Правовое положение населения римской общины. С.и


Введение

социальный борьба общество

В истории каждого государства есть период борьбы сословий за свои права, как с самим государством, так и друг с другом. Так, и в истории Древнего Рима присутствует такой этап в развитии общества. Это борьба плебеев с патрициями с середины VI до начала III века до н.э., которая определила тему курсовой работы.

Актуальность данной работы видится в непреходящем значении последствий борьбы плебеев с патрициями для римского общества.

В социально-экономическом отношении Италия в VI-III веках до н.э. (прилож. 1) представляла довольно пеструю картину. Самыми развитыми из ее областей были Этрурия и Капания, где процветали сельское хозяйство, ремесла, торговля. Южная Италия с богатыми греческими городами-колониями по уровню своего развития занимала второе место. Лаций с городом Римом, заселенный скотоводами и земледельцами, очень удобно расположенный на пересечении важных сухопутных и речных путей, в VI-V веках до н.э. отставал от своих высокоразвитых соседей - этрусков и греческих колоний. Наконец, в горных областях Северной Италии жили племена, находившиеся на стадии разложения первобытных отношений.

В связи с этим социальная структура Рима в VI-IV веках до н.э. отличалась большой сложностью и пестротой. В римском обществе существовали три основных типа общественных структур: родовые учреждения, восходящие к первобытности, новый общинно-крестьянский сектор и раннерабовладельческие отношения. В процессе дальнейшего развития родовые учреждения постепенно отмирали, общинно-крестьянский сектор укреплялся, а раннерабовладельческие отношения имели тенденцию к превращению в классическое рабство. На фоне всего этого и разворачивается непосредственная борьба плебеев с патрициями за свои права.

Из всего вышесказанного мы можем определить объект нашей работы - это социальная ситуация в Риме в VI-III веках до н.э.

Предметом является собственно борьба плебеев с патрициями.

Государственный строй Рима в период борьбы менялся как коренным образом, так и незначительно. В середине VI века до н.э., когда появляются первые противоречия между патрициями и плебеями, в Риме правят цари, династию которых основали этруски. Это была «примитивная монархия, сильно ограниченная в своей компетенции народным собранием, сначала собранием по куриям, а затем по центуриям». Далее следует период Республики (V-I вв. до н.э.) после свержения царей около 510 года до н.э. На начальном этапе, так называемой Ранней Республики, высшим государственным органом являлось народное собрание. Оно принимало и отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, являлось верховной судебной инстанцией. До реформы Сервия Туллия был только один вид народных комиций (от латинского слова comitia - сходка) - куриатные. Курии были замкнутым объединением патрициев с сильными пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, сыгравший большую роль в оформлении Римской государственности, допустил плебеев к военной службе и создал центуриатные комиции, разделив всех римских граждан на 193 центурии. В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам - трибам (римская территория делилась на 4 городские и 31 сельскую трибы). Несмотря на большую демократизацию римских народных собраний и их широкую компетенцию, они не имели законодательной инициативы. Сенат играл в государственной жизни Рима очень большую роль, он руководил и контролировал деятельность народного собрания. Вся исполнительная власть принадлежала выборным должностным лицам - магистратам. Все магистратуры были коллегиальными (2 консула, 2 претора, 4 эдила, 10 народных трибунов, 4 квестора), ежегодно переизбираемыми и неоплачиваемыми. Консулы командовали армией, осуществляли высшую гражданскую власть, в то время как преторы отправляли судебную власть. Народные трибуны обладали правом «вето» в отношении решений магистратов, могли вносить законопроекты, созывать трибутные комиции, арестовать магистрата и опротестовать решение Сената. Обязанностями эдилов были наблюдение за порядком в городе, городское благоустройство, забота о продовольствии, устройство общественных игр. Квесторы заведовали казной, вели финансовые книги, они сопровождали консулов в военных походах, распоряжались продажей пленных и военной добычи. Магистраты и Сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской Республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер.

Цель данной работы показать значимость борьбы плебеев с патрициями в истории римского общества и государства.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. рассмотрение причин борьбы плебеев с патрициями;

2. освещение основного хода борьбы;

3. изучение главных итогов и последствий.

Работа проходила в три этапа: нахождение литературы и источников по выбранной теме; их обработка; систематизация всех полученных данных.

Основным источником, на который опирается данная работа, является труд Тита Ливия «История Рима от основания города». Несмотря на некоторые видные недостатки (например, отсутствие анализа социально-экономических процессов, некритическое использование данных предшествующих историков, почти полное невнимание к подлинным документам), данный труд остается главным источником по истории республиканского Рима. Большинство фактов, сообщаемых Ливием, находят прямое или косвенное подтверждение в других источниках и могут считаться вполне надежными. При всем однообразии и утомительности некоторых моментов книга в целом обладает огромной силой художественного воздействия, что позволяет лучше понять материал. Это наиболее полный хрестоматийный величественный и идеальный образ древнего республиканского Рима, но, несмотря на явные противоречия с действительностью, в нравоучительном повествовании Ливия заключено ядро подлинной истории, что и доказывают новейшие достижения в области археологии и лингвистики.

Особую группу документальных источников составляют юридические памятники. Сведения о социальной структуре, хозяйстве, судопроизводстве и культе начала Республики и частично царского времени находятся в архаических законах XII таблиц (прилож. 2). Этот источник также представляется нам важным, поскольку возник непосредственно в рамках рассматриваемой темы.

В ходе работы была просмотрена историография о Древнем Риме. Прежде всего, следует упомянуть об одном из выдающихся историков XIX века и крупнейшем специалисте в области римской истории - Георге Бартольде Нибуре (1776-1831). Нибур рассматривает развитие римского общества от родового строя к государственному, основанному на территориальных началах. В ходе такого развития важную роль играет борьба плебеев с патрициями, в которой Нибур намечал линию противоборства мелкого и крупного землевладения. Ряд положений Нибура: родовое устройство в качестве начальной ячейки исторического развития римлян, возникновение Рима из разных этнических элементов, трактовка происхождения патрициев и плебеев (теория «первоначального гражданства патрициев»), роль законодательства Сервия Туллия в развитии римского государства - были крупными открытиями в области римской истории.

Исходя из учения о формациях, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали свое понимание римского общества как проходящего стадию рабовладельческой общественно-экономической формации, определяемой движением рабовладельческого способа производства. Удачной стала характеристика главных сторон полиса как особого социально-экономического и политико-культурного организма: античной формы собственности, роли земледелия и городских форм жизни, политической структуры и военной организации. Много внимания в их работах было уделено характеристике классовой и сословной структуре римского общества, роли крупного и мелкого землевладения в римской истории, разных форм социального протеста (восстания рабов, движения свободной бедноты, религиозная оппозиция и др.).

Большой вклад в исследование римской истории внесла многогранная деятельность Теодора Моммзена (1817-1903). Он дал глубокую разработку истории римского государственного права; им тщательно была изучена история римского государственного устройства как системы (народные собрания, сенат, магистратуры и др.) в связи с эволюцией римского общества от царской эпохи до времени поздней Римской империи. Самое знаменитое его произведение - это «Римская история» (т. I-III, 1854-1856; т. V, 1885; четвертый том не выходил). В этом труде, основанном на всех достижениях науки того времени, прослеживается история Рима от царской эпохи до смерти Цезаря. Хотя основное внимание автора сосредоточено на политических событиях и учреждениях, он достаточно уделяет внимания и социальным отношениям, и хозяйственной жизни, и культурному процессу.

Особенностью русской историографии второй половины XIX века является интерес к социально-экономическим проблемам римской истории, и прежде всего к аграрному вопросу. В работе М.П. Леонтьева «О судьбе земледельческих классов в Риме» (1861), в монографиях П. Комаровского «Очерки Рима в финансовом и экономическом отношениях» (1869), М. Вольского «Рабская обработка земли» (1869) были подвергнуты исследованию новые для европейской науки сюжеты - социально-экономические и прежде всего аграрные отношения в римской истории. Продолжением изучения этих тем стали работы Р.Ю. Виппера, М.М. Хвостова и М.И. Ростовцева.

Во второй половине XX века в российской историографии особое значение придается изучению конкретным аспектам раннеримской истории. Для нашей работы были просмотрены следующие монографии.

Маяк И.Л. «Рим первых царей (Генезис римского полиса)». Основное внимание в ней уделено происхождению римского полиса. Работа написана на основе сочинений античных авторов, а также новейших археологических и лингвистических данных. Также работа «Римляне ранней Республики».

Специальному происхождению Рима посвящено также более раннее исследование Ф.М. Нечая «Образование Римского государства». Возникновение Рима автор рассматривает в общеантичном контексте: город вырос в результате синойкизма родовых посёлков. Весь царский период рассматривается в книге как время первобытнообщинного строя и период его разложения.

Следует назвать также монографию Немировского «История раннего Рима и Италии». Автор полагает, что разложение родоплеменных отношений происходило в период возникновения Рима. Превращение Рима в государственное образование рассматривается в книге в связи с теми экономическими сдвигами, VI-первой половины V в. до н.э., которые сделали невозможным существование первобытных отношений, а затем и преобладание родовой аристократии в Риме.

Определённой «вехой» в истории изучения социально-экономического развития древнего Рима можно считать работы Е.М. Штаерман: «Римская собственность на землю», «К проблеме возникновения государства в Риме», «Древний Рим. Проблемы экономического развития», «Ещё раз к вопросу о римской сельской общине». В них разработана теория римской аграрной собственности, выявлена специфика её исторической эволюции.

Возникновению и начальному этапу развития древнеримского рабства посвящена серия работ Л.А. Ельницкого «У истоков древнеримской культуры и государственности», «Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-Ш вв. до н.э.».

Изучив историографию по данному вопросу, мы пришли к следующему выводу. Большинство работ описывает общую социально-экономическую или политическую ситуацию в Риме VI-III веков до н.э., однако отдельного описания непосредственного хода борьбы плебеев с патрициями мы не находим. Можно видеть это противостояние лишь как часть единого процесса развития социальных, экономических и политических отношений в ходе становления Римского государства. В связи со всем вышесказанным нами видится возможность посвятить отдельную работу освящению борьбы плебеев с патрициями.

1. Римское общество в VI -IV веках до н.э.

1.1 Социальная структура Рима в VI -IV веках до н.э.

Социальная структура римского общества начала описываемого времени представляла сложную и пеструю картину. Она включала элементы как родового строя, так и начало рабовладельческих отношений, так и зарождение ощинно-крестьянского сектора. Представителями этих всех составляющих являлись патриции, плебеи, клиенты и рабы. Каждая из этих групп имела свои права и обязанности и занимала свое особое положение в римском обществе и государстве.

Перед рассмотрением непосредственно хода борьбы необходимо проследить возникновение обоих сословий для выявления причин появления противостояния.

Патрициями называли древнейшее население Рима, полноправных членов римской общины, объединенных в роды и курии: а именно тех, кто мог указать своих отцов (patres), т.е. родовых предков. Отсюда и происходит их название. Общее число патрицианских родов составляло 300. Каждые 10 родов объединялись в курию, каждые 10 курий - в трибу. Нет никаких оснований подвергать сомнению эти факты, т.к. они зафиксированы во многих античных источниках. Однако интерпретация их в современных исследованиях далеко не однозначна. Так, например, курия трактовалась советскими исследователями как фратрия, как «союз мужей» или воинов. И.Л. Маяк признаёт генетическую связь курий с древними фратриями. Однако, известно, что фратрии охватывают всех членов входящих в них родов, курии - только мужчин. Вероятно, предшественниками римских курий были «мужские тайные союзы», свойственные некоторым позднеродовым обществам.

Патриции обладали правом коллективно пользоваться землями родов и курий, а также общественным полем. Они участвовали в куриатных комициях и несли службу в куриатном военном ополчении и коннице. После того как с VI века до н.э. в римскую общину и войско были приняты плебеи, патриции стали частью нового римского гражданства, но частью привилегированной, в качестве коренных граждан, носителей древних родовых и религиозных традиций, наделенных якобы особой божественной благодатью. Только патриции могли совершать важнейшие для суеверных римлян священные общественные обряды и птицегадания (ауспиции). Поэтому в первое столетие Республики консулами или диктаторами избирались исключительно патриции. Они вдобавок сохранили за собой право формировать Сенат.

На другом полюсе родовой организации формировалась категория зависимых людей - клиентов. Происхождение этой категории до сих пор вызывает споры. Вероятно, это обедневшие члены «младших» родов, а также завоёванные или пришлые жители, включённые в римскую общину. Лишённые политических и гражданских прав, хотя и лично свободные, они могли существовать лишь благодаря покровительству коренных римских граждан (патронов), которые защищали клиентов перед третьими лицами: «Для древнейшего периода, представления об архаическом рабстве усложнялись… тем, что наряду с ним существует как очень близкое ему и весьма распространённое явление, институт патроната-клиентелы». Рабство в эту эпоху носило патриархальный характер. Рабы и клиенты не представляли самостоятельной социальной силы и не осознавали своих корпоративных интересов. «Революционные выступления рабов и клиентов, - пишет Ельницкий, - происходили преимущественно по инициативе их владельцев и патронов, стремившихся использовать недовольство и потенциальную политическую активность подвластных им лиц для достижения своих собственных, впрочем, более или менее демократических целей. Лишь по мере увеличения числа иноплеменных и иноземных рабов и ожесточения форм рабовладения рабы начинают восставать по собственной инициативе и под предводительством собственных вождей почти всегда, однако, в контексте с другими угнетёнными элементами»

Т. Моммзен говорит, что клиенты - это не гости, то есть не члены других однородных обществ, временно пребывавшие в чужом доме, и не рабы, считавшиеся по закону не членами семейства, а его собственностью, но люди не менее зависимые, то есть такие, которые, не будучи свободными гражданами какой-либо общины, тем не менее живут в общине и пользуются свободой благодаря чьему-либо покровительству. Сюда принадлежали частью люди, покинувшие свою родину и нашедшие убежище у какого-нибудь иноземного покровителя, частью те рабы, по отношению к которым их господин временно отказался от пользования своими правами и которым он даровал фактическую свободу. Эти отношения в их своеобразии не были такими же строго юридическими, как отношения к гостю; клиент оставался несвободным человеком, для которого неволя смягчалась данным ему честным словом и обычаями. Поэтому домашние клиенты составляли вместе с настоящими рабами домашнюю челядь (familia), зависевшую от произвола гражданина (patronus или patricius), оттого-то самые древние постановления предоставляли гражданину право отбирать имущество клиента частью или сполна, в случае надобности снова обращать клиента в рабство и даже наказывать смертью; фактическое же различие между рабом и клиентом состояло в том, что этими правами господина не так легко было пользоваться во всем их объеме в отношении клиентов, как в отношении настоящих рабов, и что, с другой стороны, нравственная обязанность господина заботиться о его собственных людях и быть их заступником получила более важное значение по отношению к клиентам, нежели по отношению к рабам. Фактическая свобода клиента должна была близко подходить к юридической, в особенности в том случае, когда отношения между клиентом и его патроном не прерывались в течение нескольких поколений: в самом деле, если отпустивший на волю и отпущенник оба умерли, то было бы вопиющей несправедливостью, если бы потомки первого потребовали права собственности над потомками второго.

Е.М. Штаерман приходит к выводу, что сословия патрициев и плебеев в Риме возникли точно так же, как рождались сословия знати и простого народа во всех других обществах, стоящих на сходной ступени развития.

Вот что говорит о появлении плебеев Маяк И.Л.:

«По смерти Тулла Гостилия вновь было установлено междуцарствие. Назначенный сенаторами интеррекс (междуцарь) созвал народное собрание, на котором царем был избран внук сабиняна Нумы Анк Марций. Судьба ведет его по уже проторенному пути. Он уделяет особенное внимание фециальному праву и вместе с тем упорно и удачно воюет с латинами. Ему удается продвинуть римское господство к югу, завладеть устьем Тибра, где добывалась соль, перебросить свайный мост на правобережье реки и, таким образом, закрепить за собой холм Яникул. Анк побеждает в боях жителей латинских городов Политория, Теллен, Фиканы и более северного Медуллии, города разрушает, земли захватывает, а большую часть их жителей переселяет в Рим. Для обитания им определяется Авентинский холм и близ него - долина Мурции. Эти деяния Анка Марция нашли не только археологическое, но и лингвистическое подтверждение. Ученые обнаружили в языке классических римлян слова из древнего лексикона как южного, так и северного Лация. Они могли утвердиться в римской языковой среде только в условиях массового обитания употреблявших их людей, что вполне соответствует преданию о политике четвертого царя. Население Рима заметно возросло. Масса новых римлян стала называться плебсом». Вся масса населения Рима, оставленная за пределами родовой организации, получила наименования плебеев. Эта категория складывалась из двух основных источников. Одна часть - это добровольные пришельцы, привлечённые торгово-предпринимательскими интересами, вторая часть была переселена насильственным путём в результате войн Рима против соседних народов. В дальнейшем важным источником пополнения плебейского сословия стали выходцы из первоначальной римской общины, порвавшие с ней связь вследствие разорения.

Плебеи были лично свободными, обладали собственностью, имущественными правами, занимались ремёслами и торговлей, привлекались к военной службе (правда, во вспомогательных войсках), могли самостоятельно осуществлять судебные иски и нести юридическую ответственность. Таким образом, в области частных гражданских отношений плебеи были равноправны с патрициями. В сфере же политических отношений статус указанных сословий был диаметрально противоположным: плебеи не обладали никакими политическими правами и потому были полностью лишены возможности участвовать в решении общинных дел.

Экономический статус плебейского сословия входил в явное противоречие с их гражданским и политическим бесправием. Как справедливо замечает Е.М. Штаерман, «плебеи не составляли такую группу людей, труд которых могла использовать другая группа благодаря их месту в общественном производстве». Плебеи не были экономически эксплуатируемым классом. Следовательно, социальная борьба патрициев и плебеев не была классовой. «Плебеи…представляли собой не класс и не класс-сословие, а архаическое сословие подобно таким же сословиям в других стадиально близких обществах».

1.2 Причины и начало борьбы в VI - начале V века до н.э.

В предыдущем параграфе мы отметили, что система управления древнейшего римского общества базировалась на принципах родовой организации и была рассчитана только на коренных членов римской общины - патрициев. Позднейшие переселенцы - плебеи, не входившие в систему патрицианских родовых связей, тем самым были полностью исключены из общественно-политической жизни. Не принимая участия в решении общественных дел, они не несли в полном объёме и общегражданских обязанностей, прежде всего, военной и податной. Такое положение могло быть терпимым до тех пор, пока преобладающим большинством оставались патриции, а удельный вес плебейского элемента в общей массе населения и в сфере экономических отношений был невелик. Однако по мере того, как плебеи стали играть всё большую роль в повседневной жизни древнеримского общества, их изолированное положение за рамками римской общины превращалось во всё большую общественно-политическую аномалию.

Борьба плебеев с патрициями стала главным содержанием общественно-политической жизни, а потому - главной пружиной ранней римской истории. Эта борьба, растянувшаяся на несколько столетий, принимала временами очень острые формы, неоднократно ставя страну на грань гражданской войны.

В истории этой борьбы выделяются три главных этапа:

1. середина VI века до н.э. - 494 год до н.э. - от реформы Сервия Туллия до установления народного трибуната;

2. 494 - 444 года до н.э. - от учреждения должности народных трибунов до законов Канулея;

3. 385 - 287 года до н.э. - от движения Манлия и законов Лициния - Секстия до плебисцита Гортензия.

Рассмотрение хода борьбы следует начать еще с царской эпохи, а именно с реформ Сервия Туллия. До середины VI века до н.э. плебеи считались чужеродным элементом в обществе и им не доверяли даже службу в войске.

Сервий так же, как и его предшественники, хотел ограничить влияние родовой знати в обществе и добился этого. Первым делом он поделил всю римскую территорию на 4 городских и 16 сельских округов, которые назвал трибами. По территориальным округам Сервий установил ежегодную перепись населения. Это происходило таким образом: каждый человек - мужчина, женщина, ребенок - вносил в казну соответствующую плату по месту своего проживания, делался взнос и за родившегося, и за умершего. Благодаря этой системе учитывалась динамика населения по полу и возрасту. Собранные взносы составляли часть общеримской казны. А главная ее часть состояла из налогов. Сервий Туллий сделал налоговые сборы впервые регулярными и дифференцированными. Для учета доходов он провел цензовую реформу. «Главы всех римских семей, будь то коренные жители, или потомки латинов, насильственно переселенных на Авентин, или добровольные пришельцы, должны были явиться к царю и под присягой сообщить о состоянии своей семьи, о том, сколько земли, скота, рабов и прочего добра они имеют, какие доходы получают. В зависимости от имущества римские мужи зачислялись в цензовые разряды (впоследствии их стало шесть). В соответствии с уровнем достатка люди, уже независимо от принадлежности к родам и куриям, призывались в армию. Самые богатые формировали тяжело вооруженную пехоту и кавалерию, менее состоятельные - легко вооруженные отряды; бедные освобождались от военной службы, поскольку не имели средств для экипировки. Эти люди назывались «пролетариями», так как все их достояние заключалось в потомстве (по-латыни proles)».

Войско делилось на центурии, т.е. на отряды в идеале из ста человек. Но фактически в центурии богатых воинов было гораздо меньше ста, а в пролетарской центурии - намного больше. Это имело огромное значение для внутренней жизни Рима, потому что Сервиева центурия была не только воинской, но и голосующей единицей.

Оставив за собраниями по куриям решение лишь некоторых, связанных с религиозными установлениями, вопросов, Сервий Туллий перенес все важнейшие дела в собрания по центуриям. Таким образом, он ввел новый вид народных собраний - центуриатные комиции. Поскольку центурий состоятельных разрядов было много больше, чем центурий, включавших людей победнее, голосование всегда оказывалось в пользу богатых, хотя и не обязательно родовитых.

После ценза были проведены очистительные священнодействия и установлен пятилетний срок для следующего ценза.

Став по реформе Сервия Туллия воинами, плебеи получили право участвовать в центуриатных комициях, т.е. обрели некоторые гражданские права. Они приняли активное участие в установлении Республики, поскольку страдали от тяжелых повинностей, которыми их обложил царь Тарквиний Гордый, но не получили главного: разрешения пользоваться общественным полем, громадные участки которого были источником благополучия патрицианских родов.

Неудивительно, что с самого начала Республики плебеи испытывали недостаток земли, а бесконечные войны, которые затевал Сенат в интересах патрициев, разоряли их и без того небольшие хозяйства. Реальной угрозой для плебеев стало кабальное рабство. Плебеи были вынуждены арендовать землю у патрициев и влезать к ним в долги. Малейшая просрочка в выплате чудовищных процентов превращала плебея, нередко с женой и детьми, в кабальных рабов. Вырваться из кабалы было невозможно. Уже в начале V века до н.э. невыносимое долговое рабство распространялось настолько, что угрожало существованию плебеев как свободного сословия и вынудило их к борьбе за свои права.

В 509 г. до н.э. в Риме была установлена республика, во главе которой оказались патриции.

Уже к началу V века до н.э. плебеи составляли большинство войска, но продолжали страдать от нехватки земли и долгового рабства, а патриции все отправляли их на новые войны. Очень показательный момент, описывающий тяжелое положение должников, мы находим у Тита Ливия (прилож. 3). Физические и материальные притеснения огромного количества военнообязанных плебеев привели к всеобщему гневу, а перепуганные сенаторы укрылись по домам. В этом же 495 году до н.э. на Рим надвигались вольски, а плебеи отказались браться за оружие: «Боги мстят за своеволие сенаторов, говорили плебеи; они призывали друг друга не записываться в войско, ведь лучше вместе со всеми, чем в одиночку; сенаторы пусть воюют, сенаторы пусть берутся за оружие, чтобы опасности войны пришлись бы на долю тех, на чью и добыча».

С огромным трудом, пообещав серьезные уступки и облегчение долговой кабалы, удалось консулу Сервилию собрать войско и отбросить вольсков. Но на границах тут же появились отряды сабинян, эквов и аврунков. В это же время второй консул Аппий Клавдий «начал самым суровым образом править суд о долгах». Заковывались в цепи те, кого простил ранее Сервилий, а также новые должники. Плебеи же, разуверившись в помощи консулов и сената, стали действовать совсем иначе: «…они теперь, если видели должника, ведомого в суд, быстро сбегались к нему отовсюду. И тут уже ни консульского решения нельзя было услышать из-за шума и крика, ни повиноваться этому решению никто не хотел: на глазах у консула все бросались толпою на одного и дело решалось силой, так что бояться и подвергаться опасности приходилось не должникам уже, а заимодавцам».

Тем временем уже сменившиеся консулы объявили новый набор в 494 году до н.э. На Форуме с трибунала они выкрикивали имена юношей-призывников, но никто не отзывался, ликторов отгоняла толпа. Тогда созывают Сенат. После долгих споров сенаторы предлагают назначить диктатора.

Диктатору Манию Валерию удается набрать войско, где при помощи угрозы, где обещаниями уменьшить долги, и одержать славную победу. Вернувшись, диктатор предложил Сенату утвердить его распоряжения относительно освобождения должников из рабства. Но Сенат отклоняет его предложение. Маний Валерий, разгневанный таким отношением Сената к народу, слагает с себя полномочия, чем заслуживает уважения плебеев.

Сенаторы из страха, что после роспуска войска вновь начнутся тайные сходки, приказывают вывести легионы из города под предлогом нового нападения эквов. После этого следует взрыв: «…войска, по совету некоего Сициния, без позволения консула удалились на Священную гору в трех милях от города за рекой Аниеном. Там без всякого предводителя обнесли они лагерь валом и рвом и выжидали, не предпринимая никаких действий, кроме необходимых для пропитания. Так несколько дней держались они, никого не тревожа и никем не тревожимые». С тех пор сецессия (т.е. «удаление») из Рима стала действенной формой борьбы плебеев.

Как мы видим из источников, в Риме воцарился великий страх: город оказался без войска, оставшиеся плебеи боялись мести патрициев, сенаторы - насилия со стороны плебеев. Пришлось патрициям смирять свою гордость и принимать меры по возвращению мятежников. Почетный сенатор Менений Агриппа убедил плебеев пойти на примирение ради согласия сословий (прилож. 4).

Сецессия 494 года до н.э. закончилась возвращением плебеев на условиях создания специальной должности плебейских трибунов и принятия патрициями «священных законов» (leges sacratae) о прощении мятежников и соблюдении прав плебеев в будущем.

Вот что сообщает Моммзен о функциях трибунов: «Власть трибунов была бессильна перед военной властью (imperium), т.е. перед властью диктатора вообще и перед властью консула вне города; но от обыкновенной гражданской власти, какая принадлежала консулам, трибунская власть была независима, хотя и не произошло настоящего разделения власти. Трибуны получили такое же право, какое принадлежало консулу против консула и тем более против низших должностных лиц, т.е. право путем своевременно и лично заявленного протеста отменять всякое отданное должностным лицом приказание, которым кто-либо из граждан объявил себя обиженным, равно как право рассматривать всякое предложение, сделанное должностным лицом гражданству, и затем приостанавливать его или кассировать, т.е. право интерцессии, или так называемое трибунское veto».

Таким образом, власть плебейских трибунов заключалась, прежде всего, в том, что они имели право по своему усмотрению тормозить действия администрации и отправление правосудия. В силу своих судейских прав трибун мог привлечь к ответственности любого гражданина, а если тот не подчинялся, подвергнуть аресту, приговорить к смертной казни или к денежному штрафу. Для этой цели одновременно с назначением трибуна ему в служители были назначены два народных эдила, главным образом для проведения арестов. Народным трибунам и эдилам была гарантирована личная неприкосновенность всеобщею клятвой плебеев. В гражданскую юрисдикцию плебейские учреждения проникли только в виде «десяти судей» (indices decemviri, впоследствии decemviri litibus iudicandis), которые постановляли приговоры в особо важных для плебеев процессах об отстаивании свободы, когда консулы лишались права назначать присяжных.

Таким образом, итогом первого этапа борьбы было сначала включение плебеев в военную организацию римского общества и получение некоторых гражданских прав. Далее в ходе ряда столкновений с высшей властью - Сенатом и консулами - плебеи добились установления собственного органа управления - народных трибунов. Однако все это было только началом настоящей борьбы.

1.3 Основные моменты противостояния в V веке до н.э.

После первой победы плебеев и установлении должности народных трибунов условно можно выделить начало второго этапа противостояния.

Самая тяжелая судьба выпала на долю Спурия Кассия Вецеллина. Неоднократный консул, победитель эквов и герников, заслуживший почетный триумф, он в 493 г. до н.э. заключил договор с латинами, предполагавший равноправие двух родственных народов. В этом проявилось умение Кассия регулировать сложные отношения с соседями. Текст «Кассиева договора», выгодного римлянам, был выбит на бронзовом столбе и выставлен на Форуме. Вновь избранный консулом, он в 486 г. до н.э. заключил договор с герниками, по которому у них было отобрано две третьи земель, поступивших в фонд римского общественного поля. Спурий Кассий предложил одну половину захваченных земель отдать союзным латинянам, согласно договору, а другую половину - римским плебеям. Более того, он отдавал в пользование плебеям ту часть старых общественных земель, которой незаконно владели частные лица (хотя лицами этими были многие сенаторы). Сенаторы и второй консул категорически воспротивились этому, обвиняли Кассия в поисках путей для популярности, опасной для свободы, что он ищет дорогу для царской власти. На самом же деле Спурий обнаружил большой государственный ум: уступая часть земли союзникам, он создавал из них заслон против вольсков и эквов; а, идя навстречу плебеям, пытался смягчить внутренние противоречия.

Демагогия патрициев возымела успех, и часть плебеев поддалась на «патриотическую» пропаганду сенаторов, усмотрев в разделе земель с союзниками некое ущемление своих прав, как будто они рассчитывали на большее. Даже деньги, вырученные государством от продажи сицилийского зерна, присвоенные Сенатом, которые Кассий приказал возвратить народу, не спали его от расправы. После сложения полномочий консула Спурий Кассий был привлечен к суду квесторами, осужден за стремление к царской власти и преступление против отечества и казнен в 485 г. до н.э. Дом его был разрушен, а на краю пустыря выстроен храм богини Цереры, в жертву которой и обрекали государственных преступников. Так кончил жизнь выдающийся деятель Рима реформатор Спурий Кассий. Его аграрный законопроект стал первым в череде других, каждый из которых приводил к величайшим потрясениям в государстве.

Кроме аграрного вопроса в ходе борьбы плебеев с патрициями решался еще и вопрос о гражданских правах, которые были бы закреплены законом. Письменных законов на период начала ранней Республики в Риме не было. Вместо них действовали нормы так называемого обычного права: родовые традиции, религиозные установления, обычаи предков, передаваемые устно. Естественно, что в область интересов этих норм не входили права плебеев. Знатоком и толкователем обычного устного права был Сенат. Многие хозяйственные и правовые сделки совершались с использованием религиозных процедур, по священным книгам понтификов, авгуров и фламинов, которые были тайными и спрятанными от народа. Проверить истинность толкований Сената и жрецов, а тем более их беспристрастность, простому плебею, не допущенному к патрицианским таинствам, было невозможно. Многие нормы уже устарели и не отвечали потребностям развивающегося хозяйства. Это порождало злоупотребления и беззакония со стороны патрициев и вызывало стремление плебеев сделать право открытым для народа. Они хотели, чтобы право было более простым, помогало быстрее совершать сделки, защищало их частную собственность.

Не раз и не два плебейские трибуны выступали за создание письменных законов, но встречали упорное противодействие патрициев. В 462 г. до н.э. настроения коренным образом изменились: не только плебеи, но и часть рядовых патрициев выступала за кодификацию права. Дело уже шло к принятию Народным собранием рогации Терентилия Гарсы о создании комиссии из пяти человек для составления законов о консульской власти. Предполагалось, чтобы консулы пользовались только теми правами, какими их наделит народ, а не собственной волей. Но патриции, цепляясь за власть, пошли на крайние меры. Накануне голосования автор законопроекта, страстный сторонник плебеев, трибун Гай Терентилий Гарса был найден у себя дома убитым. Патриции не скрывали своего участия в этом. Перейдя к открытому террору, они смогли запугать остальных трибунов и отложить обсуждение рогации Гарсы.

Но спустя десять лет требования приступить к составлению письменных законов звучали уже от всех слоев общества, кроме Сената. Плебеи даже согласились на временное упразднение должности плебейских трибунов и права провокации.

В 451 году до н.э. римляне избирают коллегию из десяти человек (децемвиров) на срок один год, которым поручалось свести воедино все действующие законы и разработать новые, отвечающие нуждам общества (прилож. 6). На время работы децемвиров отменялись все остальные магистратуры, а их действия не подлежали обжалованию. К работе над законами были привлечены лучшие знатоки права, в том числе из греческих городов Южной Италии. Есть сведения, что децемвиры отправили даже посольство в Афины, чтобы изучить законы Солона (но, возможно, это поздний вымысел). Законы составлялись в удивительной обстановке демократизма и всеобщего обсуждения. Было объявлено, что каждый гражданин может прийти на собрание, прочитать законы, обдумать каждую статью и внести поправки и дополнения. По истечении года децемвиры представили на утверждение центуриатных комиций свод законов. Их текст был высечен на десяти больших бронзовых досках.

Но оказалось, что для полного завершения свода римского права недостает еще двух таблиц. Их доработка была поручена новой коллегии децемвиров, избранной на следующий 450 г. до н.э. В ее состав, кроме патрициев, впервые вошли и несколько плебеев, что сделало работу более демократичной. Вскоре таблицы были готовы и вместе с первыми десятью составили первый полный свод римского частного и гражданского права, так и названный - Законы XII таблиц (прилож. 2).

Тит Ливий справедливо назвал Законы XII таблиц «истоком всего государственного и гражданского права». Сами таблицы не сохранились, как и их тексты, но они имели настолько большое значение для римлян, что огромное число цитат и пересказов в разнообразных письменных источниках позволяет нам примерно восстановить их структуру и содержание.

В Законах XII таблиц было определено различие в правах патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов. В них впервые встречается понятие cives (гражданин), а высшим общегражданским органом власти закрепляется центуриатное Народное собрание, названное «великим» (comitiatus maximus).

Главное внимание уделялось частному праву: проблемам наследования, передачи имущества по завещанию, регулированию совершения сделок купли-продажи, правам собственности, земельным вопросам (квиритской собственности), таким как аренда земли, система штрафов и наказаний за незаконную порубку деревьев, самовольный отвод воды из общего канала или перепахивание межы между двумя участками. Квиритской собственностью (землей и ее плодами) обладали только римские граждане. Она предполагала соблюдение юридических норм, общих для всех граждан.

Важным завоеванием плебеев явилось ограничение процентов по долгам. Отразилось в законах и развитие в Риме рабовладения: определение рабов и рабов-должников, наказания хозяев за проступки рабов, порядок отпуска раба на волю и права вольноотпущенника. Законы, однако, были суровы к должникам: кабальных рабов можно было продавать «за Тибр», т.е. за пределы Рима; можно было даже разрывать тело должника на части, если кредиторов было несколько. Законы размывали родовую собственность, что ослабляло единство патрициев. В то же время патрициям удалось включить в таблицы и статью, запрещавшую браки между патрициями и плебеями.

Законы XII таблиц явились важнейшим признаком государства. На многие столетия они стали основой всего последующего законодательства, ядром римского права. Юристы эпохи Империи ссылались на них, как на решающий аргумент в спорах, а школьники времени Цицерона, по словам самого знаменитого оратора, зубрили статьи из XII таблиц наизусть. И по сей день корни многих норм современного права уходят в этот кладезь правовой мудрости.

Итог правления децемвиров ознаменовался драматическими событиями, в корне изменившими общественный и политический строй Рима. По преданию, во главе децемвиров второго срока оказался демагог и лицемер Аппий Клавдий Красс, больше думавший об утверждении своей власти, нежели о благе государства. Под его влиянием и остальные децемвиры вознамерились продлить свои полномочия и после завершения срока. Они медлили уступать свое место обычной магистратуре под предлогом, что оставшиеся две таблицы с законами еще не готовы, и оставались в должности по истечении годового срока. Как пишет Т. Моммзен, это было возможным потому, что магистратура, призванная экстраординарным образом к пересмотру государственных учреждений, не могла быть - по римскому государственному праву - связана назначенным ей сроком.

Вызов децемвирам бросили сенаторы Луций Валерий Потит, внук Попликолы, и Марк Гораций Барбат. Собрав Сенат под предлогом обсуждения войны с сабинянами, они попытались убедить сенаторов отрешить децемвиров от должности. Но наиболее консервативная часть больше боялась народного возмущения, чем децемвиров, и склонилась к тому, чтобы позволить децемвирам продолжать формально править, а народ, во избежание волнений, отправить подальше на войну. Плебеи не слишком были расположены к децемвирам, но вся власть перешла в руки Сената, который отнюдь не торопился восстанавливать республиканские магистратуры. Чашу народного терпения переполнило гнусное поведение Аппия Клавдия, который попытался овладеть плебейской девушкой Вергинией, возмущенный народ вышел на улицы, восстание вспыхнуло и в войске, куда весть о свержении децемвиров принес энергичный вождь плебеев, бывший трибун Луций Ицилий.

Войско двинулось на Рим, а за ним последовало второе войско, возглавленное Марком Дуиллием. Пройдя через весь Рим, плебейские войска, как и полвека назад, удалились на Священную гору. Вслед за ними Рим покинули и толпы плебеев. «Обезлюдевший Рим, - сообщает Тит Ливий, - превратился в пустыню». Страх сковал сенаторов и покорных им децемвиров, просивших лишь о защите от людской ненависти. На этот раз победу одержали сторонники Валерия и Горация. Лишив децемвиров формальной власти, они отправились на Священную гору, просить плебеев вернуться. Сила народного восстания была так велика, что Сенат был вынужден пойти на куда более серьезные уступки, нежели в первую сецессию.

Возвратившись в город, победившие плебеи стекаются на Авентин, где под руководством Великого понтифика (других магистратов для совершения ауспиций не осталось) на Народном собрании были избраны плебейские трибуны и среди них вожди восстания: Луций Ицилий, Марк Дуиллий и Гай Сицинний. Возбужденное против децемвиров уголовное преследование окончилось тем, что двое из них, которые были более всех виновны, - Аппий Клавдий и Спурий Опий - покончили жизнь самоубийством в тюрьме; восемь остальных были отправлены в изгнание, а их имущество было конфисковано в пользу государства. Дальнейшее судебное преследование было прекращено благоразумным и умеренным Марком Дуиллием, который вовремя употребил свое право veto.

Затем в трибутных комициях было принято два закона: о запрете преследования тех, кто участвовал в сецессии, и об избрании консулов с правом обжалования их действий перед народом. Возможно, должность консулов сменила магистратуру прежних преторов. Их полномочия расширились. Консулы были менее зависимы от Сената и подотчетны Народному собранию.

Избранные консулы на 449 г. до н.э., Валерий и Гораций предложили центуриатным комициям ряд важнейших законодательных реформ, вошедших в историю как законы Валерия-Горация. Первый принятый закон гласил, что решения трибутных комиций обязательны для исполнения всеми гражданами, в том числе и патрициями. Тем самым они уравнялись с законами самих центуриатных комиций. Возникло два равноправных собрания, но каждое со своей сферой деятельности. Затем было восстановлено и упрочено право провокации и подтверждена неприкосновенность плебейских трибунов, а кроме того эдилов и коллегии «десяти судей», в чьем ведении находились дела о гражданстве и свободе. Наконец, постановили доставлять в храм Цереры плебейским эдилам все решения Сената, которые ранее утаивались от народа или искажались по произволу консулов. Вершиной реформ Валерия-Горация стало опубликование Законов XII таблиц, выставленных на всеобщее обозрение на Форуме. Законы Валерия-Горация окончательно оформили политическую систему Римской республики, способствовали объединению патрициев и плебеев в единое мощное государство.

Логическим продолжением дела консулов-реформаторов стало принятие в 445 г. до н.э. закона плебейского трибуна Канулея, признавшего законность браков между патрициями и плебеями, запрещенных децемвирами. Дети от такого брака принадлежали к сословию своего отца. Закон Канулея заложил основы для слияния богатой верхушки плебеев с патрициями в одно сословие и лишил патрициев исключительной привилегии отправлять родовые культы и общинные священнодействия, прежде всего ауспиции. Второй законопроект Канулея - о допуске плебеев к консульской магистратуре - сначала был отвергнут. Но затем не без сопротивления было удовлетворено и требование плебеев занимать высшую должность, хоть и не консулов, а приравненных к ним военных трибунов с консульской властью.

Из всего вышесказанного мы можем сделать следующие выводы. На протяжении V века до н.э. продолжала развиваться борьба плебеев за свои права. Это столетие было важным в их успехах. Плебеи смогли добиться составления первых письменных законов в истории Рима, что обеспечило им некоторую стабильность в совершении сделок, их положении в обществе. Были приняты важные законы в начинающемся уравнивании сословий в правах - это законы Канулея.

2. Новое общество в Риме в IV -III веках до н.э.

2.1 Завершение борьбы в IV -III веках до н.э.

Рим 80-60-х годов IV века до н.э. становится ареной острых столкновений и опасных для патрициев закабаляемых должников. Первая попытка добиться смягчения долгового права была предпринята Марком Манлием в 80-х годах IV века до н.э.

Марк Манлий в 392 г. до н.э. он исполнял консульские обязанности и прекрасно справил Великие игры. За успехи в войне с эквами Марк Манлий был удостоен овации. Однако консульство омрачили печальные события: один из цензоров скончался, а оба консула заболели. Это было расценено как предвестие грядущих бед, ведь консул воплощал для суверенных римлян силу и мощь всего государства. Через два года на Рим обрушилось нашествие галлов. Марк Манлий, уже бывший консул, отличился и здесь, возглавив защиту Капитолия, последнего оплота римлян. За спасение крепости он получил прозвище «Капитолийский».

После изгнания галлов не остался в стороне от политических дел. В Риме с новой силой обострился вопрос о долгах и кабальных рабах. Он выступил непримиримым бойцом за права угнетенных, среди которых были его военные товарищи. «Когда один храбрый офицер был приговорен к заключению в долговую тюрьму, Манлий вступился за него и выкупил его на свой счет; вместе с тем он пустил свои земли в продажу, заявив во всеуслышание, что, пока будет владеть хоть одной пядью земли, не допустит таких несправедливостей. Этого было больше чем достаточно, чтобы восстановить против опасного новатора всю правительственную партию - как патрициев, так и плебеев». Кроме того Марк Манлий обвинял сенаторов в утаивании средств, которые можно было бы пустить на помощь должникам. После этого его ожидало судебное преследование за государственную измену и обвинение в намерении восстановить царскую власть. Его приговорили к смертной казни и сбросили со скалы, после смерти обесчестили: было решено, чтобы ни один патриций не жил на Капитолийском холме, а род Манлиев навсегда отказался от имени Марк.

Далее вопрос о реформах продолжал оставаться наиболее актуальным. С одной стороны, государственная земля продолжала расти вследствие удачных войн, а с другой стороны, крестьянство все более обременялось долгами и беднело. Причем долговое бремя затронуло уже не только бедноту, но и виднейших плебеев. Патриции же сумели настолько укрепить свое положение, что не только прибрали к рукам все высшие должности консулярных трибунов, но и подкупали многих плебейских трибунов. В этой ситуации требовался компромисс между сословиями.

С этой целью народные трибуны (375 г. до н.э.) Гай Лициний и Люций Секстий предложили ряд законопроектов на благо плебеев: о погашении задолженностей по догам, об ограничении земельных владений 500 югерами (125 га) и о выборах одного из двух консулов обязательно из плебеев, при отмене должности консулярных трибунов вообще. Как пишет Т. Моммзен, было также предложено открыть плебеям доступ в одну из трех главных жреческих коллегий - в коллегию «хранителей оракулов» (duoviri, впоследствии decemviri sacris faciundis), в которой следовало увеличить число членов до десяти. Что касается аграрного вопроса, предлагалось также обязать землевладельцев употреблять для возделывания их полей определенное число свободных работников соразмерно с числом их пахотных рабов.

Подобные документы

    Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме. Борьба сословий и ее причины. Появление народных (или плебейских) трибунов. Военные трибуны с консулярной властью. Уничтожение долгового рабства. Временное затихание сословной борьбы и ее прекращение.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2011

    Основные понятия о путешествиях и географических открытиях, сделанных в Древнем Риме. Основные причины и мотивации путешествий. Особенности путешествий в Древнем Риме. Связь между древнеримскими традициями и тем, как они повлияли на современный туризм.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Римское общество в царский (ранний) период. Общественное устройство раннего Рима. Теории происхождения патрициев и плебеев. Управление римской общиной. Власть и избрание царя в Риме, функции куриатных собраний, Понятие и функции целеров и царского суда.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме. Особенности государственного устройство Древнего Рима в царский период. Государственный строй. Реформы Сервия Туллия и их влияние на процесс становления государства.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2005

    Особенности милосердие по Цицерону. Роль религии в Древнем Риме, в утверждении в сознании людей и распространении практики милосердия и благотворительности. Борьба плебса за равноправие. Основные виды увеселений и зрелищ. Сущность понятия "конкубинат".

    контрольная работа , добавлен 13.01.2012

    Процесс возникновения, становления и развития социальной структуры Древнего Рима. Древние социальные организмы. Римская семья и римские сословия. Патриции и непатриции. Борьба патрициев и плебеев. Рабы в римском обществе. Развитие социальных единиц.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2015

    Борьба за распространение прав римского гражданства на всю Италию. Тяжелая кабала италийских союзников Рима. Основные причины Союзнической войны, положившие ее начало события. Завершение и последствия Союзнической войны, изменение политики Рима.

    реферат , добавлен 02.06.2016

    Римский общественный строй древнейшего периода. Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме. Особенности государственного устройства, управленческие идеи и право Древнего Рима в царский период. Известные личности в истории управленческой мысли.

    реферат , добавлен 20.10.2015

    Начало Гражданских войн в Риме, после смерти Юлия Цезаря. Процесс и причины создания второго триумвирата, а также его распад и борьба между Марком Антонием и Октавианом. Окончание Гражданских войн, победа Октавиана и установление Принципата Августа.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2012

    Социально-политическая обстановка в Риме, условия и причины кризиса римской республики. Борьба Цицерона против демократического движения в Риме в середине I века до н.э. Этапы первого и второго заговора Катилины. Программа и социальный состав движения.

Занин С.В.

Изгнание Тарквиния Гордого

Все даты даны от основания Рима (776 д.н.э.)

Борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме - интересная и красочная страница его истории. По сути, в почти двух вековой борьбе этих сословий возникло государство Рима, "общественный организм". До нас дошло достаточно много свидетельств античных историков и писателей об этой борьбе, но связанных и последовательных рассказов - только два. Великого римского историка Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского. Оба писали свои сочинения в разные эпохи и с разными целями, поэтому иногда противоречат друг другу. Но оба историка, увлекаясь рассказом действительно волнующих событиях, тем не менее, трепетно относились к устной традиции рассказа о них. Записанные ими истории - предания и предмет гордости римского народа. Послушаем их рассказ.

По мере расширения римской территории и увеличения населения, прежнее исключительное положение патрицианских родов не могло остаться низменным. Борьба сословий началась, согласно преданию, еще в конце царского периода. Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский следующим образом излагают ход этой борьбы. Первым шагом по пути к распространению политических прав за пределы немногих патрицианских семей наши источники считают реформу Тарквиния Древнего; этот царь присоединил к старинным Рамнам, Тициям и Луцерам ряд новых семей, не образовав из них самостоятельных триб, но включив в прежние под названием Рамнов, Тициев, Луцеров-младших, и дав им тем самым право участия в народном собрании. Часть плебеев (по свидетельству Ливия - 100) получила даже доступ в сенат, в качестве "отцов младших народов". Эта первая мера облегчила дальнейшее улучшение положения плебеев, ближе всего реформу Сервия Туллия, нашедшего себе поддержку в них. Традиция приписывает Сервию не одну военную реформу, но и политическую; разделив народ на классы и центурии, Сервий вместе с тем, по словам римских историков, положил начало центуриатным собраниям, доступным и для патрициев и для плебеев, обладающих необходимым цензом. Этих завоеваний, согласно преданию, чуть не лишились при Такрвинии Гордом, все царствование которого, с момента вступления на престол, было сплошным насилием и нарушением законом. Явно стремясь к расширению своей власти, Тарквиний все реже и реже совещался с сенатором и почти не созывал народных собраний, а решал дела единолично. Затаенное недовольство царем было подогрето насилием над женой Коллатина – Лукрецией, совершенным сыном Тарквиния. Народ объявил Тарквиния Гордого лишенным престола, подверг его с семьей изгнанию и решил навсегда уничтожить царскую власть. Созванное центуриатное собрание избрало двух консулов – преемников царской власти, но с известными ограничениями, с течением времени все увеличивавшимися. Между прочим, уже в первый год республики консул Публий Валерий провел ряд законов, давших ему прозвание Публиколы ("чтящего народ"). Среди законов Валерия обращает на себя внимание не снабженная санкцией закон о провокации – закон об апелляции, позволивший гражданину, осужденному в пределах Рима или 1 мили от него к уголовному наказанию, обратиться к народу с жалобой, до рассмотрения которой приговор не приводится в исполнение. В самом начале республики число сенаторов было поплнено членами из плебеев – "приписанные к Сенату отцы".

1 Патриции - представители коренного населения Лация - области, в которой возник Рим (карта). 300 патрицианских родов имели представителей в Сенате и избирались на все должности в государстве.

Удаление плебеев на Священную Гору

Между тем экономическое положение плебеев было очень тягостно: вследствие непрерывных воин и высоких налогов они запутывались в долгах, расплачиваться за которые по господствовавшей в то время системе приходилось не имуществом, а личностью. Диктатор Валерий, понимавший всю опасность положения, предлагал сенату облегчить хоть сколько-нибудь положение плебеев, но его старания не привели ни к чему. Тогда доведенные до крайности плебеи решили отделиться от Рима и основать свой город. С этой целью они перешли реку Анио и расположились на Священной горе (первое отшествие 260 г. до н.э.). Патриции, лишившись в их лице самой многочисленной части своего войска, напугались и пошли на уступки. Результатом переговоров были так называемые священные законы, объявившая амнистию для отделившихся, кое-какие послабления в долгах, а главное, признавшая за плебеями право избирать своих сословных представителей – народных трибунов и эдилов.

Но плебеи на этом не успокоились: они стали стремиться к признанию за их собраниями законодательной власти. Так как патриции прибегали к самому грубому противодействию, поднимая шум и не давая плебеям заниматься делами, то в 262 г. трибун Ицилий провел в плебейском собрании плебисцит (сходку плебеев), согласно которому лицо, мешающее трибуну говорить на собрании, может быть им оштрафовано, и если не представить поручителей в уплате штрафа, даже осуждено на смерть; провокация на такой приговор допускалась лишь перед плебейским же собранием. Закон Ицилия о плебесците не получил сенатского утверждения, но на практике применялся, присвоив, таким образом, в известной степени собраниям плебеев законодательную власть и право уголовного суда; это право с каждым годом все расширялось, возбуждая недовольства среди патрициев, которые не останавливались даже перед убийством наиболее энергичных вождей народа. Трибуны падали духом и не решались уже действовать в прежнем направлении. Тогда, чтобы воскресить них былую энергию, по предложению Публия Волерона (lex Publilia Voleronis 282 г.) постановил впредь выбирать трибунов в собраниях плебеев по трибам, не без основания рассчитывая усилить этим путем их независимость от патрициев. Закон Волерона прошел, впрочем, не без сопротивления патрициев.

Достигнутые до сих пор результаты, все-таки недостаточно обеспечивали положение плебеев в виду отсутствия писанного законы, что давало патрициям возможность произвольного толкования права при отправлении суда. Поэтому в 292 году трибун Терентилий Арса предложил в плебейском собрании составить комиссию для написания законов в руководство консулам. Сенат отказал в своем согласии, но плебеи пять лет подряд выбирали одних и тех же трибунов, которые возобновляли предложения Терентилия. Патриции, наконец, пошли на мелкие уступки: в 297 г. сенат допустил увеличить число трибунов до 10, в 298 г. плебеям для постройки домов предоставили общественную землю на Авентийском холме (plebiscitum Icilium de Aventimo publicando), в 300 г. консулы проводят в центуриатном собрании Закон Атерния Тарпея, предоставившую плебейским магистратам multae dictio (т.е. право налагать имущественные штрафы) и установившую известную постепенность в наложении штрафов, а также высший предел безапелляционного штрафа (2 овцы и 30 быков). Так как плебеи, несмотря на эти уступки, стояли на своем, согласившись только на чисто патрицианский состав законодательной комиссии, то в 300 году три патриция отправлены были в Грецию ознакомиться с законами Солона, а по их возвращении составлена (в 302 г.) кодификационная комиссия из 10 патрициев – "десять мужей для написания законов", которой предоставили полную власть в государстве: на этот год не выбирались ни консулы ни трибуны; не допускалась на децемвиров и провокация. В течение 303 г. они написали лишь часть законов (на 10 таблицах), а потому им была продолжена власть и на 304 год; работа второго года дала еще две таблицы. Все эти законы прошли через центуриатное собрание (две последние таблицы были проведены консулами уже после падения децемвиров) и составили так называемые "Законы 12 Таблиц". По составлении законов власть децемвиров должна была кончиться, но им не хотелось лишиться власти: они не слагали с себя звания и олигархически управляли государством, так что была власть своего рода десяти царей. Озлобленные плебеи искали только предлога к восстанию. Согласно преданию, такой предлог и представился в покушении децемвира Аппия Клавдия на женскую честь плебеянки Виргинии. Возмущение плебеев выразилось во вторичном отшествии на Священную гору; кроме того, они укрепились на Авентине, откуда угрожали Риму. Лишь стараниями Валерия и Горация удалось убедить их вернуться под условием избрания снова народных трибунов и консулов (305 г.). Консулами были избраны примирители – Валерий и Гораций. Они провели ряд законов, Законы Валерия Горация, содержание которых сводится к следующему:

а) восстанавливаются и объявляются нерикосновенными плебейские учреждения, введенные после первого отшествия, а также десять судей;

б) Объявляется неотмений провокация; предложение закона, запрещающего провокацию против какого-либо магистрата, обрекает автора на смерть;

в) признаются собрания народа по трибам.

Плебеи получают доступ к высшим государственным должностям


Наивысшего развития законотворчество достигло в Риме. Римское общество было устроено сложно, и законы римлян должны были учитывать отношения между плебеями и пат
рициями, квиритами (гражданами Рима) и жителями других городов и местностей Италии, обладавшими меньшими правами. Так, кроме квиритов, подданными Рима являлись и латиняне - жители латинских колоний, но прав у них было меньше, чем у квиритов. Изначально они не могли заседать в Сенате и принимать непосредственное участие в управлении государством, занимая выборные должности. Еще меньшими правами обладали пере- грины- «чужестранцы», граждане государств, присоединенных к Риму, но не сопротивлявшихся, а сдавшихся на милость победителя. Законы римлян учитывали также права собственников, кредиторов, должников, права различных сословий - сенаторов, всадников и прочих. Причем по мере развития общества и смены форм правления Рима менялись и законы. Так, сначала латиняне, а затем и перегрины во времена Римской империи все-таки были уравнены в правах с остальными гражданами. Они получили возможность жениться на римских гражданках и занимать любые должности в государстве. Закон императора Каракаллы объявил всех подданных Римской империи римскими гражданами. Ближе к концу Римской империи некоторые «чужестранцы» даже становились императорами, например, Филипп Араб, бывший ливийцем, то есть варваром, и правивший Римом с 244 по 249 гг. н. э.
Долгую борьбу за равенство в правах с патрициями вели в Риме плебеи. Трижды они

уходили из города, недовольные своим положением, и каждый раз добивались новых уступок. Эта борьба продолжалась около 200 лет, с V по III вв. до н. э. В середине V в. плебеи добились записи законов, по которым разбираются судебные дела. В 494 г. до н. э. была утверждена должность народных трибунов - официальных защитников прав плебеев, имевших право присутствовать на заседаниях сената и приостанавливать его решения, если они ущемляют права плебеев. Затем плебеи получили право занимать в Риме государственные должности, а в 367 г. до н. э. получили право занимать высшую выборную должность республики - становиться консулами. Один из двух консулов Рима, избиравшихся на год, обязательно должен был быть плебеем. В 287 г. до н. э. было издано постановление, гласившее, что народное собрание имеет право издавать законы. В конце концов плебеи были полностью уравнены в правах с патрициями.
Законы в Римской республике предлагал обычно консул, а во времена империи - император. Потом законы обсуждались в сенате и принимались Народным собранием. Во времена империи роль народного собрания обесценилась. Спорные вопросы решались в римском суде. Судья - претор - выносил окончательное решение, а до этого обе стороны имели право выступить с речью в Сенате. Можно было говорить эту речь самому, а можно было и нанять оратора.

Свод законов и прав римских граждан был составлен специально учрежденной для этого коллегией в 451-450 гг. до н. э. и издан в виде Двенадцати таблиц. Таблицы содержали основные правила заключения сделок между патрициями и плебеями, рассмотрение споров, установление уголовных наказаний и пр. Начертанные на деревянных и бронзовых таблицах тексты законов и прав были размещены на центральной площади Рима - Форуме.
Система римского права оказала большое влияние на формирование современной системы права.

Еще по теме РИМСКОЕ ПРАВО - КЛАССИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

  1. § 24. Превращение владения в право собственности через давность по римскому праву, по французскому закону и по другим законодательствам
  2. 14. РИМСКОЕ ПРАВО: ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РИМСКИХ ЮРИСТОВ
  3. § 8. Значение формы в договоре. - Римская стипуляция и правила иностранных законодательств. - Историческое значение формы в русском законодательстве.
  4. 4. АВТОРСКОЕ ПРАВО И ПРАВО ОБЩЕГО РЫНКА О СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ (ст. 85 и 86 Римского договора)
  5. 12.5. Право и законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности и их место в системе российского права и законодательства России

С античных времен гражданство было теснейшим образом связано с избирательным правом. Формально гражданами античного-: полиса могли считаться многие, в частности свободные и мало-? имущие граждане. А вот реально гражданами являлась лишь небольшая часть общества - богатые. Уже в наше время малоимущих называли «полугражданами» или «гражданами второго сорта». В античной Греции права голосовать были лишены рабы, иностранцы, женщины и малоимущие. Конечно, это не значит, что государство не защищало женщин или малоимущих. Нет, речь идет об избирательном праве, которое сужает и одновременно уточняет определение гражданства. Избирательное право дает людям мощнейшие каналы влияния на принятие политических решений. Элите общества и раньше, и сейчас не очень-то хочется допускать к рычагам управления государством бедных или, как их иногда презрительно именуют, плебс. У этого понятия два смысла; а) иносказательное, принятое для обозначения полуграмотных, непросвещенных, необразованных, а часто и просто спившихся граждан, составляющих то, что именуют толпой; б) прямое историческое значение, указывающее на конкретную группу населения в конкретной стране в конкретный период времени.
Плебеями, или плебсом (лат, ркЪеи, ркЬ$), в Древнем Риме первоначально именовали свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землей. В результате упорной борьбы с патрициями (начало V- III века до н.э.) они добились включения в состав римского народа, уравнения в правах с патрициями. Плебеи - преобладающая масса свободного (то есть не состоявшего в рабстве) населения. Но если они были свободными, то формально, юридически, должны были голосовать. Однако к голосованию, открывающему прямой доступ к кормилу власти, плебеев не допускали. Но почему? Они были малоимущими. Но это уже социальный признак. Однако и его оказалось достаточно для их врагов патрициев, чтобы превратить их в политически неблагонадежную категорию.
Патрициями (лат. ра(псн, от рШег - отец) назывались члены 300 коренных родов, составлявших привилегированную полноправную часть древнейшего населения Рима - собственно римский народ. Позже, когда Рим стал прирастать пришлым населением, его этническое ядро - коренное население превратилось в родовую аристократию, а вновь прибывающие или разоряющиеся опускались на социальное дно. Туда же попадали и захваченные в войнах рабы. Со временем низы численно превысили верхушку пирамиды и стали требовать того, чего их когда-то лишили - гражданских прав. Два столетия между плебеями-негражданами и патрициями-гражданами шла ожесточенная борьба, закончившаяся победой низов. Теперь и они, как прежде патриции, получили политические права.
В 450 г. до н. э. специальная комиссия децемвиров, состоявшая из 10 патрициев, разработала первый в истории свод политических прав для мало- и неимущих. Он назывался Законом XII таблиц, поскольку его записали на 12 медных досках. Их выставили на форуме и пригласили представителей плебеев поучаствовать в окончательной доводке важных законоположений. Так был сделан исторический шаг в развитии гражданских прав и свобод. Если раньше они являлись монополией меньшинства общества, то отныне стали привилегией большинства. Если раньше плебеи привлекались лишь на военную службу, приобретая вооружение за свой счет, но политического рав-ноправия с патрициями не имели, то теперь они встали под защиту римского закона. Плебеи добились права избирать в Народное собра-ние своих представителей - народных трибунов. Они с помощью вето могли приостановить действие любого закона и обладали зако-нодательной инициативой.
Римское общество делилось на патрициев (землевладельческую аристократию), плебеев (простолюдинов) и рабов. Высшие государственные органы (сенат, магистратуры) состояли только из патрициев, которые решали вопросы войны и мира, вели финансовые дела и судопроизводство. Роль Народного собрания долгое время была незначительной, но постепенно она настолько расширилась, что избираемые им народные трибуны, защитники угнетенных и обездоленных, вскоре стали играть важную политическую роль в жизни страны.
Трибуны народные (трибуны плебейские) (лат. IпЬит р!еЫ$) - в Древнем Риме высшие выборные должностные лица из плебеев (с начала Vвека до н.э.); обладали правом налагать запрет на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях сначала 2, 4, потом 10 трибунов народных. Личность трибунов народных считалась не-прикосновенной. В период империи они потеряли значение.
Вообще, институт народных, или плебейских, трибунов явился исторически первой формой легитимной, то есть узаконенной, борьбы за гражданские и политические права тех, кто им" не обладал. Через 2500 лет в Европе и СССР появятся их преем ники - диссиденты и правозащитники, которые уже на совре менном уровне продолжат отстаивание гражданских прав те слоев населения, кто их был лишен или обладал не в полно мере.
Рассматривая исторические события, можно заметить, как труд-" но бороться за гражданские права для всего населения в тех обще/ ствах, где вовсе нет среднего класса или его роль незначительна. Взять тот же Рим. Патриции составляли высший класс, плебеи -4 низший. А где середина? Или СССР: средний класс серьезно вы-- рос только к 1960-1980-м годам, но и тоталитарный режим помягчел. А раньше он был крошечным, и гражданских прав у насе-» ления было, что называется, кот наплакал. >
Низший класс в Риме не имел политических прав, но обладав экономическими: мог создавать свое дело, владеть частной собственностью, содержать семью. Но к борьбе за власть его не до- : пускали. Высший класс, патриции, имели все это и плюс могли, голосовать и заниматься управлением государством. Так обстояли; дела в республиканский период. Во время императорского Рима понятие гражданства расширилось. Гражданином являлся каждый,: кто не был рабом. Правда, определять судьбы государства теперь уже не могли ни патриции, ни плебеи. При единоличном режиме все решал император, так что, добившись одного, римляне по сравнению с республиканским периодом потеряли в другом.

Источник: Кравченко А. И.. Политология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2001. - 336 с.. 2001 {original}

Они были учреждены по родовому признаку и отображали объединение трёх этнических компонентов: латинов, сабинов и этрусков. Полноправные члены римской общины постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями и первоначально только они составляли «Римский народ».

Впоследствии пришлое население уже не включалось в трибы, то есть не могло входить в состав древних родов и считаться «римским народом», они не могли пользоваться общинной землёй, принимать участие в религиозных обрядах. Безземельные плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей. Многие из них были не очень богатыми людьми. Первоначально не имея никаких прав, плебеи со временем добились права избирать в сенат так называемых плебейских трибунов , которые имели право вето на решения патрицианских магистратов. Изначально их решения были законом только среди плебеев, но в течение долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены.

В середине V века до н. э. под давлением плебеев были составлены законы, записанные на 12 медных досках и выставленные на обозрение на центральной площади Рима. Стоит заметить, что в них был прописан закон, запрещающий браки между плебеями и патрициями, но он просуществовал менее года.

В начале III века до н. э. патрицианская и богатая плебейская верхушки слились в одно сословие - нобилитет и в 287 году до н. э. был принят закон, что решение плебейских собраний плебисциты , являются обязательными для всех граждан вне зависимости от происхождения. С этого времени патриции и плебеи перестали быть различными классами-сословиями. Зажиточные граждане образовали сословие всадников, а все бедные составляли плебс-свободные ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Плебеи" в других словарях:

    - (лат. plebs, plebis). Третье и самое низшее сословие в древнем Риме; темный класс людей, чернь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЛЕБЕИ 1) общее обозначение неполноправных римских граждан, в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Плебеи, плебс (Plebs, plebes, от pleo наполняю, следовательноplebs толпа) так называлась в древнем Риме не пользовавшаясяпервоначально полными гражданскими правами масса населения,противополагавшаяся полноправным гражданам (патрициям).… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Плебс (лат. plebei, от plebs простой народ) одно из сословий свободного населения в Древнем Риме. До начала III в. до н.э. стояли вне родовой общины, не имели гражданских и политических прав, а также прав на общинную землю. Многие П. находились … Юридический словарь

    - (плебс) (латинское plebeii, plebs), в Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину. В результате упорной борьбы с патрициями (начало 5 начало 3 вв. до нашей эры) добились включения в состав римского народа, уравнения в… … Современная энциклопедия

    - (плебс) (лат. plebeii plebs), в Др. Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землей. В результате упорной борьбы с патрициями (нач. 5 нач. 3 вв. до н. э.) добились включения в … Большой Энциклопедический словарь

    Плебеи - (plebs), простолюдины в Др. Риме, в т.ч. бедняки и безземельные. В ранней республике не могли занимать гос. должности и вступать в брак с патрициями. Полит, история ранней республики состояла гл. об. в нараставшей организованной борьбе П. за… … Всемирная история

    Плебеи - (от лат. plebejus, plebs простой народ; англ. plebs) в Др. Риме преобладающая масса свободного (т.е. не состоявшего в рабстве) населения, первоначально не пользовавшаяся политическими правами в противоположность патрициям. Синоним плебс … Энциклопедия права

    Плебс (лат. plebeii, plebs), в Древнем Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землёй. В результате упорной борьбы с патрициями (начало V начало III вв. до н. э.) добились… … Энциклопедический словарь

    - (лат. plebei) одно из сословий свободного населения в древнейшем рим. обществе. Вопрос о происхождении П. принадлежит к числу спорных и нерешенных проблем в историографии античности. Нем. историк Б. Нибур полагал, что в отличие от патрициев,… … Советская историческая энциклопедия

    Плебеи - (от лат. plebs толпа, чернь) одно из сословий свободного населения Рима. До III в. до н.э. п. стояли вне родовой общины; как пришлое и покоренное население соседних общин они не могли пользоваться общинной землей (ager publicus), а владели… … Античный мир. Словарь-справочник.

Книги

  • , Напп Р.. Крупный американский историк Роберт Напп, более 30 лет преподававший в Калифорнийском университете в Беркли историю и культуру Древнего Рима, делает героями своегоисследования простых,…
  • , Напп Роберт. Крупный американский историк Роберт Напп, более 30 лет преподававший в Калифорнийском университете в Беркли историю и культуру Древнего Рима, делает героями своегоисследования простых,…