкция будет соразмерной за преступления против здоровья (например, за тяжкий вред) – смертная казнь или лишение свободы (ответ: лишение свободы)

    III. Защита конституционных ценностей (ч. 3 ст. 55 Конституции)

    В иных целях ограничение прав и свобод несоразмерным ограничением, а значит умалением прав или свободы, что в силу ч. 2 ст. 55 К. РФ не допускается

    1. основы конституционного строя (глава 1 Конституции)

    нормы, которыми руководствуется человек.

    В качестве защищаемой нормы может быть только общественная

    нравственность.

    3. здоровье – правильная, нормальная деятельность организма человека, его полное физ. и

    психическое благополучие.

    4. права и законные интересы других лиц.

    5. обеспечение обороны страны и безопасности государства

    (к этому требованию также можно посмотреть Пост. КС от 03.10.2003 № 15-П п. 3 м.ч.)

    ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА

    Правовые акты:

    1. Европейская конвенция о гражданстве от 7.11.1997

    2. ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» (это основной акт)

    3. Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» (это тоже нужный акт)

    4. Постановление КС от 16.05.1998 № 12 –П «По делу гражданина Смирнова»

    ГРАЖДАНСТВО –

    1) как право человека (ч. 1 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 года)

    2) как правовое состояние – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в

    совокупности их взаимных прав и обязанностей

    (ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ», легальное определение)

    а) правовая связь – совокупность прав и обязанностей

    б) устойчивость связи – бессрочность гражданства,

    недопустимость гос-ву в одностороннем порядке лишить

    своего гражданина данного статуса

    в) взаимность прав и обязанностей

    3) как конституционно-правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих

    отношения гражданства

    Структура:

    а) субъекты, признанные гражданами РФ;

    б) основания приобретения

    в) основания прекращения

    г) производство по делам о гражданстве

    (органы, ведающие делами о гражданстве,

    порядок приобретения и прекращения

    гражданства, отмена решений по делам о

    гражданстве, обжалование решений)

    д) особо стоят вопросы о множественном

    гражданстве (гражданство нескольких

    государств, двойное гражданство)

    4) как суверенное право гос-ва – правомочие гос-ва на установление особой правовой

    связи со своим населением, обусловленной

    учредительной властью народа проживающего на

    соответствующей территории.

    Данное право гос-ва направлено на создание особой группы людей, проживающих в конкретном гос-ве, исключительно обладающих определёнными правами и обязанностями (по формированию органов публичной власти, по несению публичной службы, по обеспечению безопасности государства)

    Приобретение гражданства в порядке регистрации. Эти основания более льготные.

    В порядке регистрации:

    1. Лица, у которых супруг, либо родственник по прямой восходящей является гражданином РФ;

    2. Лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению в течении 5 лет по достижению 18-летнего возраст;

    3. Дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства в течении 5 лет по достижению 18-летнего возраста.

    ФЗ 182 Кто не признаётся гражданином РФ:

    1. Паспорт был выдан лицу на основании сообщённых ему не настоящих данных;

    2. Паспорт был оформлен на утраченном или похищенном бланке паспорта о ччём лицу было известно;

    3. Лицо ранее как иностранец или апатрид, было выдано в иностранное государство для уголовного преследования или для исполнения приговора;

    4. После первичного получения паспорта, лицо приобрело гражданство в порядке установленном ФЗ;

    5. После первичного получения паспорта лицу был разрешён выход из гражданства на основании его добровольного волеизъявления;

    6. После первичного получения паспорта лицо приобрело гражданство иностранного государства или действительный документ подтверждающий проживание в иностранном государстве, за исключением случаев, когда международным договором или ФЗ признаётся двоенное гражданство с этим государством.

    1. Рассмотрение о признании гражданства не превышает 2 месяца, а приём гражданства не превышает 6 месяцев.

    Основания отклонения заявление о приеме гражданства:

    Отклоняются:

    1. Если лица имеют огранчения на въезд в РФ, в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы РФ, депортации и реадмиссия, либо с принятием решения о нежелательности присутствия лица в РФ.