Как называется свобода слова. Что значит "свобода слова"

Хочется напомнить, что впервые свободы, которые ныне относят к политическим, были дарованы Николаем II народу по Манифесту 17 октября 1905 года:

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Политическая история России: Хрестоматия для вузов / Сост.: Коваленко В. И.- М.: 1996. С. 575.

В основе мер пришедших к власти большевиков лежал классово-ограниченный подход к правам и свободам, уничтожавший главное - равенство всех перед законом. Любое недовольство деятельностью руководителей, даже местного масштаба, политические анекдоты, воспоминания о дореволюционной жизни, о событиях за границей могли привести к серьезным обвинениям. Примеров арестов за случайные, совершенно безобидные высказывания в то время было сколько угодно.

После смерти Сталина массовые репрессии были прекращения; началась реабилитация невинно осужденных. Но общая политика КПСС и правительства в отношении инакомыслия изменилась мало. И после разоблачения «культа личности» отклонения от марксисткой догматики резко осуждались. Свобода слова. В.Н. Кудрявцев; Рос. Академия наук. - М.: Наука, 2006. С91, 95.

12 декабря 1993 г. - всеобщим голосованием была принята Конституция РФ, действующая и по сей день. Свободу слова гарантирует 29 статья Конституции. Кроме этого право на свободу слова отражено и в других документах. Так в Документе Московского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ государства-участники договорились о защите свободы слова сотрудников судебных органов “с учетом лишь таких ограничений, которые совместимы с осуществлением ими своих функций” Документ Московского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ. Протокол от 3

октября 1991 года.- п. 19.2

Авторы Комментария также отмечают: «Свобода слова -- великое завоевание демократии, позволяющее выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей, начиная от индивида и небольшой социальной группы людей до мирового сообщества. Но это право не может быть безгранично.

Цивилизация в интересах сохранения мира, безопасности, культуры выработала определенные ограничения в пользовании данным правом». Любимов А.П. Комментарий к Конституции РФ - М.: Экзамен, 2005 г.

В Большом юридическом словаре свобода слова определяется как «одно из личных политических прав граждан», которое является составной частью более общего права, получившего название «свобода информации». Свобода слова, по мнению авторов, «представляет собой возможность публично (устно, письменно, с использованием средств массовой информации) выражать свое мнение (мысли)». Далее в указанном словаре также отмечается, что «законодательство и судебная практика в демократических странах выработали систему ограничений свободы слова с целью не допустить злоупотреблений ею»Большой юридический словарь. Под ред. А.Я.Сухарева, М.: Инфра-М, 2007г..

Соотношение понятий «свобода слова», «свобода печати» и «свобода массовой информации». Понятия «свобода слова», «свобода печати» и «свобода массовой информации» тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Свобода слова, как уже отмечалось, понятие многоплановое, потому имеет множество форм проявления. Традиционно формы проявления свободы слова связывают с возможностью свободно выражать свое мнение на собраниях, митингах, в творчестве; в обращениях, жалобах и предложениях, направляемых в органы государственной власти, в форме голосования на выборах и референдумах; высказывать его в печати, по радио и телевидению.

Вместе с тем есть и другие формы проявления свободы слова. Их можно разделить на две группы. Одна из них связана с правом получения информации. К ней относятся: свободный доступ к информации о деятельности государственных органов, общественных объединений по различным вопросам общественной жизни; к документам и материалам, которые касаются лично гражданина; свободное пользование результатами творческого труда, Интернетом. Другая группа связана с правом учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также организовывать техническое обеспечение производства и распространения информации. Значимость этих форм проявления свободы слова нисколько не ниже, чем свободное высказывание мнения в устной или письменной форме. Без доступа к информации, без возможности свободно выпускать в свет печатную продукцию, организовывать техническое звено средств массовой информации и коммуникации свобода слова не сможет найти свою реализацию.

Потому понятия «свобода печати» и «свобода массовой информации» можно рассматривать как составляющие понятия «свобода слова». Но чаще всего они рассматриваются как синонимы. Лебедев А.В. политические права и свободы граждан Российской федерации (конституционно-правовое исследование): Дис, … канд. юрид. наук. Челябинск, 2003.

Свобода слова - важнейшее из конституционных прав человека. Богатство и разнообразие экономических, нравственных, политических идей способствует внедрению в жизнь общества фундаментальных демократических принципов. Свобода слова состоит из нескольких элементов: свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи, суждения; свобода печати и других средств массовой информации как свободы цензуры; право на получение информации, свобода доступа к источникам информации.

Среди ученых нет единого мнения относительно того, к какой группе прав отнести право на свободу мысли и слова. Например, Е.А. Лукашева свободу мысли и слова относит к политическим правам человека, поскольку это право, на ее взгляд, выражается ни в чем ином, как в высказывании мнений публично и по общественно значимым вопросам. Другие же исследователи относят это право к личным.

Известный русский юрист Е.Н. Тарновский считал, что «свобода личности более всего утверждается и подтверждается свободою печати и слова. Свобода мысли и слова - существенный фактор раскрытия человеческой индивидуальности, утверждение уникальности каждой личности. Права человека: учебник. А.Н. Головастикова, Л.Ю. Грудцына. - М.: Эскимо, 2006. - С. 141 - 142.

Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Карповича В.Д. - М.: Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2002

возможность беспрепятственно излагать публично, в том числе через любые СМИ, любую информацию, имеющую общественную значимость или потребность в которой имеется у широкого круга граждан.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СВОБОДА СЛОВА

одна из основных свобод, декларируемых в демократических обществах. Полагается, что при свободе слова любой может излагать свои мысли в том количестве и качестве, в каком это не противоречит закону и не умаляет права и свободы иных субъектов. В связи с этим во всеобщей декларации прав человека ООН, а за ней и в конституциях многих государств прописано положение об идеологическом разнообразии, о свободе убеждений и выражении их, о свободе искать и распространять информацию (статья 19 ВДПЧ ООН). Это значит, что при отсутствии состава правонарушения любой человек может излагать свои мысли, какими бы они не были.

Однако при захвате власти адептами либеральной демократии, свобода слова начинает трактоваться в качестве свободы врать, придумывать мифы, подрывающие власть, натравливать народы и социальные группы в стране друг на друга с целью создания смуты и дальнейшему захвату всех ресурсов государства международной олигархией. Такая свобода понимается в качестве смакования достоинств либеральной демократии и рыночной экономики, дозированная критика организованной оппозиции, выполнение заказа журналистами на превознесение одних и уничтожение других политических соперников. Тут есть и запрещенные темы, преследуемые по новоявленным либерально-демократическим законам. Так, к примеру, можно говорить о русском фашизме, заключающемся в требовании Русских людей быть достойно представленным в стране, где их большинство. Если же Русские ведут речь о формах дискриминации и фашизме по отношению к Русским и другим коренным народам России, то это уже разжигание межнациональной розни. Можно пропагандировать выбрасывание людей в ряды безработных, необходимость оплаты жилья в объеме, сравнимом с доходами (плати по законам рынка). Но нельзя говорить о том, что те, кто ограбил народ, дуреют от бешенных денег, а простая женщина-мать, работающая в бюджетной организации, не может накормить ребенка, и не может заплатить за жилье, становясь по либерально-демократическим законам бездомной и полностью отверженной - разжигание социальной розни. Нельзя призывать вернуть украденное и мошеннически присвоенное кучкой жуликов народу - призыв к смене конституционного строя и т. д. .

свобода слова

одно из основных личных прав человека и политических прав граждан, составная часть свободы информации. Представляет собой возможность публично (устно, письменно, с использованием средств массовой информации) выражать свое мнение (мысли). Одновременно большинство государств мира запрещает использовать С.с. для призывов к насильственному свержению законной власти, разглашения государственной и иной охраняемой законом тайны, для подстрекательства к преступлениям, для разжигания национальной, расовой, религиозной и иной розни, оскорблений и клеветы на других лиц, посягательства на общественную мораль и нравственность. Перечень ограничений на С.с. может быть расширен в период действия режимов чрезвычайного или военного положения. Закрепляется в ст. 29 Конституции РФ.

Свобода слова

см. в ст. Свободы демократические.

Википедия

Свобода слова

Свобода слова (значения)

Свобода слова :

  • Свобода слова
  • Свобода слова
  • Свобода слова - ток-шоу на НТВ с Савиком Шустером
    • Свобода слова (ICTV)
    • Свобода Савика Шустера
    • Свобода на Интере
    • Шустер live

Свобода слова (НТВ)

Свобо́да сло́ва - еженедельное общественно-политическое ток-шоу , выходившее на телеканале НТВ в период с 14 сентября 2001 по 9 июля 2004 года. Ведущим программы был известный тележурналист Савик Шустер. Пережило три телесезона (2001-2002, 2002-2003, 2003-2004). Девиз программы - «В этой программе свободу слова ограничивают только время и я - Савик Шустер ». Программа выходила по пятницам в 19:35/19:40 сразу после вечернего выпуска информационной программы « Сегодня ».

1. Введение

2. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина

2.1. Личные (гражданские) права и свободы

2.2. Политические права и свободы

2.3. Экономические, социальные и культурные права и свободы

3. Свобода мысли и слова

4. Свобода слова.

4.1. Свобода слова и средства массовой информации

4.2. Свобода слова: философский аспект

5. Доступ к информации. Государственная и иная, охраняемая законом тайна

5.1. Формы доступа к информации. Институт аккредитации

5.2. Доступ к судебным слушаниям

5.3. Государственная тайна

Заключение

Список используемой литературы


1. Введение

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Свобода слова тесно связана с вопросами установления истины, самоуправления, обеспечения гибкости политической системы, самореализации личности, естественных прав человека и их защиты.

Исторически она возникла как инструмент для обеспечения информированности и поддержания высокого уровня компетентности государственных органов власти. Так, английский Билль о правах 1689 г. гарантировал членам Парламента полную свободу обсуждения дел королевства и чиновников, без чего его работа была бы неэффективной. Это свойство свободы слова до сих пор ценится даже некоторыми авторитарными режимами, которые оставляют небольшие и безопасные для своей стабильности «островки свободы» (например, лишённые цензуры малотиражные газеты), чтобы иметь объективное представление о том, что же реально происходит в регионе и за его пределами. Более широко, эта свобода стала считаться одним из важнейших условий для поиска и установления истины . Как писал Дж. Милль , «особое зло подавления мнений в том, что обездоливается все человечество, и те, кто против данной мысли, еще больше, чем ее сторонники. Если мысль верна, они лишены возможности заменить ложь истиной; если неверна, теряют… ясный облик и живое впечатление истины, оттененной ложью… Полная свобода выражений - необходимое условие, чтобы оправдать претензии на истину».

Другим аспектом «Билля о правах» 1689 года было то, что в нём Парламент рассматривается как высший представительный орган национального самоуправления , следовательно, что право на информацию о работе правительства исходит от народа. По мере развития демократии , последнее приобрело особую актуальность.

С точки зрения этой политической системы, наиболее важной стороной свободы слова является свобода распространения такой информации, которая может повлиять на исход выборов или на работу правительства. Здесь в большинстве современных либеральных демократий законодательные ограничения низки и вводятся только на срок избирательных кампаний: публикации в СМИ должны чётко давать понять, является ли их целью оказание воздействия на выборы и кто реально несёт за них ответственность. Для того, чтобы люди были достаточно осведомлены накануне выборов, они должны ознакомиться с различными точками зрения. Это в первую очередь относится к основным для избирателей источникам информации (на сегодняшний день это телевидение ) и обеспечивается либо доступом к широкому ряду свободных от цензуры и независимых друг от друга источников, либо политикой плюрализма на занимающих монопольное положение СМИ.

В сочетании с демократическими процедурами, обеспечивающими подотчётность правительства перед избирателями, свобода слова становится одним из важнейших инструментов защиты всех прав человека. Как отмечал Карл Поппер , она также играет ключевую роль в обеспечении стабильности либеральной демократии , поскольку делает возможным подстройку работы правительства и даже политической системы в целом под объективные потребности общества.

Либерализм раскрыл этическую сторону свободы слова, которая на эмоциональном уровне стала доминировать над изложенным выше утилитарным взглядом. Здесь на первый план выступают человеческое достоинство и объективные потребности (естественные права ), данные человеку от рождения. Эта концепция имеет христианские корни, и её ранние популяризаторы (начиная с Гуго Гроция ) часто ссылались на цитату из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27). Однако позже она была переформулирована Кантом в терминах светской теории, что принципы человеческого общества имеют фундаментальную естественную природу. Такой подход означает, что допустимы только такие ограничения на свободу слова, которые носят вынужденный и нравственно оправданный характер.

Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

Первые официальные упоминания о свободе слова в России связаны с принятием цензурного устава Александром I в 1804 году. В течение всей последующей истории критики государственной власти отмечали расхождение между декларируемой в законах свободой слова и печати и реальным положением дел в стране.

Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека - стала вторая половина XX в. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.


2.Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина

Действующая Конституция России закрепляет гуманистический характер конституционного строя - в системе «человек - государство» не человек существует для государства, а государство для человека.

Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей (в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя) приоритет следует отдавать правам человека. Права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

2.1. Личные права и свободы

Личные (гражданские) права и свободы - это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, предоставляют конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. К личным правам и свободам человека и гражданина относятся: (право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой; свободу мысли и слова; право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии и др.)

2.2. Политические права и свободы

Политические права и свободы - это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку). К политическим правам и свободам относятся: право на объединение, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку). К политическим правам и свободам относятся: право на объединение; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), право доступа к государственной службе; право обращений («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации и др.

Свобода слова -- право человека свободно выражать свои мысли. В настоящее время включает свободу выражения как в устной, так и в письменной форме (свобода печати и средств массовой информации). Это право упомянуто в ряде международных и российских документов, среди которых Всеобщая декларация прав человека (ст. 19), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10) и Конституция Российской Федерации (ст. 29) .

В Большом юридическом словаре свобода слова определяется как «одно из личных политических прав граждан», которое является составной частью более общего права, получившего название «свобода информации» .

Во многих других источниках свобода слова также определяется категорией права, которое является «фундаментальным» , «конституционным политическим» , «важнейшим из прав» .

Муратов М.Я. (журнал «Самиздат», журналист, исследователь) право на свободу слова ставит в один ряд с правами на жизнь, на свободу, на достоинство и называет свободу слова естественным и неотчуждаемым правом человека, которое связано с его внутренним миром, составляя основу всей его духовной жизни . «Свобода мысли и слова, -- пишет исследователь, -- является необходимой предпосылкой жизнедеятельности цивилизованного общества и должна быть безоговорочно признана и охраняема государством» .

В Комментариях к Конституции РФ четко прописаны цели свободы слова и задачи демократического общества, в котором это право развивается. Так, согласно документу, свобода самовыражения нужна для того, чтобы «свободный народ мог управлять собой», высказываясь открыто, публично и многократно . Далее отмечено, что свобода слова не может быть абсолютным, например, не может использоваться для оправдания насилия, клеветы, подрывной деятельности или использования непристойной брани. И общество должно бороться с высказываниями, которые поощряют это насилие, запугивают или подрывают чью-либо деятельность. Одновременно общество, для сохранения равновесия, должна защищать свободу слова. В свою очередь «принципы свободы слова должны быть защищены конституцией демократии и не допускать, чтобы законодательные или исполнительные ветви власти прибегали к цензуре» .

То что, демократия и свобода слова -- понятия близкие -- подтверждается в Комментариях. Так, свободу слова здесь называют великим завоеванием демократии позволяющим «выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей, начиная от индивида и небольшой социальной группы людей до мирового сообщества» . О многоголосье, как признаке демократии, выражающим различные и даже противоположные идеи и мнения, говорит и Геннадий Кудий, руководитель отдела развития и поддержки периодической печати МПТР России. А свободу слова и самовыражения он называет источником жизненной силы любой демократии .

Бурлакова Р.И. в определение свободы печати включает три основных элемента:

· свобода печати -- это право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств передачи информации;

· свобода печати -- это запрещение цензуры;

· свобода печати -- это право учреждать СМИ, владеть, пользоваться и распоряжаться ими.

Автор указывает на важность правильной расстановки акцентов в понимании этого сочетания слов. Усложняя его дополнительной смысловой нагрузкой, она пишет, что «свобода печати всегда связана с отсутствием цензуры, но отнюдь не означает просто ее отсутствие», в то же время «цензура как государственный надзор за содержанием печатных изданий, радио-, телепередач, театральных постановок и других сообщений, получающих общественную огласку не допустима в демократическом обществе» .

Геннадий Кудий сравнивает свободу слова в СМИ с тонкой материей, которую нужно эксплуатировать как минимум профессионально. «Особенно в экстремальных ситуациях», -- добавляет он. Понятие свободы слова, по Кудию, намного шире всего того, что показывает и пишет СМИ. «Информация в СМИ должна быть разноплановой уже потому, что наша страна давно живет в состоянии хронического стресса» . «И если цензура в СМИ недопустима, то самоцензура у журналиста должна быть развитой», -- глубоко убежден Кудий, говоря об общих для всех правилах корпоративной этики, принятых медийным сообществом (14, с. 7)

Издательский дом «Ставропольская правда» иногда в своих статьях поднимает проблему свободы слова в региональной прессе. Особенно актуальна в этом вопросе статья одного из начинающих авторов - Полины Набиевой.

Анализируя СМИ Ставропольского края, журналист пытается ответить на насущный для общества вопрос: возможна ли свобода слова в российской провинции? И приходит к неоднозначному выводу: и да, и нет. Возможна, потому, что «в регионах, так же как и в столицах, есть в той или иной степени свободные и независимые СМИ, в которых, несмотря ни на что, журналисты готовы отстаивать свое право, закрепленное в Конституции и Законе о СМИ» . Невозможна, «потому, -- считает автор, -- что в свободе слова не заинтересованы многие журналисты, … поэтому когда у журналиста возникает вопрос -- написать ли ему правду и получить при этом возможный конфликт или умолчать, он предпочитает молчать» . И все же, Набиева не считает, что проблема свободы слова в регионах стоит очень остро. Есть другие наиболее важные проблемы, мешающие развитию региональной прессы. Среди них, по ее мнению, «неумение выстроить грамотную независимую финансовую политику, стратегию медиа-бизнеса и опасение возможной угрозы бизнесу, как со стороны властей, так и со стороны каких-либо крупных корпораций». .

Если начинающий писатель региональной прессы Набиева в своем материале в целом настроена на оптимизм, то совершенно не утешающие прогнозы в сфере российских СМИ звучат со стороны столичных корреспондентов. Михаил Федотов, Валерия Якова, Олег Панфилов, Игорь Яковенко в один голос утверждают, что «со свободой российская пресса и общество давным-давно попрощалась» . Во многом журналисты склоны обвинять действующую власть, которая «подавила основные источники информации» . В такой ситуации, по их мнению, необходимо обращаться за альтернативной информацией, располагающейся в сети Интернет.

Таким образом, свобода слова -- конституционное право человека свободно выражать свое мнение, которое, как и любое другое право имеет ограничения, закрепленные в законодательстве.

Многие общественные и политические деятели выступают за свободу печати и отсутствие цензуры, но с учетом большой доли ответственности за эту свободу.

Сами «акулы пера», напротив, сетуют на невозможность развития в стране независимых СМИ.