Конкретные жизненные обстоятельства с которыми норма права. Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми право связывает юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Правоотношение порождается, изменяется и прекращается юридическим фактом на основе норм права.

Само существование юридической нормы конкретных правоотношений не производит. Чтобы конкретное отношение возникло, а возникшее изменилось или прекратилось, необходимо наступление строго определенных обстоятельств, которые закрепляются в гипотезах правовых норм (события или действия). М.Н.Марченко определяет юридические факты как «сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений».При этом указывается на то, что в зависимости от характера взаимоотношений с нормами права юридические факты действия бывают правомерными или неправомерными. Данные факты являются юридическими, «поскольку предусмотрены в нормах права: прямо – в гипотезе, косвенно – в диспозиции, санкции». Юридические последствия часто связаны не с одним фактом, а с их совокупностью (фактическим составом). Различают следующие фактические составы – простую совокупность (по принципу независимого накопления элементов) и сложную совокупность (по принципу последовательного накопления элементов, когда юридические последствия наступают лишь в случае накопления элементов состава в определенном порядке). Правомерный юридический состав образует титул права, неправомерный – состав правонарушения.

Юридические факты обладают следующими признаками:

– они вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами;

– выступают одной из предпосылок возникновения правоотношений;

– юридические факты опосредуют движение (возникновение, изменение и прекращение) правоотношений;

– выступают общественно-юридическими явлениями.

Юридические факты могут быть классифицированы по следующим основаниям:

– По характеру юридических последствий они подразделяются на правообразующие (связаны с возникновением правоотношений), правоизменяющие (изменяют содержание правоотношения, т.е. взаимные права и обязанности, цели, субъектно-объектный состав) и правопрекращающие (связаны либо с реализацией прав и обязанностей, либо в силу других объективных и субъективных причин, например, в силу невозможности правопреемства, в силу решения суда);

– По волевому моменту они делятся на события и действия. События возникают независимо от воли людей. Действия возникают по воле лиц (коллективных или индивидуальных субъектов права). Выделяют также юридически значимые состояния – факты, которые обусловлены физиологическими процессами (беременность, нетрудоспособность, невменяемость);

– По юридической природе действий – на правомерные (индивидуальные юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (проступки и преступления, выраженные в действии или бездействии);

– По целевой направленности – на юридические поступки (совершаются без намерения вызвать правовые последствия), сделки (правомерные действия в гражданском праве) и юридические акты (решения государственных органов, направленные на возникновение, изменение и прекращение правоотношений);

– По структуре юридические факты подразделяются на простые (элементарные) и сложные (фактические) составы;

– По характеру воздействия различают позитивные (способствующие возникновению правоотношений) и негативные (препятствующие возникновению правоотношений) юридические факты.

В некоторых случаях в роли юридических фактов выступают презумпции (лат.

– предположение, основанное на вероятности). Правовой презумпцией называют предположение о существовании юридических фактов, вызвавших наступление определенных юридических последствий. Потребность в презумпциях вызвана необходимостью в теории доказательств установления фактов, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение правоотношений. В основе презумпции – социальный опыт, многократно повторяющееся в практической жизни (в юридической практике) знание. Можно сказать, что юридическая презумпция является «аксиомой», так как применяется без доказательств. «Презумпция – это правовое положение, согласно которому с учетом обычного соотношения фактов можно (по умолчанию права) судить на основании определенного факта о существовании другого факта, не доказанного, а только предполагаемого».

Презумпции классифицируются по следующим основаниям:

– По форме существования презумпции бывают легальными (закрепленные нормами права) и фактическими (основанные житейском опыте, эмпирические);

– По сфере действия презумпции делятся на общеправовые (действуют во всех отраслях права) и отраслевые (действуют в пределах одной отрасли права, например, презумпция невиновности);

– По юридической силе различают опровергаемые (презумпция отцовства) и не опровергаемые презумпции (презумпция невиновности).

Кроме того, в юридической практике используются в роли юридических фактов такие положения, которые не существуют в действительности – юридические фикции. Они используются для обеспечения формальной определенности права, упрощают правовые отношения. Например, гражданин считается несудимым, если судимость в установленном законом порядке снята (по решению суда) или погашена (по истечении определенного срока в зависимости от тяжести преступления). В законодательстве РФ юридические фикции формально закреплены (легальные). Они являются неопровержимыми доказательствами, помогающими преодолеть состояние правовой неопределенности. Фикции широко применяются в теории права, где под фикциями понимается особый прием нормотворчества. «Суть этого приема заключается в том, что определенные юридические последствия закон связывает с заведомо несуществующими фактами, а смысл фикции при этом выражается вводными словами «как бы», «как если бы», «хотя бы» и т.п. С помощью такого приема законодатель стремится преодолеть им же установленный режим правового регулирования».Например, лицо считается извещенным о дате и месте судебного разбирательства, если местонахождение его не известно, а повестка доставлена по последнему, известному месту жительства; например, признание лица по решению суда безвестно отсутствующим или умершим (особое производство в гражданском процессе). Презумпции и фикции позволяют в ряде случаев упростить и оптимизировать процесс правового регулирования, помогают разрешать правовые коллизии.

Текущая страница: 29 (всего у книги 59 страниц)

Шрифт:

100% +

6. Юридические факты

Воплощение норм права в конкретных правоотношениях осуществляется не только по желанию их участников. Например, для того, чтобы получать пенсию по старости, недостаточно одного желания, если отсутствуют жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление пенсионных отношений: возраста и трудового стажа. Когда названные факты из сферы воображаемого перейдут в сферу реального, человек вправе обратиться в компетентные органы государства за назначением ему пенсии по старости.

Аналогичным образом дело обстоит и с другими правоотношениями, которые оказываются возможными в той мере, в какой в реальной жизни имеются все необходимые для их возникновения обстоятельства. Появление новых обстоятельств может повлечь за собой изменение, а при определенных ситуациях и прекращение существующих отношений. Так, пенсионные отношения могут меняться в связи с изменением трудового стажа работающего пенсионера и будут прекращены в день его смерти.

Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, называются юридическими фактами.

Для наступления одних правоотношений оказывается вполне достаточно одного жизненного обстоятельства, для других необходимо одновременно два и более обстоятельств. Так, для возникновения договора перевозки в городском транспорте требуется единственный факт – оплата стоимости поездки. Образовательные отношения с вузом могут быть заключены при наличии трех фактов: документа о наличии полного среднего образования, успешной сдачи вступительных экзаменов и приказа ректора о зачислении в вуз. Совокупность двух и более юридических фактов, необходимых для возникновения конкретных правоотношений, называется фактическим составом.

Юридические факты необходимо предшествуют возникающим на их основе отношениям и поэтому не входят в их состав в качестве самостоятельного элемента наряду с субъектом, объектом и содержанием. Они существуют реально, и как нечто наличное не являются благом, ради которого субъекты вступают в соответствующее правоотношение. Однако факты могут выступать и нередко выступают объектом других правоотношений. Так, уже упоминавшийся трудовой стаж, будучи юридическим фактом пенсионных отношений, в свою очередь выступает объектом трудовых отношений. Отсюда и вытекает возможность юридических фактов влиять на поведение людей, заставлять их организовывать свое поведение таким образом, чтобы обеспечить появление такого юридического факта, который, в свою очередь, позволяет им вступить в другие жизненно необходимые отношения.

Для возникновения конкретных правоотношений нередко требуется подтверждение, обоснование реальности существования необходимых для этих отношений юридических фактов. Такие сведения важны в правоприменительной деятельности и особенно при разрешении дел, связанных с привлечением правонарушителей к юридической ответственности. Недоказанность преступления, иного правонарушения освобождает виновных лиц от ответственности. Умение устанавливать и доказывать юридические факты представляет собой один из важнейших профессиональных навыков и умений юриста.

Действительное многообразие видов правоотношений порождает еще большее многообразие жизненных обстоятельств, признаваемых законодателем в качестве юридических фактов. Поэтому представляется необходимым все это многообразие свести в определенную систему с помощью классификаций. Наиболее полной и имеющей существенное значение для понимания функции юридических фактов в генезисе правоотношений является их классификация по волевому принципу на события и действия.

Юридические факты-события понимаются как обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей.

В свою очередь, события подразделяются на две группы: абсолютные и относительные. К абсолютным относятся события, которые порождены силами, независимыми от человека и человечества, и наступают помимо их воли и желаний. По преимуществу в этом качестве выступают естественные, природные явления: землетрясение, наводнение, течение времени, рождение и смерть человека. Относительные события понимаются как обстоятельства, которые вызываются деятельностью людей, но их последующее развитие и полученные результаты от воли и желания людей не зависят. Это, например, пожар, производственная авария и др. Начало этим событиям кладет человек, действуя умышленно или по неосторожности. Однако дальнейшее развитие событий протекает по законам природы, естественным путем и не зависит от воли породившего их лица или других лиц.

К юридическим фактам-действиям относится поведение граждан, организаций, иных лиц, осуществляемое в соответствии с их волей и желанием. Такое поведение может вытекать из требований действующего законодательства, быть полностью согласованным с ним либо, наоборот, противоречить ему. В зависимости от степени согласования с правовыми нормами юридические факты-действия подразделяются на правомерные действия и неправомерные.

По форме объективации, выражения результатов, совокупность правомерных действий может быть дифференцирована на три вида: юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат.

Юридические акты понимаются как правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного правового результата. Например, государственный орган принимает акт применения нормы права, организации заключают договор аренды, суд выносит приговор по уголовному делу. Специфика юридических актов состоит в том, что субъект получает тот объективированный результат, на достижение которого была направлена его воля: «получил, то что желал». Юридические акты составляют большую часть правомерных действий, осуществляемых в сфере отдельных отраслей права. Это, в частности, акты административного управления, гражданско-правовые сделки, судебные решения, действия субъектов трудового, семейного и других отраслей права. Юридические акты связываются с осознанным проявлением воли и, следовательно, могут совершаться только дееспособными гражданами.

Правомерные действия, которые обусловливают появление юридически значимых результатов независимо от воли и намерений лица, называются юридическими поступками. Данный вид правомерных действий отличается от юридических актов двумя особенностями:

1) правовые последствия связываются с объективированным вовне действием и могут наступать помимо воли совершившего их лица: «не хотел, но так получилось». Например, гражданин нашел ценную вещь по дороге на работу. Нахождение вещи не входило в его планы, но произошло совершенно случайно; 2) юридический поступок не требует осознанного понимания действий и результатов, а поэтому может совершаться как дееспособным, так и недееспособным лицом.

Специфика результативных действий как вида правомерного поведения состоит в том, что такие действия гражданина, иного лица приводят к созданию материальных или духовных благ. Это, в частности, могут быть предметы промышленного или сельскохозяйственного производства, здания и сооружения, предметы интеллектуальной собственности – произведения науки, литературы, искусства.

Неправомерные действия понимаются как акты волевого поведения граждан, иных лиц, противоречащие действующему законодательству. Большую часть таких действий составляют правонарушения, т. е. виновные противоправные действия или бездействия. По степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на четыре вида: преступления, административные гражданские и дисциплинарные проступки. (См. гл. 14).

В систему неправомерных действий входят и так называемые объективно-противоправные действия, т. е. такие акты поведения, которые создают противоправный результат при отсутствии как умысла, так и неосторожности у допустившего их лица. Сюда относятся случаи неисполнения обязательств вследствие действия непреодолимой силы, принятия нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам либо содержащих иные правотворческие ошибки, противоправные действия, совершаемые неделиктоспособными лицами.

Вопросы для самопроверки к главе 17

Какие признаки присущи понятию «правоотношение»?

Из каких элементов состоит правоотношение?

Какие признаки присущи субъектам правоотношений?

Может ли домашнее животное быть субъектом правоотношений и почему?

Какие виды объектов правоотношений выделяются в теории права?

Какие виды правомочий составляют содержание субъективного права в правоотношении?

Почему юридические факты не входят в содержание правоотношений?

Глава 18 Правообеспечение
1. Понятие и формы правообеспечения

Современное государство, его органы и учреждения, выполняя общепризнанные нормы и принципы международного права, гарантируют своим гражданам право на образование, труд, социальное обеспечение, медицинскую помощь, материальную помощь социально незащищенным слоям населения. Реализация этих прав становится возможной благодаря не столько действиям граждан, сколько обеспечительной деятельности государства, которое, во-первых, берет на себя расходы, связанные с реализацией этих прав, во-вторых, возлагает на органы государства, государственные учреждения и должностных лиц обязанность обеспечить реальное действие законов , создать необходимые условия для реализации прав и свобод личности , иных лиц.

Чтобы добиться такого результата на стадии реализации норм права, государственные органы осуществляют разноплановую организационно-распорядительную, правоохранительную и правовоспитательную деятельность.

Правовоспитательная деятельность, как говорилось ранее (см. гл. 8), направлена на формирование правовой культуры граждан и должностных лиц, выработку у них правовых установок на правомерное поведение и устранение ценностных ориентаций на неуважительное отношение к законам, правам и свободам других лиц, на уклонение или ненадлежащее исполнение своих юридических обязанностей. Правовое воспитание, таким образом, ориентировано на устранение препятствий, которые могут возникать в субъективной сфере вследствие недостаточной правовой культуры граждан и должностных лиц.

Но значительная часть причин неисполнения или ненадлежащего исполнения юридических обязанностей, как известно, коренится в материальных и иных социальных условиях деятельности участников конкретных правоотношений. Органы местного самоуправления задерживают выплату заработной платы работникам сферы образования, здравоохранения из-за несвоевременного получения соответствующих бюджетных средств от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Государственное (унитарное) предприятие несвоевременно выполняет свои обязательства по договорам поставки из-за отсутствия у него современного оборудования и новейших технологий. Органы исполнительной власти допускают правоприменительные ошибки вследствие пробелов, противоречий и иных дефектов законодательства.

Создание необходимых условий для реального осуществления конкретных правоотношений составляет важнейшую задачу органов исполнительной власти. Именно они призваны своевременно выявлять препятствия, которые имеются или могут появиться на стадии осуществления конкретных правоотношений, и оперативно устранять их. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ как высший орган исполнительной государственной власти обязывается обеспечивать реализацию федеральных законов во всех сферах общества и государства. В частности, предписывается принимать меры по реализации трудовых прав граждан, программ сокращения и ликвидации безработицы, прав граждан на охрану здоровья, материнства, отцовства и детства, обеспечивать проведение единой государственной политики в области образования, осуществлять меры государственной поддержки развития науки и культуры и др.

Деятельность органов исполнительной власти по созданию необходимых условий для реального и добросовестного исполнения обязанностей субъектами конкретного правоотношения понимается как правообеспечение.

В отличие от правотворчества и правоприменения, правообеспечение ориентировано на процессы реального действия законов, подзаконных нормативных правовых актов и индивидуальных правоприменительных актов в конкретных отношениях, в которых обязанной стороной выступают государственные органы и учреждения. Это прежде всего правоотношения, связанные с реализацией конституционных прав граждан на образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, иные льготы и гарантии, предоставляемые населению из государственного бюджета.

Надлежащее исполнение государством изложенной конституционной обязанности осуществляется посредством организационно – распределительной деятельности. Государство создает систему соответствующих органов и учреждений, осуществляет финансирование их деятельности, обеспечивает необходимым оборудованием, иными материальными средствами. В результате создаются необходимые организационные и материальные условия для того, чтобы каждое управомоченное лицо могло беспрепятственно удовлетворить свою потребность в материальном или духовном благе, защищенном соответствующим субъективным правом.

Организационно-распределительная деятельность органов государства осуществляется в тесном единстве с их правоохранительной деятельностью, направленной на оперативное выявление и устранение противоправных, вредоносных деяний, которые могут возникать в процессе исполнения субъектами конкретных правоотношений своих юридических обязанностей.

Наиболее действенными методами правоохранительной деятельности государства признаются контроль и надзор за деятельностью субъектов конкретных правоотношений по соблюдению действующих законов, подзаконных нормативных правовых актов и исполнению своих юридических обязанностей. Подобный контроль осуществляется всеми органами исполнительной власти. Имеется развитая система органов, специализирующихся на осуществлении контрольно-надзорной деятельности в какой-либо отдельной сфере деятельности общества и государства. Например, существуют таможенный контроль, пожарный надзор, надзор за соблюдением работодателями правил техники безопасности, санитарии и гигиены. Значительную роль в охране правопорядка играют органы внутренних дел и прокуратуры. Применяются и иные меры по обеспечению законности, в том числе регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений, сделок с недвижимостью, лицензирование определенных видов деятельности, учет и отчетность.

Благодаря всесторонней правоохранительной деятельности создается такой правовой режим, который побуждает большую часть участников конкретных правоотношений добросовестно и надлежащим образом выполнять свои юридические обязанности. Реальная угроза быть привлеченным к юридической ответственности, подвергнуться обязанности исполнить дополнительные юридические обязанности является действенным стимулом правомерного поведения. Чем результативней органы государства обеспечивают реализацию принципа неукоснительного наступления юридической ответственности, тем меньше лиц, желающих совершать вредоносные, противоправные деяния.

Таким образом, на стадии реализации права государство действует самым активным образом, осуществляя правообеспечительную, правовоспитательную и правоприменительную деятельность. При этом правообеспечение, в свою очередь, осуществляется в форме организационно-распорядительной и правоохранительной деятельности.

2. Организационно-распорядительная деятельность государства

Можно без какого-либо преувеличения утверждать, что в современных условиях организационно-распорядительная деятельность государства является основой механизма реализации как публичного, так и частного права. Государство играет подобную роль благодаря тому, что оно: 1) выделяет из государственного бюджета значительные материальные средства, необходимые для реального обеспечения субъектных прав участников правоотношений в сфере гражданского, семейного, образовательного, жилищного, социального законодательства; 2) в лице государственных организаций, учреждений принимает самое непосредственное участие в гражданских правоотношениях в качестве стороны, способной удовлетворять потребности граждан и юридических лиц в материальных и духовных благах, а также услугах; 3) создает систему органов и учреждений, обеспечивающих каждому возможность реально использовать свои социально-экономические права, закрепленные Конституцией РФ; 4) осуществляет материальное, кадровое и методическое обеспечение деятельности государственных органов и учреждений.

Свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом, создавая максимально благоприятный правовой режим для трудовой и предпринимательской деятельности, реализации его творческих потенций как личности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь, поэтому современное государство принимает и специальные меры по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев населения.

Современное государство – это прежде всего социальное государство, призванное оказывать действенную материальную и иную помощь социально незащищенным слоям населения либо всем членам общества. Социальная политика Российской Федерации осуществляется тремя способами: 1) оказанием материальной помощи социально незащищенным слоям населения; 2) предоставлением бесплатных услуг, обеспечивающих реализацию ряда социально-экономических прав и свобод граждан; 3) трудоустройством лиц, оставшихся без работы.

Государство оказывает материальную поддержку семье, материнству, детству и отцовству, выплачивает пенсии инвалидам и лицам, достигшим пенсионного возраста, пособия по безработице, а также стипендии студентам образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования. В Российской Федерации каждому реально обеспечивается право на бесплатное получение общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего профессионального и высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на бесплатное пользование библиотечными фондами. Гражданам России в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно оказывается медицинская помощь за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Кроме того, малоимущие слои населения имеют право на бесплатное или за доступную цену получение жилья.

Таким образом, реальность, осуществимость значительной части гражданских, трудовых, семейных, образовательных и иных правоотношений, в которые вступают граждане, возможной становится благодаря непосредственному участию в этих правоотношениях государства, его органов, учреждений.

Материальная помощь государства, оказываемая семье, материнству, детству и отцовству, увеличивает бюджет семьи и тем самым покупательную способность ее членов, их возможности выступать субъектом различных имущественных гражданских правоотношений. Бесплатность и доступность образования, медицинских услуг гарантируют каждому беспрепятственное вступление в конкретные образовательные или медицинские правоотношения. Государство помогает всем трудоспособным лицам, потерявшим работу, вновь стать субъектами трудовых отношений, в том числе предоставляет им право неоднократно получать бесплатное профессиональное образование.

Государство, его органы, учреждения, предприятия являются непосредственными участниками значительной части гражданских и трудовых правоотношений. Будучи собственником земли, промышленных, оборонных, транспортных, добывающих, строительных и иных предприятий, государство в лице его органов и предприятий вступает в конкретные правоотношения с организациями, учреждениями, имеющими иную организационно-правовую форму, а также с гражданами в целях удовлетворения их потребностей в материальных и духовных благах или услугах. В частности, государство обеспечивает граждан и юридических лиц электроэнергией, осуществляет перевозку грузов железнодорожным транспортом, выступает основным заказчиком на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Государство выступает и основным работодателем, предоставляя работу значительной части населения Российской Федерации в государственных органах, учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, под организационно-распорядительной деятельностью государства понимается деятельность по организации участия государственных органов и учреждений в конкретных правоотношениях в качестве обязанной стороны, призванной реализовать конституционные социально-экономические права личности либо обеспечивать удовлетворение потребностей граждан и юридических лиц в материальных или духовных благах и услугах.

Реальное исполнение государством своих обязанностей осуществляется с применением разнообразных методов управления, используемых государственными органами исполнительной власти. Это организационный и распорядительный методы, методы планирования, прогнозирования и др.

Метод организации характеризуется формированием системы органов и учреждений, способных обеспечить исполнение действующих законов, их воплощение в конкретных отношениях.

Во-первых, государство создает систему органов, способных осуществлять управление экономической, социально-культурной и иными сферами общества. В Российской Федерации эта система состоит из федеральных исполнительных органов государства – Правительства РФ, федеральных министерств, иных центральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, государство формирует широкую сеть государственных учреждений, способную удовлетворить потребности каждого гражданина в образовании, медицинской помощи, в жилье, социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, по инвалидности и иных предусмотренных законом случаях, а также в бесплатном пользовании библиотечными фондами.

Распорядительный метод характеризуется оперативным управлением системой государственных органов и учреждений в целях их обеспечения материальными, кадровыми ресурсами и информацией. Так, государство осуществляет строительство служебных и иных зданий, удовлетворяющих всем требованиям санитарии и гигиены, обеспечивает государственные органы и учреждения необходимой техникой, оборудованием, иным имуществом.

Важнейшим направлением организационно-распорядительной деятельности государства является подготовка, подбор и расстановка кадров, а также периодическое повышение их квалификации, поскольку наличие квалифицированных кадров является необходимым условием эффективной деятельности государственных органов и учреждений. Государственные органы и учреждения также осуществляют сбор, обработку и анализ информации о своей деятельности, о состоянии социальной среды и прежде всего об отношении граждан и иных лиц к деятельности этих органов и учреждений.

Государство оплачивает все расходы, связанные с организацией и деятельностью государственных органов и учреждений, в том числе расходы на заработную плату их работникам, на бесплатные услуги, оказываемые государственными учреждениями в целях обеспечения конституционных социально-экономических прав граждан. Поэтому метод финансирования по праву входит в число основных методов, используемых в процессе организационно-распределительной деятельности органов государства.

Успешное осуществление деятельности государственных органов и учреждений на стадии реализации норм права во многом зависит от их способности предвидеть тенденции дальнейшего развития экономических, социальных и иных сфер общества и применительно к этим тенденциям разработать систему адекватных мер. Государство должно быть заранее готово и к позитивным, и к негативным процессам в развитии объекта управления таким образом, чтобы его деятельность полностью соответствовала современным процессам и тенденциям, а не была ориентированной на решение задач вчерашнего дня. Поэтому государственные органы активно используют методы прогнозирования и планирования для приведения своей организационно-распорядительной деятельности в соответствие с потребностями и задачами текущего дня.

Осуществляя организационно-исполнительную деятельность, государство, его органы должны использовать все вышеназванные методы. Только при этом условии государство успешно и надлежащим образом исполнит свои обязательства на стадии реализации норм права и позволит гражданам и иным лицам в полной мере и беспрепятственно реализовать свои права и свободы. Об этом убедительно свидетельствуют, в частности, затруднения, которые испытывают в настоящее время государственные органы Российской Федерации в сферах образования и здравоохранения.

Недостаточное финансирование образовательной сферы, государственных учреждений здравоохранения снижает качество оказываемых ими услуг. Граждане не имеют возможности получать качественное образование, надлежащую медицинскую помощь из-за отсутствия квалифицированных кадров. Недостаток последних обусловливается неспособностью государства достойно оплачивать труд педагогов и врачей.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение правоотношений).

Юридическими фактами являются самые разнообразные жизненные обстоятельства, относящиеся как к области природы, так и к социальной жизни. Вместе с тем к ним относятся только те жизненные обстоятельства, которые предусмотрены правом.

Юридические факты классифицируются по связи факта с волей субъекта правоотношения на юридические действия и юридические события. Это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания субъектов права. Отличительная черта этого вида фактов состоит в том, что нормы права связывают с ними юридические последствия именно в силу их волевого характера.

Действия разделяются на правомерные и противоправные.

Правомерные действия - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, содержанию прав и обязанностей субъектов. Правомерные действия делятся на индивидуальные акты, юридические поступки и результативные действия.

Индивидуальные акты представляют собой правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу волевой направленности действия на эти последствия (например, совершение гражданско-правовой сделки).

Юридические поступки - это такие правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу самого факта действий вне зависимости от того, были ли направлены действия на наступление данных последствий или нет. Таким образом, юридические последствия связываются непосредственно с самим фактом действия лица безотносительно к его волевой направленности (например, признание долга).

Результативные действия представляют собой действия, с которыми нормы права связывают правовые последствия в силу достижения известного практического результата деятельности, выраженного в объективной форме (деятельность автора, изобретателя).

Противоправные действия (правонарушения, деликты) - это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права других лиц, не согласуется с предусмотренными юридическими обязанностями.

Юридические события - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. События разделяются на относительные и абсолютные.

Относительные события - обстоятельства, вызванные деятельностью людей, но проявляющиеся независимо от породивших их причин, например техногенные аварии.

Абсолютные события - обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее, например, буран, наводнение.

Юридические факты классифицируются но такому основанию, как последствия, к которым приводит юридический факт: правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие.

По форме проявления юридического факта и по характеру его действия факты делятся на положительные и отрицательные.

Положительные юридические факты представляют собой реально существовавшее или существующее в данный момент явление действительности (административные акты, явления стихийного характера и др.).

Отрицательные юридические факты выражают отсутствие определенных явлений. Норма права связывает здесь определенные юридические последствия не с наличием того или иного обстоятельства, а с его отсутствием. Таковы, например, некоторые из условий, необходимые для регистрации брака (отсутствие другого зарегистрированного брака, отсутствие определенной степени родства и др.).

По характеру действия юридические факты делятся на факты ограниченного действия и состояния.

Факты ограниченного (однократного) действия есть обстоятельства, с которыми нормы права связывают юридические последствия только в данном конкретном случае. Эти факты существуют лишь в данный момент или известный отрезок времени, а потом исчезают, порождая те или иные юридические последствия (смерть, истечение срока).

Состояния - обстоятельства, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически порождая юридические последствия (например, состояние в браке, нетрудоспособность и т.п.).

Фактический состав - это система юридических фактов, необходимая для наступления юридических последствий

(возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Можно выделить три вида фактических составов: простые, сложные, смешанные.

Простые фактические составы - система фактов, между которыми существует «свободная», нежесткая связь. В простом составе факты могут накапливаться в любом порядке.

Сложные (связанные) фактические составы - система фактов, между которыми существует взаимообусловленность, жесткая зависимость. Факты должны накапливаться в жестком, строго определенном порядке.

Смешанные фактические составы - система фактов, связь между которыми является частично «свободной», а частично - жесткой, «связанной».

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие признаки правовых отношений позволяют отделять их от иных видов общественных отношений?
  • 2. Что является основанием для возникновения правоотношений?
  • 3. Назовите виды фактических составов.
  • 4. В чем проявляется волевой характер правоотношений?

Как правило, обстоятельства, признаваемые юридическими фактами, определены гипотезами правовых норм. Поэтому нормы, наряду с правосубъектностью выступают необходимыми предпосылками возникновения правоотношений. Однако реально правоотношение возникает в момент появления обстоятельств (ситуации), признанных юридическими фактами.

Таким образом, понятие юридического факта объединяет два противоречивых, но неразрывно связанных момента: это явления действительности (материальный момент), порождающие определенные правовые последствия (юридический момент).

Юридические факты чрезвычайно многообразны, отражают все богатство явлений внешнего мира. Но юридическое значение придается лишь тем из них, которые социально наиболее значимы и поддаются установлению с высокой степенью достоверности. Классификация юридических фактов проводится по различным основаниям:

1. По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния.

События - обстоятельства, наступление которых не зависит от человека, происходит помимо воли и желания людей.

Различают абсолютные и относительные факты - события.

Абсолютные события порождаются силами, не подконтрольными человеку, и поэтому именуются в праве как непреодолимая сила (природные, стихийные явления: землетрясения, течение времени и др.). С такими фактами право связывает отношения по оказанию государственной помощи пострадавшим, наследственные и другие правоотношения.

Относительные события - это обстоятельства, происхождение которых связано с действиями человека, но воля субъекта правоотношения в них не участвует. (Например, пожар вследствие случайно брошенного прохожим окурка порождает страховое возмещение вреда владельцу дома.)

Следует заметить, что развитие науки и техники увеличивает возможности человека в воздействии на процессы и явления природы. То, что сегодня не зависит от воли и сознания человека (жизнь и смерть, ливни и землетрясения), завтра может стать управляемым процессом. Область фактов - событий, таким образом, не остается неизменной.



Деяния - сознательно-волевые поступки человека, выраженные как в активных действиях, так и в воздержании от действий (бездействии).

По юридической природе деяния подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные деяния – это соответствующее праву поведение субъекта, влекущее позитивные правовые последствия. В свою очередь правомерные деяния делятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты - такие правомерные действия, которые направлены на достижение определенного правового результата. Совершая юридические акты, субъекты целенаправленно создают, изменяют, прекращают правоотношения для себя, либо для других субъектов. (Например, совершение сделки, вынесение приговора судом и др.).

Юридические поступки - это такие правомерные действия, которые совершаются без определенной юридической цели, однако юридические последствия, тем не менее, возникают в силу указаний закона. Для юридического поступка не важно - сознавал ли субъект его правовое значение, желал или нет правовых последствий. Поэтому юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами. (Например, создание художественного произведения, нахождение клада и т.д.).

Неправомерные деяния - акты противоречащее праву и влекущее негативные юридические последствия поведение. По степени общественной опасности различают уголовные преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты и объективно-противоправные деяния. Их подробный анализ будет дан ниже.

2. По временному критерию (продолжительности существования) юридические факты делятся на разовые , выраженные в однократных актах (например, сделка) и длящиеся факты-состояния (состояние родства, болезни, гражданства, ранее - сословное состояние человека и др.).

3. По структуре юридические факты подразделяются на простые (единичные) и сложные - фактические юридические составы как совокупности фактов, необходимых для порождения определенных юридических последствий. Различают два вида фактических составов: а) построенных по принципу независимого (свободного) накопления элементов состава, где важно лишь простое их наличие (например, состав правонарушения как основание возникновения отношений юридической ответственности); и б) построенных по принципу последовательного накопления элементов, где юридические последствия наступают лишь в случае накопления элементов состава в определенном порядке (например, для признания банкротом необходимо, чтобы факт неспособности удовлетворить требования кредиторов наступил до того, как эти требования будут заявлены в суде).

4. По гносеологической природе все юридические факты можно разделить на:

а) очевидные (аксиоматичные) - убежденность в наличии или отсутствии которых основана на жизненном опыте человека, познанных им закономерностях (например, очевидно, что самолет движется быстрее лошади, человек обладает силой тяжести и проч.);

б) доказанные - убежденность в которых основана на их подтверждении прямыми и косвенными данными, на анализе имеющихся доказательств (например, доказательство вины лица).

Если факты установить достоверно не удается, юридическая практика идет, в ряде случаев, по пути использования их заменителей – квази-фактов («как бы фактов»).

В этом качестве могут выступать:

- правовые презумпции - подтвержденные предшествующим опытом и закрепленные правом предположения о наличии или отсутствии юридически значимых явлений. Главным признаком презумпции является ее предположительный характер, но степень вероятности очень велика и основывается на повторяемости жизненных процессов и объективных связях явлений. Теория права различает презумпции опровержимые, которые признаются за истину до тех пор, пока не доказано обратное (например, презумпция невиновности); и презумпции неопровержимые, которые оспаривать нельзя (например, презумпция знания субъектами закона через десять дней после его опубликования).

- правовые фикции - несуществующие положения, условно признанные правом существующими и имеющими юридическое значение. Фикции - положения заведомо неистинные. Однако они широко используются в различных отраслях права, с далекой древности и до наших дней. (Например, согласно ч. 3 ст. 45 ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в силу решения суда об объявлении его умершим).

5. По характеру порождаемых правовых последствий различают:

- правообразующие (правоустанавливающие) факты , порождающие соответствующие правоотношения (например, заключение брачного договора);

- правопрепятствующие факты, исключающие возможность возникновения и развития правоотношений, наступление правовых последствий (например, состояние близкого родства не позволяет лицам вступить в брак);

- правоизменяющие факты , влекущие изменение содержания существующих правоотношений (например, получение инвалидности одним из супругов может вызвать перераспределение их семейных прав и обязанностей);

- правопрекращающие факты , вызывающие прекращение правоотношений (например, акт расторжения брака).

Поскольку любое правоотношение рассчитано на реализацию, то прекращается, обычно, с достижением того социального результата, к которому стремились стороны.