Иные меры уголовно правового характера понятие содержание. Понятие наказания

ТЕМА № 18

1. Понятие и виды принудительных мер медицинского характера.

2. Понятие и виды принудительных мер воспитательного характера.

3. Конфискация имущества.

1. Принудительные меры медицинского характера представляют собой не являющиеся наказанием, но предусмотренные уголовным законом меры, применяемые судом к душевно больным, совершившим общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости; к лицам, совершившим преступления в состоянии вменяемости, но до вынесения приговора или во время отбывания наказания, заболевшим психической болезнью, лишающей возможности отдавать отчет своим действиям и руководить ими; к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; совершившим в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности лиц, не достигших 14 лет и страдающим педофилией, не исключающей вменяемости.

Принудительные меры медицинского характера применяются вне зависимости от воли и желания лица, влекут для него целый ряд ограничений, но они не содержат элементов кары и не влекут судимости. Целями этих мер является излечение лиц, страдающих психическими заболеваниями, улучшение их состояния, а также предупреждение совершения ими новых преступлений.

Основания и пределы применения принудительных мер медицинского характера, установлены уголовным законом, порядок применения – уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Детально регламентируются законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июня 1992г., а также «Положением об условиях и порядке психиатрической помощи» от 5 января 1988г.

В соответствии со ст. 99 УК РФ суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:

1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

2) общего типа;

3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра . Следовательно, данный вид принудительной меры назначается в случаях, когда лицо не нуждается в специальных условиях для лечения, в постоянном уходе и содержании в стационарных условиях, не представляет опасности для самого себя или других людей.



Второй вид принудительных мер (принудительное лечениев психиатрическом стационареобщего типа ) может быть назначен судом, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.

Принудительное лечение в психиатрическом стационареспециализированного типа , может быть назначено лицам, которые по своему психическому состоянию требуют постоянного наблюдения. В подобные стационары обычно помещаются лица, которые совершили общественно опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь человека, и по своему психическому состоянию не представляют опасности ни для себя, ни для окружающих.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицам, которые по своему психическому состоянию представляют опасность для себя или других лиц, и требуют постоянного, интенсивного наблюдения. Это наиболее строгая мера принудительного лечения.

Продление, изменение и прекращение мер медицинского характера осуществляется судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения, время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания, из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.

2. Принудительные меры воспитательного характера представляют собой не являющиеся наказанием меры государственного принуждения, применяемые судом к достигшим возраста уголовной ответственности несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, когда исправление и перевоспитание таких подростков возможны без применения наказания.

Таким образом, основными условиями неприменения уголовного наказания и принятия решения в пользу использования в отношении несовершеннолетнего меры принудительного характера, являются следующие факты: 1) лицо на момент совершения преступления должно быть не достигшим восемнадцатилетнего возраста; 2) преступление, совершенное несовершеннолетним, не должно представлять большой общественной опасности; 3) личность несовершеннолетнего должна свидетельствовать о том, что его исправление возможно путем воспитательного воздействия, без применения наказания.

Данные меры, также как и меры медицинского характера, применяются независимо от воли несовершеннолетнего, или лица, представляющего его интересы. Назначаемые меры создают обязанность их неукоснительного исполнения, как лицами виновными в совершении преступления, так и всеми другими лицами, прямо или косвенно соприкасающимися с исправлением несовершеннолетнего.

В исключительных случаях эти меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет в соответствии со ст. 96 УК РФ.

Согласно ст. 90 УК несовершеннолетнему могут быть назначены следующие меры воспитательного характера: 1) предупреждение (состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений); 2) передача под надзор родителей или лиц их заменяющих, либо специализированного государственного органа (состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю над его поведением – контроль свободного времени, непозволение покидать дом после определенного часа и т.д.); 3) возложение обязанности загладить причиненный вред (назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков несовершеннолетнего); 4)ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (может предусматривать запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома, выезда в другую местность, без разрешения специализированного государственного органа и т.д.).

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия. В случае систематического неисполнения принудительной меры, эта мера отменяется и наступает уголовная ответственность.

В отдельных случаях, несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести или тяжкого, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем его помещения в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних. Срок пребывания в таких учреждениях не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Продление пребывания допускается только в случае необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.

3. Федеральным законом от 8.12.2003г. конфискация имущества как вид наказания была исключена из Уголовного кодекса РФ. Несмотря на это, многие ученые были не согласны с отменой статьи. Более того, предпринимались шаги, для возвращения данного вида наказания в Уголовный кодекс (Генеральной прокуратурой РФ, министерством внутренних дел РФ, отдельными представителями Федерального Собрания РФ, судьями Конституционного и Верховного Судов РФ, а также известными учеными, такими как профессор Н.Ф. Кузнецова, академик В.Н. Кудрявцев и др.). В результате Федеральным законом от 27 июля 2006г. конфискация имущества вновь была возвращена, но уже в виде иной меры уголовно-правового характера.

Согласност.104 1 конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества: 1) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных частями второй ст.105, 111, 126, ст.127.1, ст.127.2, ч.2 ст. 141, ст. 141.1, ч.2 ст. 142, ст. 145.1, ст.146, ст.147, ст. 153-155, ст.171.2, ст. 183, ч.3 и ч.4 ст.184, ст.186, 187, 189, ч.3 и ч.4 ст.204, ст.205, 205.1, 205.2, 206, 208-210, 212, 222, 227, 228.1,ч.2 ст.228.2, ст.228.4, 229, 231, 232, 234, 240-242.1, 275-279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 295, 307-309, 355, ч.3 ст.359 УК, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу, ответственность за которое установлена ст.226.1, 229.1 и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу; 2) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; 3) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); 4) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

Если имущество, полученное в результате совершения преступления, или доходы от него были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть, которая соответствует стоимости приобщенного имущества и доходов. Кроме того, имущество, полученное преступным путем и переданное осужденным другому лицу (организации), также подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате совершения преступления.

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, добытого преступным путем невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд может вынести решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости этого предмета.

При решении вопроса о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу. При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ст.104 1 , из его стоимости возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства.

Ранее действовавшая норма о конфискации предусматривала изъятие всего или части имущества , являвшегося собственностью осужденного, а не приобретенного в результате совершения преступлений. Таким образом, новая норма, больше соответствует основополагающим принципам уголовного права (в частности, принципу вины, справедливости и др.), поскольку в первоначальной редакции ответственность, в том числе, перекладывалась и на родственников осужденного, которые преступления не совершали.

Уголовные кодексы зарубежных государств, например, УК Литвы, УК Латвии и др. пошли именно по пути новой нормы. Данное положение соответствует и международным конвенциям, признанным, в том числе, Россией (Конвенции ООН о борьбе с коррупцией - 2003г. и Конвенции ООН, направленной против организованной преступности - 2004г.).

В соответствии со ст. 98 УК целями применения принудительных мер медицинского характера являются: во-первых, излечение указанных выше лиц, совершивших общественно опасное деяние, или улучшение их психического состояния; во-вторых, предупреждение совершения такими лицами новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса.

Следовательно, принудительные меры медицинского характера направлены на защиту как интересов лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших преступление или общественно опасное деяние, а именно на излечение таких лиц или улучшение их психического состояния, их социальную адаптацию, так и интересов общества — предупреждение возможных общественно опасных действий с их стороны в будущем.

Суд, назначив принудительные меры медицинского характера, не устанавливает их продолжительность, поскольку не может определить срок, необходимый для излечения или улучшения состояния здоровья лица.

Процессуальный порядок назначения принудительных мер медицинского характера, за исключением амбулаторного принудительного лечения и наблюдения у психиатра, установлен гл. 51 УПК (ст. 433—446).

В соответствием с ч. 3 ст. 97 УК порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством (ч. 1 и 2 ст. 18 УИК предусматривают применение принудительных мер медицинского характера к осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости) и иными федеральными законами, в частности Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями и дополнениями).

В качестве примера можно привести дело Р., которая покушалась на убийство своего грудного ребенка, а затем пыталась покончить жизнь самоубийством. Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы Р. страдала психическим расстройством в форме депрессивно-параноидного синдрома. Она признана невменяемой, нуждающейся в принудительном лечении в психиатрическом стационаре общего типа. По показаниям представителя потерпевшего и свидетелей Р. с момента совершения деяний проживает с семьей, состояние ее здоровья улучшилось, она занимается ребенком, осознает происходящее, находится под присмотром родственников. Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также мнение лечащего Р. врача, суд пришел к правильному выводу о возможности излечения Р. без помещения в психиатрический стационар.

Согласно ст. 100 УК амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра назначается при наличии оснований для применения принудительных мер медицинского характера, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.

Этот вид лечения назначается, как правило, лицам, по своему психическому состоянию и с учетом характера совершенного деяния представляющим невысокую общественную опасность, в том числе лицам, способным относительно правильно оценивать свое психическое состояние, соблюдать назначенный режим, имеющим достаточно упорядоченное и организованное поведение, не требующим постоянного контроля со стороны медицинских работников.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется также к лицам, совершившим преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, но влияющего на характер их поведения (психопатии, легкие формы олигофрении, органические поражения мозга, невротические состояния и др.). Спецификой лечения данной категории лиц является возможность его соединения с наказанием.

Рассматриваемый вид принудительного лечения предполагает диспансерное наблюдение лица врачом учреждения, осуществляющего амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства больного или по месту отбывания наказания. Диспансерное наблюдение осуществляется путем периодического осмотра лица врачом-психиатром, выполнения необходимых лечебных назначений, оказания социальной помощи, осуществления реабилитационных мероприятий. Если амбулаторное наблюдение не связано с лишением свободы, оно имеет несомненное преимущество по сравнению с принудительным лечением в стационаре, так как дает возможность сохранить привычный для больного образ жизни, при условии, что ближайшее окружение не оказывает на него психотравмирующего воздействия.

При изменении психического состояния, требующего стационарного лечения лица, судом по представлению комиссии психиатров может быть изменен данный вид принудительного лечения на принудительное лечение в стационаре.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено лицу при наличии оснований применения принудительных мер медицинского характера, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут осуществляться только в психиатрическом стационаре (ч. 1 ст. 101 УК).

Законодательство предусматривает три варианта принудительного лечения: в психиатрическом стационаре общего типа, специализированном и специализированном с интенсивным наблюдением. Тип стационара определяется судом с учетом обеспечения безопасности госпитализированного лица и других лиц при соблюдении прав и законных интересов госпитализированного. Сам процесс лечения не зависит от вида принудительной меры и устанавливается органами здравоохранения. К лицам, которым назначено принудительное лечение, применяются те же методы диагностики, лечения и меры социальной реабилитации, которые применяются ко всем психически больным с соответствующим диагнозом.

С 1988 г. система принудительного лечения в Российской Федерации приведена в соответствие с международными нормами: с этого времени все психиатрические стационары, осуществляющие принудительное лечение, находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и других органов здравоохранения.

Психиатрическими стационарами общего типа являются отделения психиатрической больницы или другого медицинского учреждения, оказывающего стационарную психиатрическую помощь. Проведение принудительного лечения не основная функция этих отделений. Лица, которым назначено принудительное лечение, находятся там на общих основаниях вместе с обычными больными, страдающими психическими расстройствами. Единственным условием является закрытый характер отделения (отсутствие свободного выхода, непредоставление домашних отпусков и т.д.).

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения (ч. 2 ст. 101 УК). В психиатрическом стационаре общего типа не предусмотрены постоянное (непрерывное) или интенсивное наблюдение, включающее в законных пределах меры изоляции и физического стеснения для предотвращения общественно опасных действий. В связи с этим состояние больного, направляемого на принудительное лечение в психиатрический стационар общего типа, должно позволять его содержание без специальных мер безопасности, в условиях довольно свободного режима, свойственного современным психиатрическим стационарам. В психиатрический стационар общего типа рекомендуется, например, направлять лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии приступа хронического психического расстройства, при отсутствии выраженных тенденций к грубым нарушениям больничного режима, но при сохраняющейся вероятности повторения подобных приступов, а также при недостаточной критике своего состояния, что делает невозможным проведение лечения в амбулаторных условиях на общих основаниях.

Два других вида стационарного принудительного лечения осуществляются в стационарах специализированного типа, полностью предназначенных для проведения принудительного лечения. Специализирован-ность психиатрического стационара означает, что лечебное учреждение имеет специальный режим содержания пациентов, включая принятие мер по предотвращению повторных общественно опасных деяний и побегов, а также специализированные реабилитационно-профилактические и коррективно-восстановительные программы, ориентированные на особенности поступающих туда пациентов.

Принудительное лечение в специализированных отделениях может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения (ч. 3 ст. 101 УК). Такие стационары обычно создаются в виде отделений крупных региональных психиатрических больниц. Клинико-социальные особенности больных, содержащихся в этих отделениях, определяют специфику организации работы учреждений. Это, во-первых, касается усиленных контрольно-наблюдательных мер: охранная сигнализация, изолированные прогулочные дворы, контроль за передачами и т.п.; во-вторых, связано с проведением большого объема лечебно-реабилитационных мероприятий, трудотерапией и т.д.

Необходимость постоянного наблюдения за больными, направляемыми в стационары специализированного типа, определяется характером общественной опасности этих лиц, их склонностью к совершению повторных, нередко тяжких, общественно опасных деяний, к нарушению режима (побеги, злоупотребление алкоголем), что мешает проведению лечебных и реабилитационных мероприятий в условиях стационара общего типа. Постоянное наблюдение обеспечивается дополнительным медицинским персоналом и сотрудниками создаваемой в больницах службы обеспечения безопасности.

Стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением представляют собой самостоятельные психиатрические больницы федерального подчинения, обслуживающие территории нескольких субъектов РФ . Принудительное лечение в стационаре данного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения (ч. 4 ст. 101 УК).

Особая опасность таких лиц определяется высокой вероятностью совершения ими деяний, отнесенных УК к тяжким или особо тяжким, систематичностью совершения опасных деяний, несмотря на применявшиеся в прошлом меры медицинского характера, склонностью к грубым нарушениям больничного режима (отказу от лечения, нападениям на медицинский персонал и других пациентов, побегам, организации групповых беспорядков). Для них характерны ярко выраженная агрессивность по отношению к окружающим, а также высокая степень аутоагрессивности.

Интенсивное наблюдение означает усиленное наблюдение за состоянием и поведением лиц, находящихся на принудительном лечении, силами медицинского персонала при содействии сотрудников подразделения охраны психиатрического стационара с использованием технических средств - теле-, видео- и радиоконтроля. Охрана психиатрических стационаров специализированного типа с интенсивным наблюдением, обеспечение безопасности медицинского персонала и лиц, находящихся на принудительном лечении, сопровождение и охрана этих лиц при переводе их в другие психиатрические стационары или иные учреждения здравоохранения осуществляются сотрудниками уголовно-исполнительной системы, прошедшими специальную подготовку.

Принудительные меры медицинского характера в отношении несовершеннолетних назначаются в соответствии с рассмотренными критериями. Во время принудительного лечения этих лиц должны быть созданы условия для продолжения обучения и профессиональной подготовки несовершеннолетних. Лица, не достигшие 16-летнего возраста, в психиатрические стационары с интенсивным наблюдением не направляются.

В процессе исполнения принудительных мер медицинского характера возникает необходимость их продления, изменения и прекращения. Эти вопросы согласно ст. 102 УК решает суд по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. В УК подчеркивается ведущая роль судебного контроля не только при назначении принудительных мер, но и на протяжении всего процесса их осуществления.

Такой подход отражает тенденции развития психиатрии в направлении укрепления гарантий защиты прав человека , большей гуманизации и усиления контроля со стороны общества за обоснованностью применения различных видов психиатрической помощи, особенно осуществляемой в недобровольном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 УК лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже 1 раза в 6 месяцев с целью установления оснований для внесения представления в суд о прекращении или изменении применяемой меры. При отсутствии таких оснований администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или уголовно-исполнительная инспекция, осуществляющая контроль за применением принудительных мер медицинского характера, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть предпринято по истечении 6 месяцев с начала лечения, в последующем такое продление может производиться ежегодно.

Освидетельствование лица производится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения врач пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или через уголовно-исполнительную инспекцию, осуществляющую контроль за применением принудительных мер медицинского характера, вне зависимости от времени последнего освидетельствования.

Осужденным к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психи-атрическую экспертизу для решения вопроса о необходимости применения к указанным лицам принудительных мер медицинского характера в период условно досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого наказания, а также после отбытия наказания. Данное ходатайство вносится не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока исполнения наказания. Суд на основании заключения судебно-психи-атрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра или прекратить ее применение.

Установление судебной процедуры продления принудительного лечения повышает ответственность медицинских работников за обоснованность применения к больным рассматриваемых мер и является дополнительной гарантией защиты прав последних, поскольку определение о продлении принудительного лечения может быть обжаловано в суде.

При продлении данных мер учитывается сохранение оснований для назначения принудительного лечения, т.е. отсутствие существенных изменений в клинике заболевания, свидетельствующих о достижении в результате лечения стойкого безопасного состояния больного для себя и других лиц.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила без изменения постановление судьи областного суда, признавшего преждевременным прекращение принудительных мер медицинского характера. Отказ судьи отменить данные меры в отношении П., несмотря на улучшение его здоровья, был основан на приведенных в судебном заседании доказательствах, свидетельствующих о том, что П., совершивший убийство и злостное хулиганство, все еще представляет общественную опасность.

Изменение принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае, когда психическое состояние лица требует назначения иной принудительной меры медицинского характера. Такое изменение возможно в сторону как смягчения, так и перехода к более строгому по ограничительным условиям виду принудительного лечения. Возможно применение ступенчатой системы изменения принудительного лечения — например, после принудительного лечения в стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением при улучшении состояния больного последнего переводят в стационар специализированного типа, после чего в стационар общего типа. Наличие в УК нормы об амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра делает такую систему законченной, поскольку позволяет использовать указанную медицинскую меру как заключительный этап принудительного лечения.

Основанием прекращения применения принудительных мер медицинского характера является такое изменение психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры, прежде всего выздоровление лица (ч. 3 ст. 102 УК). Однако в отношении лиц, страдающих хроническими психическими расстройствами, говорить о полном выздоровлении не всегда возможно. Гораздо чаще наступают такие изменения состояния больного, в результате которых психические расстройства перестают быть связанными с возможностью причинения существенного вреда либо с опасностью больного для себя или других лиц. В большинстве случаев это вызвано улучшением психического состояния больного в результате проведенного лечения или реабилитирующих мероприятий. Но нередко снижение вероятности совершения опасных деяний является следствием не улучшения, а ухудшения клинических показаний психического расстройства, например, развитие слабоумия, снижение активности и т.п., что объективно приводит к уменьшению потенциальной опасности лица. Подобные изменения стойкого характера являются основанием для постановки вопроса об отмене принудительных мер медицинского характера.

Прекращая применение принудительных мер медицинского характера в психиатрическом стационаре, суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, в органы здравоохранения для решения вопроса о продолжении лечения или направлении его в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.

Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания, отличаются спецификой. В соответствии с ч. 2 ст. 99 УК они применяются к лицам, совершившим преступление в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости. Указанные лица могут быть осуждены к лишению свободы или к наказаниям, не связанным с лишением свободы, например к исправительным работам или обязательным работам.

При отбывании лишения свободы исполнение принудительных мер медицинского характера возлагается на администрацию и медицинскую службу исправительного учреждения. Особая роль принадлежит врачу-психиатру. Пенитенциарная психиатрия является самостоятельной отраслью судебной психиатрии, имеющей целью оказание необходимой помощи лицам с психическими расстройствами в местах лишения свободы.

Принудительное лечение при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, осуществляется медицинскими учреждениями органов здравоохранения, оказывающими амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства (психоневрологические диспансеры, отделения, кабинеты, поликлиники).

В связи с тем что в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» к этим лицам применяются недобровольные меры психиатрической помощи, выполнение назначенного им амбулаторного режима наблюдения и лечения не может обеспечиваться только медицинскими работниками. В случае уклонения лица от прохождения назначенного амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра и совершения им действий, затрудняющих обследование, медицинскому персоналу предоставлено право прибегать к помощи сотрудников полиции.

При изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, помещение больного в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение (например, в больницу необходимого профиля для лечения соматических заболеваний, существенно влияющих на интенсивность проявления психических расстройств) производится в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством о здравоохранении (ч. 2 ст. 104 УК). Такое стационарное лечение не является принудительной мерой медицинского характера.

Осужденные к лишению свободы помещаются в таких случаях в стационарные лечебно-профилактические учреждения мест лишения свободы (ст. 101УИК). Время пребывания в указанных учреждениях засчитывает-ся в срок отбывания наказания. При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного его выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении (ч. 3 ст. 104 УК), после чего он по решению суда направляется для дальнейшего отбывания наказания.

Прекращение принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на оснований заключения комиссии врачей-психиатров. Изменение данной принудительной меры и ее продление судом, в отличие от прочих принудительных мер медицинского характера, уголовным законом не предусмотрены.

Конфискация имущества

Конфискация имущества является одним из древних наказаний уголовного права . Первоначально как реализация частной мести, а впоследствии как вид наказания она была известна в Древней Греции и Древнем Риме. Упоминающиеся в Русской Правде XI в. «поток и разграбление» некоторые ученые тоже рассматривают как вид конфискации. Российское законодательство дореволюционного и советского периодов также предусматривало конфискацию имущества, причем практика ее применения различалась.

Согласно действующему УК конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора определенного имущества (ч. 1 ст. 104.1).

Исторически в доктрине уголовного права и процесса России выделялись в качестве видов общая и специальная конфискация имущества виновного лица. Под общей конфискацией понималась конфискация всего или части имущества (соответственно — полная или частичная конфискация). При этом исправительно-трудовое законодательство РСФСР предусматривало перечень вещей , которые не могли быть конфискованы у осужденного. Данная гарантия обеспечивала материальные условия существования виновного, которому судом назначалась полная конфискация имущества. Криминалисты неоднократно отмечали превентивное значение общей конфискации, которой преступники, действовавшие с корыстной целью, зачастую предпочитали длительные сроки лишения свободы . Вместе с тем ряд учёных выступали против данного вида наказания, поскольку общая конфискация имущества, по их мнению, нарушала право собственности , гарантированное Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Протокол № 5) и Конституцией РФ 1993 г. Кроме того, такая конфискация сказывалась на имущественном положении третьих лиц, в первую очередь членов семьи , и могла вынудить осужденного совершать новые преступления для восполнения утраченного имущества. Высказывались и другие аргументы «против».

Общая конфискация предусматривалась в отечественном уголовном законодательстве советского периода, а также в УК 1996 г. до реформы 2003 г. Отметим, что общая конфискация имущества не свойственна законодательству большинства государств, имеющему в своем арсенале лишь специальную конфискацию, под которой понимается принудительное изъятие не любого имущества осужденного лица, а имущества, полученного им преступным путем, а также доходов от этого имущества либо изъятие орудий, средств и предметов преступления. Второй вид специальной конфискации нередко закрепляется в уголовно-процессуальном законодательстве и применяется к вещественным доказательствам .

По УК 1960 г. и УК 1996 г. (до Федерального закона от 8 декабря 2003 г.) общая конфискация имущества предусматривалась в качестве дополнительного вида наказания и в перечне видов наказаний располагалась между ограничением по военной службе и ограничением свободы , что указывало на ее репрессивный характер. Данный вид наказания был конкретизирован в ст. 52 УК и устанавливался только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений.

Конфискация имущества существует в законодательстве большинства современных государств мира, однако ее правовая природа различна. В некоторых странах она является наказанием (в основном дополнительным), например в США , Нидерландах, Франции, Болгарии, Китае, Японии, Таиланде, Латвии, Таджикистане, Казахстане, Украине. В других государствах она относится к «иным мерам» уголовно-правового воздействия, например в Англии и Бельгии. В Дании и Испании конфискация является «дополнительным правовым последствием» преступления, а в Швеции и Швейцарии — «иной мерой», которая может быть применена к преступнику помимо наказания. В Литве конфискация — «средство уголовного воздействия», в Молдове — «мера безопасности». Уголовное законодательство Грузии и Азербайджана не предусматривает конфискацию имущества.

Такое различное отношение к конфискации имущества объясняется тем, что она представляет собой специфическую уголовно-правовую меру. Общая конфискация имущества лишает преступника части собственности, что определяет ее репрессивный характер и превентивное значение. Это позволяет рассматривать конфискацию имущества в качестве наказания. Вместе с тем специальная конфискация в большей степени выполняет не репрессивную, а восстановительную функцию, поскольку обращена на имущество, на которое у преступника нет и не может быть законного права. На такую особенность конфискации имущества указывалось еще в дореволюционной российской литера-туре, в частности А.А. Жижиленко, отмечавшим, что речь идет об институте, «совершенно отличном по своей правовой природе от наказания... Это особая категория имущественных взысканий, падающих на виновного в качестве дополнения к главным наказаниям». По мнению автора , правильно поступают те, кто видит в конфискации «не наказание и не меру предупредительную, а особую меру, которую они именуют отнятием права... потерю права, которая наступает в силу правового предписания и без вознаграждения».

Не только правовая природа конфискации имущества, но и само ее существование вызывали споры в уголовно-правовой науке. Российский криминалист И.Я. Фойницкий отмечал недостатки конфискации: она затрагивает не столько наказываемого, сколько его семью и наследников; конфискация всего имущества противоречит одной из главных задач государства, состоящей в обеспечении каждому лицу неприкосновенности его гражданских благ; конфискация несовместима с достоинством государства, если она назначается для обогащения государственной казны. Отметим, что критика в основном относилась к общей конфискации всего имущества осужденного, а не к частичной или специальной. Любое наказание и иная мера уголовно-правового характера сопряжены с правоограничениями и определенным образом затрагивают членов семьи.

Отечественный законодатель поставил точку в споре об обоснованности существования конфискации имущества в системе наказаний , исключив ее из УК в декабре 2003 г., что вызвало негативную реакцию большинства юристов и общественности. Этот шаг законодателя противоречил международно-правовым договорам , ратифицированным Российской Федерацией. После борьбы в течение нескольких лет за восстановление конфискации имущества в уголовном законодательстве Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»» УК был дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества». Конфискация имущества была возвращена в уголовный закон , но в ином качестве: она представляет собой не дополнительное наказание, а «иную меру уголовно-правового характера» наряду с принудительными мерами медицинского характера и принудительными мерами воспитательного воздействия. Несмотря на неоднозначное отношение ученых к подобному решению, последнее выглядит логично, учитывая вид конфискации и характер имущества, на который она может быть обращена.

Вид и характер имущества, подлежащего конфискации, конкретизируются в ст. 104.1 УК.

Согласно ст. 104 УК при решении вопроса о конфискации имущества судом вначале должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу. Оставшееся после возмещения такого вреда имущество может быть конфисковано. Закрепление данного положения в УК представляется важным шагом: наличие этой нормы означает учет интересов потерпевшего . Представляется необходимым следующий шаг, о котором говорится давно, — создание компенсационного фонда, из средств которого возмещался бы вред потерпевшим от иных преступлений, в первую очередь насильственных, как это принято в большинстве государств. На необходимость создания такого фонда неоднократно указывал Председатель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин. Источником средств фонда могли бы стать средства от имущественных наказаний и реализованного конфискованного имущества.

Перечень видов имущества, подлежащего конфискации, указывает на наличие в УК по сути двух видов конфискации — специальной и превентивной.

В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения определенных преступлений: квалифицированных видов убийства и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, преступлений террористического характера и экстремистской направленности, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и некоторых других. Конфискации подлежат также предметы контрабанды и любые доходы от этого имущества, за исключением предметов и доходов, подлежащих возвращению законному владельцу.

Перечень составов, установленный в ч. 1 ст. 104.1 УК, является исчерпывающим, и суд не может по своему усмотрению назначить конфискацию имущества за совершение лицом иного преступления, что вызывает справедливую критику в науке уголовного права и судебной практике. Отметим отсутствие в перечне хищений и основной части преступлений в сфере экономической деятельности. Представляется, что рассматриваемая норма нуждается в совершенствовании.

Приобретенное незаконным путем имущество нередко пускается виновным лицом в экономический оборот. В связи с этим в п. «б» ч. 1 названной статьи указывается на второй вид имущества, подлежащего конфискации, — деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. «а» ч. 1 ст. 104.1, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы.

Согласно п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК конфискации подлежат орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому. Все вышеназванные виды конфискации имущества являются разновидностями специальной конфискации.

Вместе с тем в УК предусмотрен еще один вид конфискации имущества, не известный ранее отечественному законодательству, — превентивная конфискация (п. «в» ч. 1 ст. 104). В этом случае конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Эта новелла УК криминологически обоснованна, однако вызывает сложности при ее практическом применении.

В ч. 2 ст. 104.1 УК законодатель еще раз подчеркнул специальный (ограниченный) характер конфискации имущества: «Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него». Таким образом, конфискации подлежат только добытые преступным путем доходы и приращения, что представляется правильным.

С целью оградить себя от возможной конфискации имущества лица, совершившие преступления, нередко оформляют имущество, особенно дорогостоящее, на членов своей семьи или на иных доверенных лиц. Для решения данной проблемы ч. 3 ст. 104.1 УК предусматривает следующее правило: «Имущество, указанное в частях первой и второй настоящей статьи, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий». Таким образом, охраняются законные права добросовестных приобретателей и ограничивается возможность манипуляции с имуществом, добытым преступным путем. Этой же цели служит норма, предусмотренная в ст. 104 УК, гласящая: «Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в статье 104.1 настоящего Кодекса, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета». Такое решение не затрагивает законные доходы преступника, поскольку денежные средства в данном случае лишь выполняют роль универсального экономического эквивалента.

Для обеспечения возможной конфискации имущества суд на основании ходатайства следователя или дознавателя в ходе предварительного расследования либо самостоятельно в ходе судебного разбирательства принимает решение о наложении ареста на имущество, подлежащее конфискации. С момента вынесения такого решения собственник или владелец имущества, а также иные лица не имеют права распоряжаться, а в ряде случаев и пользоваться этим имуществом либо имущество может быть изъято у собственника или у владельца.

Предусматривая нормы о конфискации в качестве иной меры уголовного характера, законодатель ни в УК, ни в УПК не указал на то, является это правом или обязанностью суда. Однако в юридической литературе отмечается, что согласно ст. 73, ч. 3 ст. 81, ст. 302 и 307 УПК следователю и суду необходимо устанавливать и доказывать обстоятельства, подтверждающие связь имущества, подлежащего конфискации, с конкретным преступлением. По мнению В.И. Михайлова, «при наличии таких доказательств суд обязан принять решение о его изъятии, если оно не подлежит возвращению владельцу».

Исполнение судебного решения о конфискации имущества осуществляется судебными приставами-исполнителями на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве » и Федерального закона «О судебных приставах».

Несмотря на наличие спорных вопросов, создана правовая основа для дальнейшего развития этой меры уже в ином правовом качестве, а существующие пробелы и неясности требуют скорейшего законодательного разрешения.

Иные меры уголовно-правового характера , иные меры уголовно-правового воздействия - общее название для мер, принимаемых государством в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния , которые не являются наказанием .

В законодательстве многих стран иные меры уголовно-правового характера (часто именуемые «меры безопасности») и наказание сосуществуют. Образующаяся система принудительных мер получила название «двухколейной» .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Прекращение уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа

    ✪ Принцип гуманизма. Статья 7 УК РФ

    ✪ Принцип справедливости. Статья 6 УК РФ

    ✪ 303 Общая характеристика преступлений против жизни и здоровья

    Субтитры

История

Институт иных мер уголовно-правового характера появился в уголовном праве относительно недавно (конец XIX - начало XX века). Его становление связано с идеями социологической школы уголовного права и возникшей на её основе школы новой социальной защиты. Представители данных школ выделяли особую категорию лиц, находящихся в «опасном состоянии», к которым относили, например, психически нездоровых лиц, рецидивистов, и лиц, относящихся к маргинальным слоям населения (бродяги, нищие). Поскольку данные лица склонны к совершению преступлений, они являются опасными для общества и, согласно воззрениям данной школы, их необходимо было обезвреживать ещё до соверешния преступления путём применения к ним так называемых «мер безопасности», например, принудительного лечения, высылки и т. д.

Под влиянием идей социологической школы в первой половине XX века институт иных мер уголовно-правового характера был включён в законодательство Австрии, Германии, Испании, Италии, Португалии, Швейцарии, Франции и её колоний, стран Латинской Америки. В изначальном виде он просуществовал довольно недолго, поскольку становление международного института прав человека привело к возврату к идеям законности и недопустимости применения репрессии к лицам, не совершившим преступления, присущим классической школе уголовного права. В настоящее время меры безопасности применяются к лицам, не совершавшим преступлений, лишь в отдельных странах (Гватемала, Испания, Италия, Куба, Никарагуа, Сан-Марино). В остальных странах меры безопасности применяются в рамках уголовно-процессуальных отношений, связанных с совершением общественно опасного деяния .

Современные меры уголовно-правового характера дают возможность более гибкого применения уголовно-правовых норм, позволяют избежать применения карательных мер (уголовного наказания) в тех ситуациях, когда оно является излишним для достижения целей уголовно-правового воздействия. Такие меры носят некарательный характер: лечебный, воспитательный, защитный, и способствуют в основном предупреждению преступлений .

Сущность

Чёткого определения иных мер уголовно-правового характера не существует. Иные меры уголовно-правового характера, в отличие от наказания, не образуют однородной системы, имеют существенные различия между собой по основаниям применения и юридической сущности. Поскольку перечень наказаний в уголовном законе , как правило, является исчерпывающим, все меры, которые не будут отнесены к мерам наказания, будут считаться иными мерами уголовно-правового воздействия .

Ф. Б. Гребёнкин даёт следующее определение иных мер уголовно-правового характера: «под иными мерами уголовно-правового характера следует понимать меры государственного принуждения, не входящие в систему наказаний и санкции уголовно-правовых норм, применяемые к лицам, совершившим общественно опасные деяния или преступления по усмотрению суда и ограничивающие их права, интересы и свободы с целью предупреждения совершения ими новых деяний или преступлений» .

В различных странах для обозначения иных мер уголовно-правового характера используются разные термины :

  • меры безопасности (бывшие югославские республики, Алжир, Афганистан, Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Исландия, Испания, Камерун, Колумбия, Коста-Рика, Котд’Ивуар, Куба, Ливан, Марокко, Мексика, Молдова, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, Таиланд, Турция, Уругвай, Чили);
  • меры исправления и безопасности (Германия, Греция);
  • административные меры безопасности (Италия);
  • меры (Венгрия, Нидерланды, Парагвай, Швейцария, Эфиопия);
  • предупредительные меры (Австрия);
  • уголовные меры (Польша);
  • иные правовые последствия (наказуемого деяния) - Дания и Норвегия;
  • меры надзора и исправления (Судан);
  • иные меры воздействия (Эстония);
  • иные меры уголовно-правового характера (Азербайджан, Россия, Таджикистан);
  • иные меры уголовно-правового воздействия (Армения, Казахстан, Туркменистан);
  • другие меры правового воздействия (Узбекистан);
  • уголовные меры иного вида (Грузия);
  • иные меры уголовной ответственности (Монголия).

Наказание и иные меры уголовно-правового характера

Иные меры уголовно-правового характера являются сходными с наказанием в том, что они являются формой правового реагирования государства в лице его правоохранительных органов на совершение общественно опасных деяний, применяются в строго определённых законах формах и по строго определённой уголовно-процессуальным законодательством процедуре, и предусматривают предоставление лицу, являющемуся адресатом данных мер, определённых гарантий его прав и свобод .

  • Иные меры уголовно-правового характера назначаются не только приговором суда (например, принудительные меры медицинского характера согласно ст. 443 УПК РФ назначаются постановлением суда)
  • Иные меры уголовно-правового характера могут быть применены к лицу, фактически совершившему преступное деяние , которое не является виновным в совершении преступления (принудительные меры медицинского характера применяются и к невменяемым лицам).
  • Иные меры уголовно-правового характера не обязательно включают в себя лишение или ограничение прав и свобод лица (например, не влияют на объём прав лица такие принудительные меры воспитательного воздействия , как предупреждение или передача под надзор родителей).
  • Иные меры уголовно-правового воздействия могут иметь иные цели помимо восстановления справедливости , исправления осуждённого и предотвращения совершения новых преступлений. Обычно принудительные меры, как и наказание, преследуют цель частного предупреждения преступлений, но выделяют и иные цели: так, принудительные меры медицинского характера имеют целью улучшение психического здоровья лица; конфискация - возмещение ущерба, причинённого преступлением; принудительные меры воспитательного воздействия - перевоспитание и социальную защиту лица.
  • Иные меры могут применяться к лицам, не совершавшим преступного деяния - конфискация имущества у третьих лиц, получивших его от преступника; наложение штрафа на родителей несовершеннолетнего, освобождённого от уголовной ответственности (Таиланд).

Однозначной границы между наказанием и иными мерами уголовно-правового характера нет. В разных правовых системах такие меры, как специальная конфискация, выдворение иностранцев, ограничение специальных прав могут относиться как к мерам наказания, так и к иным мерам уголовно-правового характера. Меры уголовно-правового характера могут использоваться в качестве суррогатных наказаний для лиц, не являющихся субъектами уголовного права (например, в отношении юридических лиц) . Во многом различие между наказаниями и иными мерами уголовно-правового характера носит не содержательный, а юридико-технический характер.

Виды иных мер уголовно-правового характера

Иные меры уголовно-правового характера могут являться формой реализации уголовной ответственности (конфискация), формой освобождения от уголовной ответственности (принудительные меры воспитательного воздействия), а также применяться к лицам, не подлежащим ответственности (принудительные меры медицинского характера) . В зависимости от этого может проводиться их классификация. В Парагвае все иные меры уголовно-правового характера делятся на меры надзора, лечения и безопасности, а также на меры, связанные и не связанные с лишением свободы. В Эфиопии выделяются меры, применяемые к невменяемым и частично вменяемым лицам и меры превенции и защиты. В Белоруссии выделяют иные меры уголовной ответственности (применяемые к лицам, совершившим преступления) и принудительные меры безопасности и лечения (применяемые к лицам, которые совершили общественно опасные деяния, но не могут привлекаться к ответственности) .

Система иных мер уголовно-правового характера, как правило, закрепляется в законодательстве путём фиксации исчерпывающего перечня таких мер. Однако в большинстве государств СНГ чёткий перечень иных мер уголовно-правового характера отсутствует. Даже в России, несмотря на выделенеие в УК РФ раздела «Иные меры уголовно-правового характера», содержащего положения о принудительных мерах медицинского характера и конфискации имущества, к иным мерам относят также как минимум принудительные меры воспитательного воздействия, регламентация которых осуществляется в другом разделе УК .

Законодательство различных государств выделяет следующие меры уголовно-правового характера :

  • принудительные меры медицинского характера (бывшие югославские республики, Австрия, Алжир, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Испания, Италия, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Молдова, Никарагуа, Норвегия, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, США, Судан, Таиланд, Турция, Уругвай, Чехия, Швейцария, Эстония);
  • запрет заниматься определенной профессиональной деятельностью (бывшие югославские республики, Алжир, Боливия, Германия, Испания, Кот д’Ивуар, Парагвай, Польша, Португалия, Румыния, Таиланд, Турция);
  • специальная конфискация (бывшие югославские республики, Алжир, Венгрия, Кот д’Ивуар, Молдова, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Турция, Чехия, Эстония);
  • установление надзора (Боливия, Бразилия, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Италия, Колумбия, Кот д’Ивуар, Никарагуа, Норвегия, Панама, Парагвай, Сальвадор, Сан-Марино, США, Турция, Уругвай);
  • поручительство о хорошем поведении (Боливия, Великобритания, Гватемала, Гондурас, Кот д’Ивуар, США, Таиланд, Уругвай);
  • лишение водительских прав (бывшие югославские республики, Германия, Испания, Панама, Парагвай, Польша, Португалия);
  • выдворение иностранцев из страны (бывшие югославские республики, Гондурас, Испания, Италия, Кот д’Ивуар, Молдова, Румыния, Сан-Марино, Турция);
  • высылка (Бразилия, Гватемала, Гондурас, Испания, Италия, Кот д’Ивуар, Норвегия, Румыния, Таиланд);
  • запрещение посещения определенных мест (Бразилия, Гватемала, Гондурас, Италия, Кот д’Ивуар, Панама, Парагвай, Швейцария);
  • воспитательные меры в отношении несовершеннолетних (страны СНГ, Бразилия, Гондурас, Испания, Италия, Коста-Рика, Куба, Молдова, Никарагуа, Сан-Марино, Судан, Турция, Уругвай, Чехия, Эстония);
  • помещение в сельскохозяйственную колонию или иное исправительно-трудовое учреждение (Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Италия, Колумбия, Сан-Марино);
  • превентивное или продленное заключение (Австралия, Боливия, Германия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Парагвай, США);
  • запрет потребления спиртных напитков (Ирак, Ливан, Норвегия, Панама);
  • закрытие учреждения (Алжир, Кот д’Ивуар).

Иные меры уголовно-правового характера в законодательстве России

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации включает раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера». Однако данный раздел включает не все меры уголовно-правового характера, некоторые из них содержатся и в других главах УК.

Принудительные меры медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния , и нуждающимся в лечении психических расстройств , а также к лицам, страдающим расстройствами сексуального предпочтения. В Российской Федерации применяются следующие принудительные меры медицинского характера:

  • Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением

В настоящее время в РФ не существует каких-либо принудительных мер медицинского характера, применяемых к алкоголикам и наркоманам . Однако в соответствии с ч. 3 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к таким лицам может быть применено обязательное лечение.

Конфискация имущества

Конфискация имущества заключается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства имущества лица, совершившего преступление . Конфискация имущества может быть полной или частичной.

В РФ конфискация имущества являлась одним из видов наказаний , однако в декабре 2003 года она была исключена из УК РФ . Она вновь появилась в уголовном законодательстве в июле 2006 года в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и касается не всех преступлений, а лишь тех, которые перечислены в уголовном законодательстве (этот перечень включает террористический акт , деяния, связанные с терроризмом и организованной преступностью и т. д. Конфискованы могут быть

УК РФ в гл. VI «Иные меры уголовно-правового характера» предусматривает возможность применения, помимо наказания, принудительных мер медицинского характера (далее - ПММХ). Таким образом, ПММХ являются одной из разновидностей мер уголовно-правового воздействия и выступают в роли формы реализации уголовной ответственности. При этом данным мерам присущи свойства, как указывающие на их сходство с наказанием, так и позволяющие говорить об их принципиальной нетождественное™.

Принудительными мерами медицинского характера являются, регламентированные УК РФ меры, назначаемые судом в целях излечения (улучшение психического состояния), а так же изоляции лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, либо совершивших преступления и при этом страдающих психическими расстройствами не исключающими вменяемости и нуждающихся в психиатрической помощи.

ПММХ, предусматривают ряд правоограничений (ограничение свободы, необходимость прохождения медицинского обследования и лечения и т.д.), носят принудительный характер. Применение ПММХ возможно за совершение общественно опасного деяния, указанного в качестве преступления в Особенной части УК РФ. ПММХ, как и наказание, применяются в целях предупреждения совершения новых преступлений.

В то же время, в отличие от наказания, ПММХ не влекут за собой судимости, не содержат выражения от имени государства отрицательной оценки действий лиц, страдающих психическим расстройством, не содержат элементов кары, не преследуют цели исправления. Кроме того, суд, назначая ПММХ, не устанавливает их продолжительности. Немаловажное отличие ПММХ наблюдается в целях применения и средствах их достижения. Так, согласно ст. 98 УК РФ ближайшие цели ПММХ заключаются в излечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, или улучшении их психического состояния. Основная цель состоит в предупреждении совершения ими новых общественно опасных деяний, предусмотренных в Особенной части УК РФ. В связи с этим принудительность ПММХ и установленные законодательством правоограничения носят лишь вынужденный характер, обусловленный необходимостью обеспечения лечебного процесса.

Рассматривая социально-правовую природу принудительных мер медицинского характера, можно выделить два взаимообусловленных критерия (признака) - юридический и медицинский.

Юридический критерий выражается в том, что правовое регулирование оснований и целей применения, порядка назначения, изменения и прекращения ПММХ осуществляется в рамках уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Так, УК РФ в разд. VI закрепляет основания, цели, виды и порядок назначения ПММХ (ст. 97-104 УК РФ). УПК РФ устанавливает процессуальный порядок принятия судебного решения о назначении, изменении и прекращении ПММХ (гл. 51), а также процессуальное положение, круг нрав и обязанностей лиц, к которым применяются данные меры, и организаций, осуществляющих принудительное лечение. Кроме того, правовую основу применения данных мер составляет Закон РФ от 12 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», который предусматривает порядок и условия лечения больных, а также ведомственные подзаконные акты, регулирующие порядок функционирования медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь. Разъяснения применения принудительных мер медицинского характера содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6 «О практике применения принудительных мер медицинского характера».

Необоснованное применение ПММХ, как и любой другой меры государственного принуждения, влечет существенное нарушение законных прав и интересов граждан. В целях недопущения указанных фактов в настоящее время в Российской Федерации созданы правовые гарантии для законного применения ПММХ. Одним из средств предупреждения необоснованного применения ПММХ выступает возможность привлечения к уголовной ответственности за незаконную госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 128 УК РФ).

Медицинский критерий ПММХ выражается в оказании медицинской помощи лицам, страдающим психическими заболеваниями, режимом прохождения лечения и медицинскими показаниями к его изменению, продлению, прекращению. Официальное заключение комиссии врачей- психиатров, в котором содержатся диагноз заболевания и конкретные рекомендации по проведению лечения, является фактической основой для выбора судом конкретного вида ПММХ, его изменения, продления либо отмены. Так, содержание конкретной меры, т.е. характер лечения, назначаемые процедуры, применяемые медикаменты, частота их применения, основываются исключительно на медицинских показаниях и находятся в ведении медицинского персонала лечебного заведения.

В зависимости от режима прохождения лечения ПММХ делятся на две группы:

  • - принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях;
  • - принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

знать

  • структуру иных мер уголовно-правового характера;
  • на какие ситуации рассчитаны нормы ст. 97–104 УК РФ;
  • в чем выражается принудительность мер медицинского характера и каковы цели их применения;
  • как определяются сроки принудительного лечения;
  • каков порядок применения, продления и прекращения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания;

уметь

  • выделять и обосновывать основания применения принудительных мер медицинского характера;
  • раскрывать особенности каждого из видов принудительных мер медицинского характера;
  • анализировать основания и порядок продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера;
  • анализировать правовую природу конфискации имущества;

владеть

  • навыками оперирования основными понятиями о критериях невменяемости, лицах, которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера, видах этих мер, вопросах, которые ставятся при назначении судебно-психиатрической экспертизы и подлежат оценке судом;
  • умением рассмотрения проблем конфискации имущества (ст. 104.1 УК РФ).

Принудительные меры медицинского характера

В соответствии с ч. 1 ст. 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

  • а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части, в состоянии невменяемости;
  • б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
  • в) совершившим преступления и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
  • д) совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (п. "в" и "д" были введены Федеральным законом от 29 февраля 2012 г.).

Общие условия применения принудительного лечения установлены Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях нрав граждан при ее оказании".

Согласно ст. 11 этого Закона принудительное лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным УК РФ, а также при недобровольной госпитализации.

Принудительные меры медицинского характера выражаются в принудительном психиатрическом наблюдении и лечении лиц, совершивших общественно опасные деяния (или преступления) и страдающих психическими расстройствами. Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, но имеют с ним сходство, поскольку являются мерами государственного принуждения, назначаемыми судом (ч. 1 ст. 97 УК РФ). Принудительность этих мер состоит в том, что их применение не зависит от желания лица, которому они назначаются, однако в отличие от наказания данные меры не содержат элементов кары, не выражают от имени государства отрицательной оценки деяния и лица, совершившего преступление, и не влекут судимости.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 7 апреля 2011 г. № 6 разъясняет судам, что принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера и применяются только к лицам, которые совершили предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 1 и 2 ст. 97 УК РФ). При этом цели применения принудительных мер медицинского характера отличаются от целей применения наказания и силу ст. 98 УК РФ заключаются в излечении или улучшении психического состояния указанных лиц, а также предупреждении совершения ими новых предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний (п. 2 постановления).

Применение принудительных мер медицинского характера не преследует достижение целей восстановления социальной справедливости, исправления и предупреждения преступлений. В соответствии со ст. 98 УК РФ целями таких мер являются излечение лиц, страдающих психическими расстройствами, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных Особенной частью УК РФ.

Основанием для назначения принудительных мер медицинского характера лицам, страдающим психическими расстройствами, является совокупность трех условий:

  • 1) совершение общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ (п. "а" ст. 97 УК РФ), или преступления (п. "б", "в" ч. 1 ст. 97 УК РФ);
  • 2) наличие в момент совершения общественно опасного деяния состояния невменяемости (п. "а" ч. 1 ст. 97 УК РФ) или психического расстройства, не исключающего вменяемости в момент совершения преступления (п. "в" ч. 1 ст. 97 УК РФ) либо наступление после совершения преступления психического расстройства, исключающего возможность назначения или исполнения наказания (п. "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ);
  • 3) установление такого психического состояния субъекта, которое создает реальную возможность совершения им нового опасного деяния либо сопряжено с непосредственной опасностью для себя или других лиц.

К указанным лицам принудительные меры медицинского характера могут быть применены только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда или с опасностью для себя или других лиц. Если указанные лица по своему психическому состоянию не представляют опасности, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

При назначении принудительных мер медицинского характера суд не устанавливает конкретных сроков их применения, поскольку невозможно прогнозировать, в течение какого времени может наступить изменение психического состояния лица, при котором отпадет необходимость в применении назначенной ранее меры. В определении суда лишь указывается вид психиатрического стационара, где будет проводиться лечение, однако закон обеспечивает права лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера, определяя порядок продления, изменения и прекращения указанных мер.

В ст. 99 УК РФ закреплен исчерпывающий перечень видов принудительных мер медицинского характера:

  • 1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
  • 2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
  • 3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
  • 4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 УК РФ лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе лицам, указанным в п. "д" ч. 1 ст. 97 УК РФ, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ).

Основания для выбора того или иного вида принудительного лечения закреплены в ст. 100 и 101 УК РФ. Они зависят от психического состояния лица и возможности излечения либо улучшения состояния психического здоровья.

Назначение принудительного амбулаторного лечения необходимо только при наличии оснований, указанных в ч. 2 ст. 97 УК РФ.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре согласно ст. 101 УК РФ может назначаться, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в данном лечебном учреждении. Также в УК РФ регламентированы основания для выбора психиатрического стационара трех типов: общего, специализированного и с интенсивным наблюдением.

Отличие принудительных мер медицинского характера от наказания проявляется в содержании целей, в определении срока их применения, в порядке замены одного вида другим.

Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера зависит от результатов лечения и психического состояния лица на момент принятия решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 УК РФ продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, уголовно-исполнительной инспекцией, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 102 УК РФ лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращении ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или уголовноисполнительную инспекцию.

Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление производится ежегодно. Согласно ч. 2.1 в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ суд на основании ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. "д" ч. 1 ст. 97 УК РФ, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. На основании заключения судебно-психиатрической экспертизы суд может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную п. "а" ч. 1 ст. 99 УК РФ, или прекратить ее применение. Действие этой части статьи распространяется на осужденных к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста.

Основанием изменения или прекращения применения принудительной меры медицинского характера является такое изменение психического состояния лица, при котором отпадает необходимость применения ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера как усиленного вида режима, так и более мягкого.

В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

В соответствии со ст. 103 УК РФ в случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения, время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы. Следовательно, такой порядок зачета срока относится только к лицам, указанным в п. "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ.

В соответствии со ст. 104 УК РФ в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 99 УК РФ, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы. Если психическое состояние осужденного изменилось и требует стационарного лечения, это лицо помещается в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении (ч. 2 ст. 104 УК РФ). Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания. Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Конфискация имущества

Конфискация имущества в настоящее время признана иной мерой уголовно-правового характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества – принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества: денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения определенных преступлений, указанных в п. "а" ч. 1 данной статьи (например, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 2–4 ст. 111, ч. 2 ст. 126, ст. 127.1, ч. 2 ст. 141, ст. 205, 206, 222, 228.1- 229, 285, 290, ч. 3 ст. 359 УК РФ или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, ответственность за которые установлена ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу).

Конфискации также подлежат деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и доходы от этого имущества были полностью или частично превращены или преобразованы.

Кроме того, конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) (п. "в" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ). Наконец, конфискуются орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому (п. "г" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ).

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104.1 УК РФ, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по другой причине, судом выносится решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета (ст. 104.2 УК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 104.3 УК РФ при принятии решения о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу. При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ, из его стоимости возмещается вред, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства.