Виды конституционных обязанностей. О некоторых особенностях классификации конституционных обязанностей человека и гражданина российской федерации

Классификация конституционных обязанностей представляет собой лишь один из многих инструментов их познания, имеющий важное научное, а также определенное практическое значение для совершенствования нормирования обязанностей, их конкретизации в отраслевом законодательстве и практики реализации.

В отечественной литературе по конституционному праву кон­ституционные обязанности граждан обычно классифицировались либо совместно с правами по таким традиционным группам - лич­ные, политические, экономические, социальные и куль­турные, либо подвергались самостоятельной типологии.

В качестве основания классификации возможно избрать раз­личные критерии, в том числе:

1. сочленство индивида одновре­менно в гражданском обществе и государстве (речь идет о принадлежности индивида к обществу и государству);

2. социальное на­значение конституционных обязанностей и преследуемые при их установлении цели;

3. гражданскую принадлежность носителя обязанностей и другие.

Рассмотрим обязанности по первому критерию – сочленство в гражданском обществе и государстве. В связи с этим критерием различают

а) обязанности человека;

б) обязанно­сти гражданина.

Обязанности человека в своих изначальных ис­токах имеют естественное происхождение, они вытекают не из факта гражданства, а из естественного сочленства индивида в об­ществе, в котором только и возможно его становление как лич­ности, и в этом смысле являются атрибутивными свойствами че­ловеческой личности. Отсюда закрепление в Конституции РФ обязанностей человека осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), заботиться о детях, их воспитании, а трудоспособ­ных детей, достигших 18 лет - заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38), защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).

В отличие от обязанностей человека обязанности гражданина вытекают из правовой связи индивида с государством, они являются отражением государственно-правового качества личности.

При этом следует еще раз оговориться, что такое деление нельзя абсолютизировать. Обязанности человека в результате их государственного признания и конституционного закрепления трансформируются в обязанности гражданина Российской Феде­рации.



2. Если в основу типологии обязанностей положить критерий конституционного закрепления , то в системе основных обязанностей можно различать:

а) обязанности граждан, получившие прямое позитивное закрепление в Консти­туции Российской Федерации;

б) обязанности, являющиеся спосо­бом установления пределов конституционных прав и юридиче­ской формой их ограничения, т. е. обязанности-ограничения;

в) обязанности, выступающие в форме конституционных запретов, т. е. обязанности-запреты.

Отсюда следует, что круг конституционных обязанностей гра­ждан значительно шире и не сводится к традиционно провозглашаемым в Конституции обязанностям - платить налоги, нести военную службу и т.п.

При этом все эти обязанности в зави­симости от характера содержащегося в них предписания и тре­буемого от их носителя поведения, в свою очередь, можно дифференцировать на

а) активные, или позитивные , требующие от субъекта конституционной обязанности положительных дейст­вий (платить налоги, нести военную службу);

б) пассивные, или негативные, требующие от субъекта воздержаться от определен­ных действий, противоречащих солидарной природе общества (осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и сво­боды других лиц) или прямо запрещаемых Конституцией.

Эти две группы конституционных обязанностей различаются и по степени усилий их носителей по осуществлению содержа­щихся в них предписаний и участию в этом процессе государст­ва. Обязанности нести военную службу или обязанность платить законно установленные налоги и сборы требуют, с одной сторо­ны, положительных усилий от их субъекта, с другой стороны, они предполагают непосредственное и позитивное участие госу­дарства, в том числе в форме правового нормирования условий и порядка несения военной службы или уплаты налогов. И в этом случае об обязанностях можно и нужно вести речь как о должен­ствовании.

Напротив, пассивные обязанности такого участия для своего осуществления их носителем не требуют; участие в этом процессе государства становится необходимым в случае их неисполнения или иного нарушения. И в этом случае сущность обязанности предстает в качестве правовой невозможности или недопустимо­сти определенного поведения, т. е. запрета или ограничения.

В зависимости от гражданской принадлежности носителя соответствующих обязанностей последние можно делить

а) на обязан­ности, возлагаемые только на граждан Российской Федерации (защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом);

б) обязанности, носителями которых яв­ляются все физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие под территориальным вер­ховенством Российской Федерации. Нередко универсальность последних в смысле распространения на всех физических и юри­дических лиц и иных субъектов конституционных правоотноше­нии выражается в Конституции Российской Федерации посред­ством термина «каждый»: каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции); каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия беречь па­мятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44) и другие.

Если в основу классификации обязанностей положить их соци­альную и юридическую природу и нормативное содержание , можно различать:

а) гражданские обязанности (обязанности, вытекающие из российского гражданства или факта пребывания под территори­альным верховенством Российской Федерации);

б) этико-социальные обязанности;

в) социально-культурные обязанности;

г) обязанности в сфере охраны окружающей среды.

Особое место в этой системе занимает требование, закреплен­ное в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Таким образом, конституционными обязанностями человека и гражданина являются как позитивно закрепленные в Конститу­ции обязанности, так и запреты и ограничения, которые возло­жены на личность и гарантированы возможностью принуждения, монополией на которое обладает государство.

Система конституционных обязанностей человека и гражданинавключает следующие обязанности:

1. соблюдение Конституции и законов;

2. забота о детях и нетрудоспособных родителях;

3. получение основного общего образования;

4. сохранение исторического и культурного наследия;

5. плата законно установленных налогов и сборов;

6. сохранение природы и окружающей среды;

7.защита Отечества.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Выполнение этой обязанности является необходимым условием законности, порядка, стабильности в обществе, государстве, условием построения правового государства, реализации демократического потенциала конституционного строя Российской Федерации. Реализация этой обязанности предполагает правомерное поведение человека и гражданина во всех сферах общественной и государственной жизни.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Данная обязанность конкретизирована нормами Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ). Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, растить достойными членами гражданского общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов во всех учреждениях, в том числе судебных, без особого полномочия.

Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Они пользуются ими и несут их и в случаях, когда брак расторгнут. Все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, решаются обоими родителями по взаимному согласию. При отсутствии согласия спорный вопрос разрешается органами опеки и попечительства с участием родителей. Если родители вследствие расторжения брака или по другим причинам не проживают совместно, то от их согласия зависит, при ком должны проживать несовершеннолетние дети. При отсутствии согласия спорный вопрос разрешается органами опеки и попечительства с участием родителей.

Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.

Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38 Конституции РФ) корреспондирует обязанности родителей заботиться о детях и воспитывать их. Размер участия каждого из детей в содержании нуждающихся в помощи родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и выражается в твердой денежной сумме, выплачиваемой ежемесячно. При определении этой суммы суд учитывает всех совершеннолетних детей данного родителя, независимо от того, предъявлено ли требование ко всем детям или только к одному или нескольким из них.

Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих родителей, если судом будет установлено, что родители в свое время уклонялись от выполнения родительских обязанностей.

Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Данная конституционная норма уточнена в СК РФ, в соответствии с которым родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (ст. 57). Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ) предполагает уважение каждым индивидом равного достоинства культур, равных прав и свобод в области культуры представителей всех проживающих в России народов и иных этнических общностей, а также принятие мер по сохранению материальных носителей культуры.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) впервые получила закрепление на конституционном уровне в нашей стране. Ее несет каждый человек, который на законном основании находится на территории России. Как указал Конституционный Суд РФ, взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности .

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) должна выполняться как в повседневной деятельности человека, так и при осуществлении хозяйствования. Запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природу и окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Как установлено в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый на территории Российской Федерации должен охранять:

  • – редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, животных и другие организмы, занесенные в Красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ. Они подлежат изъятию из хозяйственного использования;
  • – зеленый фонд городских и сельских поселений;
  • – редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы.

Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ) – как мужчин, так и женщин. Она выполняется не только посредством несения военной службы мужчинами, но и путем мирного труда по укреплению обороны страны, охраны ее суверенитета и безопасности.

В ч. 1 ст. 59 Конституции РФ употреблены близкие по значению термины "долг" и "обязанность". Первый из них подчеркивает, что требование защиты Отечества носит не только юридический, но и глубоко нравственный характер. Имеется в виду долг гражданина перед своей Родиной, перед народом, перед близкими ему людьми. Смысл второго заключается в том, что данный долг подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности .

Порядок выполнения обязанности по защите Отечества регламентирован Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Условия и порядок выполнения воинской обязанности (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ) предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Прохождение военной службы осуществляется гражданами Российской Федерации по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Иностранные граждане могут нести ее по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Как указал Конституционный Суд РФ, военнослужащий принимает па себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины выполнять обязанности, обусловленные характером военной дисциплины и военной службы . Порядок несения военной службы регламентируется уставами Вооруженных Сил РФ – Уставом внутренней службы, Уставом гарнизонной и караульной служб, Дисциплинарным уставом и т.п.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ предоставление отсрочки от выполнения воинской обязанности не означает освобождения от военной службы по призыву. По своей юридической природе отсрочка является составным элементом установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан .

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Конституция РФ предусматривает право замены военной службы альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" определяет, что замена военной службы по призыву альтернативной гражданской службой возможна в случаях, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, либо если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”" // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.
  • См.: Конституция Российской Федерации: комментарий / отв. ред. В. В. Лазарев. М.: Спарк, 2004. С. 273.
  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10.04.2001 № 5-П "По делу о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона “О материальной ответственности военнослужащих” в связи с запросом Находкинского гарнизонного военного суда" // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1768.
  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.09.1993 № 16-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года “О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества” в части, касающейся несения военной службы казаками" // ВКС РФ. 1994. № 6.

Человек, находясь в обществе и постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей по отношению к обществу и согражданам. Поэтому обязанности - столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать независимо друг от друга.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него правомерного поведения, которое соответствовало бы юридическим нормам. Для этого государство определяет свои требования к человеку в виде обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Обязанность - это необходимость любого лица соблюдать или исполнять правовые нормы, воздерживаться от запрещенных законом действий, т.е. должное поведение человека.

Государство, определяя обязанности, указывает человеку и гражданину вариант поведения, который обеспечивал бы нормальное развитие общества.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина, как было указано выше, имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Но прежде чем начать разговор об основных обязанностях граждан Российской Федерации нужно особо отметить принцип равенства обязанностей, он закреплен в ч.2 ст.6 Конституции РФ. В нем в частности говорится, что «каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». В практическом плане это означает, что ни один гражданин не должен уклоняться от обязанностей, и это правило в равной мере распространяется на всех граждан.

Итак, далее речь пойдет конкретно о тех обязанностях, которые возлагает на нас, граждан, Конституция Российской Федерации. Как уже отмечалось выше, обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации для всех едины.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

Согласно ст. 15 Конституции РФ «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на ее территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты.

По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. «Соблюдение Конституции РФ и законов иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, без исключений».

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только

Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Помимо обшей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты.

Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность гражданам, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

Уважение прав и свобод других лиц.

Статья ст. 17 п. 3 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это важнейшее условие реализации свободы и основополагающий принцип правопорядка. Идея правового государства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с утверждением в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражданина.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Обладание правами и свободами не может означать произвола при их осуществлении или злоупотребления ими.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Эта обязанность обусловлена новыми условиями экономического развития. Когда основным источником пополнения государственного и местных бюджетов является налоговые поступления от физических лиц, государственных, частных и других предприятий и организаций. Это необходимо для развития социально-экономических программ нацеленных на улучшение жизни граждан Российского государства. Отличительной особенностью данного конституционного положения является то, что Основной закон РФ закрепляет требование платить налоги, только установленные законом. Все иные налоги незаконны и не являются обязанностью граждан.

Граждане, кроме того, обязаны платить и сборы. «Под сбором обычно понимается платеж, установленный законодательством, вносимый предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, как правило за услуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления. Видами сборов являются государственная пошлина, таможенная пошлина. К местным сборам относятся, в частности, сборы с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за выигрыш на бегах, на уборку территории».

В стране действует судебный порядок принудительного взыскания налогов с физических лиц и юридических лиц.

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства, плательщики несут ответственность - финансовую (уплата пени, взыскание сумм сокрытого или заниженного дохода), административную (уплата штрафов), а в некоторых случаях и уголовную (ст. 198 УК - Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды).

Получение основного общего образования.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (п. 4 ст. 43). Согласно ч.3 ст.43. Конституции РФ 1993 года основное общее образование и соответственно государственная аттестация по его завершению является обязательными. Государственная аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), а так же в форме государственного выпускного экзамена. Сроки и единое расписание проведения ЕГЭ, а так же государственного выпускного экзамена по русскому и математике ежегодно определяются Рособрнадзором. При проведении итоговой аттестации в форме ЕГЭ используется стобалльная система оценки.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях.

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

«Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Нормы семейного права устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и самое главное нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде без специальных полномочий».

Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не может влиять на объем родительских прав и обязанностей. Отдельно проживающий родитель не только в праве, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой родитель не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении) решаются отцом и матерью совместно исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органами опеки и попечительства или судом.

«Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав».

В соответствии со ст. 156 УК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иными лицами на которых возложены эти обязанности привлекаются к ответственности и наказываются штрафами.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Ст. 57 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В современном мире, когда развивается быстрыми темпами техника, люди подчас бездумно губят леса, реки, озера, не думая о последствиях. Делают свое черное дело и техногенные катастрофы (например взрыв реактора на Чернобыльской АЭС) и природные. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей. Поэтому неслучайно место данной обязанности в Конституции.

Сформулированная обязанность, которая касается не только граждан нашей страны, но и всего мира, потому что от этого зависит будущее всех. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Конституционное требование, обращенное к каждому человеку сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам является другим важным положением Конституции РФ, закрепленным в ст. 58. Данное конституционное положение нацелено охрану и рациональное использование природных ресурсов страны, а также связано с охраной жизни и здоровья человека.

С упомянутой выше обязанностью человека тесно переплетается обязанность владельцев земельных участков и владельцев других природных ресурсов при владении, пользовании и распоряжении своей землей, воздерживаться от действий, способных нанести ущерб окружающей среде либо нарушить права и законные интересы других лиц.

«Конституция РФ адресует обязанности не только гражданам России, но и иностранцам и лицам без гражданства. Однако иностранцы и лица без гражданства освобождаются от выполнения некоторых обязанностей. Так, например, обязанность защищать Отечество, адресована только гражданам России».

Участие граждан в охране окружающей природной среды может проявляться не только путем непосредственного добровольного выполнения работ по охране природы, но и путем внесения средств во внебюджетные государственные экологические фонды и общественные фонды окружающей среды. Вложенные в фонды деньги расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Граждане могут участвовать в общественном экологическом контроле и общественной экологической экспертизе.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закрепил нормирование качества окружающей среды, то есть установил предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду. Установленные нормы особенно важно соблюдать сельхозпроизводителям, так как они выращивают продукцию, которая потом попадает на стол потребителям. От качества данной продукции зависит и здоровье граждан.

Достаточно подробно регламентирована охрана животного мира ФЗ «О животном мире».

Так в статье 26 этого закона говорится, что «граждане занимающиеся содержанием и разведением животных обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования». Это означает, что животных следует оберегать от заболеваний, тем самым оберегая от заболеваний и людей, потому что некоторые болезни животных передаются и людям.

В законе предусмотрено, что несоблюдение указанных в нем требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, причем объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке. Ст. 40 вышеназванного закона запрещает применение ногозахватывающих капканов. Исключение составляют случаи, предусмотренные законодательством. Статья 56 закона предусматривает, что объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства РФ об охране и использовании объектов животного мира, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и отпускаются в среду обитания. Если же физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием.

Большая часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном и лесном законодательстве.

За нарушение земельного законодательства установлены материальная, административная и уголовная ответственность.

Но здесь нужно особо отметить, что применение ответственности к земельным правонарушением возможно лишь в случае если они нашли отражение в действующей законодательстве.

Кроме того, ряд обязанностей по охране вод возлагает на граждан ряд законодательных актов. Столь широкий правовой спектр, начиная с конституции и кончая кодексами показывает нужность данной обязанности и является напоминанием что природная среда у людей одна.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Статья 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Она закреплена в ч.3 ст.44. Конституции. Если в первых двух частях ст. 44 говорится о правах, то в последней речь идет об обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

«Гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации».

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предусмотрена административная ответственность граждан за нарушение правил охраны и использование памятников истории и культуры.

Защита Отечества.

В п. 1 ст. 59 Конституции РФ говорится, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Употребление в Конституции категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других обязанностей гражданина. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. «Долг - не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Родины закрепляется правовыми требованиями Основного Закона. Формы реализации конституционных обязанностей разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т.д.)».

Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

«Военная служба - особый вид федеральной государственной службы исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и Федеральной службы безопасности. Хотелось бы подчеркнуть, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не могут проходить военную службу».

Конституция РФ в п. 2 ст. 59 предписывает гражданину РФ нести воинскую службу, в соответствии с федеральным законом. Конституционные положения, закрепляющие данную обязанность, развиты в текущем Российском законодательстве. Более детально порядок реализации данной обязанности урегулирован Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе».

«Гражданин мужского пола от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу подлежит призыву на военную службу. С 2008 года срок службы составляет всего 1год. Введены новшества и в вопросах отсрочки от службы. Так, например, военнослужащие, жены которых беременны свыше 180 дней, получают единовременные выплаты. Тем, у кого дети уже есть, теперь отсрочка не предоставляется, а для семей производятся ежемесячные выплаты».

Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту, в котором закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу и срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу и условия контракта.

Часть 3 ст. 59 Конституции РФ 1993г. предусматривает право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой, которая возможна в определенных случаях; если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию; или гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность

В последнее время произошел ряд изменений в армии. Сокращение срока службы и отмены ряда отсрочек, что, несомненно, привело к увеличению общего количества призывников. Что благоприятно влияет на повышение боеспособности армии и укреплению мощи нашего государства.


Конституционно-правовой статус граждан РФ складывается не только из прав и свобод, но и их обязанностей перед РФ. Различаются обязанности перед РФ человека и гражданина. Так, только обязанности граждан РФ являются официально признанными и закрепляются в Конституции РФ и федеральных законах.

Обязанности – виды должного поведения личности, обеспеченные силой государственного принуждения.

Признаки конституционных обязанностей граждан РФ:

1) они имеют своей целью охрану, защиту и развитие социальных ценностей;

2) обеспечивают реализацию личных и общественных интересов;

3) имеют высшую юридическую силу.

Виды конституционных обязанностей :

1) общие конституционные обязанности(соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы);

2) специальные конституционные обязанности (взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность).

Общие обязанност и несут все лица, находящиеся на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают сохранение нормального общежития в РФ.

Выполнение общих обязанностей обеспечивается:

1) мерами воспитательного воздействия;

2) в крайних случаях нормами уголовного и административного права.

Специальные обязанности возлагаются только на граждан РФ, отдельные категории граждан. В зависимости от этого и устанавливаются обязанности отдельных категорий граждан. Например, родительские обязанности установлены только для граждан-родителей, обязанность уплачивать налоги лежит на гражданах-налогоплательщиках и т. д. Исполнение этих специальных обязанностей обеспечивается нормами специального законодательства (налогового, семейного) и установленной федеральными законами ответственностью. Особой гражданской обязанностью является воинская обязанность всех граждан РФ мужского пола старше 18 лет, если они не относятся к категории лиц, освобожденных от этой обязанности по состоянию здоровья и иным обстоятельствам.

Анализ действующей Конституции и юридической литературы позволяет сделать вывод о наличии в Российской Федерации следующих видов конституционных обязанностей :

· Защита Отечества

· Получение основного общего образования

· Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

· Обязанность сохранять природу и окружающую среду

· Обязанность платить законно установленные налоги и сборы

· Уважение прав и свобод других лиц

· Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

Рассмотрим подробнее их содержание.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ).

Уважение прав и свобод других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Статья 58 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание.

Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком определенного возраста. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Защита Отечества. В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ.

Ключевые слова: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ; КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ; ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ; ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ; РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ; THE CONSTITUTIONAL-LEGAL STATUS OF THE INDIVIDUAL; THE CONSTITUTIONAL OBLIGATIONS; THE CONSTITUTIONAL OBLIGATIONS; THE SIGNS OF CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITIES; THE ROLE OF THE CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITIES.

Аннотация: В статье рассматривается назначение конституционных обязанностей как составного элемента конституционного правового статуса личности. Перечисляются конституционные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ, также выявляются признаки конституционных обязанностей, показана обусловленность возникновения государства с возникновением конституционных обязанностей.

Невозможно представить человека, обладающего правами без обязанностей. Будучи наделённым правами, человек должен нести соответствующие обязанности. Обязанности являются составной частью правового статуса наряду с правами, свободой и законными интересами личности. Наличие обязанностей у индивида предполагает совершение определённых действий в пользу управомоченного лица. Будучи предписаниями о должном, они представляют собой чётко зафиксированный в законодательном порядке реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Этот реестр выражает минимум, а не максимум, так как законом нельзя охватить всего содержания и всех форм проявления ответственности. По справедливому замечанию русского историка В.О. Ключевского, «права без обязанностей – юридическая нелепость, как следствие без причины – нелепость логическая» . Обязанности так же как и права существуют в любом государстве независимо от установившегося политического режима, но наиболее демократичный характер обязанности приобретают в правовом государстве. Формула «нет прав без обязанностей» получила признание на международном уровне. Так, во Всеобщей декларации прав человека в статье 29 устанавливается, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором и возможно свободное и полное развитие личности.

Небезынтересно заметить, что в 1997 г. в ООН обсуждался проект Всеобщей декларации обязанностей человека . Она не была принята, однако вопрос едва ли можно считать закрытым. «Весьма вероятно, что это обусловлено тем, что права человека как способ борьбы с режимами, не подпадающими под общедемократические представления об организации власти и её взаимоотношениях с индивидом, ещё не исчерпали свой революционный потенциал» .

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Независимо от круга субъектов требования к носителю конституционных обязанностей ответственность правообязанного лица наступает только перед государством; перед иными же субъектами правообязанный несёт ответственность лишь при условии, что соответствующая обязанность конкретизирована в иных актах и носит отраслевой характер. «В отличие от прав (свобод) основные обязанности имеют широкомасштабное содержание. В Конституции они проявляются прежде всего в форме правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и на нормы морали» .

Конституционные обязанности являются второй неотъемлемой частью «ядра» конституционного положения личности. Конституция – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой на всей территории страны. Так, предписания Конституции РФ распространяются на всей его территории, определённым в соответствии с международным правом. Выполнение предписаний Конституции РФ обеспечивается силой государства и несоблюдение положений Основного закона влечёт за собой юридическую ответственность, установленную законом. Применительно к обязанностям это означает, что невыполнение обязанностей лицами, находящимися на территории конкретного государства, влечёт отрицательные санкции со стороны государства. Таким образом, «конституционная обязанность – это выраженное в конституционно-правовых нормах притязание конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, то есть граждан и не граждан данного государства» . Конституционные обязанности возлагаются отчасти на человека, в то время как на гражданина возлагаются все обязанности, предусмотренные Конституцией РФ . Конституция РФ предусматривает 8 обязанностей для лиц, находящихся на её территории:

1. признание, соблюдение и защита прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17)
2. соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15)
3. сохранение исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44)
4. плата законно установленных налогов и сборов (ст. 57)
5. сохранение природы и окружающей среды (ст. 58)
6. забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38)
7. защита Отечества или несение альтернативной службы (ч. 1 ст. 59)
8. получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43)

Из приведённых выше обязанностей первые 6 возлагаются как на человека, так и на гражданина РФ; остальные 2 возлагаются только на лиц, имеющих гражданство РФ.

Конституционные обязанности нацелены на реализацию личных и общественных интересов и служат защите и развитию наиболее значимых социальных ценностей. В Конституции обязанности проявляются прежде всего в форме правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и на нормы морали . Конституционные обязанности, так же как и права и свободы имеют высшую юридическую силу и защищены особым образом. Нормы, выражающие конституционные права и обязанности, определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государств, образуя конституционный статус личности (общий правовой статус). Данный статус определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств, является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщённостью, является первичным исходным: все остальные социальные статусы лишь дополняют его. «Конституционный статус личности может быть выражен следующей формулой: конституционные права + конституционные свободы + конституционные обязанности» .

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности – это закреплённое конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнения предписанных конституций правил.

Конституционные обязанности обладают рядом признаков, которые позволяют отличить их от других видов обязанности.

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии (расхождении правовых норм) всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Таким образом, роль и значение конституционных обязанностей в цивилизованном обществе велико. Само возникновение государства обусловлено наделением правами и возложением обязанностей на подчинённое население. Являясь фундаментальными обязанностями, они направлены на эффективное развитие государства.

Вследствие чего конституционные обязанности являются основополагающими и выполнение этих обязанностей обеспечивается силой государства. Наличие конституционных обязанностей у гражданина взаимообусловлено предоставлением ему конституционных прав. Конституционные обязанности не могут существовать в отрыве от государства.

Список литературы

  1. Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9 т. Т. 9. — М. — 1990. — 528 с.
  2. Всеобщая декларация прав человека. Нью-Йорк. 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. № 67.
  3. Проект Всеобщей декларации обязанностей человека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ikondrashin.narod.ru/rus/poved/31.htm
  4. Б.С. Эбзеев. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. — М. — 2011. — 384 с.
  5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М. Норма. — 1997. — 304 с.
  6. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: учебник. — М. Высшее образование. — 2008. — 743 с.
  7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
  8. Хафизов Д.Х. Понятие и признаки конституционных обязанностей // В сборнике: Тенденции развития современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 24-25.
  9. Сергеев С.Г. Конституционное право России: учебник. — М. Дашков и Ко. — 2008. — 576 с.